221madou.ru

Мама и Я
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сенсорное воспитание детей 4 5 лет

Картотека игр по сенсорному воспитанию дошкольников 4 — 5 лет

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Картотека игр по сенсорному воспитанию дошкольников 4 — 5 лет

(подготовила: воспитатель I квалификационной категории Харченко В.А.)

Значение сенсорного развития дошкольника трудно переоценить. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф.Фребель, М. Монтессори), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (А.В.Запорожец, А.П.Усова, Н.П.Сакулина) считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах и способах их использования. В моей работе речь пойдёт о воспитании сенсорной культуры детей в области восприятия формы, величины и цвета. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают 7 цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы — геометрические фигуры, в качестве эталонов величины — метрическая система мер.

В средней группе игры и упражнения, помогающие детям узнать о различных свойствах предметов, усложняются в нескольких направлениях. Дошкольников необходимо продолжать знакомить с цветами спектра и их оттенками по светлоте, формировать умение использовать полученные знания при определении цвета предмета. На пятом году жизни дети усваивают названия цветов с указанием светлоты, знакомятся с расположением цветовых тонов в спектре и их взаимосвязью, узнают о возможности получения некоторых цветов путём смешения других, выделяют голубой цвет. Вводятся новые виды заданий, при выполнении которых дети овладевают некоторыми техническими приёмами, учатся смешивать краски на палитре.

Знакомство с формой в этом возрасте предполагает введение дополнительно к 5 уже известным фигурам двух новых фигур, усвоение представлений о разновидностях треугольников и овалов. Необходимо учить детей анализировать сложные формы, раскладывать их на элементы.

В средней группе, знакомя дошкольников с величиной, необходимо предлагать задания на выделение высоты, ширины, длинны предметов и других параметров величины.

Предлагаю картотеку игр по сенсорному воспитанию дошкольников 4 — 5 лет.

Картотека игр по сенсорному воспитанию детей 4 — 5 лет.

Материалы и оборудование

Формировать умение подбирать предметы по слову, обозначающему цвет.

18 цветных обручей (по 3 обруча на каждый цвет спектра и 3 белых обруча)

Проводится в зале. Дети образуют круг. На пол воспитатель кладёт белый обруч — сердцевину цветка. Потом прикладывает один за другим цветные обручи. Получается «разноцветный цветок». Потом детям предлагается выложить свои цветы. Воспитатель называет цвет, дети выкладывают цветные обручи, «лепестки»

Формировать умения детей получать различные светлотные оттенки цвета за счёт увеличения или уменьшения белого сектора в круге. Основное внимание уделить обозначениям «самый тёмный», «самый светлый».

Волчок с белым полем, кружки из бумаги нескольких цветов с вырезанными разными секторами.

Необходимо вращать волчок. При наложении разных цветных кружков с разными секторами белого цвета, при уменьшении или увеличении белого сектора в результате быстрого вращения волчка появляются разные оттенки цвета. Дети называют их.

Закреплять у детей представление о разных оттенках цвета по светлоте, обозначать их словами «светлее», «темнее», «светлый», «тёмный».

Баночки с водой, гуашь, кисточки, салфетки.

Дети под руководством воспитателя набирают на кисть разное количество краски. Вода приобретает разные оттенки цвета. Проводится обсуждение с называнием полученного цвета.

Учить детей получать новые оттенки цветовых тонов по светлоте, упражнять детей в рисовании красками.

Образцы орнаментов, листы бумаги, кисти, палитра, салфетки, баночки с водой.

Знакомство детей с палитрой, рассказ о профессии художника, проблемная ситуация «как сделать светлый оттенок», самостоятельное получение цвета, выполнение орнамента, обсуждение полученных результатов.

«Три воздушных шарика!»

Закреплять умение получать смешением красок разные светлотные оттенки, знакомить детей со светлотным рядом, закреплять знания о форме, цвете и величине предметов.

Рисунки трёх воздушных шариков зелёного цвета разной светлоты, листы бумаги, кисти, палитра, салфетки, баночки с водой.

Закрепление умения получать разные оттенки цвета, работа с палитрой и цветом, самостоятельное получение цвета, выполнение рисунков, обсуждение полученных результатов.

Формировать умение называть цвет и оттенок (по светлоте)

Предметы разных цветов и оттенков, оттенки должны различаться по светлоте.

Водящий выбирает предмет, а дети называют цвет и оттенок предмета. Если возникает затруднение в назывании оттенка, воспитатель задаёт наводящий вопрос: «Какой это оттенок — «тёмный» или «светлый»?»

Знакомить детей с системой цветов, с последовательностью их расположения в спектре, включая новый для них голубой цвет.

Картина «Радуга», лист с незавершённой аппликацией радуги, полосочки семи цветов.

Чтение стихотворения «Цвета радуги», добавление определённых цветов (полосок) в радугу.

Показать изменение цветов, переход одного цвета в другой, обратить внимание на взаимосвязь между цветами спектра.

Волчок с белым полем, кружки из бумаги с разными цветными секторами.

Необходимо вращать волчок. При наложении разных цветных кружков с разными цветными секторами, в результате быстрого вращения волчка появляются новые цвета. Дети называют их. Воспитатель задаёт вопрос : «Из каких двух цветов получается новый цвет?»

Закреплять представления детей о взаимосвязи цветов, об агрегатных состояниях воды.

Баночки с водой, гуашь, кисточки, салфетки.

Дети под руководством воспитателя набирают на кисть разное количество краски. Вода приобретает разные оттенки цвета. Проводится обсуждение с называнием полученного цвета, потом цветная вода разливается по формочкам и замораживается.

Закреплять знания детей о взаимосвязи цветов спектра, закреплять получение оранжевого, зелёного и фиолетового цветов.

Демонстрационная картинка с изображением цветка, контурные рисунки цветика-семицветика, гуашь, палитры, кисти, салфетки.

Сначала дети закрашивают красный, жёлтый, синий и голубой лепестки, а для остальных лепестков смешивают краски. Воспитатель задаёт вопрос : «Из каких двух цветов получается новый цвет?»

Закрепление знаний о цвете.

Контурные картинки на магнитах: вазы, листья, тюльпаны двух цветов, фиолетовые цветы.

Дети собирают букет на магнитной доске, а затем называют цвета.

Формировать умение подбирать картинки с предметами, ориентируясь на два и три использованных цвета одновременно.

Карточки с несколькими цветами, картинки с предметами определённых цветов.

Дети определяют цвета в предмете и составляют пары картинок.

«Фигуры из палочек»

Закреплять знания детей о прямолинейных геометрических фигурах, учить воспроизводить геометрические фигуры.

Палочки разных цветов (можно использовать счётные палочки), карточки со схематичным изображением фигур.

1 вариант: дети по образцу — схеме выкладывают из палочек простые фигуры.

2 вариант: дети по образцу — схеме выкладывают из палочек предметы, которые состоят из разных геометрических фигур.

3 вариант: дети подбирают образец-схему к выложенной фигуре.

Формировать умения детей выбирать фигуры на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу.

Два набора объёмных и плоскостных фигур. Один набор — в мешочке, другой — на столе.

1 вариант: По указанию педагога ребёнок находит в мешочке такую же фигуру, какая лежит на столе, называет её.

2 вариант: Сначала дети определяют геометрическую фигуру на ощупь, а затем находят такую же на столе.

Формировать умение называть объёмные геометрические фигуры и подбирать к ним их паспорта, «отпечатки»

Набор объёмных геометрических тел, схемы — карты с «отпечатками» фигур.

Дети называют фигуру, подбирают к ней «отпечаток» Например, цилиндр — прямоугольник и 2 круга; конус — треугольник и круг и т.д.

«Подбери по форме»

Формировать умение подбирать предметы к геометрическим образцам, закреплять знание названий геометрических фигур.

Геометрические фигуры, предметы интерьера, игрушки.

Получив фигуры, дети расходятся по групповой комнате и ищут предметы и вещи такой же формы. Затем проводится обсуждение выбора.

Формировать умение воссоздавать контур геометрических фигур.

Доска с мебельными гвоздиками, канцелярские резинки разных цветов.

Дети воссоздают контур геометрических фигур с опорой на словесную инструкцию (форма и цвет).

Формировать умение подбирать картинки к геометрическим образцам, закреплять знание названий геометрических фигур.

Геометрические фигуры, картинки с предметами.

Получив фигуры, дети отбирают картинки с предметами такой же формы. Затем проводится обсуждение выбора.

Знакомить детей с разновидностями треугольников, формировать умение различать их независимо от расположения.

Три одноцветных треугольника (равносторонний, остроугольный и тупоугольный). Карточки с контурным изображением таких же треугольников большего и меньшего размера.

Знакомство с треугольниками. Затем дети берут листы с контурными изображениями треугольников и выкладывают свои треугольники так, чтобы они совпали с контуром, затем на них выкладывают треугольники большего размера.

Закрепить полученные знания и умения воспроизводить разновидности геометрических фигур.

Читать еще:  Воспитание личности в детском саду

В зависимости от задач можно использовать шнуры, шерстяные нити, проволоку, горох, фасоль, счётные палочки.

Дети выкладывают контур фигур по схеме, по названному слову, по желанию.

Формировать умения детей расчленять изображение предмета на составные части и воссоздавать сложную форму из частей.

Образцы рисунков, составленных из геометрических фигур и копирующий набор геометрических фигур.

Анализ изображений, называние геометрических фигур, самостоятельное выкладывание изображения по образцу.

Формировать умения детей расчленять изображение предмета на составные части и воссоздавать сложную форму из частей.

Образцы рисунков, составленных из геометрических фигур и копирующий набор геометрических фигур.

Анализ изображений, называние геометрических фигур, самостоятельное выкладывание изображения по образцу.

Сенсорное воспитание как основа интеллектуального развития детей 4–5 лет

Ирина Махалова
Сенсорное воспитание как основа интеллектуального развития детей 4–5 лет

Приходя на работу, я знаю, что там меня ждут мои «пытливые, любознательные солнышки» — мои дети. Мы целый день с ними играем,познаем мир: собираем пазлы, мозаики, картинки, матрешки; группируем разные предметы, классифицируем геометрические фигуры по нескольким признакам. А сколько радости нам доставляют игры с различным конструктором, песком, сенсорными коробками.

Поэтому проблема сенсорного воспитания наиболее интересна для меня на сегодняшний день и стоит на первом месте, имея огромное значение для ребенка дошкольного возраста.

«Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».

Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание и обогащение чувственного опыта ребенка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов.

Сенсорное воспитание (от латинского sensus – это «чувство», «ощущение», «восприятие», предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о внешних свойствах предметов их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе и вкусе.

Таким образом, сенсорное воспитание, непосредственно связано с образовательной деятельностью «Познавательное развитие»,цель которой:

развитие познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей.

Достижение данной цели идет за счет решение следующих задач:

-сенсорное развитие детей;

развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

— формирование элементарных математических представлений;

— формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Значение сенсорного воспитания велико:

1. это основа для интеллектуального развития;

2. оно упорядочивает хаотические представления ребенка об окружающем мире;

3. оно развивает наблюдательность, внимание;

4. готовит ребенка к реальной жизни;

5. позитивно влияет на эстетическое чувство;

6. обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

7. обеспечивает овладение навыками учебной деятельности;

8. влияет на расширение словарного запаса;

9. влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, осязательной и других видов памяти.

Задачи сенсорного развития детей 4-5 лет:

• обогащение сенсорного опыта детей при ознакомлении с широким кругом предметов и объектов, новыми способами их обследования;

• совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств;

• поддерживать попытки самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы;

развивать умение использовать эталоны как общественно обозначенные свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т. п.); подбирать предметы по 1-2 качествам (цвет, размер, материал и т. п.).

Сенсорное развитие детей осуществляется в:

• организованной образовательной деятельности.

Рассмотрим все 3 пункта наиболее подробно.

В режимных моментах во время умывания, приема пищи, сборов на прогулки я веду работу с детьми по сенсорному воспитанию. Так, например, во время мытья рук я обращаю внимание детей на то, что вода бывает холодная и горячая; мыло – душистое, овальное, прямоугольное и т. п. Во время завтрака, обеда и полдника мы с детьми обговариваем вкусовые ощущения от блюд (например: каша – белая, желтая, сладкая, соленая, рисовая, пшенная и т. д.) во время сбора на прогулку я обращаю внимание ребят на текстуру одежды (например: у Ромы шарф – вязаный, колючий, теплый синий, а у Арины – шелковый, гладкий, холодный, цветной).

Во время совместной деятельности с детьми – это наблюдения за объектами окружающего мира; поручения и дежурства (трудовая деятельность); игровой деятельности я обращаю внимание детей на цвет, форму, размер и расположение в пространстве предметов и объектов окружающего мира. Так, например, на прогулке при наблюдении за хлебной машиной – это фургон, красного цвета, кузов – прямоугольный, металлический, кабина – квадратная, 4 резиновых,круглых колеса: 2 сзади и 2 спереди.

При сравнении деревьев (елка и береза) мы с детьми определяем, что у елки – колючие иголки, она зеленая, высокая. Ствол – треугольный, наверху растут шишки, пахнет смолой; а береза – ствол – прямоугольный, вытянутый, листья зеленые, круглые, вытянутые на конце.

Во время дежурства дети вместе со мной не только учатся правильно сервировать стол,но игровые задания: «За сервируй стол как и я», «Возьми и раздай круглые, глубокие тарелки для супа» и т. п.

Во время закаливающих процедур после сна дети проходят по дорожкам здоровья, работаю с массажными мячами.

Кроме того я использую разнообразные виды игр на сенсорное развитие детей:

1. игры на развитие тактильных ощущений:

«Поймай киску», «Угадай на ощупь», «Чудесный мешочек» «Что внутри?»

2. игры на развитие слухового восприятия:

«Определи на слух», «Что поет?», «На чем играю?»

3. игры на развитиезрительного анализатора и мыслительных процессов:

«Найди цвет», «Художники», «Бусы», «Заплатки», «Составь из частей»

Во время организованной образовательной деятельности мною проводится работа по сенсорному воспитанию на различных занятиях с детьми. На познавательном развитие, музыкальном занятие, физкультурном, развитие речи и во время художественного творчества я обращаю внимание детей цвет, форма и размер предметов, объектов окружающего мира, а так же учимся подбирать описательные прилагательные к их текстуре (например: погремушка круглая, пластмассовая, зеленая).

На таких занятиях я эффективно использую приемы:

1. сказкотерапия (дети словно проживают волшебную историю, передвигаясь в пространстве, выполняя различные задания);

2. цветотерапия (оказывает влияние на настроение и общее состояние ребенка);

3. музыкотерапия (музыка оказывает расслабляющий эффект).

Задачами этих занятий являются:

1. развитие у детей навыков сотрудничества и коммуникативных умений;

2. обучение навыкам саморегуляции, умение быстро переключаться с активной деятельности на пассивную и наоборот;

3. обучение релаксации;

4. создание положительного эмоционального фона для преодоления негативных проявлений.

Но наиболее глубоко проблема сенсорного воспитания рассматривается мною на занятиях по развитию элементарных математических представлений, где мы вместе с детьми не только научились классифицировать геометрические фигуры по цвету, форме, размеру, а так же подбирать к ним соответствующие предметы из окружения, работать с алгоритмами.

Эти занятия способствуют:

1. обогащению ребёнка сенсорными впечатлениями, накоплению представлений о цвете, форме, величине предметов, обучению умению выделять цвет, форму, величину, знакомству с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур;

2. развитию мышления (логика, стимуляции речевого развития;

3. развитию эвритического мышления, моделированию логических отношений, способности решать задачи с проблемами, развитию внимания и памяти, обучению элементарным математическим понятиям.

В дальнейшем мы будем углублять и расширять наши знания: определять фигуры по толщине, познакомимся с новыми геометрическими телами. В общем с помощью сенсорного развития будем углублять и расширять интеллект детей.

Данная проблема заинтересовала и родителей нашей группы, были проведены индивидуальные консультации о пользе сенсорного развития детей. В дальнейшем планируется провести родительский круглый стол, где будут продемонстрированы игры по сенсорному развитию детей во время обучения математике.

Таким образом, сенсорное развитие детей, с одной стороны, составляет фундамент умственного развития ребенка, а с другой – имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду и школе.

Условия интеллектуального развития детей раннего возраста Основной базой для развития интеллекта детей является развитие сенсорных способностей. Для развития сенсорных способностей необходимо иметь.

Доклад «Методы ТРИЗ в целях интеллектуального развития детей» Дошкольник в силу своей возрастной специфики – искатель его внимания всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается.

Консультация для родителей «Дидактические игры как средство интеллектуального развития детей» Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры, как средство интеллектуального развития детей». «Игра-это искра зажигающая огонёк.

Консультация для воспитателей ДОУ «Сенсорное воспитание, как основа всестороннего развития ребёнка» Сенсорное развитие ребёнка-это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов :их форме,цвете,величине.

Читать еще:  Дошкольное воспитание в великобритании

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста как основа всестороннего развития личности Актуальность сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте. Сенсорное развитие младших дошкольников занимает одно из главных мест в.

Сенсорное воспитание детей Развитие сенсорной сферы детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. Введение Сенсорное развитие – это развитие.

Сенсорное воспитание — основа познавательного развития детей 4–5 лет Одним из основных направлений работы российской системы дошкольного образования является познавательное развитие детей. Современные исследователи.

Сенсорное воспитание — основа познавательного развития детей 4–5 лет Одним из основных направлений работы ДОУ является познавательное развитие детей. Современные исследователи все чаще отмечают односторонность.

Сюжетно-ролевая игра как средство интеллектуального развития детей В течении многих лет я уделяю много внимания интеллектуальному развитию детей. Я считаю, что ребёнок лучше обучается на занятиях, при прямой.

«Развитие сенсорных способностей детей 4-5 лет через дидактические игры»

Долгосрочный проект по развитию сенсорных способностей и мелкой моторики рук с детьми средней группы.

Просмотр содержимого документа
«»Развитие сенсорных способностей детей 4-5 лет через дидактические игры»»

МБДОУ Нарышкинский детский сад «Солнышко»

«Развитие сенсорных способностей через дидактические игры»

категории Левкина Н.В.

Проект познавательно-игровой, срок-сентябрь 2015-май 2016г.

Дети средней группы, родители, педагоги.

Практическая значимость проекта.

Данный проект позволит создать систему работы, направленную на развитие сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста посредствам дидактической игры. Благодаря предлагаемому проекту, у дошкольников сформируются сенсорные эталоны, разовьются познавательные способности, аналитическое восприятие, что поспособствует интеллектуальному развитию детей.

Проект будет полезен родителям воспитанников ДОУ, поскольку поспособствует повышению компетенции родителей в сфере сенсорного воспитания дошкольников.

Одним из приоритетных направлений дошкольного возраста является воспитание сенсорной культуры детей. Актуальность сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить, именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств. Без обогащения сенсорного опыта, без сформированности системы сенсорно –

перцептивных действий и системы сенсорных эталонов у детей, не может происходить полноценное восприятие окружающего мира, которое необходимо для умственного развития.

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребёнка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: исследование предметов, их свойств и качеств.

Наблюдая и анализируя сенсомоторную игровую деятельность детей моей группы в процессе совместной образовательной деятельности, сделала вывод, что у многих воспитанников наблюдается недостаточность освоения сенсорных эталонов, сформированности познавательной мотивации, способов обследования предметов, развития сенсорных способностей.

Для решения этих проблем необходимы новые эффективные подходы, которые бы способствовали развитию сенсорных способностей дошкольников, соответствовали современным требованиям, представляли собой комплексное решение вопросов, создавали основу для формирования благоприятного микроклимата в детском коллективе.

Новизна проекта заключается в том, что формирование сенсорной культуры должно осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно. Работа поможет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения.

Создание системы работы по сенсорному воспитанию детей среднего дошкольного возраста посредством дидактической игры.

Создать развивающую предметно-пространственную среду в группе, способствующую обогащению и накоплению сенсорного опыта дошкольников.

Сформировать сенсорные эталоны, обучая детей способам обследования предметов.

Развивать познавательные способности, аналитическое восприятие у детей дошкольного возраста.

Воспитывать познавательный интерес, любознательность;

Повышать компетентность родителей в организации работы по сенсорному воспитанию дошкольников посредством дидактической игры.

Формы и методы реализации проекта:

Методы: игровой, словесный, наглядный, практический.

совместная предметная деятельность воспитателя и детей;

игровые занятия, дидактические игры ,наблюдение, рассматривание;

выполнение самостоятельных предметных действий.

Овладение детьми сенсорными эталонами и развитие мелкой моторики.

Родители расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, подготавливают материал для обучения своих детей.

Педагоги продолжают освоение метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Этапы реализации проекта.

На первом подготовительном этапе будет подобрана и изучена методическая и справочная литература по сенсорному развитию детей. Проведена диагностика детей и анкетирование родителей.

В конце данного этапа будет разработан план работы с детьми и родителями, а так же создана предметно-развивающая среда в группе. При создании предметно-развивающей среды будут соблюдены санитарно-гигиенические, педагогические, эстетические требования: достаточная освещённость, целесообразность размещения материала и доступность, соответствие возрастным особенностям детей, эстетичность.

Подбор и изучение методической и справочной литературы

Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей дошкольного возраста

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Дата публикации: 19.11.2014

Статья просмотрена: 27542 раза

Библиографическое описание:

Мелёхина И. В. Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей дошкольного возраста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 136-139. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6664/ (дата обращения: 23.03.2020).

Одной из задач умственного воспитания ребёнка является формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни.

Познание начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, с ощущений и восприятия. Первый источник знаний о мире — ощущения. С помощью ощущений ребёнок познаёт отдельные признаки, свойства предметов, которые непосредственно воздействуют на его органы чувств. Так малыш узнаёт о том, что предметы имеют свой вкус, цвет, величину, запах, звук, вес, температуру и др. Более сложным познавательным процессом является восприятие, обеспечивающее отражение всех (многих) признаков предмета, с которым ребёнок непосредственно соприкасается.

Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомиться и с произведениями искусства: музыкой, живописью, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками — многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детва. И тут на помощь приходит сенсорное воспитание.

Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Это постепенное усвоение сенсорной культуры, созданной человечеством.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью, а истоки способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3 лет — период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. Сенсорное развитие направлено на то, чтобы научить детей точно полно и расчётливо воспринимать предметы их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, высоту звуков и т. п.). Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создаёт необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием, развитием речи и др.) полноценного усвоения знаний и навыков.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определённое звено сенсорной культуры.

На первом году жизни основная задача состоит в представлении ребёнку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развития внимания к свойствам предметов. Сенсорное воспитание в этот период — основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток всё новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребёнка.

На втором-третьем году жизни задача сенсорного воспитания существенно усложняется. У ребёнка начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребёнка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств — шестью цветами спектра (синий, фиолетовый, красный, оранжевый, жёлтый, зелёный), такими формами, как круг, овал, квадрат, прямоугольник.

Начиная с трёх лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Это цвет, оттенки цветовых тонов, геометрические фигуры, величины.

Читать еще:  Воспитание ребенка 5 6 лет девочка

На первом году жизни ребёнка задачи сенсорного воспитания успешно решаются в манипулятивной и предметной деятельности. В дальнейшем богатейшие возможности сенсорного развития таят в себе такие виды деятельности, как игровая, трудовая, конструктивная, изобразительная. В каждом из этих видов деятельности своя сенсорная основа. В изобразительной деятельности — это восприятие и различение цвета, оттенков, формы, величины, пространственного расположения, пропорций; в трудовой деятельности — восприятие и различение особенностей материалов, их пластичности, фактуры, барических свойств и др.

Совершенствование любой деятельности зависит от уровня сенсорного развития ребёнка. Особенно отчётливо эта зависимость прослеживается в художественных видах деятельности, в которых требуется преимущественное развитие тех или иных анализаторов, обеспечивающих необходимую точность и тонкость дифференцировок.

В развитии чувственного познания велика роль речи. Слово взрослого фиксирует приобретённый ребёнком сенсорный опыт, обобщает его: «Это шарик. Он круглый, он катится». По мере того как ребёнок овладевает речью, его ощущения приобретают новое качество: слово помогает вычленять новый признак, видеть его в других предметах. Введение в словарь ребёнка названий разных признаков (кислый, сладкий, теплый, холодный, прозрачный, красный, блестящий, матовый и др.) помогает развить способность к сравнению — важнейшей мыслительной операции. Словесные обозначения признаков и свойств предметов способствуют осмысленному их восприятию, отчётливому различению.

Значение сенсорного развития состоит в том, что оно упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром, развивает внимание, развивает наблюдательность, является основой для интеллектуального развития, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов.

Сенсорные эталоны — это обобщённые сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития.

Внешние качества и свойства предметов окружающего мира чрезвычайно разнообразны. В ходе исторической практики выделились системы тех сенсорных качеств, которые наиболее значимы для той или иной деятельности: системы мер веса, длины, направлений, геометрических фигур, цвета, величины; нормы звукопроизношения, система звуков по высоте и др.

В первые годы жизни у детей формируются предпосылки сенсорных эталонов. Со второй половины первого года до начала третьего года формируются так называемые сенсомоторные предэталоны. В этот период малыш отображает отдельные свойства предметов, которые имеют существенное значение для его движений (некоторые особенности формы, величины предметов, расстояния и др.).

В дошкольном возрасте ребёнок пользуется так называемыми предметными эталонами: образы свойств предметов соотносит с определёнными предметами (оранжевый цвет называет «как морковка», зелёный — «как травка»; квадрат определяет через форму кармашка, платочка). Обычно этот период длится до границы между пятым и шестым годом жизни, но может задержаться, если взрослые «насаждают» предметные эталоны в деятельность ребёнка.

В старшем дошкольном возрасте дети могут соотносить качества предметов с освоенными общепринятыми эталонами: солнце как шар, лимон и огурец овальной формы. Для ребёнка этого возраста эталоном цвета выступают семь цветов спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, и их оттенки; в качестве эталонов формы — система геометрических фигур, для слухового восприятия — «решётка фонем» родного языка, звуковысотная шкала музыкальных звуков (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) и др.

Содержание сенсорного воспитания включает широкий объём признаков и свойств предметов, которые ребёнок должен постичь на протяжении дошкольного детства. В сенсорном воспитании сложилось традиционное содержание. Это знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве. При этом ставится задача повышения чувствительности соответствующих анализаторов (развитие тактильной, зрительной, обонятельной, слуховой чувствительности и др.), которая проявляется в различении признаков и свойств. Одновременно ребёнок учится правильно называть свойства предметов (мягкий-твёрдый, холодный-тёплый, горячий, горький-сладкий, лёгкий-тжёлый, снизу-сверху, справа-слева, далеко-близко).

В отечественной системе сенсорного воспитания традиционное содержание расширено и дополнено за счёт включения ориентировки во времени, развития речевого и музыкального слуха.

Ориентирование во времени предполагает, что ребёнок усваивает представления о частях суток, днях недели, месяцах, годе, о текучести времени (нельзя остановить, вернуть, ускорить, оно не зависит от человека).

Речевой (фонематический) слух — это способность воспринимать звуки речи, дифференцировать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы. С развитием фонематического слуха связано овладение нормами звукопроизношения.

Музыкальный слух — это умение различать звуки по высоте, тембру, ритмическому рисунку, мелодии.

Методика сенсорного воспитания предусматривает обучение детей обследованию предметов, формирование представлений о сенсорных эталонах.

Обучение обследованию проводится как специально организованное восприятие предмета в целях выявления тех его свойств, о которых важно знать, чтобы успешно справиться с предстоящей деятельностью. Один и тот же предмет обследуется по-разному в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств.

Существуют правила для обследования предметов: восприятие целостного облика предмета; мыслительное деление на основные части и выявление их признаков (форма, величина, цвет, материал и др.); пространственное соотнесение частей друг с другом (слева, справа, над, верху и т. п.); вычленение мелких деталей, установление их пространственного расположения по отношению к основным частям; повторное целостное восприятие предмета.

Обследование по такой схеме поможет детям овладеть обобщёнными способами чувственного познания, которыми они смогут пользоваться в самостоятельной деятельности.

На протяжении дошкольного детства характер сенсорного познания меняется: от манипуляции с предметами ребёнок постепенно переходит к ознакомлению с ними на основе зрения, осязания, а также «зрительного ощупывания». Например, для того чтобы убедиться, что в ведёрке лежит сырой песок, малыш должен его потрогать, а ребёнку 5–6 лет достаточно только посмотреть.

Педагог должен создавать условия, чтобы дошкольники применяли полученные знания и умения для анализа окружающей среды. Например, старших детей вовлекают в ремонт книг, коробок для настольных игр, при этом определяют какую бумагу взять (тонкую, толстую, прозрачную), какой длины и ширины вырезать полоски. Детям раннего и младшего дошкольного возраста предлагаются игрушки, развивающие их ощущения и восприятия. Это сборно-разборные игрушки, вкладыши, а также игрушки, изготовленные из разных материалов, отличающиеся друг от друга размером, звучанием.

Для обогащения сенсорного опыта детей используют дидактические игры. Многие из них связаны с обследованием предмета, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих признаков («Чудесный мешочек». «Чем похожи и не похожи» и проч.). в некоторых играх ребёнок учится группировать предметы по тому или иному качеству (кладёт в коробку игрушки круглой формы, собирает в красное ведёрко красные грибочки и проч.). дети сравнивают предметы, обладающие сходными и различными признаками, выделяют существенные из них. В результате появляется возможность подвести детей к обобщениям на основе выделения существенных признаков, которые закрепляются в речи. Таким образом, дети подводятся овладению сенсорными эталонами.

Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Познание природного окружения вначале осуществляется чувственным путём, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Например, в лесу, в парке дети учатся различать окраску осенней листвы: у берёзы она лимонного цвета, у дуба — коричневого, у осины — красного или лилового. Картина осеннего леса воспринимается ярче, если воспитатель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорохи опадающих листьев; учит определять запахи грибов, прелой зелени. Чем больше органов чувств «задействовано» в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте, явлении, а следовательно, тем богаче становятся его представления. На основе таких представлений возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

1. Жукова О. С. и др. Энциклопедия развития и обучения дошкольника / О. С. Жукова, А. С. Герасимова, В. Г. Кузнецова. — СПб.: Издательский Дом «Нева», 2005. — 352с. — (Серия «Программа развития и обучения дошкольника»).

2. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — 6-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 416с.

3. Якобсон С. Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста: методическое пособие для воспитателя детского сада / С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьева. — М.: Дрофа, 2006. — 176с. — (Дошкольник. Психология).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector