221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Роль семейного воспитания в развитии ребенка

Роль семейного воспитания в развитии личности дошкольников

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Дата публикации: 23.10.2017

Статья просмотрена: 516 раз

Библиографическое описание:

Волкова В. Е. Роль семейного воспитания в развитии личности дошкольников [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 35-37. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13141/ (дата обращения: 23.03.2020).

Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья. В современном обществе семья рассматривается, как институт первичной социализации ребенка и важность ее обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни.

Приоритетная роль семьи в формировании личности ребенка отчетливо обозначена в законодательных документах международного и отечественного уровней: в Конвенции о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, Семейном кодексе, Законе «Об образовании в Российской Федерации». В этих документах закрепляется первоочередное право родителей на воспитание детей, обозначена роль иных социальных институтов, призванных помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи. В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) говорится, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития [8, гл. 4 ст. 44].

Проблеме семьи, как важному институту, уделяли и уделяют внимание многие авторы: А. В. Мудрик, П. И. Пидкасистый, Б. Т. Лихачев, А. В. Дронь, Л. В. Данилюк, Т. А. Куликова, Н. В. Евдокимова, Н. В. Додокина, Е. А. Кудрявцева, О. В. Солодянникова, Е. Ф. Акулова, Т. М. Царева, С. В. Елесеева, А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина, Т. Н. Доронова, С. В. Глебова, А. В. Козлова, О. И. Давыдова и др.

В своих трудах А. В. Мудрик подчеркивает, что «семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны взаимной моральной взаимопомощью, в ней вырабатывается совокупность норм, образцов поведения» [6;50].

Для маленького ребенка семья — это целый мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи ее членом, ребенок вступает в определенные отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребенок растет либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

Семье принадлежит основная общественная функция — воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка. Неоспоримо, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.

О. В. Солодянникова отмечает, что ребенок перенимает от родителей множество личностных смыслов, которые становятся фундаментом для его дальнейшего самоопределения и идентичности. Однако данные представления о мире и себе не всегда являются для него конструктивными. В ситуациях неправильного взаимодействия родителей с ребенком (например, без учета его личностных особенностей) у него возникает негативный образ себя, вследствие чего искажается и мировосприятие [7,38].

Именно семья, по мнению Н. В. Евдокимовой, Н. В. Додокиной, Е. А. Кудрявцевой помогает ребенку превратиться в зрелую личность, так как психологические установки семьи, характер взаимодействия ребенка с взрослыми, семейный микроклимат — все это формирует личность ребенка. И как бы ни спорили психологи и педагоги по поводу особенностей формирования личности ребенка, никто из них не отрицает огромного влияния, которое оказывают родители на этот процесс [4,106]. Семья является важнейшим источником для формирования личностной и социальной стабильности ребенка. Помимо сознательного целенаправленного воспитания, которое дают родители своему ребенку, на него воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия (которое ребенок испытывает раньше всего, в тот период, когда он наиболее восприимчив) накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста трудно переоценить. Семья оказывает решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети приобретают первый опыт социальной жизни, получают уроки нравственности, в семье формируется их характер, расширяется кругозор, закладываются исходные жизненные позиции.

Е. Ф. Акулова, Т. М. Царева, С. В. Елисеева выделяют три основных фактора влияния родительской семьи на формирование личности ребенка:

  1. Личный опыт ребенка, полученный при его взаимодействии с родителями;
  2. Социально-экономический статус семьи;
  3. Личность ребенка [1,16].

Для семьи характерны сравнительно «мягкие» отношения между родителями и ребенком, эмоциональная насыщенность отношений, постоянство и длительность педагогической программы поведения родителей, воздействий их на ребенка, индивидуальная обращенность педагогических воздействий к ребенку, подвижный режим дня, возможность общаться с детьми-родственниками разных возрастов. От того, каков психологический климат в семье, какие сложились отношения, традиции, обычаи, во многом зависит личность ребенка в будущем.

А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина считают, что семья оказывает огромное влияние на эмоциональное, духовное, физические развитие ребенка, в том числе на развитие его личности. Ребенок без семьи эмоционально глух, невосприимчив к чувствам других людей. Ребенок, воспитывающийся вне семьи, если даже ничего не теряет в интеллектуальном плане, то он теряет что-то в личностном плане, в плане роста и становления своей личности [5,43]. Именно семья помогает ему превратиться в зрелую личность, которая станет полноценным гражданином и достойным членом общества. И поэтому, семья — это тот фактор, тот социальный институт, который оказывает непосредственное влияние на развитие личности. Но с другой стороны, ребенок не пассивное существо, лениво воспринимающее влияние, направленное на развитие его личности, а активная сторона этого процесса, в частности собственная активность ребенка в данном процессе и влияние не зависящих от кого-либо факторов (темперамент, характер ребенка).

Говоря о недостатках семейного воспитания, можно сказать, что в семье, как правило, у родителей сформированы отрывочные представления о воспитании, и поэтому они часто используют случайную педагогическую литературу. Кроме того, для семей характерен стихийный характер воспитания и обучения ребенка, использование отдельных традиций и элементов целенаправленного воспитания, стремление взрослых создать в семье условия для себя, непонимание ими важности этих условий для ребенка, непонимание возрастных особенностей дошкольников, представление о детях как об уменьшенной копии взрослых, стремление оценивать не его поведение, а его личность, малосодержательность деятельности ребенка в семье, недостаток общения с детьми в игре.

Как отмечает Т. Н. Доронова, многие женщины активно совмещают воспитание детей и домашнюю работу с выстраиванием собственной карьеры. Расширившееся информационное поле позволяет им знакомиться с опытом воспитания в других семьях, странах, культурах. Одна из острейших проблем — уменьшение времени, которое родители могут уделить общению с воспитателями и помощи дошкольного образовательного учреждения, а главное, общению с собственным ребенком.

К сожалению, современные семьи не всегда педагогически грамотны, они остро нуждаются в квалифицированной поддержке и помощи различных специалистов. В последнее время исследователи Т. Н. Доронова, С. В. Глебова, А. В. Козлова, О. И. Давыдова и др. все чаще говорят о разрушении традиционных устоев семьи, что является одной из причин кризиса в нравственной сфере современного общества. Кризисные явления в жизни семьи многообразны: отмечаются деформации в сфере семейного воспитания — отсутствие общности родителей и детей, навыков совместного проживания с ребенком событий семейной жизни; отмечается размытость представлений о целях и задачах семейного воспитания, путях и средствах развития детей; нарушены внутрисемейные родительские и детско-родительские отношения; родители зачастую пассивны, занимают потребительские позиции в отношении образовательных учреждений [3, 65].

Кризис современных семей выражается в усугублении трудностей семейного воспитания, ослаблении внимания к духовным ценностям. Отсутствие у молодых родителей осознанного отношения к их роли, снижение социальной установки на воспитание, образование детей, противоречивость представлений о целях, задачах воспитания, закономерностях психического развития ребенка — все это отрицательно влияет на стабильность молодой семьи и полноценное становление личности ребенка, усиливает эмоциональную напряженность в семье, негативно сказывается на развитии детей. И самая большая опасность — в разрушении личности. Материальные ценности зачастую доминируют над духовными, поэтому у детей искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, толерантности, гражданственности, патриотизме. [2, 4]

Молодые родители, привыкшие к современным приемам подачи информации, с трудом воспринимают привычные для педагогов и ставшие традиционными формы работы. Это еще один вызов времени.

Таким образом, огромная роль семьи в развитии личности ребенка очевидна. Семья — это основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей. Семья — первый коллектив, который дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как надо себя вести. В семье юный гражданин получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Именно в семье индивид становится личностью. Однако существуют проблемы, с которыми сталкивается современная семья, в первую очередь — это высокий уровень занятости родителей, который не позволяет достаточно времени уделять своему ребенку. Существенной проблемой семьи считается развод, он перестает быть исключительным и становится обычным, ординарным явлением, что негативно сказывается на развитии ребенка в такой семье. Также авторами отмечаются нарастающие явления кризиса современной семьи, которые выражаются в снижении социальной установки на воспитание, потребительском отношении супругов друг к другу, что, естественно, сказывается на личностном развитии ребенка.

  1. Акулова Е. Ф. Среди людей. Учебно-методическое пособие./ Е. Ф. Акулова, Т. М. Царева, С. В. Елисеева — Тольятти, 2007. — 295с.
  2. Глебова С. В. Детский сад — семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей, родителей./ С. В. Глебова — Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005–111 с.
  3. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. / Т. Н. Доронова // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 1. — С.64–69
  4. Евдокимова Н. В. Детский сад и семья. Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей. / Н. В. Евдокимова, Н. В. Додокина, Е. А. Кудрявцева — М: Мозаика-Синтез — 2008–144с.
  5. Козлова С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире. / С. А. Козлова //Дошкольное воспитание. — 2001. — № 9. — С.98–103.
  6. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Практическое пособие. / О. В. Солодянкина — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2006–79 с.
  7. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — Информационная справочно-правовая система «Консультант Плюс».
Читать еще:  Сведения о воспитаннике в детском саду

Семья и ее роль в воспитании детей.

Развитие детей начинается с семьи. Близкие вкладывают в личность основы поведения, духовные и общественные нормы. Роль семьи в воспитании детей настолько велика, что влияет на становление личности как положительно так и отрицательно. Как же вести себя членам семьи, чтобы воспитать полноценную, адекватную личность? Какие задачи стоят перед родителями?

Роль семьи в воспитании детей

Обычно члены семьи принадлежат одному поколению, но бывает вместе живут много поколений семьи (бабушка, дедушка, мама, папа). Благоприятным моментом роста является то, что ребенок ощущает защиту и получает духовный подъем общаясь с мамой, папой, сестрами, братьями, бабушкой или дедушкой. В такой семье самопроизвольно вырабатываются знания и готовность проявлять внимание, спешить помочь. Вспомните теплые вечера с бабушкой, добрые сказки и вкусный чай с вареньем.

Это прививает заботу о близких, ценность семейного очага. Дедушка — символ мудрости и мужества, научит ремеслу. Многодетная семья дает огромную возможность получить многогранное развитие мальчикам и девочкам. Дети из такой семьи вырастают чуткими, внимательными, самостоятельными.

Также положительную роль семьи в воспитании ребенка играет личный пример родителей. Чтобы сын стремился быть сильным и поступать правильно, просто необходимо видеть перед собой такой пример. Дочь вырастет женственной, достойной, любящей только если ее мама была таковой.

На главном месте в воспитании подрастающего человека стоит духовный союз, открытая связь родителей с малышом. Ни за что на свете не стоит бросать на произвол судьбы воспитание ребенка или оставлять подростка самим с собой.

Каждый родитель видит в чаде продолжение самого себя. Некоторые родители видят свою крошку, как объект для реализации несбывшихся желаний, впоследствии такой малыш становится частью родителей. Нередко мы, родители, выбираем занятия по своему усмотрению, по своим интересам.

Нелегко отказываться от реализации желаний. Главная задача — принять решение, которое удовлетворяло бы обоих участников (маму, папу), помнить о мнении другого родителя. Еще одной задачей взрослых является соответствие слов и дел. Кроха не понимает, почему курение вредно, если папа или мама не стесняясь курят. Также немаловажно обсуждать противоречия без присутствия детей. Маленькие слушатели легко усваивают информацию, а также используют выгодно для себя, обычно их выбор склоняется в сторону лени, нежелания учиться, упрямства.

Во время контакта родителей с детьми вырабатывается понятие общения:

  • Кроха воспринимается таким, какой он есть;
  • Взрослый смотрит на ситуацию глазами ребенка;
  • Родитель верно оценивает ситуацию.

Некоторые родители любят свое чадо просто так, ни за достижения или красивую внешность, а просто за то, что он есть. Это есть безусловная любовь.

Бывает, что детей любят за поступки, хорошие оценки или яркую внешность. Однако, когда школьник приносит плохую оценку, он чувствует, что никому не нужен, отношения ухудшаются. Тогда дите не ощущает защиту, которая так необходима. Такую любовь называют обусловленной.

Самое страшное для детей — это полное безразличие. Такое отношение играет пагубную роль семьи в воспитании личности ребенка. Если младенец был нежеланный или случились серьезные проблемы, может внешность малыша не удовлетворяет желаний родителей, это приводит к отвержению отпрыска или безразличию. Нередко такое отношение складывается подсознательно, т.е. не контролируется.

Семья закладывает физическое развитие, здоровье индивидуума. Также немаловажна роль семьи в воспитании нравственных ценностей. Влияние семьи на воспитание ребенка ежедневно оказывают родные, умственный рост зависит от ценностей родителей, обстановки в семье, познавательных потребностей.

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста

По натуре своей дети любопытны, они постоянно о чем то спрашивают взрослых, тем самым развивают свой кругозор и словарь. Дети дошкольного возраста интересуются всем, что неизвестно или непонятно им. Дошколята, умеющие читать сами, черпают информацию из литературы, былин, потешек. Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста очень велика, дошкольникам необходимо посещать спектакли, просматривать познавательные передачи, следить за выставками, ходить в музеи. Посещая культурные общественные места прививается умение правильно общаться, страсть к искусству.

Познавательные умения начинают развиваться раньше, чем предполагают часть родителей:

  • первая улыбка мамы;
  • забота о младенце;
  • чтение сказок, стишков;
  • разговоры по дороге домой и много другое.

Обыденные для взрослых действия имеют большое значение воспитания дошкольника.

Большую роль развития дошкольника играет стиль семейного воспитания.
Проанализируйте свое отношение к ребенку, Ваше общение. Если Вы понимаете, что действующий стиль не приведет к положительному результату, постарайтесь сменить тактику воспитания. Стиль семейного воспитания играет огромную роль в становлении личности.

Роль семьи в духовно нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Родители — основоположники рождения личности, роль семьи в воспитании ребенка, продвижение его нравственного уровня, безоговорочно, велика. Дошкольный возраст очень доверчивый и дети впитывают информацию “как губка”. Поэтому ученые и педагоги подтверждают, что эти годы очень важны для закладки морально-нравственного фундамента. Семья представляет первое общество, которое оказывает мощное влияние на формирование человека как личность.

Началом нравственного воспитания является духовность окружения, в котором дошкольник проводит основное время. Нравственное воспитание выражается вежливостью, уважением к старшим, тактичностью.

Традиционные роли родителей.

Детям непрерывно нужно получать родительскую любовь. Во время сложных ситуаций малышу необходима родительская поддержка. Семью нельзя чем то заменить. Какую же роль играют родители в воспитании детей? Родители являются показателем норм поведения в обществе, правил коммуникации с близкими, реализации себя как личность. Некоторые считают, что до трех лет заниматься воспитанием нецелесообразно, однако именно этот период роста является основополагающим для закладки знаний, умений, ценностей, отношения к себе и окружающим. Главную роль здесь играют мать и отец.

Роль матери в воспитании ребенка.

Мама — это единственный человек, с которым дети чувствуют себя в полной безопасности. Только находясь с мамой можно быть собой и не переживать о том, что кто-то посмеется или обидит. Находясь под материнской защитой, кроха перестанет боятся чужих насмешек и начинает строить взаимоотношения с обществом. Основная роль матери в воспитании ребенка ведет к тому, чтобы она стала хорошим примером и верным другом. Мать должна спокойно объяснять малышу, если он поступил неправильно, неприемлемы физические наказания или приказной тон. Детям необходимо озвучить круг их обязанностей по дому, опираясь на возрастные и физические особенности. Вопрос состоит в том, чтобы мама приучила выполнять задания с любовью, ответственностью и удовольствием.

Женщине необходимо делиться своими ценностями, знаниями, взглядами, но не навязывать. Дочери или сыну важно, чтобы его мнение было услышано. Когда в семье не один ребёнок, а два, три или более, маме сложнее распределить свое внимание на всех детей поровну. Нужно учитывать заинтересованность каждого, не обделяя вниманием ни старших ни младших, взрослые дети нуждаются в материнской любви не меньше остальных.

Мама является показателем того, какая должна быть женщина в семье: заботливая, мудрая, уравновешенная, адекватная. Дочь проецирует поведение на себя в будущем, а сын свою супругу. Поэтому матери следует следить за своими поступками и словами. Брошенное в чувствах слово, поступок сгоряча схватывается малышами “на лету”.

Даже в зрелом возрасте за советом или добрым словом мы идем к маме, потому что она всегда выслушает, приласкает, не осудит.

Роль отца в воспитании ребенка.

Для абсолютного согласия в семье необходимо, чтобы два родителя принимали содействие в развитии детей.

Мама — символ тепла, заботы, нежности. Папа — символ защиты, прочности, постоянства.

В большинстве семей принято “не трогать” папу после трудового дня, однако дочери или сыну просто необходимо некоторое время провести в общении отца. Достаточно поинтересоваться о делах малыша, почитать книгу или поиграть. Роль отца в воспитании ребенка заключается не только в материальном обеспечении. Отец должен проводить выходные в семье, вместе гулять, ходить в кино, в гости.

Читать еще:  Воспитание 6 летнего мальчика

Говорят: если родился сын, мужчина стал отцом, если дочь — папочкой. Так вот для девочек папа является символом устойчивости, целенаправленности. Такого мужчину она будет искать себе в будущем. Маленькие принцессы вырастают с чувством уважения к мужчине, благодаря правильному воспитанию отца, а также его отношению ко всем членам семьи.

Отец для мальчиков является образцом для подражания. Папам требуется следить за собой, за словами и действиями. Наоборот, мальчики, выросшие без отца, не имеют представления, как поступает мужчина в той или иной ситуации. Сын, выросший в полноценной семье владеет представлением о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, в будущем у него в голове уже сложилась картинка счастливых отношений.

Папа знакомит с выносливостью, спортом, здоровым образом жизни. Физкультура развивает дисциплинированность и организованность. Папино одобрение оценивается мальчиком очень высоко, поэтому стоит поощрять сына, радоваться его успехам. Отец является самым близким другом, необходимо брать маленького мужчину на рыбалку, в походы, обсуждать с ним мужские вопросы (в соответствии с возрастом).

Роль отца в воспитании детей в семье неразрывно связана с развитием полноценной личности. Если мужчина не знает как участвовать в воспитании детей, женщина направляет его:

  • отправлять на прогулки с детьми;
  • обсуждать проблемы, связанные с ребенком;
  • не стесняться обращаться за помощью к мужу;
  • просить мужа решить конкретный вопрос вместе с ребенком.

Подводя итоги, выделим факторы, играющие положительную роль в воспитании детей:

  • Необходимо принимать активное участие в жизни детей;
  • Прислушиваться к мнению крохи;
  • Обсуждать семейные вопросы вместе;
  • Принимать кроху таким какой он есть;
  • Исключить физическое, психологическое насилие;
  • Позволять малышу самостоятельно принимать решения.

Проводите максимум своего времени с детьми, они должны быть уверенными в вашей поддержке и их важности. Только так из маленького человека вырастет уверенная полноценная личность с чувством собственного достоинства.

Статья «Роль семейного воспитания в формировании личностных качеств учащихся»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Роль семейного воспитания в формировании личностных качеств учащихся.

Семья это первичная сфера,

где ребенок учится делать добро

Хорошее воспитание детей-

это Ваша счастливая старость.

Плохое это Ваше горе, Ваши слезы.

Начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности, является семья. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет детей и родителей. Брак двух людей ещё не семья, она появляется с рождением ребенка. В воспроизводстве человеческого рода, в воспитании детей заключены основные функции семьи.

Семья – это социально — педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена.

Семья создает у человека понятие дома не просто как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где его любят, понимают, защищают.

Семья это такое образование, которое «охватывает» человека целиком во всех его проявлениях. В семье формируются личностные качества. Значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.

Семейное воспитание — это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Семейное воспитание — сложная система. На него влияют наследственность и биологическое здоровье детей и родителей, социальное положение, уклад жизни, национальные традиции, количество членов семьи, место проживания семьи, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

Семейное воспитание имеет свои принципы. Наиболее общие из них: — гуманность и милосердие к растущему человеку;

— вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

— открытость и доверительность отношений с детьми;

— последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

— оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.

Кроме этих принципов есть ряд частных, но значимых для семейного воспитания: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники; не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. Все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.

Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, изменяясь от возраста к возрасту. По мере сил родители и близкие в семье дают ребятам знания о природе, обществе, производстве, профессиях, формируют опыт творческой деятельности, вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки, воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни.

Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание. И в первую очередь, воспитание таких качеств как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к людям, честность, открытость, трудолюбие. Иногда сюда относят послушание, но не считают его добродетелью.

В настоящее время во многие семьи приходит религиозное воспитание с его культом человеческой жизни и смерти, с почтением к общечеловеческим ценностям, со множеством таинств и традиционных обрядов.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.

Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, любовь, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т.д.

Семейное воспитание начинается, прежде всего, с любви к ребёнку. Педагогически целесообразная родительская любовь- это любовь к ребёнку во имя его будущего, в отличие от любви во имя удовлетворения собственных родительских чувств, желания родителей «купить» детскую любовь задариванием. Слепая родительская любовь порождает у детей потребительство, пренебрежение к труду, притупляет чувство благодарности и любви к родителям.

Выделяют несколько типов неправильного воспитания.

Безнадзорность, бесконтрольность встречается, когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге дети предоставлены сами себе и проводят время в поиске увлечений, попадают под влияние «уличных» компаний.

Гиперопека- жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он слышит постоянно строгие приказания, многочисленные запреты. В результате становится нерешительным, безынициативным, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя. Постепенно нарастает обида за то, что другим «все дозволено». У подростков все это может вылиться в бунт против родительского «насилия»: они нарушают запреты, убегают из дома.

Другая разновидность гиперопеки – воспитание по типу «кумира» семьи. Ребенок привыкает быть в центре внимания, его желания и просьбы беспрекословно выполняются, а в результате, повзрослев, он не в состоянии преодолеть свой эгоцентризм. В коллективе его не понимают. Глубоко переживая это, он обвиняет всех, только не себя, возникает астероидная акцентуация характера, приносящая человеку множество переживаний на протяжении дальнейшей жизни.

Воспитание по типу Золушки, т.е. в обстановке эмоциональной отверженности, безразличия, холодности. Ребенок чувствует, что отец или мать его не любят, хотя посторонним может казаться, что родители достаточно внимательны и добры к нему. «Нет ничего хуже притворства доброты, – писал Л. Толстой, – притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба».

Ребенок переживает особенно сильно, если кого-то другого из членов семьи любят больше. Такая ситуация способствует появлению неврозов или озлобленности детей.

«Жесткое воспитание» – за малейшую провинность ребенка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе. К. Д. Ушинский указывал, что страх – самый обильный источник пороков (жестокость, озлобленность, приспособленчество, угодничество возникают на основе страха).

Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности : с малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские заботы. В итоге у таких детей появляется постоянная тревога за благополучие свое и близких. Неправильное воспитание уродует характер ребенка, обрекает его на трудные взаимоотношения с окружающими.

Одним из самых недопустимых методов воспитания, используемых в семье, является метод физического наказания.

Физическое наказание вызывает физические, психические травмы, которые в конечном итоге ведут к изменению поведения ребенка. Так, у каждого второго ребенка возникают сложности в адаптации к окружающим, приспособлении к коллективу, почти у всех этих детей пропадает интерес к учебе.

Ученые выделили это явление в особый феномен и назвали его СООСД (синдром опасного обращения с детьми). В различных странах в законодательствах есть пункты об ответственности лиц, знавших, но не сообщивших о СООСД.

Чаще физическому наказанию подвергаются мальчики. Впоследствии они сами нередко становятся жестокими. Им начинает нравиться унижать других, издеваться.

Причины СООСД кроются в социально-экономическом статусе семьи и характере межличностных отношений. К физическим наказаниям чаще прибегают в семьях с низким статусом отца, ущемленными матерями, с низким заработком.

Наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей с детьми, когда они испытывают потребность во взаимном общении, проявляют откровенность, доверие, равенство во взаимоотношениях, когда родители умеют понять ребенка. Поменьше приказов, угроз, а побольше умения слушать и слышать друг друга, стремления к поиску совместных решений.

Читать еще:  Семья основа воспитания

Достаточно хороший вариант взаимоотношений, когда родители стараются вникать в интересы детей и дети делятся с ними, но уже возможны некоторые «трещинки» во взаимоотношениях, если родители не обладают необходимой чуткостью и тактом, недостаточно бережно относятся к секретам детей.

Распространен такой вариант отношений, когда родители хотят вникнуть в интересы и заботы детей, но дети этого не принимают, потому что родители не умеют войти в детский мир без нажима, навязывания своих взглядов, без нервозности и предубеждений. И вот следствие неудачных родительских усилий: «Если вы будете меня воспитывать, я убегу из дома!»

Не редкость и следующий вариант отношений между родителями и детьми: родители чрезмерно заняты собой, работой, увлечениями или размолвками между собой, и в результате им не до общения с детьми, это порождает у детей чувство обиды.

Часто жизненные стремления детей могут вызвать в семье конфликты и увлечения детей во вред учебе, появление вредных склонностей к курению, выпивке, наркотикам. И хотя родители правы, но их дети часто убеждены, что правы не родители, а они сами знают, как им жить. Родителям важно разобраться в мотивах, стремлениях детей, проявляя уважение к их доводам и аргументам, но раскрывая и свои аргументы.

Педагогическая несостоятельность родителей, жестокие методы воспитания либо избалованность детей может приводить к взаимному отчуждению, враждебности между детьми и родителями.

В народных пословицах и поговорках хорошо сказано о том, что не так-то просто поддерживать семейный очаг, семейное тепло.

— В семье разлад, так и делу не рад.

— Семья без детей, что цветок без запаха.

— Согласную семью и горе не берет.

— Не нужен клад, когда в семье лад.

Послушайте, что часто дети советуют своим родителям.

— Не балуйте меня, вы этим меня портите.

— Не бойтесь быть твердым со мной.

— Если вы будете давать обещания, которые не можете выполнить, это рушит мою веру в вас.

-Иногда я говорю или делаю что-то только затем, чтобы просто позлить вас — не поддавайтесь на провокации.

-Не расстраивайтесь слишком сильно, если у меня вырвалось грубое слово в ваш адрес. Я не имел в виду ничего плохого … Я просто хотел, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне больно.

-Не делайте для меня того или за меня то, что я в состоянии сделать сам.

— Не подвергайте слишком часто испытанию мою честность.

— Относитесь ко мне как к своему другу. Запомните, я учусь, подражая вам, а не подчиняясь нравоучениям.

-Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю слишком откровенные вопросы.

-Никогда не отвечайте на мои глупые и бессмысленные вопросы.

-Никогда не говорите, будто вы совершенны и непогрешимы. А то это даст мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.

-Да, я не могу успешно развиваться без вашей поддержки и одобрения, но к похвалам обычно быстро привыкаешь… А вот к уместному нагоняю, наверное, никогда не привыкнешь…

— И, кроме того, я вас люблю. Пожалуйста, попытайтесь ответить и мне любовью тоже.

Безусловно, нет единого правила на все случаи жизни. Все дети разные. Каждый уникален по-своему, и точно также уникальны и наши с ними отношения. Важно чтобы родители могли объяснить своим сыну или дочери, что они должны быть знающими, трудолюбивыми, и у них есть все возможности реализовать себя. Мы (и педагоги, и родители) – сотрудники в этой работе. Но семья значит гораздо больше, чем сто учителей.

Великий ученый Ж.- Ж. Руссо говорил: «Дети пусть делают то, что они хотят, а хотеть они должны то, чего хочет педагог». А мы действительно хотим, чтобы у наших детей не возникали проблемы неуспеваемости, нежелания и неспособности учиться, а для этого нужно усерднее работать в этом направлении.

1. Багдасарова С. К., Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Психология и педагогика. — Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006.

2. Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В. М.,3алшн Г. М., Андрюшина Т. В. д.р., М.: Инфра — М; Новосибирск: НГАЭ и У 2001

3. Мудрик А. В. Время поисков и решений, или Старшеклассникам о них самих: Кн. Для учащихся. — М.: Просвещение, 1990 — 191 с.

4. «Классный руководитель». Журнал для классных руководителей, заместителей директоров по воспитательной работе, №7,2006

5. «Классный руководитель». Журнал для классных руководителей, заместителей директоров по воспитательной работе, №6,2004

6. Воспитание школьников. Теоретический и научно-методический журнал, №3, 2005, №2, 2005, №7,2006

Влияние семьи на развитие ребенка

Кононок Валерия Александровна,
педагог-психолог городского центра
психолого-педагогической помощи МГДДиМ

Казалось бы, очевидным, что семейное и общественное воспитание напрямую влияет на становление и развитие ребенка. Но часто мы не уделяем этому особого внимания, допуская большую ошибку. В жизни каждого человека семья занимает особое место. В ней ребенок растет, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Повзрослев, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей.

Одним из основных условий является то, что семья обеспечивает чувство защищенности, что обеспечивает ему безопасность при взаимодействии с внешним миром. Дети приобретают уверенность в своих силах, уходят страх и волнение.

Также важную роль играют модели родительского поведения. Дети зачастую копируют поведение других людей, особенно тех, кто находится с ними в близком контакте. Отчасти это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя другие, отчасти это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов идентификации с другим.

Семья играет важную роль в приобретении ребенком жизненного опыта. То, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе, зависит запас детских знаний. Также очень важно много беседовать с детьми. Те дети, у которых больший жизненный опыт, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.

Таким образом, можно утверждать, что положительное отношение родителей к познавательному развитию ребенка, поддержка его познавательной и творческой активности, поощрение познавательной деятельности и признание успехов ребенка помогает развивать свои интеллектуальные и творческие способности.

Семья выступает важным фактором в формировании дисциплины и поведения у ребенка. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении. Ребенок учится у родителей тому, что ему следует делать, как вести себя.

Общение в семье влияет на формирование мировоззрения ребенка, что позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.

Для ребенка семья – это оберег, кладовая знаний и трамплин во взрослую жизнь. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка – это первая школа отношений с людьми.

Семейное воспитание имеет широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года.

Также семья может таить в себе определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать в воспитательном процессе, являются:
неадекватное воздействие факторов материального порядка, избыток или недостаток вещей, приоритет материального благополучия над духовными потребностями растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;

бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;

авторитаризм либо «либерализм», безнаказанность и всепрощенчество;

безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;

отсутствие нормального психологического климата в семье;

фанатизм в любых его проявлениях;

безграмотность в педагогическом отношении;

противоправное поведение взрослых.

Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка, должна быть выстроена система принципов семейного воспитания:
дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья;

родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего;

воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;

диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания;

личность самих родителей — идеальная модель для подражания детей;

воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;

все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре;

оптимизм — основа стиля и тона общения с детьми в семье.

Эти принципы могут быть расширены и дополнены, но главное, чтобы они обязательно были.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×