221madou.ru

Мама и Я
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Роль семьи в воспитании особого ребенка

Преодолеем вместе

Сайт для родителей особых детей
Вологодской области

Роль семьи в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья

С самого рождения каждый человек для своего нормального развития долгое время нуждается не только в уходе и удовлетворении своих физических потребностей в еде, тепле, безопасности, но и в общении с близкими, любящими его людьми. Через это общение происходит передача ценностей, которые делают нас людьми: способность сопереживать, любить, понимать себя и других людей, контролировать свои агрессивные импульсы и не наносить вреда себе и окружа­ющим, добиваться поставленных целей, уважать свою и чужую жизнь. Эти духовные ценности могут быть восприняты только в совместном переживании событий жизни взрослого и ребенка.

Для семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, важными являются и такие функции, как коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная, целью которой является восстановление психофизического и социального статуса ребенка, достижение им материальной независимости и социальной адаптации.

Семья в жизни каждого человека играет очень важную роль. Особенно важно осознание семьи для ребенка, личность которого еще только формируется. Для него семья — это самые близкие люди, принимающие его таким, какой он есть, независимо от социального статуса, состояния здоровья и индивидуальных особенностей. Это то место, где можно решить возникшие проблемы, найти помощь, понимание и сочувствие. Но та же семья может стать причиной формирования негативных качеств в ребенке, препятствовать его адаптации в меняющихся жизненных условиях.

Именно в семье ребенок усваивает те или иные навыки поведения, представления о себе и других, о мире в целом. Поэтому правильное, адекватное отношение семьи к болезни ребенка, к его проблемам и трудностям — это важные факторы реабилитации растущей личности.

Проживание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье создает в ней совершенно особую обстановку. Это зависит прежде всего от самих родителей, от их установок, формирующихся в отношениях к нему других детей. От отношения к ребенку близких к нему людей зависят, какие чувства будут у него формироваться (чувства любви или же регрессивные реакции с тяжелой нервозностью, способствующие неприязни и эмоциональным взрывам).

Родители должны постараться как можно скорее овладеть своими чувствами и смириться с ситуацией, иначе нарушения ребенка станут еще более выраженными, а благополучие и социальная адаптация семьи окажутся невозможными. Большинство родителей пытаются справиться со сложной ситуацией сами, без профессиональной помощи, но это опасно: могут пострадать и отношения с малышом, и покой семьи. В идеале эмоциональное и социальное взаимодействие родителей и ребенка складываются нормально, но ребенку необходима еще дополнительная помощь, чтобы преодолеть, насколько это возможно, свои нарушения.

Работа с семьей — важная составная часть социально-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети черпают в своих близких силы для преодоления болезненных состояний, выполнения малоприятных медицинских процедур и манипуляций, необходимых для поддержания их самочувствия.

Родители, испытывая страх за судьбу малыша, передают его ребенку. Интуитивно чувствуя постоянное напряжение взрослых, дети приобретают черты нервозности, издерганности. Мучительные сомнения многих пап и мам о том, знает ли ребенок о своей болезни и о том, насколько она тяжела, напрасны. Действительно, слово «инвалид» ничего не добавляет к ежедневным ощущениям и переживаниям детей. От понимания своего статуса им не становится ни лучше, ни хуже.

Дети скорее страдают от осознания своей несостоятельности в чем-то, что является нормой для других. Они переживают из-за многочисленных запретов и непрерывных увещеваний со стороны взрослых. Публичная покорность и показное смирение таких детей может сменяться тяжелыми истериками и капризами, когда они остаются один на один с родными и близкими. Их грубые, порой агрессивные выходки в адрес родителей являются реакцией на их гиперопеку, озабоченность и страхи.

Оптимальным может считаться такое поведение взрослых, которое позволяет детям быстрее адаптироваться к своему положению, приобрести черты, компенсирующие их состояние. Эгоистическая любовь родителей, стремящихся оградить их от всех возможных трудностей, мешает их нормальному развитию. Дети с ограниченными возможностями здоровья остро нуждаются в родительской любви, но не любви-жалости, а любви альтруистической, учитывающей интересы ребенка. Малышу предстоит в дальнейшем не самая легкая жизнь, и чем более самостоятельным и независимым он будет, тем легче сможет перенести все трудности и невзгоды.

Дети, о которых идет речь, нуждаются не в запретах, а в стимуляции приспособительной активности, познании своих скрытых возможностей, развитии специальных умений и навыков. Конечно, закрывать глаза на то, что ребенок серьезно болен, нельзя. Но и постоянно держать его под стеклянным колпаком тоже не годится. Чем меньше внимание будет сконцентрировано на самом ребенке, тем больше вероятность и успешность взаимодействия его с окружающими. Если родителям удастся научить ребенка думать не только о себе, то судьба его сложится гораздо более счастливо. Помогите себе и своим детям почувствовать себя счастливыми!

При подготовке статьи использованы материалы интернет-ресурсов

Особенности работы с семьей, воспитывающей «особого» ребенка

Дата публикации: 10.02.2018 2018-02-10

Статья просмотрена: 1533 раза

Библиографическое описание:

Федосеева О. А. Особенности работы с семьей, воспитывающей «особого» ребенка // Молодой ученый. — 2018. — №6. — С. 157-161. — URL https://moluch.ru/archive/192/48275/ (дата обращения: 23.03.2020).

В связи с увеличением в последние десятилетия количества «особых детей», большую значимость приобретает проблема воспитания и адаптации не только самого ребенка с ТМНР, но и работы с семьей, где он воспитывается. Помощь семье в воспитании «особого ребенка» предполагает содействие в решении проблем, появляющихся в сфере внутриличностных, внутрисемейных и внесемейных отношений. Конечной ее целью является создание нормальных условий для развития и ребенка, и его ближайших родственников.

Ключевые слова: семья, «особый ребенок», воспитание.

Семья — это малая группа, основанная на кровном родстве или на браке, члены которой связаны одним бытом, взаимопомощью и взаимной моральной ответственностью, в ней вырабатываются совокупность образов, санкций и норм поведения, регламентирующих взаимодействие между детьми и родителями, между супругами [3, с. 5].

Реакции родителей на то, что у них появился «особый ребенок»:

‒ отрицание — в основе этого поведения лежит отчаянная надежда на то, что диагноз, данный первоначально, ошибочен;

‒ гнев — защитная реакция родителей на раннем этапе осознания ими состояния их ребенка;

‒ чувство вины — переживание родителей по поводу их проступков, которые, как они полагают, и привели к заболеванию ребенка.

В. В. Ткачева и И. Ю. Левченко предложили систему работы с семьями, основная цель которой — это гармонизация внесемейных и внутрисемейных контактов, оптимизация личностного развития ребенка с ТМНР и его родителей [1, с. 29].

Читать еще:  Строгое воспитание мальчиков

Выделяются два направления работы с семьей: психокоррекционное и психолого-педагогическое. Последнее направлено на переструктурирование положения жизненных ценностей матери через демонстрацию эмпатии и переключение ее с переживания проблемы как неразрешимой на поэтапно построенную коррекционную деятельность с творческим началом. Первое осуществляется на основе принципов и методов личностно-ориентированной психотерапии в сочетании с элементами семейной системной когнитивно-поведенческой психотерапии и направлено на коррекцию напряженного психологического состояния родителя, реконструкцию и гармонизацию детско-родительских, супружеских отношений и отношений членов семьи с окружением.

В работе М. И. Смирновой и И. И. Мамайчук представлен системно-уровневый принцип по семейной психокоррекции при дисгармоническом развитии, которая понимается как комплекс воздействий, направленных на гармонизацию семейных отношений и личностной структуры ребенка, а также решение актуальных психотравмирующих проблем, вызванных нарушенными семейными отношениями [2, с. 67].

Выделяются три уровня психокоррекции:

1) Общий уровень содержит задачу: через участие психолога в организации жизнедеятельности семьи предупреждение и снижение эмоционального дискомфорта у всех родственников в связи с проблемами ребенка (проведение специальных лекций, дискуссий, родительских тренингов).

2) Специальный уровень имеет задачу: организация конкретных психокоррекционных воздействий в рамках семьи (арттерапевтических, групповых, игровых и др.), направленных на развитие навыков самоконтроля и коммуникативной сферы.

3) Дифференцированный уровень содержит задачу: семейная психокоррекция конкретных поведенческих расстройств у детей и проблем семьи с учетом клинико-психологических, психологических, индивидуально-типологических особенностей всех членов.

Методы для определения степени педагогической грамотности родителей в воспитании детей с ТМНР — наблюдение за взаимоотношениями детей и родителей; анкетирование; анализ личных дел детей, дневников динамического наблюдения, карт индивидуального развития, медицинских сведений.

Направления работы с семьями, воспитывающими детей с ТМНР, изменение условий домашнего воспитания, улучшение учебно-воспитательной работы в общеобразовательных организациях — все это является главными проблемами, а так же необходимо учитывать такие задачи:

а) повышение медико-психолого-педагогической грамотности родителей;

б) формирование адекватных взаимоотношений в детско-родительской и родительской подсистемах;

в) создание условий для активного участия родителей в воспитании и обучении детей;

г) оказание помощи родителям в воспитании положительных и преодолении отрицательных качеств ребенка;

д) оказание помощи в организации разумной деятельности ребенка (творчество, обучение, труд, игра), его общение в семье;

е) создание благоприятного психологического микроклимата в группе, способствующего эмоциональному комфорту всех детей;

ж) активное использование методики позитивного стимулирования ребенка;

з) взаимодействие педагогов и родителей в педагогическом процессе.

Помощь специалиста в воспитании «особого ребенка» в семье должна проходить с некоторыми правилами.

Оказывая помощь семье, нужно предоставлять родителям полную информацию об особенностях их ребенка: сообщать его специфические отрицательные и положительные особенности, сильные и слабые стороны, подчеркивая больше сильные.

Нужно на примерах убеждать родителей, что их ребенок с ТМНР, как это звучит ни парадоксально, является больше всего не обузой для нее, а источником ее духовного развития. Ежедневное общение с ребенком коренным образом меняет родительское мировоззрение, мать ребенка становится мудрее, гуманнее, осознавая, что буквально все люди несут право на любовь и существование независимо от того, какие они, учатся они или нет, похожи на других или нет. Такое «прозрение» родителей является благом для всех — ребенку и родителям — и играет определяющую роль в гармонизации родительских отношений. В матери ребенок пробуждает ее творческое начало. Начиная помогать собственному ребенку, она творчески подходит к его воспитанию и делится своим опытом с окружающими.

Специалист должен напоминать родителям о важности сохранения психического и физического здоровья. Для этого необходимо выполнять некоторые рекомендации к общему режиму, а еще владеть отдельными приемами аутогенной тренировки. Умение управлять собственным дыханием (урежение дыхания) помогает регуляции эмоционального состояния, а именно в стрессовых ситуациях [4, с. 15].

Специалист должен разъяснять родителям важность обеспечения контактов ребенка со всем социальным миром, что помогает социальной адаптации ребенка. А при этом внушать ребенку то, что он особенный не стоит. Нужно затрагивать все средства, чтобы вырастить ребенка уверенным в своих силах, активным, жизнерадостным. Полезно хвалить его в кругу посторонних, повышая его самооценку.

Важно сохранить в семье единство и согласованность всех требований к ребенку. Согласованное влияние, общий подход помогают быстрее развить его умения и навыки, социально приемлемое поведение. Дети стараются подражать родителям. Поэтому разные подходы родителей, особенно грубость одного из них, вызывают эмоциональный стресс. Снижение требований в отношении заботы о близких, посильного труда в семье, самообслуживания, навыков опрятности, должно быть минимальным.

Родители должны обеспечить охранительный режим, который укрепляет и щадит нервную систему ребенка. Режим освобождает ребенка и родителей от ненужных усилий. Необходимые привычки формируются медленно, поэтому их надо отрабатывать долго и упорно в условиях соблюдения режима.

Важно, чтобы родители систематически и активно наблюдали за развитием собственного ребенка с рождения. Так можно своевременно обратить внимание на некоторые особенности ребенка, а в дальнейшем по ним следует посоветоваться со специалистами.

Полезно записывать в дневнике собственные наблюдения и приемы, которые явились более эффективными в какой-либо ситуации. Это поможет учесть успехи и неудачи, критически оценить родительское отношение к ребенку.

Надо учить «особого ребенка», как и всех обычных детей, ориентироваться в окружающем социуме, общаться с людьми. Необходимо знакомить ребенка с встречающимися явлениями окружающего мира в обычных для них условиях. «Особый ребенок» должен знать, как и где покупается еда, уметь самому ухаживать за другим и т. д. Предметы изучаются в разных ситуациях: в процессе ручного труда, лепки, рисования, в книге, на рисунке.

Ребенка нужно побуждать отвечать на вопросы, а также делать умозаключения, оценивать чужие и свои действия, рассказывать о происходящих ситуациях. В процессе данного способа воспитания у ребенка будут развиваться необходимые умения и навыки, речь, память, мышление, внимание, познавательная деятельность. Вся деятельность детей может сопровождаться эмоциональной вовлеченностью. Мама, в процессе игры с ребенком говорит обо всех его действиях, повторяя эти фразы в разных типах коммуникативных высказываний, в нескольких вариантах (отрицание, побуждение, вопрос, сообщение).

Таким образом, воспитание «особого ребенка» в семье содержит следующие основные направления работы родителей, о которых они должны знать:

‒ постоянное продвижение психического развития, соответствующее индивидуальным и возрастным особенностям ребенка;

‒ обеспечение благоприятных условий для охраны тельного режима и обучения;

‒ формирование речевого, предметно-практического и эмоционально-положительного взаимодействия «особого ребенка» с родителями.

Это будет помогать социальной адаптации ребенка и предотвращать формирование поведенческих патологических стереотипов. Критерием хорошего воспитательного подхода может стать состояние психофизиологического комфорта у «особого ребенка» и остального состава семьи.

Читать еще:  Личность как цель современного воспитания

Для обеспечения эффективной работы с родителями «особых детей» в нашем центре уже несколько лет функционирует клуб «Психологическая гостиная», созданная педагогами-психологами, на которой специалисты-психологи разбираются в эмоциональных отношениях в семье. Педагогам-психологам центра приходится иметь дело со взрослыми, находящимися на различных этапах адаптации к роли родителей ребенка с ТМНР. Все встречи в клубе происходят в неформальной обстановке, за чашкой кофе или чая с пирогами. Формат встреч — это пятница вечер, первая неделя месяца. Нам важно знать, насколько члены “особой” семьи готовы говорить о своей семейной проблеме с другими взрослыми, как они относятся к коррекционно-развивающему процессу, каковы их ожидания, установки, готовы ли они вообще сотрудничать с медико-психолого-педагогическим персоналом учреждения. Темы наших встреч: «Как справиться с агрессией?», «Детская агрессия», «Эмоциональная зависимость», «Конфликты на работе и дома», «Манипуляции, я могу им противостоять!» и многие др.

Модель организации помощи семье, воспитывающей проблемного ребенка в центре содействия семейному воспитанию «Южное Бутово» состоит из трех этапов:

Первый этап направлен на привлечение родных к учебно-образовательному процессу ребенка. Психолог убеждает членов семьи в том, что именно в них очень нуждается их ребенок, что, кроме них, этим процессом заняться некому, что ни одна, даже самая лучшая коррекционно-развивающая программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.

На втором этапе формируются увлечения родителей процессом развития ребенка. Главной задачей работы становится формирование у них активной позиции в воспитании ребенка. Специалисты центра показывают родителям возможность существования ежедневных маленьких, но очень важных для ребенка достижений. Члены семьи обучаются эталонным моделям работы с ребенком, включающим отработку заданий педагога. На этом этапе в ЦССВ «Южное Бутово» работает клуб дефектологов, логопедов «Учимся играя», где специалисты делятся своим опытом и знаниями применения различных современных методик обучения и воспитания детей с ТМНР.

Третий этап характеризуется раскрытием перед членами семьи возможности личного поиска творческих подходов к обучению ребенка и личного участия в исследовании его возможностей. При этом значимым является обучение родителей разнообразным формам взаимодействия с ребенком наблюдению и оценке его реакций и поведения. Здесь себя прекрасно зарекомендовала «Школа родителя особого ребенка». Мастер-классы в ней проводят педагоги дополнительного образования. Часто эти встречи проходят совместно с детьми, что помогает родителям на деле увидеть достижения своего ребенка.

  1. Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 2008. 239 с.
  2. Мамайчук И. И., Смирнова М. И. Психологическая помощь детям и подросткам с расстройствами поведения. СПб.: Речь, 2010. 384 с.
  3. Мудрик, А. В. Социальная педагогика. — М.: Академия, 2008. 365 с.
  4. Селигман М., Дарлинг Р. Б. Обычные семьи, особые дети. М.: Теревинф, 2009. 368 с.

Роль семьи в воспитании ребенка

Роль семьи в воспитании ребенка.

Исследования свидетельствуют, что наиболее благоприятные возможности для укрепления здоровья ребенка, развития его физических качеств, нравственных чувств, привычек и мотивов поведения, интеллекта, приобщения к культуре создаются в семье. Семейное воспитание – это процесс взаимодействий родителей и детей, который непременно должен доставлять удовольствие, как той, так и другой стороне.

В каждой семье, которая хочет как можно лучше воспитать своих детей, есть те общие особенности, те условия, которые исключительно важны для нравственного и трудового воспитания дошкольников. Прежде всего, это глубокая кровная любовь родителей к детям и детей к родителям.

Но если со стороны матери, отца, других взрослых членов семьи любовь приобретает жертвенный характер (все ребенку и ничего от него) или очень непоследовательной (то безмерно балуют, то требуют непосильного), у детей возникают эгоистические тенденции в поведении. И наоборот, когда детям недостает любви, рано или поздно это драматически скажется на их духовном и нервно-психическом развитии.

Каждый ребенок невольно и неосознанно повторяет своих родителей, подражает папам и мамам, бабушкам и дедушкам. Поэтому родители должны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений, быть образцом для подражания. Для ребенка дошкольного возраста авторитет родителей существует как бы изначально и непререкаем. Папа и мама для него « самые, самые» — красивые, умные, смелые и т.д. В спорах дошкольников наиболее веский аргумент — «мой папа так сказал», «моя мама так делает». Поступки и суждения родителей не подлежат критике. Но ребенок взрослеет, наблюдает, анализирует, сравнивает и порой бывает вынужден признать, что его папа и мама не столь безупречны, как ему казалось ранее.

На психику и поведение ребенка могут влиять разнообразные явления окружающей жизни, в том числе и негативные. Было замечено, что тревожные дети вырастают у тревожных матерей. Честолюбивые родители зачастую просто подавляют своих детей, так проявляя роль семьи в воспитании ребёнка. В итоге у них появляется комплекс неполноценности. Кроме того, отец, часто выходящий из себя, подсознательно формирует у своих детей подобный тип поведения.

Грубость, неуважение, раздражительность так же перенимаются детьми, как и доброжелательность. Нельзя вымещать на близких, тем более на ребенке, свое плохое настроение. Дети не могут не знать о тех трудностях, с которыми сталкиваются родители вне семьи, но это не значит, что свои взрослые проблемы можно перекладывать на плечи ребенка, создавать гнетущую атмосферу в доме.

Ещё важно различать, существенный или незначительный повод вызвал те или иные эмоции родителей, соответствуют ли проявленные чувства происшедшему. Например, сын разбил тарелку. По этому поводу можно раскричаться, вспомнить еще несколько промахов ребенка, создать на весь день тяжелую атмосферу взаимного недовольства. Соответствует ли напряженность чувств существу происходящего? Разумеется, нет. Лучше объяснить ребенку причину происшедшего (торопливость, невнимательность, случайность и др.), пожалеть о разбитой тарелке и поставить на этом точку.

Нельзя уличать ребенка в плохом поступке, стыдить, если у вас нет уверенности, что он его совершил. Ошибка может стоить дорого: ребенок замкнется или будет стараться «вывернуться», говоря неправду. Если возникнет ситуация, когда надо оценить неблаговидный поступок ребенка, не следует спешить. Спросите, что случилось, как он сам оценивает свое поведение. При этом ребенок должен почувствовать, что родители ему сопереживают, стремятся разобраться во всем по существу, по справедливости, помочь.

Ребенок-дошкольник повседневно ощущает, что забота, ласка, семейное тепло, радости и удовольствия исходят от родных: мамы и папы, бабушки и дедушки. Если в семье нет отца, двойную заботу берет на себя, как правило, мать, обычно находятся любящие малыша другие родственники, близкие семье люди. Бабушки и дедушки должны рассказать внукам об их предках и других родственниках. Можно нарисовать вместе с ребенком древо семьи (генеалогическое дерево): это позволит ему наглядно представить последовательность поколений семьи, родственные отношения между ее членами. На дереве будет и его веточка, он сможет ощутить свою связь с ушедшими и ныне живущими людьми, которых объединяет понятие «семья». Обретут имена и биографии те, кто запечатлен на старых фотографиях в семейном альбоме.

Читать еще:  Права и обязанности по воспитанию детей

Все это очень важно для формирования у ребенка уважительного отношения к семье, потребности знать свои корни, понимания необходимости теплых отношений между родственниками. Все, что ребенок приобрел в семье в детские годы, сохранит он на всю оставшуюся жизнь.

Часто ли в вашей семье звучат ласковые слова по отношению друг к другу, к детям, сколько раз в течение дня вы обратились к ребенку или кому-то из членов семьи с выражением любви, расположения, удовлетворения его поступками, делами и сколько раз выражали свое неудовольствие, раздражение? Преобладание того или другого и определяет стиль отношений в семье и то, как будут развиваться качества личности, которые вы хотели бы воспитать у вашего ребенка: доброжелательность, оптимизм, способность к состраданию, сочувствию.

Советы родителям по воспитанию детей в семье

1. Первой школой жизни для ребенка является семья, в которой он вырос. Родители — пример для малыша. Поэтому важно помнить, что если вы хотите вырастить своё чадо правильным и счастливым, позаботьтесь, чтобы в вашей семье царила гармония.

2. Относитесь к своим детям так, как хотите, чтобы они относились к своему потомству. Модель построения собственной семьи ребенком зависит в первую очередь от того, какие взаимоотношения были между его родителями.

3. Если на вашего ребенка пожаловались, не спешите наказывать его. Займитесь лучше самовоспитанием.

4. Роль семьи в воспитании детей первостепенна и многогранна. Задумайтесь о взаимоотношениях между её членами. От этого зависит, будут ли ваши дети счастливы в собственной семейной жизни.

Роль семьи в воспитании ребёнка с нарушениями в развитии

  • 27 февраля 2013 года

Главным институтом воспитания является семья. Семья – это родной дом ребёнка, где он живёт, играет, учится постигать окружающее, практически познаёт, что такое доброта, внимание, забота, любовь родителей и других родственников. Любовь и поддержка особенно нужны детям, так как дают им чувство уверенности, защищенности, что необходимо для их гармоничного развития.
Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, который он сохраняет в течение всей последующей жизни, делает первые наблюдения и учится, как себя вести в различных ситуациях.
Особое положение занимают семьи, воспитывающие детей с отклонениями в развитии. Таким детям необходимо воспитываться в специальных условиях, включая и создание адекватной микросоциальной среды в семье. Развитие ребенка с отклонениями в развитии в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий.
Встречаются родители, которые отказываются признать проблему. Либо они неправильно оценивают состояние ребенка, либо опасаются испортить ему будущее «ярлыком» инвалидности. Это имеет социальные корни и связано с отношением общества к людям с отклонениями в развитии.
Главная функция семьи заключается в том, чтобы в воспитании и обучении ребенка с отклонениями в развитии исходить из его возможностей. Родители такого ребенка должны научиться регулировать степень психологической нагрузки, которая не должна превышать допустимого уровня.
Рождение в семье ребенка с отклонениями в развитии в большинстве случаев изменяет весь ее уклад, влияет на психологический климат в семье. Часто семейные отношения ослабевают, чувство растерянности, подавленности являются причиной распада семьи, и лишь в небольшом проценте случаев семья сплачивается.
Семья больного ребенка часто оказывается в изоляции, так как родители обычно ограничивают общение со своими друзьями, родственниками, целиком замыкаясь на своей проблеме. Это одна из ошибок. Родителям следует стремиться сохранить прежний уклад семьи, дружеские отношения с близкими и друзьями. Ни в коем случае родителям не следует стесняться своего ребенка и отгораживаться от окружающей жизни. Иначе на фоне хронической стрессовой ситуации у родителей возникает повышенная раздражительность, постоянное ощущение внутреннего беспокойства, появляются головные боли, часто развивается невротическое состояние. В таком состоянии родители мало чем могут помочь своему ребенку. Тревога и беспокойство родителей передаются и малышу. Поэтому, воспитывая ребенка с отклонениями в развитии, родителям нужно помнить, что их полное отречение ради малыша не полезно малышу, а в большинстве случаях и вредно.
Какими же качествами должны обладать родители детей с отклонениями в развитии, чтобы их любовь стала силой, формирующей характер ребенка, его психическое состояние. Родители должны:
• Иметь веру в жизнь, внутреннее спокойствие, чтобы не заражать своей тревогой детей.
• Строить свои отношения к ребенку на успешности, что определяется родительской верой в его силы и возможности.
• Не предъявлять к ребёнку повышенных требований. В своей жизни он должен реализовывать не ваши мечты, а свои способности.
• Признавать за ребенком право быть таким, какой он есть, и принимать его таким.
• Четко знать, что ребенок не может вырасти без атмосферы похвалы.
• Пытаясь чему-то научить ребенка, не ждать быстрого результата. Научится радоваться даже небольшим его достижениям. Запастись терпением на годы.
• Спокойно реагировать на успехи и на неудачи ребенка. Ваш малыш не хуже других детей с такими же проблемами.
• Развивать самостоятельность своего ребенка и поэтому для его же блага (по возможности) сокращать постепенно свою помощь ему до минимума.
• Рассказывать о своём ребёнке. Пусть все знают, что такие дети есть, и что им нужен особый подход.
• Помнить, что благополучие родителей чрезвычайно важно как для них самих, так и для ребенка. В жизни ребёнка родители незаменимы. И они должны беречь себя!

Подготовила: Михайлова Н.В. – социальный педагог РПМПК.
По печатным материалам: Н.М. Борозинец, Е. В. Евмененко «В семье воспитывается ребёнок с ограниченными возможностями здоровья». Методическое пособие для родителей.- Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2010. О. В. Солодянкина «Воспитание ребёнка с ОВЗ», М.:АРКТИ, 2007.
Фото – из личного архива Михайловой Н.В.

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, выделите это место мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

© 2020 Департамент образования Администрации Пуровского района.

Разработка и сопровождение сайта — Агентство «Промедиа»

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector