221madou.ru

Мама и Я
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание воспитания в современной школе

ПРОГРАММА ВОС­ПИТАНИЯ

Проблема содержания воспитания в современной теории и практике

Школе

Давно называют свет бурным океаном: но счастлив, кто плы­вет с компасом! А это дело вос­питания.

Искусство воспитания есть не что иное, как знание средств для образования более крепких и сильных тел, более просвещенных умов и более добродетельных душ.

ПРОБЛЕМА СОДЕР­ЖАНИЯ ВОСПИТА­НИЯ И ПОПЫТКИ ЕЕ РЕШЕНИЯ

В современной педагогике содержа­ние педагогического процесса опре­деляется как «объем и характер зна­ний, умений, навыков, привычек, качеств и свойств личности, которые необходимы индивиду для выполнения общих (универ­сальных для всех граждан) социальных функций, детер­минированных определенной системой ценностей обще­ства»*. Считается, что у содержания воспитания есть своя специфика: предметом его является создание условий для духовного развития**.

На протяжении истории педагогики многократно су­ществовали попытки составления программ воспитания, в которых было бы определено основное содержание. Как известно, в Древней Греции возникла идея всестороннего и гармоничного развития личности. Аристотель обозна­чил всесторонность как физическое, нравственное и ум­ственное развитие. Гуманисты эпохи Возрождения (Вит-торино да Фельтре, Ф. Рабле, М. Мантень, Э. Роттердам-

Стефаповская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998. С. 162. * Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. М., 2000. С. 71.

Глава IV. Содержание воспитания в современной школе

4.1. Проблема содержания воспитания

ский), развивая идею всесторонности, вносят еще необ­ходимость эстетического развития. Позже социалисты-уто­писты Т. Мор и Т. Кампанелла добавляют трудовое вос­питание, а еще позже К. Маркс и Ф. Энгельс выдвигают необходимость политехнической подготовки всесторонне развитого человека. С именем В.И. Ленина и теоретиками коммунистического воспитания связана идея приоритет­ности идейно-политического воспитания, которое.стало стержнем теории и методики воспитания на протяжении семидесяти лет развития советского общества. В период перестройки, разрушения основ коммунистического вос­питания была выдвинута идея деполитизации и демокра­тизации школы, всего образования в целом; поэтому как-то само собой ушла в тень идея всестороннего и гармо­ничного развития личности. Как видно даже из столь беглого анализа, содержание воспитания зависит от цели и задач воспитания, детерминированных характером и содержанием данного этапа развития общества.’

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: РАЗЛИЧНЫЕ КОНЦЕПЦИИ

Как же обстоят дела в наше время, когда вновь возрос интерес к воспи­танию как специально организован­ному процессу развития личности? В современных условиях появилась воз­можность (и у теоретиков воспитания, и у практиков) выбораосновных идей отбора содержания, формулиро­вок концепций воспитания, создания авторских школ, построенных на определенной, модели содержания вос­питания. Приведем примеры некоторых концепций.

Так, по мнению Е.В. Бондаревской,основными ком­понентами воспитания являются*:

1) воспитание свободной личности (высокий уровень само­
сознания, гражданственность; чувство собственного до­
стоинства, самоуважения, самодисциплины, честность,
ориентирование в духовных ценностях жизни, самосто­
ятельность в принятии решений и ответственность, сво­
бодный выбор содержания жизнедеятельности);

2) воспитание гуманной личности (милосердие, доброта,
способность к состраданию, сопереживанию, альтру-

Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство, М., 1998. С. 165—!66.

изм, терпимость, доброжелательность, скромность, готовность оказывать помощь близким и дальним, стрем­ление к миру, добрососедству, понимание целей че­ловеческой жизни);

3) воспитание духовной личности (потребность в позна­
нии и самопознании, в красоте, рефлексии, общении,
поиске смысла жизни, автономия внутреннего мира,
цельность);

4) воспитание творческой личности (развитые способно­
сти, потребность в преобразующей деятельности, зна­
ния, умения, навыки, развитый интеллект, интуиция,
жизнетворчертво);

5) воспитание практической личности (знание основ эко­
номики, трудолюбие, хозяйственность, компьютерная
грамотность, владение языками мира, знание народных,
религиозных обычаев, здоровый образ жизни, физичес­
кая закалка, эстетический вкус, хорошие манеры, обу­
стройство дома, обеспечение благосостояния семьи).
В.А. Караковскийсчитает, что содержание воспитания

определяют 8 общечеловеческих ценностей: Земля — об­щий дом человечества (людей и природы), Отечество (Ро­дина), семья, труд, знания, культура, мир (согласие меж­ду людьми), Человек*.

Интересной представляется программа воспитания, созданная А.Ф. Лазурским и С.Л. Франком**.В основание ее положены «отношения личности со средой». Порядок программы:

I. Отношение к вещам. П. Отношение к природе и животным.

III. Отношение к отдельным людям.

IV. Половая любовь.

V. Отношение к социальной группе.

VI. Отношение к семье.

VII. Отношение к государству.

VIII. Отношение к труду.

IX. Отношение к материальному обеспечению и соб-‘
ственности.

* Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — ос­нова целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993. ** См.: Альманах «Мир человека». Калуга, 1996. Вып. 2. С. 64.

Глава IV.Содержание воспитания в современной школе

X. Отношение к внешним нормам жизни (к праву, к

правилам вежливости и приличий). ХТ. Отношение к нравственности.

XII. Отношение к миросозерцанию и религии.

XIII. Отношение к науке и знанию.

XIV. Отношение к искусству.

XV. Отношение к себе самому (к своей физической и
психической жизни, к своей личности).

Лейтмотивом «Программы воспита­ния школьника» Н.Е. Щурковой* вы­ступает «отношение к миру: школь­ник вместе с педагогом познаетмир, взаимодействуетс миром, стараетсяРеальный, конкретный, жестокий, мир, полный проблем, ко-

КАК ОСНОВА ОТБО­РА ЕГО СОДЕРЖАНИЯ

полюбитьэтот мир понятный и непостижимый торые вынужден ежеминутно решать человек (либо сам, либо пользуясь решением развивающейся культуры). И, вступая во взаимодействие с этим миром, школьник все более приобретает способность столь же осмысленно и осознанно выстраивать свою жизнь в согласии (либо про­тиворечии) с этим миром». Программа построена по воз­растному принципу, ибо для каждого возраста есть свои, понятные и приоритетные ценности, отношения к -кото­рым развиваются наиболее эффективно в определенный возрастной период: жизнь Природы (раздел «Первокласс­ник»); жизнь Человека, «вольноотпущенника и продукта природы и носителя культуры («Младший подросток»); жизнь Общества с его достижениями и противоречиями («Старший подросток») и образ жизни, достойный Че­ловека как продукт воли, деятельности, творчества са­мого человека. формирование принципов ДОБРА, ИС­ТИНЫ, КРАСОТЫ как принципов собственной жизни.

АКЦЕНТ НА САМО­ВОСПИТАНИЕ

Не случайно в последние два деся­тилетия появилось множество про­грамм, нацеленных на вооружение школьников методиками самопознания и самовоспита­ния, стимулирование самоактуализации в разнообразных

Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. М., 1998. С. 4—5

4.1. Проблема содержания воспитания

видах деятельности. Программы разные. Они могут быть реализованы как в учебном процессе (специальные уроки, имеющие большой воспитательный потенциал: основы этики, человековедение, мировая художественная куль­тура, этикет, семьеведение, психология и т.п.), так и во внеурочной деятельности (как содержание деятельности классных руководителей и воспитателей, в системе до­полнительного образования, в клубной деятельности. ). Приведем примеры таких программ. Программа А. И. Шемшуриной «Этическая грамматика» (1—8-и классы)* выполняет функцию погружения детей в мир этических понятий и категорий; он предполагает регулярную (учебную и внеучебную) работу с детьми. Курс имеет четыре раздела, год от года расширяющие знания, представления и опыт нравственного поведения детей: этика общения, этикет, этика человеческих отно­шений и этика отношений в коллективе. Курс 9-го клас­са «Этика» построен на принципах диалогового общения учителя и учащихся. В 10-м классе в логическую цепочку этического образования введен курс «История развития этической мысли», а в 11-м классе — «История развития русской этической мысли».

Технология саморазвивающегося обучения Г.К. Селевко, суть которой в том, что деятельность ребенка организу­ется не только как удовлетворение познавательной по­требности, но и целого ряда других потребностей само­развития личности: в самоутверждении, самовыражении, защищенности, самоактуализации. Для этого в школьное обучение вводится специальный курс «Совершенствова­ние личности»**, который дает ребенку (подростку) с 1-го по 11-й класс базовую психолого-педагоги чес кую подго­товку, методологическую основу для сознательного управ­ления своим развитием, помогает ему найти, осознать и принять цели, программу, усвоить практические приемы и методы своего духовного и физического роста и совер­шенствования. Курс является базовым для всех учебных предметов.

Читать еще:  Как воспитывать гиперактивного мальчика

Шемшурина А.И. Основы этической культуры. М., 1998. С. 24—27. ** Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьни­ков. М., 1999.

Глава IV.Содержание воспитания в современной школе

4. 1 Проблема содержания воспитания

Целям стимулирования самоактуализации в процессе воспитания служит и курс «Человековедение»*для 9—11-го классов, который может быть предметом изучения на уро­ках и использоваться в качестве содержательного мате­риала во внеурочной воспитательной работе с детьми.

УЧЕТ МЕЖНАЦИОНАЛЬ­НЫХ ОТНОШЕНИЙ

В последнее время в связи с услож­нением межнациональных отношений в нашей стране, да и во всем мире (воз­растающий интерес к собственной культуре, процессы миграции, доктрины разных религи­озных конфессий, межнациональные конфликты. ) в те­ории и методике воспитания возросло внимание к этно-педагогике**, т.е. педагогике того или иного этноса (этнической общности), основанной на особенностях его мироощущения (менталитета) и культурно-исторического развития. Значителен интерес и к народной педагогике, изучающей многовековой опыт семейного и общинного воспитания, основанный на здравом смысле и хозяйствен­но-экономической целесообразности. В связи с этими про­цессами в содержание воспитания в современной школе включаются элементы культур разных народов. Не случай­но в педагогике появился термин «многокультурное вос­питание» (Г.Д. Дмитриев), построенное в логике «диало­га культур» (В.С. Библер).

СПЕЦИФИКА СОДЕРЖАНИЯ ВОСПИТАНИЯ В УЧЕБНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Итак, воспитание школьника проис­ходит в учебной (урочной и внеуроч­ной) и во внеучебной (внеклассной и внешкольной) деятельности, которая осуществляется в школе — в деятель­ности специальных субъектов воспи­тания (заместителя директора школы по воспитательной работе, классных руководителей или воспитателей) и вне школы — в деятельности руководи­телей кружков, секций, клубов, детско-взрослых много-

* Подробнее содержание и методика уроков «Человековедение» опи­саны в книге: Маленкова Л.И, Человековедение. Программа и методичес­кие материалы для школьного педагога. М., 2000.

** Вудьфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. М., 2000. Тема 8 «Эт-нопелагогика»

профильных объединений. Процесс воспитания в учеб­ной и внеучебной деятельности, хотя и имеет много об­щего, но тем не менее у каждого из этих видов воспита­ния есть своя специфика: обязательный и избирательный характер деятельности учащихся, определенность и вари­ативность содержания, заданная структура и логика обу­чения и свободное общение во внеучебной деятельнос­ти; одновозрастной или разновозрастной состав учащих­ся; постоянный и изменчивый состав групп учащихся и другие особенности.

Дата добавления: 2014-10-23 ; Просмотров: 612 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Воспитательная работа в современной школе

На новом этапе реформы воспитательная работа должна стать специально организованным процессом формирования и принятия гуманных, социально одобряемых ценностей и образцов гражданского поведения. А это значит, что школа должна стать «вторым домом детей, в котором комфортно и интересно каждому ребенку». Рассуждения на эту тему и представлены в этой статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
statya_vospitatelnaya_rabota_v_shkole.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

В современных условиях, на очередном инновационно — технологическом этапе реформирования системы образования, сформированы новые стратегические цели и обозначены тенденции обновления содержания образования и воспитания. На новом этапе реформы воспитательная работа должна стать специально организованным процессом формирования и принятия гуманных, социально одобряемых ценностей и образцов гражданского поведения. А это значит, что наша школа должна стать «вторым домом детей, в котором комфортно и интересно каждому ребенку».

Одна из главных функций школы – воспитательная. Усилия школы должны быть направлены на возрождение нравственного и духовного потенциала личности, на умение строить благоприятные межличностные отношения и бережное отношение к окружающему миру, на выявление склонностей и интересов для развития ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Воспитание невозможно отделить от обучения, так как воспитывается и формируется человек в повседневной деятельности, в результате проживания каждого дня, а он у ребят нашей школы наполнен познанием и учением. Более того, в «Ювенесе» ребенок проводит практически все свое время, а это значит, что мы должны сделать все от нас зависящее для создания условий, обеспечивающих возможность самореализации и самовыражения личности ребенка. Исходя из этого воспитательные задачи школы можно представить следующим образом:

  • Повышение статуса воспитания, усиление воспитательной роли школы в формировании у ребят демократических ценностей, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности.
  • Создание активно работающей системы ученического самоуправления.
  • Развитие познавательных интересов, потребности в познании культурно-исторических ценностей, развитие творческой активности учащихся.
  • Воспитание потребности в здоровом образе жизни и ответственности за свое здоровье.
  • Воспитание у школьников стремления к самообразованию.
  • Воспитание потребности к творчеству, так как именно творческое созидание наряду с потребностью к познанию служит основой развития личности и способствует развитию ее духовности;
  • Поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих созданию общешкольного коллектива.

Система воспитательной работы нашей школы включает следующие компоненты:

Школа – не закрытое, изолированное от мира учреждение, а открытая система, подверженная влиянию извне. Ребенка воспитывает все, что его окружает, как верно подметил А.С. Макаренко «Воспитывает все: люди, вещи, явления, люди, но, прежде всего, и дольше всего люди. Из них на первом месте родители и педагоги».

Именно поэтому в нашей школе на основе сотрудничества взрослых и детей мы стремимся организовать демократический стиль жизнедеятельности, продолжить экспериментальный поиск средств и форм педагогической поддержки процесса саморазвития личности, ее самопознания и самоопределения, создать необходимые условия для возникновения детского самоуправления, установить связь с социумом, с внешкольными учреждениями.

Каковы же пути решения воспитательных задач? Это, прежде всего:

  • Организация взаимосвязи процесса воспитания, обучения и работы сети дополнительного образования.
  • Дальнейшее развитие системы традиций школы (традиционные праздники, концерты, литературные гостиные и вечера встреч).
  • Организация работы в области воспитания самоорганизации и самоуправления, развитие дальнейшей работы по изданию журнала «Ювенес».
  • Создание системы работы в области формирования гражданской позиции учащихся.
  • Создание программы по формированию единой системы воспитательной работы школы через организацию работы классных коллективов.
  • Разработка единой методики организации работы классных руководителей по формированию классного коллектива, выработка единых требований.
  • Создание единого творческого пространства для учителей и учащихся путем поддержания гибкой системы выбора видов и форм реализации плана воспитательной работы.

Так же стоит отметить, что у относительно небольшой, по наполняемости школы полного рабочего дня есть определенные преимущества:

  • небольшая наполняемость классов;
  • возможность более тесного общения детей и педагогов, существенное увеличение времени индивидуального общения ученика с учителем на уроке;
  • использование в практике индивидуальных домашних и классных заданий для каждого ученика;
  • качественный контроль знаний, умений и навыков каждого ученика по каждому предмету, своевременное выявление «пробелов» в знаниях и их устранение;
  • возможность постоянного разновозрастного общения детей;
  • осуществление непосредственной тесной связи с родителями;
  • обучение в индивидуальном темпе и на уровне, определяемом индивидуальными особенностями ученика, в только ему свойственной так называемой «зоне ближайшего развития»;
  • активная позиция ученика: он не только получает знания, но и обучается способам их приобретения;

Переход всей системы образования из состояния, при котором главной целью с позиции социального заказа был выпуск полезных винтиков для государства и общества в целом, к состоянию, при котором главное — ценностное полагание человека, требует от школы новых подходов к организации воспитания и управления.

Именно поэтому очень важное значение для нашей школы имеет уклад школьной жизни, атмосфера, школьная культура, что определяется совокупностью многих ценностей, доминирующую роль среди которых играет стиль взаимоотношений детей и взрослых.

По нашему мнению, лучшее воспитание – это воспитание своими добрыми отношениями друг другу, к окружающим людям, к миру в целом.

Мы считаем, что только с учетом взаимной интеграции образовательных и воспитательных аспектов деятельности можно достичь эффективного управления инновационными образовательными учреждениями и высокого качества образовательных услуг, именно всего того, к чему всегда стремится наша школа.

Проблемы содержания воспитания

Ученые в настоящее время склонны рассматривать содержание образо­вания и воспитания как единое содержание целостного педагогического процесса, поскольку в образовательных программах и стандартах, в содер­жании школьных дисциплин (программах и учебниках) даются в единстве как знания основ наук, так и социальные нормы, ценности, отношения. Надо помнить, что и процесс обучения наряду с образовательной и разви­вающей функциями имеет воспитательную функцию, а в дидактике есть принцип воспитывающего обучения. Все это говорит о процессуальном и содержательном единстве обучения и воспитания, т. е. о том, что содержа­ние образования является и содержанием воспитания.

Однако школы до недавнего времени имели еще особые программы — программы воспитания школьников, на основании которых велась вне­урочная воспитательная работа (см.: Примерное содержание воспитания школьников / Под ред. И. С. Марьенко. М., 1984). Это говорит о том, что имеется содержание воспитания в отличие или наряду с содержанием обра­зования, хотя современная педагогическая теория и объединяет весь педа­гогический процесс с обучением и воспитанием под одним термином — «образование».

Что это такое — «содержание воспитания», каким должно быть содер­жание воспитательной работы в школе, в семье, во внешкольных учрежде­ниях и организациях? Надо ли иметь программы воспитания школьников как основу для воспитательной работы классных руководителей и других педагогов? Посмотрим, как отвечают на эти вопросы педагогическая тео­рия и практика.

Содержание воспитания — это совокупность знаний, норм поведения, цен­ностей, идей и идеалов, элементов материальной и духовной культуры обще­ства, которые подлежат усвоению, интериоризации, превращению в индиви­дуальный внутренний мир личности. По существу, это вся культура, в про­цессе вхождения вкоторую человек становится личностью и членом общества. Но обратим внимание, что, говоря о содержании воспитания, часто имеют ввиду разные вещи. Во-первых, как только что сказано, это культурные социальные ценности, опыт и нормы поведения людей, всего человечества. Во-вторых, содержание воспитания раскрывают с позиции личностного подхода как совокупность индивидных качеств, опыта, по­требностей, социально одобряемых и индивидуально принимаемых свойств человека, его культуры и системы ценностей. Но здесь в стремлении гума­низировать воспитание не замечают, что свойства, характеристики лично­сти, индивидуума являются результатом воспитательной работы педагогов, а не ее содержанием. В-третьих, под содержанием воспитания понимают воспитательную деятельность учреждения: определение целей и задач рабо­ты, видов и форм деятельности воспитателей и воспитуемых.

Для организации и проведения воспитательной работы в школе, семье и обществе необходимо все же считать содержанием воспитания элементы культуры, усвоение которых служит формированию личности. Содержание воспитания необходимо также структурировать, оформлять конструктивно, чтобы облегчить составление программ воспитания и определить пути и средства реализации этих программ. ,

В настоящее время в отечественной педагогике есть несколько подходов к определению, описанию и структуризации содержания воспитания в учебно-воспитательных учреждениях. Во-первых, традиционный подход, который сложился в советский период нашей школы. Содержание воспи­тания определялось целью воспитания — всестороннее и гармоническое развитие личности — и конкретизировалось в ряде задач, направлений: ум­ственное, идейно-политическое, нравственное, трудовое, физическое, эсте­тическое воспитание. В 90-х гг. такой подход был подвергнут критике глав­ным образом за функционализм и внеличностную направленность. Кри­тики утверждают, что процесс воспитания, формирования целостной личности тем самым искусственно разбивался на части, направления, хотя можно возразить, что подобное деление есть уже в Афинах и что это разде­ление удобно как аналитическая, познавательная операция и как рацио­нальная организационная форма для практики.

Однако главное, что вызывало отторжение такого подхода, — это его идейная коммунистическая направленность, государственно-политиче­ская идеология, ориентация содержания и процесса воспитания на инте­ресы государства, наряду с отсутствием направленности на формирование индивидуальности, установки на интересы, потребности, своеобразие личности. Проще сказать, в содержании воспитания той поры было слишком много государственного, официального и слишком мало ориен­тации на жизнь, жизненные потребности и проблемы обычного человека, частного, негосударственного лица. Содержание воспитания описыва­лось, представлялось с позиций, в которых человек рассматривался почти исключительно как звено, часть, функция государственной системы. Это делало и человека, и процесс воспитания отчужденными от реальности, действительной жизни.

Поэтому в 90-е гг. ученые предлагают содержание воспитания описы­вать как элементы, составляющие базовую культуру личности, — это вто­рой подход (см. работы О. С. Газмана). Считается, что воспитание направ­лено на формирование базовой культуры личности, которую, очевидно, можно определить как систему норм, убеждений, ценностей, стиля жизни, поведения. Базовая культура личности, по мнению О. Газмана, является основой для определения и описания содержания воспитания и включает в себя совокупность «культур», а именно: культуру жизненного, учебного и профессионального самоопределения, политическую и правовую культуру, экономическую и трудовую культуру, интеллектуальную, нравственную, ху­дожественную, физическую, а также культуру семейных отношений и об­щения. Можно догадаться, что этот ряд открыт для пополнения.

Ученый считает, что культура жизненного самоопределения — это та­кие качества личности, которые определяют человека как субъекта соб­ственной жизни. Соответственно вся совокупность качеств, составляющих базовую культуру личности, определяет и содержание воспитания: интеллектуальная, трудовая, физическая, политическая и другая культура. Читатель без труда увидит здесь те направления воспитания, которые имеются в вышеназванном традиционном подходе. Разница, вероятно, в том, что содержание воспитания здесь описывается не как отчужденное от личности, несколько отвлеченно-нормативный набор качеств, а как свойства, состояния, качества реального человека. Личностные качества, воспитанность, культура личности выступают в данной логике как цель воспитания, а культура общества, все ее элементы, составляющие — зна­ния, опыт, ценности, виды деятельности — являются содержанием и средствами воспитания.

В таком описании содержания воспитания подчеркивается ориентация на личность в процессе воспитания, ее активность, самостоятельность и «самоценность», что подчеркивают сторонники концепции гуманистиче­ского воспитания. Конечно, следует положительно оценить попытки опре­делять содержание воспитания с позиций «самоценной» личности, но надо помнить: какие бы слова о самоценности личности и «свободосообразности» воспитания мы ни говорили, мы не уйдем от того, что воспитание — это процесс усвоения культурных норм, ролей, ценностей, принятых в об­ществе.

Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса — такой подход развивает Н. Е. Щуркова. Смысл этого подхода состоит в том, что содержанием воспитания являются ценностные отношения, кото­рые автор называет отношениями личности к наиболее важным, жизненно значимым явлениям. Вот как об этом сказано: «Отношения — это связь, из­бирательно установленная в сознании субъекта с объектом окружающего мира, проявляющаяся в форме рациональной (вербальной), эмоциональ­ной (переживания и состояния) и практическо-действенной (поведение, действия, деятельности).

Прожить отношение — это значит почувствовать, осмыслить, ощутить в действий связь своего Я и объекта действительности. Установить отноше­ние — это значит принять, понять, оценить эту связь, осознавая лич­ностный смысл ее для жизни Я 1 . Такой подход можно принять, только надо четко разделить ценности как часть психологической структуры лич­ности в виде личностной системы взглядов, идей, отношений, с одной сто­роны, и ценности как общественные нормы, идеалы, правила, которые принимаются и усваиваются человеком и в зависимости от которых люди различаются по своей направленности, установкам. Личностные ценности являются результатом процесса воспитания и самовоспитания, процесса усвоения ценностей, принятых в обществе. Ценностями воспитания назы­вают объекты, явления, общие абстрактные идеи, которые воплощают в себе общественные идеалы и выступают поэтому как нормы, как должное. Эти нормы описаны как цели, ценности, обусловливающие содержание воспи­тания в системе образования. Политики, социологи, философы, психоло­ги, педагоги и другие специалисты стремятся определить состав общечело веческих, русских и национальных ценностей для российской школы, ко­торые можно рассматривать как основу для содержания воспитания.

Трудность состоит в том, что любой набор ценностей как предмет со­держания воспитания, кем бы ни был предложен, носит субъективный ха­рактер и может вызывать справедливые возражения. Это относится и к на­бору ценностей, предложенных Н. Е. Щурковой, которая выделила пять фундаментальных, очень широких ценностных отношений: к человеку, жизни, обществу, труду, природе. Однако при конкретизации этих ценно­стей выясняется, что речь идет примерно о том же, что уже указано выше: культура умственного труда, нравственная, экономическая, правовая, фи­зическая, эстетическая и т. д.

Все три подхода к описанию и структурированию содержания воспита­ния — по ценностным отношениям, по базовой культуре и по направлени­ям, основным воспитательным задачам — не отрицают, а дополняют друг друга, что показывает даже их краткий обзор. В традиционном для отече­ственной школы подходе содержание воспитания представлено в виде тре­бований общества, норм, которые должны быть внедрены в сознание и по­ведение учеников, что педагогическими либералами воспринимается как насилие. В современных подходах — формирование базовой культуры или ценностных отношений — делается попытка описать содержание воспита­ния с позиций личностно ориентированной, гуманистической педагогики. Однако в любом случае растущий человек усваивает, принимает информа­цию о культуре, ее эталонах и требованиях и благодаря этому становится личностью.

В педагогической литературе и практике других стран имеются анало­гичные подходы: человек должен усвоить ценности общества и обрести не­обходимые качества для успешной социализации. Эти качества описыва­ются в виде компетенций личности в познавательной, информационной, политической, социальной и других сферах жизни. Компетенции личности понимаются как самые широкие способности человека решать жизненные, профессиональные проблемы 1 . Вместе с тем в мировой практике принято выделять как относительно самостоятельные направления воспитания: нравственное, эстетическое, трудовое воспитание, а также санитарное про­свещение (сегодня это называют валеологическим воспитанием), половое воспитание, антинаркотическое и ряд других направлений. Они имеются в Тезаурусе ЮНЕСКО по образованию в разделе «Содержание образова­ния» 2 .

Таким образом, сделаем вывод о том, что содержание воспитания опре­деляется на основе целей, задач воспитания, социальных ценностей и идеалов. Содержание воспитательного процесса описывается как деятель­ность по формированию базовой культуры личности, по формированию ценностных отношений. Перейдем к описанию содержания воспитательно­го процесса по отдельным, но взаимосвязанным направлениям.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

2. Особенности содержания воспитания в современной школе.

В основе современной отечественной методологии отбора содержания воспитания лежит идея реализма цели воспитания. В условиях развития и утверждения суверенного, правового, демократического государства, становление гражданского общества в Украине особое значение приобретает формирование гражданина-личности, которая идентифицирует (осознает свою принадлежность) себя с Украиной, активно включается в общественную жизнь, защищает свои права, интересы, убеждения, выполняет обязанности, руководствуется в своем поведении демократическими принципами.

Большинство зарубежных воспитательных систем ориентированы на формирование гражданских и социальных качеств личности, на поддержку и упрочение государственного строя, его институтов, органов власти на основе принятых и действующих в государстве конституции, законов.

В осуществлении эффективного гражданского воспитания они накопили немало ценного. «Главной целью школы, — отмечал бывший президент США Г. Форд, — является воспитание граждан, которые поддерживают государственные институты и уважают законы государства». Для достижения этой цели школы достаточно финансируются. Президент США Билл Клинтон победил на выборах именно потому, что пообещал избирателям вложить в развитие системы образования в четыре раза больше средств, чем его соперник. Реформа американской школьного образования была настоящим краеугольным камнем предвыборной кампании Джорджа Буша. В первые дни своего пребывания на властном Олимпе президент США назвал образование «приоритетной» проблемой и предложил Конгрессу программу ее реформирования, которая стоит более 47 миллиардов долларов. В американских школах и школах западных стран много делается для формирования привлекательного образа общества и государства, воспитания положительного отношения к его идеалам и ценностям.

Гражданственность как тактическая цель воспитания определяет отбор такого содержания воспитания, который обеспечит предпосылки для формирования личности на ценностях национальной культуры как неотъемлемой составляющей общечеловеческой культуры.

Требования к содержанию воспитания многоплановые. Они обусловлены потребностями общества, государства, производства, экономики и, прежде всего, потребностями учащихся, родителей. Упорядочение этих требований вызвало необходимость выделения базового (база-основа, Почва, на которых возникает и развивается воспитание) компонента содержания воспитания. Таким компонентом является базовая культура личности как основа для ее дальнейшего развития. К базовой культуры относится культура жизненного самоопределения, семейных отношений, экономическая культура и культура труда, политическая и правовая, интеллектуальная, нравственная, культура общения, экологическая, художественная и физическая; культура семейных отношений (О. Газман).

Культура жизненного самоопределения — это осознание себя субъектом собственной жизни и счастья, умение принимать решения и нести ответственность за собственное поведение и действия.

Базовая культура сориентирована, прежде всего, на особистіс-но значимые ценности: гражданское поведение, труд и материальное обеспечение, взаимоотношения с людьми, семейное благополучие и т.д. Поэтому она воспринимается воспитанником как ценность «для себя». С этой позиции ученик выбирает оптимальный режим интеллектуальных, эмоциональных, физических нагрузок, формы проведения свободного времени, способ реакции на неудачи и успехи и прочее, что положительно влияет на эффективность воспитательного процесса, конечный результат которого — усвоение базовых основ общечеловеческой и национальной культуры.

Законодательством Украины определяется и закрепляется национальная стратегия в области воспитания. В построении содержания воспитания она предусматривает знание родного языка и литературы, культурно-исторического развития своего народа, его традиций, обычаев, мифологии, фольклора, искусства; народных взглядов, убеждений, идеалов, морально-эстетических ценностей, общепринятых норм поведения.

Национальная основа воспитания является важным условием социализации школьников. Она актуализирует в детях естественное, родное, понятное, создает благоприятные условия для усвоения основ национальной и общечеловеческой культуры.

И действительно, мы видим такую вещь: всегда дети, что учатся на своем родном языке, умнее, больше в них таланта, и мнением они более проворные, чем те, кому задергивают голову чужим языком.

Реализовать национальный подход к построению содержания воспитания помогает народная педагогика, источником изучения которой являются фольклор педагогического содержания и направленности, этнографические материалы, народные воспитательные традиции, игры и игрушки, народные молодежные праздники, опыт семейного воспитания и т.д.

. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет такую воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованные у другого народа.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector