221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Роль семьи в воспитании культуры поведения ребенка

Роль семьи в воспитании культуры поведения ребенка.
статья по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
доклад на тему43.5 КБ
презентация к докладу944.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи в воспитании культуры поведения ребенка.

Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, но и в том, как подрастающий ребёнок ведёт себя, как держится на людях, каковы его манеры. Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке — право и обязанность каждого человека.

Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.

Конечно, нельзя отрицать, что в формировании личности ребёнка также принимают активное участие и школа, и друзья, и телевидение, весь строй нашей жизни. Но влияние семьи – особое, оно начинается с первых шагов ребёнка. А поэтому уровень нравственной культуры родителей, их убеждения, жизненные планы и цели, опыт социального общения, семейные традиции и нормы поведения, словом, вся атмосфера семьи имеет решающее значение в воспитании ребёнка.

Сегодня мы ведем беседу именно о культуре поведения, о формировании этой культуры в семье.

Под термином “культура поведения” мы понимаем совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

Культура поведения выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, с другой — усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия учащихся. Усвоенные человеком правила превращаются в воспитанность личности. В культуре поведения органически слиты культура общения, культура внешности, культура деятельности, культура речи.

В соответствии с этими компонентами можно выделить следующие задачи воспитания культуры поведения у детей, которые стоят перед родителями:

Формирование культуры деятельности.

Она проявляется в поведении ребенка на уроках, во время перемен, в выполнении трудовых поручений дома и в школе, в привычке доводить до конца начатое дело, в отношении детей к общественному имуществу, как к своим личным вещам, в умении дорожить временем, регулировать свою деятельность и отдых, в воспитании уважения к людям и результатам их труда.

Формирование культуры общения.

Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, в быту. Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции.

Формирование культуры речи.

Подразумевает наличие достаточного запаса слов, умение говорить, выражать свои мысли, сохраняя спокойный тон. Культура чтения. В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность. Эстетика речи состоит в ее нормированности, то есть в подчинении определенным нормам (правилам) произношения, ударения, построения слов, словосочетаний, предложении; в ясности, эмоциональности и доступности; в чистоте, то есть в отсутствии слов-паразитов, словесных штампов; в яркости, образности, выразительности. Большое значение имеют темп речи, интонация, владение мимикой и жестами, которые помогают передать эмоциональную окраску, смысл сказанного.

Формирование навыков личной и общественной гигиены.

Ребенок должен уметь следовать элементарным правилам личной гигиены, следить за чистотой и опрятностью своих вещей и это касается не только одежды, но и школьных принадлежностей. Опрятность должна быть во всем.

Решение всех задач по формированию культуры поведения помогает общению ребенка с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное самочувствие. Культура поведения тесно связана с внутренней культурой человека, требованиями эстетики, с общепринятыми тенденциями и обычаями. Внутренняя культура во многом определяет внешнее поведения человека, но и внешняя сторона поведения влияет на внутреннюю культуру — заставляет человека быть выдержанным, внутренне собранным, уметь владеть собой. Небрежность во внешнем виде, грубость, невнимательность, бестактность постепенно формируют соответствующие негативные качества личности. Поэтому с раннего возраста необходимо вооружить детей знаниями правил культурного поведения, привычками их выполнения.

Успешное формирование этих правил начинается в семье и только посредством личного примера родителей. Поведение родителей определяет поведение детей. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку) .

О важности роли личного примера родителей известно давно. Я хочу процитировать Л.Н.Толстой, который определил роль личного примера следующим образом: «Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем. Воздействовать же на сердце можно заразительностью примера. Ребенок увидит, что я раздражаюсь и оскорбляю людей, что я заставляю других делать то, что сам могу сделать, что я потворствую своей жадности, похотям, что я избегаю труда для других и ищу только удовольствия, что я горжусь и тщеславлюсь своим положением, говорю про других злое, говорю за глаза не то, что говорю в глаза, притворяюсь, что верю тому, во что не верю, и тысячи и тысячи таких поступков или поступков обратных: кротости, смирения, трудолюбия, самопожертвования, воздержания, правдивости,- и заражается тем или другим во сто раз сильнее, чем самыми красноречивыми и разумными поучениями».

Если мы учим ребенка честности и при этом ведем себя не всегда честно (неважно, по отношению к ребенку или по отношению к другим людям), то скорее всего он заметит (сознательно или же подсознательно) несоответствие между нашими словами и делом.
Требовать от ребенка быть честным могут лишь те родители, которые честны сами. В данном случае личный пример действует гораздо сильнее многочасовых чтений морали. В психологии есть такой термин: «незаметное воспитание» — это и есть воздействие на ребенка обстановки в семье, поведения родителей в той или иной ситуации, их отношения к ребенку, их эмоциональных и энергетических состояний. Подмечено, что «незаметное воспитание» влияет на ребенка больше, чем «заметное» — психологи заявляют: «Слова не
воспитывают, дети становятся такими, как их родители, только еще хуже».

Закончить я бы хотела отрывком из стихотворения Себастьяна Брандта

Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них все то, чему их учит. (Себастьян Брандт)

Роль семьи в воспитании навыков культуры поведения детей

Когда необходимо начинать учить детей правилам этикета?

Умение вести себя в обществе очень важно для вхождения ребенка в это общество. Народная мудрость гласит: «Встречают по одежке». И это касается не только внешнего вида, но и поведения человека. Какова же «одежка» должна быть у ребенка, чтобы окружающие люди встретили с добром его приход в мир?

Учить культуре поведения необходимо практически с пеленок. Маленький ребенок обучаем, и если родители будут настойчивы и терпеливы, то элементарные привычки достойного поведения им удастся заложить еще в детстве. Для младенца культура поведения выражается в элементарной опрятности и соблюдении гигиены.

Неприятно смотреть на малыша, который, куражась над родителями, разбрасывает руками свою еду. Нередко при этом родители или родственники еще восхищенно ахают: «Какой озорник!» А озорник и дальше будет продолжать в том же духе. Откуда тогда может появиться привычка культурно есть за столом? Как только ребенок начинает есть ложкой, надо приучать его это делать правильно, а не надеяться на «авось», на то, что с возрастом он будет все делать правильно. Не будет, если не научится!

Далее растет ребенок, и вместе с ним должна расти его культура пребывания в обществе. Конечно, главными объектами для подражания выступают родители. Если в семье за столом не принято есть из красиво сервируемой посуды, то где интересно ребенок научится красиво кушать. И совсем не обязательно ставить каждый день парадный сервиз. Достаточно и повседневной посуды, главное — это культура сервировки. Ребенок должен пользоваться всеми столовыми приборами, включая нож. Будет правильно, если он с детства будет пользоваться салфеткой — тканой или бумажной. Просто приучение к ним требует внимания родителей, а следовательно, дополнительного времени. Но это необходимо, поскольку красивое принятие пищи только одно из звеньев культурного человека.

Очень важно научить ребенка вести себя правильно в общественных местах: транспорте, театре, музеях, зоопарке. Есть несколько несложных правил, выполнение которых формирует у ребенка навыки культуры поведения.

Прежде всего в общественных местах не принято громко разговаривать. Особенно это касается музеев и театров. Ребенок, которого привели в музей или театр, должен четко понимать цель прихода. Для этого дома перед поездкой надо проговорить, как себя вести в этих местах. Конечно, одного разговора мало. Необходима система воздействия. Если ребенок посещает театры с малых лет, постепенно он учится правильному поведению, поскольку родители постоянно ему подсказывают, как себя вести.

Далее, неприлично, сидя в театре, шелестеть фантиками от конфет, есть на месте или пить воду. Для этого имеются антракт и буфет. После действия нет необходимости бежать сломя голову в буфет. Можно спокойно придти и все успеть. Ребенку необходимо объяснить, почему, к примеру, в кино можно есть попкорн и пить кока-колу, а в театре нет. Нужно подробно и не один раз рассказывать ребенку о театре, о тех требованиях, которые предъявляются к его посетителям.

Особый разговор о поведении ребенка в транспорте. С детства ребенок должен усвоить, что сидеть в транспорте ему абсолютно не обязательно, а наоборот, если он сидит, а взрослый над ним стоит, надо встать и уступить место. Очень неприятна картина, когда пожилая бабушка стоит над сидящим упитанным карапузом. Никакой трагедии не случится, если ребенок постоит, у него энергии на троих взрослых хватит. А вот вреда от такого сидения немало! Ребенок учится не уважать старших, не испытывать к ним сострадания и сочувствия.

Следующее правило касается поведения ребенка на выставках и в музеях. Необходимо научить его не трогать ничего руками, не входить с мороженым и не подходить к экспонатам, присосавшись к бутылке с кока-колой. Быть внимательным и слушать экскурсовода. Для того чтобы было ребенку интересно, родителям необходимо проводить подготовительную работу. Заинтересовать ребенка, рассказать о выставке, сформировать потребность познакомиться с экспонатами. Тогда ребенку легче управлять своим поведением.

Еще одно правило хочется обсудить. Оно касается поведения ребенка в доме, когда приходят гости. Это особая атмосфера и требует особого решения. Нельзя сказать однозначно, можно или нельзя ребенку сидеть за одним столом со взрослыми. На этот счет в педагогической среде существуют разные мнения, и у каждой точки зрения есть солидные авторы. Как мне кажется, сидение ребенка за общим столом нецелесообразно ни для него, ни для взрослых людей. Особенно, если на столе есть алкоголь. Необходимо объяснить ребенку, что стол для взрослых людей, а он, к примеру, будет приглашен на чай. Если детей несколько человек, можно сделать для них отдельный стол. Лучше в отдельной комнате. Его можно так же красиво сервировать, и дети не будут проситься за стол взрослых. Если правильно подготовиться, то застолье обоих столов будет органичным.

Воспитание у детей культуры поведения, как любое воспитательное действие, требует от взрослых педагогических усилий. Надо помнить, что ребенок еще не знает правил, поэтому ему необходимо подробно и не один раз объяснить. Затем, конечно, учитывая, что маленький ребенок очень эмоционален, формировать у него положительное отноше­ние к правилам. Это можно сделать с помощью бесед о пра­вилах, чтением маленьких рассказов, где герои ведут себя неправильно, и обсуждением прочитанного. Ну и, конечно, самое главное, самим взрослым вести себя правильно. Тогда ребенок, подражая взрослому во всем, будет ему подражать и в правильном поведении.

Мы же, следуя задачам нашего сайта, предлагаем памятку для родителей, считающих культуру поведения ребенка необходимым звеном в его воспитании. Предложенные правила касаются прежде всего поведения в школе. Конечно, учитель расскажет, и не один раз, ребенку, как себя вести. Но родителям со своей стороны тоже будет нелишне еще раз напомнить их ребенку. Это лишь укрепит его позиции среди учителей и сверстников.

Мы осознаем, что предложенные к рассмотрению темы — песчинка в океане знаний по психологии и педагогике. В основе своей автор строил этот ряд исходя из своего практического опыта, и у него не было цели представить все темы названных наук. Да это и невозможно. Основная задача обсуждения — вызвать интерес у родителей к педагогическому просвещению и личностному совершенствованию в этой области. Если это получилось, будем считать миссию автора выполненной.

Родительское собрание «Пример родителей основное условие успешного воспитания культуры поведения у детей. Культура речи ребёнка»

Пример родителей основное условие успешного воспитания культуры поведения у детей. Культура речи ребёнка.

Хотелось бы начать своё выступление со слов великого педагога и писателя

Антона Семёновича Макаренко, который говорил родителям: «Правильное воспитание – это наша счастливая старость, а плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной…»

Дети являются гордостью своих родителей. В них все им мило и дорого. Но привлекательность ребенка не только в красоте его внешнего вида, но и в том, как подрастающий ребенок ведет себя, как держится на людях, каковы его манеры. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека.

Первые жизненные уроки ребенок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Семья дает ребенку представления о добре и зле, о нормах нравственности, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.

Ведь, Семейное воспитание – воспитание детей родителями, направленное на формирование представлений о жизненных целях, правилах, нормах и привычках поведения, повседневного общения, критериях оценки добра и зла, самостоятельности, дисциплинированности. Передачу опыта семейной жизни.

Конечно, нельзя отрицать, что в формировании личности ребенка также принимают активное участие и школа, и телевидение, весь строй нашей жизни. Но влияние семьи – особое, оно начинается с первых шагов ребенка. А поэтому уровень нравственной культуры родителей, их убеждения, семейные традиции и нормы поведения, словом, вся атмосфера семьи имеет решающее значение в воспитании ребенка.

Так что же такое «культура поведения», и как происходит ее формирование в семье?

Под термином «культура поведения» мы понимаем совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

Культура поведения выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, с другой – усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия детей. Усвоенные человеком правила превращают ся в воспитанность личности. В культуре поведения органически слиты культура общения, культура внешности, культура деятельности, культура речи.

Успешное формирование этих правил начинается в семье и только посредством личного примера родителей. Поведение родителей определяет поведение детей. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку).

Пример родителей в нравственной жизни ребенка играет исключительную роль. Сами того не замечая, родители каждый день становятся примером для своих детей. Здесь все имеет значение. Папа и мама общаются между собой, говорят о соседях и обсуждают вечерние новости, наводят порядок в доме, распоряжаются семейным бюджетом, ведут покупки в магазине. А тем временем зоркие детские глазки все запоминают и фиксируют. Какие-то моменты принимают, и будто записывают на пленку, впитывают эти привычки как губка, другие моменты не приемлют и у них формируется неприятие такого поведения.

Какие бы проблемы ни решали родители, что бы ни говорили, с кем бы ни общались – все это откладывается на воспитании ребенка. Вырастить ребёнка – дело нелёгкое. Оно требует от родителей любви к детям, больших усилий, выдержки, терпения, воли, знаний. Работа школы по воспитанию у детей навыков и привычек культурного поведения может быть успешной только в том случае, если в нём будут принимать участие родители, если учитель и родители найдут общий язык, будут осуществлять единство требований к культурному поведению учеников. Как хорошо бы ни работала школа, но её требования не будут поддерживаться дома, в семье, процесс воспитания чрезвычайно осложнится и не всегда даст положительный результат.

В первую очередь, в семье надо приучить ребёнка к чистоте и соблюдению порядка. Для этого родители должны научить детей самостоятельно следить за собой, за своим внешним видом, регулярно чистить зубы, умываться, причёсываться.

Порядок в квартире, чистота и уют, точное соблюдение режима дня способствуют воспитанию необходимых навыков и привычек к опрятности, к аккуратности, точности и обязательности. И наоборот, ребёнок, воспитанный в неряшливой обстановке, сам будет неряхой, перенесёт свои привычки в школу. И тогда перед учителем станут задачи, связанные с перевоспитанием такого ребёнка. С разрушением сложившихся дурных привычек. А перевоспитание – процесс более длительный, нежели воспитание.

Значительно труднее воспитать культурные навыки у ребёнка, если в его семье не принято быть вежливыми, взрослые не уважают друг друга, сквернословят. Некоторые родители удивляются, откуда у ребёнка появились отрицательные качества, нередко винят товарищей, окружающих людей, школу и учителей и далеки от мыслей, что виноваты прежде всего сами, их обычное поведение в семье.

Важную роль в воспитании навыков вежливого поведения имеет характер отношения между родителями. Детей приучают к вежливости в семье: их учат радушно и приветливо здороваться, прощаться, благодарить, извиняться и т.п. Но если, например, отец невнимателен к матери, не умеет благодарить её после обеда, то он даёт плохой урок своим детям, в такой семье дети обычно вырастают невнимательными в отношении между собой. Если родители по малейшему поводу ссорятся, кричат, возбуждённо спорят, ссылаясь на особенности своего характера. Такое поведение перенимают и дети. Родители должны быть едины в своих требованиях к детям. Если один из родителей требует от ребёнка аккуратности, другой должен поддержать требования.

Только повседневная согласованная требовательность родителей, их терпение и настойчивость, личный пример -дадут хороший результат.

Ежегодно, принимая в стены школы десятки учеников, мы на первых же уроках знакомим, напоминаем им правила поведения в школе, напоминаем правила вежливости, требуем выполнения их. Огромную помощь в этом должны оказать нам родители. Очень важно следить, чтобы дети были вежливы не только по отношению к знакомым взрослым, но и к незнакомым, а также к своим товарищам. Особое внимание родители должны обратить на тон, которым они разговаривают со своими детьми. Раздражённый тон, повышенный голос, постоянные насмешки – такое обращение с детьми, если оно стало нормой, рано или поздно, усваивается ими. Родителям следует напоминать о требованиях к культуре речи. Случается, что родители в присутствии детей нецензурно выражаются. Ничего удивительного, что сын или дочь со временем переймёт эту манеру.

Немаловажную роль в воспитании культуры поведения играют общественные места – улицы, магазины, автобусы, кинотеатры, и т. д. Никогда не бросать на тротуар бумажек, огрызков от яблок, использованных билетов, должны строго следить сами родители и требовать того же от детей.

Идя по улице с ребёнком, старайтесь обратить его внимание на факты, которые заслуживают подражания : вежливое объяснение, как найти улицу, соблюдение правил перехода. Выразите своё отрицательное отношение к проявлениям некультурного поведения людей.

Много времени дети проводят во дворе дома. Здесь они обычно играют без надзора взрослых. Приучите детей правильному поведению и во дворе.

Научите детей особенно бережно относиться к тому, что сделано специально для них: к качелям, столикам, скамейкам, беседкам. Личный пример родителей, участвующих в благоустройстве двора, беседы с детьми, надзор за ними помогут решить задачу.

Из всего сказанного хочется сделать вывод: хороший пример родителей – первое и основное условие воспитания культурного человека. Только при совместной, систематической работе учителя и родителей можно добиться положительных результатов в нравственном воспитании школьников.

Роль семьи в воспитании ребёнка

Содержание:

Общеизвестен тот факт, что семья традиционно является основным институтом воспитания детей. То, что семья сможет вложить в детские годы в своего ребёнка, будет определять всю его последующую жизнь.

Как семья влияет на ребенка?

Семья – это минимальная ячейка общества, которая при воспитании детей должна действовать скоординировано, выполняя определённые функции:

  • определять формирование личности ребёнка;
  • обеспечивать ему необходимые для физического развития условия;
  • обучать;
  • прививать любовь к искусству, формируя основы творческих интересов;
  • закладывать основы нравственного поведения, одобряемого обществом.

Важность, которую играет роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста, проистекает из того обстоятельства, что большую часть своей жизни малыш пребывает именно в кругу семьи. Поэтому ни один другой институт воспитания, с точки зрения продолжительности воспитательного воздействия на личность ребёнка, не может соперничать с воспитанием в семье. Основы характера закладываются именно в недрах семьи, и ещё только собирающийся идти в школу ребёнок, наполовину уже сформирован как личность.
Именно в семье малыш получает свой первый жизненный опыт, делает первые наблюдения, учится поведению в разных ситуациях. Очень важны конкретные примеры, когда практическими поступками подкреплялись бы нравоучительные слова. Ребёнок должен видеть, что теория у родителей не расходится с практикой. Если родители твердят своему чаду, что врать нехорошо, однако, сами регулярно лгут, то все их нравоучения малыш пропустит мимо ушей.
Но семейное воспитание не всегда носит положительный характер, оно может быть и негативным. Безусловным положительным воздействием семьи можно назвать то, что малыша в семье окружают по-настоящему близкие ему люди: мама и папа, братья и сёстры, бабушки и дедушки. Вряд ли другие люди смогут так искренно любить и заботиться о малыше, как это делают члены семьи.
Но семья вместе с тем является тем социальным институтом, который может принести больше вреда, чем другие, опять же из-за своей важнейшей роли в процессе воспитания. Многие, наверное, замечали, что у постоянно тревожащихся матерей дети также имеют беспокойный характер. У слишком честолюбивых родителей, которые подавляют собственных детей, те вырастают со сформированным комплексом неполноценности. Если несдержанный отец от любого пустяка воспламеняется как порох, то свои дурные черты поведения он наверняка передаст и сыну.
Естественно, в таких ситуациях возникает желание сделать так, чтобы свести к минимуму отрицательные моменты воздействия семьи. Для этого нужно, прежде всего, точно найти внутри семьи те социально-психологические факторы, которые имеют важное воспитательное значение. Важно помнить, что главной целью в воспитании ребёнка является достижение нравственной связи, душевного единения между родителями и маленьким человечком. Воспитательный процесс нельзя пускать на самотёк и когда малыш немного подрастёт, ведь подростков также нельзя предоставлять самим себе.

Физическое развитие в семье

Физическое развитие заключается не только лишь в ежедневных занятиях утренней гимнастикой или совместными пробежками. Это, конечно, также положительные моменты воспитания, но физическое развитие начинается ещё задолго до подобных упражнений, ведь к нему относится также формирование у ребёнка с первых же месяцев элементарных двигательных навыков: вначале сидения, потом ходьбы без посторонней помощи и, наконец, приобщение крохи к здоровому образу жизни.
Любовь к физкультуре и спорту нужно прививать ребёнку с раннего детства. Легче этого добиться, привнося в совместные занятия развлекательные элементы, ведь для дошкольника ведущим видом деятельности остаётся игра. Ребёнку постарше важнее уже собственный пример родителей. К тому же, при совместных занятиях спортом возрастает и сплочённость семьи.

Становление личности

Поскольку ребёнок львиную долю своего времени проводит в семье, то его личность больше всего формируется в процессе взаимодействия с её членами. Есть два направления этого процесса:

  • целенаправленное влияние родителей на ребёнка: воспитание, формирование привычек, построение определённого образа мыслей;
  • наблюдение ребёнка за родителями и другими старшими родственниками и попытки подражать их поведению.

Но личность ребёнка формирует не только такое семейное взаимодействие, но и тот факт, что со временем меняется даже поведение и привычки взрослых людей.

Нравственность и коррекция культуры поведения

Под культурой поведения понимается совокупность норм и правил, которых должен придерживаться живущий в обществе человек. Поэтому родители с детства учат своих детей вести себя «правильно», делая при этом следующее:

Кто из женщин не мечтает встретить на жизненном пути настоящего мужчину, достойного самой жертвенной .

  • учат малыша правильно вести себя с окружающими: детьми, воспитателями, школьными учителями, друзьями по двору, родственниками и посторонними людьми;
  • учат доброжелательному общению и объясняют правила этикета;
  • учат новым словам и грамотной речи, прививают любовь к чтению;
  • обучают приёмам личной гигиены.

В результате у малыша формируется культура речи и общения, деятельности, закрепляются навыки личной гигиены.
В семье также закладываются основы нравственного поведения, родители и ближайшие родственники первыми объясняют, что хорошо, а что плохо.

Появление любознательности и творческих интересов

Все дети любознательны. У дошкольников эта любознательность выражается чередой бесконечных «почему» об окружающем мире. Родители, отвечая на эти вопросы, ещё более стимулируют интерес малыша к познанию. Развивать любознательность у младших школьников, уже умеющих читать, нужно посредством книг. Стихи, сказки, совместное прочтение с последующим обсуждением произведений из школьной программы, развивая интерес ребёнка к познанию, одновременно будут сближать его с родителями.
Разносторонне развитую личность, пусть даже пяти лет от роду, будет интересовать искусство. Поэтому на выставки и в музеи можно ходить уже с дошкольником. Для них специально устраиваются театральные спектакли – их посещение развивает тягу ребёнка к творчеству, воспитывает любовь к искусству и культуре.

Обучение

Познавательные способности начинают развиваться у малыша намного раньше, чем думают иные родители. Уход за малышом и улыбка матери, совместное чтение книг и ответы на бесконечные «почему», обычное общение и развивающие программы – благодаря всему этому малыш познаёт что-то новое. Эти простые с виду занятия позволяют малышу многое узнать об окружающем мире и жизни в семье.
К сожалению, порой семейное воспитание приносит и неутешительные результаты, пагубно сказывается на развитии детской личности. Если отношения с родителями не были гладкими, то и через много лет, уже давно ставший взрослым человек вспоминает о них с горечью. Здесь многое зависит от стиля семейного воспитания.

Стили семейного воспитания

Педагоги и психологи отмечают три стиля семейного воспитания:

  • демократический;
  • диктаторский;
  • попустительский.

Демократическое воспитание

Считается самым подходящим. В данном случае родители проявляют внимание к ребёнку, уважают его выбор и учитывают его мнение.
При таком отношении у малыша формируется ответственность за собственные поступки и самостоятельность.
Родители внимательно выслушивают малыша, а при решении возникших у него проблем пытаются помочь ему советом или хотя бы добрым словом. Поэтому в таких семьях дети уверены, что найдут в семье участие и поддержку, и эту уверенность сохраняют, даже когда выпорхнут из родимого гнезда.
В таких семьях обращают внимание и на правильное половое воспитание, по-разному воспитывая мальчиков и девочек. Дети же, глядя на союз родителей, усваивают его гармоничность.

Возможно, вы удивитесь и даже вознегодуете, но очень часто сами родители провоцируют ребенка на плох .

Диктаторское воспитание

Стремящиеся к диктату родители чрезмерно строги с ребёнком, требуют неукоснительного выполнения любых их требований, мнение же малыша практически не учитывается. Своего такие родители добиваются благодаря принуждению, угрозам и приказам, что разрушительно сказывается на личности малыша. Родительский диктат вызывает внутренний протест у ребёнка или глубокое подавление его личности.
В первом случае ребёнок становится грубым, агрессивным, готовым на лицемерие и ложь, а во втором становится полностью пассивным и апатичным.

Попустительское (либеральное) воспитание

Обычно либеральное воспитание вызвано чрезмерной любовью к ребёнку, когда все его капризы и желания поощряются. При либеральном воспитании вырастают безответственные и недисциплинированные дети. В своей несоразмерной любви родители просто не замечают, что их чадо становится эгоистом.

Роль каждого родителя в воспитании ребенка

Родители хотят видеть в своих детях своё продолжение, хотят, чтобы те смогли реализовать свои идеалы и мечты лучше, чем это удалось им самим. Но если каждый родитель имеет свой, отличный подход к воспитанию, то неизбежно возникнет конфликтная ситуация. Поэтому им самим нужно прежде убедить друг друга и прийти к компромиссу, который, по возможности, будет включать основные взгляды обеих сторон. Готовясь совершить какой-то поступок, один родитель должен учитывать мнение по этому поводу другой половины.
Но связанные с воспитанием вопросы родителям необходимо обсуждать в отсутствии ребёнка, ведь ему ни к чему видеть противоречивость позиций родителей, иначе он сможет на этом играть. Дети чутко «фильтруют» разговоры родителей и очень ловко способны маневрировать между ними, чтобы добиться собственной выгоды. Такие манёвры практически всегда направлены «не в ту в сторону»: непослушания, лени, плохой учёбы. Поэтому, принимая общее решение, родители должны рассматривать его не под углом своих взглядов или интересов, а руководствоваться пользой, которое оно принесёт ребёнку.
При общении взрослых с детьми могут превалировать следующие принципы общения:

  • восприятие ребёнка таким, какой он есть;
  • эмпатия или сопереживание, в этом случае взрослый принимает позицию малыша и смотрит на проблему его глазами;
  • конгруэнтность – под этим геометрическим термином скрывается адекватное отношение к происходящему со стороны взрослого человека.

Роль мамы

Роль матери в семье традиционно важнейшая. Взаимоотношения между ней и ребёнком, безусловно, сильнейшим образом влияют на все сферы жизни и развития малыша, они в основном и определяют, как у будущего человека впоследствии сложится жизнь. Конечно, любой маме, прежде чем учить чему-то малыша, следует подумать и о своём воспитании. Малыши чутко чувствуют своих мам, перенимают их эмоции и поведение, которыми затем пользуются в жизни.
Именно поэтому в младенческом возрасте важнее всего давать малышу максимум заботы и любви, не жалеть времени и внимания для занятий с ним. В результате из него вырастет полноценная и гармоничная личность. Если же мать плохо обращается с крошкой, то между ними рвутся эмоциональные связи, из-за чего у него искажается понятие собственного «Я». В процессе социализации ребёнка, кроме того, большое значение имеют отношения внутри семьи и между матерью и окружающими людьми. Маме же важнее всего любить своё чадо и не проявлять помарок собственного воспитания.

Все любящие родители стремятся вырастить из своих детей людей морально устойчивых и уверенных в себе .

Роль папы

Роль отца в воспитании ребенка чаще всего заключается в следующем:

  • развитие двигательных функций и физическое воспитание ребёнка;
  • поддержание в семье корректных и уважительных взаимоотношений;
  • расширение интеллектуального кругозора ребёнка с использованием конструкторов, головоломок и прочих развивающих игр;
  • формирование у малыша поведенческой модели;
  • обучение соблюдения социальной иерархии.

Роль в воспитании бабушек и дедушек

Старшее поколение семьи готово всё лучшее отдать своим внукам. Но их воспитание обычно вторично, а родители не должны позволять им получать перевес в воспитании. Бабушки и дедушки должны стать связующим звеном, которое соединяет их детей с внуками, но дальше их влияние распространяться не должно.

Варианты отношений родителей к ребёнку

  • Многие родители любят ребёнка ни за что, им неважно, красив ли он, умён ли, жалуются ли на него соседи. То есть, здесь действует безусловная любовь, которая заставляет воспринимать его таким, каков он есть.
  • Другие родители любят ребёнка лишь тогда, когда он соответствует их ожиданиям – отличается хорошим поведением и успеваемостью. Но стоит ему в чём-то «проколоться», выпасть из жёстких рамок требований, то родители его сразу же почти отвергают, резко меняя отношение к нему в худшую сторону. Это чревато большими неприятностями, ведь ребёнок не чувствует уверенности в родителях, у него отсутствует та эмоциональная «подушка безопасности», которая должна формироваться ещё в раннем детстве. Подобные отношения называются «обусловленной любовью».
  • Есть и такие родители, которые вовсе не воспринимают ребёнка, он им либо безразличен, либо даже активно отвергается ими (что случается у опустившихся алкоголиков). Впрочем, и в благополучных с виду семьях могут быть подобные отношения, если ребёнок был незапланированным или его появление вызвало большие неудобства. Сами родители могут не осознавать такого отношения. Например, подсознательно мама, глядя на дочку, может размышлять, что та не пошла в неё красотой или менее общительна. На фоне этих мыслей дочь начинает её постепенно раздражать.

Воспитание гармоничной сильной личности

Есть внутрисемейные факторы, имеющие большое воспитательное значение. С их помощью можно, с одной стороны, ещё более увеличить положительную роль семьи в деле воспитания, а с другой стороны, уменьшить потенциальное дурное влияние семейного воспитания. Следующими правилами полезно пользоваться при воспитании детей внутри семьи:

  • отыскивать время для простого общения с малышом;
  • быть активным участником семейной жизни;
  • способствовать всестороннему развитию малыша, интересоваться его проблемами, давать ему полезные советы;
  • иметь понятие об этапах жизни ребёнка;
  • не давить на малыша, позволяя ему самому принимать решения;
  • позволять ребенку отстаивать собственное мнение;
  • относится к нему, как к почти равноправному партнёру, лишь имеющему более скромный жизненный опыт;
  • уважительно относиться к стремлению любого из домочадцев сделать карьеру и самосовершенствоваться.
Читать еще:  Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector