221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Современные модели воспитания

ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

В узком смысле воспитание рассматривается как процесс целенаправленного и систематического воздействия субъекта воспитания на объект, для того чтобы привить ему качества, соответствующие воспитательным целям и задачам.

В зависимости от философской концепции, определяющей принципы и особенности систем воспитания, выделяются его различные модели. Философское осмысление воспитания раскрывает то общее, что характерно для практики воспитания разных стран, народов, цивилизаций и эпох.

1. Идеалистическая модель воспитания восходит к Платону. Его последователи рассматривали воспитание как создание для воспитуемых такой среды, благодаря которой заложенные в душе вечные и неизменные идеи достигли бы расцвета, что и должно было предопределить становление полноценной личности.

Современные последователи этой модели утверждают, что в основе воспитания должен лежать высокий интеллектуально-содержательный уровень взаимодействия воспитателя с воспитанником, который в результате этого взаимодействия овладевает достижениями человеческой культуры. Считается, что главное в воспитании – это самореализация личности воспитуемого, а мастерство воспитателя заключается в раскрытии глубинного потенциала души воспитуемого.

2. Реалистическая модель исходит из положений о необходимости передачи воспитуемому бесспорных знаний и опыта в препарированном виде, а истин и ценностей культуры – через разделение целостной реальности на предметное отображение с учетом возрастных возможностей учеников.

3. Материалистическая модель стремится максимально учитывать объективные обстоятельства, в которых протекает воспитательный процесс. Вместе с тем ею принижается роль знаний о самом человеке в ходе его воспитания, не признается его право на иррациональность в отдельных поступках и жизнедеятельности в целом.

4. Прагматическая модель в процессе воспитания воспитатель должен приучить воспитанника не к пассивному приспособлению к реальным условиям, а к активному поиску путей улучшения своего благополучия, вплоть до преобразования действительности в желаемом для себя направлении.

5. Антропоцентристкая модель опирается на понимание сущности человека как открытой системы, постоянно изменяющейся и обновляющейся одновременно с обновляющимся в процессе его активной деятельности окружающим миром. Процесс воспитания, согласно данной модели, не может быть ограничен нормами или ориентирован на идеал и, следовательно, не может иметь завершения. Процесс воспитания должен строиться так, чтобы воспитанник мог совершенствоваться во всем многообразии человеческой сущности.

6. Социетарная модель ориентирована на выполнение социального заказа как высшей ценности для той или иной группы людей, что предполагает соответствующий подбор содержания и средств воспитания в малых социальных группах (семья, референтная группа, школьный коллектив) и больших (общественные, политические, религиозные сообщества, нация, народ.

7. Гуманистическая модель стремится учитывать личностные и индивидуальные особенности воспитанника. Педагог должен принять воспитанника таким, каков он есть, помочь ему осознать цели развития (процесс самоактуализации человека) и способствовать их достижению (личностный рост).

8. Модель свободного воспитания направлена на формирование интересов у воспитуемых и создание условий для свободного выбора способов их удовлетворения, а также ценностей жизни. Ведущей целью такого воспитания является формирование личности, ценящей свободу и вместе с тем несущей ответственность за свою жизнь, за выбор духовных ценностей.

9. Технократическая модель основана на положении, согласно которому процесс воспитания должен быть строго направленным, управляемым и контролируемым, технологично организованным, а значит – воспроизводимым и приводящим к проектируемым результатам.

Общая характеристика моделей образования.В рамках образовательных парадигм возникают различные модели образования. В мировом образовательном процессе в настоящее время действуют четыре основных модели образования: традиционная, рационалистическая, гуманистическая (феноменологическая), неинституциональная. Дадим общую характеристику этим моделям.

1. Традиционная модель образования — это модель систематического академического образования как способа передачи молодому поколению универсальных элементов культуры прошлого и настоящего. Обучающийся рассматривается как объект, которому нужно передать систему обобщенных знаний, умений и навыков.

2. Рационалистическая модель образования во главу ставит не содержание образования, а эффективные способы усвоения обучающимися знаний. Эта модель отводит обучающимся сравнительно пассивную роль. Они, получая определенные знания, умения и навыки, приобретают адаптивный «поведенческий репертуар», необходимый для адекватного жизнеустройства в соответствии с социальными нормами, требованиями и ожиданиями общества. В рационалистической модели нет места таким явлениям, как творчество, самостоятельность, ответственность, индивидуальность.

3. Гуманистическая (феноменологическая) модель образования в центр образовательного процесса ставит личность обучающегося и его развитие как субъекта жизнедеятельности. Она ориентирована на развитие внутреннего мира обучающегося, на межличностное общение, диалог, на психолого-педагогическую поддержку в личностном росте.

Эта модель предполагает персональный характер обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся, уважительное отношение к их интересам и потребностям.

4. Неинституциональная модель образования ориентированная на его организацию вне социальных институтов, в частности образовательных институтов. Это образование на «природе», в условиях параллельных школ, с помощью системы Internet, дистанционное обучение, «открытые школы», «открытые университеты» и др.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Модели воспитания: базовые модели и основопологающие факторы

С первых дней рождения ребенка родители стремятся окружить его заботой и вниманием. Его кормят, одевают и, конечно, воспитывают.

Воспитание в широком смысле этого слова – передача накопленного жизненного опыта. Существует множество приемов и средств, которые помогают осуществлять этот процесс. Определяющим фактором при этом являются модели воспитания.

Философское осмысление жизни, которое формирует принципы и особенности системы взаимодействия, позволило зародиться моделям воспитания. Они дают ответ, почему процесс воспитания проходит так, а не иначе.

Рассмотрим некоторые базовые модели воспитания и их основополагающие факторы.

Идеализм

Ещё в Древней Греции Платон и его последователи предлагали создать идеальные условия для ребенка, чтобы с их помощью все лучшие качества и вечные идеи бытия, заложенные в его душе природой, достигли бы пика.

Главное предназначение воспитания, исходя из этой модели, заключается в том, чтобы помочь развивающейся душе открыть высший мир идей. А после воплотить полученные знания в личности молодого человека.

Приоритетное направление – приучить следовать доводам разума, который подчиняется влиянию сердца. То есть воспитание должно привести к переходу от природных инстинктов к высшему духовному предназначению.

Однако сочетание целей воспитания и способов их достижения по-разному воспринимались представителями модели.

Г. Песталоцци считал, что нужно научить ребенка понимать и принимать ценность самого себя.
Ф. Фебель предполагал, что духовная реальность определяет содержание и форму воспитания. Ребенка необходимо развивать так, чтобы его внутренний мир отражал все его действия, стремления и поступки. Все физическое существование должно быть наполнено одухотворенностью.
Гармоничное сочетание воли и этических идей, а также побуждение интереса ко всем проявлениям жизни И. Гербарт считал главными целями воспитания.
В настоящее время приверженцы данной модели полагают, что сотрудничество между взрослым и ребенком должно проходить на уровне интеллекта. Только в этом случае ребенок овладеет ценностями культуры.
Задача воспитателя при реализации данного направления состоит в раскрытии всех возможностей внутреннего мира ребенка.

Реализм

Особенность данной модели заключается в передаче опыта и знаний ребенку так, как он может понять и принять их сразу. Обязательно учитывается возраст и личностные предпочтения.

Воспитание должно естественно и непринужденно помогать узнавать мир, побуждая его к новым видам деятельности и правильному поведению.

Главным считается влияние на разум и действия. Эмоциональная сфера выступает второстепенным фактором в развитии.

Материализм

Модель, основополагающим фактором которой являются внешние условия и обстоятельства, влияющие на воспитание, называется материалистической.

Недостатками этой формы воспитания являются заниженные значения знаний о природе самого человека, а также неприятие всего того, чего нельзя объяснить с научной точки зрения.

Прагматизм

Эта модель предполагает, что цель воспитания — научить ребёнка совершать правильные поступки здесь и сейчас. Последователи данной модели уверенны, что воспитание не призвано готовить к будущему, оно обязано учить настоящему.

Ребенок должен уметь решать проблемы, которые возникают ежедневно. После приобретения нужного опыта в детстве, взрослый человек сможет добиться успеха во многих жизненных ситуациях.

Дети должны уметь использовать важные принципы и методы для решения сложных жизненных задач не только для того, чтобы стать активным членом общества, но и для того, чтобы служить в дальнейшем его преобразователем.

Следовательно, ребенку не стоит приспосабливаться к жизни, а нужно самостоятельно искать пути преодоления жизненных проблем.

Использование данной модели в чистом виде крайне нежелательно, так как она может привести к появлению взрослых прагматиков и индивидуалистов.

Антропоцентризм

Эта философия справедливо предполагает преображение и обновление человеческой сущности в связи с бурными изменениями окружающего мира. Процесс воспитания не ограничен какими-либо нормами и не имеет идеала, поэтому является постоянным, не имеющим завершения.

Читать еще:  Как правильно воспитать мальчика

Предусматривает образование среды, которая будет максимально благоприятной для развивающейся личности.

Задача воспитателя – помочь ребенку развиваться самостоятельно, проявляя индивидуальность, совершенствуясь в творчестве и так далее.

Социум

Методика считает нормой ориентир на социальный заказ общества, который является наивысшей ценностью.

Модели и стили воспитания характеризуют взаимоотношения между человеком, занимающимся воспитанием и образованием, и ребенком. Рассмотрим основные подходы к воспитанию, которые поясняют текущий воспитательный процесс.

Гуманизм

Гуманистическая модель позволяет раскрыть особенности ребенка, сформировать интересы и активную жизненную позицию. Основная цель гуманистического стиля — воспитать свободного человека, способного отвечать за собственную жизнь и поступки, а также умеющего сделать правильный выбор жизненных принципов и ценностей.

Воспитательный процесс должен помочь принять ребенка таким, каков он есть, оказывая помощь, не навязывая свою точку зрения.

Гуманистическая модель воспитания популярна в образовательном процессе всего мира. Она завоевывает все большую популярность у нас в стране, где идёт активный пересмотр сложившейся в ней ранее парадигмы.

Свобода выбора

Демократическая модель, которая направлена на создание условий для самостоятельного выбора жизненных целей и собственной позиции. Дети должны четко осознавать, что они несут ответственность за свою жизнь.

Последователи этой модели считают, что развиваться личность может тогда, когда имеет свободу выбора, сделать который может только критически мыслящий человек, понимающий социальную среду. Задача воспитателя — помочь ребенку понять собственные потребности и проявление своего «я», общество, которое его окружает. Научить правильному поведению в определенных ситуациях.

Авторитарность

В советское время была популярна авторитарная модель. В изменённом и упрощённом виде она используется и сегодня.

Цель воспитания по этой модели – четкое и безоговорочное управление ребенком, подавление его естественных желаний, навязывание собственного видения мира.

С помощью угроз, запретов и приказаний предполагается воздействовать на личность.

Нежизнеспособность данной модели очевидна.

Моделирующая деятельность

Выбор модели воспитания – важная составляющая всего воспитательного процесса, который предусматривает всестороннее и гармоничное развитие личности. А оно невозможно без понимания своего места не только в обществе, но и в окружающем мире.

С самого рождения маленький человек начинает чувствовать, видеть и наслаждаться окружающей его природой. Познавая её, он учится жить в гармонии с самим собой и другими людьми.

Инновационный метод моделирования позволяет облегчить процесс познания. Основой данного метода является принцип замены настоящего предмета или явления другим, раскрывающим сущность скрытых явлений.

Процесс моделирования, а также использование моделей являются важной составляющей экологического воспитания.

Эффективны в обучении предметные модели, которые копируют внешний вид и основные характеристики объектов или явлений. В качестве примера можно привести аквариум. С помощью этой модели воспроизводится жизнь рыбок в водоемах. Обычная игрушечная рыбка – тоже предметная модель, которая расскажет детям о внешнем виде рыб.

С детьми дошкольного возраста эффективной для обучения является географическая модель – календарь природы. С помощью него детям показывают регулярно сменяющиеся явления в природе.

Календарь природы играет большую роль в экологическом воспитании детей. Ведь с его использованием познание явлений природы происходит дважды: в момент создания модели и в период её использования на занятиях.

Демонстрировать модели можно на различных стадиях урока. Однако особо эффективным будет их применение на занятиях по обобщению и систематизации.

Запреты и наказания

Родители имеют ясное понятие о том, можно делать ребенку, а что находится под категорическим запретом.

Точки зрения на природу запретов разнятся. Насколько часто нужно запрещать детям что-либо, в каком виде должны преподноситься запреты и какими они должны быть – вот неполный перечень вопросов, которые волнуют матерей и отцов.

Многие родители не всегда понимают сущность моделей воспитания. Например, изучив теоретические составляющие какой-либо модели, они уверенны, что используют её. Однако на практике реализуют другую или комбинируют несколько видов.

Важно отметить тот факт, что не существует идеальных моделей, которые бы служили панацеей от всех проблем в воспитании. Многие из них вызывают противоречивые отклики. Некоторые можно использовать только в комплексе.

Рассмотрим основные модели воспитания, используемые в семейном воспитании.

«Узкий коридор»

Вся жизнь ребенка подчинена жесткому регламенту. Его поведение находится под строгим контролем.

Многие родители, действуя в интересах ребенка, могут использовать ситуацию «узкого коридора» (постоянный контроль и запреты) в качестве временной меры воздействия. Например, при подготовке к важным экзаменам заниматься необходимо исключительно учебой.

Если ребенок эмоционально силен, то с помощью этой модели есть все шансы вырастить дисциплинированного и ответственного человека, требовательного к себе. Однако она может и сломать неокрепшую психику детей. В результате чего они вырастают бездеятельными, не способными самостоятельно принимать решения.

Эффективность использования этой модели зависит от взрослых. Чаще всего применение метода «узкого коридора» обычными родителями, не имеющими специальной подготовки, заканчивается зарождением страха перед жизненными трудностями, а не закаляет характер.

Этот метод применяют в работе с трудными подростками или в переломные этапы жизни детей, когда иные средства воздействия не оказали должного эффекта.

Дети с самого раннего возраста пытаются манипулировать взрослыми, проверяя границы дозволенного. В таких ситуациях родители должны показать свою лидирующую позицию, проявить твердость в принятых решениях. В этом случае кратковременное использование модели «узкий коридор» тоже будет продуктивной.

Однако многие родители неосознанно используют эту методику только в качестве карательных мероприятий, когда ребенок окружен одними запретами и наказаниями, причем достаточно строгими. Взрослые путают понятия дисциплина и беспрекословное подчинение.

Безусловно, данная модель воспитания вызывает множество споров. Её эффективность бесспорна, если область применения временная или вынужденная. Использовать модель «узкого коридора» в чистом виде недопустимо.

«Педагогическая шизофрения»

Интересная модель, которую, к сожалению, неосознанно используют во многих современных семьях. Предусматривает многочисленные запреты, выполнять которые совершенно необязательно, потому что никаких последствий за непослушание у ребенка не будет.

Мама просит не бегать на площадке, а малыш не обращает на ее просьбы никакого внимания. Мама, вместо того, чтобы настоять на своем, лишь горько вздыхает. Отец просит подойти к нему, угрожая наказанием, если этого не произойдет, а ребенок продолжает играть. Естественно, никакого наказания он не получит.

Дети, которых воспитывают так, ощущают полную безнаказанность. Детская психика воспринимает подобные запреты своеобразно. Делать многие вещи, конечно, нельзя, но если перестать слушаться родителей, то можно.

На определенном этапе такого воспитания у родителей все-таки сдают нервы, и они могут ударить, накричать, отобрать. Однако всплеск эмоций проходит, и все становится на свои места.

Естественно, что после такого воспитания вырастет хитрый, изворотливый и наглый потребитель.

«Естественное воспитание»

Приверженцы этой модели считают, что ребенку в момент взросления необходимо предоставить полную свободу действия, исключив всевозможные запреты и наказания.

Несмотря на то, что методика граничит с вседозволенностью, применение ее элементов вполне допустимо. Например, если дитя отчаянно сопротивляется надевать шапку зимой, ему разрешают поступить так, как он хочет. Однако через несколько часов пребывания на холоде он попросту замерзнет. Следовательно, ребенок начинает понимать, что родителей нужно слушаться не потому, что они хотят испортить ему жизнь, а потому что взрослые стремятся помочь и показать истинные проявления жизни.

При грамотном подходе взрослых ребенок вырастет в такой семье уверенным в себе, способным к принятию самостоятельных решений. Однако в школе он может столкнуться с рядом трудностей. Например, он искренне будет поражен, когда ему запретят выйти из класса тогда, когда ему захочется.

«Просторный дом»

Популярная и действенная модель воспитания. Ребенку предоставлена свобода действий, однако существует список четких запретов, который известен малышу. Растущий человек не должен выходить за рамки дозволенного, при этом может выбирать способы взаимодействия с окружающим миром самостоятельно.

В такой семье все члены относятся друг к другу с уважением и пониманием. Семейные ценности – важное и непоколебимое понятие. Обязательно наличие идеала, к которому нужно стремиться. Родители прививают детям стремление к постоянному развитию, лидерству, умению анализировать свои поступки.

Выбор модели

Большинство моделей воспитания не предусматривают употребление их в чистом виде. Многие родители, причем часто неосознанно, используют их комбинацию. К тому же педагогическая наука еще не изобрела такой модели воспитания, которая безоговорочно подошла бы определенной семье, конкретному ребенку. При выборе методов воздействия родители и воспитатели должны учитывать особенности детей, их уровень развития и склонности.

Читать еще:  Современная парадигма воспитания кратко

Современные модели воспитания

Историко-культурный анализ обнаруживает существование в опыте человечества нескольких основных моделейвоспитания, которые существуют и сегодня. Условно их можно разделить на: традиционные, социально-адаптирующие (к которым относятся государственно-политическая и функционально-ролевая), педоцентрические, диалоговые.

Весьма продуктивной в воспитательном плане во все времена остается традиционная модель, в которой педагогические отношения строятся на основе семейных, национальных, клановых, сословных традиций. Ведущим фактором здесь выступает воспроизведение принципов жизни и ценностей определенной социальной общности. Смыслом воспитательной деятельности становятся их трансляция потомству, приобщение к эталонным образцам поведения и отношений, сложившихся на протяжении длительного времени. Ярким примером такой модели служат многообразные варианты национального и религиозного воспитания, системы воспитания рыцарей и самураев, различные виды духовных практик.

Для традиционной модели характерны связи по принципу «отцы-дети», основанные на разнице в возрасте, опыте, направленные на воспроизведение нормативных образцов поведения. Традиционная модель продуктивна там и тогда, где и когда в социуме сильны национальные, семейные, религиозные, социально-груп­повые традиции и существуют устойчивые механизмы «консерва­ции» моделей деятельности.

В государственно-политической модели развитие и существо­вание воспитательных систем подчинены в первую очередь поли­тическим, идеологическим идеалам, целям, принципам. В этом случае все элементы социума становятся средством претворения в жизнь социально-политических идей и замыслов государства. Сюда относятся наука, искусство, институт учительства, средства массо­вой информации и т.д. Государственно-политическая модель тре­бует некоего стандарта и усредненности в результатах воспитания. Причем «сверху» для воспитанников иногда задаются довольно высокие личностные параметры. Достаточно вспомнить систему подготовки юношества в Спарте или целевые педагогические ори­ентиры любого тоталитарного государства.

В государственно-политической модели в качестве ведущих вы­ступают связи, способствующие воспроизводству определенных убеждений или веры. Этот вариант воспитания способен дать ре­зультат, направленный на процветание государства, на рост его политического, экономического, военного потенциала, посколь­ку образовательно-воспитательная система концентрирует, вво­дит в резонанс усилия огромных масс людей в едином устрем­лении.

В такой модели сильны и всегда достаточно хорошо отработа­ны механизмы социально-психологического воздействия на раз­личные слои населения, в том числе и на молодежь. В крайних проявлениях это могут дать примеры слепого фанатизма, беспре­кословного подчинения и некритического принятия предлагае­мых «сверху» знаний, взглядов, опыта, деятельности, оценочных суждений.

Функционально-ролевая модель.Внутри организации или учреждения (школа, гимназия, детская общественная организация, армия, неформальное объеди­нение и др.) в центре воспитательной работы могут находиться функционально-ролевые интересы. В этом случае воспитательная деятельность будет регламентироваться внутренними уставами, нор­мативами, правилами. Для функционально-ролевой модели ха­рактерна четкая методическая инструментовка, обеспечивающая прогностическое построение необходимых компонентов воспита­тельной системы. В ней доминируют общественные интересы. Люди в первую очередь рассматриваются как носители определенных ролевых обязанностей (общественных функций).

Педоцентрическая модель воспитания.Противоположная по смыслу социально-адаптирующей мо­дели педоцентрическая модель ставит в центр воспитательной ситуации ребенка, а все параметры педагогического процесса исходят из индивидуальных особенностей воспитанника, его интересов и потребностей. В этом случае воспитатель создает мак­симально благоприятные условия для самовыражения, самораз­вития внутренних сил ребенка. Данной модели соответствует понятие «свободное воспитание». Ж.Ж.Руссо, Л.Н.Толстой, К.Н.Вентцель, Дж.Дьюи, А.Нейлл в разные эпохи, в разных странах предпринимали попытки органи­зации такой педагогической системы, где бы воспитанник был центральной точкой отсчета при отборе содержания, средств, форм, методов работы. Но поскольку государственная система массового обучения не может быть модифицирована с учетом осо­бенностей и потребностей каждого человека, педоцентрическая модель существует в педагогической культуре в штучных, ориги­нальных вариантах, не поддающихся регламентации и не перено­симых на другие ситуации. В основе такой модели заложена лю­бовь к ребенку. В воспитательной деятельности фактически еже­минутно воспроизводится его право на самореализацию, сохранение личности, развитие индивидуальности.

Характерно, что в истории педагогики не было ни одной до конца удачной попытки практически организовать систему воспитания на данной основе на длительный срок. Были либо прекращение экспе­римента в силу социально-исторических причин (Яснополянская шко­ла), либо осознание автором противоречивости своих подходов (Ж.Ж.Руссо), либо социальная невостребованность идей (К.Н. Вент­цель). Свободное воспитание как массовая модель, вероятно, и не может существовать, хотя в любом обществе идеи педоцентризма, как правило, порождают волну альтернативных образовательных дви­жений.

Диалоговая модель воспитания.В диалоговой модели основу составляют человеческие связи, возникающие в системе «педагог—воспитанник». Определяющую роль играют отношения сотрудничества, сотворчества, имеющие межличностный характер. Ситуация воспитания развивается, исходя из совместных интересов и потребностей обеих сторон. В диалоговой модели человек всегда понимается как цель и никогда — как средство, в чем и реализуется подлинно педагоги­ческий смысл взаимодействия старших и младших поколений не­зависимо от типа учреждения, где это взаимодействие происхо­дит.

Данный вариант предполагает высокую гуманистическую куль­туру всех участников воспитательной ситуации, что дает возмож­ность совместного построения и преобразования компонентов педагогического процесса. Модель обеспечивает одновременное развитие, самосовершенствование, самореализацию как воспи­танников. Диалоговая модель, основанная на ценностно-смысловом равенстве педагога и воспитанников, по существу, только начинает складываться на историко-педагогическом пространстве. Одной из реализованных форм ее существования можно считать феномен новаторской педагогики.

9. Социальная сущность воспитания. Основные направления воспитания: умственное, физическое, нравственное, трудовое, эстетическое.

Категория «воспитание» — одна из основных в педагогике. Существует много различных подходов к рассмотрению этой категории. Понятие «воспитание»имеет много значений. Его можно понимать в широком и узком смысле, рассматривать в аспектах общественного явления, деятельности, процесса, социального института, системы и т.д.

Если понимать воспитание в широком социальномсмысле, то его фактически можно отождествить с социализацией. Социализация воспринимается в данном контексте как развитие человека в онтогенезе (индивидуальном развитии) в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. В широком педагогическом смысле воспитание – целенаправленный процесс, который осуществляется системой учебно-воспитательных учреждений.

В узком педагогическом смысле воспитание, во-первых, можно толковать как воспитательную работу, целью которой является формирование системы определенных взглядов и убеждений, а во-вторых, как решение воспитательных задач.

Воспитание –целенаправленный и организованный процесс формирования личности, целенаправленное создание условий для разностороннего развития и саморазвития человека, руководство (управление) процессом формирования и развития личности, передачи общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду;

функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни, специально организованный и управляемый процесс формирования человека, передачи общественно исторического опыта новым поколениям (Е.С. Рапацевич);

подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом; целенаправленное воздействие на человека с целью формирования у него определенных ценностных ориентаций, принципов поведения, систем оценок, отношения к себе, другим людям, труду, обществу, миру (И.Ф. Харламов);

специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего его духовной сферы (В.С. Селиванов);

целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, подростка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека.

Современная педагогика исходит из того, что процесс воспитания представляет собой не прямое воздействие на воспитанника (как традиционно считалось), а социальное взаимодействие различных субъектов: конкретных людей, микрогрупп и коллективов, социальных институтов.

Взаимодействие воспитателей и воспитанников представляет собой обмен информацией, способами деятельности и общения, ценностными ориентациями, социальными установками, отбор и усвоение которых носит добровольный и избирательный характер. Такое взаимодействие в значительной мере социально дифференцированно, индивидуализировано и вариативно. В целом взаимодействие воспитателей и воспитанников и его воспитательная эффективность определяется тем, какие личности в нём участвуют, в какой мере они сами ощущают себя личностями и видят личность в каждом, с кем общаются.

Современное воспитание направлено на формирование у личности, с одной стороны, нравственно-мировоззренческой устойчивости, с другой – гибкости. В быстроизменяющемся мире человек может жить и эффективно действовать, обладая высокой психологической гибкостью. Ему необходима способность получать и усваивать новую информацию, адаптироваться к переменам как в обществе, так и в своей собственной судьбе. В то же время человеку необходимо иметь определенный внутренний стержень, мировоззрение, убеждения, иначе при каждом изменении развития общества, индивидуального жизненного пути у человека могут проявиться невротическая реакция, дезадаптация, дезинтеграция личности, вплоть до её распада.

Содержание и характер взаимодействия общества, групп, личностей в процессе воспитания обусловлены социальными ценностями, идеологией. Идеи, представления данного общества определяют жизнедеятельность групп и коллективов, а в конечном счете отношения людей к миру и к самим себе.

Взаимодействие государства с институтами воспитания (семьей, образовательными учреждениями, общественными организациями, учреждениями культуры, средствами массовой коммуникации) зависят от особенностей конкретной социально-политической системы и государственной политики в сфере воспитания. Социально-экономическая политика государства объективно определяет престиж воспитания.

Читать еще:  Как воспитать мужчину из маленького сына

Взаимодействие между институтами воспитания выражается во взаимодополнении в процессе воспитания различных возрастных и социальных групп людей. Например, школа обеспечивает необходимый минимум воспитания всех детей, подростков и юношей; детские и юношеские организации дополняют его развитием общественной активности; учреждения НПО и СПО обеспечивают профессиональную подготовку; внешкольные учреждения создают дополнительные условия для удовлетворения индивидуальных интересов и развития творческих задатков.

Отсутствие между институтами воспитания четкой системы связей делает процесс воспитания дискретным (прерывным), в отличие от непрерывности процесса социализации. Это приводит к неоднозначности и относительной противоречивости воспитывающих влияний на человека в каждом конкретном случае.

Воспитание и обучение в совокупности обеспечивают готовность личности к удовлетворению личностных интересов (образование, семейное положение, карьера, творческая состоятельность, достижения в профессиональной сфере деятельности и пр.), а также к выполнению социальных и профессиональных ролей – самореализации.

Таким образом, воспитание – это конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным уровнем общества и государства.

Существуютследующие основные направления воспитания: умственное, физическое, нравственное, трудовое, эстетическое.

Рассмотрим эти направления.

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя.

Физическое воспитание заключается в правильном физическом развитии, тренировке двигательных навыков и вестибулярного аппарата, выполнении различных процедур закаливания организма, а также воспитание силы воли и характера; направлено на повышение работоспособности человека.

Нравственное воспитание – одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе. Нравственность – термин, употребляющийся, как правило, в качестве синонима термину «мораль», реже – «этика». Русское слово «нравственность» этимологически восходит к слову «нрав» (характер). Нравыже в данном случае – это устоявшиеся в данном сообществе нормы поведения. Мораль – общая ценностная основа культуры, направляющая человеческую активность на утверждение самоценности личности, равенства людей в их стремлении к достойной счастливой жизни. Мораль представляет собой единство двух характеристик: выражает потребность и способность людей объединяться и жить мирной совместной жизнью по законам обязательным для всех; основывается на автономии человеческого духа (свободный выбор личности, ее самоутверждение). Сущность морали воплощена в одной из самых древних моральных заповедей – «золотого правила нравственности»: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Нормы морали зафиксированы в заповедях, принципах общегуманистического характера: «не убий», «не лги», «не кради». Основные категории морали: добро, долг, совесть. Добро выражает нацеленность морали на идеал человечности, долг – ее императивный характер, совесть – интимно-личностную природу.

Трудовое воспитание – это развитие и подготовка добросовестного, ответственного и творческого отношения к различным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.

Эстетическое воспитание – это развитие эстетического отношения к действительности, предполагающего наличие у человека способности воспринимать прекрасное.

Модели воспитания в современном мире

Критерии уровня воспитанности личности.

Под воспитанностью понимается комплексное свойство личности, определяющее сформированность ее качеств.

Диагностика воспитанности – это процесс выявления уровня воспитанности личности, особенностей проявления ее качеств.

Критерии воспитанности – это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности (коллектива). Оформляются они обычно в виде шкалы наименований.

Критерии воспитанности условно можно подразделить:

на «жесткие» – важные статистические показатели, в комплексе характеризующие общий уровень воспитанности молодежи;

«мягкие» – для характеристики школьного воспитания, помогают получить общее представление о ходе и результатах воспитательного процесса, но не дают возможности проникать вглубь.

Можно выделить две группы критериев воспитанности:

содержательные – связаны с выделением адекватных изучаемому качеству показателей;

оценочные – с возможностью более или менее точной фиксации интенсивности проявления диагностируемого качества.

общие критерии для диагностики конечных результатов достигнутого уровня воспитанности личности или коллектива;

частные критерии – для анализа промежуточных результатов, связанных с выработкой

Среди множества подходов к определению воспитанности можно выделить следующие:

1) показателем воспитанности является направленность (первый подход – это направленность «на объект», «на других людей», «на себя»; второй – выделение положительной — на добро, созидание — и отрицательной — на зло, разрушение — направленности);

2) показателем воспитанности является наличие социально значимых качеств личности. Набор этих качеств может быть различным в зависимости от модели выпускника конкретного учебного заведения. В качестве ведущих ориентиров можно выделить отношение к высшим ценностям: к человеку, труду, школе, прекрасному, природе, к самому себе.

3) показателями, определяемые на основе структуры личности: мотивы поведения воспитанника; знание воспитанниками в соответствии с их возрастом норм и правил поведения; сформированность умений и навыков поведения в соответствии с возрастом воспитанника; в целом, поведение воспитанников.

Традиционная модель — предпринимает передачу молодому поколению культуры прошлого в виде знаний, изменений навыков.

Модель развивающего образования — где цель не педагогика культуры, а развитие личности. Развитие — качество и количество изменений. ЗАР — Зона Актуального Развития. ЗБР — Зона Ближайшего Развития. Развивает только ЗБР.

Рационалистическая модель образования — тип американской школы — направление на передачу только тех культурных ценностей, которые помогают безболезненно существовать в обществе

Модели воспитания — стабильные отношения между старшими и младшими, где активная воспитывающая роль принадлежит старшим. Наиболее распространенные модели воспитания детей — «Педагогическая шизофрения», «Железные рукавицы», «Поле свободы» и «Просторный дом».

Модель «Железные рукавицы».Большое количество запретов, все нельзя — и за нарушения сразу наказания.

Из сильного ребенка в такой модели воспитывают воинов — строгих к себе и дисциплинированных. Чаще воспитывается страх и бездеятельность. Нужно учесть, что запреты может быть не явными, а скрытыми, а наказание через формирование чувства вины. Смотри модель «Пожалуйста, не серди маму»

Модель «Педагогическая шизофрения» — это большое количество как будто строгих запретов, но запретов таких, которые на самом деле можно нарушать. Когда за это будешь наказан — неизвестно.

Мама кричит: «Здесь нельзя бегать, не бегай!», но ребенок после этого продолжает бегать, а мама только вздыхает.

Образно — ребенок в тумане, где его со всех сторон окружают стесняющие веши и стены, но через которые можно прорываться. Они кажутся, что есть, они пугают — но если протянуть руку или пройти сквозь них — их нет.

Активные и сообразительные дети используют это как поле для маневров и учатся активно хитрить. У менее сообразительных детей — полная дезориентация, что можно и что нельзя, формируется низкая самооценка и воспитывается неуважение к запретам.

В модели воспитания «Просторный дом» запретов мало, но они четко обозначается и соблюдаются жестко. Нельзя — значит нельзя всегда. При этом не обязательно сразу идет жесткое наказание за нарушение — могут быть и предупреждения, и разъяснения, и добрые разговоры. Что-то может быть и прощено, но направление воспитательной политики определенно: то, что нельзя, то нельзя действительно. Как стены в доме. Стена не пускает не потому что она злая, а просто потому что она тут стоит. Такой порядок. При этом пространство свободы — большое, стены запретов не душат, есть возможности играть, пробовать, баловаться.

Одна из самых удачных воспитательных моделей. Плюсы: хорошая возможность для самореализации позитивного потенциала ребенка. При этом есть минусы — в игре, все все весело и свободно, воспитывается отношение, на равных, а там, где старшие проявляют свою власть — власть проявляется негативно. В результате формируется установка: «Всякое принуждение — зло». «Воспитание — всегда нечто противное». У детей с негативизмом часто возникает видение «Жизнь прекрасна, но родители мешают» и негативизм к родителям.

«Поле свободы». Чем меньше запретов, тем лучше

Свободное воспитание живет следующими идеями:

· Дети рождаются свободными существами, и главная задача взрослых — воспитывая ребенка без принуждения, помочь ему сохранить его свободу.

· Дети сами тянутся к лучшему, если им создать благоприятные условия.

· Ребенок не должен чувствовать унижения, заставления и принуждения.

· Освободите ребенка от того, что ему не нужно.

· Выбор своего жизненного пути — естественное право самого воспитанника.

Дата добавления: 2015-04-24 ; Просмотров: 2909 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector