221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сенсорное воспитание детей младшего возраста

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста
учебно-методический материал (младшая группа) по теме

Сенсорное воспитание — важнейшее средство полноценного развития ребёнка: развития его восприятия, формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
sensornoe_vospitanie_detey_mladshego_doshkolnogo_vozrasta.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

Маленький человечек, только появившийся на этот свет, имеет полностью сформированные органы чувственного восприятия, но не имеет навыков их использования. Сенсорное воспитания детей дошкольного возраста имеет за цель научить маленьких деток правильно управлять своими органами чувств, которые крайне необходимы для первоначального познания окружающего мира и дальнейшей полноценной жизни.

Сенсорное воспитание — важнейшее средство полноценного развития ребёнка: развития его восприятия, формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе.

Огромное значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения) , свои – во вкусовом, обонятельном восприятии.

Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания.

Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Психологами доказано, что для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности. Для маленького ребёнка такой ведущей деятельностью является дидактическая игра. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка.

Дети в раннем возрасте ещё не умеют самостоятельно рассматривать предметы, выделять их характерные черты (форму, цвет, величину) . Значит, необходимо целенаправленно формировать сенсорные эталоны. Эта задача решается с помощью использования дидактических игр и игровых упражнений, направленных на развитие у детей представлений о форме, цвете, величине.

Игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в сенсорном воспитании. Они развивают внимание, зрительную память, слух, что даёт возможность полнее воспринимать мир сенсорики. В игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что делает и учиться действовать правильно.

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности.

Есть простые дидактические игры на развитие тактильных ощущений: «Определи на ощупь»

  • «Найди предмет указанной формы» (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)
  • «Из каких фигур состоит …?» (нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)
  • «Найди предмет такой же формы» (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)
  • «Какая фигура лишняя?» (определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

  • «Сравни предметы по высоте»
  • «Самая длинная, самая короткая» (предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам)
  • «Разноцветные кружки» (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)
  • «В какую коробку?» (распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)
  • «Дальше — ближе» (предложить по рисунку определить положение игры и предметов: какие нарисованы ближе, а какие – дальше)

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

  • «Какого цвета не стало?»
  • «Какого цвета предмет?» (предложить подобрать необходимый цвет для предмета)
  • «Собери гирлянду» (предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом)
  • «Какие цвета использованы?» (показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)
  • «Уточним цвет» (учить различать и называть близкие цвета)

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

  • «Какого цвета предмет?» (предложить подобрать необходимый цвет для предмета)
  • «Подарим куклам бусы» (учить обозначать цвет словом; развивать умения различать цвета (красный, желтый, зеленый, синий) ; развивать умения детей выбирать предметы заданного тона из четырех возможных; закреплять умение группировать предметы по цвету)
  • «Мячи четырех цветов» (учить устанавливать тождества и различия предметов; развивать понимание слов «цвет» , «такой» , «не такой» , «разные» , «большой» , «маленький» ) «Найди куклу по цвету» (учить обозначать цвет словом; развивать умение различать цвета (красный, желтый, зеленый, синий)

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный материал может помочь в организации планомерной работы по сенсорному воспитанию детей младших возрастных групп. В работе представлен: теоретический материал по данному вопросу, практическая час.

Данное дидактическое пособие поможет малышам как адаптироваться к условиям детского сада, так и развить сенсорные способности.

Дидактические игры и упражнения на развитие тактильных ощущений, для закрепления понятий формы, величины,цвета.

Тема: «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»Цель: Формировать восприятие цвета, формы, величины предметов.Задачи:1. Упражнять детей в определении и назывании цвета (красный, жёлтый.

Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.

Дидактические игры и упражнения.

Творческое название проекта: «Волшебная игра » Вид проекта: практико- творческий, групповой Цель: создание оптимальных условий для организации работы, направленной на пов.

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста

Значение сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста

Сенсорное воспитание – это одно из важнейших средств полноценного развития ребенка дошкольного возраста, формирования у него восприятия и представления об основных свойствах окружающих предметов (величина, форма, цвет, положение, запах и вкус).

Большое значение в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста имеет процесс формирования у них представления о сенсорных эталонах.

Сенсорный эталон – это общепринятый образец внешних свойств предмета.

Например, сенсорный эталон по цвету – это цветовой спектр, оттенки цветов по насыщенности и светлоте. Сенсорный эталон по форме – разнообразные геометрические фигуры. Сенсорный эталон по величине – общепринятая система метрических мер.

Помимо внешних сенсорных эталонов, имеются сенсорные эталоны по слуху и вкусу, например, сенсорные эталоны по слуху – это звуковые отношения и фонемы родного языка, сенсорные эталоны по вкусу – это собственный вкус и обонятельное восприятие.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Усвоение сенсорных эталонов является достаточно сложным и длительным процессом, который не ограничивается границами младшего дошкольного возраста, и имеет свою определенную предысторию. Однако необходимо отметить, что усвоение сенсорного эталона не означает овладеть знаниями о том или ином свойстве предмета, умении называть и показывать его правильно. Важно не только обладать четкими представлениями о разных свойствах того или иного предмета, но и уметь их отличать друг от друга, посредством осуществления сравнения и анализа, выделения характерных и специфических свойств предметов в рамках различных ситуаций.

Таким образом, процесс усвоения сенсорных эталонов — это умелое использование их как «единиц измерения», при осуществлении оценки свойств предметов и веществ. Именно знакомство с этими свойствами и является основой содержания сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Проблемы сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста

В настоящее время проблема сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста и формирование у них сенсорной культуры является одной из приоритетных задач дошкольного образования. Это связано с тем, что сенсорное воспитания имеет одно из главных значений в успешном развитии ребенка, в связи с чем, требует пристального внимания со стороны педагогов.

С одной стороны, сенсорное воспитание ребенка младшего дошкольного возраста составляет фундамент его общего развития, в том числе и умственного, с другой стороны оно имеет самостоятельное значение для развития полноценного восприятия необходимо для последующего обучения в школе и осуществлении трудовой деятельности. Сенсорное развитие очень важно для учебной и трудовой деятельности, от усвоения сенсорных эталонов зависит успешность обучения детей в детском саду и школе, выполнения некоторых видов трудовой деятельности.

Таким образом, именно с восприятия окружающих предметов и явлений у ребенка младшего дошкольного возраста начинается познание мира. Все иные формы познания (мышление, запоминание и воображение), строятся у ребенка дошкольника на основе образов восприятия и, по сути, являются результатом их переработки. В связи с чем, невозможно полноценное умственное развитие без опоры на развитое восприятие.

Ведущей деятельность ребенка младшего дошкольного возраста является игра. Именно поэтому в сенсорном воспитании используются игры. Особенно результативна дидактическая игра, которая уже достаточно давно считается одним из основных средств сенсорного развития детей дошкольного возраста. В детских садах на дидактические игры возлагается задача по формированию сенсорики детей.

Дети младшего дошкольного возраста еще не умеют самостоятельно рассматривать и обследовать предметы, а также выделять их специфические и характерные черты (цвет, величина, форма). В связи с чем, перед воспитателем стоит задача по организации целенаправленного процесса по формированию у детей сенсорных эталонов. С этой целью используются разнообразные дидактические игры и упражнения, которые направлены на развитие у детей представлений о цвете, форме и величине.

Содержание сенсорного воспитания

Роль сенсорного воспитания в развитии ребенка младшего дошкольного возраста очень велика. Это связано в первую очередь с тем, что в этот возрастной период ребенок наиболее восприимчив для совершенствования деятельности органов чувств, а также для накопления ребенком представлений об окружающем мире.

Цель сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста – формирование у детей отношения к свойствам различных предметов и явлений, умения их отличать по характерным признакам, посредством зрения, слуха и тактильного восприятия.

Задачи сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста:

  1. Учить детей различать предметы по форме, цвету, величине и т.д.
  2. Учить детей различать материалы по фактуре, массе, звуковым свойствам и т.д.
  3. Ознакомление детей с разновидностями основных свойств предметов: по цвету, форме, величине и т.д.
  4. Ознакомление детей с свойствами предметов, которые можно различать используя слух, вкус, обоняние и т.д.
  5. Формирование у детей представлений о пространстве, расположении предметов в нем. Обучение детей ориентироваться в пространстве относительно частей своего тела и некоторых словесных характеристик (перед, за, спереди, слева, справа и т.д.).
  6. Обучать детей замечать количество предметов, особенности их движения, расположение относительно друг друга.

В процессе сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста, необходимо формировать у них следующие умения:

  1. Определение величины, формы, цвета и т.д.
  2. Группировать предметы по характерным признакам, чередовать их относительно данных признаков.
  3. Группировать предметы, имеющие однородный сенсорный признак, либо два признака.
  4. Сравнивать предметы между собой по характерным признакам.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Консультация «Сенсорное воспитание детей младшего возраста»

«Сенсорное воспитание детей младшего возраста »

онсультация для воспитателей)

Cенсорному воспитанию в учреждениях дошкольного образования уделяют особую роль. Сенсорное развитие ребенка –это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положение в пространстве, а также запахе, вкусе и т п. Нельзя не недооценивать значение сенсорного развития в жизни ребенка. Именно в раннем возрасте лучше всего оттачивать сенсорное восприятие малыша и помогать ему накапливать опыт об окружающем мире и представлений о нем.

Сенсорное развитие напрямую отражается на умственном развитии ребенка. И этот факт не вызывает удивления. Получив полноценное сенсорное воспитание и проходя обучение в школе, ребенок будет быстрее и полноценнее воспринимать и запоминать изученный материал. Ведь основой умственного воспитания ребенка является сенсорное воспитание, которое обеспечивает обогащение чувственного опыта ребенка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов.От того, научиться ли ребенок воспринимать предметы, явления в окружающем его мире или нет, зависит его возможность познавать мир. Без сенсорного обучения практически невозможно полноценно обучить ребенка другим важным знаниям .

Сенсорное воспитание служит основой умственного воспитания, направлено на развитие у ребенка процессов восприятия и получения представлений о предметах и явлениях окружающего мира –это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой. Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятия и чем они богаче ,тем шире и многограннее будут сведения об окружающем мире , полученные ребенком. Современная педагогика считает, что сенсорное воспитание нужно осуществлять в процессе разных видов деятельности – при ознакомлении детей с окружающим миром, игровой, конструктивной, музыкальной, изобразительной и др.

Ребенка дошкольного возраста необходимо учить различать и называть цвета, форму предмета, учить сравнивать предметы по величине, усваивать пространственные ориентировки. Сенсорное воспитание включает в себя также развитие тактильной чувствительности – умения различать свойства предметов (мягкий, твердый, холодный, теплый и т.д.) и правильно называть их. В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, умения вслушиваться и различать звуки, развитие речевого и музыкального слуха.

Таким образом основное содержание работы по сенсорному воспитанию в детском саду определено как ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования.

Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений. Если ребенок знаком с эталонами и их словесным обозначением, ему легче ориентироваться в окружающем мире: он соотносит встречающиеся ему предметы с тем или иным эталоном и называет цвет, форму, величину предмета, пространственное расположение его деталей. Обеспечить усвоения детьми сенсорных эталонов –это значит сформировать у них представления об основных разновидностях каждого свойства предмета. Способы сравнения свойств воспринимаемых предметов с усвоенными образцами и есть способы обследования предметов, которым детей необходимо научить.

Обследование –это специально организованное восприятие предметов для последующего использования его результатов в той или иной деятельности. В процессе обследования дети учатся выделять и различать величину, форму, пространственные отношения, цвет. Усвоение сенсорных эталонов и овладение способами обследования процесс длительный и сложный, включающий постепенный переход ко все более сложным формам восприятия. Развитие ощущений и восприятий происходит успешнее в условиях целенаправленной содержательной деятельности.

Именно младший дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете ,форме , величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями и свойств – шестью цветами спектра (кроме голубого), белым и черным цветами, с такими формами, как круг, квадрат, круг, треугольник и т.д.

Знакомя детей со свойствами предметов не следует добиваться запоминания и употребления их названий, главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действия с ними. Чтобы привлечь внимание ребенка раннего возраста к свойствам предметов, выработать устойчивые представления об этих свойствах, целесообразно организовать такие действия с предметами, при которых для получения нужного результата требуется сопоставить по форме, величине, установить совпадение или несовпадение.

Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной деятельности, в частности в конструировании. Конструируя, ребенок учиться различать не только внешние качества предмета ,у него развиваются познавательные и практические действия. Развитие у детей восприятия и представлений о цвете , форме , величине предметов осуществляется также в процессе обучения изобразительной деятельности.

Работая с детьми младшего возраста необходимо уделять большое внимание обогащению и накоплению сенсорного опыта через игры с дидактическим материалом. Дидактическая игра является игровым методом обучения детей дошкольного возраста, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего развития личности ребенка.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувственным тем или иным воздействиям .Чем меньше ребенок ,тем больше значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе младшего возраста ознакомление со свойствами предметов играет огромную роль .

Сенсорное воспитание детей младшего возраста

Автор: Артемьева Елена Владимировна

Организация: МКДОУ «Гнездниковский детский сад «Колосок»

Населенный пункт: Костромская область, с. Гнездниково

Появившись на свет, ребёнок способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод, т. е. воспринимать бесконечное разнообразие окружающей среды, дальше он начинает активно познавать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Значит, надо помнить, что главное в этом возрасте – обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – это обогащение представлений о внешних свойствах предметов. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание. Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.

Работая с детьми младшего возраста, я обратила внимание на то, что дети приходят в детский сад, не имея чувственного опыта. У них плохо развиты не только сенсорные способности, но и мелкая моторика, глазомер. Они не знают цвет, форму, качества предмета. Поэтому я решила уделять больше внимания данной проблеме, планомерно и систематически включать во все моменты жизни малыша, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

Целью моей работы стало : создание условий для сенсорного развития детей младшего возраста.

Для достижения этой цели поставила перед собой задачи:

  • разнообразить развивающую предметно-пространственную среду в группе.
  • развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт.
  • повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.

В своей работе с детьми придерживаюсь следующих принципов:

  • Принцип дифференцированного подхода (помню о том, что ребенок – уникальная личность, стараюсь ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать).
  • Принцип сотрудничества (даю понять ребенку, что я всегда готова оказать ему личную поддержку и прийти на помощь).
  • Принцип психологического комфорта каждого ребенка (проявляю понимание, деликатность, терпимость и такт при воспитании детей, восхищаюсь его инициативой и мельчайшей самостоятельностью – это способствует формированию у ребенка уверенности в себе и в своих возможностях).
  • Принцип вариативности (для поддержания интереса, стараюсь использовать варианты заданий близкие по целям, но предполагающие действия с разными предметами).

Малыши находятся в детском саду весь день, они растут, развиваются, активно общаются друг с другом и с окружающими, познают мир через физическое взаимодействие с предметами и людьми. Поэтому, я стараюсь организовать жизнь детей в группе так, чтобы они чувствовали комфорт, любовь взрослых и у них была потребность к познанию.

Потребовалось немало сил, необычных находок, чтобы создать в группе развивающую предметно-пространственную среду, которая бы обеспечивала накопление у детей чувственного опыта. Предметы обстановки группы подбираю таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, величины, материалов, гармонию окружающего мира.

Своей яркостью, новизной, необычностью созданная среда побуждает детей исследовать её, действовать в ней, развивает инициативу и творчество, что соответствует ФГОС дошкольного образования.

В созданном мною сенсомоторном уголке размещены игры и предметы для организации игр и проведения упражнений «Разноцветные фигуры», «В какую коробку?», «Какого цвета не стало», «Собери гирлянду», «Чудесный мешочек» «Платочек для куклы» «Найди пару» и др.; альбомы для рассматривания «Цвета радуги», «Геометрические фигуры», «Большой- маленький»; пособия «Матрёшка-гармошка», «Солнышко», «Сенсорная тропа для ног»; природный материал — горох, орехи, фасоль, шишки, камни (для пальчикового сухого бассейна, для творческих работ — выкладывание на пластилине, нанизывание и т.д.); бытовые материалы — карандаши, верёвки прищепки, катушки, шнурки, пуговицы, липучки, платки и т. д.; различные мозаики, шнуровки, различные конструкторы, пластилин, тесто, глина, вкладыши, парные картинки и т.д.; приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистушки, любые приспособления, издающие интересные звуки; для развития осязания — кусочки меха, ткани, шнурки, различные виды бумаги, крупы в мешочках, подносы для круп, баночки и др.

Кроме того, в уголке присутствуют дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности и темы недели.

Работу с детьми веду на протяжении всего дня, включая все виды детской деятельности:

Дошкольный ребёнок — человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры. Я одновременно являюсь и учителем, и участником игры. Я учу и играю, а дети, играя, учатся.

Организуя игры с детьми, учитываю следующую особенность: чем больше анализаторов (зрительный, тактильный, слуховой, двигательный, обонятельный) участвуют в восприятии, чем активнее ребенок, тем глубже впечатление и прочнее запоминание.

Развивающие игры с предметами (сборно-разборные игрушки, матрёшки, пирамидки, объёмные вкладыши, рамки-вкладыши, коробки с отверстиями для проталкивания, кубы, шары. ) «Игрушка-матрёшка»; «Соберём пирамидку» «Покажи, о чём я скажу»; «Магазин игрушек» «Почтовый ящик»и др.

Дидактические игры для формирования представлений о цвете : «Подбери по цвету», «Найди пару», «Посади матрёшку в поезд» «Одень красиво кукол», «Цветные полянки» «Разложи по коробкам», «Спрячь мышку» «Найди палочку», «Воздушные шары», «Собери бусы по цвету»и др.

Дидактические игры для формирования представлений о форме : «Передай мяч», «Почтовый ящик» различные «Рамки-вкладыши», «Волшебный мешочек», «Обводим всё (силуэты)» «Найди предмет похожей формы», «Подбери крышку к банке» и др.

Дидактические игры для формирования представлений о величине : «Что больше?», «Большой-маленький» «Сделай бусы», «Матрёшки построились» «Разбери шишки (снежинки, морковки, зайчиков, листочки. )и др

Дидактические игры для формирования представлений об ориентировке в пространстве: «Что изменилось?», «Вверх-вниз», «Где шарик?» «Поручения», «Соберём квадраты», «Разрезные картинки» «Где же наши ручки?», «Найди половинку», «Игрушки играют в прятки» «Чего не хватает у мишки, зайки, лисички. » и др.

Дидактические игры для формирования представлений о времени: «Когда это бывает?» «Соберём кукол на прогулку».

Дидактические игры для формирования представлений о вкусе, запахе, текстуре, звучании: «Узнай на ощупь», «Чудесный мешочек» «Что и где слышно?», «Музыкальные прятки» «Кто разбудил щенка?», «Кто в домике живёт?» «Овощи и фрукты», «Угощение» и др.

Игра пронизывает все виды деятельности детей.

Познавательно-исследовательская деятельность. Провожу ежедневные наблюдения в природе, экспериментирование с природными материалами «Сравни листочки», «Чьи следы больше?», «Покормим зверюшек», «Что выше куст или дерево?», игры – эксперименты с водой (наливаем, выливаем, вылавливаем из воды, подкрашиваем, меняем температуру. ), игры с песком, землёй и глиной «Чувствительные ладошки» и др.

Конструирование из разного материала : игры в крупный и мелкий конструктор (пластмассовый, деревянный, мягкие модули), игры с конструктором-лего (крупным и мелким), игры с развивающими кубиками «Сложи узор», игры с мозаикой нескольких видов (по форме и величине), «Бусы для нанизывания», игры с различными шнуровками.

Изобразительная деятельность. Лепка, аппликация: игры с фольгой, цветной бумагой, картоном, ватой, салфетками, клеем, пластилином, тестом.

Рисование: игры с красками (на белом фоне, цветном, по мокрому, внутри контура, пальцами)

Двигательная деятельность. Игры с крупногабаритными игрушками-двигателями (каталками, качалками, велосипедами, колясками), двигательные задания с использованием физкультурного оборудования, подвижные игры, имитационные упражнения, игры с мячами, босохождение по «Дорожкам здоровья». Игры с машинками: «Прокати по дорожке», «Поставь в гараж», «Перевези мячи», «Эх, прокачу!».

Коммуникативная деятельность. Игры с мячом в кругу, игры руками с небольшим предметом (массажный мячик, грецкий орех, шестигранный карандаш, «каталочка» из пробок), пальчиковые игры «Чудесный мешочек» (один на всех, каждому свой). Игры с куклами, мишками, собачками: «Катя угощает друзей», «Уложим куклу спать», «Купание кукол», «Куклы собираются на прогулку», «Расчешу волосики».

Восприятие художественной литературы и фольклора. Детские песенки, потешки, стишки (сопровождающие все другие виды деятельности), книжки из разных материалов, книжки с музыкальными эффектами, красочные книжки разных размеров.

Самообслуживание и элементарный бытовой труд .

Трудовые поручения по сбору игрушек и группировке по местам игрушек в группой комнате; приведение в первоначальный вид разобранных дидактических пособий.

Музыкальная деятельность. Игры на развитие фонематического слуха, игры с различными музыкальными инструментами (бубен, барабан, погремушка, трещотка, дудка. ), игры с самодельными звучащими предметами, театрализованные игры (плоскостной, пальчиковой театры, куклы бибабо), народная игрушка (неваляшки, свистульки). «Где звенит колокольчик?», «Кто как поёт» (громко – тихо), «Кто разбудил куколку Машу?»,

Не оставляю без внимания и режимные моменты при воспитании культурно-гигиенических навыков: в о время кормления «Какого цвета суп», «Чем пахнет сок», «Какой формы печенье»; умывания «Теплая – холодная водичка», «Какого цвета мыло и чем оно пахнет», «Намыль белые перчатки»; при одевании «Найди пару к носочку, варежке», «Какого цвета одежда», «Чей шарфик длиннее» и др.

Следует отметить, что в ся организованная работа не была бы столь плодотворной, и не дала бы должного эффекта, если бы я не смогла заинтересовать родителей. Для родителей были организованны консультации: « Что такое сенсорика, и почему ее нужно развивать?» «Сенсорные способности малыша», «Воспитание сенсорной культуры ребенка»; мастер-класс «Сенсорное развитие ребенка», родительское собрание «Учите, играя!» , беседы, папки – передвижки. В уголке для родителей помещаю домашние задания по теме, распечатки игр, практические рекомендации «Пальчиковые игры», «Формирование зрительно-двигательной координации», «Развитие творчества ребенка » . И родители не остались равнодушными и пассивными к проблеме, они стали активными участниками образовательного процесса, изготовили для детей разные пособия, дидактические игры, тренажеры, активно участвуют в конкурсах и охотно откликаются на мои просьбы.

В результате проделанной работы прослеживается положительная динамика:

  • Дети проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам.
  • С удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность.
  • Способны целенаправленно наблюдать за объектами организованного восприятия.
  • Стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной деятельности.
  • Пополнилась развивающая предметно-пространственная среда группы
  • Повысилась компетентность родителей по сенсорному развитию детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что поставленная мною цель была успешно достигнута. Своевременное сенсорное воспитание — главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.

Читать еще:  Роль родителей в воспитании ребенка
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector