221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Собрание роль семьи в воспитании ребенка

Родительское собрание «Роль семьи в воспитании ребенка»
методическая разработка на тему

Уважаемые родители! Мы сегодня собрались, чтобы поговорить о семье, о семейных традициях, и их значении в воспитании и развитии ребенка.

Но перед началом разговора я предлагаю немного расслабиться и поиграть. Игра «Давайте познакомимся». – ее цель познакомиться друг с другом, снять психологический барьер в общении.

— Как вы думаете, что означает слово «семья»?

Семья – это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека. Семья – это группа живущих вместе родственников, объединение людей, сплоченных общими интересами.(толковый словарь С. И. Ожегова). С давних пор о доме и семье говорили с улыбкой и любовью. Из этого далека до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки. Давайте–ка их вспомним: я начинаю, а вы продолжаете:

— В гостях хорошо, а … (дома лучше).

— Не красна изба углами, а … (красна пирогами).

— Какого на дому, такого и … (самому).

-Дети не в тягость, а … (в радость).

— Когда семья вместе, и … (сердце на месте).

— Семья сильна, когда … (крыша над ней одна).

— Семья в куче, не страшна и … (туча).

А что значит семья для ребенка?

Семья – первичное лоно человеческой культуры. Здесь пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы детской души : здесь ребенок учиться любить, верить и жертвовать, здесь слагаются первые основы его характера, здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья и ненастья, здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии разовьется великая личность или, может быть, низкий проходимец.(И.А. Ильин).

Семья – это среда, в которой удовлетворяется фундаментальная потребность маленького ребенка быть принятым всерьез и быть уважаемым в дальнейшем. В семье дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от близких, чувствует внимание, восхищение и преданность со стороны близких людей.(З. Матейчек). Семья дает ребенку главное — то, что не может дать никакой другой социальный институт: интимно – личностную связь и единство с родными. Социальная функция семьи – психологический тыл, защита, убежище. Мать – главная воспитательница дошкольника. Функция матери, родителей – научить ребенка жить. Но в то же время любимая мама не должна дублировать госучреждение и выступать в роли учительницы, тем самым травмируя малыша. Вершиной становления родителей выступает благополучие детей. И если мера всех вещей – человек, то «мера» родителей – ребенок.

— Как вы считаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка семье или детскому саду?

Приоритет в воспитании ребенка, бесспорно, принадлежит семье. Детские сады являются помощниками семьи, создавая необходимые условия продолжения жизни ребенка в семье.

«Наши дети на свет родились, чтобы радостно жить».

Несколько слов хочу сказать о защите прав и достоинств ребенка в семье. Ценность семьи как важнейшего института воспитания и социализации детей никогда не вызывала сомнений. То, что несет в себе семья, невозможно заменить ничем. Истинные духовные ценности человека возможно сохранить только в семье, а передать их только через детей.

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Ребенок приходит в наш мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье и будущее целиком зависит от родителей и от взрослых его окружающих. Ребенок верит в любовь и доброе отношение взрослых к нему и в свою очередь рассчитывает на их любовь и защиту. Если раньше система общественного воспитания фактически снимала с семьи ответственность за воспитание ребенка и родители целиком полагались на детский сад и школу, то в настоящее время согласно Семейному кодексу РФ в статье 63 оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей. Защита прав и интересов детей возлагается на родителей, но она не должна осуществляться в противоречии с интересами ребенка. Обеспечение интересов детей является предметом основной заботы родителей. Таким образом, Семейный кодекс закрепил общепризнанные принципы и нормы международного права: «право ребенка на жизнь и воспитание в семье, на защиту, на возможность свободно выражать свое мнение и т.д.»

Для чего вы завели ребенка?

Малыш ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет, ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Однако ваш ребенок – не ваша собственность, а самостоятельный человек. Раз у вас есть ребенок, то это накладывает на вас ответственность за его развитие, воспитание и обучение. Нет времени – не должно звучать из уст родителей. Воспитывает все, каждая свободная минутка, которую мы должны находить, несмотря на нашу занятость. «Умел дитя родить, умей и научить», — гласит народная пословица. Отец и мать – самые близкие и самые убедительные образцы, по которым растущий человек проверяет и строит свое поведение. «Люди, воспитанные без родительской любви, — часто искалеченные люди,» — так считал А.С Макаренко. «Любить детей, — писал А. М. Горький, — это и курица умеет. А вот уметь их воспитать их – это великое государственное дело, требующее таланта, широкого знания жизни». В семье ребенок должен постоянно видеть, что его любят и о нем заботятся.

Послушайте ответы детей на вопрос: «Как ты думаешь, кто в семье тебя больше любит? Почему?»

— Сколько раз в день вы обнимаете своего ребенка?

Известный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день. При этом говорила, что 4 объятия совершенно необходимы каждому для выживания, а для хорошего самочувствия нужны не менее 8 объятий в день. И между прочим, не только ребенку, но и взрослому.

А теперь давайте немного отвлечемся. Я предлагаю вам написать слова- определения к слову солнышко (лучистое, игристое, лучезарное, золотистое, доброе, прекрасное, заботливое, ласковое, милое); добрые слова, которые используются при общении со своим ребенком. Цель теста: заставить задуматься родителей об использовании слов в разговоре с ребенком.

— Что по — вашему входит в понятие «семейные традиции»?

Семейные традиции – конечно, это праздники, которые вы отмечаете всеми членами семьи, торжественные обеды по выходным, когда вся семья в сборе и достается праздничный сервиз. Это может быть традиция сажать дерево или под Новый год выезжать за город, чтобы украсить живую елку. Это традиция – вместе с ребенком посещать выставки, театры, музеи. Это и совместные игры. Это и поздравления родственников. Это и традиционные походы, прогулки и пикники на природу. Это и составление своей родословной и составление семейных альбомов. Это и праздники по поводу дней рождения ребенка.

Как вы считаете, нужны ли праздники для детей в семье?

Да, ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Праздник для ребенка не то, что для нас, взрослых. Праздник – это событие в детской жизни, и ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как и мы свои годы от одного важного события до другого. И наоборот, «тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить праздники» — писал К. Д. Ушинский.

Как вы устраиваете детские праздники в своей семье?

Как это ни странно, но и детские праздники часто взрослые устраивают для себя самих. У взрослых свои интересы и разговоры, а ребенку на таком празднике скучно и обидно, о нем все забыли. Однако же если ребенка оставляют за общим столом, он становится свидетелем и участником взрослых разговоров, то он привыкает быть в центре внимания, что развивает в нем не скромность и развязность. Следует помнить и о том, что не следует против воли ребенка пытаться заставить его выступать: петь или рассказывать стихи. Ребенок сам выразит желание спеть или станцевать, если это будет в процессе игры.

— Как вы думаете, нужно ли оформлять квартиру или комнату к празднику? Что это дает ребенку?

Желательно украшать. Это создает определенное настроение. И в этом важно принимать участие и взрослым и детям. В дни рождения, на праздники принято дарить детям подарки, они их очень любят и ждут.

Какие подарки вы дарите своим детям?

Подарки должны быть немного на вырост, но в меру. Каждая игрушка должна развивать мышление ребенка, внимание, память. Хорошо дарить детям спортивные игрушки: мячи, прыгалки. Для развития мелкой моторики – карандаши, пластилин. При этом обращать внимание на то, как ребенок принимает подарок и как благодарит. Хорошо в день рождения ребенка сфотографировать его одного и в кругу семьи. Во многих семьях существует традиция отмечать рост ребенка у двери – пусть он видит, на сколько он подрос за год. Чтобы день рождения запомнился ребенку, нужно заранее продумать программу: игры, развлечения, конкурсы. Украсят праздник и сюрпризы, и сказочные персонажи. От выдумки и фантазии взрослых зависит успех детского торжества. Отмечая праздники в семье, мы показываем детям образец своего отдыха и проведения досуга. Повзрослев, так же как мы будут отдыхать наши дети. Пусть в вашем доме никто не чувствует себя одиноким и ненужным. Привлекайте ребенка к изготовлению подарка для родственников. Это посеет семена доброты у вашего ребенка. Теперь я задам вам задачку, попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек.

Послушай вот моя семья:

Две мамы есть у нас в дому,

Два папы, два сыночка,

Сестра, невестка, дочка,

Читать еще:  Как воспитывать мальчика 4 года

А самый младший – я.

Какая же у нас семья? (6 человек)

Вот видите, с помощью этой шуточной задачки мы коснулись интересной темы – темы родственных отношений. Вокруг каждого из нас много людей, родственников, с которыми мы связаны в истории рода человеческого одной кровью. И каждый из нас – продолжатель своего рода. И корни каждого рода, как корни дерева, уходят далеко в старину. И силен род, кто предков своих помнит и бережет.

— А сейчас попробуйте составить свою родословную семьи. (время 5 минут)

— У кого получился самый многочисленный род? Знаете ли вы откуда родом ваши родители, дедушки и бабушки? Кто придумал имя, которое вы носите? Кто придумал имя вашему ребенку? И знает ли он об этом? Будет очень хорошо, если в семье вы начнете собирать историю своего рода. Это будет своеобразный мостик между поколениями ваших предков и потомков. «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости» (А. Пушкин). Семейные архивы – это не прошлое, это всегда завтрашнее. Семья должна иметь свой архив. Ведь с годами и наши внуки захотят знать, как мы жили. А ведь жизнь, отпущенная нам, по природе своей коротка, но в наших силах оставить память о ней.

-Скажите, что может помочь нам сохранить историю семейного рода? (семейный альбом)

— Есть ли в вашем доме семейный альбом?

Семейный альбом – это огромное осмысленное пространство жизни, с одной стороны простое и понятное ребенку, с другой – загадочное и удивительное.

— Когда вы листали его в последний раз?

Отбор фотографий, оформление страниц фотоальбома – именно то общение, которое необходимо дошкольнику в его совместной деятельности с родителями. Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным рассказом из жизни членов семьи, что часто вызывает живой интерес ребенка и стимулирует его запоминание.

И последний вопрос, который я хотела осветить.

— Какой вид деятельности является ведущим в дошкольном детстве?

Детство – это игра, игра – это детство. Детство дано для того, чтобы мы подготовили ребенка к вхождению в довольно сложную социальную жизнь .И в этом нам помогает игра. В настоящее время серьезное внимание уделяется игровой деятельности детей, так как именно игра создает благоприятные условия для развития личности. Игра – это жизнь ребенка, а не подготовка к жизни. Игра должна стать традиционной в каждой семье.

— В какие игры и как часто вы играете с ребенком?

Игр и игрушек очень много. Но следует осторожно и вдумчиво подходить к их подбору. Я советую играть в различные игры : настольные, подвижные, словесные, развивающие. Хороши игры типа «Лото», «Домино», «шахматы». Также обязательно играть в такие игры: «Угадай с какого дерева семена?», «Кто кем будет», «Летает не летает», «Что похоже на круг» и т. д.

Играйте вместе с детьми, и вы сделаете их счастливыми!

В наших руках, чтобы дети выросли грамотными и образованными, воспитанными, чтобы они любили и почитали родителей.

Так пусть же наши дети, которые родились на свет, живут радостно и счастливо!

Родительское собрание на тему «Роль семьи в воспитании современных детей»

Родительское собрание на протяжении многих лет остаётся одной из наиболее распространённых форм работы классного руководителя с родителями. Здесь решаются вопросы, касающиеся обучения и воспитания детей. Нередко родительские собрания используются и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей.

Данное родительское собрание посвящено роли семьи в воспитании современных детей.

Цели:

  • выявление особенностей взаимоотношений между ребёнком и родителями;
  • выявление психологических особенностей современных детей;
  • роль семьи в воспитании детей;
  • разработка принципов воспитания современных детей.

Участники: классный руководитель и родители учащихся 6-8 классов.

Подготовка: за неделю до собрания учащимся предлагается ответить на вопросы анкеты.

Анкета для учащихся [1].

[1] — Калейдоскоп родительских собраний:Методические разработки. Выпуск 2/ Под ред.Н.А.Алексеевой.- М.: ТЦ Сфера, 2005, стр.34.

1. Меня почти во всём поддерживают.

2. У нас бывают разногласия, даже ссоры с родителями.

3. Мне бывает трудно дома.

4. Ко мне предъявляют слишком высокие требования в учёбе.

5. Меня во многом ограничивают.

6. Дома считаются с тем, что бы мне хотелось иметь из одежды, с другими нуждами.

7. Мне дают карманные деньги.

8. У нас дома бывают одноклассники, друзья.

9. Мне хотелось бы иметь больше самостоятельности.

10. Родители заняты только собой.

1. Информационная часть.

Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы поговорим о роли семьи в воспитании современных детей. Что собой представляют современные дети? Каковы их психологические особенности, отличающие их от детей прошлых поколений?

Современных детей называют по- разному. Например: «Дети нового тысячелетия» — юные существа, обладающие необычными психическими возможностями; «Дети Света»- мировоззрение детей отличается от привычного; во Франции необычных детей называют «тефлоновые Дети», т.к. к ним не прилипают общепринятые стереотипы поведения; в Америке — » Дети Индиго».

Все дети рождаются невинными и добрыми, каждый ребенок особенный. Профессор, доктор педагогических наук Н.В.Кузьмина (2002) считает: «Здоровый ребенок рождается с множеством творческих потенциалов. В процессе семейного воспитания, обучения потенциалы не только реализуются, но подчас и блокируются или самоблокируются под влиянием страха».

Педагоги и психологи замечают, что современные дети проявляют повышенную двигательную активность и гиперактивность, поэтому у них часто снижено внимание; современные дети зачастую не хотят выполнять требования взрослых и иногда даже проявляют агрессию. Почему же таких детей становится всё больше? Специалисты называют ряд причин:

1. Негативные перемены в обществе (реклама, насилие на TV).

2. Родители в силу своей занятости, недостаточно внимания уделяют своим детям, а затем откупаются вседозволенность из чувства вины перед детьми.

3. Родители и педагоги не всегда используют современные методы работы с детьми, а пользуются уже устаревшими.

Проблемы детей начинаются дома и могут быть там же решены, родители должны понимать, что только от них зависит какими вырастут их дети.

2. Практическая часть.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Ни детский сад, ни школа, ни другое учебное заведение не даст столько ребёнку, как семья, ведь в семье он проводит большую часть своей жизни.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительный фактор в том, что никто, кроме самых близких и родных не любит ребёнка больше. Но семья может и навредить ребёнку при использовании неправильных методов воспитания.

Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье : диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в проявлении инициативы одними членами семьи ( в основном взрослыми) и подавлении желаний и инициативы других.

Опека в семье — это когда родители всячески пытаются оградить своего ребёнка от разных трудностей, проблем и пытаются удовлетворить все его потребности.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает совместную деятельность, времяпровождение.

При тактике «невмешательства» родители не вникают в проблемы ребёнка, предоставляя ему возможность самому решать свои проблемы.

Существует 3 стиля семейного воспитания:

Демократический стиль — это стиль «согласия»; авторитарный стиль — стиль «подавления»; попустический стиль — ребёнок предоставлен сам себе.

Неделю назад ребята из нашего класса отвечали на вопросы анкеты. Вот какой результат получился.

(Классный руководитель знакомит родителей с вопросами анкеты и результатами анкетирования).

Таково мнение детей об их роли в семье. Я предлагаю вам пройти тестирование на выявление родительского отношения к детям (Родителям предлагается тест-опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В .В.Столина)) [2].

[2] — Рогов Е.И.Настольная книга практического психолога в образовании : Учебное пособие. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1996. — 529 с.

Инструкция:

Я зачитаю вам 61 утверждение, а вы должны напротив номера утверждения написать «верно», если вы с ним согласны ( или поставить «+») или «неверно», если вы не согласны (или поставить «- «).

Текст опросника.

1. Я всегда сочувствую своему ребёнку.

2. Я считаю своим долгом знать всё, что думает мой ребёнок.

3. Я уважаю своего ребёнка.

4. Мне кажется, что поведение моего ребёнка значительно отклоняется от нормы..

5.Нужно подольше держать ребёнка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

6. Я испытываю к ребёнку чувство расположения.

7. Хорошие родители ограждают ребёнка от трудностей жизни.

8. Мой ребёнок часто неприятен мне.

9. Я всегда стараюсь помочь моему ребёнку.

10.Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребёнку приносит ему большую пользу.

11.Я испытываю досаду по отношению к моему ребёнку.

12.Мой ребёнок ничего не добьётся в жизни.

13.Мне кажется, что дети потешаются над моим ребёнком.

14.Мой ребёнок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не вызывают.

15.Для своего возраста мой ребёнок немного незрелый.

16.Мой ребёнок ведёт себя плохо специально, чтобы досадить мне.

17.Мой ребёнок впитывает в себя всё «дурное» , как губка.

18.Моего ребёнка трудно научить хорошим манерам при всём старании.

19.Ребёнка следует держать в жёстких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

20.Я люблю, когда друзья моего ребёнка приходят к нам в гости.

21.Я принимаю участие в воспитании своего ребёнка.

22.К моему ребёнку «липнет» всё дурное.

23.Мой ребёнок не добьётся успеха в жизни.

24.Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребёнок не такой умный и способный, как бы мне хотелось.

25.Я жалею своего ребёнка.

26.Когда я сравниваю своего ребёнка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

Читать еще:  Как правильно воспитывать мальчика 4 5 лет

27.Я с удовольствием провожу с ребёнком всё своё время.

28.Я часто жалею о том, что мой ребёнок растёт и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

29.Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребёнку.

30.Я мечтаю о том, чтобы мой ребёнок достиг того, что мне не удалось в жизни.

31.Родители должны приспосабливаться к ребёнку, а не только требовать этого от него.

32.Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребёнка.

33.При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребёнка.

34.Я очень интересуюсь жизнью своего ребёнка.

35.В конфликте с ребёнком я могу признать, что он по-своему прав.

36.Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

37.Я всегда считаюсь с ребёнком.

38.Я испытываю к ребёнку дружеские чувства.

39.Основная причина капризов моего ребёнка — эгоизм, упрямство и лень.

40.Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребёнком.

41.Самое главное, чтобы у ребёнка было спокойное и беззаботное детство.

42.Иногда мне кажется, что мой ребёнок не способен ни на что хорошее.

43.Я разделяю увлечения своего ребёнка.

44.Мой ребёнок может вывести из себя кого угодно.

45.Я понимаю огорчения своего ребёнка.

46.Мой ребёнок часто раздражает меня.

47.Воспитание ребёнка — сплошная нервотрёпка.

48.Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребёнку.

50.За строгое воспитание дети благодарят потом.

51.Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребёнка.

52.В моём ребёнке больше недостатков, чем достоинств.

53.Я разделяю интересы своего ребёнка.

54.Мой ребёнок не в состоянии чего-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

55.Мой ребёнок вырастет не приспособленным к жизни.

56.Мой ребёнок нравится мне таким, какой он есть.

57.Я тщательно слежу за состоянием здоровья своего ребёнка.

58.Нередко я восхищаюсь своим ребёнком.

59.Ребёнок не должен иметь секретов от своих родителей.

60.Я не высокого мнения о способностях моего ребёнка и не скрываю этого от него.

61. Очень желательно, чтобы ребёнок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Интерпретация:

1.Если вы ответили «верно» на большинство №: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60, то ваш тип родительских отношений — «принятие-отвержение», т.е.вам нравится ребёнок таким, какой он есть. Вы уважаете индивидуальность ребёнка, симпатизируете ребёнку, стремитесь проводить много времени вместе с ним, одобряете его интересы и планы.

2.Если вы ответили «верно» на большинство №: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36, то ваш тип родительских отношений — кооперация, т.е. вы заинтересованы в делах и планах ребёнка , стараетесь во всём ему помочь, сочувствуете ему. Вы высоко оцениваете интеллектуальные и творческие способности ребёнка, испытываете чувство гордости за него. Вы поощряете инициативу и самостоятельность ребёнка, стараетесь быть с ним на равных. Вы доверяете ребёнку, стараетесь встать на его точку зрения в спорных вопросах.

3.Если вы ответили «верно» на большинство №: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58, то ваш тип родительских отношений — симбиоз, т.е.вы ощущаете себя с ребёнком единым целым , стремитесь удовлетворить все потребности ребёнка, оградить его от трудностей и неприятностей в жизни. Вы постоянно ощущаете тревогу за ребёнка, он вам кажется маленьким и беззащитным.

4.Если вы ответили «верно» на большинство №: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59, то ваш тип родительских отношений — авторитарная гиперсоциализация, т.е. вы требуете от ребёнка безоговорочного послушания и дисциплины и стараетесь навязать ребёнку во всём свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребёнка вы наказываете.

5.Если вы ответили «верно» на большинство №: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61, то ваш тип родительских отношений — «маленький неудачник», т.е. вы видите ребёнка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребёнка кажутся вам детскими, несерьёзными. Ребёнок вам кажется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний.

Возможно, проанализировав ваше родительское отношение к детям, вы захотите что-то изменить во взаимоотношениях со своими детьми.

Существует ряд принципов, которые нужно соблюдать во взаимоотношениях с современными детьми, чтобы добиться с ними взаимопонимания.

1. Если Вы будете кричать на ребёнка и приказывать ему, то, скорее всего, вы получите обратный эффект: ребёнок не будет выполнять приказ, возможно, даже будет проявлять агрессию.

2. Детям нужна наша любовь, наше понимание. Росс Кэмпбелл пишет, что детей можно сравнить с зеркалом. Они отражают любовь, но не начинают любить первыми (до 10 лет), если их одаривать любовью, они ее возвращают. Если им ничего не дается, то им нечего и возвращать.

3. В работе с современными детьми необходимо отказаться от наказаний. Современный метод работы с детьми — сотрудничество.

4. Психологи утверждают: чтобы восстановить контроль над ребёнком, ему необходимо давать время подумать: если ребёнку 4 года — дать 4 минуты, 15 лет-15 минут и т.д., после этого ребёнок психологически готов к беседе с Вами.

И в заключение позвольте перечислить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

— Всегда находить время, чтобы уделить время ребёнку, поговорить с ним;

— Интересоваться проблемами ребенка и помогать развивать свои умения и таланты;

— Уважать право ребенка на собственное мнение;

— Относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом.

Я надеюсь, что Вы взяли на вооружение мои советы и воспользуетесь ими. Хочется закончить наше собрание словами Великого педагога А.Макаренко «Наши дети — это наша старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной» . Всего Вам доброго, до свидания.

Собрание роль семьи в воспитании ребенка

№ 4412 Родительское собрание с элементами тренинга «Роль семьи в воспитании ребенка»

Маруненко Евгения Александровна
ГБОУ Школа №222, город Москва
Воспитатель

Родительское собрание с элементами тренинга «Роль семьи в воспитании ребенка»

Цель: помочь родителям проанализировать свое поведение, обратить внимание на положительные моменты воспитания ребенка с особыми образовательными потребностями, формы проявления любви к ребенку. Сплотить родительский коллектив через игровые приемы; способствовать активизации родителей, снять эмоциональное напряжение.

Форма проведения: «Круглый стол» с элементами тренинга.

Задачи:

— раскрыть значимость выражения своих чувств и улучшения взаимоотношений с детьми;

— развивать у родителей способность относиться к детям с пониманием, вниманием и любовью;

— повышать самооценку родителей;

— развивать доброжелательное отношение между родителями;

— расширение контакта между педагогами и родителями.

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас видеть сегодня на нашем родительском собрании. Очень часто получается так, что с работы мы — родители, часто приходим с плохим настроением, раздражёнными, озлобленными. И заложниками этого плохого настроения становятся наши дети.

Предлагаю упражнение « Лопайся пузырь». Оно поможет освободиться от гнева, негативных эмоций.

Возьмите воздушный шарик. Надувая, наполните его всем тем плохим, что испортило Вам настроение.

Вы готовы отпустить свою злость, раздражительность, все плохие эмоции, готовы от них избавиться? Кто готов, произнесите: « Я отпускаю свои негативные эмоции» и выпустите воздух из шарика.

От негативных эмоций все освободились, никто не пожелал с ними остаться и теперь с хорошим настроением продолжаем.

Чтобы вызвать ощущение доверия и психологического комфорта в данной группе людей предлагаю игру «Говорящие руки».

Родители образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг. Варианты инструкций образующимся парам:

Поздороваться с помощью рук.

Выразить поддержку с помощью рук.

Далее родителе присаживаются за столы попарно (с кем оказались в паре в предыдущей игре).

Игра «Будем знакомы».

За 2 минуты родители друг у друга стараются узнать об интересах, хобби и традиции данной семьи; как зовут ребенка, посещающий данную группу детского сада.

Далее , каждый родитель представляет своего напарника по его рассказу по памяти.

-Теперь мы знаем друг о друге больше и стали ближе по общению и доверию.

Совместный Диалог между родителями и педагогом.

Задаваемые вопросы к родителям:

— Я мечтаю, чтобы мой ребенок вырос (каким по характеру)?

— Во что вы играете со своими детьми?

— Что в вашем понимании растить ребенка в здоровой атмосфере?

— Что вы для этого делаете?

Скоро вашим детям в школу и вам кажется, что он должен быть готов во всех образовательных областях (читать, писать, считать), не зависимо от его желаний и возможностей. Некоторые родители стараются отправить детей в школу , как можно раньше ( с 6 лет). Это ошибочное мнение. В первую очередь у ребенка должна быть крепкая нервная система:

1. Моральная развитие: играйте с детьми, должна быть эмоциональная разгрузка (покатать на спинке, поползать по коврику с ним…).

2. Не кричите! Нас дети в этом возрасте не слышат. Мы до них доносим через личный пример, нашим поведением и словами.

3. Употребление матерных слов детьми: не слышать!! перевести в созвучные слова, объяснить значение и дать другое значение слову.

4. Не перегружайте детей интеллектуально. Доказано, что 80% болеют неврозами. Это дети, которых родители с 3 лет насильно заставляли заниматься .

Ребенку надо пройти всё естественным путем. До 7 лет — ИГРА.

Среди мальчиков 90% рождаются логики, а 10% -лирики. Вы ждете , что ваш ребенок будет обязательно читать стихи, играть главные роли на праздниках., не думая, что для него это -муки (потеет, заикается, глотает слюни) — тем самым наносит вред нервной системе. Нам хочется кого то опередить, кого то удивлять! Беречь надо и думать ни о себе, ни о своих амбициях, а о своем ребенке! Все дети талантливы по-своему! Куда вы спешите? Детей уже в 3 года вы хотите научить читать, но мышцы глаз еще не сформированы, следовательно это — переутомление, потом к 4 классу — близорукость (50%). Если интеллектуально, то истощение головного мозга, далее — невроз. До 6 лет у детей важен эмоциональный фон: чувства сострадания, радость, сопереживание, наблюдательность к окружающему миру. Дайте детям «детство»- семью!

Читать еще:  Вопросы семейного воспитания

Предлагаю родителям заполнить анкету.

«Что мы знаем о своем ребенке?».

1.Знает ли ваш ребенок адрес его проживание?

2.Может ли ваш ребенок назвать любимую сказку, прочесть стихотворение?

3.Может ли ваш ребенок сочинить сказку?

4.Как он относится к живым рыбкам, растениям?

5.Знает ли он , что такое семья?

6.Как вы думаете, ваш ребенок вежливый?

7.Ваш ребенок может сравнить 2-3 предмета по величине? (больше, меньше, одинаково)

8.Как ведет себя ваш ребенок в гостях?

9.Может ли ваш ребенок правильно держать ножницы? (вырезать круг, квадрат)

10.Что больше любит рисовать и проявляет ли он интерес к нему?

11.Есть ли интерес клепке? Что лепит дома?

12.Какое чаще настроение, придя из детского сада? От чего зависит?

13.Сможет ли ваш ребенок сочувствовать обиженному и не соглашаться с действиями обидчика?

14.Может ли ваш ребенок определить положение предметов в пространстве по отношению к себе? (впереди-сзади, вверху-внизу)

15.Что беспокоит вас в ребенке на данный момент?

Родительское собрание «Роль семьи в воспитании ребенка» (6 а класс).

МАОУ «Кондратовская средняя общеобразовательная школа»

Классный руководитель 6а класса,

МАОУ «Кондратовская СОШ»:

Жданова Мария Власовна

Разработка родительского собрания

«Роль семьи в воспитании ребенка»

Цель:

— способствовать формированию доверительных и доброжелательных

отношений между родителями и детьми; педагогами и учащимися;

— обозначить проблемы и способы содействия развитию личности детей.

Задачи:

— получить сведения об отношениях между родителями и детьми в семьях

— выяснить, какие меры поощрения и наказания предпочитают

применять родители учащихся;

— содействовать формированию у родителей представлений об истинном

родительском авторитете и актуализации потребности его проявления в

отношениях с детьми.

Этапы подготовки родительского собрания.

1 этап

Анкетирование родителей, детей. Детские сочинения на тему «Моя семья».

Анкета.

1. Из каких компонентов складывается семейное счастье?

2. Существует мнение, что любовь родителей друг к другу должна быть главенствующей, преобладающей над любовью к детям. А как думаете вы?

3. Зависит ли семейное счастье от количества детей?

А.С. Макаренко утверждал, что именно большая семья создает необходимую для современной жизни атмосферу дружбы, тепла, взаимной поддержки.

Какова ваша точка зрения?

4. Зависит ли счастье семьи от материальной обеспеченности и условий быта?

5. Роль женщины – матери в создании счастливой семьи.

6. Роль мужа – отца в создании счастливой семьи.

7. Какая самая счастливая минута в вашей жизни?

8. Приходилось ли вам о чем – нибудь пожалеть в жизни?

2этап. Обработка результатов анкетирования.

3 этап. Родительское собрание.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание «Роль семьи в воспитании ребенка» (6 а класс). »

МАОУ «Кондратовская средняя общеобразовательная школа»

Классный руководитель 6а класса,

МАОУ «Кондратовская СОШ»:

Жданова Мария Власовна

Разработка родительского собрания

«Роль семьи в воспитании ребенка»

— способствовать формированию доверительных и доброжелательных

отношений между родителями и детьми; педагогами и учащимися;

— обозначить проблемы и способы содействия развитию личности детей.

— получить сведения об отношениях между родителями и детьми в семьях

— выяснить, какие меры поощрения и наказания предпочитают

применять родители учащихся;

— содействовать формированию у родителей представлений об истинном

родительском авторитете и актуализации потребности его проявления в

отношениях с детьми.

Этапы подготовки родительского собрания.

Анкетирование родителей, детей. Детские сочинения на тему «Моя семья».

1. Из каких компонентов складывается семейное счастье?

2. Существует мнение, что любовь родителей друг к другу должна быть главенствующей, преобладающей над любовью к детям. А как думаете вы?

3. Зависит ли семейное счастье от количества детей?

А.С. Макаренко утверждал, что именно большая семья создает необходимую для современной жизни атмосферу дружбы, тепла, взаимной поддержки.

Какова ваша точка зрения?

4. Зависит ли счастье семьи от материальной обеспеченности и условий быта?

5. Роль женщины – матери в создании счастливой семьи.

6. Роль мужа – отца в создании счастливой семьи.

7. Какая самая счастливая минута в вашей жизни?

8. Приходилось ли вам о чем – нибудь пожалеть в жизни?

2этап. Обработка результатов анкетирования.

3 этап. Родительское собрание.

Народная мудрость о семье

*Лучше матери друга не сыщешь.

*Отец сына на худо не учит.

*Что есть в сыне лучшего- от родителей.

*Родители детям плохо не скажут.

*Сердце матери лучше солнца греет.

Наши дети – это наша старость.

Правильное воспитание – это наша

счастливая старость, плохое

воспитание — то наше будущее горе,

это наши слезы, это наша вина перед

Другими людьми, перед своей страной. А.С.Макаренко

*Обидишь отца- мать – счастья не найдешь.

*Ради ребенка мать и в огонь бросится.

*Наши родители не гонители.

В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травой; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе. Ф.Бэкон.

Дети взрослеют, становятся умнее, и нам хотелось бы, чтобы проблем в общении с детьми становилось меньше. И педагогов, и родителей волнует поведение подросших детей и трудности, связанные с этой проблемой.

Семья во все времена оказывала огромное влияние на детей. Именно семья может создать для подростка атмосферу душевного комфорта, помочь почувствовать свою защищенность, уверенность в себе, научить его правильно относиться к окружающим.

Я надеюсь, что сегодняшний разговор поможет избавиться от конфликтов и

ссор, поможет родителям понимать своих детей, а детям быть добрее и нежнее по отношению к родителям. Поэтому я предлагаю работать под девизом «Давай никогда не ссориться!»

Работа в группах

Задание: разработать критерии

для взрослых «Хорошие родители

Задание: разработать критерии

для детей «Хорошие дети

Общие правила поведения, выработанные учащимися и родителями.

Чтобы не ссориться, нужно:

— Никогда не повышать голос друг на друга.

— Уметь дать совет и выслушать совет другого.

— Стараться понять друг друга в любой ситуации

— Уметь поддержать в трудную минуту.

— Доверять друг другу.

— Уметь слушать и слышать друг друга

Беседа «Каково на дому , таково и самому».

— Что вы делаете для того, чтобы ребенку дома было хорошо, чтобы ребенок любил свой дом?

— За что мы любим свой дом?

Символ семейного счастья

С единым телом я сравню семью:

Отец – глава, а руки – сыновья.

И в теле – мать, она, как сердце,

И от нее зависит вся семья / Камол/

3 этап. Минутка откровения

— Когда в последний раз вы дома слышали комплимент в свой адрес?

— Когда вы говорили хорошие, приятные слова? Не льстивую похвалу, а самые обычные, доброжелательные?

— Умеем ли мы произносить добрые слова в адрес друг друга?

Говоря друг другу комплименты и пожелания, мы обязательно желаем счастья. Мы говорим, что семья должна быть счастливой

Что такое счастье?

(Зачитываются сочинения детей, результаты анкетирования.)

Что такое счастье?

Я могу ответить:
Это когда звёзды зажигает вечер.
И когда рубаха прилипает к телу.
И когда от солнца кожа задубела.

Счастье – это утром, выйдя на работу,

Знать: заботы мира и твои заботы.
Счастье – это солнце добывать в забое,
Прорубать дорогу тем, кто за тобою.

Что такое счастье?
С правдой быть в ладу,
Малого и старого не давать в беду.
Первым в каждом деле
Подавать пример
Брать при штурме цели
Точный глазомер.

Что такое счастье?
Строить день – деньской,
Чтоб остаться долго в памяти людской.
Мирно жить с соседом,
Презирать скандал,
Накормить обедом,
Кто в пути устал.

Что такое счастье?
Молодым умом
Посягать науки
На пути земном.
Верить в человечность,
Коль придёт беда.
Чуткость и сердечность
Проявлять всегда.

«Любите вашего ребёнка таким, какой он есть,
и забудьте о качествах, которых у него нет…
Результат воспитания зависит не от степени строгости
или мягкости, а от ваших чувств к ребёнку
и от тех жизненных принципов, которые вы ему прививаете»

Так давайте же и мы с вами в своих семьях постараемся приблизится друг к другу, сделать ещё один шаг навстречу к взаимопониманию и единству!

Пусть долгие годы сохраняется тепло вашего семейного очага.

Конечная цель моей работы как классного

руководителя мне видится в том, что в результате моих педагогических усилий будет воспитана личность:

-способная самостоятельно строить свою жизнь;

— стремящаяся к духовному осмыслению происходящего с ней и с теми, кто ее окружает;

-обладающая гражданской позицией, чувствующая сопричастность судьбе страны

Блошенко В.В. Моя семья – моя радость. \ Классный руководитель., №7,2004г. с. 83.

Диденко Т.И. 6 класс. Методика работы с родителями, учащимися. Ростов– на– Дону “Феникс”, 2003.

Касаткина Н.А. Нормы взаимодействия учителя с родителями. Волгоград, “Учитель”, 2002.

Обухова Л.А., Лемекина Н.А. Тренинг, беседы, деловые игры с родителями. “Дрофа”, 2005 г.

Степанова Е.Н. Калейдоскоп родительских собраний. Творческий центр “Сфера”, М., 2005 г.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector