221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рождение и воспитание детей в семье

Роль родителей в гармоничном воспитании и развитии детей

Каждый человек начинается в семье. И даже не в прямом, физическом смысле – здесь он родился. В семье мы получаем первые представления о мире и жизни в нем. Семья – наш первый коллектив, который формирует наши умения и привычки, закладывает черты характера, развивает эмоции, чувства, прививает нравственные и духовные идеалы, учит взаимодействовать с окружающими, закладывает программу нашего будущего жизненного успеха. Поэтому роль семьи в гармоничном воспитании ребенка переоценить трудно.

Задачи семьи

В семье ребенок получает первый опыт общения и видит пример взаимоотношений родителей, бабушек, дедушек, понимает их права и обязанности друг перед другом, учится основам нравственности и духовности, воспитывает свои жизненные принципы. Семья может как формировать положительные черты и качества человека, так и быть источником его будущих проблем в общении, самореализации, самооценке. Чтобы этого не произошло, семья должна со всей ответственностью подходить к воспитанию будущей личности.

Основные задачи семьи:

  • создавать максимально благоприятные условия для роста и всестороннего развития ребенка (включая питание, лечение, одежду, все необходимое для учебы в школе и занятий в секциях и кружках);
  • обеспечивать защиту ребенка в психологическом и социально-экономическом плане: поддерживать, учить искать выход из сложных ситуаций, знакомить с опасностями внешнего мира и учить им противостоять;
  • давать опыт создания семьи, сохранения и преумножения семейных ценностей, воспитания детей, уважительного отношения к старшим;
  • прививать необходимые навыки и умения (в том числе и трудолюбие), развивать умственный и творческий потенциал, учить самообслуживанию и помощи близким людям;
  • воспитывать чувство собственного достоинства;
  • закладывать основы для успешной реализации личности;
  • готовить к жизни в социуме.

При этом особенно важно строить отношения с детьми на основе взаимопонимания, доверия и сотрудничества, всегда проявлять родительскую любовь, ласку и заботу, быть внимательными и сопереживающими.

Однако это вовсе не значит, что нужно всецело посвящать себя воспитанию, отказавшись от самореализации в жизни, карьерного роста и работы как таковой. Как показывает практика, самые гармоничные отношения складываются между детьми и родителями в семьях, где родители работают, но при этом уделяют должное внимание ребенку. Такие дети учатся лучше, растут более самостоятельными. Почему?

  • Дети испытывают гордость за успехи родителей, начинают больше ценить время, проведенное с ними.
  • Они избавлены от чрезмерной опеки взрослых.
  • У ребенка появляется понимание того, что человек не может принадлежать кому-то одному, у него есть обязательства перед семьей, обществом, он несет ответственность за свои поступки.
  • На примере родителей дети, начиная с дошкольного возраста, видят, как важно иметь в жизни цели, увлечения.

Если хотите, чтобы ребенок рос полноценным и счастливым, позаботьтесь о том, чтобы он не чувствовал себя заброшенным, лишним, чтобы был уверен в вашей безоговорочной любви к нему, постоянно ощущал на себе вашу заботу и внимание, был уверен в вашей защите и поддержке.

В любви и заботе

То, каким вырастет маленький человек, во многом зависит от условий воспитания, созданных в семье. Каждый знает, что детей нужно любить. При этом не все понимают, что истинная любовь есть истинное благо, ее порой путают с другими, извращенными формами любви, которые способны нанести серьезный вред психике маленькой личности.

  • Чрезмерное умиление. Дети, растущие в такой среде, не знают «тормозов» в виде слов «нельзя» или «нужно». У них нет чувства долга перед родителями, они не приемлют ценности и значимости труда. Такой ребенок чаще всего излишне самовлюблен, он уверен, что делает своих родителей (да, наверное, и весь мир) счастливыми уже только оттого, что он есть на свете такой замечательный. Читайте – эгоист.
  • Деспотичная любовь. Когда родители все свои «благие намерения» оправдывают словами «тебе же лучше будет», «для тебя стараемся», «потом спасибо скажешь», они рискуют никогда не услышать этого «спасибо». Такие родители всегда демонстрируют ребенку свою начальственность по отношению к нему, его подчиненную позицию. Он вынужден терпеть вечные упреки и придирки, постепенно теряя веру в самых близких людей, в гармонию мира, в добро и справедливость. Такие дети ожесточаются, устав гнаться за покорением очередной родительской планки. Представление о семейных отношениях, любви, заботе, счастье они получают извращенное. С этим «багажом» они пойдут строить и свои семьи.
  • Любовь-откуп. Не находя достаточно времени для полноценного общения с ребенком, родители считают, что могут компенсировать это материальными благами: бесконечными новыми игрушками, дорогими подарками. При этом их дети вырастают бездушными и алчными, привыкшими к тому, что родители – это денежный мешок, умеющий решать все их проблемы (которые сводятся только к материальному благополучию), что любовь и забота – это их кошелек.
  • Любовь-невмешательство. Попросту – равнодушие. Мама или папа не стараются «лезть в душу» своему чаду, считая, что у него есть свои права, свое мнение и видение жизни. Они считают себя демократичными, ничего не запрещают ребенку, но и не делают ничего, чтобы направить развитие маленькой личности в нужное русло. На самом деле такие дети уверены, что отец и мать просто равнодушны к ним. При этом может вырасти как полностью пассивная личность, «плывущая по течению», так и настоящий бунтарь, жаждущий внимания окружающих любой ценой.
  • Чрезмерная опека. Дети, за которых заботливая мама все всегда делает и решает, вырастают «безрукими» в плане социализации. Они не умеют принимать решения, отвечать за свои поступки, не имеют важных целей, элементарно не могут обслужить свои потребности, создать уют в доме.

Настоящая любовь родителей – созидающая. Она учит ребенка взаимной симпатии, заботе, поддержке, взаимопомощи. Она говорит ему, что он нужен и важен, что он должен развиваться, искать себя, радоваться жизни. Она учит маленького человека доверять близким, заботится и быть уверенным, что его всегда ожидает их рука помощи в трудный момент, знать, что к его мнению прислушаются.

Гармония – на родительском примере

Роль родителей в воспитании гармоничной личности неизмерима. Именно родители являются самыми первыми, а значит – самыми значимыми воспитателями в жизни маленького человека. При этом воспитание начинается задолго до того, как ребенок услышит от взрослых первое «нельзя» или первое «ты должен». С самого раннего возраста кроха впитывает, словно губка, все, что видит вокруг себя: запоминает матрицу родительского примера. Поэтому так важно, каким он будет, этот пример.

Скажем, ребенок, выросший в неполной семье, вряд ли сможет сохранить собственную, не имея перед глазами примера семейной гармонии двух взрослых людей. А значит, не имея опыта сохранения семьи с помощью взаимной заботы, взаимопомощи, выражений нежности, умения находить компромисс, преодолевать неизбежные конфликты, слушать другого, прощать. Каждый человек испытывает потребность в этом, но не каждый может получить необходимый опыт. Даже если семья является полной, но в ней люди часто ссорятся, не могут уступать, признавать правоту другого, заботиться о комфорте детей в создавшейся атмосфере, такие дети все равно не будут иметь нужного примера построения гармоничных отношений.

Ребенок, никогда не видевший, как мама или папа катаются на велосипеде или бегают в парке, скорее всего, и сам никогда не полюбит спортивные занятия.

Если у малыша перед глазами будет деспотичный, жестокий отец, то мальчик с большой долей вероятности вырастет таким же, подсознательно переняв стиль поведения мужчины в семье. А девочка выберет себе в мужья такого же деспота, как бы ни старалась она найти себе жениха «не из таких».

Страшно, когда в семье с самого младшего дошкольного возраста малышу не прививают духовных, нравственных ценностей. Такие дети вырастают духовными «пустышками», людьми, лишенными гуманного, созидающего начала.

Воспитать не значит вырастить

Чтобы жизнь чада не пошла по самому неудачному сценарию, родителям мало вырастить ребенка здоровым, красивым, обеспеченным. Главная наша задача – воспитать детей духовно, нравственно. Что это значит? Привить им духовные, культурно-нравственные, эстетические ценности. Научить их ориентироваться в таких понятиях, как:

  • долг;
  • ответственность;
  • честь;
  • гуманность;
  • благородство;
  • добро или зло;
  • хорошо или плохо;
  • умение дружить и любить;
  • вежливость;
  • воспитанность;
  • тактичность и т. д.

Объясняются все эти понятия не только и не столько в беседах, сколько практически: в обсуждении проблем, совместном анализе ситуаций и, конечно же – на личном примере окружающих старших. Их нормы поведения, их поступки, их суждения – вот фундамент, на котором строится нравственно-духовное развитие маленькой личности.

При этом важно не предоставлять ребенку готовую действующую схему, а дать возможность самому ее для себя выстроить, научиться на собственных ошибках (без этого невозможен личный опыт). То есть родители должны содействовать духовно-нравственному развитию маленького человека, направлять его, поддерживать, а не заставлять бездумно следовать призрачным для них идеалам.

Семейные традиции

Гармоничному воспитанию детей в семье как нельзя лучше способствуют семейные традиции. Они создают неповторимую атмосферу дома: свой уклад, обычаи, распорядок, привычки членов семьи дают ребенку ощущение стабильности, упорядоченности мира. Формирование традиций должно начинаться еще в бессознательном периоде малыша, чтобы более гармонично войти в его жизнь.

К примеру, традиция читать ребенку книгу на ночь – не просто ритуал укладывания. Это способ ненавязчиво привить ему любовь к красоте родного языка, литературе, умение представлять и осмысливать прочитанное.

Читать еще:  Цели воспитания на современном этапе развития общества

Традиции могут быть самыми разнообразными. Например, рисование открыток ко дню рождения, отмечание народных или календарных праздников, экскурсионные поездки на каникулах. Можно печь особенный пирог к определенному празднику, развешивать кормушки зимой, скворечники – весной, навещать бабушку в выходные, отмечать день окончания школьных занятий, обсуждать прошедший день за общим вечерним чаем, делясь с домочадцами проблемами, успехами, вместе принимать важные решения на «семейном совете»…

Через такой подход создается преемственность поколений (традиции семьи ребенок впоследствии может перенести в свою будущую семью), в ребенке укрепляется чувство причастности к своему роду, его истории.

Важность семейных традиций сложно переоценить. Они дают ребенку:

  • ощущение стабильности, порядка в мире;
  • укрепление связи между поколениями;
  • укрепление теплых отношений между родителями и взрослеющими детьми;
  • ощущение неповторимости своей семьи, с ее особым укладом и душевным комфортом.

Как заслужить доверие ребенка?

Как уже было сказано, основой продуктивных семейных отношений между взрослыми и детьми является доверие. Если оно установлено, родители без труда смогут вовремя выявить и скорректировать начинающиеся проблемы, обеспечить ребенку чувство уверенности в себе, своих силах, подготовить его к жизни в социуме. Это значит также подготовить к всевозможным опасностям внешнего мира, таким как:

  • дорога;
  • общественные места;
  • подозрительные незнакомцы или мошенники;
  • «плохие компании», где подростка могут склонить к употреблению наркотиков, алкоголя, толкнуть на нарушение закона, даже на суицид;
  • опасные интернет-ресурсы, пропагандирующие насилие, агрессию, и т. д.

Как же завоевать безусловное расположение своего чада? Во-первых, помнить, что его нужно любить, всеми силами демонстрируя ему свои чувства. Не стоит бояться «залюбить» ребенка: его можно только «заопекать». Во-вторых, стараться не разграничивать семейное пространство по принципу начальников и подчиненных. Ребенок должен понимать, что с ним общаются как с равным.

Также стоит воспользоваться следующими советами.

  • Всегда проявляйте интерес ко всем переживаниям ребенка, разделяйте его радость, удивление, восторг. Если ваш малыш будет расти уверенным, что его чувства не интересны, что на него самого вам плевать, он никогда не принесет вам свои горести-проблемы. Зачем – ведь вам это безразлично!
  • Всегда обращайте внимание на его вкусы, желания, начинайте душевную беседу при любой его фразе «мне нравится». Разделяйте его интересы, делитесь своими детскими воспоминаниями о похожих вещах. Это не только создает доверительную атмосферу, но и объединяет еще больше.
  • Поощряйте его интерес к периоду, когда он был очень маленьким: показывайте фото, его первые «каляки-маляки», рассказывайте, каким он был, как говорил, что любил делать. Такие воспоминания для детей очень дороги, и ваше участие при этом бесценно.
  • Никогда не осмеивайте, небрежно «задвигая» чувства подростка, который пришел поделиться с вами своей бедой. Возможно, вам эта проблема кажется незначительной или даже смешной, но для него первый прыщ или насмешка девочки – истинная катастрофа. Поэтому он никогда не будет доверять людям, которые его обижают насмешками над самым личным.
  • Дайте ребенку право на «свою территорию». У него должны быть личные секреты. Пытаться всеми правдами-неправдами их выведать – значит окончательно подорвать свой авторитет. Нельзя заставить ребенка быть откровенным насильно! Наоборот!
  • Рассказывайте подростку о своих подобных проблемах в этом возрасте: что вы чувствовали, как вышли из ситуации. Это не только сделает вас еще ближе, но и даст ему ощущение, что его случай не конец света: многие это проходили, из этого есть выход.
  • Не бойтесь признавать свою неправоту, просить за нее прощения у ребенка. Это даст ему правильный пример поведения, покажет, что вы общаетесь с ним на равных, вам можно доверять.
  • Не стесняйтесь демонстрировать ребенку свои чувства к супругу, стараясь скрыть серьезные проблемы ваших отношений (решайте их вдвоем). Пример взаимной нежности, теплой привязанности, объятия, поцелуи не только создают позитивный пример родительской пары, но и делают семейные отношения более теплыми, доверительными.

Да, семья как первый институт в жизни человека – это сложно, ответственно. Но правильно построенные отношения между членами семьи способствуют становлению гармонично развитой, успешной личности. Поэтому осваивать эту «науку» нужно обязательно.

Семейное воспитание детей

Семья – главный институт воспитания человека. Семейное воспитание детей – это система воспитательных и образовательных процессов, регулирующаяся определенными традициями и нормами, принятыми в условиях отдельно взятой семьи, и реализуемая силами всех членов семьи. Главной целью семейного воспитания является формирование нравственной, интеллектуально развитой личности, подготовленной к жизни в современном обществе. Семья является для ребенка естественной средой существования, отличающейся от прочих коллективов, с которыми ему предстоит взаимодействовать в дальнейшей жизни. Какова роль семьи и семейных традиций в воспитании детей? Чем отличается семейное воспитание от воспитательных процессов, реализуемых прочими образовательными и воспитательными институтами?

Семейное воспитание детей: общие принципы и положения

Семейное воспитание детей – это совокупность методов и мер, предпринимаемых членами семьи последовательно и регулярно с целью формирования у ребенка социальных и личностных норм поведения, моральных и нравственных ценностей и устоев, общегражданских и общечеловеческих идеалов.

Семейное воспитание детей – один из основных механизмов, обеспечивающих подготовку личности к интеграции в современное общество. Именно в семейной среде ребенок получает первые представления о взаимодействии личности и общества, об интересах и приоритетах, о выгодах обеих сторон.

Характер семейного воспитания обусловлен следующими факторами:

  • Физическое и психическое здоровье членов семьи;
  • Наследственность;
  • Материально-экономический статус семьи;
  • Социальный статус семьи;
  • Уклад жизни;
  • Количество членов семьи;
  • Условия проживания;
  • Отношения между членами семьи;
  • Культурный, моральный, нравственный потенциал семьи.

Основными задачами семейного воспитания детей являются:

  • Создание максимально благоприятных условий для умственного, физического и психического развития ребенка;
  • Передача жизненного опыта и знаний, систем ценностей;
  • Обучение детей базовым навыкам и умениям, привитие интереса к знаниям и познанию;
  • Воспитание чувства собственного достоинства, ценности собственного «я».

Основными методами реализации семейного воспитания детей являются:

  • Убеждение (беседы, советы, внушение);
  • Личный пример;
  • Поощрение и развитие в ребенке чувства удовлетворенности своими успехами;
  • Наказание (ограничение удовольствий ребенка, однако без применения физических мер).

Основные принципы семейного воспитания детей сводятся к следующим положениям:

  • Признание ребенка равноправным членом семьи, уважительное отношение к его личности, интересам, потребностям;
  • Восприятие своего ребенка таким, каким он есть, не предъявляя завышенных требований к его деятельности и достижениям;
  • Создание благоприятной, эмоционально-комфортной, доверительной атмосферы для установления контакта с ребенком;
  • Оказание необходимой помощи ребенку, избегая при этом гиперопеки;
  • Последовательность в своих действиях и требованиях, как в воспитательном процессе, так и в повседневной жизни;
  • Построение воспитательных стратегий с учетом возрастных, гендерных и личностных особенностей ребенка.

Ребенок воспринимает семью, ее традиции и принятые в семейном кругу нормы, как должное. Семья для малыша является первым воспитательным институтом, являющимся наиболее авторитетным в отличие от каждого последующего. А также тем естественным фильтром, который имеет непосредственное воздействие на формирование личности. Так, родители в первые годы жизни ребенка определяют основной круг его интересов, круг его общения, места его пребывания и точки соприкосновения с социумом. Именно в атмосфере семьи ребенок познает первый опыт межгендерных отношений (матери и отца), опыт отношений поколений (отцы и дети). Дети подсознательно копируют поведение взрослых, принимая их модели поведения как истинные и единственно правильные. В дальнейшей жизни ребенку будет крайне сложно понять, почему у него не складываются отношения в коллективе, с друзьями, личные отношения с противоположным полом.

Семейное воспитание детей дошкольного возраста

Дети дошкольного возраста являются наиболее восприимчивыми к ситуациям, событиям, происходящим в кругу их семьи. Это объясняется основной особенностью семейного воспитания детей, которое выстраивается на чувствах и эмоциях, а не на постижении нового опыта, получении новых знаний (что реализуется в детских садах, школах, прочих образовательных учреждениях). Основа успешного семейного воспитания детей дошкольного возраста – любовь родителей к ребенку, которая должна проявляться в словах, отношении, поступках, ощущениях ребенка, семейной атмосфере. Ребенок, недополучающий родительского внимания и любви, всеми силами пытается привлечь недостающее внимание различными поступками, непослушанием, капризами, замкнутостью. Основной ошибкой родителей в данном случае является наказание ребенка без выявления сущности проблемы такого поведения. Многие родители предпочитают решать проблемы с детьми с привлечением педагогов и психологов, хотя ребенку в этот момент просто необходима родительская ласка и поддержка. К основным ошибкам семейного воспитания детей дошкольного возраста относятся:

  • Признание материальных благ приоритетными над духовными и моральными ценностями;
  • Низкий культурный, нравственный и духовный потенциал родителей, их аморальное, безнравственное поведение;
  • Авторитаризм и безнаказанность, а также чрезмерное физическое наказание детей;
  • Тяжелая психологическая атмосфера в семье.

Роль семейных традиций в воспитании детей

Семейные традиции – это совокупность принятых и соблюдаемых норм, правил, обычаев и взглядов, определяющих поведение каждого члена семьи в отдельности, а также семьи в общем, передаваемые из поколения в поколение. Семейные традиции в воспитании детей играют первостепенную роль. Это именно тот фактор, который отличает семью от других коллективов, с которыми ребенку предстоит взаимодействовать. Семейные традиции укрепляют родственные связи, развивают чувства долга и ответственности, гордости за семью и переживания за ее целостность и единство. С падением ценности института семьи в современном обществе семейные традиции являются инструментом укрепления семьи.

Соблюдение семейных традиций упорядочивает жизнь человека. Традиции объединяют поколения, позволяя детям в процессе воспитания лучше усваивать механизмы взаимоотношений поколений. Соблюдение традиций прививает ребенку чувства любви, привязанности, уважения. Совместный досуг на выходных, совместные воскресные обеды, празднование важных событий способствуют не только укреплению семейных связей и ценностей, но и формируют положительную атмосферу семьи.

Читать еще:  Сенсорное воспитание детей

Доклад на тему: «Воспитание ребенка в семье»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Воспитание и образование-процесс трудный, многогранный и требует взаимодействия всех его участников: родителей,учителей. Взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для ребёнка. Интересы ребёнка могут пострадать, если отношения между учителями и родителями не сложились.

Основную роль в воспитании и развитии ребёнка играет семья. Именно в семье создаётся особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка формируется отношение к себе, его мировоззрение в целом, поведение в разных сферах общественной жизни.

Успешность семейного воспитания ребёнка зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи.

Уместно выделить факторы, влияющие на развитие ребёнка в семье: 1.микроклимат самой семьи, где происходит приобщение детей социальным ценностям.

2.внутрисемейная деятельность-основное средство социализации человека и его приобщение к будущей жизнедеятельности.

3.воспитательная деятельность родителей.

Одним из главных условий повышения эффективности семейного воспитания является осознание того, что семья-это высшая социальная ценность, в которой в полной мере может быть реализовано формирование и развитие личности ребёнка.

Отсюда вытекают функции семьи:

— создание условий для интеллектуального и физического развития ребёнка.

— обеспечивает первичную социализацию личности.

— создаёт уникальную атмосферу любви, эмоциональной насыщенности и теплоты индивидуальных отношений.

В каждом образовательном учреждении желательно знать те семьи, в которых заложен передовой опыт семейного воспитания. Очень ценно, когда описывается родителем или педагогом не только состояние семейного воспитания, но и раскрываются пути и способы получения положительных результатов, рассказывается об ошибках и способах их исправления, о нерешённых проблемах.

В России наиболее распространённой является семья однопоколенная, в которой вместе живут отец, мать и их дети. Хорошо это или плохо? Нельзя однозначно ответить на этот вопрос. В этом явлении есть и положительные стороны: молодые семьи привыкают к большей самостоятельности, а значит и ответственности. Но, вместе с тем при раздельной жизни нередко теряются семейные связи-традиции, объединяющие взрослых и детей.

В многопоколенной семье вместе живут и молодое, и старшее поколение. Если это дружная семья, то создаётся возможность разностороннего общения и взаимовлияния, облегчён быт. Однако, даже при хороших взаимоотношениях в многопоколенной семье есть свои трудности. В вопросах воспитания молодым родителям важно быть тактичными, но в определённых случаях твёрдо отстаивать позиции современного воспитания.

Главная особенность семейного воспитания состоит в том, что оно наиболее эмоционально по содержанию и формам отношений между взрослыми и детьми. Эта особенность при разумном воспитании детей может стать значительной формирующей силой. Родительская любовь к детям и ответное чувство детей к матери и отцу помогает взрослым преодолевать ряд трудностей, создавать радостную атмосферу, воспитывать у детей необходимые общественные качества.

Но эти объективно существующие условия лишь тогда окажутся полезными, когда родители и другие взрослые члены семьи будут для маленьких детей примером поведения дома и в общественных местах. Если родители обладают определённой педагогической культурой, им удастся успешно воспитывать ребенка.

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у детей нравственных качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.

Формирование нравственной сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребёнка. От того, как будет воспитан ребенок в нравственном отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.

Необходимо разъяснить родителям детей важность своевременного воспитания нравственных качеств.

Известно стремление всех учеников к самостоятельности. Оно приобретает нравственный смысл в деятельности, в которой ребёнок проявляет своё отношение к окружающим. Овладение детьми навыками самообслуживания – эффективное средство воспитания таких нравственных качеств, как самостоятельность и настойчивость.

С появлением новых видов труда у дошкольников расширяются возможности их использования в нравственном воспитании. Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребёнка к труду. В семье нравственный смысл и цель труда для ребенка особенно наглядны. Ребёнок наглядно убеждается в значимости своего труда для членов семьи.

Характерны мотивы труда детей в семье: любовь к родителям, желание позаботиться о них, доставить им радость, чувство долга перед семьёй. Благоприятные семейные условия положительно влияют на трудовое воспитание детей и их нравственные качества.

Заботливое отношение к окружающим – ценнейшее нравственное качество, которое воспитывается у детей с раннего возраста. Гуманная направленность личности ребёнка складывается на основе отношений, связывающих его с окружающими, и зависит от того, насколько эти отношения наполнены нравственным содержанием.

Заботливость как нравственное качество содержит многое: помощь и взаимопомощь, отзывчивость, доброжелательность, внимательное отношение к окружающим. Уровень развития заботливого отношения ребёнка к окружающим определяют следующие показатели: степень самостоятельности в проявлениях заботы о других, активность ребёнка в оказании помощи, проявлении сочувствия, сопереживания. Особенности проявления заботливости у детей во многом зависят от условий семейного воспитания: эмоциональной атмосферы в семье, понимания родителями целей и задач воспитания и воплощения их на практике, отношение родителей к участию ребёнка в домашнем труде.

Постепенно дети осознают нравственный смысл своей помощи. У них появляется желание быть нужным и полезным дома, ответственность за порученное дело, стремление не только довести его до конца, но и выполнить так, чтобы родителям было приятно видеть их самостоятельными и умеющими всё делать.

Формирование основ нравственных качеств ребёнка начинается ещё в раннем возрасте. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее моральное развитие ребёнка. Важно с самого начала воспитывать ребёнка в духе высоких принципов морального кодекса, формировать у него необходимые нравственные чувства, представления, понятия.

Правильное воспитание предупреждает накопление ребёнком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказаться на формировании его нравственных качеств.

Виноградова Н.Ф «Воспитателю о работе с семьёй»

А. С. Макаренко о воспитании детей в семье и современные проблемы семейного воспитания.

Выготский, Л.С. Психология развития ребенка: Учебное пособие / Л.С. Выготский — М.: Академия 2006.

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Подготовила: Аппаева И.Х. кл. руководитель 8 класса

Консультация для родителей «Воспитание ребенка в семье»

Мария Сизова
Консультация для родителей «Воспитание ребенка в семье»

Пример родителей – это наглядный образец для детей. Хорошие качества, которые воспитываются у детей, будут наиболее прочными, если дети видят их у родителей. Ребенокв дошкольном возрасте всегда стремится подражать окружающим: родителям, старшим братьям и сестрам, товарищам. Подражательность является психологической особенностью дошкольников. Дети склонны подражать как хорошим, так и плохим поступкам. Поэтому своим поведением родители должны показывать детям положительные примеры для подражания. Почему так важен личный пример в воспитании желательных нам черт личности? Психологи говорят, что всякое научение должно сопровождаться «положительным эмоциональным сдвигом» — только тогда оно ляжет в характер прочно. Т. е. малыш легко усваивает хорошее, если при этом испытывает радость.

Вам хочется, чтобы ребенок постепенно привыкал к выполнению простых трудовых обязанностей. Но вы замечаете, что он, например, не любит убирать за собой игрушки. Конечно, вы можете просто заставить его сделать это, как и многое другое,доступное в том или ином возрасте: вытирать пыль, поливать цветы и др. Заставить-то вы его заставите, и он будет делать-это. Но не трудолюбие вы в нем вырастите. В лучшем случае — привычку делать то, что требуют. В худшем — отвращение к труду.

Как же создать «положительный эмоциональный сдвиг»? Конечно, важную роль может сыграть любовь и внимание взрослых, одобрение ими поведения малыша. Но огромное значение будет иметь, когда ребенок будет учиться трудиться у вас, подражая вам, оттого, что рядом с вами, вместе с вами.

Общение со взрослыми —мощный источник радостных переживаний для малыша. Вот почему живой пример, который вы являете ему своим трудолюбием — или доброжелательностью, или вежливостью, или обязательностью, — не может не запасть ему в душу.

Сила воздействия личного примера родителей зависит и от их авторитета. Авторитет родителей заключается в их умении растить и воспитывать детей, не принижая их человеческого достоинства и не превознося его. В семье воспитывают чувства любви, сопереживания, радости, поэтому семью и называют школой воспитания чувств. Добрые чувства побуждают к действию, развивают в нем активность, отзывчивость, жизнерадостность. Положительные эмоции -это большая нравственная сила. Постоянное эмоциональное общение между членами семьи являются одним из важных условий семейного воспитания. Если отношения между родителями не сложились, в семье возникают ссоры, взаимные упреки на глазах детей, то авторитета родителей в такой семье не бывает. Чтобы образовался дружный семейный коллектив, многое зависит от личных качеств отца и матери. Отношение их друг к другу, к работе, общественная активность-все это не проходит незамеченным для ребенка. Если у отца или у матери нет авторитета, то такой сильный воспитательный эффект, как любовь к детям, теряет силу. Непризнание влияния родителей выражается обычно в невыполнении ребенком требований взрослых, в непослушании. Начинается открытая или скрытая борьба с ребенком, в которой родители, как правило, сдают позиции. Такую ситуацию можно назвать «ребенок сел на голову».

Читать еще:  Воспитание детей 8 лет

В других семьях складывается противоположный стиль воспитания, когда родители начинают применять физическую силу. Отрицательная сила такого приема общеизвестна. Как быть? Заслужить авторитет у детей очень трудно. Искусственность поведения отца или матери ребенок тонко чувствует. Невозможно пробудить у ребенка уважение к себе,навязывая ему свои позиции: «я- мать», «я- отец». Такие призывы не получают отклика в душе ребенка. Но положительные результаты приносит только авторитет, основанный на уважении. Он складывается из мелочей. Сегодня пообещал-забыл, завтра — было не досуг, послезавтра — оказалось срочное дело. Пока представления ребенка ограничены, постепенно в его сознание будут входить такие понятия, как верность долгу, слову, ответственности за близких и т. д. А пока мерило всех ценностей слова и поведение отца и матери. Поэтому так важно взрослым предъявлять к себе высокую требовательность! С обещаниями надо быть особенно острожными. Невыполнения даже единожды обещанного надо суметь объяснить. Положительно влияет на авторитет старших членов семьи, их совместный с ребенком труд по обслуживанию и организации семейного быта. Умение с пользой для всей семьи проводить свободное время — большое искусство. В дошкольном возрасте ребенок мыслит образами, звуками, чувствами. Основной формой деятельности для него является игра, а основным средством воспитания в игре — слово взрослого. Нередко встречаются родители, которые любят назидание, утомительные беседы. Это приводит к тому, что слово, как средство воспитания теряет свою силу. Вредны в воспитании, как подчеркнутая холодность в отношениях с ребенком, так и чрезмерные излияния любви. В первом случае ребенок чувствует свою неполноценность, во втором — чувствует себя кумиром, которому все поклоняются. Необходимо любить ребенка сердцем, стремиться искать «золотую середину» в подходе к нему. Важно в таких условиях, чтобы все старшие были единодушны в своих требованиях. Если папа сказал, то мама должна поддержать, а бабушка напомнить.

Совершают ошибку и те родители, которые воспитывают по принципу «будешь слушаться — куплю». В таких семьяхидет купля-продажа отношений: «Ты мне, я — тебе». Успех такого воспитания сомнителен.Пример: Беря сына из детского садика, родителипостоянно спрашивают его:-«Кого ты больше любишь — меня или папу?», —«Тебя больше!»-отвечает сын. Признание делается второпях,с одинаковой мягкостью папе и маме: мальчик стремится к маминой сумке или папиному карману, где был сувенир или фрукты, конфеты. Обе стороны испытывают удовольствие от того что ребенок в настроении и доволен очередным сувениром. Вскоре ребенокначинает спрашивать сразу: «А что мне принесли?». Если сюрприз не устраивает его, то отношения между взрослыми и ребенкомпортятся и начинается: «Не хочу одеваться!», «Не пойду домой!», «Почему пришла ты, а не папа!» и т. д. Пройдет время, и родители поймут, что совершили ошибку. Но сделать ее легче, чем исправить. Следите за тем, что вы говорите и каким тоном. Ребенок перенимает поведение, манеру говорить, жесты в готовом виде. Он подражает и хорошему, и плохому. Иногда можно слышать от родителей, что сейчас такая жизнь, когда не следует учить ребенка добру, иначе ему будет трудно в жизни. Зло, как правило, не рождает добро. Оно порождает зло. Следовательно, исходная точка добра и заключена в нас самих, во взрослых членах семьи. От ребенка необходимо требовать внимания и заботы к каждому взрослому, создавая для этого условия. Например, ребенка угостили. Он спешить разделить конфету с мамой, с папой. Те отказываются под разными предлогами, чтобы ребенку больше досталось: «Не хочу, зубы болят», «Не люблю». Или другая ситуация. Воспитатель предлагает новогодний подарок отнести и угостить всех,некоторые дети отвечают: «Моя мама не хочет». Так у ребенка вырабатывается позиция, «Взрослым оставлять не обязательно, а я вот особый». «Особым» он продолжает оставаться и в автобусе, когда спешит сесть первым, и дома, когда собираются гости и т. д. Авторитет взрослых зависти от нас самих. Он заключается в содержании нашей жизни, в нашем поведении, отношении к окружающим. Ответственные родители думают о своем авторитете, стараются его поддерживать, укреплять, во всяком случае, не разрушать недостойным поведением, понимают, что завоевать его трудно, а безвозвратно потерять легко, особенно в мелких повседневных стычках, перебранках, ссорах. Часто супруги, не задумываясь о последствиях, по поводу и без повода в присутствии детей высмеивают, оскорбляют и унижают достоинство друг друга. Особенно плохо, когда это делается по отношению к отцу.Схема такова: отец, от большой занятости или, может, просто от нежелания, не участвует или почти не участвует в воспитании и развитии ребенка с самого рождения. И тут-то важна роль женщины. Если, она сразу «взвалит» весь груз забот о малыше на себя, будет генератором, и исполнителем идей, не допуская папу, и не стараясь его в это втянуть. Да еще и унижая руганью его перед малышом, каждый раз напоминая всем вокруг, какой же папа плохой, не заботливый, безответственный, и, вообще, … То это, в конце концов, принесет свои плоды, и ребенок вскоре начнет говорить то же самое и, соответственно, так же думать. Это подорвет еще не сформировавшийся «в глазах» ребенка авторитет папы, который восстановить будет очень сложно, а порой и невозможно. И вот тогда в семье появляются понятия «жесткой» мамы и слабого папы. Ребенок это быстро понимает и начинает манипулировать родителями. Ведь мама хоть и строгая, но она же мама и все равно, в итоге, пожалеет. А папа – не указ, потому что он плохой (так ведь мама постоянно говорит и значит, так оно и есть).

Исследования показывают, что мальчики особенно чувствительны к падению престижа отца в семье; в условиях «матриархата» они усваивают образ мужчины как «лишнего существа» и переносят этот образ на самих себя. Как правило, мальчик испытывает к «второстепенному отцу» чувство любви и жалости, а унижение отца воспринимает как свое собственное. Но бывают случаи, когда, отвергнув образ отца, ребенок будет искать другие мужские идеалы, и неизвестно, куда заведут его эти поиски. Девочки несколько меньше ранимы в этом отношении. Они способны ориентироваться даже на такого отца, который утратил положение главы семьи, если он ласков и добр с ними.

Как вернуть потерянный авторитет?

1. Начните больше проводить время с ребенком, занимайтесь, играйте, гуляйте, читайте с ним. 2. Если малыш начинает истерить, требуя что-то получить, попытайтесь поговорить с ним. Разговаривайте с ребенком на доступном ему языке, почему вы не можете это ему дать сейчас. 3. Постарайтесь не обращать внимания на плохое поведение ребенка, когда он хочет этим чего-то от вас добиться. 4. Покажите ребенку, как вы расстроены, выразите словами свое отношение к его плохому поведению. Если вам удастся подобрать правильные слова, то ребенок обязательно поймет, что огорчил вас, и постарается вести себя хорошо. 5. Если ребенок игнорирует вас, займите его внимание, заинтересуйте тем, что его привлекает. 6. Будьте рядом, уделите время, когда ему нужна в чем-то ваша помощь или руководство.

Завоевание авторитета у своего ребенка – довольно кропотливая и каждодневная работа. Зато, если вам удастся найти общий язык со своим чадом – ваша семья будет очень счастлива.

Гендерное воспитание ребенка в семье Почему среди мальчишек так много «трудных»? Почему с девочками обычно проще и удобнее? Эти вопросы затрагивают каждых родителей в наше тяжелое.

Комплексное занятие «Право ребенка жить в семье» Комплексное занятие «Право ребенка жить в семье» Подготовили и провели: Учитель-логопед Серкова М. А. Муз. руководитель Лебедкина И. А. Ст. воспитатель.

Консультация «Художественное воспитание в семье» Занятия по изобразительной деятельности, которые регулярно проводятся в детском саду, являются основой для приобретения ребёнком художественного.

Музыкальное воспитание в семье МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ. Каждого из родителей волнует, имеет ли его ребенок способности к той или иной области знаний, в том числе.

Нравственное воспитание детей в семье Нравственное воспитание детей в семье. История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребёнка уходит своими корнями в глубокую древность.

Особенности отношения ребенка 3-го года жизни к семье Как отмечает И. С. Кон, при всех кросс-культурных различиях, первичный уход за маленькими детьми, особенно младенцами, всюду осуществляет.

Психологическое здоровье ребенка в семье Психологическое здоровье ребенка в семье Речь пойдет о важности сохранения, укрепления психологического здоровья ребенка в семье. Уделим.

Рекомендации для родителей по трудовому воспитанию ребенка в семье Трудовое воспитание ребенка в семье рекомендации для родителей Разработала: Ерофеева Ольга Сергеевна, воспитатель МДОУ «ЦРР – д/с №134.

Рекомендации для родителей «Воспитание ребенка в семье без стрессов» Воспитание ребенка в семье без стрессов 1. Принимайте ребенка таким, такой он есть, что при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности.

Сценарий родительского собрания «Воспитание ребенка в семье» «От того, как прошло детство,кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector