221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Современные подходы к воспитанию личности

Современные подходы к воспитанию

Нельзя иметь верного понятия о том, чего не испробовали.

В условиях углубления расслоения российского общества, социально-экономической нестабильности, активизации миграционных процессов вопросы воспитания становятся архиактуальными и архиважными. Традиционные принципы и методы воспитания, которые существовали в советской России, сегодня требуют не только пересмотра и корректировки, но и поиска новых путей их разработки и реализации в обновляющейся России.

С переходом страны к рыночной экономике практически не осталось ни одной сферы жизнедеятельности или производства, которую не надо было бы выводить из кризиса. Поэтому все большее внимание общества привлекает личность творческая, конкурентоспособная, мобильная, интеллигентная, способная к непрерывному творческому саморазвитию.

В современной педагогике выделяют следующие основные подходы к воспитанию:

Личностно ориентированный подход (Р. Штайнер, М. Монтессори, И.С. Якиманская). В условиях личностно ориентированного воспитания за общий принцип берется некоторая конечная цель — идеальная модель личности. Все остальные компоненты воспитательной системы, условия ее функционирования и саморазвития проектируются и реализуются с учетом заданного конечного результата. Это не значит, что в рамках других теорий и воспитательных систем личность, ее идеальная модель не учитываются: суть в том, что в условиях личностно ориентированного воспитания личности воспитанника отводится приоритетная, системообразующая роль.

Это не единственный критерий, позволяющий выделить личностно ориентированный подход в воспитании. Он характерен для таких прогрессивных воспитательных систем, как Вальдорфская школа, школа С. Френе, школа М. Монтессори и их многочисленных последователей, как в России, так и во всем мире.

Деятельноетный (личностно-деятельностный) подход (С.Я. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Н.К. Платонов, В.В. Давыдов). В этом подходе реализуется идея о том, что развитие личности осуществляется в деятельности. При этом деятельность рассматривается через систему компонентов: потребности, мотивы, действия, условия, операции, результаты.

Не ставя своей задачей раскрыть все компоненты и все аспекты деятельностного подхода в воспитании, подчеркнем, что в реальной педагогической практике целостно реализуются и мотивационно-потребностная, и процессуальная, и содержательная стороны деятельности с учетом конкретно взятой личности. Поэтому более эффективным и для развития педагогической теории, и для совершенствования педагогической практики является деятельностно-личностный, или личностно-деятельностный, подход как в воспитании, так и в обучении.

Культурологический подход (B.C. Библер, Е.В. Бондаревская, В.И. Андреев). Базовой основой воспитательного процесса при реализации данного подхода является обращение к российской культуре, национальным традициям. Воспитание культуры подрастающего поколения не мыслится без учета психологического склада каждого народа, его традиций, обычаев, обрядов и праздников. Решение задач воспитания школьников невозможно без опоры на духовно-нравственные ценности своего народа: коллективное сознание, бережное отношение к исторической памяти предшествующих поколений, душевную щедрость, религиозность, эмоционально-чувственное отношение к жизни.

Культурологический подход в воспитании ориентирует педагога на то, чтобы российская культура, национальные традиции, национальная педагогика стали базовой основой воспитательного процесса. Этот подход очень эффективен и по существу является центральной идеей в развитии этнопедагогики, которая в настоящее время так необходима применительно к воспитанию каждого народа, проживающего на территории России.

Этнопедагогика в последние годы стала предметом самых глубоких и тщательных исследований в работах Г.Н. Волкова, Б.Е. Осовского, К.Ш. Ахиярова и многих других ученых. Народная мудрость, традиции, фольклор, ритуалы, народные игры — все это очень эффективные средства для воспитания трудолюбия, гуманности, справедливости.

Современный педагог вряд ли выполнит свою задачу без опоры на народную педагогику, без воспитания у подрастающего поколения уважения к традициям, языку, культуре своего народа. Многовековой опыт народной педагогики показывает, что проблемы культуры межнационального общения, проблемы преемственности в цепи взаимосвязей прошлого и настоящего, уважительного и бережного отношения к народной мудрости уходят своими корнями в этнопедагогику.

Как уже отмечалось, воспитание культуры человека в современных условиях во всех ее аспектах и направлениях вряд ли возможно без учета психологического склада каждого народа.

Так, например, когда мы говорим о соборности, коллективизме, о развитии этих качеств у подрастающего поколения, то отталкиваемся от характерных особенностей русского народа, его неприятия человеческого эгоизма, индивидуализма, когда человек противопоставляет себя обществу, коллективу.

Ценностный подход в воспитании ориентирован на ценности, среди которых молодежь чаще всего называет стремление к истине, социальную справедливость, честность и достоинство, здоровье свое и окружающих, доброжелательность и гуманность, готовность прийти на помощь, уважение к таланту и инакомыслию и др.

Если наше воспитание будет нацелено на то, чтобы в эпицентре ценностных ориентации саморазвивающейся личности находились человек, труд, мир, свобода, совесть, справедливость, добро, истина и красота, т.е. чтобы наш воспитанник руководствовался в своих действиях и поступках общечеловеческими ценностями, мы введем подрастающее поколение в мир гуманной педагогики, а самого воспитанника приобщим к общечеловеческим идеалам и ценностям (В.И. Андреев, И.А. Зимняя, Н.Д. Никандров).

Но наряду с несомненным прогрессом в понимании общечеловеческих ценностей, которые сегодня особенно актуальны для воспитания учащейся молодежи, существуют также следующие барьеры в их формировании, которые особенно отчетливо стали проявляться в условиях рыночных отношений:

— гипертрофия в представлениях учащейся молодежи роли и значения денег, вещизм, ориентация на личное материальное благополучие любой ценой;

— недооценка, а порой и пренебрежительное отношение к национальным культурным ценностям; слепое, часто бездумное преклонение перед всем иностранным;

— недооценка роли и значения природы в жизнедеятельности человека; потребительское отношение к природе;

— нетерпимое отношение к инакомыслящим;

— недооценка доброты, совестливости, милосердия и др.

Современное воспитание, как и образование, трудно представить без гуманистического подхода, ориентации на самого человека, на уважение его человеческого достоинства, без создания необходимых условий для его свободного развития.

Гуманистический подход (мыслители Древней Греции, гуманисты эпохи Возрождения, Ш.А. Амонашвили) в воспитании отражает систему взглядов, согласно которым человек, воспитуемая личность представляет собой высшую ценность, имеющую право на существование, счастье, достойную Человека жизнь. Поэтому для гуманной педагогики права и свободы ребенка, его свободное и творческое развитие и саморазвитие являются приоритетными. Этот подход в воспитании ориентирован на то, чтобы система взаимоотношений на уровне «воспитатель —воспитанник» базировалась на взаимном уважении, справедливости и любви.

Гуманизм должен стать универсальной человеческой ценностью, без опоры на которую трудно представить воспитание человека справедливого, свободного, открытого внешнему миру.

Итак, гуманистический подход в воспитании, с одной стороны, опирается на гуманистическое мировоззрение, с другой — ориентирован на то, чтобы целенаправленно формировать у воспитанника гуманистическое мировоззрение. Данный подход вместе с тем ориентирует педагога-воспитателя на формирование гуманных взаимоотношений между воспитанниками, их уважительного, справедливого и честного отношения друг к другу.

Гуманизм предполагает и гуманное отношение к природе, которое наиболее продуктивно может реализоваться через экологическое образование и воспитание. Гуманистическая парадигма ценностных ориентации требует анализа и глубокого осмысления таких диаметрально противоположных понятий, как жизнь и смерть, честность и лживость, доброжелательность и агрессивность, любовь и ненависть и т.д.

В свете гуманистической парадигмы важно создать реальные педагогические условия образования и воспитания, чтобы маятник ценностей и ценностных ориентации учителя и учеников все более смещался в сторону истинно человеческих качеств, чтобы реальные педагогические ситуации создавали возможности их постижения, роста и саморазвития личности.

А это, в свою очередь, требует, чтобы педагогические ценности смещались в сторону культуры педагогического общения, диалога, творческого самовыражения и учителя, и учащихся. При этом речь идет не об отказе от традиционных форм и методов воспитательной деятельности учителя, а о смещении приоритетов, о качестве функционирования и саморазвития педагогической системы.

Человекоцентрированный подход в воспитании, появившийся в начале XXI в., рассматривает человека главным действующим лицом: все о Человеке и все для Человека. Когда в эпицентре ценностей мы ставим Человека, то, естественно, следуем и российской традиции, которую наиболее емко и точно сформулировал Н.А. Бердяев: «Поистине, в центре мира стоит человек, и судьба человека определяет судьбу мира, через него и для него».

Концепция воспитания — это совокупность идей и принципов педагогической деятельности, определяющих цель, содержание, позиции и способы взаимодействия воспитателей и воспитуемых в воспитательном процессе (Е.В. Бондаревская). Обоснование цели воспитания невозможно без учета особенностей социально-педагогической ситуации, которая ее порождает. В современных условиях происходит не только демократизация и модернизация учебного процесса, но и диктуемая жизнью актуализация общечеловеческих нравственных ценностей: совести, добра, справедливости, милосердия, духовности, человеческого достоинства.

Процессы обновления в современной школе идут болезненно и сложно. С одной стороны, у учащихся появляются безразличие к учебе, анархические настроения, апатия, игнорирование коллективных форм деятельности. С другой — многие начинают понимать, что в условиях рыночной экономики могут расцвести вечные общечеловеческие ценности, в частности такие, как знания, предприимчивость, профессионализм, культура. Таким образом, современная социально-педагогическая ситуация в России формирует альтернативный по отношению к традиционным воспитательным нормам тип личности, выдвигает задачи воспитания человека в новых условиях.

Читать еще:  Что воспитывает детский сад

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Современные подходы к воспитанию в условиях ФГОС

Рубрика: Общие вопросы народного образования и педагогики

Дата публикации: 14.01.2018

Статья просмотрена: 4309 раз

Библиографическое описание:

Орлова Т. В. Современные подходы к воспитанию в условиях ФГОС // Образование и воспитание. — 2018. — №1. — С. 1-3. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/81/3070/ (дата обращения: 23.03.2020).

На современном этапе развития системы образования происходит смещение направленности с образовательной на воспитательную деятельность, делается больший упор на раскрытие индивидуальности личности, развитие ее самостоятельной творческой деятельности. Сегодня специфической чертой современной российской действительности является изменение понятия роли личности в обществе. В парадигме «личность — общество» наблюдается повышенный интерес именно к личности, становящейся главным компонентом. Развитые в конце прошлого века коллективистские идеи сменяются мировоззрением, центрированным индивидуально.

Именно поэтому перед современным учителем стоит вопрос не в том, как привить ребенку знания, умения и навыки, а в том, чтобы в первую очередь воспитать личность, способную существовать в современном обществе, социализированную, то есть приспособленную к продуктивному взаимодействию с другими личностями. Это невозможно организовать, если воспитательный процесс организуется в рамках традиционной методики. Невозможно научить ребенка организовывать собственную работу, общаться, жить в обществе, если не ставить его в активную позицию, не используя современные подходы к воспитанию. Процесс формирования индивидуальности у обучающихся возможен только в результате активной деятельности самого обучающегося в решения проблемной ситуации, когда учитель становится консультантом и умело направляет деятельность обучающегося. При воспитании ребенка в соответствии с новыми стандартами учитель становится проводником, консультантом, тьютором в воспитательной деятельности, который организует, сопровождает и направляет ученика, получающего, в свою очередь, опыт непосредственной деятельности, общения в коллективе, взаимодействия с другими людьми, решения коммуникативных и развивающих задач. Следовательно, в концепции ФГОС любое занятие, как учебное, так и воспитательное понимается, в первую очередь как развивающее, целью которого становится приобретение опыта коллективной или индивидуальной деятельности обучающихся.

Методологическая основа процесса современного воспитания в школе описана наиболее полно в принятой в 2009 году «Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России». В этом документе описаны воспитательные ориентиры, опирающиеся на базовые нравственные ценности (патриотизм, семья, труд и творчество, гражданственность, литература, искусство, человечность и др.) До недавнего времени в системе образования делался больший упор на развитие конкурентоспособной, мобильной личности, способной найти себя на рынке труда, но чаще всего следует учитывать, что такая личность не всегда обладает высоким духовно-нравственным развитием. Существующие в современном обществе проблемы низкого морального уровня развития населения обуславливают необходимость воспитания именно высоконравственной личности. Поэтому в школе в соответствии с новыми стандартами следует большее внимание уделять личностно-ориентированному обучению, как способу не столько обучить ребенка определенным навыкам, сколько воспитать его достойным гражданином России. Таким образом на первый план выходят личностные результаты, развитие Я-концепции, самоопределения, мотивации.

Первое, на что следует обратить внимание при обучении и воспитании в условиях школы, это личностно-ориентированный подход. Сегодня много говорится о том, что школа должна воспитать всесторонне развитую личность, а главным становится умение ребенка учиться, то есть каждый педагог должен в первую очередь быть воспитателем, развитым духовно, творчески и интеллектуально, только в этом случае он сможет передать весь свой опыт и все знания ребенку. Много говорят о творчестве, как одном из способов воспитания личности. Конечно, как и в любом деле, не стоит бросаться из крайности в крайность и все уроки посвящать лишь творчеству. Пение, танцы и рисование — это хорошо, но всегда есть риск потерять за этим главное — обучение. Тем не менее творческая обстановка на уроках позволяет полнее раскрыться ученику, показать свои способности в какой-либо области, а следовательно, проявить сильную сторону своей личности, попасть в ситуацию успеха и ощутить радость победы. Согласно теории А. Н. Алексеева, личностно-ориентированное обучение — это «такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения. ЛОО — это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно личностных функций».

Таким образом, личностно-ориентированное обучение ставит своей целью не формирование личности по установленному шаблону, напротив, создание таких условий, при которых каждый ребенок как личность получает возможность развития тех качеств, которые у него уже заложены природой. Для реализации такого подхода важно использовать следующие принципы: дифференцированный подход, разноуровневое, индивидуальное и субъектно-личностное, «воспитывающее» обучение. Это позволяет подойти максимально индивидуализировано к каждому ученику, увидеть и раскрыть в нем те способности, которыми он обладает, дать ему такое задание, которое он может выполнить и получить от этого удовольствие. Именно это и создает мотивацию: понимание ребенком того, что каким бы он ни был, в любом случае он может сделать шаг вперед, добиться своего личного успеха. Учитель же в этой ситуации становится тем, кого сегодня называют модным словом «тьютор», то есть куратор, опекун, воспитатель. Он не учит в привычном смысле этого слова, а помогает сформулировать проблему, решение которой ребенок должен найти сам, он лишь направляет, консультирует, подсказывает направление размышлений.

Важной в личностно-ориентированном обучении становится различная групповая и парная работа, когда ученики начинают осознавать, что от их мнения и их работоспособности зависит успех всей группы, понимают свою ответственность и, с другой стороны, учатся слушать других и высказывать свою точку зрения, доказывать ее, приводя убедительные аргументы.

Наконец, результатом личностно-ориентированного обучения становится не столько отметка в журнале, сколько саморефлексия в конце урока, когда есть возможность оглянуться на то, что было сделано и оценить для себя значимость полученных знаний, еще раз сформулировать основные тезисы урока, а значит, понять что изменилось в своей личности, какой маленький шажок сделан на этом уроке в сторону гармонического развития.

Одним из методов, имеющих большое значение для воспитания личности, на котором хотелось бы остановиться, — театрализованная деятельность (школьный театр). Возможности использования различных театрализованных постановок поистине безграничны: возможно присутствие на уроке какого-либо исторического персонажа в качестве помощника, эксперта, экскурсовода; театральная деятельность во внеурочное время — подготовка и проведение костюмированных вечеров, театральных постановок, спектаклей. При кажущейся несерьезности и простоте такого вида работы, она имеет большое значение для понимания того фактического материала, который изучается на уроках, социализации личности, развития интереса к изучению предмета. Во-первых, подготовка любой постановки связана с изучением первоисточников, что развивает интерес к изучению школьного предмета. Во-вторых, в процессе создания сценария и репетиций неизбежно происходит общение участников постановки, возникновение и разрешение конфликтных ситуаций, установление коммуникации, что ведет к развитию навыков жизни в обществе.

Театрализация не только развивает познавательные возможности ученика, но и его личность, как нельзя лучше сочетаясь с личностно-ориентированным обучением. Совокупность этих методов позволяет в итоге сформировать такого выпускника школы, портрет которого описан в ФГОС, а учителю помогает оставаться консультантом, воспитателем, тьютором, направляющим познавательную деятельность ученика в нужное русло.

Итак, современная система образования сменила ориентиры, нацелившись на стимулирование личностных достижений школьников, развитие их духовной культуры, нравственности. Важными здесь становятся умения человека жить в обществе, устанавливать коммуникацию с другими членами социума, нравственного поведения. Реализовать данный подход возможно при личностно-ориентированном обучении, ставящем целью не столько обучение ребенка, сколько его воспитание. А главным становится создание воспитательно-развивающей среды. Именно эти новые ориентиры помогут воспитать новое поколение, каждый субъект которого является истинным гражданином России.

  1. Алексеев Н. И. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики / Н. И. Алексеев. — Тюмень: Изд. ТюмГУ, 1997. — 95 с.
  2. Бондаревская Е. В. Воспитание как встреча с личностью (Избр.пед.труды): в 2 т. — Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2006.–т. 2.–504 с.
  3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина. М., 2009.
  4. Новиков А. Н. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы формирования. — М.: Эгвес, 2000. — 272 с
  5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Сост. е.С. Савинов. М., 2011
  6. Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования. — М., 2000.

Современные подходы к воспитанию

Воспитание – это целенаправленно организованный процесс по передаче накопленного жизненного опыта подрастающему поколению.

Читать еще:  Виды изобразительного искусства в воспитании детей

В настоящее время, в рамках нестабильных условий существования и развития общества, вопросы воспитания приобретают все большую актуальность. Те методы, которые были эффективны в советское время, в современных условиях требуют кардинального пересмотра и переработки.

В современной педагогике выделяют следующие основные подходы к воспитанию: личностно-ориентированный, деятельностный, культурологический, ценностный, гуманистический и человеко-центрированный.

Личностно-ориентированный и деятельностный подходы

Личностно-ориентированный подход к воспитанию ориентирован на принцип воспитания, конечной целью которого является формирование идеальной модели личности.

В рамках данного подхода основные компоненты воспитательной системы подбираются с учетом заданного ожидаемого результата. Личности воспитанника отводится приоритетная, системообразующая роль.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Личностно-ориентированный подход был заложен в систему воспитания таких школ как Вальдорфская школа, школа М. Монтессори, школа С. Френе и ряд иных школ, являющихся их последователями не только в России, но и во всем мире.

Деятельностный (или личностно-деятельностный) подход основан на том, что развитие личности осуществляется в рамках выполнения определенной деятельности.

Деятельность рассматривается через систему следующих компонентов: мотивы, потребности, условия, действия, операции и результаты.

В педагогической практике компоненты и аспекты деятельностного подхода к процессу воспитания, реализуются через мотивации и потребности личности, содержание сторон ее деятельности. Именно поэтому данный подход рассматривается как один из наиболее эффективных средств развития педагогической теории.

Ценностный и культурологический подход

Культурологический подход – подход, в основе которого заложена культура и национальные традиции.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Процесс воспитания полноценной и всесторонне развитой личности не возможен без учета ее этнического склада, психологических особенностей конкретной национальности, традиций, обычаев и т.д. Фундаментом, на который необходимо опираться педагогу при решении задач воспитания, являются духовно-нравственные ценности народа, его сознание, исторические ценности, религиозность и эмоционально-чувственное отношение к жизни.

Культурологический подход в настоящее время становится все более актуальным и востребованным. Именно этот подход является стержнем этнопедагогики как науки. Невозможно воспитать полноценного человека и гражданина без опоры на:

  • народную мудрость,
  • фольклор,
  • традиции и т.д.

Ценностный подход воспитания – это подход, основанный на ценностях, которые для современного поколения детей и подростков являются ведущими.

К таким ценностям относят: справедливость, честность, достоинство, здоровье, доброжелательность, гуманность, уважение к старшему поколению, готовность прийти на помощь к ближнему и т.д.

В настоящее время понимание и принятие подрастающим поколением общечеловеческих ценностей является актуальной проблемой воспитания. Это связано с тем, что в рамках существующих рыночных отношений, происходит их повсеместное обесценивание, вызванное:

  • гипертрофией представлений о роли денег и вещей в жизни человека, переориентация на материальное благополучие, а не на душевное;
  • пренебрежение национальными ценностями, историей и культурой родного края и народа;
  • бездумное преклонение и почитание всего зарубежного и иностранного, предпочтение его отечественному;
  • недооценка значения окружающей природы в жизни каждого человека, потребительское отношение к ней;
  • нетерпимость к инакомыслию, недооценка значимости совестливости, доброты, милосердия и т.д. в жизни человека.

Гуманистический и человекоцентрированный подходы

Современный процесс воспитания достаточно сложно представить без гуманистического подхода, который ориентирован на личность человека, уважение его достоинства, создание оптимальных условий для свободного развития.

Гуманистический подход к воспитанию рассматривался еще мыслителями Древней Греции, гуманистами эпохи Возрождения и рядом отечественных современных педагогов.

Гуманистический подход к воспитанию – это система взглядов на воспитание человека, в соответствии с которыми, воспитуемый представляет наивысшую ценность, имеющую конкретные права и свободы, которые необходимо уважать.

В основе гуманной педагогики лежат права и свободы каждого ребенка, его творческое и свободное развитие и саморазвитие. Взаимоотношения между воспитанником и педагогом осуществляются на основании взаимного уважения, любви и справедливости.

Таким образом, гуманистический подход к воспитанию опирается на гуманистические воззрения ученых-педагогов, и направлено на их формирование у каждого воспитанника.

Человекоцентрированный подход к воспитанию – это относительно современный подход, разработанный в начале XXI в., который рассматривает человека как основное действующее лицо в процессе воспитания

Человекоцентрированный подход в воспитании рассматривает Человека как индивидуальный мир, который необходимо развивать и воспитывать, с учетом его природных способностей и врожденных умений.

Данный подход, ставит в центр всего Человека, его интересы, потребности и возможности. Соответственно и развитие мира осуществляется через развитие Человека. В том случае, если воспитать действительно достойного Человека, то можно сказать, что создан один из множества полноценный и качественный элемент мира.

Таким образом, современная социально-педагогическая ситуация в России формирует альтернативный по отношению к традиционным воспитательным нормам тип личности, выдвигает задачи воспитания человека в новых условиях.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Современные подходы к воспитанию личности

Четыре подхода к воспитанию — разный взгляд на цели воспитания
Стихийное воспитание
Воспитание как адаптация
Воспитание как развитие
Воспитание как преображение

Как показывает опыт и анализ различных воззрений на личность можно обозначить четыре основные модели воспитания, характерные для нашего времени. В основу такого обобщения положен следующий критерий: «В чём тот или иной воспитательный подход видит цель воспитания?» На этой основе можно выделить четыре воспитательных подхода. Идеологической базой, питающей эти подходы, являются, рассмотренные нами выше, различные представления о личности, которые сложились в науке. Конечно, трудно представить прямую связь между теориями личности и воспитанием. Но она существует в плоскости смысловых отношений, и не важно, кто кого породил, главное для нас — это понимание того, как и в каком воспитательном подходе отразился тот или иной взгляд на личность.

Подход 1. Стихийное воспитание

Отсутствие цели воспитания, или цель размыта. Воспитательные меры ситуативные, определяются настроением, часто непоследовательны, иногда противоречивы. Такой подход обусловлен размытыми представлениями о смысле жизни, соответственно — размытыми представлениями о воспитании, либо вообще отсутствием каких- либо представлений об этом.

Л.И. Божович говорила, что если процесс социализации происходит стихийно, неуправляемо, то нет никакой гарантии, что он будет направлен на усвоение лучших, а не худших образцов. Отсюда ясно, что социализация ребёнка весь процесс превращения его из организма в психологически зрелого и морально полноценного члена общества должен осуществляться под контролем воспитания.

Такой подход к воспитанию сродни безответственности, так как семья осталась почти единственным институтом воспитания. Роль семьи в воспитании всегда была ведущей. В условиях здорового общества, если семья не справлялась с этой функцией, то сама общественная среда, её идеалы создавала благоприятные условия для воспитания. В условиях нестабильного общества воспитание может быть неосуществимо.

Подход 2. Воспитание как адаптация

Цель воспитания определена приспособлением к требованиям общественного развития. В потребительском обществе, цель которого сводится в основном к производству и потреблению различных товаров и услуг, желанию получить удовольствие, воспитание подчинённое идее адаптации к требованиям общественного развития, породит потребителя. За рамками внимания остаётся личность человека. Смысл жизни сводиться к материальному благополучию. Соответственно цели воспитания, даже если они и не осознаются, сводятся к воспитанию социально адаптированного, успешного в плане социального благополучия человека. Это включает развитие физических и интеллектуальных возможностей, инициативы, предприимчивости. В этой модели нет места личности, она нивелируется, так как общество имеет свои потребности и интересы и «заказывает музыку». Может ли быть оправдан «социальный заказ», если цели общества вступают в противоречие с личностью? «. польза в смысле умения приспособиться благодаря воспитанию к окружающему миру никак не может быть признана последнею целью воспитания . Поскольку дело воспитания свободно в постановке своих задач, поскольку оно не стеснено тем, что навязывается обществом или государством, оно всецело обращено к личности ребёнка. . В этом смысле понятие личности является основным и центральным понятием педагогики».[27, с.26] Таким образом В.В. Зеньковский чётко обозначил определённое место общества в деле воспитания.

Кроме того, стремление к пользе имеет эгоистический характер и ведёт к отчуждённости людей друг от друга и по самому существу дела есть недостижимое стремление. «Ибо может ли приспособиться к окружающим обстоятельствам тот человек, у которого расстройство внутри, в самой душе, в самом средоточии его жизни?» [66]

«Если внутренние потребности человека с детства «заземляются, если учителя и родители передают детям чувство животной самодостаточности, лишая их хлеба небесного, обучение (воспитание) прекращается и заменяется процессом социализации и профессионализации, что можно назвать не обучением (воспитанием), а приспособлением. Формируется система образования адаптационного типа, позволяющая ученику приспособиться к условиям жизни в обществе, но исключающая условия его духовного, а значит личностного роста». [91с. 35]

Источником, теоретической и идеологической базой, которыми питаются эти два подхода являются некоторые теории личности (см. табл.1), которые внутренние интенции личности видят на уровне эго- потребностей и адаптации к социальным условиям как цели развития личности. Опираясь на такие представления человек уходит в сферу эгоцентризма.

Читать еще:  Воспитание ребенка 3 4 года

Подход 3. Воспитание как развитие. Гуманистический подход

В основе этого подхода лежит очень привлекательное на первый взгляд гуманистическое мировоззрение. Суть его хорошо отражена в словах С.Л. Франка: «Начиная с эпохи Ренессанса и вплоть до настоящего времени европейская духовная жизнь протекает под знаком ожесточённой, смертельной вражды между верой в Бога и верой в человека. От Джордано Бруно и атеистов итальянского Ренессанса непрерывная линия духовного развития доходит до Фейербаха, Маркса и Ницше…Фактически для духовной жизни это означает, что человек осознал себя земным богом. Потеряв и отвергнув Бога, человек уверовал в себя самого». [86, с.228]

«В гуманистическом мировоззрении привлекают принципы равенства, справедливости, уважение к человеческому достоинству, забота о благе людей. », в тоже время именно в русле гуманистического мировоззрения в современных школах: « Патриотизм был осмеян, воспитание целомудрия заменилось сексуальным воспитанием, физическая культура уступила место валеологии. Стимулирование вольной жизни подростка, основанной на непослушании своим родителям, стало излюбленным приёмом средств массовой информации». [91, с.499]

Гуманистическое мировоззрение не тождественно гуманному отношению к человеку. «Сущность гуманного отношения состоит в снисхождении к неиспорченной части души, а не в снисхождении к порокам» [66]
Цель воспитания в этом подходе видится в развитии, имеющихся у ребёнка потенций. Распространённая сейчас в представлениях многих современных людей идея развития, так поглотила человеческое сознание, что это понятие стало почти магическим. Если речь идёт о развитии то под этим подразумевается нечто очень положительное, хорошее или лучшее.

Если глубже вникнуть в сущность этого понятия, то становиться ясно, что развитие предполагает, прежде всего, нечто имеющееся в наличии, данное. Если речь идёт о развитии ребёнка, это значит, что у ребёнка есть нечто, что должно быть развито. Что же есть у ребёнка? Многое. Способности, таланты – да. Но только ли? Если бы это было так, то не было преступности, наркомании, ужасающих случаев детской жестокости и т.п. Очевидность этих фактов свидетельствует о том, что в природе человека потенциально заложено не только добро, но и зло. И если мы говорим о развитии как о взращивании имеющихся семян, то как мы можем избежать взращивания плевел? Поэтому понятие развития как совершенствования имеющегося потенциала содержит некоторую двойственность. В одном детском мультфильме показана лесная школа разбойников, где детей — зверей учили хитрости, обману, лукавству, т.е. всем тем качествам, которые помогают стать настоящими разбойниками. Разве в этой школе не развивали? Развивали. Как развивают сейчас в некоторых школах и семьях.

Этому подходу предшествует натуралистический подход к воспитанию, начавшийся с трудов Руссо, который мыслил ребёнка как существо неповреждённое, чистое, светлое. Этот позитивный, на первый взгляд, подход идеализирует ребёнка, игнорирует другую, повреждённою его часть. Воспитание, ставящее своей целью развитие различных задатков и способностей, осуществляет промах в главном. Если задать вопрос человеку, так понимающему воспитание: в чём он видит основную цель воспитания? Он сведёт её к развитию. Развитие для развития. Дальше тупик.

Без внутренней борьбы со своим злом никакое развитие не решит основной жизненной задачи. Особенно если под развитием понимается развитие интеллекта, прагматизма и т.п. «В светской педагогике целью воспитания считается развитие дарований, психических функций, умение достигать поставленных целей. В этом есть много ценного, но нельзя принимать средства за цели. Если все эти качества служат раскрытию душевной жизни, преображению или обожению, тогда мы на правильном пути.» [91] Не соразмерное развитие, а ведущая направленность определяет развитие личности. Здесь уместно было бы ещё раз напомнить слова Б.И. Додонова: «структура личности приобретает гармоничность не на основе «соразмерного» и «пропорционального» развития всех её сторон, а в результате максимального развития тех способностей, которые создают доминирующую направленность его личности, придающую смысл всей жизни и деятельности человека». (цит. по Л.И. Божович)
Такой подход к воспитанию пронизан идеями гуманистической психологии, и других западных персоналистов, где эго-потребности, самость и самоактуализация являются центральными в развитии личности.

Подход 4. Воспитание как преображение

Более полувека тому назад В.В. Зеньковский сформулировал главную задачу воспитания и обозначил заблуждение современной педагогики: — «. тема воспитания в новейшей культуре оторвалась от темы спасения. Этот разрыв двух тем по существу глубоко связанных одна с другой, имел самое роковое влияние на развитие педагогики. Воспитание ребёнка ставилось вне темы спасения, подготовка ребёнка к жизни в этом мире ставилось вне связи с подготовкой его к жизни вечной.» [27, с.26]

Избежать неверного отношения к воспитанию как к развитию или адаптации помогает совсем другое представление о смысле воспитания, которое согласуется со смыслом жизни и задачами личности. Поскольку воспитывается личность, а как мы уже говорили личность существует в плоскости вертикального измерения: в плоскости смыслов и ценностей, категорий добра и зла, только это измерение является измерением личностным. Такое понимание личности определяет смысл воспитания как личностного преображения, сущность которого состоит в формировании стремления к добру, к предпочтению добра, что и является условием спасения. Такой взгляд на воспитание направлен на решение основной задачи личности. Сущность этого подхода к воспитанию сводиться к созданию условий для преображения личности. «Пробуждение духовной жизни, одухотворение души благодатью происходит в определённых условиях. Создание этих условий, а не поиск причин пробуждения и составляет содержание педагогической деятельности».[91, с.376] Если с этих позиций мыслить воспитание, то выстраивается совершено иной подход к этой проблеме, который предполагает, во-первых, взгляд на ребёнка как на существо, которое в своем потенциале имеет разные задатки: хорошие и плохие. Во-вторых, основная задача воспитания видится в создании условий для развития добрых начал в ребёнке и взращивании стремления к борьбе со своим злом. В этом смысл воспитания. И чем раньше создадутся такие условия, тем успешнее будет воспитание.

Важность этой темы для самих детей была показана в докладе М.И. Воловиковой «Результаты исследований представлений о совести учащихся из Москвы и Казани», прозвучавшем на 18-х Рождественских Чтениях в Москве. Оказалось, что детям интересна тема совести и они хотят говорить об этом. Значит существует невостребованный пласт, который нуждается в раскрытии, понимании, осознании. Детям нужна поддержка, разъяснение взрослыми, того, что отягощает их совесть, с чем они хотели бы разобраться и поделиться.

«Отсюда правило для всякого воспитателя: надо пробудить у ребёнка как можно раньше духовное око, око любви, око совести, вкус к совершенству и способность бескорыстно радоваться и наслаждаться им; удостоверить ребёнка, что божественное не иллюзия, что оно объективно, что оно возводит к Богу; и затем сообщить ему склонность, готовность и умение ставить себя в Божий луч и испытывать духовно-творческое недовольство собой». [29, с.341]

Итак, мы рассмотрели основные современные подходы к воспитанию, которые исходят из различных представлений о целях воспитания. Если соотнести эти подходы с тем, что наработано в отечественной психологии, то можно утверждать, что наиболее верный подход — это подход к воспитанию как к преображению или спасению, так как именно в нём отражается смысл жизни человека и находит решение вопрос о цели воспитания. Игнорировать связь смысла жизни и смысла воспитания, значить совершить промах от цели, который называется грехом (греч. амортия — промах).

Последний подход вполне согласуются с представлениями классиков отечественной психологии о смысле личностного развития, как воспитании иерархической системы мотивов и потребностей, где высшие мотивы становятся главными и преобладают над низшими.

В терминах психологической науки не говориться о таких категориях как спасение, преображение, совесть, любовь. Однако, именно эти категории находятся в той «реальной, хотя не всегда видимой индивидом, подлинной действительности», о которой говорил А.Н. Леонтьев.

Вопросы для повторения

В чём тот или иной подход к воспитанию видит цели воспитания.
Зачем необходимо воспитание? Каковы последствия стихийного воспитания?
Какие трудности и искажения личности могут быть при адаптационном типе воспитания? Приведите примеры.
Что не учитывает воспитательный подход, цель которого сводиться к развитию способностей и талантов?
Почему последний поход к воспитанию помогает решить основные воспитательные задачи, задачи личностного роста? Приведите примеры, иллюстрирующие этот подход к воспитанию.

Найдите примеры из своего опыта или из кино и литературы, иллюстрирующие описанные 4 подхода к воспитанию.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector