221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сенсорное воспитание детей 2 3 лет

Сенсорное развитие детей 2-3 лет: особенности, требования и задачи

Ребенок уже с самого рождения начинает активно познавать окружающий мир. Он хватает предмет руками, тянет его в рот, крутит со всех сторон. Эти обследования пополняют знания малышей об окружающем мире, они познают свойства и качества предметов, ведь у детей раннего возраста развито наглядно-действенное мышление. Ребенок познает действительность через органы чувств. Их всего пять. Это слух, зрение, обоняние, осязание, вкус.

Что такое сенсорика?

Сенсорика — это восприятие окружающего мира разными органами чувств. Формировать эти умения и способности является задачей родителей и воспитателей детских садов уже с раннего возраста. Дети 2-3 лет знакомятся с эталонами, принятыми в мире. Это различие основных цветов и оттенков, размер, форма, вкус продуктов, различные материалы, расположение предметов в пространстве, понятие времени и многое другое.

Занимаясь сенсорным развитием детей 2-3 лет, нужно использовать многочисленные дидактические игры. Несмотря на то что их сейчас достаточно много в продаже, воспитатели в детских садах продолжают делать наглядные пособия своими руками, придумывая или подбирая нужный материал по теме занятия. При этом используется подручный и бросовый материал.

Диагностика по эталонам

Когда малыш приходит первый раз в группу раннего возраста, воспитатель проводит диагностику сенсорного развития детей 2-3 лет. Делается это в виде игры, используются эталоны. Например, различает ли малыш предметы по величине, проверяют с помощью простой пирамидки. Например, ребенок должен сложить по порядку возрастания или убывания величины все кольца.

Цвета проверяют по образцам. Например, на палочке прикреплены ленточки разных цветов, в форме султанчика. По очереди показывая ленту, воспитатель спрашивает цвета. Также собирая пирамидку, ребенок проговаривает названия цветов.

Умения различать форму предметов проверяют обычными вкладышами Монтессори. В отверстия вставляются детали такой же формы. Таких игр продается очень много. Система Монтессори очень популярна во многих странах мира. Существуют даже детские сады, где обучение проводится только в такой форме.

Требования программы

В группах раннего возраста по программе сенсорного развития детей 2-3 лет предусмотрена работа с основными направлениями: цвет, форма, величина, ориентировка в пространстве. Существует в расписании отдельное занятие по сенсорному воспитанию, но в течение всей недели воспитатель проводит много игр на привлечение внимания малыша к сенсорным эталонам, умение взаимодействовать с предметами в игре. Только в ходе ежедневной работы у детей формируются устойчивые представления о свойствах предметов.

Раннее детство — это период, когда закладываются основы будущих знаний детей. От того, как ребенок видит, слышит, чувствует, зависит его умственное развитие и дальнейшие успехи в школе. Самое подходящее время для сенсорного развития способностей — это возраст от 2 до 3 лет, после этого уже должны быть четко сформированы определенные эталоны.

Основными задачами сенсорного развития детей 2-3 лет являются всестороннее обогащение чувственного опыта и формирование предпосылок для дальнейшего обучения дошкольников.

Принципы сенсорного воспитания детей

Основной вид деятельности детей в таком возрасте — это предметная игра. В это время ребенок всячески обследует игрушку. Сенсорное воспитание должно придерживаться следующих принципов:

1. Игрушка должна быть новая. У детей в этом возрасте развито непроизвольное внимание, им должно быть интересно, иначе ребенок отвлечется и ему тяжело будет сосредоточиться на предмете.

2. Игра должна быть занимательной. Малышу интересно производить какие-то действия с игрушкой, она должна быть динамичной, разбираться на отдельные части, складываться в определенном порядке, на что-то надеваться, куда-то вставляться. Иначе игрушка быстро надоест.

3. В игре должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности ребенка, его физиологические и психические возможности.

4. Работа по сенсорному развитию детей 2-3 лет должна проходить постоянно и последовательно, с постепенным усложнением материала.

5. Научность. В мире существует определенная система сенсорных эталонов. Работая с детьми, нужно постепенно подводить их к формированию понятий о свойствах предметов, взаимодействии с ними.

Игры на изучение основных цветов

Развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет проходит только в игре. Для того чтобы научить детей различать основные цвета, подбирать предметы одного цвета, действовать по образцу, специалисты разработали целый ряд разнообразных игр. Имея фантазию, их можно варьировать и постоянно придумывать новые.

Игра «Найди предмет такого же цвета». На столе раскладываются предметы разных цветов. Это могут быть пробки, игрушки, карандаши, фломастеры, колечки пирамидки и т. д. Ребенку показывают эталон (вырезанный из картона кружок, например, красный), и воспитатель просит найти предметы такого цвета. Для большей занимательности можно дать коробки таких же цветов, куда складываются предметы.

Игра «Надень гному его шапку» Даются разноцветные фигурки «гномов» и шапки таких же цветов. Малыш должен подобрать шапку такого же цвета и надеть ее на голову гному.

Игра «Гаражи». Из картона разных цветов вырезаются контуры машинок и домики. Раскладываются домики на столе, а перед ребенком «ездят» машины. Малыш должен подобрать для каждого автомобиля свой гараж.

Игры на сенсорное развитие детей 2-3 лет можно делать самим, каждый раз придумывая что-то новенькое. Делать это несложно, а малышу каждый раз будет интересно.

Игры на изучение формы предметов

Изучать форму предметов можно с помощью вкладышей Монтессори. Их продается огромное количество видов. Также проводится сенсорное развитие детей 2-3 лет на занятии по аппликации, только без клея.

Игра «Сделай домик». Ребенку дается образец по аппликации. Это квадратный дом с треугольной крышей, прямоугольной трубой и круглыми окошками. Все детали разных цветов. Ребенку дают комплект деталей. Малыш должен сложить на столе такой же домик.

Читать еще:  Как воспитывать мальчика 5 лет

Игра » Найди фигуру» (по системе Монтессори). Даются ребенку фигуры, перед ним лежат квадратные детали с отверстиями такой же формы. Ребенок должен понять, в какое отверстие нужно вставить фигуру.

При этом малыш может не заучивать, как правильно произносится геометрическая фигура, а называть название предмета.

Игра » Найди нужную тень». Перед ребенком выкладывают листы картона, на которых из черной бумаги вырезаны предметы, например, рыбка, дом, яблоко, самолет, гриб и другие. У ребенка набор картинок с правильным изображением этих предметов, вырезанных по контуру. Малыш ищет такую же форму и прикладывает картинку сверху на «тень».

Игры на изучение величины предметов

Сенсорное развитие детей 2-3 лет включает освоение понятий величины. Для начала это должны быть контрастные величины (большой — маленький), потом можно добавить среднюю по размеру фигуру. Ребенок должен называть предметы так: большой, меньше, самый маленький.

Игра «Три медведя». Перед детьми на столе разложены картинки трех медведей из известной сказки. Малыш должен каждому по размеру подобрать ложку, чашку, тарелку, стул, кровать.

Игра «Назови правильно». Воспитатель дает задание: покажи большое яблоко, найди маленькое солнышко, где среднее по величине яблоко и т. д.

Игра «Подбери аквариум для рыбок». Вырезаются три прямоугольника разной величины. Детям дают три рыбки такого же размера. Большую рыбку нужно приложить к самому большому прямоугольнику, средней и маленькой тоже определить свое место.

Игры на ориентировку в пространстве

В играх дети учатся определять местоположение предметов: вверху, внизу, сзади, спереди. Во время таких занятий развивается речь детей раннего возраста, они учатся правильно употреблять предлоги (на столе, в коробке, под стулом, за машинкой, над листиком и т. д.)

Игра «Что где находится?». На картине изображена, например, елочка. Воспитатель произносит предложения: «Над елкой находится солнышко или летит птичка», «Перед елкой растет гриб», «Рядом цветет ромашка», «На елке есть шишка». Ребенок ищет предмет, названный воспитателем, и рассказывает, где он.

Игра «Где мяч?». Воспитатель меняет расположение мячика, а ребенок называет нужный предлог. Например, мяч под столом, над столом, на столе.

Также сенсорное развитие детей 2-3 лет интересно проводить с конструктором: повторять постройку за образцом воспитателя, строить башню по заданию. Сначала красный кубик, потом зеленый, сверху синяя крыша. Вариаций множество.

Только постоянно играя с детьми, вы сможете развить его способности. Это поможет ему лучше ориентироваться в сенсорных эталонах, разовьет умение думать и принимать самостоятельные решения. Для дальнейшей учебы в школе такие навыки просто необходимы.

Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры

Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры

Сенсорное развитие ребенка — это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и других.

Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз; с помощью руки мы ощущаем его твердость (или мягкость), шероховатость и т.д.; звуки, издаваемые каким-либо предметом, воспринимает наше ухо. Таким образом, ощущение и восприятие – непосредственное, чувственное познание действительности.

В дошкольном возрасте развитие ощущения и восприятия происходит очень интенсивно, хотя у детей раннего возраста представления о цвете, форме, величине и других свойствах предмета только начинают накапливаться. При этом правильные представления о предметах, о сенсорных эталонах (сложившихся представлениях об основных свойствах предметного мира: цвет, форма, величина предметов и т.д.) легче формируются в процессе их непосредственного восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами.

Ознакомление с каждым видом эталонов имеет свои особенности. При восприятии цвета можно пользоваться только зрительной ориентировкой. В ознакомлении с геометрическими формами существенную роль играет обучение детей приему обведения контура, а также сопоставление фигур. Ознакомление с величиной включает выстраивание предметов в ряды убывающей или нарастающей величины.

Развитие процессов ощущения и восприятия у детей значительно обгоняет развитие мышления. Дети еще не умеют самостоятельно рассматривать предметы, подмечать их характерные черты (форму, цвет, величину). Значит, необходимо целенаправленно формировать сенсорные эталоны. Эта задача решается с помощью использования дидактических игр и игровых упражнений, направленных на развитие у детей представлений о форме, цвете, величине.

В настоящее время к услугам взрослого множество средств, которые позволяют ему знакомить детей с предметами и их свойствами не в натуральном виде, а через фотографии, рисунки (картинки), дидактические игрушки (матрешки, пирамидки), то есть специально подобранный дидактический материал.

Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающем мире, когда имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать. Поэтому надо использовать дидактические игры по сенсорному развитию, как в непрерывной образовательной деятельности, так и в повседневной деятельности ребенка. Активное использование дидактических игр является одним из важных условий сенсорного развития детей дошкольного возраста. Родители дома без труда могут изготовить и использовать дидактические игры из подручных материалов – прищепок, карандашей, игрушек и т.д.

Дидактические игры и упражнения могут выполнять еще одну важную функцию – контроля за состоянием сенсорного развития детей. В целях определения достижений детей в сенсорном развитии можно использовать упражнения с дидактическими материалами и игры с теми же башенками или игрушками – вкладышами. Предложив детям, например, подобрать части вкладышей по величине, мы сможем определить уровень сформированности умений по тому, как будет действовать ребенок: те, кто решает задачу путем хаотичных многократных проб и ошибок, демонстрирует сниженный уровень; дети, целенаправленно использующие практические пробы, показывают средний уровень; и, наконец, если ребенок безошибочно подбирает детали лишь на основе зрительного соотношения, можно говорить о высоком уровне сформированности умений.

Читать еще:  Попытки практического осуществления новых подходов к воспитанию

Таким образом, в общей системе сенсорного воспитания, как в детском саду, так и дома, дидактические игры решают учебные задачи. Кроме того, они – хорошая школа использования детьми полученного сенсорного опыта, представлений и знаний и, наконец, выполняют функцию контроля за ходом сенсорного воспитания.

Есть простые дидактические игры на развитие тактильных ощущений: «Определи на ощупь» (найти предметы, различающиеся по одному признаку)

«Узнай фигуру» (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)

«Найди пару» (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)

«Найди предмет указанной формы» (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)
«Из каких фигур состоит …?» (нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)
«Найди предмет такой же формы» (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)
«Какая фигура лишняя?» (определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
«Сравни предметы по высоте»
«Самая длинная, самая короткая» (предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам)
«Разноцветные кружки»(предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)
«В какую коробку?»(распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)
«Дальше — ближе» (предложить по рисунку определить положение игры и предметов: какие нарисованы ближе, а какие – дальше)
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
«Какого цвета не стало?»
«Какого цвета предмет?» (предложить подобрать необходимый цвет для предмета)
«Собери гирлянду» (предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом)
«Какие цвета использованы?» (показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)
«Уточним цвет» (учить различать и называть близкие цвета)

Игровое пособие по сенсорному воспитанию детей 2—3 лет

Cенсорное воспитания является основой для интеллектуального развития ребёнка, оно развивает внимание, воображение, память и наблюдательность у них

Нами были разработаны игровое пособие «Ёжик Сенсорик» и дидактические игры для детей 2—3 лет по разделам: «Цвет», «Величина», «Количество и счёт».

Игровое пособие способствует развитию интереса к математическим характеристикам окружающего мира. Формирует представления о количестве предметов, умения различать и группировать предметы по цвету и величине, содействует закреплению представлений о фруктах, развитию зрительного внимания, памяти.

В игровой комплект входят:

  • Ёжик Сенсорик;
  • плоскостные ёлки и грибы большой и маленькой величины;
  • плоскостные яблоки и груши жёлтого, зелёного и красного цвета;
  • плоскостные яблоки, груши и листочки большой и маленькой величины, жёлтого, зелёного и красного цвета на прищепках;
  • плоскостные грибы большой и маленькой величины на прищепках;
  • объёмные яблоки и груши большой и маленькой величины, жёлтого, зелёного и красного цвета на липкой ленте;
  • плоскостные банки с крышками жёлтого, зелёного и красного цвета;
  • мешочки с аппликацией фруктов жёлтого, зелёного и красного цвета;
  • верёвка;
  • коробки большой и маленькой величины.

Материал для изготовления пособия: фетр разных цветов (тёмно-коричневый, светло-коричневый, жёлтый, красный, зелёный, белый, чёрный), липкая лента, нитки, карандаш, ножницы, синтепон или вата, прищепки.

Технология изготовления пособия:

1. Вырезать из фетра по шаблону мордочку, лапки, спинку, животик, нос, ушки, иголки.

2. Соединить мордочку со спинкой, животиком, пришить лапки, нос, ушки.

3. Скрутить иголки, наметить на спинке и пришить.

4. Наполнить синтепоном или ватой. Добавить глаза и рот.

Дидактические игры для сенсорного воспитания детей 2—3 лет

Игра «ЯБЛОКИ ДЛЯ ЁЖИКА»

Цель: формирование умения сравнивать предметы по величине, обозначать словами «большой», «маленький» величину предметов; закрепление представлений о фруктах.

Материал: коробка с объёмными яблоками большой и маленькой величины на липкой ленте.

Ход игры

Быстро-быстро — ой, ой, ой —

Колючий Ёж спешил домой.

Топал он, пыхтел, бежал.

Фрукты где-то потерял.

На пеньке наш Ёж сидит,

Что домой я принесу?

Потерял я всё в лесу.

Воспитатель предлагает детям «угостить» Ёжика Сенсорика — отыскать в коробке яблоки большой величины и прикрепить их на его иголки.

Игра «СОБИРАЕМ УРОЖАЙ»

Цель: формирование умения группировать предметы по величине; закрепление представлений о фруктах.

Материал: коробки большой и маленькой величины, объёмные груши большой и маленькой величины на липкой ленте.

Ход игры

И в садах, и в огороде,

И в лесу, и у воды

Очень вкусные дары!

Т. Бокова (перераб.)

Воспитатель предлагает детям помочь Ёжику Сенсорику собрать «урожай» в саду — разложить по коробкам груши: большие — в большую коробку, маленькие — в маленькую.

Читать еще:  Воспитание это процесс эффективного

Игра «ЗА ГРИБАМИ»

Цель: формирование умений различать и показывать высокие и низкие предметы, группировать предметы по высоте.

Материал: плоскостные ёлки и грибы большой и маленькой величины.

Ход игры

Да, грибы искать не просто —

Они маленького роста.

Прячутся под ёлками,

Ёжик Сенсорик приглашает детей в лес за грибами. Воспитатель рассматривает с детьми ёлки, определяет их высоту. Затем показывает набор грибов.

Детям необходимо «посадить» высокие грибы возле высоких ёлок, а низкие — возле низких.

Игра «СОРТИРОВКА»

Цель: формирование умений различать и называть красный, жёлтый и зелёный цвета, группировать предметы по цвету; развитие мелкой моторики.

Материал: плоскостные яблоки и груши красного, жёлтого и зелёного цвета, мешочки с аппликацией фруктов таких же цветов.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям помочь Ёжику Сенсорику собрать красные яблоки и груши в мешочек с фруктом красного цвета, зелёные — с зелёным, жёлтые — с жёлтым.

Игра «ЗАПАСЫ НА ЗИМУ»

Цель: формирование умений сравнивать и группировать предметы по цвету, величине; развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Материал: плоскостные яблоки, груши и листочки красного, жёлтого и зелёного цвета на прищепках, грибы большой и маленькой величины на прищепках.

Ход игры

Протоптал немало стёжек

По лесам колючий ёжик.

Он трудился не напрасно —

Делал на зиму запасы.

Пусть морозы не страшат

Ни ежиху, ни ежат!

Воспитатель предлагает детям прикрепить на спинку Ёжику Сенсорику фрукты и листочки по цвету (красные, жёлтые, зелёные), грибы по величине (большие, маленькие).

Игра «ПРИГОТОВИМ КОМПОТ»

Цель: формирование умения группировать предметы по цвету.

Материал: плоскостные яблоки и груши красного, жёлтого и зелёного цвета, плоскостные банки с крышками такого же цвета.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям помочь Ёжику Сенсорику приготовить компот из фруктов — разложить яблоки и груши в банки по цвету крышки: жёлтые — в банку с жёлтой крышкой, красные — с красной, зелёные — с зелёной.

Игра «ОДИН—МНОГО»

Цель: формирование представлений «один» и «много»; развитие умения обозначать группу предметов словами «один» и «много», мелкой моторики.

Материал: плоскостные грибы большой и маленькой величины на прищепках, верёвка.

Ход игры

Гонит осень в небе тучки,

Пляшут листья во дворе.

Гриб, надетый на колючки,

Тащит ёж к своей норе.

Воспитатель предлагает детям помочь Ёжику Сенсорику насушить грибов, развесив их на верёвке по количеству.

Сенсорное развитие детей 2-3 лет: что надо знать родителям

В период с двух до трех лет у детей активно развиваются важнейшие системы мировосприятия: зрение, осязание, слух и обоняние. Именно в их правильном и своевременном формировании заключается сенсорное развитие ребенка. В помощь родителям разработано множество методик по совершенствованию восприятия окружающего мира, представленных обычно в игровой форме. Приведенные ниже средства развития ребенка помогут формированию полноценной и гармоничной личности.

Общие рекомендации по сенсорному развитию детей дошкольного возраста

Двухлетние малыши чрезвычайно любознательны и обладают хорошей памятью. При помощи простейших средств развития ребенка, не требующих специальных знаний, нужно постоянно заниматься формированием его сенсорного восприятия.

  • Дома или на прогулке важно акцентировать внимание на форме и цветах окружающих предметов, называя и повторяя их. При этом не нужно требовать от малыша немедленного запоминания, поскольку это происходит автоматически. Со временем все эти слова сами появятся в разговорной речи.
  • Слушая музыку или гуляя по улице, очень легко уделить время развитию у ребенка слухового восприятия. Достаточно обращать его внимание на звуки: называть звучащие музыкальные инструменты или просто фиксировать происходящее вокруг (лай собак, шум машин).
  • Развитие детей дошкольного возраста осуществляется преимущественно в игровой форме. Используя игрушки разных форм и расцветок и постоянно произнося их качества вслух, родители учат малыша воспринимать понятия «большой-маленький», «много-мало» и т. д. Важно также в группе предметов выделить понятие «средний».
  • В процессе игры происходит и формирование представлений о геометрических телах и фигурах. Неоднократное повторение названий приводит к быстрому запоминанию и развитию у ребенка пространственного мышления.

Методики и средства сенсорного развития ребенка

Наиболее эффективной формой занятий с детьми 2-3 лет являются дидактические и ролевые игры. Пособиями могут служить как многочисленные развивающие наборы, продающиеся в магазине, так и самостоятельно изготовленные материалы.

Складывание мозаик, пазлов и картин из различных геометрических фигур — не только увлекательное занятие, но и отличный способ сенсорного развития детей дошкольного возраста. Необходимо помогать малышу собирать фигуры, не ограничивая его самостоятельности.

Поиск на картинке различных заданных предметов (треугольник, круг) формирует представления о геометрических формах и тренирует внимательность и память. Игровая форма способствует привлечению внимания детей и сохранению интереса к занятиям на протяжении длительного времени.

Средства развития ребенка можно изготовить самостоятельно из цветной бумаги. Поиск и наклеивание на большой лист разноцветных геометрических фигурок увлечёт малыша не меньше, чем игра с покупным набором. При любой форме занятий очень важны контроль и помощь родителей.

В процессе игры совершенствуются тактильное и зрительное восприятие, музыкальный слух и концентрация. Все это в совокупности способствует эффективному творческому развитию ребенка. Чтение вслух детских сказок и рассказов отлично развивает воображение малыша, а из изготовленных совместно с родителями поделок (пластилиновых или бумажных фигурок) можно извлечь немалую пользу. Вашему ребенку обязательно понравится маленькая театральная постановка или ролевая игра с их использованием.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector