221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Современное обучение и воспитание

статья «Современное обучение и воспитание»
статья на тему

Как говорил Джозеф Аддисон: »Знание — это то, что наиболее существенным образом возвышает одного человека над другим».

Скачать:

ВложениеРазмер
statya_garagulya.docx19.2 КБ

Предварительный просмотр:

«Современное обучение и воспитание».

Гарагуля Ольга Викторовна,

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 41 Пушкинского района Санкт-Петербурга,

Можно с уверенностью сказать, что вопросы образования затрагивают интересы всего населения страны. Качество образования влияет на перспективы благополучного развития государства, достаток и успех в личной карьере каждого человека.

Образование является той ценностью, которая оказывает наибольшее влияние на развитие человека в целом; это общественно организуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи знаний и социально значимого опыта, в ходе которого происходит становление личности. Именно образование отражает состояние общества, его динамичность. Благодаря ему страна обеспечивает себя высококвалифицированными кадрами, создает условия для экономического роста и высокой производительности труда. Как говорил Джозеф Аддисон: »Знание — это то, что наиболее существенным образом возвышает одного человека над другим».

В многополярном мире основными тенденциями современного образования считаются: всё больше расширяющаяся и углубляющаяся информатизация, гуманизация и гуманитаризация, многоуровневость, диверсификация (усложнение), индивидуализация, обновление и непрерывность.

Современные условия, конечно же, требуют пересмотра традиционных образовательных парадигм, чтобы идти в ногу со всем цивилизационным миром. А это говорит о том, что нашей российской системе образования придется вносить изменения в структуру образования.

Современная неклассическая система образования подразумевает тип «образование — становление», в центре которой стоит человек, личность, его духовность, его становление и формирование. Основная миссия образования — обеспечение условий самоопределения и самореализации личности. Главная цель обучения — развить индивидуальность ученика, содействовать проявлению и развитию в ребенке не типичного, а ярко индивидуального. Человек воспринимается в этой парадигме как сложная система. Миссия учителя — не «передать» готовые знания, а научить получать знания, развить способности самостоятельно мыслить, уметь решать нестандартные задачи, знания должны служить средством мышления. Стиль преподавания — демократический, диалогические отношения между педагогом и учеником. Образование должно служить прогрессивному развитию человека, созидание образа мира в самом себе, через свою активность в общественной и духовной жизни. Основные тенденции мирового образования, конечно же, связаны с формированием информационного общества, где знание и информация занимают ключевые позиции в социально-политической и экономической жизни мирового сообщества. Приобретение новых знаний и умений, ориентация на постоянное обновление вызывает необходимость постоянно повышать свою квалификацию, менять в течение жизни несколько раз профессию

На мой взгляд для решения данных проблем, необходимо выполнить следующие задачи: изменить методы обучения; устранить перегруженность учебных планов; ввести единую систему учебников и стандартизировать процесс обучения; усилить гуманистическую направленность учебных дисциплин; обеспечить достойную заработную плату для учителей, воспитателей; истинное образование определяется главной задачей — формированием духовно-нравственной личности, воспринявшей фундаментальные знания, и возросшей в русле национальной культуры и её плодотворных традиций.

Для выпускника современной школы требуется уже не просто сумма готовых знаний и умений, а способность к их получению, необходимо развивать свою самостоятельность, активность. Важную роль в воспитании образованной личности играет педагог, который должен в школе создать все условия для развития таких способностей, он должен быть организатором учебного процесса и социально-творческой деятельности школьников.

Педагог как профессионал должен иметь дополнительно психологическое образование, так как он имеет дело с человеком развивающимся, находящимся на стадии формировании своего сознания. Педагог должен исходить из знания психологи развития личности ребенка, знать основные подходы к пониманию характера, развития личности в определенные периоды жизни. Не менее важно, педагог должен делать акцент на развитие нравственных норм отношений — развивать и укреплять такие качества как — духовность, ответственность, толерантность, честность, как служение своему народу, чувство долга перед ним, неприятие насилия, способность к критическому мышлению. Современное российское образование имеет множество недоработок. Но стоит учитывать, что современное образование находится на пути постоянного совершенствования и развития, и в скором времени многие из проблем найдут оптимальное решение.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация для родителей «Психологические аспекты обучения и воспитания в раннем возрасте» Научение в раннем возрасте. Воспитание в раннем возрасте. Психологическое значение игрушек.Общая ситуаци.

В настоящее время интерес к проблеме помощи детям с отклонениями в развитии значительно возрос. ; во многом способствует деятельность таких международных организаций, как ООН. Всемирная организац.

Методические указания к использованию «Программы воспитания в детском саду» в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения (амблиопия и косоглазие) созданы впервые и предназначены для заведую.

Игровая терапия. Что же это за метод? И почему же игротерапия в последнее время вызывает интерес и привлекает к себе внимание специалистов работающих с детьми? Всё дело в том, что игра для ребёнка — е.

теория индивидуального подхода.

Памятка для родителей: что необходимо знать и делать, чтобы помочь своему ребенку преодолеть проблемы в нарушении речи.

Воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно важная, и чрезвычайно сложная. Особенно, когда она ставится применительно к детям младшего дошкольного возрас.

Современные методы воспитания

Современные методы воспитания направлены на формирование полноценной личности с четким мировоззрением, самоопределением и раскрытыми способностями.

Особенности современных методов обучения и воспитания

Современное воспитание строится с учетом интересов и потребностей детей, а основу воспитательного процесса составляют педагогические концепции и принципы.

Основной целью современных методов воспитания является решение педагогических задач и достижение положительного результата в воспитании личности.

К основным задачам новых методов воспитания можно отнести:

  • Формирование личностных качеств и развитие способностей ребенка;
  • Воспитание нравственности и культуры;
  • Формирование социальных ролей (гражданина, семьянина и т.д.);
  • Развитие учебно-познавательных навыков;
  • Формирование общечеловеческих ценностей;
  • Развитие в соответствии с интересами и способностями.

Содержание методов воспитания основывается на учебной литературе, научных источниках, методических и дидактических материалах.

Характеристика современных методов воспитания

В современной педагогике выделяют четыре новых метода воспитания: методика Г. Домана, Вальдорфская педагогика, методика Монтессори, метод Л. Береславского.

Наибольшее применение Вальдорфская педагогическая система нашла в дошкольных учебных заведениях. В основе метода заложено воспитание действиями и практикой, а не словами и теорией. Ребенок до 7 лет рассматривается как подражатель, который берет пример с родителей, педагогов и воспитателей. Взрослые должны показывать только положительные примеры. Развитие по методу Вальдорфской педагогики происходит за счет тренировки мелкой моторики с помощью лепки, рукоделия и игры с мелкими предметами.

Современные методы воспитания по Г.Доману и Л. Береславскому схожи по многим позициям. Согласно этим методикам, воспитание должно начинаться с самого раннего возраста, чтобы не упустить момент и не довести до серьезных проблем. Развитие моторики следует начинать уже с 2 лет, учить ребенка различать цвета и оттенки, геометрические фигуры и величины. Данные методики подразумевают постоянное выполнение упражнений на внимательность, развитие логического мышления и расширение представлений об окружающем мире.

Метод Домана направлен на интенсивное развитие мышления и интеллектуальной способности у детей до 7 лет. В основе метода лежит использование специальных карточек со словами и буквами, которые нужно запомнить и повторить. Занятия должны носить кратковременный, но регулярный характер. В процессе обучения следует тренировать память, обучать быстрому чтению и закреплять стремления к знаниям похвалой.

Наиболее известным современным методом воспитания и обучения является система Монтессори, разработанная итальянским педагогом, предназначенная для развития трудовых навыков. Занятия с ребенком следует начинать с простых домашних дел (поливание цветов, вытирание пыли, раскладывание вещей и игрушек по местам, мытье посуды и т.д.). Воспитание по методике Монтессори осуществляется с помощью абстрактных заданий, логических упражнений и развития восприятия.

Классификация современных методов обучения и воспитания в отечественной педагогике:

  • Методы, направленные на формирование сознания, убеждений, взглядов и устной речи (беседа, диалог, рассказ, лекция, диспут, семинар, рассуждение и т.д.);
  • Методы педагогического внушения, в которых используются образные, эмоциональные и психологические приемы для создания положительной атмосферы обучения и воспитания;
  • Методы формирования поведения и трудовая деятельность (приучение, режим, требования, поручения и т.д.);
  • Методы повторения и закрепления знаний с помощью заданий, упражнений и задач;
  • Методы поощрения и стимулирования (соревнования, турниры, конкурсы, игра и т.д.;
  • Методы контроля, самоопределения и самооценки, которые направлены на развитие аналитического и логического мышления, рефлексии и самоидентификации (анкетирование, тестирование, анализ и т.д.).

Эти современные методы воспитания эффективно использовать в целостной системе, чтобы сформировать полноценную личность, способную логично и осмысленно действовать в различных ситуациях, принимать решения и контролировать себя.

Новые подходы к обучению и воспитанию в современной школе.(статья)

Новые подходы к обучению и воспитанию в современной школе.

учитель начальных классов

МБНОУ «Гимназия № 18»

В толковом словаре Ожегова С.И. дается следующее определение понятию «подход»: «Подход — совокупность приемов, способов (в воздействии на кого-что-нибудь, в изучении чего-нибудь, в ведении дела)».

Прежде чем дать комплексное определение понятию «современный подход к обучению», дам сначала определения его составляющим понятиям: «обучение», «подход» и «современный». В.А. Сластенин считает, что «Обучение — самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на гармоничное развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон)/

Какие качества необходимы современному выпускнику начальной школы

Разные люди отвечают на этот вопрос по-разному. · Кто-то говорит о глубоких и прочных знаниях, · другие — о воспитании, · третьи — о развитии интеллектуальных и творческих сил детей, их умении учиться, формировании способности к саморазвитию. Однако все и всегда сходятся в том, что школа должна помочь каждому ребенку стать счастливым найти свое место в жизни, приобрести верных друзей. Способность человека к реализации социально значимой деятельности является базовой для его личностного развития. Понимание этого сформировалось в культуре уже сотни лет назад. «Главная цель воспитателя, — считал А. Дистервег, — должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни. ”

Таким образом, современный подход к обучению имеет своей целью: становление индивидуальной личности, добросовестного гражданина, человека, и главное, способного самостоятельно и быстро решать возникшие проблемы.

В соответствии с этими требованиями, педагогика сегодня вынуждена применять современные подходы для организации процесса обучения.

Личностно-ориентированный подход в преподавании — концентрация внимания педагога на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития.

Цель личностно ориентированного образования — создание условий для полноценного развития следующих функций индивидуума: способность человека к выбору; умение рефлексировать, оценивать свою жизнь; поиск смысла жизни, творчество; формирование образа “Я”; ответственность (в соответствии с формулировкой “ Я отвечаю за всё”); автономность личности (по мере развития она всё больше освобождается от других факторов).

В личностно-ориентированном образовании ученик — главное действующее лицо всего образовательного процесса.

Педагог становится не столько «источником информации» и «контролером», сколько диагностом и помощником в развитии личности ученика. Организация такого учебного процесса предполагает наличие руководства, формула которого вполне может быть взята у М. Монтессори – «помоги мне сделать это самому».

Это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. В связи с этим меняется позиция учителя и ученика. Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

Структура уроков ведения нового знания имеет следующий вид: I . Мотивирование к учебной деятельности . Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно: 1) актуализация требований к нему со стороны учебной деятельности (» надо ”); 2) создание условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (» хочу ”);

3) устанавливание тематических рамок (» могу ”). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального «Я” с образом «Я — идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации II . Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии . На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает: 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

3) мотивацию к пробному учебному действию («надо” — «могу” — «хочу”) и его самостоятельное осуществление;

4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. III . Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны: 1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение; 2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения — те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. 4). Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д.5. Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном

Интерактивный подход — это определенный тип деятельности учащихся, связанный с изучением учебного материала в ходе интерактивного урока.

Костяком интерактивных подходов являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового. Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие: творческие задания; работа в малых группах; обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры); использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии); социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки); разминки; изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», мозаика (ажурная пила), использование вопросов, Сократический диалог); обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем («Займи позицию (шкала мнений)», проективные техники, «Один — вдвоем — все вместе», «Смени позицию», «Карусель», дебаты, симпозиум); разрешение проблем («Дерево решений», «Мозговой штурм», «Анализ казусов», «Переговоры и медиация», «Лестницы и змейки») .

Проблемный подход ориентирует на использование реальных возможностей образования в реализации социальных целей: управлять формированием личностных качеств нельзя; можно управлять деятельностью, которая способствует развитию определенных личностных качеств.

Проблемный подход позволяет решить проблему источников современного общего образования. Понятно, что развить у обучаемых способность к самостоятельному решению проблем можно лишь на основе формирования опыта решения этих проблем. Но школьное обучение недостаточно для формирования такого опыта. Оно может дать преимущественно опыт решения познавательных проблем, но и в этом случае какая-то часть проблем, значимых для учащихся, может оказаться вне рамок школьного обучения.

Процесс школьного обучения лишь частично может обеспечить формирование опыта решения нравственных, эстетических, коммуникативных и социальных проблем.

Проблемный подход дает возможность решить проблему согласования целей образования и мотивов образовательной деятельности учащихся. Этот подход предполагает отказ от ориентации на образование исключительно как на способ подготовки к будущей жизни.

Проблемный подход ориентирует на изучение как тех проблем, которые принято считать вечными, и которые каждое молодое поколение решает для себя (жизненного выбора, самоопределения, отношения к ценностям взрослых и т. д.), так и тех проблем, которые приобрели особую актуальность для данного поколения учащихся в связи с изменениями, происходящими в обществе.

Коммуникативный подход в обучении

И.А. Зимняя впервые предложила обоснование коммуникативного подхода, которое затем получило свое развитие в работах И.Л. Бим, а практическая реализация этого подхода состоялась в рамках коммуникативного и ряда интенсивных методов. Суть этого подхода означает, что обучение носит деятельностный характер, поскольку реальное общение на занятиях осуществляется посредством речевой деятельности, с помощью которого учащиеся стремятся решать реальные или воображаемые задачи.Коммуникативный подход в обучении означает также, что в центре обучения находится обучающийся как субъект учебной деятельности, а система обучения предполагает максимальный учет индивидуально-психологических, возрастных и национальных особенностей личности обучаемого, а также его интересов.

Объектом обучения данного подхода является речевая деятельность в таких ее видах, как слушание, говорение, чтение, письмо, перевод.

Названный подход реализует основные требования к современному учебному процессу: коммуникативное поведение преподавателя на уроке; использование заданий, воссоздающих ситуации общения реальной жизни и предполагающих выполнение учебных действий в рамках таких ситуаций; параллельное усвоение грамматической формы и ее функции в речи; учет индивидуальных особенностей учащихся.

Конечной целью обучения в рамках названного подхода является формирование и развитие коммуникативной компетенции, т.е. готовности и способности, учащихся к речевому общению.

Коммуникативный подход в современной методике рассматривается в качестве теоретической базы обучения языку» .

«Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:

Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.

Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.

Смысл организации процесса обучения, заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание обучения.

Инновационные подходы к обучению

1. Инновации-модернизации , модернизирующие учебный процесс, направленные на достижение гарантированных результатов в рамках его традиционной репродуктивной ориентации. Лежащий в их основе технологический подход к обучению направлен, прежде всего, на сообщение учащимся знаний и формирование способов действий по образцу, ориентирован на высокоэффективное репродуктивное обучение.

2. Инновации-трансформации , преобразующие традиционный учебный процесс, направленные на обеспечение его исследовательского характера, организацию поисковой учебно-познавательной деятельности. Соответствующий поисковый подход к обучению направлен, прежде всего, на формирование у учащихся опыта самостоятельного поиска новых знаний, их применения в новых условиях, формирование опыта творческой деятельности в сочетании с выработкой ценностных ориентации.

Репродуктивная и проблемная ориентации образовательного процесса воплощаются в двух основных инновационных подходах к преобразованию обучения в современной педагогике, технологическом и поисковом.

3Технологический подход модернизирует традиционное обучение на основе преобладающей репродуктивной деятельности учащихся, определяет разработку моделей обучения как организации достижения учащимися четко фиксированных эталонов усвоения. В рамках этого подхода учебный процесс ориентирован на традиционные дидактические задачи репродуктивного обучения, строится как «технологический», конвейерный процесс с четко фиксированными, детально описанными ожидаемыми результатами.

4.Поисковый подход преобразует традиционное обучение на основе продуктивной деятельности учащихся, определяет разработку моделей обучения как инициируемого учащимися освоения нового опыта. В рамках этого подхода к обучению целью является развитие у учащихся возможностей самостоятельно осваивать новый опыт; ориентиром деятельности педагога и учащихся является порождение новых знаний, способов действий, личностных смыслов.

Рассмотрев современные подходы к организации процесса обучения, мы можем сделать вывод: все эти подходы ориентированы на самостоятельность в добывании знаний, свободное развитие каждого ученика как субъекта учения и как личности, способность самостоятельного решения поставленных проблем. Меняется также и роль педагога, теперь педагог не только «источник информации», но и «контролер». Учитель, проводя занятие с большой группой детей, учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, что полностью соответствует требованиям современного общества к обучению.

Список использованной литературы:

Воспитательная работа: содержание, организация, методика. — М., 2002.

Калюжный А. Принципы, формы и методы обучения и воспитания подчиненных. //Ориентир. -№ 2. — 2007. [с.125]

Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. – Спб. : КАРО,2006. – [ с.368 ]

Остапенко, А.А. Моделирование многомерной педагогической реальности: теория и технология / А. А. Остапенко. – М. : Нар. образ., НИИ шк. техн., 2005. – 384 с.

Педагогические технологии: учеб. пособие / Под ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ», 2004. – [с.336 ]

Подласый, М.П.Педагогика / М. П.Подласый. – М.:Высшее образ-е, 2007. – 540 с.

Радугин, А. А. Педагогика. Учеб. пособие для ВУЗов / А.А. Радугин. – М. : Центр, 2002. [ с.272 ]

Воспитание, обучение, образование,

Среди понятий науки выделяют основные (базовые) категории. Категории пронизывают все научное знание и связывают его в целостную систему. Базовыми категориями педагогики большинство исследователей называют: воспитание, образование, развитие, обучение, самовоспитание, самообразование, саморазвитие, воспитательные отношения.

Значение этих категорий в теоретической и практической педагогике трудно переоценить. Они:

а) цементируют все педагогическое знание;

б) признаны и используются как теоретиками, так и практиками во всем мире;

в) складывались веками, постепенно вигострюючись, входили в сознание и опыт специалистов разных уровней квалификации.

Знание этих категорий позволяет глубже понять педагогику как науку, хотя по степени абстрагирования и обобщения педагогика уверенно занимает место рядом с философией.

Среди основных педагогических категорий значительную роль играет понятие «воспитание», которое органически соединяются с процессами обучения, образования и развития. Воспитание — понятие наиболее общее и универсальное. Оно, как процесс, направляется на выработку определенных норм поведения человека.

Воспитание — это процесс целенаправленного управления формированием и развитием личности в соответствии с требованиями общества. Целеустремленность воспитания определяется поставленной целью воспитания.

Общей целью воспитания является формирование социально активной, гуманистически направленной личности, в своей жизнедеятельности руководствуется общечеловеческими (честь, совесть, человеческое достоинство, справедливость) и культурно-национальными (трудолюбие, свободолюбие и т.д.) ценностями.

Существует многообразная определений процесса воспитания. Это связано с тем, что воспитание — такое широкое и общее понятие, что без специальных уточнений невозможно понять, о котором воспитания именно идет речь.

Во-первых, различают воспитание в широком и узком смысле слова. В широком социальном — это целостный процесс передачи приобретенного опыта от старшего поколения младшему. Под опытом понимают известные человечеству знания, умения, средства мышления, межличностные и общественные отношения, — все, что было создано в процессе развития человечества.

В узком смысле воспитание рассматривается как процесс, протекающий в определенном учебно-воспитательном учреждении или в семье.

Воспитание в узком смысле трактуется с таких существенных позиций:

— Как деятельность (К.Д. Ушинский) — целенаправленная, разнообразна;

— Как процесс (Ю.К. Бабанський), что ведет к определенным изменениям;

— Как влияние, действие (Н.В. Кузьмина и др.)., Что вызывает внутренний отклик субъекту воспитания;

— Как целенаправленное взаимодействие (Ш. Амонашвили и др.)., Что воспроизводит процессы действия различных объектов друг на друга (педагогика сотрудничества именно так понимает воспитания);

— Как руководство развитием личности (В.В. Билорусова)

— Как процесс управления, под которым понимают взаимодействие субъектов педагогических отношений на основе единства разнообразных воздействий, целостного подхода и равных прав участников этого процесса (Р.И. Хмелюк и др..).

Итак, воспитание это:

а) процесс, ведущий к определенным изменениям;

б) целенаправленное управление и руководство развитием личности;

в) взаимодействие всех субъектов и объектов педагогического процесса;

г) развивающая деятельность.

Обучение — процесс целенаправленного управления познавательной деятельностью людей, в ходе которого осваиваются знания, умения, навыки, развиваются познавательные силы и творческие возможности, формируется мировоззрение.

Обучение — это технология образования, обучение отражает процессуальный сторону образования, в рамках которой взаимодействуют учитель и ученик. Теория обучения называется дидактикой.

Образование — это процесс и результат усвоения человеком знаний, умений, навыков и связанных с ними практических и познавательных средств деятельности. Образование способствует формированию мировоззрения, означает приобретение определенной суммы знаний из разных областей науки. Традиционно образование понимается как составная часть воспитания.

Все эти категории (воспитание, обучение, образование) между собой взаимосвязаны, взаимообусловлены и взаимосвязаны, но не тождественны, то есть находятся в диалектической взаимосвязи. Эти взгляды можно проиллюстрировать с помощью так называемой «педагогической матрешки», идея которой принадлежит российской исследовательницы В.С. Безруковий. Категории «воспитание», «образование», «обучение» соотносятся по принципу «матрешки»: маленькая матрешка — это обучение, средняя — образование, большая — воспитание. Представить их отдельно и описать возможно, но невозможно понять сущность одной, не рассмотрев других.

Проиллюстрировать названную зависимость можно с помощью логической схемы соотношения педагогических понятий.

За основу берем традиционный подход к определению содержания и объема определенных понятий, а именно:

— «воспитание», в широком его понимании, является наиболее общим понятием, охватывает все сферы процесса формирования личности;

— «образование» — относится к воспитанию как часть к целому; однако эта категория не является достаточно конкретным, чтобы пользоваться им в повседневной деятельности;

— «обучение» является ядром образования, главным путем ее приобретения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9188 — | 7394 — или читать все.

Читать еще:  Буклет роль семьи в воспитании ребенка
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector