221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание современного воспитания

Содержание воспитания. Понятие о содержании воспитания

Под содержанием воспитания понимают систему знаний, умений, навыков, способов деятельности, отношений, качеств и черт личности, которыми должно овладеть подрастающее поколение в соответствии с поставленными целями и задачами. Из этого определения следует, что содержание воспитания отражает его цель и задачи, направлено на их оптимальное достижение и обеспечивает готовность формирующейся личности к оптимальному вхождению в социум. Содержание воспитания ориентировано на развитие личности в соответствии с требованиями, которые предъявляются к человеку со стороны общества, государства и мира в целом на данном историческом этапе его развития. В практическом плане содержание воспитания может быть представлено тремя взаимосвязанными подсистемами:

1) нравственные понятия о природе, обществе и человеке, которые должен усвоить воспитанник;

2) привычки, приобретенные в ходе различных видов деятельности и отражающие нормы поведения, принятые в обществе;

3) нравственные чувства, выражающие осознанное индивидуально-личностное отношение воспитанника к окружающей действительности, миру людей и себе самому.

В связи с разнообразием воспитательных концепций и множественностью соответствующих им целей и задач в современной педагогической теории и практике сложились разные подходы к рассмотрению содержания воспитания. На сегодняшний день наиболее распространены четыре подхода к определению этого понятия.

Первый подход связан с пониманием воспитания как процесса управления развитием ребенка, направленного на позитивные изменения в его взглядах, мотивах и реальных действиях (И. С. Марьенко). В рамках данного подхода выделяются воспитательные задачи, ориентированные на формирование:

• личности воспитанника как гражданина мира и страны, представителя определенной национальности, жителя конкретной местности, члена общества и семьи <патриотическое воспитание);

• интеллектуальной культуры личности, стойкого познавательного интереса, потребности расширять свой кругозор, постоянно пополнять знания (умственное воспитание);

• духовной культуры личности как совокупности норм и правил поведения, принятых в обществе, на улице, в семье, в школе (нравственное воспитание);

• потребности в освоении воспитанником проявлений общечеловеческой культуры на индивидуально-личностном уровне (эстетическое воспитание);

• потребности в здоровом образе жизни (физическое воспитание).

Второй подход связан с пониманием воспитания как средства трансляции культуры (О. С. Газман, А. В. Иванов). Согласно этому подходу воспитание должно быть направлено на формирование базовой культуры личности, которая понимается как достижение личностью некоторой гармонии, обеспечивающей ей полноценную социальную жизнь и труд, а также личностный психологический комфорт. С позиций данного подхода содержание воспитания направлено на формирование следующих базовых культур личности: жизненного самоопределения; семейных отношений; экономической культуры и культуры труда; политической, демократической и правовой; интеллектуальной, нравственной культуры и культуры общения; экологической, художественной, физической.

Третий подход связан с пониманием воспитания как компонента социализации (И. А. Колесникова, Л. С. Нагавкина, Е. Н. Барышников). При таком подходе целью воспитания является подготовка подрастающего поколения к участию в сложной системе социальных отношений, сложившихся в экономической, политической и духовной сферах. В соответствии с этим основу в определении содержания воспитания составляют социальные роли, которые должен освоить человек, чтобы реализовать себя в системе общественных отношений (семьянин; член детского, подросткового, молодежного сообщества; ученик; патриот своего города; россиянин; человек мира; человек-творец).

Четвертый подход связан с пониманием воспитания как формирования ценностного отношения личности к миру, познания мира и взаимодействия с ним (Н. Е. Щуркова). С позиций данного подхода содержанием воспитания выступает деятельность, в ходе которой школьник вместе с педагогом познает мир, взаимодействует с миром, старается полюбить его. Основными ценностными ориентирами этого подхода являются:

• педагогический взгляд на воспитание с позиций общечеловеческой культуры;

• педагогическое представление о слагаемых воспитательного процесса как об освоении, усвоении и о присвоении мира подрастающим ребенком, входящим в этот мир на уровне современной культуры;

• определение содержания воспитательного процесса как системы отношений к ценностям достойной жизни достойного человека, а знаний и умений – как средства проживаемых ценностных отношений человека к миру и с миром;

• максимальное расширение поля воспитательного процесса до всей сферы жизнедеятельности ребенка;

• поступенчатое разворачивание жизненных проблем в ходе развития личности ребенка как субъекта собственной жизни;

• философско-педагогическое представление о содержании жизни достойного человека как бесконечной цепи вечных проблем жизни, решение которых не исчерпывает проблему, но ставит человека перед рядом новых бесконечных проблем.

Рассмотренные подходы не противоречат друг другу, а характеризуют воспитание с разных сторон. Знание этих подходов поможет воспитателю всесторонне оценить содержание воспитательного процесса и выбрать свой вариант работы с коллективом. Кроме того, проблема содержания воспитания находит практическое выражение и реально возникает при составлении программы воспитательной работы со школьниками.

Сущность воспитания и его особенности

Воспитание есть основополагающая категория педагогики, являющаяся базисом для обеспечения основного пласта формирования личности.

При этом специфика воспитания заключается в том, что воспитательному воздействию подвержены все люди, независимо от уровня развития, и они же воздействуют сами. Педагогика призвана упорядочить этот процесс, сделать его безопасным и эффективным. Рассмотрим детально, в чем заключена сущность воспитания, его особенности и предназначение.

Сущность воспитания

Воспитание – это процесс в педагогике, заключающийся в осмысленном целенаправленном формировании личности. При этом обучение и воспитание в образовательном учреждении и в семье неразрывно связаны между собой.

Воспитательный процесс подвержен влиянию внешней среды, социального окружения воспитуемого. Психологическая сторона воспитания заключена в переводе ребенка из одного состояния в другое, а результатом воспитания является перевод внешнего опыта и знаний, ценностей и норм в личностные установки и, соответственно, поведение. Воспитание призвано сформировать психологическую структуру личности (рисунок 1 ).

Читать еще:  Какой воспитанный мальчик

Сущность воспитания с точки зрения педагогики – это оптимальная организация взаимодействия педагогов и их подопечных, формирование и стимулирование активности воспитуемых по приобретению ими социального и духовного опыта, ценностей и опыта отношений.

Особо необходимо акцентировать внимание на активности познавательной деятельности объекта воспитания, что можно назвать личностно-деятельным подходом к воспитанию. Он получил широкое распространение в отечественной теории воспитания.

Современная теория заключает в себе мысль, что воспитательный процесс — это не столько прямое воздействие, сколько социальное взаимодействие между педагогом и воспитуемым.

Эффективность деятельности педагога оценивается по качественным изменениям сознания и поведения ребенка.

Можно выделить базовые категории, определяющие существующую российскую концепцию воспитания:

  • взаимодействие;
  • сотрудничество;
  • воспитательные отношения;
  • педагогическая ситуация;
  • социальная обстановка.

Многообразие факторов с одной стороны обеспечивает воспитательному процессу многогранность, насыщенность и эффективность, с другой стороны делает его более сложным. Соблюдением большого количества условий труднее управлять, поскольку имеет место стихийность и негативное влияние внешней среды. Можно привести в качестве примера разного рода СМИ, опосредованно влияющие на обучающий и воспитательный процессы.

Назначение воспитания

Современная педагогика ставит перед собой большое количество задач, учитывающих все аспекты воспитания:

  • формирование полноценной, всесторонне развитой личности;
  • внедрение и закрепление в структуре личности социально приемлемых, культурных норм поведения и жизнедеятельности;
  • внедрение и закрепление в структуре личности нравственных и эстетических качеств;
  • обеспечение наличия факторов, способствующих развитию воли, целеустремленности, осознанности и эмоциональной устойчивости личности;
  • приобщение воспитуемого к научным, историческим, культурным ценностям и достижениям общества;
  • воспитание патриотической личности согласно потребностям государства;
  • распознавание и развитие индивидуальных способностей, склонностей и потребностей человека в разных сферах;
  • формирование среды, способствующей реализации различных видов познавательной деятельности в целях расширения мировоззрения, повышения уровня образованности и культурного опыта;
  • развитие адаптивной способности личности в отношении изменяющихся условий социальной, политической и культурной жизни общества.

Особенности воспитания

Воспитание – это растянутый во времени, непрерывный процесс, в заключительной своей фазе переходящий в стадию самовоспитания. Отличительными особенностями воспитания являются отсроченность его результата и разница в существующих оценках.

Многое здесь находится в зависимости от факторов, влияющих на личность воспитанника, а также его изначальных внутренних ресурсов.

Задачи воспитательного процесса качественно реализовываются лишь при понимании и решении содержательных вопросов воспитания.

Содержание воспитания – это комплекс знаний и навыков, установок и личностных качеств, поведенческой составляющей и идеологических взглядов.

Все перечисленное и есть цель воспитательного процесса.

Воспитание – процесс разносторонний, многозадачный и многоуровневый; он учитывает все стороны жизнедеятельности и имеет особенности согласно своей направленности:

  1. Формирование глобального мышления, научного мировоззрения включает в себя развитие установок и взглядов, доступное лишь личности с развитым мышлением и осознанностью. Недостаточно просто передать человеку знания, необходимо научить его в дальнейшем самостоятельно развивать свой интеллект, реализовывать способности к анализу и исследованию.
  2. Гражданское воспитание предполагает привитие человеку чувства сопричастности к своей родине, уважение к своей стране и ее истории, патриотичной настроенности, а также культуры поведения в межнациональном социуме.
  3. Нравственное воспитание тесно взаимосвязано с социализацией личности. Воспитательный процесс содержит в себе обучение личности социально приемлемым нормам поведения (в конкретном социуме); привитие ей культурных ценностей, обычаев, правил; выработку адекватного отношения к обществу, другим людям, природе. Основой нравственного воспитания является гуманность, подразумевающая развитие в личности таких навыков как сочувствие, отзывчивость, терпимость, уважение чужого выбора и особенностей других людей. Здесь крайне важно, чтобы педагог сам являл собой достойный пример нравственности. Нравственное воспитание получает свою реализацию через коллективное взаимодействие, открытое и свободное обсуждение вопросов и сложных ситуаций. Такая деятельность способствует формированию у детей собственной нравственной позиции.
  4. Трудовое воспитание. Ранее это направление было основой советского общества, в современных же условиях оно отошло на задний план как в учреждениях образования, так и в системе семьи. Трудовое воспитание имеет своей целью формирование ответственности, мотивации к прикладному использованию полученных знаний.
  5. Эстетическое воспитание развивает творческую сторону мышления, создает условия для формирования духовных ценностей. Личности прививается способность к эмоциональному отклику на искусство и пониманию его.
  6. Физическое воспитание способствует формированию целостной личности, имеющей навык заботы о своем здоровье и положительное отношение к двигательной активности, что, несомненно, отражается и на результатах умственной деятельности.

Верно организованный процесс воспитания включает в себя как прямую, так и обратную связь: от воспитателя к воспитуемому и наоборот, и это чрезвычайно важный аспект педагогической деятельности. Такой способ взаимодействия дает возможность учитывать индивидуальные особенности воспитанников и подбирать эффективные методы работы.

Педагогика начальной школы: учебник

К студентам1
ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИКИ2
Педагогика – наука о воспитании2
Возникновение и развитие педагогики3
Основные понятия педагогики6
Педагогические течения8
Система педагогических наук10
Методы педагогических исследований12
ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ15
Процесс развития личности15
Наследственность и среда17
Развитие и воспитание20
Принцип природосообразности21
Деятельность и развитие личности24
Диагностика развития25
ГЛАВА 3. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ27
Возрастная периодизация27
Развитие дошкольника30
Развитие младшего школьника33
Неравномерность развития36
Учет индивидуальных особенностей37
Гендерные различия38
ГЛАВА 4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС44
Цель воспитания44
Задачи воспитания47
Пути реализации задач воспитания50
Организация воспитания52
Этапы педагогического процесса53
Закономерности педагогического процесса54
ГЛАВА 5. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ56
Сущность процесса обучения57
Дидактические системы58
Структура обучения62
Содержание обучения64
Элементы содержания68
Учебные планы и программы69
Учебники и пособия70
ГЛАВА 6. МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ72
Движущие силы учения72
Интересы младших школьников74
Формирование мотивов75
Стимулирование учения78
Правила стимулирования79
ГЛАВА 7. ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА ОБУЧЕНИЯ83
Понятие о принципах и правилах83
Принцип сознательности и активности85
Принцип наглядности обучения86
Систематичность и последовательность87
Принцип прочности88
Принцип доступности89
Принцип научности90
Принцип эмоциональности91
Принцип связи теории с практикой92
ГЛАВА 8. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ94
Понятие о методах94
Классификация методов94
Методы устного изложения97
Работа с книгой99
Наглядные методы обучения101
Практические методы102
Самостоятельная работа105
Выбор методов обучения107
ГЛАВА 9. ВИДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ108
Виды обучения108
Дифференцированное обучение111
Формы обучения113
Типы и структуры уроков115
Трансформация форм обучения116
Подготовка урока119
Домашние задания120
Современные технологии121
ГЛАВА 10. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ШКОЛЕ124
Особенности процесса воспитания125
Структура процесса воспитания126
Общие закономерности воспитания127
Принципы воспитания128
Содержание процесса воспитания133
Духовное воспитание школьников135
ГЛАВА 11. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ137
Методы и приемы воспитания137
Методы формирования сознания137
Методы организации деятельности140
Методы стимулирования142
Формы воспитания145
ГЛАВА 12. ЛИЧНОСТНО–ОРИЕНТИРОВАННОЕ ВОСПИТАНИЕ150
Воспитание добротой и лаской150
Понимание ребенка152
Признание ребенка156
Принятие ребенка157
Правила для педагога–гуманиста159
ГЛАВА 13. МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА162
Особенности малокомплектной школы162
Урок в малокомплектной школе166
Организация самостоятельной работы169
Поиски новых вариантов172
Подготовка учителя к уроку173
Воспитательный процесс175
ГЛАВА 14. ДИАГНОСТИКА В ШКОЛЕ177
От контроля к диагностике178
Гуманизация контроля179
Оценка результатов обучения180
Выставление оценок182
Тестирование достижений186
Диагностика воспитанности187
ГЛАВА 15. УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ190
Функции учителя190
Требования к учителю192
Мастерство учителя196
Рыночные трансформации198
Учитель и семья школьника200
Анализ труда учителя202
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ206

4. Бывает, что воспитатель не согласен с мнением коллектива, общественных организаций, критикует поступки и действия других. Все это не может не отражаться отрицательно на формировании взглядов и убеждений детей. Следует поддерживать разумные требования друг друга, осмысленно подходить к своим собственным суждениям, произносимым вслух.

5. Практическая реализация этого принципа требует создания единой системы воспитания как на занятиях, так и во внеучебное время. Систематичность процесса воспитания обеспечивается соблюдением преемственности и последовательности. В воспитательной работе следует опираться на приобретенные ранее положительные качества и нормы поведения, постепенно усложняя средства педагогического воздействия, следя за соблюдением этого требования в семье, консультируя родителей.

6. Способ достижения единства воспитательных воздействий – координация усилий причастных к воспитанию людей, служб, социальных институтов. Вот почему воспитатели не будут жалеть усилий на установление связей между всеми причастными к воспитанию социальными и государственными службами, людьми.

Таким образом, принципы воспитания – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Гуманистическая педагогика направляет воспитательный процесс в соответствии с принципами личностного подхода; сочетания личной и общественной направленности воспитания; связи воспитания с жизнью, трудом; опоры на положительное в воспитании; единства воспитательных воздействий.

Содержание процесса воспитания

Под содержанием воспитания понимают систему знаний, навыков, взглядов и убеждений, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть воспитанники и которые соответствуют поставленным целями и задачами. Умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое воспитание в целостном педагогическом процессе дает возможность достичь формирования гармонически развитой личности.

В последние годы взгляды на содержание воспитательного процесса радикально менялись. Нет здесь единства и сегодня: общество, а вместе с ним и школа переживают трудный период. В основе современного содержания воспитания лежат следующие идеи:

1. Реализм целей воспитания. Реальная цель воспитания сегодня – разностороннее развитие человека, опирающееся на его желания, способности и дарования. Средство достижения этой цели – освоение школьником базовых основ культуры. Отсюда центральное понятие содержания воспитания – «базовая культура» личности, культура ее жизненного самоопределения: знаний и отношения к миру, нравственного поведения, человеческих отношений и труда; демократическая и правовая; экономическая и экологическая, художественная и физическая; культура семейных отношений.

2. Совместная деятельность детей и взрослых. Воспитатели старшего поколения помнят времена, когда и задачи, и формы деятельности педагогов и учеников были различными, иногда прямо противоположными. Первые стояли над детьми, управляя их воспитанием, вторые – выполняли их указания. Такая система не могла обеспечить надежных результатов именно потому, что воспитатели и воспитанники не действовали сообща. Гуманистическая педагогика ориентирует педагогов на совместный поиск вместе с детьми нравственных образцов, отбор лучших образцов духовной культуры, культуры деятельности, выработка на этой основе собственных ценностей, норм и законов поведения, жизни. Не далекие заоблачные идеалы, а реальные ценности жизни должны быть положены в основу содержания воспитания.

3. Самоопределение. Воспитание предполагает формирование человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и жизненной позицией. Важнейший элемент содержания воспитания – культура жизненного самоопределения человека. Жизненное самоопределение – понятие более широкое, чем только профессиональное и даже гражданское. Оно характеризует человека как творца собственной жизни и счастья. В гармонии человека с самим собой должно идти его гражданское, профессиональное и нравственное самоопределение.

4. Личностная направленность воспитания. В центре воспитательной работы должны стоять не программы, не мероприятия, не формы и методы, а ребенок – высшая цель, смысл педагогической заботы. Воспитание призвано развивать его индивидуальные склонности и интересы, своеобразие характера, чувство собственного достоинства. Движение от обыденных интересов воспитанников к развитию высоких духовных потребностей должно стать нормой и основным правилом воспитания.

Педагогика

—>Основы педагогического мастерства —>

—>Наглядные пособия педагога —>

—>Детская психология —>

—>Магазин детских колготок —>

Цели воспитания отражаются в содержательном компоненте процесса воспитания, который представляет собой систему идей, идеалов, мнений, ценностей, основных направлений воспитательного воздействия. Под понятием «содержание воспитания» понимают систему научных, духовных и профессиональных знаний, навыков, умений, а также норм и правил поведения, овладение которыми обеспечивает формирование гармонично развитой, общественно активной личности – гражданина, его приобщения к общечеловеческим, национальным и профессиональным ценностям, обретения им мировоззренческих, морально-этических качеств, развитие его индивидуальности и подготовку к полноценной духовной и профессиональной деятельности.

Отбор содержания воспитания должно удовлетворять такие требования:

– соответствовать социальному заказу общества в отношении воспитания граждан;

– быть направленным на осуществление главной цели педагогического процесса: формирование и развитие всесторонне и гармонично развитой личности – гражданина;

– опираться на современные общечеловеческие и национальные ценности, идеалы и формировать научное мировоззрение;

– отражать связь теории с практикой, обеспечивать общую подготовку личности воспитанника к условиям будущей профессиональной деятельности;

– отвечать духовным и физическим возможностям воспитанников, способствовать их активизации на самовоспитание;

– способствовать единства воспитания, обучения, развития и самосовершенствования воспитанников;

– учитывать реальные возможности, потребности и особенности конкретных образовательно-воспитательных заведений, производственных коллективов и тому подобное.

Также для определения содержания воспитания следует иметь четкое представление об объектах воспитательного воздействия. С давних времен представителей педагогической мысли волновал вопрос о объекты воспитательного воздействия и их иерархию: на первое место ставили физическую закалку тела, а после этого – формирование умственных и моральных качеств. Стремление, воля, а также желание, по Аристотелю, присущи даже новорожденным детям, поскольку ум и рассудительность обычно появляются у них только с возрастом. Поэтому, считал он, забота о теле должна предшествовать заботе о душе, после тела, нужно позаботиться о воспитании наклонностей, чтобы способствовать воспитанию ума.

Как считал Г. С Сковорода, движущей силой человеческой деятельности является мысль. Поэтому и первым объектом воспитания должен быть разум человека. Без ума человек слепая, без ума она не может стать на правильный путь, служить народу. Философ утверждал, что тело «порабощено мыслям нашим». Мысль господствует над телом и «находится в непрерывном волновании день и ночь». Однако одного только развития ума, одного только обогащение его знаниями не достаточно, ибо сами по себе знания еще не составляют добродетели. Усвоение знаний надо сочетать с формированием высоких нравственных качеств, без которых обучение будет искусственным, напускным, фальшивым.

Правильное воспитание – в единстве истины и добродетели, знаний и высоких моральных порывов.

Вторым объектом воспитания является сердце человека. Если воспитание умственных способностей – обращение к интеллекту, то воспитание моральных качеств – обращение к сердцу. Надо воспитывать, считал Г. С Сковорода, честность, умеренность, трудолюбие, сдержанность, пренебрежение житейских соблазнов, богатства, чинов, моды, лицемерия.

Важным элементом педагогики Сковороды является требование воспитания воли. Не достаточно иметь развитый ум и работать в соответствии с «сродности». Нужно еще единство мысли и поступка, слова и дела. А из этого возникает необходимость развития и укрепления воли, которая помогает человеку реализовать разумное начало в своей деятельности, противопоставлять недостойным страстям, низменным порывом, плотским инстинктам высокие стремления.

Единство ума и воли, мыслей слов и действий – это естественное, натуральное «супружество». Итак Г. С Сковорода является сторонником триединого подхода к определению содержания воспитания.

С развитием человеческого общества объектов воспитательного воздействия становится все больше и больше. Все это объясняется потребностями разностороннего и гармоничного развития личности.

Воспитание – это деятельность, которая направлена на передачу новым поколениям общественно-исторического опыта человечества.

Основными объектами воспитательного воздействия является сознание, мировоззрение, подсознание, эмоционально-волевая, мотивационная, физическая сферы, привычки, навыки и умения достойного поведения личности.

Важными приобретениями процесса воспитания являются:

– приобщение воспитанников к общечеловеческой культуры;

– овладение воспитанниками национальными идеалами и ценностями культуры;

– формирование мотивации самовоспитания как главной цели всей воспитательной работы.

Вышеизложенное предопределяет содержание и основные направления воспитания.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×