221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Семейное воспитание ребенка и его значение

Значение семейных отношений в воспитании ребенка
статья на тему

Значение семейных отношений в воспитании ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
konsultatsiyamicrosoft_office_word_2.docx15.76 КБ

Предварительный просмотр:

ЗНАЧЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

Вечна педагогическая истина: сколь значимы семейные отношения в воспитании. Чтобы семья стала педагогически эффективным фактором воспитания, детям необходимо видеть и чувствовать взаимную родительскую любовь и уважение. Отсутствие нормальных взаимоотношений между родителями дети чутко и безошибочно подмечают. В этом случае им приходится постоянно становиться то на одну, то на другую сторону. А это не может не травмировать их психику, их характер. Ссоры родителей, их равнодушие к детям неизбежно вызывают в них чувство одиночества.

Одинокий в своих чувствах и думах ребенок, одинокий среди самых близких ему людей, среди своих родителей – что может быть трагичнее для маленького ребенка! Ребенок вне общения с одним из родителей, а иногда с обоими, — это противоестественное состояние его бытия.

Нельзя ожидать положительных результатов в воспитании детей при семейных неурядицах. Это знают все родители. Но знать истину – это еще не значит следовать истине. Чтобы следовать по пути истины, нужны глубокие и устойчивые педагогические убеждения, твердое стремление к их практической реализации. А это требует от родителей чувства долга и ответственности перед детьми и обществом за судьбы детей, определенной педагогической культуры. Но и этого недостаточно. Ведь воспитание детей – это чрезвычайно трудное дело, требующее знаний, мастерства, характера, времени, сил и энергии.

Первые впечатления ребенок получает в семье. Они постоянны, обыденны, семья действует незаметно, «укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы дышим». В семье происходит социальное развитие ребенка, семейные впечатления служат нередко единственным источником чувств и мыслей в том возрасте, когда ребенок наиболее восприимчив, впечатления остаются на всю жизнь. Именно в семье под воздействием родителей, их поведения, их отношений ребенок учится любить одно и ненавидеть другое, быть безразличным к третьему, привыкает к труду или праздности, усваивает первые уроки нравственности, понятия о добре и зле, наконец, формируются навыки и привычки того или иного поведения. Именно в семье закладываются основы последующего формирования интересов, симпатий, отношений; усиленно развивается интеллектуальная и эмоциональная сфера личности, ее способности и характер.

Уяснение важности семейного, особенно первоначального воспитания в формировании личности еще не обеспечивает его педагогической эффективности. Необходима педагогическая культура родителей. Важнейшее ее требование – не допускать произвола и чрезмерной опеки при воспитании детей, проявлять уважительное отношение к ним, не забывая об их человеческом достоинстве.

Педагогическая культура включает в себя культуру общения, вне которого невозможно нравственное становление личности. Необходимо разумно организовать быт семьи, жизнь и деятельность детей, привлечь их как равноправных членов семьи к активному участию в повседневной жизни. Это наиболее верный способ установления нравственных связей. Пусть дети знают, что все, что их окружает, что они имеют, — все создается трудом родителей, взрослых, что и они, дети, по мере сил своих и возможностей участники создания материальных ценностей. Только при этом условии малыш будет бережно относиться к игрушкам, книгам, личным вещам, к хлебу, к окружающей нас природе.

Положительный пример родителей и старших – важнейшее средство нравственного воспитания детей. Прописная педагогическая истина. «Воспитывать, — писал психолог Острогорский, — не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего, самому жить по-человечески. Кто хочет исполнять свой долг относительно детей, оставить в них по себе добрую память, которая служила бы потомству заветом как жить, тот должен начать воспитание с самого себя».

По лицу ребенка можно определить, когда родители сердятся или конфликтуют. Маленький ребенок не понимает, почему родители ругаются. Но обстановка напряжения, недовольства и ссоры передается маленьким детям, вызывая у них беспокойство.

Если цвет глаз, волос, форма носа передается по наследству, то «выражение лица – это то, что воспитывается в семье», считает Масару Ибука. Какое оно: радостное, угрюмое, напряженное, нервное, спокойное – результат взаимоотношений между родителями и детьми. Доктор Шиничи Сузуки порекомендовал родителям и воспитателям, приходя домой, всматриваться в лица своих детей. Вы увидите и прочтете в них всю историю своих супружеских взаимоотношений. И с этой точки зрения самое лучшее развитие получает ребенок, в доме которого благоприятная психологическая атмосфера.

Все, что есть в ребенке, — и хорошее, и плохое – это от родителей, от взаимоотношений с ними.

Хотя значительная часть родителей с этим не согласится, потому что многие считают, что хорошее – это от них, а плохое пришло откуда-то с улицы, из детского сада, школы, от другого родителя, бабушки, дедушки и т.д.

Если в семье присутствует постоянная нервозность из-за того, что мать эксцентричная, очень впечатлительна и раздражительна, можно сказать, что эта нервозность заражает детей. А если у матери мрачный и неразговорчивый характер, то, скорее всего, ребенок тоже будет мрачным.

Любая раздражительность имеет свое происхождение, и задача родителей не подавлять ее, а устранять причину. Если родители будут ругать ребенка только за то, что он раздражается и гневается, игнорируя причину этих переживаний, то ясно, что ребенок будет нервничать еще больше. Необходимо понять, что происходит, а для этого обязательно нужно объясниться с ним, и уже затем что-то показывать и рассказывать.

Родители никогда не должны забывать о том, что у их детей есть свои права. Основное их законное право – быть детьми. Отсюда обязанность родителей: не лишать детей самого дорогого для них – детства. В этой простой формуле заключена вся трудность ее практической реализации. Взрослые дети – аттестация нашей родительской деятельности, воплотившей в себя нашу разумную любовь к ним и наш педагогический профессионализм, наше семейное счастье.

Семейное воспитание ребенка и его значение

Семейное воспитание (воспитание детей в семье) — общее название для процессов взаимодействия родителей с детьми с целью достижения желаемого уровня развития, обучения и воспитания детей. Общественное, семейное и школьное виды воспитания осуществляются в неразрывном единстве. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно значимо в начальный период жизни ребенка и намного превышает все другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья в этом опережает и школу, и средства массовой информации, влияние улицы, друзей, литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести зависимость: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей. Чем лучше семья, и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. За редким исключением постоянно подтверждается зависимость, какая семья, такой и выросший в ней человек.

• влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью;

• в семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье сформированы быть не могут;

• семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят члены общества, какая семья — такое общество.

• семья обеспечивает преемственность традиций;

• важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества;

• существенное влияние оказывает семья на выбор профессии.

Потенциал (в пер. с лат. potentia – сила) – источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели; возможности определенного лица, общества, государства в определенной области. Сделана попытка дать определение и качественный анализ понятия «воспитательный потенциал семьи». Различные авторы по-разному определяют данное понятие. Воспитательный потенциал семьи – это круг факторов и условий, способствующих всестороннему развитию детей; это семейная микросреда, образ жизни семьи, а также возможности семьи в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств. Потенциал семьи: это осознание методов и средств педагогического воздействия, нравственные идеалы и потребности, духовно-практическая деятельность родителей, направленная на всестороннее, гармоническое развитие личности ребенка. При оценке воспитательного потенциала семьи необходимо выделить показатели и критерии. В педагогической науке уже были предприняты попытки дать оценку воспитательным возможностям семьи, оценить ее воспитательный потенциал. Выбирались различные параметры, которые позволили бы примерно оценить уровень воспитательного потенциала. Воспитательный потенциал семьи имеет сложную структуру и представляет собой единство эмоционального, интеллектуального, действенно-практического компонентов.

Критерии Эмоционального компонента:

· Благоприятный морально-психологический климат в семье.

· Наличие взаимопонимания между родителями, единство взглядов родителей на цели и задачи воспитания.

· Наличие взаимопонимания между родителями и детьми.

· Достаточно благоприятный морально-психологический климат, но случаются конфликтные ситуации.

Критерии Интеллектуального компонента:

· Знания по педагогике и психологии.

· Знание возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

· Умение определять цели воспитания.

· Умение решать конфликтные ситуации.

· Осознание целей воспитания и стремление их достичь, используя различные методы и средства воспитания.

Критерии Действенно-практического компонента:

· Посещение родительских лекториев и собраний в школе.

· Консультации у специалистов: психологов, социальных педагогов и других, которые занимаются вопросами семьи и семейного воспитания.

· Педагогическое самообразование родителей.

· Пример трудовой и общественной деятельности родителей.

В зависимости от наличия того или иного критерия можно выделить четыре уровня воспитательного потенциала семьи:

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10280 — | 7951 — или читать все.

Значение семейного воспитания в развитии ребенка

Оксана Шпортко
Значение семейного воспитания в развитии ребенка

Значение семейного воспитания в развитии ребенка.

Семейная педагогика – это наука, изучающая специфику условий семейного воспитания, которая позволяет разработать научно обоснованные рекомендации для родителей по формированию личности ребенка. Семейная педагогика не предписывает, как жить и каким быть, а исследует, при каких обстоятельствах скалывается благоприятная обстановка для развития ребенка, а при каких непременно возникнут трудности. Воспитание в семье осуществляется постоянно на примере авторитета взрослых и семейных традиций, через жизнедеятельность семьи путем индивидуального воздействия на ребенка. Но в семейном воспитании нет четких организационных форм, как, например, занятие или уроки. О необходимости придания семейному воспитанию целенаправленности, научной обоснованности, о важности сочетания знания и опыта говорили классики отечественной педагогики. К. Д. Ушинский считал, что пустая, ни на чем не основанная теория оказывается такой же ни куда не годной вещью, как факт или опыт, из которого нельзя вывести никакой мысли, которой не предшествует опыт и за которой не следует идея. Теория не может отказаться от действительности, факт не может отказаться от мысли.

Семейное воспитание является одной из форм воспитания гражданина в обществе, сочетающая целенаправленные действия взрослых (родителей) с влиянием жизнедеятельности семьи, сопровождаемая стихийными воздействиями, неосознанными, неконтролируемыми, например, манера поведения, привычки взрослых, их распорядок жизни и многое другое. Такие воздействия повторяются и влияют на ребенка изо дня в день.

В семье происходит самый важный и неповторимый по своей воспитательной значимости процесс социализации ребенка, разностороннее познание им окружающей социальной действительности, овладение навыками индивидуальной и коллективной работы, приобщение его к человеческой культуре. Ведущими факторами в формировании личности ребенка являются: нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль, то есть социальные установки, система ценностей семьи, взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружающими людьми, нравственные идеалы, потребности семьи, семейные традиции. Внутрисемейные отношения для ребенка – первый образец общественных отношений. Как важную особенность семейного воспитания следует отметить то, что в условиях семьи ребенок рано включается в систему этих отношений. В семьях с прочными контактами между взрослым и ребенком, уважительным отношением к детям у последних активнее формируются такие качества, как коллективизм, доброжелательность, самостоятельность.

Особую роль играет семья в воспитании дошкольника. Это первая среда, формирующая его личность. Дошкольное детство – период высокой чувствительности ребенка к воспитательным воздействиям и влиянию среды. В этом возрасте создается основа, на которой строится все последующее воспитание и обучение. Семья для дошкольника – это тот социальный мир, в котором он приобщается к социальной жизни, узнает нормы человеческого общежития, усваивает нравственные ценности.

В семье ребенок получает представление о семейных ролях, он усваивает навыки социального поведения, подражая поведению родителей.

Психологи считают, что одна из наиболее примечательных особенностей психического склада ребенка – постоянное стремление иметь перед собой авторитет, к которому в любую минуту можно обратиться за помощью, советом, поддержкой. Ребенок, если он может делиться своими радостями и огорчениями с родителями, обретает большую уравновешенность, уверенность, психологическую стабильность.

Но не всегда семья оказывает положительное влияние на детей. Отрицательно сказывается конфликтная атмосфера семьи, постоянные ссоры между членами семьи. Педагоги говорят о такой парадоксальной ситуации, когда «трудные» дети растут в семьях с хорошим материальным достатком, относительно высокой культурой родителей, и наоборот, в плохо обеспеченных семьях, у родителей с низким уровнем образования воспитываются хорошие дети. Очевидно, что ни материальные условия, ни педагогические знания родителей не способны компенсировать воспитательную неполноценность стрессовой напряженной атмосферы семьи.

Основа семейного воспитания –это эмоциональный характер отношений, который выражается в глубокой и кровной любви родителей к детям и детей к родителям. Особо ярко проявляется привязанность матери к своему малышу, которая вначале обусловлена биологически, но постепенно все более и более окрашивается социально значимыми чувствами. Любовь малыша к матери не дана ему от рождения, однако постоянное близкое общение с нею вызывает ответную любовь, которая сохраняется на всю жизнь. Ребенок ощущает, что забота, ласка, семейное тепло, радость и удовольствия исходят от родных. Безразличие родителей, не удовлетворяющих стремление ребенка к общению, к совместной эмоционально окрашенной и значимой деятельности, приводит к задержке социализации личности, то есть замедлению усвоения норм, правил, привычек социального поведения и даже к формированию асоциального поведения.

Особенности семейного воспитания – постоянство и длительность воспитательных воздействий на ребенка со стороны родителей и других взрослых членов семьи.

Воспитательный процесс в семье – это явление, не имеющее начала и конца, осуществляемое постоянно, словом и делом, поступком и интонацией. Ведущими педагогами и психологами доказано, что чем выше образование и культурный уровень родителей, тем более совершенными методами они пользуются в воспитании детей. Это может быть личный пример, организация совместной деятельности, более гибкая система поощрений, наказаний. У образованной матери, которая проводит с ребенком хотя и меньше времени, но более интенсивно организует содержательный досуг в семье, с детьми устанавливаются дружеские отношения. Сам факт увеличения количества времени для общения родителей и детей не дает положительных результатов, не обогатит общения в случае духовной неподготовленности взрослых устоявшихся привычек, стереотипов отношений между родителями и детьми.

В семье имеются объективные возможности для естественного включения ребенка в ее бытовую, хозяйственную деятельность, в совместный отдых, в общественно-полезную деятельность (во дворе дома, в детском саду, опосредованное приобщение ребенка к труду родителей: если ребенок, как и другие члены семьи, выполняет трудовые обязанности, живет интересами и заботами семьи, то он становится действительно полноправным членом семейного коллектива, привыкает уважать труд матери, отца, что способствует воспитанию у него заботливости, ответственности, трудолюбия. Трудовое воспитание детей в семье оказывает положительное влияние на семейные взаимоотношения родителей и детей. Приобщая ребенка к домашнему труду, к совместной деятельности с взрослым, родители способствуют развитию коллективистской направленности его поведения и среди сверстников.

Семья представляет собой разновозрастную социальную группу, где, как правило, совместно проживают 2-4 поколения, имеющих разную жизненную позицию. Члены семьи оказывают друг на друга влияние, представляя собой малую социальную группу. Семья – не однородная, а дифференцированная социальная группа, в ней представлены различные возрастные, половые, профессиональные «подсистемы». Это позволяет ребенку наиболее широко проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности, быстрее их реализовывать. Семейное воспитание необходимо и для самой семьи, так как при этом обогащаются внутрисемейные связи, расширяется круг интересов семьи, родители как бы имеют возможность возвращаться к пройденным этапам своей жизни.

Воспитательная функция семьи зависит и от ее структуры, т. е. строения семьи, выступающей как единство устойчивых взаимосвязей между ее членами. Семья с ее порядком является для ребенка основой построения соответствующих понятий, это государство в миниатюре. Выделяются разные семьи по структуре, например неполная семья, состоящая из ребенка и одного взрослого, чаще всего матери; двух- и трехпоколенные семьи, когда совместно проживают несколько поколений

В семьях наиболее часто наблюдаются два полярных характера воспитания – авторитарное и свободное. Авторитарное воспитание – это тактика диктата, неприятия даже вполне обоснованных требований детей, их потребностей, интересов, не признание права ребенка на самостоятельность. Такие родители злоупотребляют ограничениями, требуют беспрекословного себе подчинения. В качестве примера можно привести типичную реакцию родителей на справедливые настояния ребенка: «Замолчи! Делай, как тебе говорят! Отстань!» и т. п. В таких условиях дети, особенно мальчики, растут либо агрессивными, либо безвольными. Частые запреты отрицательно влияют на психику детей.

Родители, которые придерживаются принципа свободного воспитания, считают, что ребенок должен развиваются без ограничений, обязанностей. В условиях вседозволенности может сформироваться личность, не умеющая сдерживать свои желания, принимать во внимание права и интересы других людей. Многие родители думают, что неприятности с детьми происходят «вдруг», но это «вдруг» подготовлено и обусловлено целым рядом обстоятельств, которых они не замечали.

Родители, уважающие личность ребенка, считаются с его мнением, потребностями, интересами, стремятся понять смысл его поступков, посмотреть на ситуацию его глазами. В. А. Сухомлинский писал о своей твердой убежденности в том, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте – умение проникать в духовный мир ребенка. Беду многих учителей он видел в том,что они забывают: ученик – прежде всего живой человек, вступивший в мир человеческих взаимоотношений. Эти мысли известного педагога относятся и к родителям.

Исследователями семьи выделяется целый ряд причин, влияющих на результативность семейного воспитания.К ним относятся:

– отсутствие у родителей программы воспитания, стихийный характер воспитания и обучения ребенка, отрывочность педагогических знаний, непонимание возрастных особенностей, потребностей ребенка, представление о дошкольнике как об уменьшенной копии взрослых; непонимание роли оценки в воспитании и обучении ребенка, стремление оценивать не поведение и деятельность ребенка, а его личность;

– однообразие и малосодержательность деятельности ребенка в семье, недостаток общения взрослых с детьми;

– неумение дать ребенку объективную характеристику, проанализировать свои методы воспитания.

Нередко в воспитании детей допускаются ошибки, которые связаны с неправильным представлением родителей о воспитании, а также влиянием на детей всего уклада жизни семьи, личного примера взрослых. Выявлены наиболее типичные ошибки родителей, например ребенка обманывают, чтобы добиться от него послушания, к нему применяют физические наказания, не соблюдают последовательность в предъявляемых требованиях, жесткость к ребенку сочетают с попустительством.

О необходимости оказания семье педагогической помощи говорится в ряде работ (Е. П. Арнаутова, Л. В. Загик, О. Л. Зверева, Т. А. Маркова и др., в которых подчеркивается важность учета особенностей условий семейного воспитания, направленности этой помощи на формирование у родителей педагогических знаний и умения последние эффективно использовать. В ходе развития общества процесс воспитания детей становится все более длительным и сложным. Это обусловлено действием многих факторов, главными из которых являются усложнение самой общественной жизни и удлинение периода детства. Семья в своей воспитательной деятельности стала все более нуждаться в помощи – как со стороны общества, так и со стороны педагогов.

Сюжетно-ролевая игра: роль и значение в развитии ребенка «Сюжетно — ролевая игра, роль и значение в развитии ребенка» В жизни ребенка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра.

Консультация для родителей на тему: «Значение воспитания для формирования личности ребенка». Образование и воспитание является основным источником, от которого зависит будущее человека и всего поколения. У человека начинается жизнь.

Cтили семейного воспитания Cтили семейного воспитания Личность ребёнка, формируется под воздействием того стиля семейного воспитания, который применяют к нему родители.

Роль семейного воспитания в невротизации ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности Выделяют три типа СДВГ: 1. Смешанный тип: гиперактивность в сочетании с нарушениями внима-ния. Это самая распространенная форма СДВГ. 2.

Сущность и содержание семейного воспитания Семья представляет собой социально-педагогическую группу людей, которая предназначена для оптимального удовлетворения потребностей в продолжении.

Значение детской художественной гимнастики в физическом развитии ребенка. Пожалуй, одним из самых зрелищных видов спорта по праву считается художественная гимнастика. Несмотря на то, что это — исключительно женский.

Значение игр с песком и водой в развитии ребенка В своей работе с малышами я часто использую игры с водой, песком и разными сыпучими материалами. Такого рода игры — это не только развлечение.

Значение конструирования и строительного материала в умственном развитии ребенка. Умственное развитие ребенка осуществляется в игровой деятельности. Конструирование – это деятельность, отвечающая интересам и потребностям.

Значение музыкального воспитания Значение музыкального воспитания С давних пор музыка признавалась если и не самым важным, то одним из важнейших средств формирования личности,.

Значение саморегуляции и самоконтроля в развитии ребенка-дошкольника Процесс воспитания большинство родителей воспринимает как борьбу за соответствие ребенка социальным нормам. В этой борьбе родитель постоянно.

Роль семьи в воспитании ребенка

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Статья просмотрена: 17032 раза

Библиографическое описание:

Асадуллина М. Н., Колодяжная Т. П. Роль семьи в воспитании ребенка [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 93-95. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1879/ (дата обращения: 23.03.2020).

Семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой духовно-нравственного формирования личности ребенка и глав­нейшим институтом воспитания, отвечающим не толь­ко за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа его жизни. Развитие общественных отношений, влияние урбанизации и научно-технического прогресса привели к определенному сужению роли семейной педагогики в воспитании детей. Однако сужение воспитательной фун­кции ни в коей мере не привело к утрате семьей главенства в формировании личности.

Семью можно определить как обладающую исторически определенной организацией малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения (А.Г. Харчев).

Семья в силу глубокой специфичности ее воздействия на ребенка является обязательным фактором нормального воспитания. Дети, воспитывающиеся без участия семьи, в гораздо большей мере подвержены опасности одностороннего или запоздалого развития, чем те дети, которые являются членами семейных коллективов.

Необходимость семейного воспитания объясняется следующим[1]:

1. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие) детей к родителям.

2. Ребенок, особенно в раннем возрасте, больше предрасположен к воздействию семьи, чем к любому другому воздействию.

3. Представляя собой малую группу, своего рода социальный микрокосм, семья наиболее соответствует требованию постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта.

4. Вместе с тем, семья — не однородная, а диффе­ренцированная социальная группа, в которой представ­лены различные возрастные, половые, а подчас и про­фессиональные «подсистемы». Это позволяет ребенку активнее проявлять свои эмоциональные и интеллек­туальные возможности, быстрее реализовать их.

Семья является важнейшим фактором социализа­ции не только для детей, но и для взрослых, от нее во многом зависит то, как идет физическое, эмоци­ональное и социальное развитие человека на протяже­нии всей жизни.

Семейное воспитание отвечает не только обще­ственной заинтересованности в социализации личнос­ти ребенка, но и индивидуальной заинтересованности родителей в духовном воспроизведении себя в детях, а детей — в покровительстве, защите, нравственной по­мощи со стороны родителей.

В семейной жизни складываются социально-био­логические, хозяйственно-бытовые, нравственно-пра­вовые, психологические и эстетические отношения. Каждая из этих сфер внутрисемейной жизни играет важную социализирующую роль. В семье ребенок получает первые трудовые навыки, когда участвует в самообслуживании, оказывает помощь старшим в домашнем хозяйстве, делает школьные уроки, играет, помогает организовать досуг и развлечения; учится потреблению различных материальных и духовных благ. Семья во многом влияет на выбор будущей профессии. В семье развивается умение ценить и уважать труд других людей: родителей, родственников; происходит воспитание будущего семьянина. [5]

Воспитание детей в семье — дело сложное, дели­катное, требующее от родителей заинтересованности в положительных результатах, терпения, такта, знании в области детской психологии и педагогики. Специфика воспитания в семье определяется и ее типом, и условиями проживания, и степенью подготовленности родителей к реализации воспитательной функции в семье.

Все родители стремятся к завоеванию авторитета у детей, но не всем это удается. Авторитет, «сделанный» специально во имя детей, существовать не может. Его нельзя создать искусственно, нельзя навязать угрозами, роди­тельской властью. Он должен заключаться в самих ро­дителях. Определенную роль в формировании авторитета родителей играет их ответственное отношение к сло­ву — приказанию, требованию. Требования должны быть твердыми и серьезными по тону и содержанию. [3]

Воспитание детей в семье зависит от возраста роди­телей, их жизненного опыта. Стали супруги родителями в17 лет, 25 или 35 лет — это существенно скажется на их отношении к ребенку (возможно, нежелательному или, наоборот, долгожданному). Чем выше уровень образования родителей, тем больше времени они уделяют воспитанию детей. И если женщины с высоким уровнем образования имеют мень­шее количество детей, то объяснить это можно тем, что они, как правило, стремятся дать детям образование не ниже своего собственного. Увеличивается и требова­тельность к воспитанию каждого ребенка.

В каждой семье объективно складывается определенная система воспитания. Под системой воспитания понимаются цели воспитания, формулировка задач, более или менее целенаправленная преемственность методов и приемов воспитания, учет того, что можно и что нельзя допустить в отношении ребенка. Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем, если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь – источник и гарантия благополучия человека, поддержание душевного и телесного здоровья. [7]

Как всякий организационный процесс, семейное воспитание предусматривает определенную целеустремленность, наличие конкретных задач. Поскольку в нашем обществе интересы государства и родителей в отношении воспитания подрастающего поколения чаще всего совпадают, цели и задачи общественного и семейного воспитания в основном также являются идентичными, следовательно, главную цель воспитания детей в семье составляет всестороннее развитие личности, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Достижением этой цели является осуществление таких задач, как физическое , умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание.

В семейном воспитании важное место занимает забота о здоровье ребенка, его физическая подготовка, закаливание, развитие силы, ловкости, быстроты, выносливости. Здоровый, физически развитый человек, способен более успешно заниматься умственным и физическим трудом, у него обычно хорошее и бодрое настроение, он, как правило, доброжелателен к окружающим, готов прийти на помощь, острее воспринимает красоту, и сам стремится все делать красиво. Главное – пример родителей.

Воспитание детей в семье необходимым компонентом включает умственное развитие . Первые обращения матери к младенцу уже заключают начала умственного воспитания. Дальнейшее обучение речи, рассказывание сказок, чтение книжек, стимулирование, поощрение детской любознательности, ответы на вопросы ребенка, соответствующие разъяснения и т. д. – все это отвечает интересам развития мышления, памяти, внимания, воображения, служит важной задаче подготовки обучения в школе.

Родители должны много внимания уделять нравственному воспитанию детей, поскольку в повседневной жизни постоянно и неизбежно возникают разнообразные проблемы, связанные с поведением, взаимоотношениями между людьми. Именно в семье дети главным образом постигают азбуку нравственности, усваивают, что такое хорошо и что такое плохо, учатся проявлять доброжелательность к людям, оказывать посильную помощь. По мере взросления ребенка моральные требования к нему значительно возрастают и углубляются. Нравственное воспитание в семье предполагает формирование любви к родному краю, своему Отечеству, гуманности, чувства товарищества, честности, справедливости, ответственности. И здесь играют большую роль не только и не столько специальные беседы и разъяснения, сколько организация всей жизни ребенка в соответствии с принципами общечеловеческой морали, повседневная практика надлежащего поведения.

Чрезвычайно ответственное место в системе семейного воспитания принадлежит трудовому воспитанию детей. С раннего возраста ребятишки, как правило, в меру своих возможностей, стремятся участвовать в домашних делах, помогать взрослым, в своих играх имитировать различные виды труда. Важная задача родителей – не отбивать у детей охоту к трудовым занятиям, поощрять их в этом отношении, оказывать всяческое содействие. Доступные формы самообслуживания, участие в домашних хлопотах, вооружение ребенка разнообразными трудовыми умениями и навыками, разъяснение роли труда в жизни человека и общества, ознакомление с профессиями, поощрение участия в общественно полезном труде – все это весьма существенно для подготовки добросовестного труженика, способного в будущем обеспечить себя и свою семью всем необходимым и принести пользу обществу.

Среди конкретных направлений всестороннего развития личности ребенка в условиях семьи немаловажную роль играет эстетическое воспитание . Тесно связанное с другими сторонами воспитания, оно способствует к приобщению детей к прекрасному, учит воспринимать и ценить красоту в жизни, природе, искусстве, приучает их творить по законам красоты. В этих целях родители должны использовать занятия рисованием, лепкой, совместное прослушивание музыки, песен, обучение ребенка игре на музыкальных инструментах, посещение театров, музеев, экскурсий по родным местам, выставок и многое другое. Задача семьи – воспитать не только потребителей, созерцателей прекрасного, но и активных участников его созидания во всех возможных областях и сферах. [1]

У родителей как воспитателей ничего не получится, если они не будут знать особенностей своего ребенка. Ведь каждый человек, сколько бы ему ни было лет, — это конкретная своеобразная личность. Поэтому отцу и матери нельзя довольствоваться обыденным представлением о своем ребенке. В целях воспитания требуется постоянное и глубокое изучение ребенка, выделение его интересов, запросов, увлечений, склонностей и способностей, достоинств и недостатков, положительных и отрицательных черт. Только тогда отец и мать получат возможность целенаправленно и обоснованно, последовательно и планомерно влиять на формирование личности растущего человека, акцентируя внимание на ее позитивных сторонах и развивать их, а с другой стороны, настойчиво преодолевая негативные черты. В изучении ребенка помогут непринужденные беседы по интересующему вопросу, наблюдение за его поведением, как дома, так и на улице, в общественных местах, в школе, во время труда, отдыха, что читает ребенок, как проводит свободное время, с кем дружит, в какие игры играет. Доверие – вот главная линия поведения отца и матери. Очень важно, чтобы и ребенок им доверял.

Воспитание ребенка и организация его жизни начинаются, прежде всего, с воспитания самих себя, с организации жизни семьи, создания высоконравственных внутрисемейных отношений, обеспечивающих здоровый микроклимат. Семья – школа чувств ребенка. Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребенок приобретает нравственно – эмоциональный опыт . В спокойной обстановке и малыш спокоен, ему свойственно чувство защищенности, эмоциональной уравновешенности. Ребенок по своей природе активен и любознателен, он легко впитывает все, что видит и слышит вокруг, ему передается настроение взрослых. Важно, какие эмоциональные впечатления он получает: положительные или отрицательные; какие проявления взрослых он наблюдает: сердечность, заботливость, нежность, приветливые лица, спокойный тон, юмор или суету, взвинченность. Ворчливость, зависть, мелочность, хмурые лица. Все это своеобразная азбука чувств – первый кирпичик в будущем здании личности. [1]

Сфера свободного времени семьи создает возмож­ности прежде всего для воспитания детей, духовного развития членов семьи, их психической и физической подготовки к дальнейшей трудовой деятельности и т. д. Внутрисемейное общение в рамках межпоколенного общения (родители — дети) приобретает черты воспи­тательной функции и предполагает совместное осуще­ствление супругами досуговых занятий. Особенно большим воспитательным потенциалом в сфере семейного досуга обладают семейные тради­ции. Ими могут быть: семейные праздники, совмест­ные прогулки, выезды за город и др. Традиции как ос­нова, как порядок, принятый всеми членами семьи, способствуют сплочению семейного коллектива.

Эффективность воспитания детей в семье зависит от единства требований к ребенку со стороны родите­лей и педагогов (воспитателей детского сада, учителей школы).

Взаимодействие семьи и ДОУ — важнейшее ус­ловие успеха в воспитании детей, но оно возможно в том случае, когда воспитатели и родители становятся еди­номышленниками, способными вовремя заметить и устранить причины тревожного поведения ребенка; найти эффективные средства включения его в лично­стно и общественно значимую деятельность, обеспечи­вающую развитие внутренних сил и нравственное ста­новление растущего человека. [3]

Знание общих тенденций развития семьи и факто­ров, влияющих на социализацию личности в семье, воспитателю необходимы знания в области социальной педагоги для выработки стра­тегии и тактики педагогически грамотного воздействия на конкретную семью, оказания ей квалифицирован­ной психолого-педагогической и социальной помощи.

Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика Любви и свобо­ды. М., 1993.

Аркин Е.А. Родителям о воспитании. М., 1957.

Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. М., 1994.

Земска М. Семья и личность, М., изд. Прогресс, 1986

Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка, М., изд. АПН РСФСР, 1959

Семья и формирование личности / ред. Бодалев А. А., М., Просвещение, 1989

Титаренко В.Я. Семья и формирование личности, М., изд. Мысль, 1987

Эльконин Э.Г. Детство и общество, СПб, изд. Ленато, 1996

Читать еще:  Воспитание детей творчеством
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector