221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сенсорное воспитание детей раннего возраста

Сенсорное воспитание детей раннего возраста (из опыта работы)

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Слайд 1 В отечественной педагогике дошкольное воспитание является важным этапом, определяющим все дальнейшее развитие ребенка.

Период раннего и младшего дошкольного возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия. Не случайно в истории психологии и педагогики проблема развития восприятия и сенсорных способностей привлекала внимание многих ученых, исследователей.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод и т.п. Сенсорная культура обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей.

После проведения ряда наблюдений было выявлено, что сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка; с другой стороны, имеет самостоятельное значение.

Слайд 2 Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

Слайд 3 Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Слайд 4 Цельюсенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у малышей.

На этой основе выделяются следующие задачи:

  • Формирование у детей систем перцептивных действий
  • Формирование у детей систем сенсорных эталонов
  • Формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности

Ориентировка в многообразном конкретном опыте требует обобщений, сведения многообразия к общим типичным явлениям, т.е. усвоения меры качеств – эталонов, выработанных человечеством.

Слайд 5 Эталонная система для детей дошкольного возраста включает в себя:

  • Основные цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный, белый;
  • Пять форм; круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;
  • Три величины; большая, средняя, маленькая.

В сенсорном развитии, так же как и в умственном, физическом развитии определены требования программы.

Слайд 6 Требования программы по сенсорному воспитанию с 1,6 до 2 лет:

  • ориентироваться в 3-4 цветах, некоторые называть, подбирать по образцу;
  • ориентироваться в трех и более контрастных величинах (собирать трехместную матрешку и другие вкладыши после показа);
  • собирать пирамидку по убыванию размера из четырех (пяти) колец контрастных величин;
  • соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске);
  • в рамках листа проводить вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии, называть то, что рисует.

Слайд 7, 8 Требования программы по сенсорному воспитанию детей с 2до 3 лет

  • ориентироваться в 6 цветах, называть их, подбирать по образцу
  • ориентироваться в трех и более контрастных величинах
  • собирать пирамидку из 5-8 колец разной величины
  • соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске)
  • составлять целое из 4-х частей разрезных картинок, складных кубиков
  • различать предметы по форме (кубик, кирпичик, шар, призма)
  • ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник)
  • сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине
  • выделять формы предметов, обводя их по контуру то одной, то другой рукой
  • в рамках листа проводить вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии

В 2010-2011 году возраст детей в нашей группе был с полутора до двух лет.

В начале года я провела диагностику по выявлению у детей различных умений и навыков, т. е. определила уровень подготовленности детей к обучению. За основу мною были взяты комплексы показателей из работы специалиста по раннему детству Е.Б. Волосовой «Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели)».

Слайд 9 Были проверены сенсорные способности малышей. Я выяснила, что лишь небольшая часть из них различает основные цвета и размеры, а форму пытались различать и различали единицы.

В работе я наметила следующие условия для выполнения задач:

♦ использование дидактических игр,

♦ создание условий для ознакомления детей с цветом, формой, величиной.

Работа проводилась поэтапно. Сначала учила детей различать величины и цвета, подбирая тождественные. Представления о цвете не связывала со словом. Развивала у ребят память, внимание, логическое мышление. Для этого предлагались дидактические игры: «Грибочки по местам», «Не ошибись», «Подбери по цвету», «Разноцветные поляны», «Собери бусы», «Цветная посуда», «Нарядим солнышко» и др. Дидактический материал вызывал у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обменивались предметами, сравнивали их, делали умозаключения: «Такой же шарик. Такая же полочка. Грибочки одинаковые. Варежки разные» Конечно же, не все дети справлялись с поставленной задачей. Часть из них не могла правильно подобрать грибки, шарики, палочки по признаку цвета, величины. Я постоянно разнообразила дидактический материал. Использовала и игры‑самоделки: «Воздушные шары», «Спрячь мышку», «Подбери чашки к блюдцам», лото «Цвет и форма», мобиль «Карусель» и др., которые вызывали у ребят интерес. Они увлеченно рассматривали материал, сопоставляли его, подбирали к эталону.

Учитывая особенности восприятия детьми цвета, я использовала сначала красный и синий цвета, затем желтый и зеленый. Когда большая часть детей научилась различать четыре основных цвета, были введены для ознакомления белый и черный цвета. Я старалась также подобрать игрушки и предметы интенсивной окраски. Ребята научились простейшим умственным операциям, а именно: сравнивать, сопоставлять цвета. Но все же часть детей оставалась равнодушной к абстрактному материалу, поэтому пришлось использовать игры сюжетного содержания «Спрячь мышку» и «Нарядим солнышко», цель которых – научить ребят обобщать предметы по сюжету и цвету. В игре «Нарядим солнышко» перед детьми было представлено обиженное солнышко, которое не нарядили к празднику. И ребятам предлагалось подарить ему косички с бантиками, т.е. нужно было к косичке подобрать бантик и подарить солнышку. В этой игре использовались и оттенки цветов. Но от детей не требовались названия цветов. Игры малышам понравились, они правильно подбирали тождественные цвета.

Слайд 10 Наблюдая за сюжетно-ролевыми играми детей, я заметила особый интерес к уголку ряжения. Мною были сшиты юбочки с ободочками синего, красного, желтого и зеленого цветов. При одевании юбочки нужно было подобрать ободок такого же цвета.

Работу по цветовосприятию продолжила в сюжетно-ролевой игре «Дом». Кукле в зеленом платье нужно было налить чай в зеленую кружку и поставить кружку на тарелку такого же цвета, кукле в синем платье соответственно поставить синюю кружку и синюю тарелку и т.д.

Я учила ребят узнавать цвет и по словесному объяснению. Используя тот же дидактический материал, предлагала детям найти предметы заданного цвета: «Подари желтый бантик. Возьми красный шарик. Надень синюю юбочку и т.д.»

Слайд 11 Работа по восприятию цвета, величины и формы проводилась с учетом индивидуальных особенностей малышей. Ребятам, хорошо усваивающим программу, задания в дидактических играх усложнялись. Малышам, трудно усваивающим материал, предлагались задания в облегченном варианте.

Слайд 12 Проводилась работа и с родителями. Были проведены и оформлены консультации. Подробно рассказала родителям на родительском собрании о содержании работы по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного воспитания сенсорных способностей, а так же о том, какая работа должна проводиться в семье для закрепления навыков. Оформлялась выставка дидактических игр и игрушек, способствующих закреплению сенсорных эталонов, Объясняла взрослым, как играть с детьми в эти игры, какие игрушки и дидактические игры можно приобрести для малышей, как оформить игровой уголок дома.

Совместная и систематическая работа оказала положительное влияние на развитие сенсорных способностей малышей нашей группы.

Читать еще:  Качество воспитания в семье

Слайд 13 — 16 В конце учебного года вновь была проведена диагностика, которая проводилась по основным показателям, предложенным Е.Б. Волосовой в книге «Развитие ребенка раннего возраста». Проведенная диагностика показала большой скачок знаний и умений к концу учебного года по всем разделам программы сенсорного воспитания.

Условные обозначения:

«-» — норматив ребёнок не выполняет, еще им не заинтересован

« — ребёнок делает попытки к выполнению норматива, проявляет к нему интерес

«+» — норматив ребёнок выполняет с интересом, правильно.

Познавательное развитие

Цветовой гнозис

Восприятие формы )

Художественная сфера (мелкая моторика

Подводя итог, можно сказать, что проведенная работа благотворно отразилась на знаниях и умениях малышей. Анализ деятельности по сенсорному воспитанию показал, что дети успешно овладели знаниями и умениями программы сенсорного развития. Совершенствование сенсорного опыта включает большое количество взаимосвязанных задач. И эти задачи были выполнены на высоком уровне.

В результате сенсорного воспитания дети овладели способами чувственного познания мира, наглядно-образным мышлением, произошло совершенствование всех видов детской деятельности, начала формироваться самостоятельность в познавательной и практической деятельности.

Слайды 17 — 27

В связи со сказанным становится очевидным, что, создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача своевременного развития ребенка.

  1. Н.Н. Подъяков, В.А. Аванесова «Сенсорное воспитание в детском саду» — М., «Просвещение», 1981.
  2. Э.Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста» — М., «Просвещение», 1983
  3. Л.А. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка»
  4. Е.Б. Волосова «Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). — М., ЛИНКА-ПРЕСС, 1999

Сенсорное развитие детей раннего возраста в домашних условиях

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Дата публикации: 21.12.2019

Статья просмотрена: 48 раз

Библиографическое описание:

Осипова С. В. Сенсорное развитие детей раннего возраста в домашних условиях [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2020 г.). — СПб.: Свое издательство, 2020. — С. 10-12. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/354/15538/ (дата обращения: 23.03.2020).

Полноценную жизнедеятельность малыша, невозможно представить без сенсорного воспитания. Не зря малыш первым делом стремится испробовать все на вкус, затем это переходит к рисованию на обоях, мебели. Малыш пытается исследовать содержимое всех кастрюль и сумок, проверить все предметы, которые попадаются в руки на прочность. Прекрасными помощниками внутреннего мира крохи, воспитании в нем личностных качеств и знакомстве с существующими реалиями являются игры по сенсорному развитию. Поэтому чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не благодаря пословице «делу — время, потехе — час», а потому, что, играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

Ранний возраст — самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует всестороннему развитию малыша. Всестороннее развитие представляют собой единую систему, благодаря которой ребенок продвигается в своем развитии, прогрессирует. Человек является частью природы, и сенсорное восприятие ребёнка — это часть данных ему природой возможностей вырасти и успешно адаптироваться в окружающей среде. Поощряйте желание ребёнка бегать босиком, подолгу возиться с водой, землёй и песком. Эти занятия не только разовьют сенсорную восприимчивость дошкольника, но и привьют ему любовь к природе, сформируют устойчивый интерес к её законам и событиям. Стремление активно познавать окружающий мир является частью жизненной программы любого живого существа, в том числе человека. Сенсорное развитие дошкольников, забота о создании у них целостной картины сенсорного восприятия мира — основная задача родителей и воспитателей, которые хотят, чтобы дети росли не только успешными и здоровым, но и гармонично развитым».

Дошкольный возраст — период интенсивного сенсорного развития. Ребенок познает мир через органы чувств, овладевает способами манипуляции с предметами. Сенсорика — основа возникновения познавательных психических процессов и речи. Чтобы развивать систему чувств ребенка, не требуются специальные условия и занятия, можно создать игры по сенсорике для детей 2–3 лет своими руками.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» — слова советского педагога В. Сухомлинского точно отражают задачи воспитания дошкольника. В раннем детстве (от 1 до 3 лет) развитие происходит через предметную деятельность, в которой формируется образное мышление. Детям важно почувствовать предмет на вкус, ощутить его структуру, прикоснуться к поверхности. Взаимодействуя с окружающими объектами, ребенок учится воспринимать и анализировать информацию. В этом ему помогают органы чувств и соответствующие анализаторы:

Через эти системы формируются представления об окружающей реальности, которые закреплены в сенсорных эталонах — общепринятых свойствах предметов. Такими эталонами являются формы, цвета, размер, вкус, уровень звука, температура.

Дидактический материал для сенсорного воспитания — систематизированные наборы предметов или картинок, которые дают детям возможность упражняться в выделении тех или иных признаков предметов, сравнении одних предметов с другими, в группировке предметов, решении задач на их пространственное расположение. По мере развития познавательных способностей материал усложняется.

Обучение происходит в игровой форме, чтобы у малыша оставался высоким уровень мотивации к играм.

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста 2–3 лет вдомашних условиях

Игры сприщепками

Прищепки — доступный материал для развития мелкой моторики. Чтобы прицепить или отцепить прищепку, ребенок задействует пальцы рук, отрабатывает захватывающие движения. Дети до 2 лет используют для захвата всю кисть, а игры с прищепками помогут скоординировать точную работу пальчиков. Благодаря цветовой гамме прищепок, можно изучать цвета и формировать математические представления.

Используя фантазию, можно предложить малышу много вариантов игр сприщепками, среди которых:

Стирка. Натянуть веревку между двумя стульями и предложить повесить на нее кукольную одежду, закрепив прищепками.

Конструктор. С помощью прищепок создают объемные фигуры, роботов, животных, транспорт.

В мире животных. Распечатать фигурки ежиков и зайчиков. Ежику прицепить иголки в виде прищепок, зайчику сделать из них ушки.

Полянка. Вырезать из цветного картона солнце, тучу, траву, дерево. Ребенок цепляет к трафарету прищепки соответствующего цвета, чтобы получилась объемная картина.

Кто что ест. Распечатать мордочки различных животных и ту еду, которую они предпочитают. Из картона вырезать круг, разделить его на секторы. На каждый наклеить изображение еды. На прищепки скотчем наклеить мордочки. Ребенок цепляет прищепки с животным на тот сектор, где изображена подходящая еда.

Хвостики для рыбок. Сделать из картона круглый бассейн с рыбками, где необходимо подобрать по цвету хвостик рыбке и при помощи прищепки прицепить его к рыбе.

Пальчиковый сухой бассейн

Сухой бассейн — игра на развитие мелкой моторики, которая включает в себя пальчиковую гимнастику. Глубокую миску высотой 12–15 см на половину заполнить крупой. Ребенок опускает кисти рук в наполнитель, перебирает крупу, рассыпает ее. Таким образом происходит самомассаж пальцев рук. Игры в сухом бассейне сопровождают музыкой или стихами. На дно миски можно выложить маленькие игрушки, которые надо найти и описать их с закрытыми глазами. Игра подходит для детей двух-трех лет.

«Бусы из соленого теста»

Малышу предлагается сделать бусы в подарок маме, бабушке, сестре из разноцветных колечек. Мама заранее лепит колечки из соленого теста и подсушивает в духовке. Тесто можно купить в магазине или сделать самим. Далее малыш нанизывает бусинки на шнурок и формируют украшение.

«Тактильная коробка»

Основа интерактивного пособия — короб, кастрюля, пластиковый контейнер с крышкой. Она наполняется природными материалами (крупой, песком, мукой, ракушками, камнями, листьями). Можно добавить в коробку бумагу, вату, ткань, игрушки. Дополняют коробку инструментами — ложкой, лопаткой, стаканами, формами для кексов. Ребенок изучает наполнение коробки, учится манипулировать разными предметами, знакомится с различными тактильными ощущениями. Можно играть с содержимым коробки по заданию взрослого или оставить место для свободного творчества малыша

«Паучок на полянке»

Для игры понадобится пластиковое прозрачное ведро с крышкой, в нем делают отверстия для шнуровки и крепления дополнительных деталей. На крышку из цветной бумаги наклеивается паучок. Глаза делают из крышек от пластиковых бутылок, раскрашивают в подходящие цвета, соединяют с основой. К лапкам добавляют шнурки, которые вставляют в отверстия. Из них ребенок «плетет паутину».

В ведерко складывают мелкие предметы и ленты, которые можно проталкивать через отверстия разного диаметра. Вариантов манипуляций с пособием множество, поэтому дети каждый раз придумают новую игру с паучком.

«Варежки: найди пару»

Вырезать из картона форму варежки и раскрасить ее. Пусть малыш попытается найти одинаковые варежки. Например: синие в белый кружок, красные в черную полоску и др.

Разноцветные узоры

Из квадрата 10 на 10 любого материала вырезаем цветочек, пусть малыш подберет цветы к каждому кусочку материала.

Читать еще:  Как воспитать сына настоящим мужчиной

Накорми животное

Из пластиковой бутылки сделать эстетичную мордочку собаки, кошки или поросенка. Открыть пробку и пусть малыш кладет в бутылку крупные макароны, тем самым он накормит животное.

Играя в игры по сенсорному развитию, дети станут более самостоятельными, возрастет стремление самоутвердиться: «Я сам!». Поэтому нужно использовать все необходимые возможности развития своего малыша, повышая интерес к новым знаниям, новым увлечениям.

  1. Петрова И. В., Присяжнюк С. А., Лиханова Т. И. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста/ Петрова И. В. и др. — М.: Издательство «ТЦ Сфера», 2012 г. — 64 с.
  2. Хохрякова Ю. М. «Сенсорное воспитание детей раннего возраста»/ Хохрякова Ю. М. — М.: Издательство «ТЦ Сфера», 2014 г. — 128 с.
  3. Янушко Е. А. «Сенсорное развитие»/ Янушко Е. А. — М.: Издательство «Мозаика-Синтез», 2013 г. — 72 с.

Похожие статьи

Сенсорное развитие детей раннего возраста во взаимодействии.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено

Сенсорное развитие лучше всего происходит, когда дети с самого раннего возраста.

Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей.

Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме.

Формирование основ сенсорного воспитания в раннем детстве.

Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств.

Сенсорное воспитание ребёнка в раннем возрасте нельзя переоценить, приходя в группу, малыш

Сенсорное воспитание — это целенаправленное совершенствование, развитие у детей.

Сенсорное развитие детей раннего возраста через.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка.

С детьми раннего возраста провожу игры — занятия, в которых подача какого — либо материала протекает незаметно для малышей, в.

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

Ключевые слова: сенсорное развитие, дошкольный возраст, дети раннего возраста

Задача взрослых (родителей, воспитателей) — максимальное развитие органов чувств малыша.

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о.

Дидактические игры для сенсорного развития детей третьего.

Проводя занятия по сенсорному развитию малышей, советую прибегнуть к ряду

Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления различных видов

игра, ребенок, ход игры, создание игры, сенсорное развитие, цвет, ранний возраст, мелкая.

Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей.

Сенсорное воспитание у детей раннего возраста наиболее успешно осуществляется в условиях различных дидактических игр.

игра, ребенок, ход игры, создание игры, сенсорное развитие, цвет, ранний возраст, мелкая моторика рук, квадрат, дидактический материал.

Волшебные пальчики (сенсорное развитие детей раннего. )

Сенсорное воспитание у детей раннего возраста наиболее успешно осуществляется в условиях

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование

Библиографическое описание: Фоменко Т. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста.

Использование полифункциональной среды сенсорной комнаты.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста. ребенок, сенсорное развитие, предмет, окружающий мир, сенсорное воспитание, раннее детство, головной мозг

Именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств.

Сенсорное развитие детей раннего возраста в домашних условиях

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Дата публикации: 21.12.2019

Статья просмотрена: 48 раз

Библиографическое описание:

Осипова С. В. Сенсорное развитие детей раннего возраста в домашних условиях [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2020 г.). — СПб.: Свое издательство, 2020. — С. 10-12. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/354/15538/ (дата обращения: 23.03.2020).

Полноценную жизнедеятельность малыша, невозможно представить без сенсорного воспитания. Не зря малыш первым делом стремится испробовать все на вкус, затем это переходит к рисованию на обоях, мебели. Малыш пытается исследовать содержимое всех кастрюль и сумок, проверить все предметы, которые попадаются в руки на прочность. Прекрасными помощниками внутреннего мира крохи, воспитании в нем личностных качеств и знакомстве с существующими реалиями являются игры по сенсорному развитию. Поэтому чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не благодаря пословице «делу — время, потехе — час», а потому, что, играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

Ранний возраст — самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует всестороннему развитию малыша. Всестороннее развитие представляют собой единую систему, благодаря которой ребенок продвигается в своем развитии, прогрессирует. Человек является частью природы, и сенсорное восприятие ребёнка — это часть данных ему природой возможностей вырасти и успешно адаптироваться в окружающей среде. Поощряйте желание ребёнка бегать босиком, подолгу возиться с водой, землёй и песком. Эти занятия не только разовьют сенсорную восприимчивость дошкольника, но и привьют ему любовь к природе, сформируют устойчивый интерес к её законам и событиям. Стремление активно познавать окружающий мир является частью жизненной программы любого живого существа, в том числе человека. Сенсорное развитие дошкольников, забота о создании у них целостной картины сенсорного восприятия мира — основная задача родителей и воспитателей, которые хотят, чтобы дети росли не только успешными и здоровым, но и гармонично развитым».

Дошкольный возраст — период интенсивного сенсорного развития. Ребенок познает мир через органы чувств, овладевает способами манипуляции с предметами. Сенсорика — основа возникновения познавательных психических процессов и речи. Чтобы развивать систему чувств ребенка, не требуются специальные условия и занятия, можно создать игры по сенсорике для детей 2–3 лет своими руками.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» — слова советского педагога В. Сухомлинского точно отражают задачи воспитания дошкольника. В раннем детстве (от 1 до 3 лет) развитие происходит через предметную деятельность, в которой формируется образное мышление. Детям важно почувствовать предмет на вкус, ощутить его структуру, прикоснуться к поверхности. Взаимодействуя с окружающими объектами, ребенок учится воспринимать и анализировать информацию. В этом ему помогают органы чувств и соответствующие анализаторы:

Через эти системы формируются представления об окружающей реальности, которые закреплены в сенсорных эталонах — общепринятых свойствах предметов. Такими эталонами являются формы, цвета, размер, вкус, уровень звука, температура.

Дидактический материал для сенсорного воспитания — систематизированные наборы предметов или картинок, которые дают детям возможность упражняться в выделении тех или иных признаков предметов, сравнении одних предметов с другими, в группировке предметов, решении задач на их пространственное расположение. По мере развития познавательных способностей материал усложняется.

Обучение происходит в игровой форме, чтобы у малыша оставался высоким уровень мотивации к играм.

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста 2–3 лет вдомашних условиях

Игры сприщепками

Прищепки — доступный материал для развития мелкой моторики. Чтобы прицепить или отцепить прищепку, ребенок задействует пальцы рук, отрабатывает захватывающие движения. Дети до 2 лет используют для захвата всю кисть, а игры с прищепками помогут скоординировать точную работу пальчиков. Благодаря цветовой гамме прищепок, можно изучать цвета и формировать математические представления.

Используя фантазию, можно предложить малышу много вариантов игр сприщепками, среди которых:

Стирка. Натянуть веревку между двумя стульями и предложить повесить на нее кукольную одежду, закрепив прищепками.

Конструктор. С помощью прищепок создают объемные фигуры, роботов, животных, транспорт.

В мире животных. Распечатать фигурки ежиков и зайчиков. Ежику прицепить иголки в виде прищепок, зайчику сделать из них ушки.

Полянка. Вырезать из цветного картона солнце, тучу, траву, дерево. Ребенок цепляет к трафарету прищепки соответствующего цвета, чтобы получилась объемная картина.

Кто что ест. Распечатать мордочки различных животных и ту еду, которую они предпочитают. Из картона вырезать круг, разделить его на секторы. На каждый наклеить изображение еды. На прищепки скотчем наклеить мордочки. Ребенок цепляет прищепки с животным на тот сектор, где изображена подходящая еда.

Хвостики для рыбок. Сделать из картона круглый бассейн с рыбками, где необходимо подобрать по цвету хвостик рыбке и при помощи прищепки прицепить его к рыбе.

Пальчиковый сухой бассейн

Сухой бассейн — игра на развитие мелкой моторики, которая включает в себя пальчиковую гимнастику. Глубокую миску высотой 12–15 см на половину заполнить крупой. Ребенок опускает кисти рук в наполнитель, перебирает крупу, рассыпает ее. Таким образом происходит самомассаж пальцев рук. Игры в сухом бассейне сопровождают музыкой или стихами. На дно миски можно выложить маленькие игрушки, которые надо найти и описать их с закрытыми глазами. Игра подходит для детей двух-трех лет.

Читать еще:  Как правильно воспитывать сына

«Бусы из соленого теста»

Малышу предлагается сделать бусы в подарок маме, бабушке, сестре из разноцветных колечек. Мама заранее лепит колечки из соленого теста и подсушивает в духовке. Тесто можно купить в магазине или сделать самим. Далее малыш нанизывает бусинки на шнурок и формируют украшение.

«Тактильная коробка»

Основа интерактивного пособия — короб, кастрюля, пластиковый контейнер с крышкой. Она наполняется природными материалами (крупой, песком, мукой, ракушками, камнями, листьями). Можно добавить в коробку бумагу, вату, ткань, игрушки. Дополняют коробку инструментами — ложкой, лопаткой, стаканами, формами для кексов. Ребенок изучает наполнение коробки, учится манипулировать разными предметами, знакомится с различными тактильными ощущениями. Можно играть с содержимым коробки по заданию взрослого или оставить место для свободного творчества малыша

«Паучок на полянке»

Для игры понадобится пластиковое прозрачное ведро с крышкой, в нем делают отверстия для шнуровки и крепления дополнительных деталей. На крышку из цветной бумаги наклеивается паучок. Глаза делают из крышек от пластиковых бутылок, раскрашивают в подходящие цвета, соединяют с основой. К лапкам добавляют шнурки, которые вставляют в отверстия. Из них ребенок «плетет паутину».

В ведерко складывают мелкие предметы и ленты, которые можно проталкивать через отверстия разного диаметра. Вариантов манипуляций с пособием множество, поэтому дети каждый раз придумают новую игру с паучком.

«Варежки: найди пару»

Вырезать из картона форму варежки и раскрасить ее. Пусть малыш попытается найти одинаковые варежки. Например: синие в белый кружок, красные в черную полоску и др.

Разноцветные узоры

Из квадрата 10 на 10 любого материала вырезаем цветочек, пусть малыш подберет цветы к каждому кусочку материала.

Накорми животное

Из пластиковой бутылки сделать эстетичную мордочку собаки, кошки или поросенка. Открыть пробку и пусть малыш кладет в бутылку крупные макароны, тем самым он накормит животное.

Играя в игры по сенсорному развитию, дети станут более самостоятельными, возрастет стремление самоутвердиться: «Я сам!». Поэтому нужно использовать все необходимые возможности развития своего малыша, повышая интерес к новым знаниям, новым увлечениям.

  1. Петрова И. В., Присяжнюк С. А., Лиханова Т. И. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста/ Петрова И. В. и др. — М.: Издательство «ТЦ Сфера», 2012 г. — 64 с.
  2. Хохрякова Ю. М. «Сенсорное воспитание детей раннего возраста»/ Хохрякова Ю. М. — М.: Издательство «ТЦ Сфера», 2014 г. — 128 с.
  3. Янушко Е. А. «Сенсорное развитие»/ Янушко Е. А. — М.: Издательство «Мозаика-Синтез», 2013 г. — 72 с.

Похожие статьи

Сенсорное развитие детей раннего возраста во взаимодействии.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено

Сенсорное развитие лучше всего происходит, когда дети с самого раннего возраста.

Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей.

Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме.

Формирование основ сенсорного воспитания в раннем детстве.

Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств.

Сенсорное воспитание ребёнка в раннем возрасте нельзя переоценить, приходя в группу, малыш

Сенсорное воспитание — это целенаправленное совершенствование, развитие у детей.

Сенсорное развитие детей раннего возраста через.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка.

С детьми раннего возраста провожу игры — занятия, в которых подача какого — либо материала протекает незаметно для малышей, в.

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

Ключевые слова: сенсорное развитие, дошкольный возраст, дети раннего возраста

Задача взрослых (родителей, воспитателей) — максимальное развитие органов чувств малыша.

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о.

Дидактические игры для сенсорного развития детей третьего.

Проводя занятия по сенсорному развитию малышей, советую прибегнуть к ряду

Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления различных видов

игра, ребенок, ход игры, создание игры, сенсорное развитие, цвет, ранний возраст, мелкая.

Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей.

Сенсорное воспитание у детей раннего возраста наиболее успешно осуществляется в условиях различных дидактических игр.

игра, ребенок, ход игры, создание игры, сенсорное развитие, цвет, ранний возраст, мелкая моторика рук, квадрат, дидактический материал.

Волшебные пальчики (сенсорное развитие детей раннего. )

Сенсорное воспитание у детей раннего возраста наиболее успешно осуществляется в условиях

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование

Библиографическое описание: Фоменко Т. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста.

Использование полифункциональной среды сенсорной комнаты.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста. ребенок, сенсорное развитие, предмет, окружающий мир, сенсорное воспитание, раннее детство, головной мозг

Именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств.

Сенсорное воспитание детей раннего возраста

Только что рожденный на свет ребенок уже сразу готов взаимодействовать с окружающим миром: он наблюдает за окружающей действительностью, улавливает звуки, чувствует температурные колебания. В переводе с латыни термин сенсорика «sensus» — это восприятие.

Сенсорное восприятие – это знакомство ребенка с особенностью окружающих предметов с помощью чувственных органов (зрение, слух, осязание, обоняние, вкусовые рецепторы) и дальнейшее формирование индивидуальной картины мира. Ознакомление с действительностью у ребенка происходит с восприятия явлений окружающей среды и свойств предметов, находящихся вокруг нас. На воспринимаемых образах формируется мыслительная деятельность, воображение, запоминание. От целостности восприятия напрямую зависит дальнейшее умственное развитие малыша.

Сенсорное развитие ребенка – это усвоение понятий о предметных свойствах (форме, цвете, величине) и формирование восприятия. Оно является основой развития умственных способностей и оказывает прямое воздействие на дальнейшее обучение.

В будничной жизни малыш осваивает разновидности форм, красок, материалов и остальных свойств предметов и явлений, слушает музыкальные произведения и разглядывает живопись. При отсутствии руководства взрослых он воспринимает все так, как у него получается. Самостоятельное усвоение нередко бывает неполноценным. Поэтому необходим контроль и помощь со стороны взрослого. Только взрослому под силу показать малышу всю красоту и многообразие нашего мира, а также помочь правильно усвоить и закрепить словесно свойства предметов, явлений. Для сенсорного развития детей раннего возраста нужно организовать соответствующее обучение, сделать его многоступенчатым, постепенно продвигаясь вверх.

Одной из целей сенсорного развития является формирование у малышей определенных эталонов. Формирование правильных эталонов очень важно для дальнейшего обучения. И этот процесс не закончиться детством, а будет продолжаться на протяжении всей нашей жизни. Ведь малышу необходимо не только правильно определять и называть различные свойства предметов, но и иметь знания об их разнообразии и, самое главное, уметь применять эти знания для анализа различных свойств предметов, объектов, явлений в различных ситуациях. Например, цветовым эталоном будут семь цветов радуги, эталон формы – простейшие фигуры.

Какие же задачи решает сенсорное развитие детей? Сенсорное восприятие окружающей действительности с раннего возраста является единственным способом познать мир, в который пришел новый маленький житель. И от того, насколько хорошо в первый год жизни малышу помогут получить первые познания о нем, зависит и все его дальнейшее путешествие в этом мире.

Каждый ребёнок по своей природе исследователь. Малыши не рождаются с набором определённых знаний и умений, поэтому каждому ребёнку надо осваивать этот мир: для чего нужна ложка, как держать карандаш, где расположен нос, на эти и еще множество других вопросов мы, взрослые, родители и педагоги должны помочь найти ответы.
Задача родителей – как можно полнее развивать сенсорный потенциал своих детей, так как чувственный опыт является основой умственного, нравственного, эстетического, физического развития личности. Если полнее отобразить задачи, которые выполняет сенсорное воспитание и развитие детей, то получится следующая последовательность.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
• закладывает основы для интеллектуального развития;
• упорядочивает нагромождение представлений ребенка, появившееся в результате его взаимодействия с окружающей действительностью;
• способствует развитию хорошей наблюдательности;
• облегчает его вход в реальную жизнь;
• с раннего возраста развивает эстетическое чувство у детей;
• закладывает основы развитого, богатого воображения;
• обостряет внимание;
• позволяет ребенку познакомиться с новыми видами предметно-познавательной деятельности;
• знакомит и дает усвоить сенсорные эталоны;
• закладывает фундамент навыков учебной деятельности;
• способствует расширению словарного запаса детей;
• создает базис всех видов памяти.

Родители – проводники детей в этом мире. Ведите своего карапуза по правильным дорожкам, и он обязательно достигнет вершин мироздания. Но только при вашем непосредственном участии!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector