221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Роль семьи в воспитании здоровья ребенка

«Роль семьи в воспитании здорового ребенка»
консультация на тему

Воспитание здорового ребенка в семье включает в себя очень много аспектов. Что можно подразумевать под словосочетанием «здоровый ребенок»? В первую очередь, это физическое здоровье малыша. Но и совсем немаловажное значение имеет психическое состояние здоровья ребенка. Большую часть жизни ребенок проводит в семье, через нее он познает мир и получает первые навыки и жизненные установки. Все родители хотят, чтобы их ребенок имел полноценное здоровье и хорошее физическое развитие. Чтобы этого достигнуть необходимо сформировать в семье хороший психоэмоциональный фон, хорошие привычки, организовать физическое воспитание и рациональное питание.

Скачать:

ВложениеРазмер
rol_semi_v_vospitanii_zdorovogo_rebenka.doc312 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «ромашка»

«Роль семьи в воспитании здорового ребенка»

Подготовила : Полежака И.В.

Воспитание здорового ребенка в семье

включает в себя очень много аспектов. Что можно подразумевать под словосочетанием «здоровый ребенок»? В первую очередь, это физическое здоровье малыша. Но и совсем немаловажное значение имеет психическое состояние здоровья ребенка. Большую часть жизни ребенок проводит в семье, через нее он познает мир и получает первые навыки и жизненные установки. Все родители хотят, чтобы их ребенок имел полноценное здоровье и хорошее физическое развитие. Чтобы этого достигнуть необходимо сформировать в семье хороший психоэмоциональный фон, хорошие привычки, организовать физическое воспитание и рациональное питание.

От чего же зависит правильное воспитание здорового ребенка в семье ?

Следует учитывать, что на детское здоровье влияют следующие факторы:

  • врожденные физические особенности ;
  • условия жизни в семье ;
  • соблюдение санитарно-гигиенических норм ;
  • уровень развития системы здравоохранения государства;
  • социально-экономическая и экологическая ситуация , сложившаяся в населенном пункте, а также в стране в целом.

Безусловно, на некоторые факторы невозможно повлиять силами только родителей ребенка, но создать благоприятный климат в семье под силу всем любящим родителям. Ребенок должен постоянно ощущать любовь, заботу и поддержку со стороны мамы и папы, только в этом случае можно не беспокоиться за психическое здоровье малыша.

Невероятно важно с детства приучить ребенка соблюдать личную гигиену и вести здоровый образ жизни. Очень важное значение имеет распорядок дня, закаливания организма и, безусловно, занятия спортом. Здоровье каждого человека зависит от его поведения и образа жизни, поэтому необходимо еще с детства привить ребенку бережное отношение к самому себе и заботу о собственном здоровье. Правильное воспитание здорового ребенка в семье поможет сформировать физически и психически устойчивого члена общества.

Воспитание здорового ребенка — одна из важнейших задач семьи. Из курса дошкольной педагогики вы знаете о тесной взаимосвязи физического и психического развития ребенка, о том, что полноценное физическое развитие — своеобразный фундамент, на котором «выстраивается» каркас личности. Между тем современная статистика свидетельствует о неблагополучии физического развития и здоровья детей и подростков. Все активнее входит в профессиональную лексику понятие «децелерация», означающее, что поколение современных детей отличается более низкими показателями физического развития, чем их сверстники 10-15 лет назад.

Казалось бы, что современные супруги должны чувствовать особую ответственность за здоровье будущего ребенка. На деле это далеко не так. К услугам специалистов медико-генетической службы обращаются очень немного молодых людей, намеревающихся вступить в брак и испытывающих тревогу за физическое благополучие будущих наследников. А это благополучие может оказаться иллюзорным, если учесть груз наследственных и иных заболеваний, которыми отягощены супруги, особенности их образа жизни, приверженность к некоторым, мягко говоря, вредным привычкам (алкоголь, курение, наркомания). В результате значительная часть новорожденных появляются на свет с теми или иными отклонениями в физическом, а часто и психическом развитии. Родители бывают очень обеспокоены здоровьем ребенка, особенно когда он часто болеет, но не прилагают специальных усилий для его укрепления, профилактики болезней, тем более уделяют недостаточно внимания развитию движений, физических качеств, культурно-гигиенических навыков, приобщению к спорту.

Поскольку воспитание здорового ребенка содержит много аспектов, напомним о наиболее важных для современной семьи.

Физическое воспитание является основой для развития личности ребенка в семье. Но в чем же заключается его значение во всестороннем формировании детей? Прежде всего физическое развитие человека создает предпосылки для полноценной умственной работы. Известно, что интеллектуальный труд требует большого напряжения физических сил. Болезненность же человека, отсутствие физической закалки значительно снижают эффективность умственной деятельности. Физически здоровый человек может лучше проявлять себя в производительном труде, преодолевать большие нагрузки, меньше утомляться. Наконец, правильное физическое воспитание в семье способствуют формированию нравственности, товарищества, коллективизма, требовательности к себе, а также укреплению воли.

В чем же состоит сущность физического воспитания? Для осмысления этого понятия попытаемся сравнить его с другим, близким по значению термином — физическое развитие . Физическое развитие детей — качественные изменения, которые происходят в укреплении и совершенствовании физических сил ребенка и его здоровья под воздействием благоприятной природной среды и специально организованного воспитания. В этом смысле оно выступает лишь как один из результатов физического воспитания. Само же физическое воспитание охватывает более широкую область педагогического влияния на детей. Наряду с физическим развитием оно призвано возбуждать у них потребность и интерес к занятиям физической культурой и спортом, способствовать глубокому осмыслению психофизиологических основ физического развития и укреплению здоровья, а также умственному, нравственному и эстетическому формированию.

Физическое воспитание в семье — многогранный процесс организации активной физкультурно-оздоровительной деятельности детей, направленной на укрепление потребности в занятиях физической культурой и спортом, осмысление их психофизиологических основ, развитие физических сил и здоровья, а также выработку санитарно-гигиенических навыков и привычек и здорового образа жизни.

Уяснение сущности физического воспитания позволяет более конкретно представить его внутреннюю структуру и содержание. С этой точки зрения, важное значение в содержании физического воспитания имеет формирование у детей потребности в занятиях физкультурой и спортом и укреплении своих физических сил и здоровья. Потребность в данном случае мыслится не только как внутренний побудительный стимул, но и как определенная привычка личности заниматься различными физическими упражнениями с целью совершенствования своих физических сил и общей работоспособности, а также укрепления воли.

Существенным компонентом содержания физического воспитания является обогащение детей системой знаний о сущности и общественном значении физкультуры и спорта и их влиянии на всестороннее развитие личности. Такие знания расширяют умственный и нравственный кругозор детей, повышают их общую культуру.

Весьма важной содержательной частью физического воспитания является развитие у детей двигательных умений и навыков, воспитание и совершенствование внешней культуры поведения: осанки, походки, ловкости, быстроты двигательных реакций и т.д.

Физическое воспитание также включает в себя развитие у детей физических способностей и стремления к занятиям в различных видах физкультуры и спорта: в легкой или тяжелой атлетике, в спортивных играх, плавании и т.д.

Формирование у детей физической культуры и решение основных задач физического воспитания требуют использования разнообразных средств и методов физического развития детей.

К средствам физического воспитания относятся:

а) естественные силы природы: солнце, воздух и вода;

б) режим питания, труда и отдыха;

в) утренняя гимнастика;

г) физическая культура;

д) разнообразные формы спортивно-массовой работы: гимнастика, спортивные игры, туризм.

В то же время цель воспитания здорового ребенка не ограничивается одним только физическим воспитанием. Особо здесь следует отметить связь здоровья ребенка с гигиеническим воспитанием. Оно начинается с создания соответствующих требованиям гигиены условий воспитания ребенка (чистота и порядок в квартире, особенно на кухне, в детской комнате; детская мебель, приспособленная к его росту; индивидуальные постельные и гигиенические принадлежности, посуда; одежда из натуральных материалов, подобранная по погоде, и пр.). Важной обязанностью родителей является воспитание у детей привычки мыть руки (перед едой, после прогулки, посещения туалета), тщательно чистить зубы утром (после завтрака) и вечером; ежедневно принимать душ, подмываться; по мере надобности пользоваться носовым платком; убирать постель, ухаживать за своей одеждой.

Подлинная забота родителей о полноценном физическом и психическом здоровье — залог рационального режима дня, в котором предусмотрено достаточное время для полноценного сна (ночного и дневного), прогулок на свежем воздухе (не менее 4 ч), часы приема пищи, игр. Необходимо избегать нарушений привычного режима в праздничные и выходные дни, когда у ребенка много впечатлений, он утомляется, вследствие чего особо нуждается в отдыхе, спокойных занятиях. Поэтому в интересах охраны здоровья ребенка следует исключить позднее возвращение из гостей, отказ от дневного сна, неупорядоченное питание, как это часто случается, особенно в молодых семьях.

Рост, развитие ребенка, предупреждение многих заболеваний напрямую зависят от рационального питания: достаточного, доброкачественного, разнообразного, с необходимым количеством витаминов. Сегодня можно говорить о двух крайностях в организации детского питания в семье: усиленное внимание родителей к питанию ребенка, что ведет к перееданию, ожирению, и, напротив, достаточно безразличное отношение к тому, когда и что поел ребенок. Излишняя упитанность детей из-за перекармливания проявляется уже в раннем возрасте, однако она редко волнует родителей, хотя и бывает одной из причин крапивницы или экземы, респираторных заболеваний, более позднего овладения ходьбой и т.д. Напротив, молодые родители часто с гордостью говорят о быстрой прибавке в весе ребенка первого года жизни, ошибочно считая это признаком хорошего развития малыша. Между тем именно в первый год жизни из-за перекармливания происходит рост жировых клеток, которые остаются на всю жизнь, увеличиваясь в размерах в сотни раз. Полные, упитанные дети-дошкольники обычно слабее худощавых, чаще и тяжелее болеют.

При безразличном отношении родителей к детскому питанию ребенка рано переводят на «общий стол», не заботятся о разнообразии пищи, не учитывают возрастную потребность в витаминах, тех или иных продуктах (например, молочных, фруктах). В данном случае родители придерживаются правила: еда — это не предмет культа, что есть, то и поели. Естественно, что при таком отношении к детскому питанию в нем преобладают «взрослые блюда», технология приготовления которых не всегда соответствует особенностям растущего организма (жарка, многократные подогревы пищи, использование консервов, острых специй, колбас). Полноценным такое питание назвать трудно. При таком безалаберном отношении к детскому питанию в его «рацион» нередко попадают и алкогольные напитки.

Одно из средств повышения защитных сил организма — закаливание. Известно, что к моменту рождения ребенка его физиологические механизмы полностью не сформированы, поэтому у него более высокая теплоотдача, чем у старших детей и взрослых, что может привести к более быстрым переохлаждениям или перегреваниям. Это надо иметь в виду родителям, которые буквально с первых дней жизни малыша стараются его укутать, потеплее одеть. Такая «забота» о детях не дает возможности для тренировки, совершенствования аппарата терморегуляции, формируется большая уязвимость растущего организма. Прежде всего ребенка необходимо избавить от имеющегося перегревания (снизить температуру воздуха в комнате до 18 градусов, воды для умывания, проветривать помещение). Далее следует обеспечить его рациональной одеждой, не препятствующей его движениям. В условиях семьи целесообразно использовать такие закали-вающие процедуры, как создание контрастных температур в быту (например, игра с бегом из прохладного помещения в теплое), ходьба босиком (по коврику, паркетному полу, траве, песку), сон на свежем воздухе, обтирание, обливание, душ, купание в открытом водоеме, солнечные ванны.

Нельзя не сказать о так называемых нетрадиционных методах закаливания, которые в последние годы завоевывают сторонников среди родителей, особенно молодых. Речь идет об использовании для закаливания детей, начиная с грудного возраста, сильных холодовых факторов: обливания и купания в ледяной воде («моржевание»), хождения босиком по снегу без одежды и т.д. При этом родители-энтузиасты доказывают эффективность такого закаливания. Возможно, они и правы в отношении отдельных детей, обладающих определенными индивидуально-типологическими характеристиками температурной чувствительности. Но ученые возражают против массового распространения подобной практики закаливания маленьких детей. Экстремальные сверхсильные холодовые перегрузки вызывают резкую перестройку всех физиологических систем, при этом наиболее уязвимыми оказываются аппараты регуляции (нервная система) и выделения (почки). Родители, подвергая своих детей сильным холодовым нагрузкам, рискуют их здоровьем, причем последствия могут возникнуть годы спустя и оказаться очень печальными, вплоть до летального исхода.

В последние годы многие родители стали приобретать разного рода тренажеры, спортивные центры, заниматься с детьми гимнастикой, бегом, ходьбой на лыжах, ездой на велосипеде и т.д. Все это заслуживает всяческого одобрения при условии соблюдения правил безопасности, четкой дозировки занятий, учета возрастных возможностей детей, чтобы не допустить их переутомления. Каждой семье доступны занятия спортом, подвижные игры, пешие прогулки, туристические походы, которые способствуют развитию у детей двигательных качеств, ловкости, силы, выносливости организма. И еще один важный момент: воспитание здорового ребенка облегчается, если протекает на положительном эмоциональном фоне, если в семье царит мажорный тон, преобладает оптимистическое настроение.

Наиболее заразительным для маленьких детей бывает пример родителей, других членов семьи, демонстрирующих свою любовь к физической культуре, спортивную подготовку, приверженность к здоровому образу жизни.

Какова роль семьи в воспитании ребёнка

Семья – самая важная социальная группа в обществе. Она играет важную роль в жизни и развитии ребенка, удовлетворении его физических и эмоциональных потребностей, а также в моральном воспитании. Какова роль семьи в воспитании ребёнка и какие ошибки часто допускают родители?

Обучение и воспитание ребёнка в семье

Одна из главных ролей семьи в обществе заключается в создании условий, в которых дети могли бы учиться позитивным ценностям, отношениям, поведению и навыкам на протяжении всей жизни. Родители должны научить своих детей быть ответственными за свой выбор, принимать участие в образовании своих детей, преподавать необходимые жизненные уроки. Ценности, формирующиеся в семье, влияют на выбор, который члены семьи делают как внутри, так и вне своей семьи в течение всей жизни.

Воспитание детей зависит от семейного опыта, который накоплен всей историей, традициями и культурой данной семьи.

Родители защищают и материально обеспечивают детей

Когда дети рождаются и растут, они сильно зависят от своих родителей и других членов семьи, которые заботятся о них. Семья нужна, чтобы защитить и материально обеспечить детей, любить их и оказывать эмоциональную поддержку.

Ребёнок нуждается не только в пище, одежде и крове, чтобы выжить, но у него также есть эмоциональные потребности. Дети, да и каждый из нас, хочет, чтобы его любили, понимали и поддерживали. В идеале члены семьи любят друг друга безусловно и поддерживают во всём, независимо от обстоятельств.

В такой семье каждый, и маленький ребенок, обучающийся катанию на велосипеде, и подросток, пытающийся пережить свой первый разрыв, и молодой женатый взрослый с детьми, которого только что уволили, может найти утешение в любви и эмоциональной поддержке своей семьи.

Ошибки современного воспитания

Задаваясь вопросом: Какова роль семьи в воспитании ребёнка?” следует отметить, что семейные ценности за последние несколько десятилетий значительно изменились. Это связано с тем, что более 40 процентов из рожденных детей приходится на незамужних женщин, то есть на семьи, в которых мать заменяет отца. Растет число семей с неродным отцом, вследствие повторного брака матери.

По различным причинам многие из детей живут без своих родителей (ныне здравствующих) в доме бабушки и дедушки или родственников. При этом родительская роль в воспитании детей, особенно в долгосрочной перспективе, значительно снижается.

Вместо того, чтобы воспитывать своих детей в духе добра и благородства, целеустремленности и взаимопомощи, помогать ребёнку искоренить его личностные дефекты и усвоить хорошие качества, большинство сегодняшних родителей считают, что покупать дорогую одежду и продукты питания, платить высокую плату за образование – это их единственная обязанность. Они не понимают, что все это заставляет детей желать только материальных удовольствий, подпитывающих в них недостатки.

Вместе с тем, только счастливые родители могут породить счастливое поколение. Научить детей быть счастливыми возможно при доверительном общении родителей с детьми. Однако большинство современных родителей живут в спешке и стрессе. Когда мать и отец постоянно находятся в стрессовом состоянии, детям не хочется разговаривать с ними, делиться своими идеями, мыслями и проблемами.

Можно выделить несколько основных ошибок в поведении родителей, которые негативно сказываются на воспитании ребёнка:

  1. Привычка всегда жить прошлым не позволяет родителям понять своих детей, которые в силу своей природы легко забывают свое прошлое и всегда живут в настоящем. Поэтому дети счастливы здесь и сейчас. Когда родители вспоминают события прошлого и продолжают нести на себе бремя плохого опыта, с которым сталкивались в прошлом, они не могут слышать и понимать своих детей. Вывод – стараться жить настоящим, чтобы услышать своего ребёнка.
  2. Негативный разговор и подход в виде высказываний, типа «вы ничего не знаете», «вы бесполезны» причиняют детям огромную боль. Физические травмы исцеляются, но боль, причиненная на моральном уровне, не так легко исцелить. Вывод – мы должны быть всегда позитивны в своем подходе и речи, разговаривая с детьми. Наша беседа должна быть такой, чтобы она воодушевляла ребёнка.
  3. Не признание своих ошибок перед детьми приводит к напряжению и непониманию. Ведь дети видят все наши ошибки. Но, если родители пытаются скрыть свои ошибки или оправдать себя, то дети стараются сделать, то же самое. Вывод – признавать свои ошибки, тогда дети развивают в себе уважение к нам и пытаются подражать, учатся честно принимать свои ошибки. Ведь без ошибок нет опыта.
  4. Постоянно пытаться найти недостатки у детей– плохая привычка, приводящая к формированию заниженной самооценки у ребёнка. Вывод– стараться замечать и признавать хорошие качества у ребёнка. В результате со временем он осознает и примет свои личностные дефекты и попытается их искоренить. Постоянно акцентируя внимание на достоинствах наших детей вместо того, чтобы находить в них недостатки, мы будем сами в позитивном настроении, и докажем свою любовь к ребёнку, в которой он так нуждается.
  5. Сохранение своего личного имиджа во время общения с детьмиили другими словами, проявление гордыни своим положением в обществе перед детьми, приводит к тому, что ребёнок игнорирует такого родителя. Он чувствует стену непонимания, и даже отчуждения. Вывод – родители должны вести себя естественно со своими детьми, забывая об своей карьере и положении в обществе. Только тогда они смогут оставаться счастливыми и эффективно воспитывать своих детей.
  6. Говорить авторитетноне стоит с детьми. Они нуждаются в разговоре на равных и с родительской любовью.
  7. Не учитывать, что у каждого человека своя природа при общении с детьми, значит отрицать, что ваш ребёнок уникален, как каждый человек. Он может иметь свои природные особенности, которые нужно уважать и принимать родителю как данность Всевышнего. Вывод – разговаривая с детьми, не думайте, что вы говорите с таким же человеком, как и вы. У вашего дитя есть другие черты и природные наклонности, которые вы должны принять и любить их вместе с ним.
  8. Отсутствие общения с детьмиобычно связано с занятостью работой. Мы не всегда выслушиваем проблемы наших детей. Поручив ребёнка школе, мы забываем, что учителя чаще озабочены завершением своей учебной программы, а не состоянием ребёнка. В результате дети оказываются в психическом замешательстве. Они теряют уважение и веру в своих родителей, дерзят и не слушают их. Вывод – непринужденный разговор сближает детей и родителей. Поэтому очень важно, чтобы мы находили время, посидеть и непринужденно поговорить со своими детьми, хотя бы 15 минут в день. Это поможет воспитывать счастливого ребёнка.
  9. Завышенные ожиданияродителей дети чувствуют интуитивно. Поскольку, их эго очень мало, они сразу же воспринимают вибрации ожиданий. Это отрицательно сказывается на их самооценке и мотивации, особенно тогда, когда родители их сравнивают с более успешным другом или подругой. Вывод – любите детей без ожиданий. Вместо того, чтобы ожидать, что «мой сын или дочь сохранит и укрепит мою репутацию в обществе», желательно думать: «я люблю своего ребёнка таким, какой он есть, он моё продолжение…».

Итак, семья выступает в роли защитника, чтобы обеспечить наилучшие возможности для жизни детей. На родителях лежит ответственность не только за физическое, но и духовное развитие своих чад. Обязанности семьи – воспитывать детей в любви и праведности, дать им моральный компас, чтобы они отличали добро от зла, научились верить и надеяться на лучшее.

Родители имеют огромную свободу воспитывать детей в соответствии со своей совестью и ценностями (в рамках законов государства).

Помните: только счастливые родители могут воспитать счастливого ребёнка!

Удачи в воспитании!

Роль семьи в воспитании здорового ребенка

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Роль семьи в воспитании здорового ребенка Условия, в которых ребенок живет в семье, имеют не менее существенное значение для формирования его здоровья, чем условия его пребывания в детском саду. Если в семье сложились доброжелательные взаимоотношения, внимательное отношение к ребенку, соблюдается режим дня, соответствующий возрасту дошкольника, если у него имеется возможность заниматься любимой игрой — все это в совокупности служит основой поступательного развития.

Обобщение материалов исследования, по данным анкетного опроса родителей, позволило оценить качество соблюдения режима дня и проведения оздоровительно-закаливающих мероприятий в семье. Было отмечено, в частности, что вопрос физического воспитания во многих семьях решается достаточно успешно. Однако в ряде случаев для укрепления здоровья и развития детей не созданы все необходимые условия. Так, например, многие родители уделяют недостаточно внимания именно тем разделам работы, которые не всегда обеспечиваются в дошкольном учреждении: нерегулярное пребывание ребенка на воздухе, дефицит ночного сна, малая двигательная активность и другие. Именно поэтому проблема укрепления здоровья ребенка в семье должна занимать важнейшее место в числе разнообразных воспитательных мер, которые используют родители.

Как известно, важнейшим условием полноценного развития дошкольника является достаточная двигательная активность в течение дня. Многочисленные исследования свидетельствуют, что нормальное умственное и речевое развитие ребенка в значительной мере обусловлено развитием его моторной сферы. Однако материалы анкетного опроса показали, что в условиях семьи недостаток движений, который дети нередко испытывают в дошкольном учреждении, не восполняется дома.

К сожалению, хотя примерные нормы двигательной активности детей разного возраста в течение дня представлены в некоторых исследовательских работах (А. Г. Сухарев), четкое определение нормативов ее достаточно затруднено главным образом в связи с влиянием на уровень двигательной активности разнообразных внешних факторов, обусловленных климатогеографическими и другими условиями разных регионов. Помимо этого на характер двигательной активности ребенка оказывают существенное влияние индивидуальные особенности его психофизиологического развития и состояния здоровья. В семье подавляющее большинство родителей основное внимание уделяют умственному воспитанию ребенка, обучая его чтению, письму, счету, иностранному языку, рисованию. Из всех опрошенных родителей только 2% совместно с детьми совершают загородные прогулки, прогулки в парки, скверы. Во время обычных прогулок недостаточно используются такие важные для развития моторики ребенка спортивные упражнения, как катание на коньках, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, катание на роликовых коньках и самокатах. Крайне редко используются на прогулке спортивные игры — баскетбол, бадминтон, настольный теннис. Достаточно серьезные нарушения в семье выявлены и в организации питания детей, в частности, некоторые родители устраивают ужин почти перед самым сном, допускают нарушения интервалов между приемами пищи, что приводит к снижению у детей аппетита, а нередко — к дисфункции желудочно-кишечного тракта. К подобным нежелательным осложнениям приводит также применение родителями неправильных приемов во время еды — насильственное кормление детей, уговоры, чтение или рассказывание сказок.

Как известно, закаливающие мероприятия могут быть эффективны только тогда, когда они проводятся в комплексе, систематически и в дошкольном учреждении, и дома.

Все это требует от работников дошкольного учреждения серьезного внимания к работе с родителями. Лучший опыт семей в воспитании ребенка заслуживает широкого распространения и поощрения. В частности, об этом следует рассказать на собраниях родителей, на родительских конференциях, педагогических советах с приглашением родителей.

Медицинский персонал и воспитатели должны вести с семьями скрупулезную работу по повышению их гигиенической и педагогической культуры с тем, чтобы и дома, и в детском саду требования к воспитанию и оздоровлению дошкольников были согласованными.

Здоровый образ жизни

Процесс воспитания и обучения в дошкольном учреждении предусматривает формирование у детей некоторых, постепенно усложняющихся с возрастом знаний и представлений профилактической направленности.

Например, детям, помимо знаний о способах предупреждения некоторых заболеваний и причин их возникновения, необходимо понимать позитивную роль хорошего самочувствия и настроения, научиться управлять своими эмоциями, противостоять стрессовым ситуациям. Знание ребенком основ гигиены и элементарных медицинских сведений составляет фундамент формирования здорового образа жизни, способствующий, в свою очередь, эффективности всех оздоровительных мероприятий, проводимых в дошкольном учреждении и в семье.

Помимо общепринятых рекомендаций по выполнению гигиенических норм, здоровый образ жизни предполагает воспитание у детей активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья. Здоровый образ жизни — один из важнейших факторов сохранения здоровья и благополучия ребенка, он определяет качество жизни, способствует лучшей адаптации организма к социально-педагогическим требованиям в дошкольном учреждении, к меняющимся жизненным бытовым ситуациям.

Здоровый образ жизни определяется комплексом медико-гигиенических, социально-экономических, экологических условий. Реализация основ здорового образа жизни, помимо выполнения рационального жизненного распорядка и усвоения детьми правил гигиены, включает и полноценное питание, достаточную двигательную активность в течение дня, необходимый объем гигиенической грамотности в целом. По тому, как ребенок относится (так же, как и взрослый) к своему здоровью и здоровью окружающих, можно судить о его гигиенической и общей культуре, ценностях и привычках. Развитие навыков здорового образа жизни ребенка происходит, как правило, от целенаправленного воспитания и образования.

Как и многие привычки, навыки здорового образа жизни формируются при соответствующих условиях в раннем и дошкольном детстве. По мере роста и развития ребенка они постепенно совершенствуются, их круг расширяется. Для прочного усвоения детьми элементарных принципов, составляющих основу здорового образа жизни, важно проводить с ними беседы и игры соответствующей тематики и использовать с этой целью разнообразные виды детской деятельности в течение дня. Так, например, собираясь в детский сад, ребенок 5—7 лет самостоятельно или с помощью взрослого выбирает для себя ту одежду, которая является наиболее подходящей. Желательно тут же предоставить ему возможность определить правильность и последовательность надевания разных предметов одежды. При подготовке к дневному сну ребенок постепенно привыкает аккуратно складывать снятую рубашку, шорты, платье, колготы, ставить на место обувь.Усваивая элементы здорового образа жизни, ребенок лучше понимает правила поведения на прогулке, и ему легче выбрать игру; он узнает о пользе здоровой пищи, дневного сна, режима дня.Важным компонентом здорового образа жизни можно считать и умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместные игры, быть доброжелательным. Исследования показали, что демократический стиль воспитания, основанный на уважении к личности ребенка и доверии, развивает его активность, инициативу, общительность, способность самостоятельно принимать решения, психоэмоциональную устойчивость. И, наоборот, при авторитарном стиле воспитания, когда используются преимущественно приемы подчинения, вызывающие у детей реакцию отторжения, у них развиваются безынициативность, угнетенное состояние, негативизм, нередко — повышенная возбудимость, агрессивность. Формирование здорового образа жизни — это воспитание комплекса разнообразных навыков, правил, умений и знаний, которые дети могут применять на практике. Такой образ жизни создает у них мотивацию и стремление быть здоровыми, ценить хорошее самочувствие, уметь защитить себя и своих сверстников от вредных влияний среды и нежелательных контактов.

Сформированные в раннем детстве навыки здорового образа жизни сохраняются и в дальнейшем. Ребенок, взрослея, будет всегда защищен от разнообразных вредных воздействий, с которыми ему неизбежно придется сталкиваться.

Начало теплого сезона – самое время приступить к закаливанию ребенка. Особенно важно закаливание для ослабленных, часто болеющих детей.

Закаленные дети: — не боятся переохлаждения, перепадов температуры воздуха, сильного ветра, дождливой погоды- они гораздо реже болеют- у них крепкий иммунитет

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗАКАЛИВАНИЯ

— закаливающие процедуры должны быть регулярными, систематическими и ежедневными, только тогда они будут эффективными
— приступать к закаливанию можно только на фоне полного здоровья ребенка
— время воздействия закаливающего фактора должно быть постепенным, необходимо избегать длительного воздействия низких температур
— закаливание ребенка должно проводиться только на фоне положительных эмоций и не вызывать негативную реакцию и плач
— во время заболевания малыша закаливающие процедуры необходимо прекратить, а потом придется вернуться к началу

— к закаливанию можно приступить в любом возрасте, начиная с периода новорожденности и, как говорится, начать закаливаться никогда не поздно
— закаливающие процедуры можно проводить в любое время года, но начинать их, конечно, оптимальнее в теплое время года
— во время закаливания ребенка необходимо избегать как переохлаждения, так и перегревания, во время проведения процедур у ребенка не должно быть «гусиной кожи», а нос, ладони и стопы должны быть теплыми
— для ребенка нужно правильно подбирать одежду и обувь, они должны быть из натуральных материалов и тканей
— чтобы закаливание приносило ребенку удовольствие и вызывало только положительные эмоции, процедуры лучше проводить в форме игры
— при проведении закаливающих процедур ребенок не должен быть голодным и невыспавшимся, не следует их проводить и на полный желудок (оптимальнее не ранее, чем через два часа после приема пищи, в состоянии активного бодрствования)
— закаливание хорошо сочетать с гимнастикой и массажем
— чтобы закаливание принесло пользу, его надо подкреплять здоровым образом жизни, ребенок должен много двигаться, много бывать на свежем воздухе
— у часто болеющего ребенка эффект закаливания можно закреплять приемом поливитаминов, растительных адаптогенов, полноценным, рациональным питанием
— нельзя курить в присутствии ребенка

С РОЖДЕНИЯ ДО ГОДА Закаливание можно начинать сразу после выписки из родильного дома. Первой закаливающей процедурой для новорожденного будут воздушные ванны, начиная с 1-2 минут и постепенно увеличивая длительность до 10 минут при комнатной температуре 22-24 гр.
Важны для закаливания грудничка и прогулки, которые тоже можно начинать после выписки из роддома с 20 минут в день, увеличивая до 2 часов в холодное время года и до 6 часов в теплое время.
Грудничку пойдут на пользу гимнастика, массаж и купание.

С ГОДА до 3-Х ЛЕТ В этом возрасте уже можно использовать боле интенсивные методы. Рекомендуется обливание прохладной водой, температуры воды 26-28 гр. Продолжительность обливания от нескольких секунд. Постепенно время обливания можно увеличивать, а температуру воды несколько снижать. Прохладным душем хорошо завершать обычную гигиеническую ванну.
Также в процессе закаливания важны длительные прогулки, ежедневная физкультура, курсы массажа.

СТАРШЕ 3-х ЛЕТ. Для детей этого возраста уже можно использовать контрастные закаливающие процедуры.
Контрастный душ: малыш стоит под горячим дождиком 1-2 минуты, а затем под холодным 10-20 секунд. Чередовать 5-10 раз.
Контрастное обливание ножек. Нужно взять два таза. В одном тазу вода должна быть горячей, 38-40 гр, в другом на 3-4 гр. ниже. Ребенок сначала погружает ножки до середины голени в таз с горячей водой на 1-2 минуты, а затем «перескакивает» в таз с прохладной водой на 5-20 секунд. Чередовать 5-10 раз.

Хорошей закаливающей процедурой является хождение босиком. Сначала ребенка надо приучать ходить босиком дома, а лето максимально использовать для хождения босиком на природе.

Роль семьи в процессе гигиенического воспитания (обучения здоровью) школьников

Общеизвестно, что корни многих болезней взрослого населения находятся в детстве, а иногда и раньше — в здоровье родителей и в периоде антенатального развития плода. Круг, как бы замыкается: какие родители в настоящем – такие и дети, какие дети – такие родители в будущем.

Организм ребенка гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого, и от того, каковы эти воздействия – благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.

Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит гигиеническому обучению и воспитанию (ГО и В).

Гигиеническое воспитание – это часть общего воспитания, а гигиенические умения и навыки – это неотъемлемая часть культурного поведения. Глубоко не правы те, кто считает, что сообщение детям гигиенических знаний и привитие им гигиенических умений и навыков является делом только медицинских работников. Это также дело родителей и педагогов, тем более, что грань отделяющая навыки гигиенического поведения от элементарных правил общежития настолько неопределенна, что ее можно считать несуществующей.

Приходить в школу с чистыми руками – это гигиеническое или общекультурное правило? Закрывать рот носовым платком при кашле? Не приходить в школу больным? и т.д. Все эти правила и обосновывающие их знания должны войти в сознание детей путем внушения, систематического воспитания и это должны делать в первую очередь родители и педагоги.

Введение в школьные образовательные программы обучения основам здорового образа жизни (ЗОЖ) должно способствовать тому, что каждый ребенок будет оснащен необходимыми знаниями и навыками.

Однако, реальность такова, что правильные знания, которые он получает в школе, могут противоречить практике жизни семьи, ведущей неправильный , нездоровый образ жизни. В результате знания для него становятся абстрактными, оторванными от реальной жизни. Он оказывается перед трудным выбором своей собственной позиции, поведения, действий. Все это может стать мощным фактором невротизации личности ребенка с перспективой разнообразных нарушений его здоровья. Избежать таких последствий можно лишь в том случае, если семья станет партнером образовательного учреждения в этом процессе.

Изменившаяся социально-экономическая ситуация предъявляет к подрастающему поколению новые требования, в том числе связанные со здоровьем.

Семья же, как достаточно инертное социальное образование, к сожалению, демонстрирует устаревшие стереотипы в сфере здоровья.

Так, знания родителей несовершенны и порой, не способствуют правильному выбору пути сохранения здоровья. Проводимые маркетинговые исследования показали, что родители очень мало времени уделяют вопросам охраны здоровья детей, уровень их знаний крайне недостаточен.

До начала обучения в школе ребенок пассивен в выборе того или иного стиля жизни. Этот выбор за него делает семья. При изучении образа жизни молодых семей, имеющих детей дошкольного возраста выявлена чрезвычайно высокая распространенность основных факторов риска развития инфекционных и хронических неинфекционных заболеваний, связанных с поведенческими привычками и образом жизни (несоблюдение правил гигиены, несбалансированное питание, гиподинамия, курение, хронический стресс и др.), не только среди родителей, но и среди детей.

Таким образом, еще до обучения в школе у подавляющей части детей уже сформированы поведенческие стереотипы, связанные с риском развития инфекционных и хронических неинфекционных заболеваний и главная роль здесь принадлежит семье.

Следовательно, обучение в школе должно быть ориентировано не столько на правильное, здоровое поведение, сколько на коррекцию уже сложившихся привычек, что является гораздо более сложной задачей.

Большинство родителей помогают школьникам готовить домашние задания, но только 10% родителей приучают своих детей выполнять правила гигиены и закаливающие процедуры, обучают их спортивным играм и упражнениям на свежем воздухе.

Установлена прямая зависимость образа жизни детей от гигиенического поведения их родителей. Так, в семьях, где родители занимались утренней гимнастикой 68% детей также делали ее, а в семьях, где родители не утруждали себя физическими упражнениями, доля детей, делающих гимнастику сокращалась до 39%. Аналогичные зависимости касались и закаливающих процедур: положительный пример родителей способствовал закаливанию 62% опрошенных детей, отсутствие такого примера сокращало долю применяющих закаливающие процедуры до 45%. Анализ режима питания, чрезмерного увеличения просмотром телепередач и т.п. выявил те же закономерности.

Аналогичные зависимости прослеживаются и в исследованиях связанных с курением, медицинской информированностью и экологическим поведением.Очень важен для физического, и особенно психического благополучия детей и подростков психологический климат в семье и хорошие взаимоотношения между родителями. В последние годы в связи с увеличение числа разводов и, соответственно, конфликтов в семьях, эта проблема обостряется.

Проецирование образа жизни родителей на ребенка с первых дней жизни приводит к формированию соответствующего состояния здоровья. Чем грамотнее осуществляются уход, рекомендации врача, гигиеническое воспитание ребенка, тем он здоровее. Проблема в том, как воспитать грамотных родителей.

Доказана прямая зависимость между образовательным уровнем родителей, особенно матери и состоянием здоровья детей, начиная с процесса родов, развития в детстве и самочувствия в подростковом возрасте.

.Решение задачи воспитания в семье здорового, гармонично развитого ребенка в значительной степени зависит от сознательного и правильного подхода к соблюдению основных принципов здорового образа жизни, что предполагает максимальное сокращение внешних отрицательных воздействий и вредных для здоровья привычек.

Эффективное осуществление этих принципов в значительной мере зависит от медико-гигиенических знаний и навыков родителей по воспитанию и уходу за ребенком в семье.

С целью повышения санитарной культуры и медицинской грамотности родителей, а также подготовки их к воспитанию у детей навыков здорового образа жизни требуется оптимизация гигиенического обучения и воспитания родителей по вопросам формирования и охраны здоровья школьников разных возрастных групп.

.Уровень общей и, в частности, санитарной культуры населения предполагает овладение родителями новыми знаниями, коррекцию уже имеющихся точек зрения на те, или иные гигиенические правила и отношения к различным лечебно-профилактическим мероприятиям, формирование мотиваций у родителей на активное гигиеническое обучение и воспитание детей в семье.

Читать еще:  Воспитание ребенка до 2 лет
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector