221madou.ru

Мама и Я
7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание воспитания направлено на

Содержание воспитания. Понятие о содержании воспитания

Под содержанием воспитания понимают систему знаний, умений, навыков, способов деятельности, отношений, качеств и черт личности, которыми должно овладеть подрастающее поколение в соответствии с поставленными целями и задачами. Из этого определения следует, что содержание воспитания отражает его цель и задачи, направлено на их оптимальное достижение и обеспечивает готовность формирующейся личности к оптимальному вхождению в социум. Содержание воспитания ориентировано на развитие личности в соответствии с требованиями, которые предъявляются к человеку со стороны общества, государства и мира в целом на данном историческом этапе его развития. В практическом плане содержание воспитания может быть представлено тремя взаимосвязанными подсистемами:

1) нравственные понятия о природе, обществе и человеке, которые должен усвоить воспитанник;

2) привычки, приобретенные в ходе различных видов деятельности и отражающие нормы поведения, принятые в обществе;

3) нравственные чувства, выражающие осознанное индивидуально-личностное отношение воспитанника к окружающей действительности, миру людей и себе самому.

В связи с разнообразием воспитательных концепций и множественностью соответствующих им целей и задач в современной педагогической теории и практике сложились разные подходы к рассмотрению содержания воспитания. На сегодняшний день наиболее распространены четыре подхода к определению этого понятия.

Первый подход связан с пониманием воспитания как процесса управления развитием ребенка, направленного на позитивные изменения в его взглядах, мотивах и реальных действиях (И. С. Марьенко). В рамках данного подхода выделяются воспитательные задачи, ориентированные на формирование:

• личности воспитанника как гражданина мира и страны, представителя определенной национальности, жителя конкретной местности, члена общества и семьи <патриотическое воспитание);

• интеллектуальной культуры личности, стойкого познавательного интереса, потребности расширять свой кругозор, постоянно пополнять знания (умственное воспитание);

• духовной культуры личности как совокупности норм и правил поведения, принятых в обществе, на улице, в семье, в школе (нравственное воспитание);

• потребности в освоении воспитанником проявлений общечеловеческой культуры на индивидуально-личностном уровне (эстетическое воспитание);

• потребности в здоровом образе жизни (физическое воспитание).

Второй подход связан с пониманием воспитания как средства трансляции культуры (О. С. Газман, А. В. Иванов). Согласно этому подходу воспитание должно быть направлено на формирование базовой культуры личности, которая понимается как достижение личностью некоторой гармонии, обеспечивающей ей полноценную социальную жизнь и труд, а также личностный психологический комфорт. С позиций данного подхода содержание воспитания направлено на формирование следующих базовых культур личности: жизненного самоопределения; семейных отношений; экономической культуры и культуры труда; политической, демократической и правовой; интеллектуальной, нравственной культуры и культуры общения; экологической, художественной, физической.

Третий подход связан с пониманием воспитания как компонента социализации (И. А. Колесникова, Л. С. Нагавкина, Е. Н. Барышников). При таком подходе целью воспитания является подготовка подрастающего поколения к участию в сложной системе социальных отношений, сложившихся в экономической, политической и духовной сферах. В соответствии с этим основу в определении содержания воспитания составляют социальные роли, которые должен освоить человек, чтобы реализовать себя в системе общественных отношений (семьянин; член детского, подросткового, молодежного сообщества; ученик; патриот своего города; россиянин; человек мира; человек-творец).

Четвертый подход связан с пониманием воспитания как формирования ценностного отношения личности к миру, познания мира и взаимодействия с ним (Н. Е. Щуркова). С позиций данного подхода содержанием воспитания выступает деятельность, в ходе которой школьник вместе с педагогом познает мир, взаимодействует с миром, старается полюбить его. Основными ценностными ориентирами этого подхода являются:

• педагогический взгляд на воспитание с позиций общечеловеческой культуры;

• педагогическое представление о слагаемых воспитательного процесса как об освоении, усвоении и о присвоении мира подрастающим ребенком, входящим в этот мир на уровне современной культуры;

• определение содержания воспитательного процесса как системы отношений к ценностям достойной жизни достойного человека, а знаний и умений – как средства проживаемых ценностных отношений человека к миру и с миром;

• максимальное расширение поля воспитательного процесса до всей сферы жизнедеятельности ребенка;

• поступенчатое разворачивание жизненных проблем в ходе развития личности ребенка как субъекта собственной жизни;

• философско-педагогическое представление о содержании жизни достойного человека как бесконечной цепи вечных проблем жизни, решение которых не исчерпывает проблему, но ставит человека перед рядом новых бесконечных проблем.

Рассмотренные подходы не противоречат друг другу, а характеризуют воспитание с разных сторон. Знание этих подходов поможет воспитателю всесторонне оценить содержание воспитательного процесса и выбрать свой вариант работы с коллективом. Кроме того, проблема содержания воспитания находит практическое выражение и реально возникает при составлении программы воспитательной работы со школьниками.

Содержание воспитания. Понятия, задачи, пути реализации

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Содержание воспитания: понятие, задачи, пути реализации

Содержание воспитания: понятие Под содержанием воспитания понимают систему знаний, умений, навыков, способов деятельности, отношений, качеств и черт личности, которыми должно овладеть подрастающее поколение в соответствии с поставленными целями и задачами. Из этого определения следует, что содержание воспитания отражает его цель и задачи, направлено на их оптимальное достижение и обеспечивает готовность формирующейся личности к оптимальному вхождению в социум. Содержание воспитания ориентировано на развитие личности в соответствии с требованиями, которые предъявляются к человеку со стороны общества, государства и мира в целом на данном историческом этапе его развития.

В практическом плане содержание воспитания может быть представлено тремя взаимосвязанными подсистемами: 1) нравственные понятия о природе, обществе и человеке, которые должен усвоить воспитанник; 2) привычки, приобретенные в ходе различных видов деятельности и отражающие нормы поведения, принятые в обществе; 3) нравственные чувства, выражающие осознанное индивидуально-личностное отношение воспитанника к окружающей действительности, миру людей и себе самому.

В связи с разнообразием воспитательных концепций и множественностью соответствующих им целей и задач в современной педагогической теории и практике сложились разные подходы к рассмотрению содержания воспитания. На сегодняшний день наиболее распространены четыре подхода к определению этого понятия.

Второй подход связан с пониманием воспитания как средства трансляции культуры (О. С. Газман, А. В. Иванов). Согласно этому подходу воспитание должно быть направлено на формирование базовой культуры личности, которая понимается как достижение личностью некоторой гармонии, обеспечивающей ей полноценную социальную жизнь и труд, а также личностный психологический комфорт. С позиций данного подхода содержание воспитания направлено на формирование следующих базовых культур личности: жизненного самоопределения; семейных отношений; экономической культуры и культуры труда; политической, демократической и правовой; интеллектуальной, нравственной культуры и культуры общения; экологической, художественной, физической.

Третий подход связан с пониманием воспитания как компонента социализации (И. А. Колесникова, Л. С. Нагавкина, Е. Н. Барышников). При таком подходе целью воспитания является подготовка подрастающего поколения к участию в сложной системе социальных отношений, сложившихся в экономической, политической и духовной сферах. В соответствии с этим основу в определении содержания воспитания составляют социальные роли, которые должен освоить человек, чтобы реализовать себя в системе общественных отношений (семьянин; член детского, подросткового, молодежного сообщества; ученик; патриот своего города; россиянин; человек мира; человек-творец).

Четвертый подход связан с пониманием воспитания как формирования ценностного отношения личности к миру, познания мира и взаимодействия с ним (Н. Е. Щуркова). С позиций данного подхода содержанием воспитания выступает деятельность, в ходе которой школьник вместе с педагогом познает мир, взаимодействует с миром, старается полюбить его. Основными ценностными ориентирами этого подхода являются: • педагогический взгляд на воспитание с позиций общечеловеческой культуры; • педагогическое представление о слагаемых воспитательного процесса как об освоении, усвоении и о присвоении мира подрастающим ребенком, входящим в этот мир на уровне современной культуры; • определение содержания воспитательного процесса как системы отношений к ценностям достойной жизни достойного человека, а знаний и умений – как средства проживаемых ценностных отношений человека к миру и с миром; • максимальное расширение поля воспитательного процесса до всей сферы жизнедеятельности ребенка; • поступенчатое разворачивание жизненных проблем в ходе развития личности ребенка как субъекта собственной жизни; • философско-педагогическое представление о содержании жизни достойного человека как бесконечной цепи вечных проблем жизни, решение которых не исчерпывает проблему, но ставит человека перед рядом новых бесконечных проблем.

Рассмотренные подходы не противоречат друг другу, а характеризуют воспитание с разных сторон. Знание этих подходов поможет воспитателю всесторонне оценить содержание воспитательного процесса и выбрать свой вариант работы с коллективом. Кроме того, проблема содержания воспитания находит практическое выражение и реально возникает при составлении программы воспитательной работы со школьниками. Традиционная программа воспитания действует в отечественных школах с 1970-х гг. В ее основе лежит программа «Примерное содержание воспитания школьников»,разработанная творческим коллективом под руководствомИ. С. Марьенко. В данной программе содержание воспитания соотнесено с различными направлениями воспитательной работы, среди которых выделяютсяумственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание. На современном этапе программа дополнена новыми направлениями воспитательной работы – этогражданское, правовое, экономическое, экологическоевоспитание.

Читать еще:  Воспитание детей 9 10 лет

Умственное воспитание – развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя. Его основными задачами являются: а) формирование гуманистического мировоззрения; б) развитие силы воли, памяти и мышления как основных условий познавательного и образовательного процессов; в) формирование культуры учебного и интеллектуального труда; г) развитие личностных качеств – самостоятельности, широты кругозора, способности к творчеству.

Задачи и содержание нравственного воспитания Задачи и содержание нравственного (этического) воспитания молодого поколения определяются морально-нравственными требованиями общества. В письменной традиции человечества основные постулаты нравственного поведения человека были представлены в Священных книгах (например, в Библии и Коране). Основные задачи этического воспитания: а) накопление нравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения (в семье, на улице, в школе и других общественных местах); б) разумное использование свободного времени; в) развитие нравственных качеств личности – внимательного и заботливого отношения к людям; честности, терпимости, скромности и деликатности; организованности, дисциплинированности и ответственности; чувства долга и чести; уважения человеческого достоинства; трудолюбия и культуры труда; бережного отношения к национальному достоянию.

Трудовое воспитание – процесс вовлечения учащихся в разнообразные педагогически организованные, общественно одобряемые виды деятельности с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развития у них творческого практического мышления и трудолюбия. Важной задачей трудового воспитания является профориентационная работа, направленная на развитие и подготовку добросовестного, ответственного и творческого отношения формирующейся личности к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека. Трудовое воспитание призвано: а) прививать школьникам уважение к людям труда; б) знакомить их с основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, работы в строительстве, на транспорте, в сфере обслуживания; в) побуждать к сознательному выбору профессии.

Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Его цель – развитие эстетического отношения к действительности, которое предполагает способность к эмоциональному восприятию прекрасного. Такое восприятие может проявляться не только по отношению к природе или произведению искусства – человек обязан привносить прекрасное в свою жизнь и жизнь окружающих, в быт, профессиональную деятельность и социальный ландшафт. Средства эстетического воспитания– окружающая жизнь, природа, искусство в различных его проявлениях (музыка, живопись, литература, кино, театр и др.).

Физическое воспитание – включение подрастающего поколения в разнообразные формы занятий физической культурой, спортом, военно-прикладной деятельностью. Цель физического воспитания – гармоничное развитие тела в органическом единстве с умственным, трудовым, эмоционально-нравственным и эстетическим воспитанием. Основные задачи физического воспитания: а) правильное физическое развитие; б) тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата; в) закаливание организма; г) воспитание силы воли и характера. Гражданское воспитание предполагает формирование у человека ответственного отношения к семье, другим людям, к своему народу и Отечеству. Гражданин должен не только соблюдать законы, но и добросовестно выполнять профессиональные обязанности, вносить свой вклад в процветание страны.

Экономическое воспитание – это система мер, направленная на развитие экономического мышления человека в масштабах семьи, производства, всей страны, а также на формирование деловых качеств (бережливости, предприимчивости, расчетливости) и накопление знаний о собственности, системах хозяйствования, рентабельности, налогообложении. Экологическое воспитание основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле. Оно ориентирует человека на бережное отношение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре и фауне. Каждый человек должен принять посильное участие в предотвращении экологической катастрофы. Правовое воспитание предполагает знание своих прав и обязанностей и ответственность за их несоблюдение, формирование уважительного отношения к законодательству и правам человека и на критическое отношение к тем, кто преступает закон.

Данная программа разработана на основе подхода, предложенного О. С. Газманом и А. В. Ивановым и направленного на формирование базовых культур личности. Центральной среди них выступает культура жизненного самоопределения, которая характеризует человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья. Главный компонент самоопределения – выработка позиции творца, преобразующего собственную личность. Самоопределение предполагает самостоятельность, позиционную определенность и программу действий для ее воплощения. В соответствии с этим подходом воспитание должно обеспечивать гармонию человека с самим собой через достижение им гармонии с другими людьми, обществом, природой, человеческой деятельностью. Самоопределение, самореализация, самоорганизация, самореабилитации, являясь важнейшими компонентами саморазвития личности, становятся и основными направлениями педагогической работы. Программа формирования базовых культур личности

На основе программы формирования базовых культур личности педагоги могут разработать подпрограммы «Здоровье», «Общение», «Учение», «Досуг», «Образ жизни». Программа освоения социальных ролей Данная программа воспитания разработана на основе подхода, с позиций которого целью воспитания является подготовка подрастающего поколения к освоению социальных ролей и отношений. Согласно данному подходу, воспитательный процесс должен направляться на самореализацию личности в различных социальных сферах, каждой из которых соответствует свое содержание образования. Программа воспитания ценностного отношения к миру Данная программа основывается на представлении о воспитании как приобщении и приучении формирующейся личности к самостоятельному выбору жизненного пути и образа жизни и ответственности за свой свободный выбор. Программа состоит из нескольких разделов, содержание которых выстраивается так, чтобы, вступая во взаимодействие с познаваемым и осмысливаемым миром, ученик постепенно приобретал способность осмысленно и осознанно выстраивать свою жизнь в согласии (либо в противоречии) с этим миром.

Понятие о содержании воспитания

2. Понятие о содержании воспитания

Содержание воспитания — составляют научные факты, понятия, теории о природе, обществе, человеке, то есть знания, на которых базируется общественный опыт, ценности, нормы, идеалы, а также способности, навыки, умения, привычки поведения. Иначе говоря, предметом формирования являются чувства, сознание, отношения, оценки, поведение школьника. В настоящее время смена концепции воспитания вызывает изменения в содержании воспитания. Согласно новому подходу к воспитанию в России, целью воспитания должно быть формирование базовой культуры личности как основы для дальнейшего развития. Напомним, что базовая культура включает в себя культуру жизненного самоопределения, семейных отношений, экономическую и культуру труда, политическую и правовую, интеллектуальную, нравственную, культуру общения, экологическую, художественную, физическую культуру. (Газман О. Вестник образования, 1991/8).

Под культурой жизненного самоопределения понимается осознание человеком себя как субъекта собственной жизни, умение принимать решения и нести ответственность за действия, умения по самовоспитанию.

Программа формирования базовой культуры школьника во многом совпадает с содержанием воспитания в бывшей советской школе. Это естественно, поскольку процесс воспитания не может быть резко перестроен по причинам теоретическим и организационным. Неверно было бы также отбросить ценное в опыте классической советской педагогики. Описываемое содержание воспитания в целом, хотя и не во всем, совпадает с мировой практикой отбора содержания воспитания, то есть с тем, как разные общества определяют моральные, гражданские, эстетические и другие нормы, знания, требования к новым поколениям людей.

Например, Тезаурус ЮНЕСКО по образованию содержит термины, говорящие о содержании элективных курсов для учеников, которые носят

прежде всего формирующий, воспитывающий характер. Вот некоторые термины и курсы: нравственное, трудовое, религиозное, эстетическое, музыкальное воспитание, воспитание в духе мира. Санитарное просвещение, куда входит антинаркоманное и антиалкогольное воспитание, физическое, половое воспитание, обучение домоводству и оказанию первой помощи, обучение домоводству и технике безопасности.

В Российских школах в настоящее время имеются курсы «Основы безопасности жизни», «Граждановедение», ориентированные на выработку знаний и норм поведения, необходимых в обществе, в семье, на улице, в быту.

3. Результаты воспитательного процесса

Результаты воспитательного процесса — достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности. Выявить соответствие воспитанности и планируемых результатов помогает диагностика.

Критерии воспитанности — это теоретически разработанные показатели уровня сформированное™ различных качеств личности. Данная проблема в педагогике разработана слабо и является дискуссионной.

По направленности, способу и месту применения критерии воспитанности условно делятся на две группы:

1) связанные с проявлением результатов воспитанности во внешней форме: суждениях, оценках, поступках, действиях личности;

2) связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя: мотивами, убеждениями, планами, ориентациями.

Содержание воспитания — система знаний, убеждений, умений и навыков, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.

В основе современной теории воспитания, которая должна привести к новому качеству личности, лежат следующие идеи:

— реализм целей воспитания;

— совместная деятельность детей и взрослых;

Содержание воспитания отражает в единстве его общую цель, задачи и направления.

Каждое направление воспитания, как имеющее собственную цель, методы, организацию, реализуется в его результатах.

Основными направлениями в содержании воспитания являются: умственное, нравственное, трудовое, экономическое, экологическое, правовое, политическое, эстетическое, физическое и пр. воспитание.

Результатом воспитательной и учебной работы является сформированное научное мировоззрение. Мировоззрение представляет собой целостную систему научных, философских, социально-политических, нравственных и пр. взглядов на мир.

Мировоззрение определяет социальную ориентацию, тип поведения и деятельности. С определенных мировоззренческих позиций осуществляется и профессиональное самоопределение.

Читать еще:  Подросток 12 лет мальчик как воспитывать

Субъективным отражением объективной действительности, результатом усвоения коллективного и индивидуального опыта людей являются убеждения. Убеждения — это знания, перешедшие во внутреннюю позицию личности. Убеждения выполняют регулятивную функцию, то есть определяют направленность личности, ценностные ориентации, интересы, чувства, поступки.

Проблема воспитания личности, способной решать на высоком научном уровне современные задачи, тесно связана с развитием интеллектуальных способностей человека. Развитие творчески мыслящей личности — задача умственного воспитания. Оно направлено на развитие интеллектуальной культуры, личности, познавательных мотивов, навыков мыслительной деятельности и осуществляется в тесном единстве с формированием научного мировоззрения. Основные пути умственного воспитания — систематическое обучение учащихся, построенное на основе принципов развивающего обучения, и внеучебная работа по развитию умственной культуры.

В отечественной педагогике вопросами умственного воспитания много занимались Л. Выготский, Л. Занков, П. Гальперин, А. Матюшкин, Д. Эльконин и др.

Умственную деятельность активизируют познавательные потребности или мотивы, формируемые у учащихся под влиянием педагогов, средств массовой информации, художественной и научно-популярной литературы. Познавательные мотивы имеют свою градацию и характеризуют личностный

смысл учения, действенность мотива, самостоятельность возникновения и проявления, уровень осознания, степень распространения.

Задачи идейно-нравственного, политического, правового воспитания взаимосвязаны и решаются в комплексе. Идейно-нравственное сознание личности — форма психического отражения человеком действительности, выражающаяся в его представлениях, убеждениях, которые перерастают в принципы. Данными принципами руководствуются люди, принимая решения и выбирая способы поведения.

Эмоциональная сторона идейно-нравственной жизни человека проявляется через его чувства. Нравственные чувства характеризуют субъективное отношение человека к другим людям, самому себе, общественным явлениям.

Идейно-нравственное воспитание в учебных заведениях охватывает весь процесс учебно-воспитательной работы. Все формы обучения воспитывают учащихся нравственно.

Составной частью нравственного воспитания является экологическое воспитание. Отношение человека к природе имеет глубокий гуманистический смысл и перерастает в нравственное отношение к самому себе.

Правовое воспитание также связано с нравственным и обусловлено нарушениями в нравственной и правовой областях. Причины, порождающие антиобщественные поступки, во многом связаны с низким уровнем правового сознания, неверными представлениями о материальных и духовных ценностях общества.

Задача правового воспитания заключается в том, чтобы довести до сознания учеников требования правовых норм, добиться, чтобы эти требования приобрел для них личностный смысл, стали руководством в повседневном поведении.

Более сложным является перевоспитание, которое направлено на перестройку неправильно сложившихся взглядов, суждений, оценок

учащихся, на преобразование отрицательных способов поведения, осложняющих развитие личности. Процесс перевоспитания предполагает установление существенных причин отклонений в нравственном развитии, определение путей, средств, влияющих на перестройку сложившегося стереотипа поведения.

Под гражданским воспитанием понимается формирование комплекса качеств, необходимых каждому члену современного общества, а именно: политической культуры, правовой культуры и культуры межнациональных отношений.

Содержание политической культуры школьника, будущего полноправного гражданина страны составляет следующее: знание политики, политической системы страны, органов управления государством, лояльное отношение к политической организации общества, умение участвовать в политической жизни страны. Все это является для некоторой общей системой задач формирования политической культуры учащихся и определяет содержание и средства такой работы.

Правовую культуру школьников составляют такие качества и знания, как сознательная дисциплина, законопослушность, нетерпимость к правонарушениям, знание основных законов общества и государства, представление о праве, о гражданских правах человека и ребенка, в частности. Особенно важной можно считать задачу формирования законопослушности — уважения к закону и стремления его выполнять. Правовое воспитание крайне актуально в условиях роста детской и молодежной преступности. Нельзя, однако, думать, что возможно формировать правовую культуру, сознание отдельно от нравственности. Правовая культура — часть нравственной культуры человека.

Это относится и к культуре межнациональных отношений, основное содержание которой состоит в следующем: любовь к культуре своего народа и уважение, терпимость к другим народам. К задачам формирования культуры межнациональных отношений следует отнести знание истории,

культуры, искусства своей родины, страны; любовь к своему народу и активное участие в сохранении и развитии национальной культуры; знание культур других народов своей страны и других государств, уважительное к ним отношение; наконец, умение строить отношения с представителями других культур и народов на принципах взаимоуважения и толерантности.

Формирование здорового образа жизни является очень важным в свете современного состояния нравственного индифферентизма и дезориентации подростков. Содержание его не должно сводиться к «анти», то есть к тому, чего не надо делать. Оно должно быть построено на утверждении идеала и норм здоровой гармонической и счастливой жизни каждого.

Средствами формирования здорового образа жизни являются методы убеждения и организации деятельности детей. На Западе имеются многочисленные программы по антиалкогольному, антиникотиновому, антинаркотическому воспитанию. В России был курс «Этика и психология семейной жизни», который отчасти выполнял задачи формирования здорового образа жизни. Сейчас в школах России эти задачи частично решаются с помощью курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Необходима разработка специальных программ, обеспечивающих это направление воспитания. Другим важным средством формирования здорового образа жизни является организация внеучебной разнообразной деятельности детей, в том числе досуговой, а также общение подростков и личное влияние, пример учителей, взрослых.

К показателям физической воспитанности относятся развитые двигательные умения и физическое развитие в целом, соответствующее возрасту, систематические занятия физическими упражнениями, играми, спортом, соблюдение норм личной гигиены, выполнение нравственных и медицинских предписаний в половой жизни, следование требованиям здорового образа жизни.

Эстетическое воспитание — это развитие способности восприятия и правильного понимания прекрасного об искусстве и действительности. Оно

формирует у учащихся систему художественных представлений, взглядов и убеждений, помогающих выработать критерии эстетических ценностей. Эстетическое воспитание учит умению вносить элементы прекрасного в свою жизнь.

Эстетическое начало заложено в деятельности человека, направленной на преобразование окружающей жизни и самого себя.

Эстетическое воспитание средствами искусства (художественное воспитание) осуществляется различными путями, соответствующими природе, особенностям каждого из них.

Единая система физического воспитания в нашей стране была теоретически разработана, обоснована и апробирована П. Лесгафтом в начале XX в.

Физическое воспитание направлено на морфологическое и функциональное совершенствование организма, на закрепление его устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, на предупреждение заболеваний и охрану здоровья.

Способность человека к разносторонней двигательной деятельности обеспечивается гармоничным развитием всех физических качеств. Задача же физического воспитания — научить детей преодолевать усталость, страх, неуверенность, неприятные болевые ощущения.

Физическое воспитание осуществляется в учебное и внеучебное время. Основной и обязательной для всех учащихся организационной формой являются уроки физической культуры, они предусмотрены учебными программами и составляют основу общей физической подготовки.

В основе существования человеческого общества лежит труд. Трудовое воспитание предусматривает формирование взглядов, убеждений, норм и правил поведения в области трудовых отношений. Принцип соединения обучения с трудом развивает преемственность в системе непрерывного образования.

Разные виды трудовой деятельности развивают у учащихся трудовые умения и навыки, волевые качества. Труд включает учащихся в сложную систему общественных отношений, формирует нравственно-ценностные ориентации.

Цель трудового воспитания включает в себя: развитие осознанного, творческого, ответственного отношения к труду как первой жизненной потребности; формирование трудовых навыков; культуры умственного и физического труда; общественно-трудовой активности; подготовку к выполнению необходимых и доступных видов профессиональной деятельности.

Воспитательный процесс является частью широкого процесса формирования личности, который объединяет как обучение и воспитание в школе, так и воспитание в семье, и воздействие микросреды, социального окружения ребенка. Процесс воспитания менее изучен, хотя он имеет свои особенности и представляется в известном смысле более сложным, чем обучение. Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс интериоризации, то есть перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки, поведение. Благодаря воспитанию и складывается собственно психологическая структура личности.

Какие условия и средства обуславливают успешность процесса воспитания детей дошкольного возраста?

Осуществление воспитательного процесса требует соблюдения ряда педагогических условий:

· личностно ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;

· предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств и пр.;

· создание предметно-развивающей образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности.

Средством воспитания выступают разнообразные виды детской деятельности коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, при ведущей роли игры. Она органично вплетается в ткань всей жизни ребенка, в его жизненное пространство.

Воспитательное значение игры состоит как в том, что дошкольники отражают в ней различные стороны социальной жизни. Так и в том, что игровом коллективе у дошкольников возникает потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства. В игре дети активны, творчески преобразуют то, что ими было воспринято ранее, свободнее и лучше управляют своим поведением. У них развиваются субъектные свойства, формируется поведение, опосредованное образом другого человека. В результате постоянного сравнения своего поведения с поведением другого человека у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого себя, своего Я. Все это самым непосредственным образом влияет на социально-личностное развитие дошкольника.

Читать еще:  Как воспитать из мальчика мужчину

В процессе воспитания дошкольник приобретает опыт организации и участия в самостоятельной индивидуальной и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. Под самостоятельной деятельностью детей понимается свободная деятельность дошкольников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая свободный выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Под совместной деятельностью взрослых и детей понимается деятельность двух и более участников (взрослых и воспитанников) по решению общих задач на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей). В ситуации совместной деятельности ребенок получает ценный личный опыт установления разнообразных связей со сверстниками и взрослыми, проявляет нравственные качества.

Осуществляя руководство деятельностью детей, педагог отдает себе отчет в том, что воспитательная природа деятельности реализуется во всей системе ее компонентов. Поэтому цель, содержание, формы организации деятельности, оценка результатов деятельности связывается педагогом с развитием у детей моральных мотивов, самостоятельности, ценностей сотрудничества, переживания радости успеха и творчества. Даже самым маленьким детям воспитатель всегда помогает испытать радость от еще неуверенных, но уже самостоятельных практических и игровых действий, пробудить стремление к участию в деятельности или общении.

Субъектная позиция личностное образование, обеспечивающее ребенку применение освоенного социального опыта. Способность к самостоятельному целеполаганию и мотивации детской деятельности, умение оперировать освоенными способами ее осуществления, самостоятельно контролируя и оценивая результаты, дают возможность ребенку выходить за пределы заданной ситуации и вариативно разрешать элементарные житейские проблемы, возникающие в семье и детском саду при взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

Особую роль в воспитании дошкольников играет общение. Эмоциональное, деловое, познавательное и личностное общение ребенка с воспитателем и сверстниками дает ребенку ценную социальную практику коммуникации и взаимопонимания с людьми.

Успех воспитательного влияния зависит от умения педагога пробудить коммуникативную активность детей в общении, от развитой педагогической рефлексии воспитателя, способности строить отношение с ребенком по модели субъект-субъектного взаимодействия, на основе педагогической диагностики особенностей его развития, поведения и деятельности. Дети раннего и дошкольного возраста особенно нуждаются в материнском отношении и эмоциональной поддержке воспитателя.

Каждый ребенок развивается в своем темпе. Задача воспитателя — бережно относиться к этому процессу, создавать условия для естественного индивидуального личностного роста, отслеживать характер изменений, происходящих с ребенком, его продвижение в развитии; определять эффективность влияния реализуемых педагогических условий; ориентировать педагогическую оценку на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями). Ребенок как субъект педагогического взаимодействия проявляет себя следующим образом:

– он открыт педагогическому взаимодействию, проявляет доверие и заинтересованность к воспитателю;

– охотно принимает цели и задачи, поставленные воспитателем;

– проявляет активность, самостоятельность, сотрудничество в совместной деятельности и общении с воспитателем;

– охотно делится своими мыслями, выражает свое мнение, желания, готовность к со-деятельности и разнообразному общению с воспитателем.

Такое поведение дошкольника свидетельствует педагогу о том, что воспитание как процесс установления взаимодействия педагога и ребенка для решения определенных задач, осуществляется правильно.

Задачи и содержание процесса воспитания детей дошкольного возраста.

Закладывая культурный фундамент личностного развития, воспитание обеспечивает гармонию взаимодействия ребенка с окружающим миром, создает растущему человеку ощущение психологического комфорта и физического здоровья.

На что направлено содержание воспитания детей дошкольного возраста?

Воспитательный процесс в детском саду охватывает важнейшие сферы физического, психического и личностного развития дошкольника и предусматривает обеспечение полноценного физического развития, охрану и укрепление физического и психического здоровья ребенка, разностороннее развитие познавательных, коммуникативных, художественных способностей, социально-ценностных представлений, опыта нравственного поведения и культуры общения.

Содержание воспитания связано с приоритетными направлениями современного дошкольного образования: физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое и социально-личностное развитие детей. Соответственно определяются основные составляющие воспитательного процесса.

Физическое воспитание направлено на достижение целей гармоничного физического развитие дошкольника через решение следующих задач:

— накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

— развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

— формирование у воспитанников потребности в двигательной активности;

— развитие ценностного отношения к здоровью, здоровому образу жизни и занятиям физической культурой.

Взрослые способствуют становлению у детей ценностей здорового образа жизни: бережного отношения к своему организму, овладению необходимыми гигиеническими навыками, приучают к чистоте, порядку, аккуратности, соблюдению режима дня. Это становится важной частью личной культуры дошкольника.

В детском саду создаются возможности для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях: закаливающих процедурах, утренней гимнастике. Воспитывается стремление к разнообразной двигательной деятельности, потребность участвовать в подвижных играх, спортивных упражнениях, физкультурных праздниках. В процессе физического воспитания у дошкольников формируется уверенность в себе, появляется чувство удовлетворения от развивающейся ловкости, смелости, быстроты движений. Это способствует развитию самосознания, образ «физического Я» становится у дошкольников более полным и осознанным. Эти сведения становятся важным компонентом личностной культуры дошкольника

Умственное воспитание дошкольников направлено на их познавательно-речевое развитие, формирование способности к широкому познанию мира. Задачи умственного воспитания:

– развитие познавательной деятельности дошкольников, форм мышления, способов и приемов умственной деятельности;

– развитие познавательной активности и познавательных интересов;

– расширение кругозора детей, развитие представлений об окружающем мире (социальном, природном, рукотворном), о себе, о других людях, формирование целостной картины мира;

– совершенствование и обогащение всех сторон речи ребенка как средства общения и познания, формирование речевой и языковой культуры.

Умственное воспитание дошкольников осуществляется средствами познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности, разнообразного экспериментирования, познавательного общения, наблюдений, решения проблемных ситуаций, развивающих игр, организации образовательной среды, стимулирующей познавательную активность детей;

Воспитатель постоянно поддерживает и развиваетактивность, любознательность, инициативность, самостоятельность дошкольников в познании, побуждает к поиску ответов на возникающие вопросы и размышлению. В процессе поисковой деятельности дошкольники совместно со взрослым или самостоятельно обнаруживают новые свойства предметов, замечают их сходство и различие, обогащают сенсорный и практический опыт познания. На разном образовательном содержании (природный и предметный мир, литература, искусство, элементарные математические представления, игра и пр.) дети приобретают «вкус» к самостоятельному исследовательскому поиску. В процессе умственного воспитания развиваются ценные личные качества: целеустремленность, настойчивость, пытливость, познавательная активность. Дети переживают радость открытий, появляется уверенность в своих силах и возможностях, основы субъектной позиции ребенка в познании разных сторон действительности.

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников направлено на приобщение детей к прекрасному в мире: к изобразительному искусству, музыке, поэзии, природе. Оно решает широкий круг задач:

– развитие интереса к эстетической стороне действительности, эмоциональной отзывчивости на красоту природы, рукотворного мира, искусства, музыки.

– ознакомление детей с разными видами и жанрами искусства, знакомство с произведениями живописи, музыки, литературы, театрального искусства, и, в том числе народного творчества (народным хороводным играм, народной музыке и танцам, декоративно-прикладному искусству).

– развитие у детей потребности в творческом самовыражении, самостоятельности в воплощении художественного замысла.

Для художественно-эстетического воспитания дошкольников необходим комплекс педагогических условий:

· — обогащение чувственного опыта ребенка во всех видах активности;накопление сенсорного опыта, обогащение

· организация художественной деятельности, адекватной детскому возрасту: музыкальной, изобразительной, театрализованной, художественного конструирования; сюжетно-ролевой и режиссерской игры;

· предоставление ребенку возможности свободного выбора по интересам вида художественной деятельности, сюжетов, материалов и средств воплощения замысла;

· поддержка детской непосредственности, воображения, фантазии, поощрение творческих проявлений и активности дошкольников.

Воспитатель обращает внимание детей на разнообразие и красоту форм, цвета, звуков, запахов в окружающем мире во время прогулок, экскурсий, в игре, в быту, в специально организованных видах деятельности. Побуждают детей к совместному переживанию эмоций радости, сострадания, удивления, восхищения. Организация детских праздников, музыкальных вечеров, театрализованной деятельности, детских концертов наполняют жизнь детей яркими впечатлениями и чувствами,приобщает детей к музыкальной и художественной культуре, к истокам народного творчества.

Взрослые создают широкие возможности для творческого самовыражения дошкольников: поддерживают инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов. Вовлекают детей в разные виды художественно-эстетической деятельности, в сюжетно-ролевые и режиссерские игры, помогая осваивать различные средства, материалы, способы реализации замыслов (в том числе в совместной детской деятельности).

Развитию эмоциональной отзывчивости, накоплению у детей ярких впечатлений об окружающем, представлению о многообразии форм и художественных стилей способствует приобщение детей к искусству. Тем самым закладываются предпосылки для развития у дошкольников художественных способностей и художественного вкуса.

В процессе эстетического воспитания у детей развивается единство эстетических эмоций и нравственных чувств, что способствует социально-личностному развитию дошкольников. Интеграция эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для понимания ценности всего, что создано природой и человеком.

Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×