Содержание воспитания в современной школе
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
Проблема содержания воспитания в современной теории и практике
Школе
Давно называют свет бурным океаном: но счастлив, кто плывет с компасом! А это дело воспитания.
Искусство воспитания есть не что иное, как знание средств для образования более крепких и сильных тел, более просвещенных умов и более добродетельных душ.
ПРОБЛЕМА СОДЕРЖАНИЯ ВОСПИТАНИЯ И ПОПЫТКИ ЕЕ РЕШЕНИЯ |
В современной педагогике содержание педагогического процесса определяется как «объем и характер знаний, умений, навыков, привычек, качеств и свойств личности, которые необходимы индивиду для выполнения общих (универсальных для всех граждан) социальных функций, детерминированных определенной системой ценностей общества»*. Считается, что у содержания воспитания есть своя специфика: предметом его является создание условий для духовного развития**.
На протяжении истории педагогики многократно существовали попытки составления программ воспитания, в которых было бы определено основное содержание. Как известно, в Древней Греции возникла идея всестороннего и гармоничного развития личности. Аристотель обозначил всесторонность как физическое, нравственное и умственное развитие. Гуманисты эпохи Возрождения (Вит-торино да Фельтре, Ф. Рабле, М. Мантень, Э. Роттердам-
Стефаповская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998. С. 162. * Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. М., 2000. С. 71.
Глава IV. Содержание воспитания в современной школе
4.1. Проблема содержания воспитания
ский), развивая идею всесторонности, вносят еще необходимость эстетического развития. Позже социалисты-утописты Т. Мор и Т. Кампанелла добавляют трудовое воспитание, а еще позже К. Маркс и Ф. Энгельс выдвигают необходимость политехнической подготовки всесторонне развитого человека. С именем В.И. Ленина и теоретиками коммунистического воспитания связана идея приоритетности идейно-политического воспитания, которое.стало стержнем теории и методики воспитания на протяжении семидесяти лет развития советского общества. В период перестройки, разрушения основ коммунистического воспитания была выдвинута идея деполитизации и демократизации школы, всего образования в целом; поэтому как-то само собой ушла в тень идея всестороннего и гармоничного развития личности. Как видно даже из столь беглого анализа, содержание воспитания зависит от цели и задач воспитания, детерминированных характером и содержанием данного этапа развития общества.’
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: РАЗЛИЧНЫЕ КОНЦЕПЦИИ |
Как же обстоят дела в наше время, когда вновь возрос интерес к воспитанию как специально организованному процессу развития личности? В современных условиях появилась возможность (и у теоретиков воспитания, и у практиков) выбораосновных идей отбора содержания, формулировок концепций воспитания, создания авторских школ, построенных на определенной, модели содержания воспитания. Приведем примеры некоторых концепций.
Так, по мнению Е.В. Бондаревской,основными компонентами воспитания являются*:
1) воспитание свободной личности (высокий уровень само
сознания, гражданственность; чувство собственного до
стоинства, самоуважения, самодисциплины, честность,
ориентирование в духовных ценностях жизни, самосто
ятельность в принятии решений и ответственность, сво
бодный выбор содержания жизнедеятельности);
2) воспитание гуманной личности (милосердие, доброта,
способность к состраданию, сопереживанию, альтру-
Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство, М., 1998. С. 165—!66.
изм, терпимость, доброжелательность, скромность, готовность оказывать помощь близким и дальним, стремление к миру, добрососедству, понимание целей человеческой жизни);
3) воспитание духовной личности (потребность в позна
нии и самопознании, в красоте, рефлексии, общении,
поиске смысла жизни, автономия внутреннего мира,
цельность);
4) воспитание творческой личности (развитые способно
сти, потребность в преобразующей деятельности, зна
ния, умения, навыки, развитый интеллект, интуиция,
жизнетворчертво);
5) воспитание практической личности (знание основ эко
номики, трудолюбие, хозяйственность, компьютерная
грамотность, владение языками мира, знание народных,
религиозных обычаев, здоровый образ жизни, физичес
кая закалка, эстетический вкус, хорошие манеры, обу
стройство дома, обеспечение благосостояния семьи).
В.А. Караковскийсчитает, что содержание воспитания
определяют 8 общечеловеческих ценностей: Земля — общий дом человечества (людей и природы), Отечество (Родина), семья, труд, знания, культура, мир (согласие между людьми), Человек*.
Интересной представляется программа воспитания, созданная А.Ф. Лазурским и С.Л. Франком**.В основание ее положены «отношения личности со средой». Порядок программы:
I. Отношение к вещам. П. Отношение к природе и животным.
III. Отношение к отдельным людям.
IV. Половая любовь.
V. Отношение к социальной группе.
VI. Отношение к семье.
VII. Отношение к государству.
VIII. Отношение к труду.
IX. Отношение к материальному обеспечению и соб-‘
ственности.
* Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993. ** См.: Альманах «Мир человека». Калуга, 1996. Вып. 2. С. 64.
Глава IV.Содержание воспитания в современной школе
X. Отношение к внешним нормам жизни (к праву, к
правилам вежливости и приличий). ХТ. Отношение к нравственности.
XII. Отношение к миросозерцанию и религии.
XIII. Отношение к науке и знанию.
XIV. Отношение к искусству.
XV. Отношение к себе самому (к своей физической и
психической жизни, к своей личности).
Лейтмотивом «Программы воспитания школьника» Н.Е. Щурковой* выступает «отношение к миру: школьник вместе с педагогом познаетмир, взаимодействуетс миром, стараетсяРеальный, конкретный, жестокий, мир, полный проблем, ко- |
КАК ОСНОВА ОТБОРА ЕГО СОДЕРЖАНИЯ
полюбитьэтот мир понятный и непостижимый торые вынужден ежеминутно решать человек (либо сам, либо пользуясь решением развивающейся культуры). И, вступая во взаимодействие с этим миром, школьник все более приобретает способность столь же осмысленно и осознанно выстраивать свою жизнь в согласии (либо противоречии) с этим миром». Программа построена по возрастному принципу, ибо для каждого возраста есть свои, понятные и приоритетные ценности, отношения к -которым развиваются наиболее эффективно в определенный возрастной период: жизнь Природы (раздел «Первоклассник»); жизнь Человека, «вольноотпущенника и продукта природы и носителя культуры («Младший подросток»); жизнь Общества с его достижениями и противоречиями («Старший подросток») и образ жизни, достойный Человека как продукт воли, деятельности, творчества самого человека. формирование принципов ДОБРА, ИСТИНЫ, КРАСОТЫ как принципов собственной жизни.
АКЦЕНТ НА САМОВОСПИТАНИЕ |
Не случайно в последние два десятилетия появилось множество программ, нацеленных на вооружение школьников методиками самопознания и самовоспитания, стимулирование самоактуализации в разнообразных
Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. М., 1998. С. 4—5
4.1. Проблема содержания воспитания
видах деятельности. Программы разные. Они могут быть реализованы как в учебном процессе (специальные уроки, имеющие большой воспитательный потенциал: основы этики, человековедение, мировая художественная культура, этикет, семьеведение, психология и т.п.), так и во внеурочной деятельности (как содержание деятельности классных руководителей и воспитателей, в системе дополнительного образования, в клубной деятельности. ). Приведем примеры таких программ. Программа А. И. Шемшуриной «Этическая грамматика» (1—8-и классы)* выполняет функцию погружения детей в мир этических понятий и категорий; он предполагает регулярную (учебную и внеучебную) работу с детьми. Курс имеет четыре раздела, год от года расширяющие знания, представления и опыт нравственного поведения детей: этика общения, этикет, этика человеческих отношений и этика отношений в коллективе. Курс 9-го класса «Этика» построен на принципах диалогового общения учителя и учащихся. В 10-м классе в логическую цепочку этического образования введен курс «История развития этической мысли», а в 11-м классе — «История развития русской этической мысли».
Технология саморазвивающегося обучения Г.К. Селевко, суть которой в том, что деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности: в самоутверждении, самовыражении, защищенности, самоактуализации. Для этого в школьное обучение вводится специальный курс «Совершенствование личности»**, который дает ребенку (подростку) с 1-го по 11-й класс базовую психолого-педагоги чес кую подготовку, методологическую основу для сознательного управления своим развитием, помогает ему найти, осознать и принять цели, программу, усвоить практические приемы и методы своего духовного и физического роста и совершенствования. Курс является базовым для всех учебных предметов.
Шемшурина А.И. Основы этической культуры. М., 1998. С. 24—27. ** Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. М., 1999.
Глава IV.Содержание воспитания в современной школе
4. 1 Проблема содержания воспитания
Целям стимулирования самоактуализации в процессе воспитания служит и курс «Человековедение»*для 9—11-го классов, который может быть предметом изучения на уроках и использоваться в качестве содержательного материала во внеурочной воспитательной работе с детьми.
УЧЕТ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ |
В последнее время в связи с усложнением межнациональных отношений в нашей стране, да и во всем мире (возрастающий интерес к собственной культуре, процессы миграции, доктрины разных религиозных конфессий, межнациональные конфликты. ) в теории и методике воспитания возросло внимание к этно-педагогике**, т.е. педагогике того или иного этноса (этнической общности), основанной на особенностях его мироощущения (менталитета) и культурно-исторического развития. Значителен интерес и к народной педагогике, изучающей многовековой опыт семейного и общинного воспитания, основанный на здравом смысле и хозяйственно-экономической целесообразности. В связи с этими процессами в содержание воспитания в современной школе включаются элементы культур разных народов. Не случайно в педагогике появился термин «многокультурное воспитание» (Г.Д. Дмитриев), построенное в логике «диалога культур» (В.С. Библер).
СПЕЦИФИКА СОДЕРЖАНИЯ ВОСПИТАНИЯ В УЧЕБНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ |
Итак, воспитание школьника происходит в учебной (урочной и внеурочной) и во внеучебной (внеклассной и внешкольной) деятельности, которая осуществляется в школе — в деятельности специальных субъектов воспитания (заместителя директора школы по воспитательной работе, классных руководителей или воспитателей) и вне школы — в деятельности руководителей кружков, секций, клубов, детско-взрослых много-
* Подробнее содержание и методика уроков «Человековедение» описаны в книге: Маленкова Л.И, Человековедение. Программа и методические материалы для школьного педагога. М., 2000.
** Вудьфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. М., 2000. Тема 8 «Эт-нопелагогика»
профильных объединений. Процесс воспитания в учебной и внеучебной деятельности, хотя и имеет много общего, но тем не менее у каждого из этих видов воспитания есть своя специфика: обязательный и избирательный характер деятельности учащихся, определенность и вариативность содержания, заданная структура и логика обучения и свободное общение во внеучебной деятельности; одновозрастной или разновозрастной состав учащихся; постоянный и изменчивый состав групп учащихся и другие особенности.
Дата добавления: 2014-10-23 ; Просмотров: 612 ; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Воспитательная работа в современной школе
На новом этапе реформы воспитательная работа должна стать специально организованным процессом формирования и принятия гуманных, социально одобряемых ценностей и образцов гражданского поведения. А это значит, что школа должна стать «вторым домом детей, в котором комфортно и интересно каждому ребенку». Рассуждения на эту тему и представлены в этой статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vospitatelnaya_rabota_v_shkole.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
В современных условиях, на очередном инновационно — технологическом этапе реформирования системы образования, сформированы новые стратегические цели и обозначены тенденции обновления содержания образования и воспитания. На новом этапе реформы воспитательная работа должна стать специально организованным процессом формирования и принятия гуманных, социально одобряемых ценностей и образцов гражданского поведения. А это значит, что наша школа должна стать «вторым домом детей, в котором комфортно и интересно каждому ребенку».
Одна из главных функций школы – воспитательная. Усилия школы должны быть направлены на возрождение нравственного и духовного потенциала личности, на умение строить благоприятные межличностные отношения и бережное отношение к окружающему миру, на выявление склонностей и интересов для развития ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Воспитание невозможно отделить от обучения, так как воспитывается и формируется человек в повседневной деятельности, в результате проживания каждого дня, а он у ребят нашей школы наполнен познанием и учением. Более того, в «Ювенесе» ребенок проводит практически все свое время, а это значит, что мы должны сделать все от нас зависящее для создания условий, обеспечивающих возможность самореализации и самовыражения личности ребенка. Исходя из этого воспитательные задачи школы можно представить следующим образом:
- Повышение статуса воспитания, усиление воспитательной роли школы в формировании у ребят демократических ценностей, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности.
- Создание активно работающей системы ученического самоуправления.
- Развитие познавательных интересов, потребности в познании культурно-исторических ценностей, развитие творческой активности учащихся.
- Воспитание потребности в здоровом образе жизни и ответственности за свое здоровье.
- Воспитание у школьников стремления к самообразованию.
- Воспитание потребности к творчеству, так как именно творческое созидание наряду с потребностью к познанию служит основой развития личности и способствует развитию ее духовности;
- Поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих созданию общешкольного коллектива.
Система воспитательной работы нашей школы включает следующие компоненты:
Школа – не закрытое, изолированное от мира учреждение, а открытая система, подверженная влиянию извне. Ребенка воспитывает все, что его окружает, как верно подметил А.С. Макаренко «Воспитывает все: люди, вещи, явления, люди, но, прежде всего, и дольше всего люди. Из них на первом месте родители и педагоги».
Именно поэтому в нашей школе на основе сотрудничества взрослых и детей мы стремимся организовать демократический стиль жизнедеятельности, продолжить экспериментальный поиск средств и форм педагогической поддержки процесса саморазвития личности, ее самопознания и самоопределения, создать необходимые условия для возникновения детского самоуправления, установить связь с социумом, с внешкольными учреждениями.
Каковы же пути решения воспитательных задач? Это, прежде всего:
- Организация взаимосвязи процесса воспитания, обучения и работы сети дополнительного образования.
- Дальнейшее развитие системы традиций школы (традиционные праздники, концерты, литературные гостиные и вечера встреч).
- Организация работы в области воспитания самоорганизации и самоуправления, развитие дальнейшей работы по изданию журнала «Ювенес».
- Создание системы работы в области формирования гражданской позиции учащихся.
- Создание программы по формированию единой системы воспитательной работы школы через организацию работы классных коллективов.
- Разработка единой методики организации работы классных руководителей по формированию классного коллектива, выработка единых требований.
- Создание единого творческого пространства для учителей и учащихся путем поддержания гибкой системы выбора видов и форм реализации плана воспитательной работы.
Так же стоит отметить, что у относительно небольшой, по наполняемости школы полного рабочего дня есть определенные преимущества:
- небольшая наполняемость классов;
- возможность более тесного общения детей и педагогов, существенное увеличение времени индивидуального общения ученика с учителем на уроке;
- использование в практике индивидуальных домашних и классных заданий для каждого ученика;
- качественный контроль знаний, умений и навыков каждого ученика по каждому предмету, своевременное выявление «пробелов» в знаниях и их устранение;
- возможность постоянного разновозрастного общения детей;
- осуществление непосредственной тесной связи с родителями;
- обучение в индивидуальном темпе и на уровне, определяемом индивидуальными особенностями ученика, в только ему свойственной так называемой «зоне ближайшего развития»;
- активная позиция ученика: он не только получает знания, но и обучается способам их приобретения;
Переход всей системы образования из состояния, при котором главной целью с позиции социального заказа был выпуск полезных винтиков для государства и общества в целом, к состоянию, при котором главное — ценностное полагание человека, требует от школы новых подходов к организации воспитания и управления.
Именно поэтому очень важное значение для нашей школы имеет уклад школьной жизни, атмосфера, школьная культура, что определяется совокупностью многих ценностей, доминирующую роль среди которых играет стиль взаимоотношений детей и взрослых.
По нашему мнению, лучшее воспитание – это воспитание своими добрыми отношениями друг другу, к окружающим людям, к миру в целом.
Мы считаем, что только с учетом взаимной интеграции образовательных и воспитательных аспектов деятельности можно достичь эффективного управления инновационными образовательными учреждениями и высокого качества образовательных услуг, именно всего того, к чему всегда стремится наша школа.
Проблемы содержания воспитания
Ученые в настоящее время склонны рассматривать содержание образования и воспитания как единое содержание целостного педагогического процесса, поскольку в образовательных программах и стандартах, в содержании школьных дисциплин (программах и учебниках) даются в единстве как знания основ наук, так и социальные нормы, ценности, отношения. Надо помнить, что и процесс обучения наряду с образовательной и развивающей функциями имеет воспитательную функцию, а в дидактике есть принцип воспитывающего обучения. Все это говорит о процессуальном и содержательном единстве обучения и воспитания, т. е. о том, что содержание образования является и содержанием воспитания.
Однако школы до недавнего времени имели еще особые программы — программы воспитания школьников, на основании которых велась внеурочная воспитательная работа (см.: Примерное содержание воспитания школьников / Под ред. И. С. Марьенко. М., 1984). Это говорит о том, что имеется содержание воспитания в отличие или наряду с содержанием образования, хотя современная педагогическая теория и объединяет весь педагогический процесс с обучением и воспитанием под одним термином — «образование».
Что это такое — «содержание воспитания», каким должно быть содержание воспитательной работы в школе, в семье, во внешкольных учреждениях и организациях? Надо ли иметь программы воспитания школьников как основу для воспитательной работы классных руководителей и других педагогов? Посмотрим, как отвечают на эти вопросы педагогическая теория и практика.
Содержание воспитания — это совокупность знаний, норм поведения, ценностей, идей и идеалов, элементов материальной и духовной культуры общества, которые подлежат усвоению, интериоризации, превращению в индивидуальный внутренний мир личности. По существу, это вся культура, в процессе вхождения вкоторую человек становится личностью и членом общества. Но обратим внимание, что, говоря о содержании воспитания, часто имеют ввиду разные вещи. Во-первых, как только что сказано, это культурные социальные ценности, опыт и нормы поведения людей, всего человечества. Во-вторых, содержание воспитания раскрывают с позиции личностного подхода как совокупность индивидных качеств, опыта, потребностей, социально одобряемых и индивидуально принимаемых свойств человека, его культуры и системы ценностей. Но здесь в стремлении гуманизировать воспитание не замечают, что свойства, характеристики личности, индивидуума являются результатом воспитательной работы педагогов, а не ее содержанием. В-третьих, под содержанием воспитания понимают воспитательную деятельность учреждения: определение целей и задач работы, видов и форм деятельности воспитателей и воспитуемых.
Для организации и проведения воспитательной работы в школе, семье и обществе необходимо все же считать содержанием воспитания элементы культуры, усвоение которых служит формированию личности. Содержание воспитания необходимо также структурировать, оформлять конструктивно, чтобы облегчить составление программ воспитания и определить пути и средства реализации этих программ. ,
В настоящее время в отечественной педагогике есть несколько подходов к определению, описанию и структуризации содержания воспитания в учебно-воспитательных учреждениях. Во-первых, традиционный подход, который сложился в советский период нашей школы. Содержание воспитания определялось целью воспитания — всестороннее и гармоническое развитие личности — и конкретизировалось в ряде задач, направлений: умственное, идейно-политическое, нравственное, трудовое, физическое, эстетическое воспитание. В 90-х гг. такой подход был подвергнут критике главным образом за функционализм и внеличностную направленность. Критики утверждают, что процесс воспитания, формирования целостной личности тем самым искусственно разбивался на части, направления, хотя можно возразить, что подобное деление есть уже в Афинах и что это разделение удобно как аналитическая, познавательная операция и как рациональная организационная форма для практики.
Однако главное, что вызывало отторжение такого подхода, — это его идейная коммунистическая направленность, государственно-политическая идеология, ориентация содержания и процесса воспитания на интересы государства, наряду с отсутствием направленности на формирование индивидуальности, установки на интересы, потребности, своеобразие личности. Проще сказать, в содержании воспитания той поры было слишком много государственного, официального и слишком мало ориентации на жизнь, жизненные потребности и проблемы обычного человека, частного, негосударственного лица. Содержание воспитания описывалось, представлялось с позиций, в которых человек рассматривался почти исключительно как звено, часть, функция государственной системы. Это делало и человека, и процесс воспитания отчужденными от реальности, действительной жизни.
Поэтому в 90-е гг. ученые предлагают содержание воспитания описывать как элементы, составляющие базовую культуру личности, — это второй подход (см. работы О. С. Газмана). Считается, что воспитание направлено на формирование базовой культуры личности, которую, очевидно, можно определить как систему норм, убеждений, ценностей, стиля жизни, поведения. Базовая культура личности, по мнению О. Газмана, является основой для определения и описания содержания воспитания и включает в себя совокупность «культур», а именно: культуру жизненного, учебного и профессионального самоопределения, политическую и правовую культуру, экономическую и трудовую культуру, интеллектуальную, нравственную, художественную, физическую, а также культуру семейных отношений и общения. Можно догадаться, что этот ряд открыт для пополнения.
Ученый считает, что культура жизненного самоопределения — это такие качества личности, которые определяют человека как субъекта собственной жизни. Соответственно вся совокупность качеств, составляющих базовую культуру личности, определяет и содержание воспитания: интеллектуальная, трудовая, физическая, политическая и другая культура. Читатель без труда увидит здесь те направления воспитания, которые имеются в вышеназванном традиционном подходе. Разница, вероятно, в том, что содержание воспитания здесь описывается не как отчужденное от личности, несколько отвлеченно-нормативный набор качеств, а как свойства, состояния, качества реального человека. Личностные качества, воспитанность, культура личности выступают в данной логике как цель воспитания, а культура общества, все ее элементы, составляющие — знания, опыт, ценности, виды деятельности — являются содержанием и средствами воспитания.
В таком описании содержания воспитания подчеркивается ориентация на личность в процессе воспитания, ее активность, самостоятельность и «самоценность», что подчеркивают сторонники концепции гуманистического воспитания. Конечно, следует положительно оценить попытки определять содержание воспитания с позиций «самоценной» личности, но надо помнить: какие бы слова о самоценности личности и «свободосообразности» воспитания мы ни говорили, мы не уйдем от того, что воспитание — это процесс усвоения культурных норм, ролей, ценностей, принятых в обществе.
Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса — такой подход развивает Н. Е. Щуркова. Смысл этого подхода состоит в том, что содержанием воспитания являются ценностные отношения, которые автор называет отношениями личности к наиболее важным, жизненно значимым явлениям. Вот как об этом сказано: «Отношения — это связь, избирательно установленная в сознании субъекта с объектом окружающего мира, проявляющаяся в форме рациональной (вербальной), эмоциональной (переживания и состояния) и практическо-действенной (поведение, действия, деятельности).
Прожить отношение — это значит почувствовать, осмыслить, ощутить в действий связь своего Я и объекта действительности. Установить отношение — это значит принять, понять, оценить эту связь, осознавая личностный смысл ее для жизни Я 1 . Такой подход можно принять, только надо четко разделить ценности как часть психологической структуры личности в виде личностной системы взглядов, идей, отношений, с одной стороны, и ценности как общественные нормы, идеалы, правила, которые принимаются и усваиваются человеком и в зависимости от которых люди различаются по своей направленности, установкам. Личностные ценности являются результатом процесса воспитания и самовоспитания, процесса усвоения ценностей, принятых в обществе. Ценностями воспитания называют объекты, явления, общие абстрактные идеи, которые воплощают в себе общественные идеалы и выступают поэтому как нормы, как должное. Эти нормы описаны как цели, ценности, обусловливающие содержание воспитания в системе образования. Политики, социологи, философы, психологи, педагоги и другие специалисты стремятся определить состав общечело веческих, русских и национальных ценностей для российской школы, которые можно рассматривать как основу для содержания воспитания.
Трудность состоит в том, что любой набор ценностей как предмет содержания воспитания, кем бы ни был предложен, носит субъективный характер и может вызывать справедливые возражения. Это относится и к набору ценностей, предложенных Н. Е. Щурковой, которая выделила пять фундаментальных, очень широких ценностных отношений: к человеку, жизни, обществу, труду, природе. Однако при конкретизации этих ценностей выясняется, что речь идет примерно о том же, что уже указано выше: культура умственного труда, нравственная, экономическая, правовая, физическая, эстетическая и т. д.
Все три подхода к описанию и структурированию содержания воспитания — по ценностным отношениям, по базовой культуре и по направлениям, основным воспитательным задачам — не отрицают, а дополняют друг друга, что показывает даже их краткий обзор. В традиционном для отечественной школы подходе содержание воспитания представлено в виде требований общества, норм, которые должны быть внедрены в сознание и поведение учеников, что педагогическими либералами воспринимается как насилие. В современных подходах — формирование базовой культуры или ценностных отношений — делается попытка описать содержание воспитания с позиций личностно ориентированной, гуманистической педагогики. Однако в любом случае растущий человек усваивает, принимает информацию о культуре, ее эталонах и требованиях и благодаря этому становится личностью.
В педагогической литературе и практике других стран имеются аналогичные подходы: человек должен усвоить ценности общества и обрести необходимые качества для успешной социализации. Эти качества описываются в виде компетенций личности в познавательной, информационной, политической, социальной и других сферах жизни. Компетенции личности понимаются как самые широкие способности человека решать жизненные, профессиональные проблемы 1 . Вместе с тем в мировой практике принято выделять как относительно самостоятельные направления воспитания: нравственное, эстетическое, трудовое воспитание, а также санитарное просвещение (сегодня это называют валеологическим воспитанием), половое воспитание, антинаркотическое и ряд других направлений. Они имеются в Тезаурусе ЮНЕСКО по образованию в разделе «Содержание образования» 2 .
Таким образом, сделаем вывод о том, что содержание воспитания определяется на основе целей, задач воспитания, социальных ценностей и идеалов. Содержание воспитательного процесса описывается как деятельность по формированию базовой культуры личности, по формированию ценностных отношений. Перейдем к описанию содержания воспитательного процесса по отдельным, но взаимосвязанным направлениям.
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы
2. Особенности содержания воспитания в современной школе.
В основе современной отечественной методологии отбора содержания воспитания лежит идея реализма цели воспитания. В условиях развития и утверждения суверенного, правового, демократического государства, становление гражданского общества в Украине особое значение приобретает формирование гражданина-личности, которая идентифицирует (осознает свою принадлежность) себя с Украиной, активно включается в общественную жизнь, защищает свои права, интересы, убеждения, выполняет обязанности, руководствуется в своем поведении демократическими принципами.
Большинство зарубежных воспитательных систем ориентированы на формирование гражданских и социальных качеств личности, на поддержку и упрочение государственного строя, его институтов, органов власти на основе принятых и действующих в государстве конституции, законов.
В осуществлении эффективного гражданского воспитания они накопили немало ценного. «Главной целью школы, — отмечал бывший президент США Г. Форд, — является воспитание граждан, которые поддерживают государственные институты и уважают законы государства». Для достижения этой цели школы достаточно финансируются. Президент США Билл Клинтон победил на выборах именно потому, что пообещал избирателям вложить в развитие системы образования в четыре раза больше средств, чем его соперник. Реформа американской школьного образования была настоящим краеугольным камнем предвыборной кампании Джорджа Буша. В первые дни своего пребывания на властном Олимпе президент США назвал образование «приоритетной» проблемой и предложил Конгрессу программу ее реформирования, которая стоит более 47 миллиардов долларов. В американских школах и школах западных стран много делается для формирования привлекательного образа общества и государства, воспитания положительного отношения к его идеалам и ценностям.
Гражданственность как тактическая цель воспитания определяет отбор такого содержания воспитания, который обеспечит предпосылки для формирования личности на ценностях национальной культуры как неотъемлемой составляющей общечеловеческой культуры.
Требования к содержанию воспитания многоплановые. Они обусловлены потребностями общества, государства, производства, экономики и, прежде всего, потребностями учащихся, родителей. Упорядочение этих требований вызвало необходимость выделения базового (база-основа, Почва, на которых возникает и развивается воспитание) компонента содержания воспитания. Таким компонентом является базовая культура личности как основа для ее дальнейшего развития. К базовой культуры относится культура жизненного самоопределения, семейных отношений, экономическая культура и культура труда, политическая и правовая, интеллектуальная, нравственная, культура общения, экологическая, художественная и физическая; культура семейных отношений (О. Газман).
Культура жизненного самоопределения — это осознание себя субъектом собственной жизни и счастья, умение принимать решения и нести ответственность за собственное поведение и действия.
Базовая культура сориентирована, прежде всего, на особистіс-но значимые ценности: гражданское поведение, труд и материальное обеспечение, взаимоотношения с людьми, семейное благополучие и т.д. Поэтому она воспринимается воспитанником как ценность «для себя». С этой позиции ученик выбирает оптимальный режим интеллектуальных, эмоциональных, физических нагрузок, формы проведения свободного времени, способ реакции на неудачи и успехи и прочее, что положительно влияет на эффективность воспитательного процесса, конечный результат которого — усвоение базовых основ общечеловеческой и национальной культуры.
Законодательством Украины определяется и закрепляется национальная стратегия в области воспитания. В построении содержания воспитания она предусматривает знание родного языка и литературы, культурно-исторического развития своего народа, его традиций, обычаев, мифологии, фольклора, искусства; народных взглядов, убеждений, идеалов, морально-эстетических ценностей, общепринятых норм поведения.
Национальная основа воспитания является важным условием социализации школьников. Она актуализирует в детях естественное, родное, понятное, создает благоприятные условия для усвоения основ национальной и общечеловеческой культуры.
И действительно, мы видим такую вещь: всегда дети, что учатся на своем родном языке, умнее, больше в них таланта, и мнением они более проворные, чем те, кому задергивают голову чужим языком.
Реализовать национальный подход к построению содержания воспитания помогает народная педагогика, источником изучения которой являются фольклор педагогического содержания и направленности, этнографические материалы, народные воспитательные традиции, игры и игрушки, народные молодежные праздники, опыт семейного воспитания и т.д.
. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет такую воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованные у другого народа.