221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Семья воспитывает детей

Семейное воспитание детей

Семья – главный институт воспитания человека. Семейное воспитание детей – это система воспитательных и образовательных процессов, регулирующаяся определенными традициями и нормами, принятыми в условиях отдельно взятой семьи, и реализуемая силами всех членов семьи. Главной целью семейного воспитания является формирование нравственной, интеллектуально развитой личности, подготовленной к жизни в современном обществе. Семья является для ребенка естественной средой существования, отличающейся от прочих коллективов, с которыми ему предстоит взаимодействовать в дальнейшей жизни. Какова роль семьи и семейных традиций в воспитании детей? Чем отличается семейное воспитание от воспитательных процессов, реализуемых прочими образовательными и воспитательными институтами?

Семейное воспитание детей: общие принципы и положения

Семейное воспитание детей – это совокупность методов и мер, предпринимаемых членами семьи последовательно и регулярно с целью формирования у ребенка социальных и личностных норм поведения, моральных и нравственных ценностей и устоев, общегражданских и общечеловеческих идеалов.

Семейное воспитание детей – один из основных механизмов, обеспечивающих подготовку личности к интеграции в современное общество. Именно в семейной среде ребенок получает первые представления о взаимодействии личности и общества, об интересах и приоритетах, о выгодах обеих сторон.

Характер семейного воспитания обусловлен следующими факторами:

  • Физическое и психическое здоровье членов семьи;
  • Наследственность;
  • Материально-экономический статус семьи;
  • Социальный статус семьи;
  • Уклад жизни;
  • Количество членов семьи;
  • Условия проживания;
  • Отношения между членами семьи;
  • Культурный, моральный, нравственный потенциал семьи.

Основными задачами семейного воспитания детей являются:

  • Создание максимально благоприятных условий для умственного, физического и психического развития ребенка;
  • Передача жизненного опыта и знаний, систем ценностей;
  • Обучение детей базовым навыкам и умениям, привитие интереса к знаниям и познанию;
  • Воспитание чувства собственного достоинства, ценности собственного «я».

Основными методами реализации семейного воспитания детей являются:

  • Убеждение (беседы, советы, внушение);
  • Личный пример;
  • Поощрение и развитие в ребенке чувства удовлетворенности своими успехами;
  • Наказание (ограничение удовольствий ребенка, однако без применения физических мер).

Основные принципы семейного воспитания детей сводятся к следующим положениям:

  • Признание ребенка равноправным членом семьи, уважительное отношение к его личности, интересам, потребностям;
  • Восприятие своего ребенка таким, каким он есть, не предъявляя завышенных требований к его деятельности и достижениям;
  • Создание благоприятной, эмоционально-комфортной, доверительной атмосферы для установления контакта с ребенком;
  • Оказание необходимой помощи ребенку, избегая при этом гиперопеки;
  • Последовательность в своих действиях и требованиях, как в воспитательном процессе, так и в повседневной жизни;
  • Построение воспитательных стратегий с учетом возрастных, гендерных и личностных особенностей ребенка.

Ребенок воспринимает семью, ее традиции и принятые в семейном кругу нормы, как должное. Семья для малыша является первым воспитательным институтом, являющимся наиболее авторитетным в отличие от каждого последующего. А также тем естественным фильтром, который имеет непосредственное воздействие на формирование личности. Так, родители в первые годы жизни ребенка определяют основной круг его интересов, круг его общения, места его пребывания и точки соприкосновения с социумом. Именно в атмосфере семьи ребенок познает первый опыт межгендерных отношений (матери и отца), опыт отношений поколений (отцы и дети). Дети подсознательно копируют поведение взрослых, принимая их модели поведения как истинные и единственно правильные. В дальнейшей жизни ребенку будет крайне сложно понять, почему у него не складываются отношения в коллективе, с друзьями, личные отношения с противоположным полом.

Семейное воспитание детей дошкольного возраста

Дети дошкольного возраста являются наиболее восприимчивыми к ситуациям, событиям, происходящим в кругу их семьи. Это объясняется основной особенностью семейного воспитания детей, которое выстраивается на чувствах и эмоциях, а не на постижении нового опыта, получении новых знаний (что реализуется в детских садах, школах, прочих образовательных учреждениях). Основа успешного семейного воспитания детей дошкольного возраста – любовь родителей к ребенку, которая должна проявляться в словах, отношении, поступках, ощущениях ребенка, семейной атмосфере. Ребенок, недополучающий родительского внимания и любви, всеми силами пытается привлечь недостающее внимание различными поступками, непослушанием, капризами, замкнутостью. Основной ошибкой родителей в данном случае является наказание ребенка без выявления сущности проблемы такого поведения. Многие родители предпочитают решать проблемы с детьми с привлечением педагогов и психологов, хотя ребенку в этот момент просто необходима родительская ласка и поддержка. К основным ошибкам семейного воспитания детей дошкольного возраста относятся:

  • Признание материальных благ приоритетными над духовными и моральными ценностями;
  • Низкий культурный, нравственный и духовный потенциал родителей, их аморальное, безнравственное поведение;
  • Авторитаризм и безнаказанность, а также чрезмерное физическое наказание детей;
  • Тяжелая психологическая атмосфера в семье.

Роль семейных традиций в воспитании детей

Семейные традиции – это совокупность принятых и соблюдаемых норм, правил, обычаев и взглядов, определяющих поведение каждого члена семьи в отдельности, а также семьи в общем, передаваемые из поколения в поколение. Семейные традиции в воспитании детей играют первостепенную роль. Это именно тот фактор, который отличает семью от других коллективов, с которыми ребенку предстоит взаимодействовать. Семейные традиции укрепляют родственные связи, развивают чувства долга и ответственности, гордости за семью и переживания за ее целостность и единство. С падением ценности института семьи в современном обществе семейные традиции являются инструментом укрепления семьи.

Соблюдение семейных традиций упорядочивает жизнь человека. Традиции объединяют поколения, позволяя детям в процессе воспитания лучше усваивать механизмы взаимоотношений поколений. Соблюдение традиций прививает ребенку чувства любви, привязанности, уважения. Совместный досуг на выходных, совместные воскресные обеды, празднование важных событий способствуют не только укреплению семейных связей и ценностей, но и формируют положительную атмосферу семьи.

Роль семьи в воспитании ребенка

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Статья просмотрена: 17032 раза

Библиографическое описание:

Асадуллина М. Н., Колодяжная Т. П. Роль семьи в воспитании ребенка [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 93-95. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1879/ (дата обращения: 23.03.2020).

Семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой духовно-нравственного формирования личности ребенка и глав­нейшим институтом воспитания, отвечающим не толь­ко за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа его жизни. Развитие общественных отношений, влияние урбанизации и научно-технического прогресса привели к определенному сужению роли семейной педагогики в воспитании детей. Однако сужение воспитательной фун­кции ни в коей мере не привело к утрате семьей главенства в формировании личности.

Семью можно определить как обладающую исторически определенной организацией малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения (А.Г. Харчев).

Семья в силу глубокой специфичности ее воздействия на ребенка является обязательным фактором нормального воспитания. Дети, воспитывающиеся без участия семьи, в гораздо большей мере подвержены опасности одностороннего или запоздалого развития, чем те дети, которые являются членами семейных коллективов.

Необходимость семейного воспитания объясняется следующим[1]:

1. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие) детей к родителям.

2. Ребенок, особенно в раннем возрасте, больше предрасположен к воздействию семьи, чем к любому другому воздействию.

3. Представляя собой малую группу, своего рода социальный микрокосм, семья наиболее соответствует требованию постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта.

4. Вместе с тем, семья — не однородная, а диффе­ренцированная социальная группа, в которой представ­лены различные возрастные, половые, а подчас и про­фессиональные «подсистемы». Это позволяет ребенку активнее проявлять свои эмоциональные и интеллек­туальные возможности, быстрее реализовать их.

Семья является важнейшим фактором социализа­ции не только для детей, но и для взрослых, от нее во многом зависит то, как идет физическое, эмоци­ональное и социальное развитие человека на протяже­нии всей жизни.

Семейное воспитание отвечает не только обще­ственной заинтересованности в социализации личнос­ти ребенка, но и индивидуальной заинтересованности родителей в духовном воспроизведении себя в детях, а детей — в покровительстве, защите, нравственной по­мощи со стороны родителей.

Читать еще:  Воспитание мальчика 7 лет советы

В семейной жизни складываются социально-био­логические, хозяйственно-бытовые, нравственно-пра­вовые, психологические и эстетические отношения. Каждая из этих сфер внутрисемейной жизни играет важную социализирующую роль. В семье ребенок получает первые трудовые навыки, когда участвует в самообслуживании, оказывает помощь старшим в домашнем хозяйстве, делает школьные уроки, играет, помогает организовать досуг и развлечения; учится потреблению различных материальных и духовных благ. Семья во многом влияет на выбор будущей профессии. В семье развивается умение ценить и уважать труд других людей: родителей, родственников; происходит воспитание будущего семьянина. [5]

Воспитание детей в семье — дело сложное, дели­катное, требующее от родителей заинтересованности в положительных результатах, терпения, такта, знании в области детской психологии и педагогики. Специфика воспитания в семье определяется и ее типом, и условиями проживания, и степенью подготовленности родителей к реализации воспитательной функции в семье.

Все родители стремятся к завоеванию авторитета у детей, но не всем это удается. Авторитет, «сделанный» специально во имя детей, существовать не может. Его нельзя создать искусственно, нельзя навязать угрозами, роди­тельской властью. Он должен заключаться в самих ро­дителях. Определенную роль в формировании авторитета родителей играет их ответственное отношение к сло­ву — приказанию, требованию. Требования должны быть твердыми и серьезными по тону и содержанию. [3]

Воспитание детей в семье зависит от возраста роди­телей, их жизненного опыта. Стали супруги родителями в17 лет, 25 или 35 лет — это существенно скажется на их отношении к ребенку (возможно, нежелательному или, наоборот, долгожданному). Чем выше уровень образования родителей, тем больше времени они уделяют воспитанию детей. И если женщины с высоким уровнем образования имеют мень­шее количество детей, то объяснить это можно тем, что они, как правило, стремятся дать детям образование не ниже своего собственного. Увеличивается и требова­тельность к воспитанию каждого ребенка.

В каждой семье объективно складывается определенная система воспитания. Под системой воспитания понимаются цели воспитания, формулировка задач, более или менее целенаправленная преемственность методов и приемов воспитания, учет того, что можно и что нельзя допустить в отношении ребенка. Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем, если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь – источник и гарантия благополучия человека, поддержание душевного и телесного здоровья. [7]

Как всякий организационный процесс, семейное воспитание предусматривает определенную целеустремленность, наличие конкретных задач. Поскольку в нашем обществе интересы государства и родителей в отношении воспитания подрастающего поколения чаще всего совпадают, цели и задачи общественного и семейного воспитания в основном также являются идентичными, следовательно, главную цель воспитания детей в семье составляет всестороннее развитие личности, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Достижением этой цели является осуществление таких задач, как физическое , умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание.

В семейном воспитании важное место занимает забота о здоровье ребенка, его физическая подготовка, закаливание, развитие силы, ловкости, быстроты, выносливости. Здоровый, физически развитый человек, способен более успешно заниматься умственным и физическим трудом, у него обычно хорошее и бодрое настроение, он, как правило, доброжелателен к окружающим, готов прийти на помощь, острее воспринимает красоту, и сам стремится все делать красиво. Главное – пример родителей.

Воспитание детей в семье необходимым компонентом включает умственное развитие . Первые обращения матери к младенцу уже заключают начала умственного воспитания. Дальнейшее обучение речи, рассказывание сказок, чтение книжек, стимулирование, поощрение детской любознательности, ответы на вопросы ребенка, соответствующие разъяснения и т. д. – все это отвечает интересам развития мышления, памяти, внимания, воображения, служит важной задаче подготовки обучения в школе.

Родители должны много внимания уделять нравственному воспитанию детей, поскольку в повседневной жизни постоянно и неизбежно возникают разнообразные проблемы, связанные с поведением, взаимоотношениями между людьми. Именно в семье дети главным образом постигают азбуку нравственности, усваивают, что такое хорошо и что такое плохо, учатся проявлять доброжелательность к людям, оказывать посильную помощь. По мере взросления ребенка моральные требования к нему значительно возрастают и углубляются. Нравственное воспитание в семье предполагает формирование любви к родному краю, своему Отечеству, гуманности, чувства товарищества, честности, справедливости, ответственности. И здесь играют большую роль не только и не столько специальные беседы и разъяснения, сколько организация всей жизни ребенка в соответствии с принципами общечеловеческой морали, повседневная практика надлежащего поведения.

Чрезвычайно ответственное место в системе семейного воспитания принадлежит трудовому воспитанию детей. С раннего возраста ребятишки, как правило, в меру своих возможностей, стремятся участвовать в домашних делах, помогать взрослым, в своих играх имитировать различные виды труда. Важная задача родителей – не отбивать у детей охоту к трудовым занятиям, поощрять их в этом отношении, оказывать всяческое содействие. Доступные формы самообслуживания, участие в домашних хлопотах, вооружение ребенка разнообразными трудовыми умениями и навыками, разъяснение роли труда в жизни человека и общества, ознакомление с профессиями, поощрение участия в общественно полезном труде – все это весьма существенно для подготовки добросовестного труженика, способного в будущем обеспечить себя и свою семью всем необходимым и принести пользу обществу.

Среди конкретных направлений всестороннего развития личности ребенка в условиях семьи немаловажную роль играет эстетическое воспитание . Тесно связанное с другими сторонами воспитания, оно способствует к приобщению детей к прекрасному, учит воспринимать и ценить красоту в жизни, природе, искусстве, приучает их творить по законам красоты. В этих целях родители должны использовать занятия рисованием, лепкой, совместное прослушивание музыки, песен, обучение ребенка игре на музыкальных инструментах, посещение театров, музеев, экскурсий по родным местам, выставок и многое другое. Задача семьи – воспитать не только потребителей, созерцателей прекрасного, но и активных участников его созидания во всех возможных областях и сферах. [1]

У родителей как воспитателей ничего не получится, если они не будут знать особенностей своего ребенка. Ведь каждый человек, сколько бы ему ни было лет, — это конкретная своеобразная личность. Поэтому отцу и матери нельзя довольствоваться обыденным представлением о своем ребенке. В целях воспитания требуется постоянное и глубокое изучение ребенка, выделение его интересов, запросов, увлечений, склонностей и способностей, достоинств и недостатков, положительных и отрицательных черт. Только тогда отец и мать получат возможность целенаправленно и обоснованно, последовательно и планомерно влиять на формирование личности растущего человека, акцентируя внимание на ее позитивных сторонах и развивать их, а с другой стороны, настойчиво преодолевая негативные черты. В изучении ребенка помогут непринужденные беседы по интересующему вопросу, наблюдение за его поведением, как дома, так и на улице, в общественных местах, в школе, во время труда, отдыха, что читает ребенок, как проводит свободное время, с кем дружит, в какие игры играет. Доверие – вот главная линия поведения отца и матери. Очень важно, чтобы и ребенок им доверял.

Воспитание ребенка и организация его жизни начинаются, прежде всего, с воспитания самих себя, с организации жизни семьи, создания высоконравственных внутрисемейных отношений, обеспечивающих здоровый микроклимат. Семья – школа чувств ребенка. Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребенок приобретает нравственно – эмоциональный опыт . В спокойной обстановке и малыш спокоен, ему свойственно чувство защищенности, эмоциональной уравновешенности. Ребенок по своей природе активен и любознателен, он легко впитывает все, что видит и слышит вокруг, ему передается настроение взрослых. Важно, какие эмоциональные впечатления он получает: положительные или отрицательные; какие проявления взрослых он наблюдает: сердечность, заботливость, нежность, приветливые лица, спокойный тон, юмор или суету, взвинченность. Ворчливость, зависть, мелочность, хмурые лица. Все это своеобразная азбука чувств – первый кирпичик в будущем здании личности. [1]

Читать еще:  Основные подходы к воспитанию

Сфера свободного времени семьи создает возмож­ности прежде всего для воспитания детей, духовного развития членов семьи, их психической и физической подготовки к дальнейшей трудовой деятельности и т. д. Внутрисемейное общение в рамках межпоколенного общения (родители — дети) приобретает черты воспи­тательной функции и предполагает совместное осуще­ствление супругами досуговых занятий. Особенно большим воспитательным потенциалом в сфере семейного досуга обладают семейные тради­ции. Ими могут быть: семейные праздники, совмест­ные прогулки, выезды за город и др. Традиции как ос­нова, как порядок, принятый всеми членами семьи, способствуют сплочению семейного коллектива.

Эффективность воспитания детей в семье зависит от единства требований к ребенку со стороны родите­лей и педагогов (воспитателей детского сада, учителей школы).

Взаимодействие семьи и ДОУ — важнейшее ус­ловие успеха в воспитании детей, но оно возможно в том случае, когда воспитатели и родители становятся еди­номышленниками, способными вовремя заметить и устранить причины тревожного поведения ребенка; найти эффективные средства включения его в лично­стно и общественно значимую деятельность, обеспечи­вающую развитие внутренних сил и нравственное ста­новление растущего человека. [3]

Знание общих тенденций развития семьи и факто­ров, влияющих на социализацию личности в семье, воспитателю необходимы знания в области социальной педагоги для выработки стра­тегии и тактики педагогически грамотного воздействия на конкретную семью, оказания ей квалифицирован­ной психолого-педагогической и социальной помощи.

Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика Любви и свобо­ды. М., 1993.

Аркин Е.А. Родителям о воспитании. М., 1957.

Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. М., 1994.

Земска М. Семья и личность, М., изд. Прогресс, 1986

Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка, М., изд. АПН РСФСР, 1959

Семья и формирование личности / ред. Бодалев А. А., М., Просвещение, 1989

Титаренко В.Я. Семья и формирование личности, М., изд. Мысль, 1987

Эльконин Э.Г. Детство и общество, СПб, изд. Ленато, 1996

Статья: Роль семьи в воспитании ребенка

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Роль семьи в воспитании ребенка

Семья — первая общественная

ступень в жизни человека.

Каждому ребенку для развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви, понимания. В атмосфере признанного родительского авторитета, который принимается ребенком как должное. Очень важно не потерять абсолютное доверие со стороны ребенка. А для этого родители должны серьезно относиться к своим словам и поступкам, не допускать расхождение слов с делом. Важно создать эмоционально-положительную атмосферу в семье.

Семья формирует, воспитывает и развивает качества и особенности личности в соответствии со своими нуждами и потребностями. Родители по воли своей определяют вектор воспитания и развития ребёнка. Воспитывать — не значит говорить детям хорошие слова, наставлять их, а, прежде всего, самому жить по — человечески. Таким образом, семья — это незаменимый источник ресурсов для ребенка, энергии, в которой он живет.

Главными условиями в воспитании ребёнка – эмоциональный климат семьи и нравственное воспитание. Положительный эмоциональный климат семьи, где преобладают радость, оптимизм, душевность, любовь и нежность, нужен ребенку для его психического здоровья. То, как взрослые реагируют на происходящее в окружающей жизни, имеет огромное значение для формирования представлений ребенка, который откликается на все происходящее эмоциональными средствами: смехом, гневом, жестикуляцией, мимикой. Ребенок внушаем, склонен к подражанию, он чутко воспринимает и перенимает все эмоциональные реакции. Поэтому, если вам что-то не нравится в ребенке, в его нравственном облике, помните, ребенок в какой-то степени является вашим зеркальным отражением.

«Классическое» воспитание детей, описанное в литературе, сводится к тому, чтобы вырастить человека, полезного обществу. Кто же научит ребёнка быть полезным самому себе? Кроме родителей, это сделать некому. Научить ребенка можно только тому, что умеешь делать сам.

В семье ребенок получает первые трудовые навыки, когда оказывает помощь старшим в домашнем хозяйстве, делает школьные уроки, играет, помогает организовать досуг и развлечения. Семья во многом влияет на выбор будущей профессии. В семье развивается умение ценить и уважать труд других людей: родителей, родственников. Именно через них происходит воспитание будущего семьянина.

Соблюдая меру в положительных и отрицательных оценках, следует помнить, что всегда полезнее поощрение хороших поступков и качеств ребенка, чем постоянное подчеркивание и осуждение его недостатков. Оценка должна быть справедливой и ни в коем случае не должна унижать ребенка.

Одним из распространенных недостатков семейного воспитания становится в наше время культ вещей, приобретательство, внимание родителей только к учебному труду детей, недооценка ими бытового труда. Из-за недостатка времени у родителей, дети слишком рано становятся самостоятельными.

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка, родителям необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

Всегда принимайте активное участие в жизни семьи.

Находите время, чтобы поговорить с ребенком.

Интересуйтесь проблемами ребенка, вникайте во все его трудности.

Помогайте развивать способности и таланты.

Не оказывайте на ребенка нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения.

Имейте представление о различных этапах жизни ребенка.

Уважайте право ребенка на собственное мнение.

Относитесь к ребенку как к равноправному члену семьи, у которого пока просто мало жизненного опыта.

Будьте последовательны в своих действиях.

Не давайте ребенку невыполнимых обещаний.

Ежедневно давайте ребенку почувствовать свою любовь и заботу.

Семья была, есть и будет важнейшей средой духовно-нравственного формирования личности ребенка и глав­нейшим институтом воспитания. Дети, которые воспитываются без участия семьи, в гораздо большей мере подвержены опасности одностороннего или запоздалого развития, в отличие от тех детей, которые являются членами семейных коллективов.

Бородина К.В., социальный педагог МБОУ «Красноуральская СОШ»

с. им. 9 Января Оренбургского района, Оренбургской области

Роль семьи в воспитании ребенка дошкольного возраста

Светлана Владимировна
Роль семьи в воспитании ребенка дошкольного возраста

МБДОУ МО «Детский сад №3» г. Краснодар

Воспитатель:

Светайло Светлана Владимировна

Консультация для родителей

«Роль семьи в воспитании ребенка дошкольного возраста».

Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Семья является мощным фактором в формирования личности, развития в ней общечеловеческих и индивидуализированных качеств, ибо в семье ребенок впервые усваивает нормы поведения, отношений и чувств, к себе и другому.

Семья обеспечивает первоначальное воспитание, физическую, психологическую и в целом социальную защиту и поддержку детей.

У хороших родителей вырастают хорошие дети.

Будущие родители думают, что такими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания, но только одних знаний мало.

Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существенну роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви.

Читать еще:  Ненадлежащее воспитание детей

Глубокий постоянный контакт с ребенком — это универсальное требование к воспитанию. Основа для сохранения контакта — искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка.

Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом. Именно тогда, когда ребенок участвует в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, исчезает привычное единогласие воспитания, уступая место подлинному диалогу. наиболее существенная характеристика диалогового воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого.

Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера.

^ Контроль за негативными родительскими оценками ребенка необходим еще и потому, что весьма часто за родительским осуждением стоит недовольство собственным поведением, раздражительность или усталость, возникшие совсем по другим поводам.

^ Независимость ребенка. Связь между родителями и ребенком относится к наиболее сильным человеческим связям. Если дети, взрослея, все более приобретают желание отдаления этой связи, родители стараются, как можно дольше ее удержать.

Решение этой задачи, иными словами, предоставление ребенку той или иной меры самостоятельности регулируется прежде всего возрастом ребенка. Вместе с тем многое зависит и от личности родителей, от стиля их отношения к ребенку. Известно, что семьи весьма сильно различаются по той или иной степени свободы и самостоятельности, предоставляемой детям.

Ошибки семейного воспитания. У некоторых родителей воспитание ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось родителям из-за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми.Подобное родительское поведение неосознанно для самих родителей приобретает элементы эгоизма: «Мы хотим сформировать ребенка по своему подобию, ведь он продолжатель нашей жизни.»

Но ребенок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей из -за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребенком и родителями.

Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Некоторые родители следуют идеям воспитательных положений семьи Никитиных, отстаивающих необходимость раннего интеллектуального обучения,или призыву: «Плавать, прежде чем ходить»; в иных семьях царит атмосфера сплошного всепрощения и вседозволенности, что, по мнению родителей, осуществляет модель воспитания Б. Спока, забывая о том, что не ребенок для воспитания, а воспитание для ребенка.

Воспитание как формирование определенных качеств. В этих случаях родитель строит свое воспитание так, чтобы ребенок был обязательно наделен этим «особо ценным» качеством. Например, родители уверенны в том, что их сын или дочь должны обязательно быть добрыми, эрудированными и смелыми. В тех случаях, когда ценности родителей начинают вступать в противоречие либо с возрастными особенностями развития ребенка, либо с присущими ему индивидуальными особенностями, проблема независимости становится особенно очевидной.

Что же является целью воспитания?

Цель воспитания — содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека.

Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании ребенкаво время семейной его жизни: чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность этих действий и признание личности ребенка,постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.

Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому. Взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.

Памятка для родителей, чтобы воспитать Человека

-Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.

-Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.

-Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя и будет работать.

-Понимать, что в любых проступках ребенка следует винить, прежде всего, себя.

-Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью; видеть в нем личность, а не объект воспитания.

-Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка.

-Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.

-Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.

-Относиться к ребенку как к сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с процентами.

-Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили, он вас об этом не просил.

-Использовать ребенка как средство для достижения пусть самых благородных (но своих) целей.

-Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются).

-Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.

-Перекладывать ответственность за воспитание на воспитателей, бабушек и дедушек!

Роль семьи в воспитании ребенка. Консультация для родителей Все начинается с семьи. Что же ребенок должен знать о понятии «семья»,и какова роль семьи в воспитании ребенка? Семья- это дом, где.

Роль семьи в воспитании здорового ребенка «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым» Жан – Жак Руссо. Здоровье – бесценное достояние не только.

Консультация для родителей «Роль семьи в физическом воспитании ребенка» «Роль семьи в физическом воспитании ребенка»/b]Дорогие мамы и папы! Хотим обратить Ваше внимание на то, что большое значение для правильного.

Консультация для родителей «Роль семьи в физическом воспитании ребенка» Большое значение для правильного физического воспитания детей в семье имеет отношение родителей к вопросам здорового быта. Понятие «здоровый.

Консультация для родителей: «Роль семьи в воспитании ребенка с ОВЗ» Педагогика семейного воспитания – это одна из труднейших задач о воспитании. Семье принадлежит основная социальная функция — воспитание.

Консультация «Роль семьи в воспитании ребенка» Консультация «Роль семьи в воспитании ребенка» Завгородняя Светлана «воспитание детей — самая важная область нашей жизни. Правильное воспитание.

Педагогическая конференция «Роль семьи в нравственно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста» Семья – это колыбель, из которой маленькая кроха выходит в большой мир. Многолетний опыт работы показывает, что именно семья играет главную.

Родительское собрание в старшей группе детского сада «Роль семьи в развитии и воспитании ребёнка дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе детского сада: Роль семьи в развитии и воспитании ребёнка дошкольного возраста» Подготовила и провела:.

Роль семьи в развитии познавательно-исследовательской деятельности ребенка дошкольного возраста Патрикеева Юлия Николаевна воспитатель МДОУ «ЦРР Д/с №154» город Магнитогорск. Челябинская область. Роль семьи в развитии познавательно.

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста «Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания детей – это взаимоотношение мужа и жены, отца и матери».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector