221madou.ru

Мама и Я
29 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Современные направления воспитания

Основные направления воспитания

Человеку присуще стремление к счастью и свободе. Поэтому общественный идеал личности всегда связан с этими понятиями. Философия дает ответы на вопросы о сущности этих категорий, но единого учения о них нет. Так, древние философы считали, что целью воспитания должно быть формирование гармоничного развития личности, центральными качествами которой является мудрость, здоровье, благородство. Гармоничное развитие духовных и физических способностей человека, в котором древние отдавали предпочтение духовному, составляло цель воспитания. Ее достижению служило обучение детей, которое развивало зрение и слух, пластичность тела, способность рассуждать и т.п. Культ красоты, гармонии во всем, царившей в Древней Греции, был основой идеи гармонии физических и духовных качеств, совпадающей с понятием добра как цели воспитания.

В средние века господствовала идея подчинения и служения человека Богу. Воспитание должно сформировать такую личность, которая все свои мысли и дела посвятила бы служению Господу и подготовке к вечной жизни на небесах после перехода в другой мир.

В эпоху Возрождения поэты и художники вновь обращаются к идее человека, возвышению его роли в обществе. В этот период наблюдается возвращение к идее гармоничного развития личности, которая в философско-педагогическом варианте была сформулирована К. Марксом. Он раскрыл суть буржуазных общественно-экономических отношений и проанализировал место личности в капиталистическом обществе. В дальнейшем учение о всестороннем развитии личности было развито советскими педагогами (Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, В.С. Сухомлинский и др.).

Необходимость всестороннего и гармоничного развития личности обосновывается тем, что в эпоху интенсивного развития промышленности, периодически повторяющихся кризисов в экономике всестороннее развитие личности становиться не благим пожеланием, а объективной потребностью. С одной стороны, эта необходимость обусловлена высокими требованиями технико-экономического развития к личностным качествам человека, а с другой – потребностью человека во всестороннем развитии своих задатков с целью приспособления в условиях общественных отношений. Личностно-психологической основой этой цели является естественное стремление человека к совершенствованию.

В целях гармоничного и всестороннего развития личности сформировались такие направления воспитательной работы, как: умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, гражданское, экономическое, правовое, интернациональное воспитание.

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и самого себя. Оно предполагает:

· развитие силы воли, памяти и мышления как основных условий познавательного и образовательного процесса.

· формирование культуры учебного и интеллектуального труда;

· стимулирования интереса к работе с книгой и новым информационным технологиям;

· развитие личностных качеств – самостоятельности, широты кругозора, способности к творчеству.

Теоретическую основу нравственного воспитания составляет этика. В качестве основных задач этического воспитания выделяют:

· накопление нравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения;

· разумное использование свободного времени и развития нравственных качеств личности.

В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы как убеждение и личный пример, совет, пожелание и одобрительный отзыв, положительная оценка действий и поступков, общественное признание достижений и достоинств человека.

Главными задачами трудового воспитания являются развитие добросовестного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.

Целью эстетическоговоспитания является развитие эстетических отношений к действительности, которые предполагают способность к эмоциональному восприятию прекрасного, что обязывает человека привносить эстетическое в личную жизнь и жизнь окружающих, в быт, профессиональную деятельность, в социальный ландшафт. В процессе этого воспитания используют художественные и литературные произведения, музыку, искусство, кино, театр, народный фольклор.

Основными задачами физическоговоспитания являются: правильное физическое развитие, тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата, различные процедуры закаливания организма, а так же воспитание силы воли и характера, направленное на повышение работоспособности человека.

Гражданское воспитание предполагает формирование у человека ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу и Отечеству. Гражданин должен добросовестно выполнять не только конституционные законы, но и профессиональные обязанности, вносить свой вклад в процветание страны.

Экономическое воспитание – это система мер, направленная на развитие мышления современного человека в масштабах своей семьи, производства, всей страны. Данный процесс, предполагает не только формирование деловых качеств – бережливости, предприимчивости, расчетливости, но и накопление знаний, касающихся проблем собственности, систем хозяйствования, экономической рентабельности, налогового обложения.

Правовое воспитание предполагает знание своих прав и обязанностей и ответственность за их несоблюдение. Оно ориентировано на воспитание уважительного отношения к законам и Конституции.

Интернациональноевоспитание предполагает привитие человеку высокой культуры межнационального общения; выработку гуманных, высоконравственных, справедливых отношений между людьми независимо от цвета кожи, языка, обычаев и места проживания. Данный вид воспитания обусловлен ростом в обществе националистических и ксенофобских настроений, особенно в молодежной среде, что представляет реальную угрозу единству российского государства, безопасности общества, а также каждого человека, проживающего в нашей стране. Поддержка агрессивного национализма и расизма — прямой путь к развалу РФ, созданию условий для того, чтобы в стране началась гражданская война. В этих условиях особое значение приобретает не только формирование в молодежной среде толерантности, но и воспитание молодежи в духе интернационализма. Если толерантность означает терпимость в отношении тех, кто непохож на нас, отсутствие в отношении них агрессивных намерений, способность терпеть их рядом с собой, не обращая внимание на различия, то интернационализм является иной качественной ступенью мировоззрения. Суть интернационализма — в уважении культуры и истории других народов, понимании их проблем, стремлении помочь этим народам в решении данных проблем, способности использовать их уникальный опыт в интересах собственного народа – так как любая озлобленность может породить только такую же или даже большую озлобленностью.

Одни и те же воспитательные задачи могут быть решены разными способами. Эффективность решения зависит от множества факторов, но основные из них:

· логика совокупного применения методов, приемов и воспитательных средств;

· индивидуально-личностные особенности воспитанника и воспитателя;

· условия и обстоятельства, в которых осуществляется воспитательный акт.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Направления воспитания (нравственное, эстетическое, физическое, трудовое), современные проблемы и подходы к воспитательной работы в школе

Содержание воспитания раскрывается через систему задач воспитательного процесса, реализуемых в определённых направлениях воспитания:

· умственное воспит-е (развитие интеллектуальных способностей человека, интеллектуальной культуры личности, навыков мыслительной деятельности; это целенаправленное обучение);

· нравственное воспит-е (связано с накоплением нравственного опыта, знаний о правилах поведения; с развитием нравственных качеств личности);

· трудовое воспитание (связано с развитием добросовестного отношения к различным видам труда);

· эстетическое воспит-е (развитие эстетич-ого отношения к действительности, формирование чувства прекрасного, стремления привнести его в жизнь);

· физическое воспит-е (физическое развитие, двигательные навыки, воля и характер);

· гражданское воспитание (ответственное отношение к семье, обществу, планете);

· экономическое воспитание (направлено на формирование экономического мышления, деловых качеств, предприимчивости);

· экологическое воспит-е (гуманное отношение к окружающей среде: бережное отношение к природе, ресурсам и т.п.);

· правовое воспит-е (знание своих прав, обязанностей, ответственность за их несоблюдение, воспитание уважительного отношения к законам и правам).

Основная задача воспитания – формирование гармонично развитой личности.

Духовно-нравственное воспитание:

Идея о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалась в педагогике с давних времён. Я.А. Коменский в трактате «Наставление нравов» приводит высказывание Сенеки: «Научись сначала добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Песталоцци (швейцарск. педагог) нравственное воспитание считал главной задачей детских воспитательных учреждений, т.к. только оно формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям.

Таким образом, они считали, что воспитательную задачу можно выразить одним словом – нравственность.

В качестве синонима этого слова часто употребляется термин «мораль». Но в то же время, формирование нравственности или нравственное воспитание личности связано и с их неукоснительным соблюдением.

Содержание воспитательной работы по нравственному формированию учащихся:

*отношение к Родине;

* отношение к другим людям;

* отношение к себе.

Читать еще:  Как воспитывать ребенка 7 лет

Нравственные принципы и правила выступают как система требований общества к личности. Как правило, выполнение нравственных норм зависит от сознательности личности, от её внутреннего стремления к их соблюдению.

Нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения.

Макаренко большое значение придавал «поступку наедине с собой», т.е. тому, как ведёт себя воспитанник в отсутствии других людей, когда не испытывает контроля. Чтобы выработать необходимые личностные качества, необходимо формировать у учащихся соответствующую потребностно-познавательную деятельность по овладению нормами и правилами нравственности, развивать их взгляды и убеждения, вырабатывать навыки и привычки поведения, укреплять волевые свойства.

Эстетическое воспитание:

Понятие эстет-ое воспит-е связано с термином «эстетика», обозначающим науку о прекрасном. В общем плане эстет-ое воспти-е обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Сущность эстет-ого восп-я состоит в формировании у учащихся. Воспитуемых способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработке эстетических понятий, вкусов и идеалов, в развитии творческих задатков и дарований в области искусства.

Эстетич-ое воспит-е осуществляется с помощью искусства, поэтому необходимо приобщать учащихся к литературе, музыке, изобразительному искусству (в школьной программе есть соответствующие предметы).

Важно формирование у учащихся понимания искусства, умения выражать свои суждения по вопросам художественного отражения действительности. Важно также формирование высоких художественных вкусов, связанных с восприятием и переживанием прекрасного, приобщением к художественному творчеству, развитие склонностей и способностей к музыке, изобразительному и литературному искусству.

Физическое воспитание:

Понятие физическое воспитание можно сравнить с понятием физическое развитие. Физическое развитие включает в себя те качественные изменения, которые происходят в укреплении и совершенствовании физических сил человека, а также его здоровья под влиянием средовых воздействий и специально организованного воспитания.

Физическое воспитание наряду с осуществлением физического развития призвано возбуждать у воспитанников потребность и интерес к занятиям физической культурой и спортом, способствовать глубокому осмыслению психофизиологических основ физического развития и укрепления здоровья, а также создавать условия для повышения влияния последних на умственное, нравственное и эстетическое воспитание.

Трудовое воспитание:

Трудовое воспитание – процесс формирования у воспитанников трудолюбия, аккуратности, добросовестности в выполняемой работе, стремления к достижению более высоких результатов, проявлению инициативы, творчества, товарищеской взаимопомощи, умения доводить дело до конца, чувства ответственности за свои действия и т.п.

Современные подходы к воспитательной работе (концепции воспитания):

ü концепция системного построения процесса воспитания (Новикова, Селиванов): понятие воспитания здесь как целенаправленного управляемого процесса развития личности; применяются личностный, дифференцированный и гуманистический подходы;

ü системно-ролевая теория формирования личности ребёнка (Таланчук): воспитание – ролевое формирование личности в обществе. Человек должен найти своё место в разных сферах жизни (в семье, на работе и т.п.). Основная задача воспитания здесь –это формирование личности, полноценно выполняющей свои роли;

ü воспитание ребёнка как человека культуры (Бондаревская): воспитание – процесс педагогической помощи ребёнку в его становлении; цель – воспитание ребёнка в культурных традициях;

ü педагогическая поддержка ребёнка и процесса его развития (Газман): обучение – передача и усвоение знаний; помощь детям в обучении и жизни; ребёнок воспринимается как личность;

ü концепция самовоспитания школьников (Селевко): самовоспитание – процесс осознанного развития, управляемого самой личностью; цель – воспитание активного гражданина;

Современные подходы к воспитательной работе
В современных российских условиях наблюдается заметное усиление внимания государственных органов к воспитанию детей и молодежи. Позитивное отношение государства к политике в области воспитания подрастающего поколения выразилось в принятии цело­го ряда нормативно-правовых документов: Национальной доктрины образования в Российской Федерации; Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.; Государственной про­граммы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федера­ции на 2006-2010 годы» и др. В значительной мере эти документы определяют стратегию и тактику управления воспитательными про­цессами в системе общего образования в целом и конкретного обра­зовательного учреждения в частности.

Система воспитания в школе результативна, если строится на основе:
— концепции воспитательной системы школы, района, области;
— современных принципов воспитания;
— учёта индивидуальных особенностей учащихся;
— учёта возрастных особенностей учащихся класса;
— учёта особенностей контингента родителей учащихся школы;
— компетентности людей, ответственных за процесс воспитания.
Каковы же основные подходы к учебно-воспитательной работе, ставшие актуальными в современных условиях:
1. Возрастной подход.
От возраста к возрасту дети меняются, меняются и их потребности. Что же хочется большинству детей в разные периоды жизни?

ВозрастМладшие школьники (7-10 лет)Младшие подростки (11-12 лет)Старшие подростки (13-14 лет)Юноши и девушки (15-18 лет)
ПотребностьУчитьсяКазаться взрослымиБыть взрослымПотребность самоопределения
Условия, когда уроки и мероприятия нравятсяЕсли он что-то узнаётЕсли показывают, что он взрослыйЕсли относятся к нему как к взросломуЕсли дают заниматься тем, что необходимо после школы
Ожидания от взрослых людейЛюбят всех учителейЕсть любимые и нелюбимые: главный критерий деления – справедливый или нетУважают взрослых, которые выступают в роли советчикаПозиция «взрослый-консультант», дающий советы, когда спрашивают

2. Деятельностный подход
Опирается на деятельность учащихся.
Это:
-познавательная;
-игровая;
-творческая;
-трудовая;
-досуговая;
-коллективная.
Здесь важно помнить: если нет сочетания различных видов деятельности, то воспитанники устают, утомляются, теряют интерес.
Например, в учебной деятельности есть своя структура:
1. Мотив, который может по разным причинам менятся:
— деловой мотив (кончить школу);
— соревновательный мотив (быль лучше);
— познавательный мотив (интересно).
2. Цель(С какой целью я учусь?)
3. Способы учебной деятельности.
(Простое воспроизведение усвоенных знаний недостаточно для развития самостоятельного мышления школьников и студентов. Необходима активная познавательная, самостоятельная мыслительная деятельность)
4. Результат.
Основные каналы потери информации:
— та, которую не поняли;
— та, которая не связана с ранее изученной и реальной жизнью («абсолютная новизна»)
— та, которая со временем забывается
(здесь можно оговориться: «Это запомнить на всю жизнь», «Это запомнить до конца темы», «Это не надо запоминать»)
— та, которая не требуется в жизни и на практике.

3. Личностно-ориентированный подход или гуманистический.
Ориентир на некоего среднего ученика, господствовавший еще совсем недавно, сегодня не устраивает не только обучаемого, но и государство. Важно, чтобы учащиеся имели возможность развивать свои природные задатки и способности.

В современной практике выделяют детей с разным уровнем интеллектуального развития, детей с физическими недостатками, детей и подростков «группы риска». Каждая группа требует своей системы методов педагогического воздействия.

Так, например, школьники с высоким интеллектом отличаются от других ярко выраженными умственными способностями, устойчивостью внимания, широтой интересов. Эта группа детей требует от педагогов-воспитателей особого внимания.

Необходимые условия для развития одарённых детей:
-атмосфера сотрудничества;
— творческая обстановка;
-разносторонняя познавательная деятельность.

Особого внимания требуют к себе «педагогически запущенные» дети, так называемые трудные подростки. В структуре личности трудного подростка наблюдаются отрицательные качества, личностные недостатки, конфликтность в сфере общения, недоверчивость и даже враждебность.

Важно правильно организовать перевоспитание.
Пример: занятия юношей футболом с представителями правоохранительных органов, работа в объединении «Юный столяр».

Основные направления воспитательной деятельности в современной школе

Формирование у учащихся интегративных личностных качеств в учебно-воспитательном процессе школы требует постановки конкретных воспитательных целей и задач, определения направлений и форм воспитательной работы, разработки и реализации личностно-ориентированных технологий воспитания.

Когда речь идет о специально организованной воспитательной деятельности в образовательном учреждении, то обычно эта деятельность ассоциируется с определенным воздействием, влиянием на формируемую личность. Вот почему в некоторых пособиях по педагогике воспитание традиционно определяется как специально организованное педагогическое воздействие на развивающуюся личность с целью формирования у нее определяемых обществом социальных свойств и качеств.

Само по себе внешнее воспитательное воздействие не всегда ведет к желаемому результату: оно может вызвать у воспитуемого как положительную, так и отрицательную реакцию или же быть нейтральным. Вполне понятно, что только при условии, если воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннюю положительную реакцию (отношение) и возбуждает ее собственную активность в работе над собой, оно оказывает на нее эффективное развивающее и формирующее влияние.

Читать еще:  Роль отца в воспитании ребенка

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

    Аудирование Грамматика Речь Письмо

Воспитание в школе – это взаимодействие и сотрудничество педагогов и школьников в сфере их совместного бытия; это – деятельность, органично включенная в целостную среду проживания детьми и подростками своей индивидуальной жизни среди других людей в определенном временном пространстве. Цель воспитания при этом ориентирована на развитие у личности рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизнедеятельности, окружающему социуму, природе, культуре. При этом важной воспитательной задачей становится формирование у учащихся ощущения времени, способов взаимодействия с прошлым и настоящим, прогнозирования будущего, что предполагает:

— связь воспитанников с прошлым, наличие у них культурной, исторической памяти;

— развитие у них устремленности в будущее, системного видения глобальных проблем, прогнозируемых всем ходом развития человечества и пути их разрешения;

— обеспечение полноценной жизнедеятельности в настоящем с учетом интересов индивидуальных особенностей, развитие способности адаптироваться к существующим условиям в органичных для себя индивидуальных формах.

Таким образом, в воспитательном процессе современной школы, педагогу необходимо одновременно обеспечить самореализацию, самоосуществление личности воспитанника и его социализацию, способствующих максимальному раскрытию индивидуального творческого потенциала.

Важнейшими требованиями к воспитательной деятельности педагога выступают диагностика интересов и потребностей ученика, индивидуальных особенностей его развития и создание с учетом этого необходимых условий для их реализации в социуме. При этом реализуются следующие принципы воспитания:

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут . Скидка на первый заказ 100 рублей!

— принцип ценностно-смыслового равенства взрослого и ребенка;

— принцип культуросообразности воспитания;

— принцип целесообразности и природосообразности;

— принцип креативности, творческого начала в воспитании;

— принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания;

— принцип системности: обеспечение системы взаимодействия всех субъектов процесса воспитания;

— принцип коллегиальности в организации воспитательного процесса.

В процессе индивидуально-личностного развития учащихся важным представляется не только количественное освоение ими моделей поведения и общения, а предоставление школьнику самому выбирать социальные сферы для самореализации и саморазвития (семья, школа, класс, город и т.д.). Педагог призван помочь ученику осуществить этот выбор.

В процессе социализации для каждого воспитанника складывается индивидуальная траектория освоения социальных сфер и ролей, потому следует ставить задачи не только формирования заданного перечня личностных качеств. В этой связи актуальной воспитательной задачей для педагога выступает – не «набрать сумму» перечисленных в программе личностных качеств, видов деятельности, направлений работы, а посредством включения школьников в различные виды социально-значимой деятельности обогатить их индивидуальный опыт, в котором могли бы раскрыться ценные человеческие качества каждого воспитанника.

Значимыми в процессе воспитания могут быть следующие направления воспитательной деятельности: гражданско-патриотическое, нравственное, художественно-эстетическое, физкультурно-оздоровительное, экологическое, трудовое воспитание, воспитание семьянина.

Для примера и дальнейшего обсуждения приведем программу и перспективный план воспитательной работы, разработанные А. Верглинским, учителем школы № 1260 г. Москвы, победителем российского конкурса среди классных руководителей «Самый классный классный» в 2000 г.

Гражданско-патриотическое воспитание школьников

способствует их социализации, содействует формированию у них демократической культуры отношений, правового самосознания, навыков общественной жизни.

— воспитание любви к Родине, ее истории, культуре и традициям;

— воспитание гражданской позиции, ответственности и достоинства;

— воспитание культуры отношений, навыков общественной жизни;

— воспитание правовой культуры.

Направления воспитательной деятельности:

организация и проведение традиционных праздников на уровне класса, школы, города, государства;

— организация и проведение тематических классных часов в форме бесед, дискуссий, диспутов;

— проведение встреч с интересными людьми, участниками военных действий, награжденных государственными наградами за мужество и отвагу, известными спортсменами;

— организация и проведение экскурсий и походов, посвященных изучению родного края, его истории и культуре;

— проведение конкурсов творческих работ учащихся к праздничным датам;

— оказание поддержки и шефской помощи ветеранам труда и войны, инвалидам, семьям погибших.

способствует развитию у учащихся потребности в прекрасном, реализует их индивидуальные задатки и способности к художественно-творческим видам деятельности.

— воспитывать и прививать любовь к искусству, литературе, музыке;

— реализовывать индивидуальные задатки и способности в области художественного творчества.

Направления воспитательной деятельности:

— организация и проведение тематических бесед и классных часов, семейных вечеров;

— сбор материалов и выпуск классных альманахов и газет;

— подготовка и съемки классных клипов, роликов и фильмов;

— организация и проведение музыкальных и литературно-художественных фестивалей, праздников, конкурсов спектаклей;

— организация и проведение встреч с известными людьми творческих профессий;

— организация и проведение экскурсий, походов, поездок по историко-культурным центрам;

— посещение театров, кинотеатров, музеев, выставок.

Физическое и экологическое воспитание школьников

способствует здоровому образу жизни, формирует у них силу, выносливость, красоту человеческого тела, содействует развитию бережного отношения и ответственности за природу, окружающую среду.

— создание условий для физического развития учащихся, укрепления их здоровья;

— воспитание у школьников негативного отношения к вредным привычкам;

— формирование у них здорового образа жизни;

— развитие у учащихся охранно-созидательных отношений к природе, окружающей среде.

Направления воспитательной деятельности:

— организация и проведение совместно с учащимися, педагогами, родителями спортивных соревнований, игр, дней здоровья;

— организация и проведение тематических классных часов и бесед, родительских собраний, встреч со знаменитыми спортсменами, участниками общественных организаций и движений оздоровительного и экологического направлений;

— организация и проведение трудовых десантов по уборке и озеленению территории;

— участие в различных акциях регионального, федерального и международного уровней (День борьбы с курением, СПИД и др.).

способствует формированию у учащихся потребностей в труде, рациональном использовании времени, ответственности за дело, развивает организаторские способности и деловые качества.

— воспитание потребности трудиться, культуры труда;

— воспитание самостоятельности в труде и ответственности за качественно выполненную работу.

Направления воспитательной деятельности:

— организация и проведение трудовых мероприятий (субботников, трудовых десантов и рейдов и др.);

— дежурства по классу, школе;

— оказание поддержки и шефской помощи ветеранам войны и труда, инвалидам, детям сиротам;

— организация и проведение ярмарок, аукционов поделок, выпечки и т.п.;

— организация трудовой практики учащихся.

Нравственное воспитание школьников

способствует осмыслению и пониманию ими общечеловеческих ценностей и нравственных норм, осознанию личностной причастности к человечеству, пониманию своего «Я», развивает рефлексию.

— формировать у учащихся уважение к общепринятым ценностям, нормам, законам;

— формировать у учащихся правильную нравственную позицию, правовую культуру;

— развивать у них ответственность за свои поступки;

— формировать коммуникативные умения, умения сотрудничать.

Направления воспитательной деятельности:

— формирование и развитие классных, общешкольных традиций;

— организация и проведение тематических бесед, дискуссий, диспутов на нравственные и этические темы;

— посещение концертов, театров, кинотеатров с последующим обсуждением увиденного.

способствует социализации учащихся, осознанию ими себя будущими родителями, укрепляет взаимосвязи в семье, формирует положительное отношение к семейным ценностям.

— воспитание человека, освоившего культуру семейных отношений, осознанно и ответственно относящегося к своим функциям семьянина, продолжателя рода, создателя и хранителя семейных традиций.

Направления воспитательной деятельности:

— совместно с родителями организация и проведение в школе вечеров, праздников, фестивалей, посвященных дню Матери, семьи и др.;

— проведение классных часов в форме диспутов по проблемам семьи, воспитания детей, репродуктивного здоровья;

— просмотр и обсуждение фильмов, театральных постановок, телевизионных передач (ток-шоу) по вопросам супружества, любви, взаимоотношения родителей и детей и др.

Основные направления воспитания

В педагогике рассматриваются различные направления

Гражданское воспитание. Основная цель гражданского вос-питания состоит в формировании гражданственности как инте-гративного качества личности, заключающего в себе внутрен-нюю свободу и уважение к государственной власти, любовь

к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоин-ства и дисциплинированность, гармоническое проявление пат-риотических чувств и культуры межнационального общения. В гражданском становлении личности важное место занимает участие детей, подростков, юношества в деятельности детских общественных объединений и организаций. Гражданское вос-

Читать еще:  Как правильно воспитывать мальчика 4 лет

питание предполагает формирование у учащихся знаний

и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это направление воспитательной работы школы достигается в процессе знакомства с жизнью и деятель-

ностью выдающихся ученых, писателей, художников, актеров.

Патриотическое воспитание. Формирование культуры межнационального общения. Патриотизм как качество личности

проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовно-сти служить своей Родине. Проявлением высокого уровня куль-туры межнационального общения выступает чувство интерна-ционализма, предполагающее равенство и сотрудничество всех народов. Оно противопоставлено национализму и шовинизму.

В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Роди-не, соотечественникам. В интернационализме – уважение и со-лидарность с другими народами и странами. Патриотическое воспитание и интернациональное воспитание реализуются в процессе организации работы по изучению по изучению госу-дарственных символов Российской федерации: герба, флага, гимна, символики других стран. Важное место в организации данного направления воспитательной работы в школе занима-ют предметы гуманитарного и естественно научного цикла. Формированию культуры межнационального общения способ-ствует изучение иностранных языков, раскрывающих историю,

культуру стран изучаемого языка.

Правовое воспитание. Задачи правового воспитания заклю-чаются в том, чтобы довести до сознания учеников требования правовых норм, добиться того, чтобы эти требования приобре-ли для них личностный смысл, получили внутреннюю санкцию, стали руководством в повседневном поведении. Динамику лич-ностной деформации можно представить последовательностью следующих этапов: появление искажений в нравственно-волевой сфере личности, превращение их в устойчивые взгля-ды и привычки; формирование мотивации предпочтительного поведения, включающей антиобщественные цели и средства; соответствующие искажения нравственно-волевого сознания в части пределов дозволенного поведения, правонарушение; систематическое правонарушающее поведение; преступление.

Учащемуся, склонному к совершению правонарушений, все-гда присуща определенная совокупность искаженных знаний, интересов, потребностей, отношений к людям и социальным ценностям. Для подростка одобрительное мнение членов его группы о совершаемых им аморальных и противоправных по-ступках представляется более значимым и важным, чем осуж-дение тех же поступков взрослыми – родителями, учителями и т. п. Вот почему так важно положительно влиять на мотивы и характер действий неформальных групп, придавать им обще-ственно ценную направленность.

Нравственное воспитание. Формирование основ нравст-венной культуры школьников осуществляется в системе нрав-ственного воспитания в условиях семьи, школы, общества. Мо-ральные нормы, причины, категории, идеалы принимаются людьми, принадлежащими к определенной социальной группе

и выступают как форма общественного нравственного созна-ния. Вместе с тем, мораль – это не только форма общественного сознания, но и форма индивидуального нравственного созна-ния, так как человеку присущи свои особенности духовного склада, особенности его представлений, чувств, переживаний.

Одно из центральных мест в системе нравственного воспи-тания школьников занимает воспитание сознательной дисцип-лины и культуры поведения. В культуре поведения органиче-ски слиты культура общения, культура внешности, культура речи и бытовая культура. Одно из направлений работы по фор-мированию культуры поведения составляет воспитание эсте-тического отношения к предметам и явлениям повседневной жизни – рациональной организации своего жилища, аккуратно-сти в ведении домашнего хозяйства, поведения за столом во

время приема пищи.

Экологическая культурав современной науке понятие«экология» характеризуется единством биологического, соци-ального, экономического, технического, гигиенического факто-ров жизни людей. Цель формирования экологической культуры школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при ус-ловии целенаправленной систематической работы школы по формированию у учащихся системы научных знаний направ-ленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы; экологических ценностных ори-ентаций норм и правил в отношении к природе, умений и на-выков по ее изучению и охране.

Формирование экологической культуры школьников осу-ществляется как в учебном процессе, так и во внеучебной дея-

Трудовое воспитание – трудовое воспитание начинаетсяс формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях.

Содержательную основу трудового воспитания составляют следующие виды труда:

— Учебный труд включает в себя труд умственный и физи-ческий. Умственный труд является наиболее напряженным, требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости. При-вычка к повседневному умственному труду имеет большое зна-чение для всех видов трудовой деятельности. Школьными про-граммами предусмотрен физический труд на уроках трудового обучения в учебных мастерских и на пришкольном участке.

В процессе физического труда создаются условия для проявле-ния детьми нравственных качеств, коллективизма, взаимопо-мощи, уважения к людям и результатам их деятельности.

— Общественно полезный труд организуется в интересах членов всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. Он включает в себя труд по самообслуживанию в школе и дома (уборка класса, школьной территории, бытовой труд дома, уход за насаждениями и др.), летнюю работу на полях во время школьных каникул, работу в школьных строительных отрядах, школьных лесничествах, тимуровскую работу.

— Производительный труд предполагает участие школьни-ков в создании материальных ценностей, вступление в произ-водственные отношения. Участие в производительном труде развивает у учащихся профессиональные интересы, склонно-сти, потребности в труде, они познают смысл экологических по-

нятий и категорий.

Формирование основ экономической культуры. Под форми-

рованием экономической культуры понимается выработка яс-ного представления об экономических закономерностях разви-тия общества и воспитание на этой основе таких качеств лич-ности, которые необходимы ей в производственно-экономи-ческой деятельности. Формирование экономической культуры неразрывно связано с подготовкой выпускника к жизни, труду, она становится одним из необходимых условий становления личности.

Задачи формирования экономической культуры:

– формирование у учащихся экономического мышления;

– воспитание качеств характера рачительного хозяина – гражданина (бережливости, практичности, хозяйственности);

– овладение учащимися элементарными навыками эконо-мического анализа, привычками экономии и расчетливости.

Указанные задачи могут быть решены при соответствую-щей работе по формированию экономических знаний о труде

и производстве, об отношениях собственности, предпринима-тельстве, коммерциализации и других умений и навыков в ор-

Формирование эстетической культуры. Формирование эс-

тетической культуры – это процесс целенаправленного разви-тия способности личности к полноценному восприятию и пра-вильному пониманию прекрасного в искусстве и действитель-ности. Он предусматривает воспитание эстетической чуткости

и вкуса. Одновременно с этим воспитывается стремление соз-давать вокруг себя элементы прекрасного, готовность к по-сильному проявлению себя в искусстве.

Эстетическое освоение действительности человеком не ограничивается одной лишь деятельностью в области ис-кусства: в той или иной форме оно присутствует во всякой творческой деятельности: труд, игра, занятия спортом. Сюда

же можно отнести эстетику человеческих взаимоотношений.

Воспитание физической культуры личности. Организацияработы по воспитанию физической культуры направлена на решение следующих задач:

– содействие правильному физическому развитию детей, по-вышение их работоспособности, закаливание, охрана здоровья;

– гармоничное развитие всех физических качеств – силы, выносливости, ловкости и быстроты;

– формирование жизненно важных двигательных умений

и навыков, естественных двигательных действий (ходьба, бег, прыжки, метание, плавание и др.) и двигательные действия, ко-торые редко или почти не встречаются в жизни, но имеют раз-вивающее значение (упражнения на гимнастических снарядах, акробатика);

– воспитание устойчивого интереса и потребности в систе-матических занятиях физической культурой. Как известно, природе ребенка свойственна интенсивная двигательная ак-тивность. В интересах физического воспитания необходимо ор-ганизовать детскую подвижность, моторику в правильных формах, дать разумный выход энергии ребенка.

– приобретение необходимого минимума знаний в области гигиены и медицины, физической культуры и спорта. Формиро-вание четких представлений о режиме дня и личной гигиене, о значении физической культуры и спорта для укрепления здоро-вья и поддержания высокой работоспособности, о гигиенических

правилах занятий физическими упражнениями, о двигательном режиме и природных факторах закаливания, об основных приемах самоконтроля, о вреде курения и алкоголя.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector