221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Современная трактовка понятия воспитание

Статья «Понятие воспитания в концепциях педагогов — современников»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Понятие воспитания в концепциях педагогов — современников.

О.В. Неустроева (магистр, педагог — психолог)

Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями [2].

Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории. Прежде всего, различают воспитание в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное яв­ление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспи­тание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса [9] .

В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий [3].

Разнообразие воспитательных технологий представлено в концепциях ученых, с помощью которых воспитательный процесс детей и подростков проходит более качественно.

Воспитание ребенка как человека культуры.

Данная концепция разработана известным ростовским ученым академиком Евгенией Васильевной Бондаревской.

Воспитание в этой концепции определяется как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении. Автор концепции рассматривает воспитание, с одной стороны, как целенаправленную деятельность педагогов по созданию условий для саморазвития личности, с другой — как восхождение личности к ценностям, смыслам, обретение ею ранее отсутствующих свойств, качеств, жизненных позиций. Поэтому главным элементом личностно-ориентированного воспитательного процесса является личность ребенка, сам же процесс предстает в форме последовательных позитивных изменений, результатом которых является личностный рост ребенка. Иными словами, воспитательный процесс — это процесс, происходящий с личностью ребенка, суть которого — в становлении его личностного образа. Воспитание помогает личности прожить свою жизнь, свою историю с уникальным набором событий, дел, поступков, переживаний. Однако жизненный путь личности — это не только и не столько события, дела, поступки и переживания, сколько личностное отношение к ним, сколько смысл, вкладываемый в них, отношения и смыслы индивидуальные, необщие, окрашенные жизненным опытом, приобретенным на жизненном пути [1].

Формирование образа жизни, достойной Человека.

Эта концепция вошла в педагогическую теорию и практику вместе с именем ее создателя — Надежды Егоровны Щурковой.

Профессор Н.Е. Щуркова определяет воспитание как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.

Уже в самом определении исключена «формирующая», «воздействующая» позиция воспитателя. За ним не признается права воздействовать, формировать и тем более формовать ученика. Формируется образ жизни, создаются условия для восхождения ребенка к культуре. И главное из этих условий — учитель-воспитатель как «предъявитель культуры». В этом определении воспитания заложен принцип субъектности, ориентирующий всех субъектов воспитательного процесса на свободный выбор нравственной позиции, на ответственность за этот выбор, на сознательность и творчество [8].

Системно-ролевая теория формирования личности ребенка

Автор концепции — казанский профессор, доктор педагогических наук Николай Михайлович Таланчук.

Воспитание-формирование личности происходит благодаря социальному механизму наследования и приумножения социальных ценностей (истины, добытые опытом предшествующими поколениями, существующие в виде знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми, жизнедеятельности человека). Воспитание рассматривается как процесс человековедения (человековедение — ведение к человеческому идеалу), протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей. Такой подход к определению понятий «личность» и «воспитание» и соответствующее им понимание процесса становления и дальнейшего развития человека обусловили название концепции воспитания «Системно-ролевая теория формирования личности» [7].

Воспитание на основе потребностей человека.

Эту концепцию разработал ижевский ученый Валерий Петрович Созонов. В.П. Созонов выступает против существовавшей многие годы социоцентрической модели воспитательной деятельности. В своих представлениях о влиянии воспитания на развитие личности ребенка ижевский ученый делает акцент на внутренних механизмах самоизменения человека. Он убежден, что успех работы воспитателя во многом обусловлен поиском и установлением взаимосвязи процессов реализации базовых потребностей растущего человека и воспита­тельной деятельности педагога. Базовые потребности, по его мнению, есть главная цель, объект педагогической заботы и критерий эффективности воспитательной работы. Из такого понимания воспитательного процесса и вытекает определение воспитания как деятельности педагога, направленной на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьника:

1) в творческой деятельности;

2) быть здоровым;

3) в защищенности, безопасности;

4) в уважении, признании, необходимом социальном ста­тусе;

5) в смысле жизни;

6) в самореализации (самоосуществлении);

7) в удовольствии, наслаждении.

Автор концепции Академик МАНПО, профессор, кандидат педагогических наук — Герман Константинович Селевко.

В концепции представленной Селевко множество учителей и ученых увидели технологии самосовершенствования личности главное: её научную природосообразную основу, опору на закономерности возрастного развития школьников и их базовые потребности, возможность воспитывать подрастающее поколение не внешним (как правило, неэффективным) воз­действием, использовать врождённые механизмы саморазвития, и прежде всего – доминанту психической деятельности. В понятие воспитания по Г.К. Селевко представляет собой самовоспитание – процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются её качества и способности [5].

Воспитание как педагогический компонент социализации.

Данная концепция разработана коллективом ярославских, калининградских ученых (М.И. Рожков — научный руководитель, Л.В. Байбородова, О.С. Гребенюк, М.А. Ковальчук, С.Л. Паладьев, В.Б. Успенский и др.).

Понятие «воспитание». В этой концепции воспитание представлено как педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека. Создание таких условий осуществляется через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.

Такое понимание воспитания строится на основе убеждения ученых в том, что процесс воспитания не охватывает все возможные влияния социальной среды на личность и, следовательно, может лишь способствовать социализации ребенка. Социализация ребенка — это стратегическая цель деятельности любого педагога, поскольку очень важно поддержать педагогическими средствами растущего человека. Успешность его протекания зависит от реализации двух условий. Первым из них является обеспечение включенности молодых людей в реальные социальные отношения, а вторым — самореализация детей в процессе социального взаимодействия. Второе условие предполагает предоставление возможности ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими, когда важны осознание цели и значения деятельности для личного саморазвития, учет осознанности каждым ребенком своего «Я», наличие четких и ясных перспектив (ближних и дальних) в той деятельности, в которую ребенок включается [6].

Читать еще:  Воспитанник детского сада как правильно

Воспитание является важной сферой человеческой деятельности. Необходимость специально организованного воспитания человека обусловлена тем, что в воспитательном процессе происходит формирование нравственных качеств личности, приобщение к культурному наследию человечества, воспитание жизненной позиции, соответствующей требованиям общества, развитие склонностей, способностей личности, нужных и полезных обществу, развитие коммуникативной функции и социализация личности. Воспитание позволяет организовать личностно и общественно ценную деятельность школьника, сформировать у него опыт достижения личного и коллективного успеха [4].

1. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. №1. 2001.

2. Гавров С.Н. , Микляева Ю.В., Лопатина О.Г. Воспитание как антропологический феномен. Учебное пособие. — М.: Форум, 2011. — 240

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.:Народное образование, 1998. – 256 с.

4. Сидоров С.В. Организация воспитательной работы в ученическом коллективе. – Шадринск, 2004.

5.Созонов В.П. «Организация воспитательной работы в классе»/ «Педагогический поиск» // б 2000г

6.Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – С. 27 – 39

7.Таланчук Н.М. Введение в неопедагогику. Пособие для педагогов-новаторов. Ижевск, 1991

8. Щуркова Н.Е.Образ жизни, достойной Человека, и его формирование у школьника. М., 2004.

Разнообразие трактовок воспитания

Истоки разнообразия трактовок понятия воспитание

Воспитание – это основная категория педагогической науки. Историческое развитие общества и педагогической науки в частности провоцировало различные подходы к воспитанию человека. Чаще всего влияние на определение воспитания оказывали социальные установки и задачи государства. Идеологический аспект был одним из определяющих в воспитании. Развитие отдельной личности не было приоритетным в воспитании.

Если обратиться к корням и происхождению самого слова «воспитание», то узнаем, что происходит оно от древнерусского слова «възъпитание» — возвышенное, духовное питание человека, связанное с умением извлекать спрятанное. Трактовка понятия «воспитание» зависит от того, что является для исследователя определяющим в данной категории. В этом вопросе существует два основных подхода (рис.1):

В первом случае человек является объектом педагогического процесса и воспитание возможно под влиянием из внешнего окружения.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

При субъект-субъектном подходе педагог и воспитанник находятся в эффективном взаимодействии между собой.

Субъект-объектный подход к воспитанию

В случае, когда человек является объектом воспитательного процесса, воспитание – это процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, качеств, взглядов, убеждений и общественного поведения. Воспитание в таком случае рассматривается как управление формированием личности или отдельных качеств в соответствии с потребностями определенного общества. Здесь не идет речь об индивидуальном подходе и развитии конкретной личности.

Такой подход характерен для традиционной и для гербартианской педагогики.

Традиционная педагогика рассматривает воспитание, как развитие личности через социализацию с учетом максимальной полезности для общества. Воспитание в традиционной педагогике — это процесс самоорганизации личности средствами своих внутренних ресурсов, но при этом требующих определенной внешней инициации. Такое понимание воспитательного процесса связывают с закрытым образованием и его принципами: целенаправленной деятельностью, влиянием, формированием качеств и убеждений, передачей социального опыта. Эти понятия отражают традиционные педагогические действия, в которых личность самого воспитанника выступает как объект манипулируемый.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Последователи гербаританской педагогики управления считают, что воспитание – это процесс воздействия на личность, при этом человек является объектом такого воздействия.

Монистический подход к воспитанию рассматривает его как социально-биологический процесс. Исходя из этого, определение включает в себя следующие характеристики:

  • индивидуально-ненаследуемое изменение поведения, сознания и физических качеств человека, организуемое и проводимое в целях окружающей его социальной среды;
  • изменение качеств социального человека, как части общего социального приспособления;
  • в классовом обществе воспитание всегда происходит в интересах господствующего класса;
  • изменение биологических качеств человека в интересах социальной среды, при котором требования среды являются определяющими, а биологические качества — определяемыми.

В отечественной педагогике советского периода считалось, что воспитание есть воздействие государства и его образовательных институтов на развитие личности, осуществляемое в интересах государства или общества. В советское время происходило практически манипулирование психикой воспитанника, навязывание ему определенных ценностей и направлений развития. Человек был лишен персональной ответственности за принятые им решения; личностное мировоззрение, поведение и поступки оценивались согласно навязанному обществом эталону.

Субъект-субъектный подход к воспитанию

Под воздействием процесса развитие гуманизма к воспитанию появился новый подход, при котором личность воспитанника – это не объект на который оказывают воспитательное воздействие. Личность – это равноправный участник воспитательного процесса.

Сторонником такого подхода был Ж.Ж.Руссо с его теорией свободного воспитания. В разных странах его теория имела своих последователей: в Италии – это Мария Монтессори, во Франции – Френе, а в России – Л.Н.Толстой и К.Н.Вентцелем. Воспитание, как формирование свободной личности со своей системой ценностей, получило воплощение при реализации этой теории.

Личность как субъект воспитательного процесса рассматривается и в антропософской теории австрийского философа Рудольфа Штейнера. В его Духовной Науке воспитание – это раскрытие у ученика способностей к самопознанию и саморазвитию при взаимодействии с педагогом, который помогает и направляет.

Большое количество поклонников есть у гуманистической теории воспитания. Ее основателями были А.Маслоу и К.Роджерс. С точки зрения гуманистов, воспитание – это процесс формирования, в результате партнерства педагога и воспитанника, свободы выбора, самоактуализации, определение своего пути.

Общие определения

На основании вышеперечисленных теорий можно сформулировать следующее определение воспитания.

Воспитание — целенаправленное формирование условий для освоения индивидом культуры, трансформации ее в личный опыт через организованное воздействие на развитие личности со стороны окружающих воспитательных институтов, социальной и природной среды, с учетом его потенциальных возможностей с целью направления его на саморазвитие и самостоятельность.

Читать еще:  Художественно творческое воспитание

Можно сформулировать и по-другому, сохраняя суть и смысл. Воспитание — это целенаправленное формирование человеческой личности на основе формирования определенных отношений к предметам и явлениям окружающего мира, мировоззрения и поведения.

Можно трактовать воспитание в более узком значении, как решение определенной воспитательной задачи. Это может быть воспитание определенных черт характера или познавательной активности, трудолюбия или патриотизма. В таком случае, трактовка понятия «воспитание» будет осуществляться в рамках определенного типа воспитания.

Можно сделать вывод о том, что трактовка понятия «воспитания» зависит от того какие цели ставятся перед ним, каким содержанием оно наполняется, посредством каких методов реализуется.

Рассматривая множество теорий, приоритет следует отдавать тем, где во главе угла стоит личность, ее потребности и возможности, а не идеология или требования социума. На практике сложно отделить влияние этих факторов, но оно не должно становиться главенствующим.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Новая трактовка понятия «воспитания»
статья (старшая группа) на тему

Позвольте детям совершать ошибки. Благодаря совершенным ошибкам ребенок обретает жизненный опыт.

Скачать:

ВложениеРазмер
novaya_traktovka_vospitaniya.docx16.9 КБ

Предварительный просмотр:

Ерофеева Наталья Николаевна педагог-психолог

МАДОУ д/с №72 «Родничок» г.Балаково Саратовская область

Новая трактовка понятия «воспитание».

Если бы мне пришлось еще раз воспитывать своего ребенка:

Я бы больше рисовала пальцем, я меньше указывала им.

Я бы меньше исправляла, а больше устанавливала бы связи.

Я бы меньше смотрела на часы, а больше бы смотрела вокруг.

Я бы меньше заботилась о том, чтобы знать, но знала бы, что надо больше заботиться.

Я бы больше путешествовала, и чаще запускала воздушных змеев.

Я бы перестала играть в серьезность, а начала бы серьезно играть.

Я бы больше бегала по лугам и любовалась на звезды.

Я бы чаще обнимала ребенка и реже — одергивала.

Я бы реже была тверда, и больше бы поддерживала. Я сначала бы строила самоуважение, а дом — потом.

Я бы меньше учила любить силу, а больше говорила о силе любви.

Американский педагог-психолог Дайана Луманс :

Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «воспитание»? У большинства людей это связано с наказанием. Крики, ремень, лишение чего-то – в общем, один негатив. Родители полагают, что таким образом ребенок лучше будет себя вести. У некоторых, все воспитание сводится – «не мешай, иди поиграй». В ответ, можно ли посмотреть телевизор, или поиграть в телефон, звучит одобрение взрослых. Лишь бы занят чем-то был. На самом же деле дети (как и взрослые) лучше всего учатся в атмосфере понимания и принятия. Это называется позитивным воспитанием.

Вопросы воспитания интересуют всех, и не только в теоретическом плане, но и в практическом: насколько человек воспитуем, за какие сроки, ценой каких усилий, и есть ли уникальный рецепт воспитания? Как показывает практика, такого рецепта не существует. И если мы оглянемся назад в прошлое, то увидим совершенно другой подход к воспитанию. Строгость и наказание, являлись залогом правильного воспитания. Кто-то скажет, это нормально, меня постоянно пороли и вот, человек из меня вышел. В той далекой методике воспитания было много подводных камней, о которых не принято говорить. Та система осталась в прошлом, а сегодняшнее время – другое, и дети стали другими.

Современный ритм жизни диктует завышенные требования не только к уровню жизни, но и к своим близким. Все мы хотим быть идеальными, и наши дети отнюдь не исключение. Окружающий мир говорит о детях, которые все успевают: изучают английский, ходят на танцы, посещают различные секции и т.д. Все это хорошо. Только не каждый ребенок может быть «подарком» для своих родителей, который всегда бы радовал их. Родители предъявляют к ребёнку завышенные требования. А он в силу своего возраста, воспитания, или способностей, не может этого сделать пока.

Спросите, как же быть? Скажу прямо, очень трудно воспитывать детей. Так как нам свойственно думать шаблонно, мы зачастую не видим самого простого. А именно то, что во многих семьях считается нормальным прояление негативных эмоций, выражение несогласия и даже совершение ошибок. Ведь наши дети должны учится на своих собственных ошибках, тем самым накапливая жизненный опыт. Как известно, на личном опыте человек учится гораздо эффективнее, чем по рассказам, а тем более по нотациям. Позволение совершать ошибки помогает преодолевать препятствия в жизни. Опыт совершения собственных ошибок помогает ребенку брать на себя ответственность за свои поступки и решения.

Но это не значит, что он должен целенаправленно совершать ошибку за ошибкой. Даже, если и был не прав ребенок, это не означает, что мы перестаем его любить. Наоборот, мы принимаем его таким, какой он есть. С самого рождения в ребенке заложено чувство любви и привязанности к своим родителям. Но он еще не научился принимать самого себя.

Если ребенка постоянно стыдить, наказывать за ошибки, у него никогда не проявиться эта способность. А ведь она является одной из базовых в личности, благодаря которой человек чувствует себя уверенно и способным любить других людей. Именно любовь и забота о других людях является бесценным даром в современном мире.

Очень часто родители оказывают своим детям «медвежью услугу» на горе себе и на несчастье самим детям. Ребенка, которого оберегали, оказывается беспомощным в океане жизненных проблем. И здесь выходит разное: неумение преодолевать трудности. Ребенок оказывается беспомощным, когда сталкивается с жизненными проблемами. А это, как известно, выливается в плачевную картину нашего общества. В последнее время, набирающий обороты детский суицид, который уже не поддается логическому объяснению, где жизнь потеряла всякий смысл. Опыт совершения собственных ошибок помогает ребенку брать на себя ответственность за свои поступки и решения.

Родителям стоило бы не забывать, что они тоже неидеальны. Это поможет им перестать требовать от детей того, чего они не могут дать, принимать их безусловно, и позволить детям самостоятельно развиваться. Признать свои ошибки – это важный подвиг для всех. Когда родители искренне просят прощения у своих детей, они не только восстанавливают отношения, но и показывают пример позитивного отношения к собственным слабостям, которое так необходимо их детям.

Джон Грей . Дети-с небес. Искусство позитивного воспитания. Как развить в ребенке дух сотрудничества, отзывчивость и уверенность в себе Перев. с англ. — К.: «София»; М.: ИД «София», 2004. — 400 с

Дайана Луманс. Советы родителям. Статьи в интернете.

Новая трактовка понятия «воспитания»
статья (старшая группа) на тему

Позвольте детям совершать ошибки. Благодаря совершенным ошибкам ребенок обретает жизненный опыт.

Скачать:

ВложениеРазмер
novaya_traktovka_vospitaniya.docx16.9 КБ

Предварительный просмотр:

Ерофеева Наталья Николаевна педагог-психолог

МАДОУ д/с №72 «Родничок» г.Балаково Саратовская область

Новая трактовка понятия «воспитание».

Если бы мне пришлось еще раз воспитывать своего ребенка:

Я бы больше рисовала пальцем, я меньше указывала им.

Я бы меньше исправляла, а больше устанавливала бы связи.

Я бы меньше смотрела на часы, а больше бы смотрела вокруг.

Я бы меньше заботилась о том, чтобы знать, но знала бы, что надо больше заботиться.

Я бы больше путешествовала, и чаще запускала воздушных змеев.

Я бы перестала играть в серьезность, а начала бы серьезно играть.

Я бы больше бегала по лугам и любовалась на звезды.

Я бы чаще обнимала ребенка и реже — одергивала.

Я бы реже была тверда, и больше бы поддерживала. Я сначала бы строила самоуважение, а дом — потом.

Я бы меньше учила любить силу, а больше говорила о силе любви.

Американский педагог-психолог Дайана Луманс :

Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «воспитание»? У большинства людей это связано с наказанием. Крики, ремень, лишение чего-то – в общем, один негатив. Родители полагают, что таким образом ребенок лучше будет себя вести. У некоторых, все воспитание сводится – «не мешай, иди поиграй». В ответ, можно ли посмотреть телевизор, или поиграть в телефон, звучит одобрение взрослых. Лишь бы занят чем-то был. На самом же деле дети (как и взрослые) лучше всего учатся в атмосфере понимания и принятия. Это называется позитивным воспитанием.

Вопросы воспитания интересуют всех, и не только в теоретическом плане, но и в практическом: насколько человек воспитуем, за какие сроки, ценой каких усилий, и есть ли уникальный рецепт воспитания? Как показывает практика, такого рецепта не существует. И если мы оглянемся назад в прошлое, то увидим совершенно другой подход к воспитанию. Строгость и наказание, являлись залогом правильного воспитания. Кто-то скажет, это нормально, меня постоянно пороли и вот, человек из меня вышел. В той далекой методике воспитания было много подводных камней, о которых не принято говорить. Та система осталась в прошлом, а сегодняшнее время – другое, и дети стали другими.

Современный ритм жизни диктует завышенные требования не только к уровню жизни, но и к своим близким. Все мы хотим быть идеальными, и наши дети отнюдь не исключение. Окружающий мир говорит о детях, которые все успевают: изучают английский, ходят на танцы, посещают различные секции и т.д. Все это хорошо. Только не каждый ребенок может быть «подарком» для своих родителей, который всегда бы радовал их. Родители предъявляют к ребёнку завышенные требования. А он в силу своего возраста, воспитания, или способностей, не может этого сделать пока.

Спросите, как же быть? Скажу прямо, очень трудно воспитывать детей. Так как нам свойственно думать шаблонно, мы зачастую не видим самого простого. А именно то, что во многих семьях считается нормальным прояление негативных эмоций, выражение несогласия и даже совершение ошибок. Ведь наши дети должны учится на своих собственных ошибках, тем самым накапливая жизненный опыт. Как известно, на личном опыте человек учится гораздо эффективнее, чем по рассказам, а тем более по нотациям. Позволение совершать ошибки помогает преодолевать препятствия в жизни. Опыт совершения собственных ошибок помогает ребенку брать на себя ответственность за свои поступки и решения.

Но это не значит, что он должен целенаправленно совершать ошибку за ошибкой. Даже, если и был не прав ребенок, это не означает, что мы перестаем его любить. Наоборот, мы принимаем его таким, какой он есть. С самого рождения в ребенке заложено чувство любви и привязанности к своим родителям. Но он еще не научился принимать самого себя.

Если ребенка постоянно стыдить, наказывать за ошибки, у него никогда не проявиться эта способность. А ведь она является одной из базовых в личности, благодаря которой человек чувствует себя уверенно и способным любить других людей. Именно любовь и забота о других людях является бесценным даром в современном мире.

Очень часто родители оказывают своим детям «медвежью услугу» на горе себе и на несчастье самим детям. Ребенка, которого оберегали, оказывается беспомощным в океане жизненных проблем. И здесь выходит разное: неумение преодолевать трудности. Ребенок оказывается беспомощным, когда сталкивается с жизненными проблемами. А это, как известно, выливается в плачевную картину нашего общества. В последнее время, набирающий обороты детский суицид, который уже не поддается логическому объяснению, где жизнь потеряла всякий смысл. Опыт совершения собственных ошибок помогает ребенку брать на себя ответственность за свои поступки и решения.

Родителям стоило бы не забывать, что они тоже неидеальны. Это поможет им перестать требовать от детей того, чего они не могут дать, принимать их безусловно, и позволить детям самостоятельно развиваться. Признать свои ошибки – это важный подвиг для всех. Когда родители искренне просят прощения у своих детей, они не только восстанавливают отношения, но и показывают пример позитивного отношения к собственным слабостям, которое так необходимо их детям.

Джон Грей . Дети-с небес. Искусство позитивного воспитания. Как развить в ребенке дух сотрудничества, отзывчивость и уверенность в себе Перев. с англ. — К.: «София»; М.: ИД «София», 2004. — 400 с

Дайана Луманс. Советы родителям. Статьи в интернете.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector