221madou.ru

Мама и Я
7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ситуации семейного воспитания

Ситуации семейного воспитания

Трехлетняя Оля размазала салат по столу. «Вытри клеенку, Оля! — сказала мать. Девочка надулась и не двинулась с мес¬та. — «Вытирай, Оля! Ты напачкала, ты и убирай».

Мать ждала. Оля сидела надувшись. Тогда мать, молча убрала со стола.

Вопрос. Дайте развернутую оценку родительскому поведению.
Примерный ответ. Своим требовательным тоном мать, попросив ребенка вытереть стол, по существу спровоцировала упрямство. Потом, уступив девочке, в конце концов сделала за нее то, что ребенок смог бы сделать сам.

Матери надо было бы сдержать свое первое побуждение и не высказывать властного требования. Скорее всего, вопрос, обращенный к ребенку — что же нам теперь делать? — вызвал бы у девочки желание предложить матери свою помощь. Если бы она этого не пожелала, то мать могла бы проявить твердость: положить в руку дочери тряпку и, ведя ее руку по столу, вытереть клеенку. Если же ребенок начал бы сопротивляться, можно попросить его выйти из-за стола.

Четырехлетняя Света очень долго собирается на ежевечернюю прогулку перед сном. В конце концов родители ушли со словами: «Очевидно, ты не хочешь идти на прогулку, а мы хотим. До свидания, милая. Мы скоро вернемся». Отлучившись совсем на короткое время, они вернулись и больше в тот день к этой теме не возвращались. Назавтра Света собралась на улицу задолго до обычного времени.

Вопрос. Как вы оцениваете поведение родителей? Обоснуйте, почему имен-но так.
Примерный ответ. Родители не стали предъявлять дочери требований, не пытались оказывать на нее давление, они отвечали только за свои действия. Мать и отец отстояли заведенный в семье порядок.

Сергей сел за стол, не вымыв руки.
«Что за манера являться к столу в таком виде? — строго спросила мать шестилетнего сына.- Ох уж эти дети! Всегда у вас грязные руки! Посмотри на свои волосы? Ты их когда-нибудь причесываешь? А рубашка? Совсем грязная! И полотенце у тебя такое же».
Глаза Сергея наполнились слезами. Он сидел с таким выражением на лице, словно спрашивал: «К чему ты еще придерешься?»

Вопрос. Вы считаете, что ребенок садится за стол с грязными руками по не-знанию, что так делать нельзя, или по иной причине.
Примерный ответ. Мальчик не соблюдает порядок потому, что не приучен к этому. А мать своими упреками только вызывает у него обиду и упрямство. Когда он явился к столу с немытыми руками, она могла бы просто сказать: «С грязными руками нельзя садиться за стол. Мне жаль, что приходится повторять это не в первый раз». Когда же сын придет к столу с чистыми руками, мать могла бы сказать: «Как мне приятно видеть, что ты умеешь о себе заботиться», или «Я рада, что ты сегодня соблюдаешь порядок».

«Стой со мной рядом, Маша», — сказала мать своей дочери трех лет, заполняя бланк на почте. Но девочка отошла на несколько шагов.
«Вернись!» — позвала ее мать.
Маша не послушалась, а мать продолжала заниматься своим делом. Тогда Маша побежала к открытой двери.
«Маша, вернись!» Девочка с очень серьезным видом, но со смешинками в глазах направилась к выходу. «Ну и ладно, там тебя машина собьет», — пригрозила мать и отвернулась к окошку кассира. Маша остановилась в дверях.
Вопрос. Проанализируйте данную ситуацию. Что в манере поведения матери непривлекательно и с чем вы согласны?
Примерный ответ. Маша играет с матерью, держит ее в напряжении, чтобы мать ею занималась. А мать слишком многословна и пытается добиться от ребенка послушания угрозой, пугая девочку возможностью попасть под машину. Матери следовало бы молча взять ребенка за руку и не отпускать его от себя.

Ситуация 5
Заплатив за покупки, мать направилась к выходу из магазина, но вдруг заметила в руках у 3-летнего сына распечатанный пакет с конфетами.
«А это у тебя откуда?» — строго спросила она.
Сын захныкал: «Оттуда», — и показал рукой на прилавок.
«Скверный, скверный мальчишка! Как ты посмел это сделать? Разве ты не понимаешь, что это воровство! Теперь мне придется за них заплатить, а у меня нет больше денег». Говоря это, мать шлепала сына. Потом она вернулась к продавцу и заплатила за взятые сыном конфеты.

Вопрос. Вы согласны с действиями матери?
Примерный ответ. Мальчик делает все, что ему вздумается, а мать берет на себя ответственность за его поступки. Ей следовало бы не обескураживать мальчика своей критикой и обвинениями в воровстве, не применять в качестве метода воспитания наказание и поменьше говорить. Можно было заставить мальчика самого подойти к продавцу и извиниться. После этого заплатить за конфеты и в течение нескольких дней не давать ребенку сладости.

Шестилетняя Даша, четырехлетний Павлик и собака пронеслись по кухне, наследив на полу.
«Как вам не стыдно! — закричала мать. — Я только что вымыла пол! Посмотрите, что вы наделали, сколько раз вам говорить, что, приходя с улицы, ноги надо вытирать. Сейчас же снимите ботинки. Опять мне надо здесь подтирать!»
С этими словами мать вышвырнула детскую обувь за дверь, чтобы позже самой же ее почистить, и еще раз протерла пол. А дети носились по дому в носках.

Вопрос. Дайте, пожалуйста, характеристику стилю воспитания в этой семье.
Примерный ответ. Дети ведут себя, как им вздумается, не считаясь с мате-рью, а она мирится с этим унизительным отношением к себе. Матери следовало бы, не тратя лишних слов, дать детям швабру и тряпку, чтобы они вытерли пол. Мать могла бы в качестве меры воздействия однажды оставить кухню грязной и не готовить обед. Возможно, что проголодавшиеся дети сами предложили бы вымыть пол в кухне.

Ситуация 7
Возвратившись с работы, отец увидел, что все его инструменты лежат в коридоре на полу, где семилетний Боря до того мастерил лодочку с парусом. Отец рассердился. Он нашел Борю во дворе и приказал ему идти домой. По отцовскому тону Боря понял, что ему грозят неприятности, и подошел нере-шительно.
«Я бы хотел знать, в чем дело?» — спросил отец, указывая на инструменты. Боря молчал. «Сколько раз я тебе говорил, что, закончив работу, инструменты надо убирать на место!»

Боря стоял молча, съежившись, опустив голову. «Ты будешь отвечать?»
— «Не знаю, папа».
— «Ладно. Придется тебя выпороть. Может быть, в следующий раз ты не забудешь убрать мои инструменты на место». Он повернул Борю к себе спиной и отшлепал его. Всхлипывая, мальчик собрал инструменты, отнес их на место.

Вопрос. Выскажите свою точку зрения об используемых отцом методах приучения сына к соблюдению порядка. Какие бы вы дали советы отцу?
Примерный ответ. Ребенок не приучен соблюдать порядок и уважать права других. Отец же ошибочно полагает, что брань и наказания являются действенными методами воспитания. Ему надо было бы несколько раз обсудить с ним, как следует пользоваться инструментами и как их следует хранить. Может быть, надо купить ему собственные инструменты, чтобы мальчик сам отвечал бы за их сохранность. Тогда можно проявлять твердость и не заменять поломанные или потерянные инструменты новыми. В таком случае мальчик будет привыкать бережно относиться к вещам.

Во второй половине дня мать обещала дочери поехать с ней в парк. Когда дочь проснулась после дневного сна, мать сказала ей: «Я быстро сбегаю в магазин, а ты пока порисуй».

Вернувшись вскоре домой, она увидела, что четырехлетняя Рита разрисовала цветным мелом двери, кушетку и стулья.
«Нам придется сначала очистить двери и мебель от мела, а потом мы поедем в парк. Если хочешь, можешь мне помочь».

Внимательно посмотрев на мать, Рита взяла тряпку и стала оттирать следы мела, подражая матери. Шло время, а мать не торопилась, занималась уборкой. Каждые пять минут девочка спрашивала: «Когда же мы поедем в парк?»
— «Когда все отчистим», — отвечала мать. Когда все следы мела были, наконец, стерты, мать признала, что ехать в парк уже поздно. Рита ничего на это не сказала.

Вопрос. Ваша оценка действий матери?
Примерный ответ. Мать дала ребенку хороший урок. Она не потребовала, чтобы Рита немедленно стерла следы мела сама, предложила девочке участвовать в уборке. Наконец, мать сделала так, что ситуация пришла к своему логическому завершению.

Четырехлетний Дима с матерью вышли вечером погулять в сквер рядом с небольшим прудом. Мать предупредила Диму: «Только не спускайся к воде и не вымокни».

Некоторое время Дима возился со своими игрушками. Затем направился к пруду поиграть с корабликом.

«Дима, осторожно. Лучше отойди от воды». Мальчик надулся, постоял на краю пруда, а затем, опустившись на колени, пустил лодочку в воду.

«Если ты вымокнешь, папа тебя отшлепает», — крикнула мать. Дима про-должал играть с лодочкой, стоя у края пруда. Вдруг, потянувшись за ней, он упал в воду. Мать бросилась к пруду и вытащила сына. Мальчик плакал. Мать ругала ребенка: «Я же просила тебя не играть у воды! Опять ты весь мокрый!» И она повела сына домой.

Вопрос. Прокомментируйте ситуацию, почему такое произошло?
Примерный ответ. Мальчик не обращает внимания на слова матери и поступает так, как ему вздумается. Мать хотела от него невозможного: чтобы ребенок, играя у пруда, оставался сухим. Потом она пригрозила ему наказанием, но не сдержала слова. Ребенку надо предъявлять разумные требования, оставаться при этом последовательным и спокойно добиваться их выполнения.

Трехлетняя Марина села за стол в мрачном расположении духа. Будучи в семье младшей, она обычно добивалась всего, чего хотела. Когда ей подали еду, она столкнула тарелку со стола на пол, а потом стала брыкаться и кричать. Мать вынесла ее из комнаты и села с ней рядом. «В чем дело, Марина?» Ответа не последовало. «Почему ты так себя ведешь? Как стыдно! Никакой реакции! Ну ладно, тогда здесь и оставайся». Мать повернулась, чтобы уйти. «Прости, мамочка, я больше не буду». «Хорошо. Можешь вернуться к столу». Марина поковырялась в тарелке, а затем резким движением руки отодвинула от себя тарелку так, что она с грохотом упала на пол. «Марина! Ты обещала вести себя хорошо! За это я тебя выпорю».

Читать еще:  Современные подходы к воспитанию детей

Вопрос. Прокомментируйте данную ситуацию, выделив положительные и отрицательные линии в поведении матери.
Примерный ответ. Маленькая «принцесса» доказывала, что ей все можно. Сначала мать поступила правильно, выведя Марину из-за стола, затем, сделав ей внушение, поверила обещанию дочери. Но в конце концов ее наказала. Марину надо было вывести из-за стола без лишних слов. А ее обещания, которые дают ей возможность безнаказанно безобразничать, следует, конечно же, игнорировать. Главное здесь — последовательность.

Четырехлетний Игорь и трехлетняя Даша страдали тяжелой аллергией на некоторые виды пищи. Родителям было очень жаль детей, но они строго следовали указаниям врача. Мать готовила пищу каждому отдельно, т.к. у них была аллергия на разные продукты и они редко могли есть одно и то же. Несмо-тря на все старания матери, у детей часто появлялась сыпь. Каждый раз, когда мать замечала у детей признаки болезни, она прощала им плохое поведение со словами: «Бедные дети, они плохо себя чувствуют». Она не требовала от детей никакого участия в домашних делах. Ей казалось, что всегда, когда она просит их что-нибудь сделать, например, собрать перед сном игрушки, им становится хуже. Поэтому мать предпочитала все делать сама.

Вопрос. Разделяете ли вы избранный матерью характер отношений с детьми? Ваша родительская позиция в данном случае была бы такой же?
Примерный ответ. Дети заставляют мать жалеть их и не выполняют элементарных требований. Мать не должна попадаться в сети жалости. Ей следовало бы помочь детям справляться с болезнью, а не давать им использовать ее в своих целях. Порядок надо соблюдать несмотря ни на что. И дети должны в этом участвовать. Если они могут играть, то у них хватит сил, чтобы собрать игрушки. Если же они больны, то должны соблюдать постельный режим и тогда не пользоваться привилегиями здоровых детей.

Сын-первоклассник уже третий день подряд получает двойки только по математике, хотя родителям казалось, что он охотно решал примеры и у него практически не было ошибок.

Родители стали решать с ним похожие примеры и задачки, повторять правило, но это не дало положительных результатов.

Вопрос. Ваше отношение к методу, выбранному родителями. Как бы вы по-ступили в данной ситуации?

Примерный ответ. Родители, стремясь повысить уверенность мальчика, по-шли по пути формального совершенствования его школьных умений. Возможно, причина заключалась в аффективном характере реакции сына на действия учителя. Из-за непонимания со стороны взрослых ребенок остался наедине со своими переживаниями. Следовало установить контакт с учителем и вместе с ним поддержать мальчика.

Мать, посмотрев выполненное дочерью-первоклассницей задание и обнару-жив в нем ошибки, стала стыдить ее: «Деточка моя, как ты умудрилась сделать столько ошибок? Ты, наверное, очень старалась, чтобы их было побольше». Дочь объяснила это тем, что у нее устала рука. «Я так и подумала, что это рука во всем виновата. Видимо, твоей руке очень хочется сделать еще одну работу над ошибками». В итоге их разговор закончился криками и истерикой дочери.

Вопрос. Что, на ваш взгляд, способствовало конфликту между матерью и дочерью?
Примерный ответ. Мать, говоря с дочерью, использовала юмор, обидный для девочки, что вызвало с ее стороны негативную реакцию.

Сын собирал из деталей конструктора модель экскаватора. Он не знал, как следует крепить колеса, и обратился к отцу за помощью. Тот, увидев, что сын сделал все неправильно, стал упрекать его в бестолковости, неумелости, что он не слушает и не присматривается к тому, что и как делает отец.

Вопрос. Ваша оценка действий отца. Обоснуйте возможные причины такого реагирования отца на неуспехи ребенка.
Примерный ответ. Отец низко ценит возможности своего сына, неуспехи мальчика его просто раздражают. Нотации используются как метод обучения.

Актуальные проблемы семейного воспитания в современных условиях и некоторые советы по вопросам семейного воспитания детей.
статья

Неуверенность в завтрашнем дне, отсутствия стабильности в экономике страны, постоянные стрессы — все это негативно отражается на материальном, нравственном здоровье семьи как института естественной биологической и социальной защиты ребенка. Обнажается множество социальных проблем: рост числа детей, рождающихся вне брака; социальная дезорганизация семей; материальные и жилищные трудности родителей; нездоровые отношения между близкими; слабость нравственных устоев и негативные явления, связанные с деградацией личности взрослого человека – алкоголизм, наркомания, злостное уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
http://narodjournal-preemstvennost.ru/2019/02/07/v0901-2019-s53-p1/#v0901-2019-s53/V0901-2019-s53-p145 КБ

Предварительный просмотр:

Неуверенность в завтрашнем дне, отсутствия стабильности в экономике страны, постоянные стрессы — все это негативно отражается на материальном, нравственном здоровье семьи как института естественной биологической и социальной защиты ребенка. Обнажается множество социальных проблем: рост числа детей, рождающихся вне брака; социальная дезорганизация семей; материальные и жилищные трудности родителей; нездоровые отношения между близкими; слабость нравственных устоев и негативные явления, связанные с деградацией личности взрослого человека – алкоголизм, наркомания, злостное уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка. Как следствие этого – растет число неблагополучных семей.

От успешного решения проблем современного воспитания зависит судьба подрастающего поколения. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.

Кокорева Варвара Викторовна,

ГБОУ Школа 1527, г. Москва

«Ребенок — зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».

В. А. Сухомлинский

Роль родителей в семье очень важна, особенно в первые годы жизни ребенка. Они отвечают за моральную и материальную поддержку своих детей. Мама и папа обеспечивают безопасность детей, становятся хорошим примером для подражания как в психологическом, так и физическом плане.

Если супружеская пара проявляет уважение друг к другу, не допуская конфликтов, то дети вырастут приспособленными к взрослой жизни. К сожалению, выполнение данных функций проблематично для большинства родителей.

Проблемы, с которыми сталкиваются современные родители:

Вседозволенность. В таком случае дети могут стать непокорными и с ними трудно будет справиться. Такие дети, как правило, растут общительными и напористыми. Это не плохо в целом, но, может привести к психическому стрессу у родителей.

Постоянная усталость родителей от работы. Не возможность уделить своему чаду достаточно внимания. Ребенок начинает чувствовать себя обделенным и обиженным. Такое воспитание может привести к тому, что ребенок станет враждебным по отношению к другим.

Желание родителей сделать ребенка лучше, чем они сами. В следствии это бывают чрезмерно строгими и наказывают за малейшие ошибки. В этом случае дети боятся своих родителей и слушаются их. Дети становятся чрезмерно зависимыми от своих родителей и отказываются принимать какие-либо решения в собственной жизни.

Финансовые затруднения в семье. Не только эмоционально дети зависят от родителей. Также дети могут чувствовать себя обделенными, если существуют финансовые проблемы.

Не возможность родителей справится со своими стрессовыми ситуациями. Это так же может негативно повлиять на детей. Они могут приобрести различные страхи, не чувствуя поддержки.

В помощь родителям существует несколько научно обоснованных советов, что бы вырастить хорошо воспитанных и счастливых детей.

Необходимо понимать ребенка. Не стоит воспитывать своих детей на примере других семей, так как каждый ребенок индивидуален и стиль воспитания, подходящий для одного ребенка, может не подходить для другого. Метод воспитания зависит от личности.

Например, детям, плохо справляющимся со своими эмоциями, может потребоваться больше внимания, а адаптированный к общественной среде ребенок может пострадать от чрезмерного контроля.

Шутить и играть с детьми обязательно! Это повышает творческие навыки ребенка. Детям будет проще общаться в дальнейшем с людьми.

Перестаньте искать совершенство в своем ребенке или в себе. Это усиливает стресс и снижает уверенность в себе. Каждый индивидуален. Старайтесь уменьшить давление на себя и ребенка, чтобы жить счастливее и спокойнее.

Известно, что родители, постоянно выражающие негатив, или обращаются грубо с детьми, в итоге получают чрезмерную агрессию от ребенка, увеличивающуюся по мере взросления. Уменьшение количества гнева в доме снизит шансы на серьезные социальные проблемы в перспективе.

Теплые, доверительные отношения между матерью и отцом помогают снизить поведенческих проблемы у детей. Подавая пример, родители помогают ребенку создать свои новые, здоровые семейные отношения в будущем.

Не позволяйте родительским обязанностям повлиять на ваши супружеские отношения. Исследования доказывают, что родители, страдающие семейными проблемами, способствуют образованию стресса у своих детей, что приводит к бессоннице и другим психическим проблемам.

Дети учатся всему у своих родителей. Успешность воспитания зависит от активного и постоянного духовного, физического, интеллектуального и эмоционального присутствия родителей в жизни своего ребенка. Чем больше любви и заботы окружает ребенка, тем больше шансов, что ребенок будет счастлив в будущем.

Воспитание в современной семье должно начинаться с родителей. Семья берет на себя ответственность прививать ребенку какие-либо качества. Невозможно научить быть добрым, справедливым, щедрым, вежливым, не обладая самим такими качествами. Дети прекрасно чувствуют ложь, поэтому уроки окажутся бессмысленными.

Воспитание детей, как и семьи – не постоянный праздник с безудержным удовольствием, а огромная и постоянная работа.

Работа начинается с первой секунды появления человечка на свет. Первые радостные чувства, дарованные ему: любовь, забота, ласка – это уже воспитательный процесс, идущий в правильном русле. Ребенок – часть отца и матери, но в большей мере он часть самого себя.

Сегодня обучение малышей начинается уже с рождения. Их окружают картинками, пособиями, стимулируя развитие. Современные подходы к воспитанию детей можно разделить на четыре типа.

Деспотический стиль воспитания

Строгие родители себя ставят в качестве авторитета. Часто выдвигают завышенные требования. У детей дошкольного возраста характер ещё не сформировавшийся, они действуют в соответствии со своими инстинктами. Главное желание — это свобода. Малыш спорит со своими родителями, делает все, что ему запрещают. Многие шалости ребенка возникают на фоне простого любопытства. Проблема здесь — это отсутствие инициативности малыша, подавление его воли, а также исключение возможности принимать самостоятельно решения. Такая забота чревата неумением преодолевать жизненные препятствия.

Либеральный стиль воспитания

Современное воспитание детей по либеральному методу представляет собой противоположность деспотии. За основу берётся принцип потакания желаниям отпрысков. Выходит, дети получают много свободы, если не ссорятся и не конфликтуют со взрослыми. Такой вариант может привести к самым серьёзным последствиям. Всё потому, что опека родителей-либералов помогает растить эгоистичных, злых и безответственных детей. Такие люди в жизни добиваются, наверно, многого, но вот по-настоящему человеческих качеств в них мало.

Опасное воспитание ребёнка в современном мире по методу равнодушия. Это, наверное, самое страшное, когда родители не уделяют своему малышу никакого внимания. Последствия безразличия могут быть непредсказуемыми. Поэтому родителям, переживающим за будущее своего ребёнка, об этой методике стоит забыть.

Демократический стиль воспитания

Воспитание детей в современном обществе по такому методу позволяет одновременно предоставлять детям свободу и при этом воспитывать. Здесь родители имеют контроль над ребёнком, но своей властью они пользуются с особой осторожностью. Важно проявлять гибкость и каждую ситуацию рассматривать отдельно. В результате ребенок может получить жизненные знания, более объективно понимая, что такое добро и зло. При этом за ним всегда остаётся право выбора.

Выходит, что современное воспитание детей — это целая наука. Имея правильные знания, можно обеспечить ребёнку хорошее будущее. Он будет счастливым, самостоятельным и уверенным в себе человеком. Главное — уметь не злоупотреблять правами родителей, и уж тем более не игнорировать его. Кроме того, важно уметь находить компромиссы, чтобы в семье не было вражды.

Родители должны научиться понимать и принимать чувства маленького человека, его мироощущение, желания, все это индивидуально. Признавая за ребёнком право на свое «я», направляйте его – это основная задача семьи, которая доросла до того, чтобы быть родителями. Поэтому, чем раньше родители начнут расти вместе со своими детьми, тем лучше.

Ежедневно ребенок должен постигать и видеть азбуку доброты в семье и ближнем окружении: взаимопомощь, доброе, заботливое отношение друг к другу.

Дети прежде всего должны быть детьми. С первых мгновений жизни семья окружает их заботой, безграничной любовью и лаской. Малыш чувствует себя желанным и любимым в семье.

Любите детей независимо от того, плохо или хорошо они себя ведут, и позволяйте им любить вас. Родительская любовь должна быть безусловной, и тогда наши дети будут избавлены от внутреннего личностного конфликта, научатся самокритичности. Нужно научиться радоваться детским успехам, иначе дети утвердятся в мысли, что стараться бесполезно. Помогать во всем своему малышу, это укрепит его уверенность в том, что у него все получится.

Список используемой литературы:

Володина Л. О. “Педагогическое проектирование системы ценностей семейного воспитания в современной России: от замысла к концепции” М:Институт эффективных технологий 2014 г.

Выготский Л.С. «Психология развития ребенка: учебное пособие» М:Академия 2006 г.

Лазарев А.А. «Семейная педагогика: учебное пособие» М:Академия 2005 г.

Лесгафт П.Ф. «Семейное воспитание ребенка и его значение: учебное пособие» М:Просвещение 1992 г.

Макаренко А.С. «Лекция о воспитании» М.:Учпедгиз 1950 г.

Сатир В. “Как строить себя и свою семью. Заметки психолога” М:Педагогика-пресс 1992 г.

Сухомлинский В.А. “ Родительская педагогика” Западно-Сибирское книжное издательство 1985 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы гендерного воспитания в условиях современных реалий социума. Рассматриваеются проблемы духовной гендерной принадлежности, принадлежности к тому или иному полу по чертам характера.

Актуальные проблемы семейного воспитанияСемейное воспитание органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека. В семье ребенок включается в жизненно важные виды деятельности, прох.

Статья посвящена рассмотрению проблем семейного воспитания современного ребенка — ребенка XXI века. Отражены причины возникновения проблем в семейном воспитании. Представлены модели отнош.

Дошкольное воспитание в современных условиях. Актуальные проблемы.

Статья «Проблемы семейного воспитания в современной семье»Воспитание — часть социализирующего образования. Воспитание — это специально организованный процесс предъявления социально одобряемы.

Аннотация: автор рассматривает систему современного дошкольного образования в аспекте семейного воспитания, раскрывает необходимые условия качественного воспитания детей дошкольного возраста.

Проблемы воспитания в семье

Семья является важным социальным институтом, который состоит из людей, сопереживающих друг другу, поддерживающих друг друга в социальном, экономическом, психическом плане. Это организм, существующий по своим законам, выполняющий ряд важных функций, нарушение которых приводит к проблемам семейного воспитания.

Важнейшими функциями семьи, которые обеспечивают жизнеспособность общества, являются следующие:

  1. Репродуктивная. На семье как ячейке общества отражаются все современные невзгоды, население не только стареет, но вымирает.
  2. Воспитательная. Причин снижения этой роли сегодня множество. Вошедший в «моду» индивидуализм содействует разобщению, разрушению традиционной семьи.
  3. Восстановительная, поддерживающая. Низкий уровень духовной, нравственной культуры приводит к тому, что семья не обеспечивает своим членам психологического комфорта, ослабляет их жизненный тонус.

Семейные ценности в современных реалиях

Для детей семья – это то место, где развивается характер, закладываются жизненные принципы, основы физического, эмоционального, интеллектуального развития. Семья для каждого из ее членов может выступать как положительным, так и отрицательным фактором. Ребенок нигде не получит столько заботы и внимания. Одновременно с тем, ни один иной социальный институт не способен нанести столько вреда.

Из-за тяжелого прессинга экономических и политических проблем, снижения уровня жизни отцовские и материнские роли перераспределились. Урбанизированный образ жизни придает семье новый характер, эмоциональный контакт между младшими и старшими нарушается. Внутрисемейные отношения характеризуются повышенной конфликтностью, следствием чего является высокий уровень разводов.

Распространенные причины кризиса – алкоголизм, противоправные действия супругов, сопутствующий этому низкий культурный уровень, что негативно отражается на воспитательном потенциале семьи. Раннее вступление молодых людей в брак, проблемы с жильем, нехватка денег, нежелательные дети делают положение семьи неустойчивым. Около трети новорожденных в стране появляются на свет в неполных семьях, большой процент детей имеет врожденную умственную, физическую патологию.

Проблемы воспитания в неполной семье

Уход одного из родителей ребенок часто расценивает как свою вину. Он чувствует себя покинутым обоими, т.к. один далеко, а второй (чаще это женщина) вынужден больше быть занятым на работе.

Хорошие отношения с оставившим семью родителем рождают недоверие к тому, с кем ребенок живет. Плохие взаимоотношения порождают чувство вины, которое усугубляется еще и выяснениями, кто прав или виноват между взрослыми.

Сплетни, вопросы доброхотов, непонимание сверстников отражаются на психологическом состоянии ребенка. Иногда дело осложняется еще и обвинениями родителя, который «жертвует всем», упрекает малыша в своей несостоявшейся жизни. Кто-то наоборот, навязывает чрезмерную заботу, чем портит характер и взаимоотношения.

Ошибки семейного воспитания – причины проблем

Специального кодекса, помогающего воспитать идеального ребенка, не существует, но можно выделить типичные ошибки, ведущие к проблемам в воспитании.

Непонимание

Родители предъявляют к отпрыску требования, которые не согласуются с его характером, «давят» на ребенка, заставляя соответствовать каким-то своим представлениям. Это вызывает упрямство, способствует развитию замкнутости, отстраненности.

Ожидания родителей должны отвечать возможностям ребенка. Он не должен заниматься музыкой или усиленно изучать английский только потому, что этого хотят амбициозные родители.

Неприятие

Может происходить из-за несвоевременной беременности или потому, что родители хотели мальчика, а родилась девочка. Неприятие может появиться на фоне раннего отлучения от груди, когда малыша отдают в ясли или поручают няне. У него снижается жизненный тонус, возникают страхи, если с ним строги не по возрасту, проявляют недостаточно ласки и нежности, в общении акцентируют внимание на отрицательных чертах, не замечают положительных качеств.

Отсутствие гибкости

Часто наблюдается у родителей авторитарного склада. Они предвзяты по отношению к ребенку, навязывают свое мнение, не допускают альтернативных решений.

Непоследовательность

Встречается между родителями, когда требования отца и матери не совпадают или родители наказывают, а бабушка с дедом жалеют и попустительствуют. Непоследовательным может быть поведение одного взрослого, когда в обращении с детьми допускаются крайности: обещания и их невыполнение, тотальный контроль и полное безразличие.

Чрезмерная эмоциональность

Недовольство родителей обрушивается на ребенка, что в дальнейшем приводит к возбудимости или наоборот, к заторможенности. Излишне тревожные родители паникуют по любому поводу, страдают навязчивыми страхами, опекают, вмешиваются с советами и предостережениями.

Доминантность

Властные родители требуют безоговорочного подчинения, категоричны, не приемлют самостоятельности, все контролируют, применяют физические наказания. Такая тактика не приводит к порядку, лишь к усталости, грозит нервными срывами.

Гиперсоциальность

Отношения в семье испытывают дефицит тепла, эмоциональности. Ребенка боятся испортить, поэтому выдвигают множество требований, которым он должен соответствовать. Ему не прощают слабости и оплошностей, детская жизнь лишена непосредственности, веселья. Все идет по плану, расписано до мелочей, подвергается тщательному анализу.

Как вырастить здорового и счастливого ребенка

Характер формируется, начиная с раннего возраста, у дошкольников уже складывается определенный образ поведения. Все семейные проблемы, по мнению не только З. Фрейда , родом из детства. Воспитание потребует от родителей много усилий, а результаты родительского влияния не проявляются немедленно.

От чего любящие родители должны оградить своего ребенка:

  1. Применение насилия не только демонстрирует авторитет, оно заставляет бояться, создает негативную обстановку. Психика малыша травмируется, во взрослом возрасте возможны проявления агрессии, демонстрация силы без причины.
  2. Некоторые родители нарочито холодны, боясь развить в своем чаде эгоистичность и избалованность. Детские психологические проблемы требуют родительского внимания и любви. Не встречая понимания, ребенок замыкается в себе, теряет уважение к старшим.
  3. Обилие родительской любви тоже вредно. Выполнение любой прихоти ведет к рождению эгоиста. Сын или дочь не станут меньше любить отца или мать, если иногда будут слышать от них твердое «нет».
  4. Неаргументированные запреты на повышенных тонах – типичная ошибка. Любителю таскать конфеты из вазочки нужно объяснить, почему этого делать нельзя. Если не понял – еще раз терпеливо объяснить.
  5. Отсутствие запретов – другая крайность. Избалованность в будущем доставит массу проблем окружающим. Дети, которые не слышат дома слово «нет», ведут себя везде так, как считают нужным, а дома попросту манипулируют взрослыми.
  6. Унижение, оскорбления за провинности, встреча в штыки любого увлечения делает ребенка неуверенным, нерешительным. От родителей требуется выдержка и терпение, уважение к личности и ее интересам.

Значение семьи в воспитании

Многие родители принижают или оценивают очень узко роль семьи в воспитании своих отпрысков. Они считают, что достаточно обеспечить их всем необходимым, отвести рабочее место, место для отдыха, помочь в затруднительных случаях. Но детская жизнь заполнена массой впечатлений, поэтому важно создать дома такую атмосферу, которая поддерживала бы и активизировала внутреннюю жизнь ребенка. Взрослых не должны интересовать только отметки, любящие родители вникают в эмоциональную сферу, беседуют, помогая дать правильную оценку событиям.

Актуальная проблема воспитания – найти грань между любовью и строгостью. Главная родительская забота – вырастить самостоятельную личность, которая будет находиться в гармонии с окружающими и со своим внутренним миром. Основная цель воспитания – сформировать разностороннего человека, полезного людям. Путь решения этой задачи состоит в проявлении внимания друг к другу, несмотря на занятость, усталость. Если упустить момент, когда еще есть возможность что-то исправить, выстроить правильные отношения будет очень сложно.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Семейное воспитание

Незаменима роль семьи в формировании знаний, навыков, привычек семейной жизни. Учитывая кризисное состояние семьи, это направление воспитания приобретает исключительно важное значение. В этом деле именно семья остается главным источником воспитания.
Только в семье рождаются супружеские чувства, отцовские и материнские, сыновние и дочерние привязанности.
В семье на примере матери девочка получает первые уроки женственности, а мальчик на примере отца – мужественности.
Родители, дополняя друг друга, обеспечивают решение разнообразных воспитательных задач.
Отец формирует такие качества, как энергичность, сила, смелость, ответственность.
Мать воспитывает в детях другие, но не менее важные для жизни качества – сердечность, доброту, снисходительность т.п.
И те и другие группы качеств являются духовной основой семейной жизни.
«Только муж и жена вместе, — говорил немецкий философ Л.Фейербах (1804-1872), — образуют действительность человека;
муж и жена вместе есть бытие рода, ибо их союз есть источник множества, источник других людей».
Гармоничное развитие детей связано не только с активной своеобразной воспитательной деятельностью каждого из родителей, но, как отмечалось, и с согласованностью их действий. Противоречия в воспитательных действиях родителей – одна из причин детский психических расстройств.
Формирование личности ребенка происходит как под влиянием объективных условий его жизни в семье, так и под воздействием целенаправленной воспитательной деятельности взрослых. Успех этой деятельности зависит от ряда условий:
связи воспитательной деятельности с реальной жизнью родителей;
уровня общей культуры родителей, их жизненного опыта;
специальной педагогической подготовки родителей.
Особенно сильное, безраздельное влияние семья оказывает на ребенка в ранние годы его жизни. Но оно продолжается и после поступление его в образовательные учебные заведения. Воздействие родителей на ребенка продолжается и в его школьные годы. Более того, семья представляет собой единственный воспитательный институт, который влияет на человека на протяжении всей его жизни.
Другое дело, что вместе со взрослением ребенка такое влияние перестает быть монопольным, семья начинает все в большей степени разделять свое влияние с другими социальными институтами: школой, трудовым коллективом и т.д.
Соответствие друг другу, согласованность, взаимодействие разных институтов воспитания – семьи, школы, общества – важнейшее условие эффективности всей системы воспитания в целом.
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПОД РЕДАКЦИЕЙ ПРОФЕССОРА Э.В.ОСТРОВСКОГО, М ВУЗОВСКИЙ УЧЕБНИК 2007. Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.
Семья – важнейший институт социализации подрастающих поколений. Онам являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:
Демографический – структура семьи (большая, включая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало – или многодетная).

Социально – культурный – образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества.

Социально – экономический – имущественные характеристики и занятость родителей на работе.

Технико – гигиенический – условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.

Современная семья весьма существенно отличается от семьи пролшлых времен не только иной экономической функцией, но и – что для нас еще важнее – коренным изменением своих эмоционально – психологических функций. Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более эмоционально – психологическими, т.е. определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, ибо для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как на парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Тому есть свои причины. Назовем лишь некоторые из них.
Во-первых, большое количество семей однодетны и состоят из двух поколений – родителей и детей; бабушки и дедушки, другие родственники, как правило, живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблематична. Таким образом, исчезло разнообразие, вносимое в межличностные отношения пожилыми, сиблингами (братьями – сестрами), тетками, дядьями и др.
Во-вторых, при сохранении традиционного разделения «мужского» и «женского» труда первый в массе семей (кроме деревень и малых городов) сведен к минимуму. Повысился статус женщины в связи со ставшей типичной ее руководящей ролью в семье (в домашнем хозяйстве) и внедомашней занятостью.
В-третьих, поскольку отношения супругов все более определяются мерой и глубиной их привязанности друг к другу, постольку резко повышается их уровень ожиданий по отношению друг к другу, реализовать которые многие не могут в силу традиций культуры и своих индивидуальных особенностей.
В-четвертых, сложнее и проблематичнее стали отношения детей и родителей. Дети ранот приобретают высокий статус в семье. Дети нередко имеют более высокий уровень образования, они имеют возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Это время они наполняют занятиями, принятыми среди сверстников, и далеко не всегда заботятся об одобрении их времяпровождения родителями. Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает – на смену ему должен приходить авторитет личности родителей.
Социализирующие функций семьи.
Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Поэтому ограничимся несколькими аспектами.
Во-первых, семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции уменьшается.
Во-вторых, семья влияет на формирование психологического пола ребенка. В первые три года жизни это влияние определяющее, ибо именно в семье идет необратимый процесс половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписываемого ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образцы, связанные с мускулинностью (мужскими свойствами) или фемининностью (женскими свойствами). Существенную роль в этом процессе семья продолжает играть и на последующих возрастных этапах, помогая или мешая формированию психологического пола подростка, юноши.
В-третьих, грает ведущую роль в умственном развитии ребенка ( американский исследователь Блум выявил, что различие в коэффициенте умственного развития детей, выросших в благополучных и в неблагополучных семьях, доходит до двадцати баллов), а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность. На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы ее члено сказываются на интеллектуальном развитие человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию.
В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным. В частности, исследования показывают, что выбор супруга и характер общения в семье детерменированы атмосферой и взаимоотношениями в семье. Родители, которые сами пережили в детстве недостаток внимания или которым не удалось успешно решить в семье свои детские конфликты или проблемы, связанные с половым созреванием, как праваило, не способны установить со своим ребенком тесную эмоциональную связь.
В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.
В-шестых, семья играет большую роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее членов, возможные аспекты и способы того и другого.
Современные семьи весьма разнообразны, и от этого зависит то, каким содержанием наполняется вних социализация, каковы ее результаты. Так, социализация в большоц группе семей имеет явно антисоциальные характер и результаты. По некоторым данным, до 25% семей в нашей стране вообще не в состоянии позитивно социализировать детей, а до 15% — формируют правонарушителей.
Часть таких семей обладает наследственной дегенерацией, которая проявляется не только в психических забалеваниях или дебильности, но и в полной эмоциональной выхолощенности, иначе в эмоциональной тупости, приводящей к социальной дезадаптации. Так, в 18 веке в Северной Америке от брака пьяницы рыбака и проститутки образовалась семья Джюков. К 30-м гг. 20 века среди более чем двух тысяч их потомков насчитывалось 55% бродяг, воров, проституток и слабоумных. Статистика подобных семей в России отсутствует, но их наличие и рост их числа – эмпирический факт. И наконец, сегодня распостранилось стремление сбывать детей с рук. В редких случаях – родственникам, чаще – на попечение государства, порой детей просто выгоняют из дому, много случаев убийства нежелательного младенства. Все это проявления дезорганизации семьи, отражающей негативные процессы в обществе и государстве.
Итак, в любой семье человек проходит стихийную социализацию, характер и результаты которой определяются ее объективными характеристиками (составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.
Что же касается воспитания в семье как относительно социально контролируемой социализации, то его в состоянии осуществлять относительно небольшой процент российских семей ( по различным данным разброс очень велик – от 20 до 60%).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×