221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ролевой подход в воспитании

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ И СОЦИАЛЬНО-РОЛЕВОЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ
статья (6 класс) на тему

Не для кого не секрет, что выбор тех или иных приемов в воспитании может оказать решающее значение в формировании личности. Данная статья поможет тем, кто задумывается над выбором значимых методов и приемов воспитания подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
statya_dlya_vr.docx24.73 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ И СОЦИАЛЬНО-РОЛЕВОЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ

Организуя работу с классным коллективом, с семьями своих учеников, каждый педагог должен задать себе вопросы: «Кого и как я хочу воспитать? К чему готовить в жизни? Какие качества стали наиболее важными?» Известно, что в настоящее время у молодёжи ценности стали потребительскими, что приводит к деградации личности. Это требует от педагогов гибкости в подходе к воспитанию и выбору тех методов, в которых лежит личностный подход к каждому ученику.

Безусловно, зная особенности формирования человеческой личности, мы хотим вырастить человека, способного быть личностью, способного решать свою жизнь «лично». И именно в этом состоит великая сила педагогической помощи. Педагог должен не проживать жизнь ребенка, а построить процесс воспитания таким образом, чтобы его воспитанник был способен принимать самостоятельные решения в своей жизни в любых обстоятельствах и брать за них ответственность на себя, а не перекладывать ее на других. При этом он должен знать, что, принимая свое собственное решение, он не должен ущемлять интересы и жизнь других людей. Планируя работу с классом, необходимо выдвигать направления, которые формируют данные качества. На первое место в воспитательной работе необходимо поставить ценность личности человека . На уважении к ней, на учёте её индивидуального развития базируется личностно-ориентированное воспитание, способствующее формированию свободного человека, осознающего своё достоинство и уважающего достоинства и свободу других людей. Педагогу предоставляется прекрасная возможность вникнуть до мельчайших деталей в жизнь каждого ученика, включить всех детей в многообразную деятельность по интересам, увлечь их любимым делом. Развитие и раскрытие индивидуальности ребёнка, умеющего жить в коллективе и строить отношения на основах дружбы и взаимопомощи, воспитание личности, способной выстраивать свою жизнь, достойную Человека, – вот главная задача учителя.

Внедрение личностно-ориентированного и социально-ролевого подхода в воспитание позволит создать условия для самореализации учащихся, развития способности адаптироваться к условиям новой жизни.

Человек развивается, формирует свои навыки, линии поведения, ценностные ориентиры в процессе совместной деятельности с людьми. В ходе общения с ними он приобщается к знаниям о жизни, для него опыт предыдущих поколений становится фундаментом собственного опыта. Многие свойства личности формируются в семье, поэтому в своей работе считаю важным изучить детей, их семьи, выявить склонности, интересы, потребности.

Одним из действенных приёмов стимулирования интереса к школе я считаю создание в учебно-воспитательном процессе ситуаций успеха. Известно, что без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении затруднений. Если ребёнок чувствует подбадривание учителя, в классе складывается благоприятный микроклимат, у ребёнка появляется интерес. Всё это снижает чувство неуверенности, боязни. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности, ребёнку становится интересным этот процесс, он с желанием идёт в школу.

В процессе работы я использую следующие виды внеурочной деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная, общественная, эстетическая, досуговая, что позволяет школьнику духовно расти.

Направление «Моя Родина» предполагает расширение у ребят круга знаний по истории России, её традиций, культуре, формирование чувства патриотизма, гордости за свою Отчизну. По данному направлению проводились следующие мероприятия:

  • классные часы по патриотическому воспитанию: «Моя малая Родина», «Великая Победа»;
  • к празднованию 70-летия Победы проводилась акция «Письмо ветерану»;
  • принимали участие в школьном конкурсе боевых листков «За Родину»;

Познавательная и эстетическая деятельность осуществляется в направлении «Мир прекрасного». Она направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей, а также развитие чувства к прекрасному. Это направление реализуется следующим образом:

  • участие в школьной ассамблее «Парад всех наук»;
  • в муниципальном мероприятии по русскому языку «Лингвистический турнир»;
  • в дистанционном конкурсе по математике «Слон», где ребята показывают хорошие результаты;
  • Проводятся классные часы по темам: «Показания к житейскому обхождению», «Красота внешнего облика», «Красота в нашей жизни», «Особенности современного искусства».

В реализации направления «Я — человек» предусматривается усвоение социальных ценностей личности. По этому направлению проводились мероприятия:

  • беседы по социально-нравственной тематике: «Ещё раз о правах и обязанностях» «Поговорим о толерантности», «Трудовые традиции моей семьи», принимали участие в школьном мероприятии «Моя семья»;

Реализация этого направления также предполагает воспитание уважительного отношения к старшему поколению.

  • Так, стало традицией приглашать бабушек и дедушек на концерт, посвященный дню Пожилого человека, участвовать в школьном конкурсе сочинений «Мои бабушка и дедушка»;
  • К активной общественной работе на благо школы были привлечены родители, которые копали ямы для саженцев на территории школы, ребята участвовали в уборке территории.

Направление «За здоровый образ жизни» предполагает развитие физически здорового человека, лишённого вредных привычек и уважительно относящегося к людям, ведущим здоровый образ жизни. Это направление реализуется

  • через классные часы на темы: «О вреде курения», «Причина и профилактика заболеваний туберкулезом», «Здоровое питание»;
  • Ежемесячно проводятся занятия по правилам дорожного движения согласно возрасту ребят, цикл бесед «Полезные навыки и привычки»;
  • На школьном уровне ежегодно проводится соревнование «Перестрелка», в котором ребята с удовольствием принимают участие;
  • Уже второй год дети участвуют в легкоатлетических эстафетах на муниципальном уровне.
  • Участвовали в муниципальном конкурсе плакатов «Подари себе здоровье»;
  • В этом направлении задействованы другие специалисты школы. Фельдшер провела беседу с девочками на тему «Особенности переходного возраста»;
  • Беседовала с классом нарколог «Влияние на организм наркотических веществ».

Традиционными стали такие мероприятия, как День именинника, выходы в кинотеатр, музеи, библиотеки. Я считаю, что такие мероприятия позволяют классному руководителю лучше узнать детей, раскрыть их творческие возможности и способности, сплотить учащихся в единый коллектив, увлечь полезным делом, учат общению, не оставляя без внимания ни одного ученика.

В ходе систематической совместной работы по указанным направлениям на первый план выходит приоритет личности человека — ученика, родителя, учителя.

Большую помощь в определении воспитательных задач оказывает диагностирование.

Так, запланированное мониторинговое обследование «Направленность личности» показало следующие результаты: направленность на себя – 6 человек, направленность на общение – 17 чел., направленность на дело – 5 чел. Вывод: для большинства ребят важен не результат в каком-либо деле, а общение. Поэтому необходимо направлять учеников на результат и путь для достижения этого результата.

Анкетирование «Свободное время» выявило , что 19 человек проводят время с пользой, а вот 3 ученика не умеют беречь свое время и получать удовольствие от выходных. Необходимо научить планировать и ценить время.

Показатели анкетирования «Ориентация на здоровый образ жизни» следующие: высокий и очень высокий уровень ориентации на здоровый образ жизни – 19 человек, средний и выше среднего – 9 человек. Вывод: в воспитательной работе акцентировать внимание на планирование работы в направлении «Здоровый образ жизни».

С помощью диагностирования можно изучить и распознать состояние объекта воспитания с целью сотрудничества и управления этим процессом.

В дальнейшей работе планирую провести диагностику «Сфера интересов», чтобы не ущемлять интересы детей и лучше их узнать. Эта методика направлена на изучение интересов учащихся, выраженности интересов к активным видам деятельности, к общению, к развлечению, к творчеству. Проведение этой диагностики позволит определить направления воспитательной работы с классом и индивидуально развивать способности каждого.

1. Амонашвили Ш.А. «Личностно-гуманная основа педагогического процесса».: Мн., 1990.

2. Бондаревская Е.В., Бермус Г.А. «Теория и практика личностно-ориентированного образования» // Педагогика, 1996, № 5.

3. Гусинский Э.Н. «Образование личности».: М., Интерпракс, 1994.

ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ

Личностный, или индивидуальный, подход в воспитании – отношение учителя к ученику как к личности, ответственному субъекту личного развития. Этот подход состоит в ориентации педагогов в процессе воспитания на личность, ее индивидуальность и творческий потенциал ребенка, которые и обусловливают методы взаимодействия. Базу этого подхода составляет глубокое знание ребенка, его врожденных качеств и потенциалов, способности к саморазвитию, сведения того, как его воспринимают другие и он сам. В процесс воспитания вводятся специально ориентированные на личность ребенка ситуации, помогающие ему реализовать себя в школе.

Деятельностный подходв воспитании придает главную роль видам деятельности, способствующим развитию личности. Результатом этого подхода стало создание новой воспитательной системы, созданной на идее цельности сознания и деятельности.

Личностно-деятельностныйподход к воспитанию предполагает, что школа должна снабдить деятельность человека, становление личности.

Творческий подход ставится в центре творчества учителя и ученика в процессе воспитания.

Отношенческий подходможно разбирать как часть деятельностного подхода, так и независимо от него. Он соединен с идеями корректировки, с появляющимися в общей деятельности и общении детей связями, их гуманизацией при помощи преднамеренно создаваемых ситуаций.

Событийный подход.Этот подход следует рассматривать также как один из аспектов деятельност-ного подхода. Его суть в превращении какого-либо планируемого мероприятия в интересное для всех дело, способное оставить незабываемые впечатления.

Дифференцированный подходв воспитании – это учет персональных увлечений детей, их «лидерских» потенциалов, способностей к исполнению организаторских функций в коллективе.

Ценностный (аксиологический)подход. Его основная задача – овладение ценностями общечеловеческой культуры, как духовной, так и материальной.

Средовый подходвошел в педагогику сравнительно недавно. Суть этого подхода – во введении школы в среду, а среды в школу. Однако эта идея сре-дового подхода не нова. К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Дж. Дьюи и П. Натору полагали, что нужно по возможности употреблять среду в процессе обучения. Средовый подход – это объединение воздействий всех общественных воспитательных инструментов в пределах окружающей среды. Итогом этого будет региональная система воспитания.

Дихотомический подход(от слова «дихотомия» (греч.)) – последовательное дробление единого на части. Идеи применения этого подхода начали появляться сравнительно недавно, однако некоторые дихотомические мысли часто встречались в педагогике: событийность и повседневность, эмоциональность и рассудочность, поощрение и наказание и т. д.

Личностный подход(Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец) к проблеме развития психики ребенка.

Все поведение ребенка определяется непосредственными и широкими социальными мотивами поведения и деятельности. В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты еще слабо, а потому в этот возрастной период деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами. Исходя из этого, предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие.

Исходит из положения, что в основе развития лежит прежде всего эволюция поведения и интересов ребенка, изменение структуры направленности его поведения. Идея о поступательном развитии ребенка главным образом за счет его личностного развития принципиально противоположна господствующим в современной педагогике идеям о приоритете интеллектуального развития.

Основные принципы личностного подхода:

  • Принцип активности, инициативности и субъектностив развитииребенка.
  • Принцип ведущей роли личностного развития по отношению к интеллектуальному и физическому.
  • Принцип уникальности и самоценности развития ребенка в дошкольном детстве.
  • Принцип амплификацииразвития(А.В.Запорожец) в противоположность принципу интенсификации.

Встречаются различные современные трактовки этого принципа. Вероятно, это связано с тем, что сам А.В.Запорожец не дал однозначного определения предложенного им понятия. В самом общем виде этот принцип можно истолковать как расширение возможностей развития психики ребенка-дошкольника за счет максимального развития всех специфически детских видов деятельности, в результате чего происходит не только интеллектуальное, но и личностное развитие ребенка, что существенно отличается от идеи развития путем его интенсификации, предполагающем ускорение в основном интеллектуального развития с целью, чтобы ребенок поскорее стал умнее и таким образом взрослее. При этом упускается из виду, что категория «взрослости» — это категория из области прежде всего личностного развития, а не интеллектуального. Д.М.Арановская-Дубовис и Е.В.Заика отмечают, что главное в идее амплификации — это «обогащение, подпитывание развития психики и личности через специально организованную систему обучения и воспитания. Такая «подпитка» должна осуществляться с учетом значительных возможностей усвоения ребенком различных знаний и умений при условии организации этих процессов с опорой на психологические закономерности строения его деятельности и общения» (Арановская-Дубовис Д.М., Заика Е.В. Идеи А.В.Запорожца о развитии личности дошкольника // Вопросы психологии, 1995, № 5, с.91). В.Т.Кудрявцев считает, что амплификация означает «содействие в превращении деятельности ребенка, заданной взрослым через систему культурных образцов, в детскую самодеятельность, направленную на творческое переосмысление (переконструирование) этих образцов, главным результатом которой становится порождение нового образа себя и своих возможностей. Благодаря этому сама деятельность (в ее многообразных видах) из «инструмента педагогического воздействия» трансформируется в средство саморазвития и самореализации своего субъекта — ребенка». (Кудрявцев В.Т. «А.В.Запорожец: от идеи самоценности детства — к принципам самодетерминации и амплификации детского развития» // Науки о детстве и современное образование. М., 2005).

Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:
1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;
2) умел диагностировать и знал реальный уровень сформированное таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и другие;
3) постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;
4) своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить — оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;
5) максимально опирался на собственную активность личности;
6) сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;
7) развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.

Деятельностный подход(А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов) к проблеме развития психики ребенка.

В рамках деятельностного подхода деятельность наравне с обучением рассматривается как движущая сила психического развития. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования.

Основные принципы деятельностного подхода:

  • Принцип активности, инициативности и субъектностив развитииребенка.
  • Деятельность является движущей силой развития ребенка.
  • Принцип амплификацииразвития(А.В.Запорожец).

При построении развивающей программы методологические принципы развития должны дополняться методологическими ориентирами. В качестве главных методологических ориентиров основной (примерной)развивающей дошкольной образовательной программы можно назвать следующие:

♦ В качестве основной цели ставить развитие ребенка, понимаемое как возможность самостоятельно решать новые задачи (интеллектуальные, практические, личностные).

♦ Решать задачи развитияребенка средствами и способами, адекватными законам его физического и психического развития.

♦ За результаты освоения Программы принимать качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные), возникающие в виде новообразований к концу каждого возрастного периода.

♦ Исходить из положения о преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием, когда преемственность понимается как создание в результате дошкольного образования универсальных генетических предпосылок учебной деятельности (личностных и интеллектуальных), а не как формирование конкретных элементов учебной деятельности в ДОУ.

♦ Ориентироваться при подготовке детей к школе не на сумму усвоенных элементарных школьных знаний, умений и навыков, а на их личностное, интеллектуальное и физическое развитие.

♦ Исходить из принципа создания равных условий развития детейв дошкольном возрасте для эффективной подготовки их к школе, вместо принципа «создание равных стартовых возможностей». Прохождение детей через образовательный процесс в ДОУ никак не ведет к равным стартовым возможностям, поскольку у них все равно будет разная зона ближайшего развития на момент начала обучения в школе. Создание равных условий развития означает, что все дошкольники будут иметь возможность получить обязательный минимум дошкольного образования (инвариантная часть основной общеобразовательной программы).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9820 — | 7504 — или читать все.

Цели воспитания. Подходы к целям воспитания. Их характеристика

Сегодня целью воспитания явл всесторонне развитая личность. Эта цель глобальная и явл своего рода идеалом. И подходов для её достижения очень много

1 подход отражает всестороннее развитие личности, этот подход включает следующие стороны воспитания – физические, умственные, нравственные, трудовые, эстетические, идейно-политические, экологические, экономические.

Все эти стороны воспитания взаимосвязаны м/д собой.

Сформированность мировоззрения личности в том обществе, в кот он проживает.

2 подход – подход, основанный на идее саморазвития личности.

Цель – максимальное развитие возможностей и способностей личности. Каждая личность индивидуально и нужно создать условия для её развития.

3 подход – формирование гармоничной личности.

Человек рассматривается с гармонией к природе, Вселенной. Формирование у детей умений чувствовать и понимать другого человека.

4 подход – воспитание нравственности.

Нравственность – это главная цель воспитания в школе.

Развить способности, человеку надо дать знания, формирование волевых умений, развитие личностных качеств, подготовка человека к семейной жизни, сформировать умения и навыки, воспитывать человека как гражданина, патриота и как личность.

5 – системно – ролевой подход к процессу воспитания (Таланчук). Он считал, что целью воспитания явл. воспитание гармоничной личности, способной к выполнению социальных ролей и он выделил роли в разных сферах жизни:

1) Семейная сфера – он считает, что человека в обществе надо готовить к дочерней, семейной, отцовской, сыновьей, материнской роли.

2) Профессионально-трудовая сфера. Необходимо формировать у детей отношения к труд, профессии, умения, навыки, знания, экономическую культуру, организаторские способности, культуру общения.

3) Сфера общества – надо формировать гуманистические, патриотические качества, формировать национальную, интернациональную правовую культуру, формирование классовой и интерклассовой культуры.

4) Сфера мира – сохранить мир на планете Земля. Борьба за общечеловеческие ценности.

5) Эго сфера. Включает в себя формирование у личности материальных и духовных потребностей, культуру учения, самовоспитания, деловую культуру.

Цели и планы воспитания исходят из законов РФ.

ВОПРОС 11

Принципы воспитания, понятие. Принцип целенаправленности, принцип воспитания в коллективе, принцип опоры на положительное в ребёнке, их сущность и пути реализации на практике.

Принцип – это общеисходное положение, в кот выражены основные требования к содержанию, методам и организации воспитательного процесса.

Требования к принципам воспитания:

1) Обязательность принципа – обязательно принимать в любой воспитательной ситуации. Это не совет, не рекомендация.

2) Комплексность – предполагает их одновременное, а не поочерёдное использование на всех этапах воспитательного процесса.

3) Равнозначность – среди принципов нет ни главных, ни второстепенных

1) Общественной напрвленности воспитания.

2) Связи воспитания с жизнью.

3) Опоры на положительное в ребёнке.

4) Гуманизации воспитания.

5) Личностного подхода в воспитании.

6) Единства воспитательных воздействий.

7) Принцип воспитания личности в коллективе и через коллектив.

8) Единства уважения и требовательности.

9) Индивидуального подхода к личности.

I Принцип целенаправленности.

Суть его требований в том, что вся воспитательная и учебная работа и каждая конкретная педагогическая задача должны быть подчинены решению общей цели воспитания- формированию личности гуманиста, активного созидателя и оптимиста, будь то на уроке или во вне урочное время. Приняв в качестве наиболее привлекательной цель всестороннего развития личности, учителя, мастера должны подчинить этой цели свою работу. В воспитании не должно быть бесцельных мероприятий и бесцельно проведенного времени, а организуемая деятельность должна служить, гуманной цели всестороннего усовершенствования личности.

Требованияэтого принципа успешно реализуются при выполнении следующих правил: 1) планировать учебно-воспитательную работу как путь достижения общей цели воспитании; 2) вести воспитание на основе формирования у воспитанника идеала (индивидуальной цели) соответствующего общей цели; 3) определять mecto каждого мероприятия в общей системе воспитательной работы как этапа на пути к цели; 4) подготовку и проведение каждого мероприятия осуществлять на основе системного подхода к решению задач обучения и воспитания.

II Принцип воспитания в коллективе.

Макаренко разработал этот принцип. Коллектив по-разному влияет на развитие личности.

В коллективе должны создаваться здоровые отношения. В коллективе один за всех и все за одного.

Создание в коллективе чувства защищённости. Т.е. если что-то случилось у ребёнка он должен чувствовать поддержку в классе, без осуждений.

Создание условий д/коллективного творчества.

Создание условий д/развития каждой личности в коллективе.

Оказание помощи в самоутверждении личности в коллективе.

IIIПринцип опоры на положительное в ребёнке

Отрицательные качества в ребёнке, такие как: лень, лиживость, грубость и тд могут соседствовать и с положительными кач-ми.

Необходимо, находить положительные качества, на которые можно опереться в школьнике.

Нельзя начинать процесс воспитания с конфликта и поиска отрицательных кач-в школьника.

Сотрудничество воспитателя и школьника.

Реализации на практике:

Необходимо выявлять и развивать положительные кач-ва личности.

Необходимо выявлять положительные интересы учащегося и с помощью их решать задачи воспитания.

Необходимо создавать положительный воспитательный фон, спокойная деловая обстановка. Учить детей не только учиться, но и отдыхать

Замечать и поддерживать в ребёнке положительное, т.е. хвалить его больше, доверять ему, оказывать поддержку при неудачах.

ВОПРОС 12

Принцип – это общеисходное положение, в кот выражены основные требования к содержанию, методам и организации воспитательного процесса.

Требования к принципам воспитания:

1) Обязательность принципа – обязательно принимать в любой воспитательной ситуации. Это не совет, не рекомендация.

2) Комплексность – предполагает их одновременное, а не поочерёдное использование на всех этапах воспитательного процесса.

3) Равнозначность – среди принципов нет ни главных, ни второстепенных

IV Принцип единства уважения и требовательности к личности.

Макаренко: «Чем больше я уважаю личность, тем больше предъявляю требований».

V Принцип учёта возрастных особенностей.

Успех воспитания в значительной степени зависит от учета возрастных особенностей детей. Реализация этого принципа в воспитании предполагает прежде всего отбор содержания деятельности в соответствии с возрастом, силами и возможностями учащихся. Если классные руководители старших классов доверяют проведение политинформации самим учащимся, то учитель начальных классов проводит эту работу в основном сам, привлекая учащихся лишь для чтения и пересказа отдельных наиболее доступных и понятных им статей.

С учетом возрастных особенностей детей учитель отбирает методы воспитания. Известно, например, что лекция, используемая в воспитании старшеклассников, не может быть применена в работе с учащимися младших классов. Однако это требование касается не только отбора методов, но и их конкретного применения. В отличие от лекции беседа широко используется в воспитании детей всех возрастов. Однако беседа в начальных классах отличается большей эмоциональностью, конкретностью, образностью. Она бывает, как правило, непродолжительной по времени, начинается с восприятия конкретных фактов и т. д. Возрастные особенности детей необходимо также учитывать при предъявлении требований к ним.

VI Принцип гуманизации воспитания.

Всеобщая декларация прав человека требует гуманного отношения к воспитаннику.

Первая статья Всеобщей декларации прав человека гласит:

«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Видя в воспитанниках независимых, а не рабски покорных ему людей, воспитатель не должен злоупотреблять властью более сильного, стоять над воспитанниками, но бороться за их лучшее будущее вместе с ними.

Данный принцип требует: 1) гуманного отношения к личности воспитанника;

2) уважения его прав и свобод;

3) предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований;

4) уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования;

5) уважения права человека быть самим собой;

6) доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;

7) ненасильственного формирования требуемых качеств;

8) отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний;

9) признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.).

ВОПРОС 13

Принцип – это общеисходное положение, в кот выражены основные требования к содержанию, методам и организации воспитательного процесса.

Требования к принципам воспитания:

1) Обязательность принципа – обязательно принимать в любой воспитательной ситуации. Это не совет, не рекомендация.

2) Комплексность – предполагает их одновременное, а не поочерёдное использование на всех этапах воспитательного процесса.

3) Равнозначность – среди принципов нет ни главных, ни второстепенных

VII Принцип индивидуального подхода к учащимся в процессе воспитания.

Принцип индивидуального подхода предполагает право ребенка быть самим собой, право на индивидуальный подход к себе. Каждый ребенок, как организм и как личность, неповторим, уникален. Реализация этого принципа предполагает предоставление детям широкого выбора способов обучения, его темпов, направленности, а также разработку индивидуальных программ развития, обеспечивающих ребенку возможность более полного самовыражениям и самореализации.

Под этим принципам понимается учёт индивидуальных особенностей личности таких как: темперамент, память, мышление, степень активности и пассивности, отношения в коллективе.

Учёт типа темперамента: холерики, меланхолики, сангвиники, флегматики.

Холерики: Часто меняется настроение. При спаде настроения их надо подбадривать, поддерживать. Тон д б спокойный, подбадривающий.

Флегматики: дети менее самостоятельные и активные. Надо включать их в деятельность. Тон д б разрешающим, стимулирующим. Надо учить таких детей самоконтролю.

Сангвиники: они активны в деятельности, а иногда даже черезмерно активные. Они выражают своё «Я», которое зачастую идёт вразрез с коллективом.

Иногда им надо запрещать, применять более жёсткую педагогику, нельзя много хвалить их. Направлять их на деятельность в нужном русле

Меланхолики: неуверенны в своих силах и возможностях. Их надо хвалить, поддерживать, развивать чувство собственного достоинства, формировать своё собственное мнение, учить как надо переносить, воспринимать трудности.

Учёт активности и пассивности ребёнка:

1) Активные дети – те, которые откликаются на все дела и мероприятия. Любят организаторскую деятельность. Оказывают помощь другим людям. Активные дети – главная опора воспитателей.

Активность ребёнка зависит от степени его самостоятельности.

Активность ребёнка имеет как и “+”, так и “-“.

— Авторитарные командные нотки в голосе. Он приказал – другие сделали. Пренебрежительное отношение к другим. Завышена самооценка. => Нужно обратить внимание на отношения в коллективе, если они плохие – то надо “лечить” актив. Могут ли активисты находиться в роли подчинённых или нет? (умение слушать). Обратить внимание на внутренние мотивы активистов

2) Пассивные дети – не принимают участия в мероприятиях.

Пассивные дети – это, как правило, застенчивые дети – для них нужно создавать условия для того, чтобы они себя проявили, поощрять их от лица коллектива.. И в результате такие детки начинают раскрываться.

Таким детям надо как можно чаще давать поручения от имени коллектива, хвалить их.

Нужно таких детей развивать, поддерживать, помогать им самоутвердиться в коллективе.

Ленивые дети – не хотят работать. За ними нужен контроль + понимание.

Социально-ролевой подход к изучению личности

Социальная роль как элемент структуры личности задаётся тем, что, попадая в определённую систему отношений с другими людьми в том или ином качестве, человек сталкивается с определёнными требованиями, которые неизбежно и неминуемо предъявляются тому, кто попадает на это место, с системой ожиданий, что в определённой ситуации он будет вести себя соответствующим образом. Основой, на которой формируются роли, являются социальные нормы.

Различие норм и ценностей:

Ценности задают некоторые конечные цели, к которым надо стремиться

Нормы – это некоторые конкретные ограничители, задающие конкретные установления, которым нужно следовать и которые можно выполнить или не выполнить.

В каждой социальной группе существует своя система норм, порождающая свою систему ролевых ожиданий.

Два класса ролей:

Конвенциональные – шаблоны, которым должен следовать любой человек, оказавшийся в данной ситуации: профессиональные роли, роли пассажира, покупателя, избирателя, семейные роли

Неформальные – тоже устойчивые шаблоны, связанные с ожиданиями от человека определённого поведения, но они более вариативны – это то, как именно человек выполняет конвенциональную роль.

По сути человек всю свою жизнь занимается освоением новых социальных ролей. Каждую нужно освоить технически и принять её для себя (смысловая сторона).

Ролевая теория личности – это подход к изучению личности, согласно которому личность описывается посредством усвоенных и принятых ею или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения – ролей, которые вытекают из ее социального статуса в данном обществе или социальной группе. Основные положения теории социальных ролей были сформулированы американским социальным психологом Дж. Мидом, антропологом Р. Линтоном.

Различаются ведущие социальные роли, вытекающие из социальной структуры общества, и роли, которые возникают относительно произвольно в групповых взаимодействиях и предполагают активную социальную окраску их реализации.

Роль чаще всего понимается как социальная функция, модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или межличностных отношений. Исполнение роли должно соответствовать принятым социальным нормам и ожиданиям окружающих вне зависимости от индивидуальных особенностей личности.

Социальная роль как единица общественной структуры

Выполнение социальной роли связано как с интересами больших общностей, вытекающими из общности условий их жизнедеятельности, так и со спонтанно возникающей совместной деятельностью. Принятие индивидом социальной роли зависит от множества условий, в числе которых решающее значение имеет соответствие роли потребностям и интересам личности в саморазвитии и самореализации. Итак, социальная роль – совокупность норм, определяющих поведение действующих в социальной среде лиц в зависимости от статуса или позиции, и само поведение, реализующее эти нормы.

В действительности ролевые ожидания никогда не бывают однозначными. Кроме того, человек часто попадает в ситуацию ролевого конфликта, когда его разные роли оказываются плохо совместимыми.

Дата добавления: 2015-04-24 ; Просмотров: 1546 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читать еще:  Механизмы воспитания в семье
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector