221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Современные подходы к воспитанию в педагогике

Современные подходы к воспитанию

Нельзя иметь верного понятия о том, чего не испробовали.

В условиях углубления расслоения российского общества, социально-экономической нестабильности, активизации миграционных процессов вопросы воспитания становятся архиактуальными и архиважными. Традиционные принципы и методы воспитания, которые существовали в советской России, сегодня требуют не только пересмотра и корректировки, но и поиска новых путей их разработки и реализации в обновляющейся России.

С переходом страны к рыночной экономике практически не осталось ни одной сферы жизнедеятельности или производства, которую не надо было бы выводить из кризиса. Поэтому все большее внимание общества привлекает личность творческая, конкурентоспособная, мобильная, интеллигентная, способная к непрерывному творческому саморазвитию.

В современной педагогике выделяют следующие основные подходы к воспитанию:

Личностно ориентированный подход (Р. Штайнер, М. Монтессори, И.С. Якиманская). В условиях личностно ориентированного воспитания за общий принцип берется некоторая конечная цель — идеальная модель личности. Все остальные компоненты воспитательной системы, условия ее функционирования и саморазвития проектируются и реализуются с учетом заданного конечного результата. Это не значит, что в рамках других теорий и воспитательных систем личность, ее идеальная модель не учитываются: суть в том, что в условиях личностно ориентированного воспитания личности воспитанника отводится приоритетная, системообразующая роль.

Это не единственный критерий, позволяющий выделить личностно ориентированный подход в воспитании. Он характерен для таких прогрессивных воспитательных систем, как Вальдорфская школа, школа С. Френе, школа М. Монтессори и их многочисленных последователей, как в России, так и во всем мире.

Деятельноетный (личностно-деятельностный) подход (С.Я. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Н.К. Платонов, В.В. Давыдов). В этом подходе реализуется идея о том, что развитие личности осуществляется в деятельности. При этом деятельность рассматривается через систему компонентов: потребности, мотивы, действия, условия, операции, результаты.

Не ставя своей задачей раскрыть все компоненты и все аспекты деятельностного подхода в воспитании, подчеркнем, что в реальной педагогической практике целостно реализуются и мотивационно-потребностная, и процессуальная, и содержательная стороны деятельности с учетом конкретно взятой личности. Поэтому более эффективным и для развития педагогической теории, и для совершенствования педагогической практики является деятельностно-личностный, или личностно-деятельностный, подход как в воспитании, так и в обучении.

Культурологический подход (B.C. Библер, Е.В. Бондаревская, В.И. Андреев). Базовой основой воспитательного процесса при реализации данного подхода является обращение к российской культуре, национальным традициям. Воспитание культуры подрастающего поколения не мыслится без учета психологического склада каждого народа, его традиций, обычаев, обрядов и праздников. Решение задач воспитания школьников невозможно без опоры на духовно-нравственные ценности своего народа: коллективное сознание, бережное отношение к исторической памяти предшествующих поколений, душевную щедрость, религиозность, эмоционально-чувственное отношение к жизни.

Культурологический подход в воспитании ориентирует педагога на то, чтобы российская культура, национальные традиции, национальная педагогика стали базовой основой воспитательного процесса. Этот подход очень эффективен и по существу является центральной идеей в развитии этнопедагогики, которая в настоящее время так необходима применительно к воспитанию каждого народа, проживающего на территории России.

Этнопедагогика в последние годы стала предметом самых глубоких и тщательных исследований в работах Г.Н. Волкова, Б.Е. Осовского, К.Ш. Ахиярова и многих других ученых. Народная мудрость, традиции, фольклор, ритуалы, народные игры — все это очень эффективные средства для воспитания трудолюбия, гуманности, справедливости.

Современный педагог вряд ли выполнит свою задачу без опоры на народную педагогику, без воспитания у подрастающего поколения уважения к традициям, языку, культуре своего народа. Многовековой опыт народной педагогики показывает, что проблемы культуры межнационального общения, проблемы преемственности в цепи взаимосвязей прошлого и настоящего, уважительного и бережного отношения к народной мудрости уходят своими корнями в этнопедагогику.

Как уже отмечалось, воспитание культуры человека в современных условиях во всех ее аспектах и направлениях вряд ли возможно без учета психологического склада каждого народа.

Так, например, когда мы говорим о соборности, коллективизме, о развитии этих качеств у подрастающего поколения, то отталкиваемся от характерных особенностей русского народа, его неприятия человеческого эгоизма, индивидуализма, когда человек противопоставляет себя обществу, коллективу.

Ценностный подход в воспитании ориентирован на ценности, среди которых молодежь чаще всего называет стремление к истине, социальную справедливость, честность и достоинство, здоровье свое и окружающих, доброжелательность и гуманность, готовность прийти на помощь, уважение к таланту и инакомыслию и др.

Если наше воспитание будет нацелено на то, чтобы в эпицентре ценностных ориентации саморазвивающейся личности находились человек, труд, мир, свобода, совесть, справедливость, добро, истина и красота, т.е. чтобы наш воспитанник руководствовался в своих действиях и поступках общечеловеческими ценностями, мы введем подрастающее поколение в мир гуманной педагогики, а самого воспитанника приобщим к общечеловеческим идеалам и ценностям (В.И. Андреев, И.А. Зимняя, Н.Д. Никандров).

Но наряду с несомненным прогрессом в понимании общечеловеческих ценностей, которые сегодня особенно актуальны для воспитания учащейся молодежи, существуют также следующие барьеры в их формировании, которые особенно отчетливо стали проявляться в условиях рыночных отношений:

— гипертрофия в представлениях учащейся молодежи роли и значения денег, вещизм, ориентация на личное материальное благополучие любой ценой;

— недооценка, а порой и пренебрежительное отношение к национальным культурным ценностям; слепое, часто бездумное преклонение перед всем иностранным;

— недооценка роли и значения природы в жизнедеятельности человека; потребительское отношение к природе;

— нетерпимое отношение к инакомыслящим;

— недооценка доброты, совестливости, милосердия и др.

Современное воспитание, как и образование, трудно представить без гуманистического подхода, ориентации на самого человека, на уважение его человеческого достоинства, без создания необходимых условий для его свободного развития.

Гуманистический подход (мыслители Древней Греции, гуманисты эпохи Возрождения, Ш.А. Амонашвили) в воспитании отражает систему взглядов, согласно которым человек, воспитуемая личность представляет собой высшую ценность, имеющую право на существование, счастье, достойную Человека жизнь. Поэтому для гуманной педагогики права и свободы ребенка, его свободное и творческое развитие и саморазвитие являются приоритетными. Этот подход в воспитании ориентирован на то, чтобы система взаимоотношений на уровне «воспитатель —воспитанник» базировалась на взаимном уважении, справедливости и любви.

Гуманизм должен стать универсальной человеческой ценностью, без опоры на которую трудно представить воспитание человека справедливого, свободного, открытого внешнему миру.

Итак, гуманистический подход в воспитании, с одной стороны, опирается на гуманистическое мировоззрение, с другой — ориентирован на то, чтобы целенаправленно формировать у воспитанника гуманистическое мировоззрение. Данный подход вместе с тем ориентирует педагога-воспитателя на формирование гуманных взаимоотношений между воспитанниками, их уважительного, справедливого и честного отношения друг к другу.

Гуманизм предполагает и гуманное отношение к природе, которое наиболее продуктивно может реализоваться через экологическое образование и воспитание. Гуманистическая парадигма ценностных ориентации требует анализа и глубокого осмысления таких диаметрально противоположных понятий, как жизнь и смерть, честность и лживость, доброжелательность и агрессивность, любовь и ненависть и т.д.

В свете гуманистической парадигмы важно создать реальные педагогические условия образования и воспитания, чтобы маятник ценностей и ценностных ориентации учителя и учеников все более смещался в сторону истинно человеческих качеств, чтобы реальные педагогические ситуации создавали возможности их постижения, роста и саморазвития личности.

Читать еще:  Воспитание музыкального слуха

А это, в свою очередь, требует, чтобы педагогические ценности смещались в сторону культуры педагогического общения, диалога, творческого самовыражения и учителя, и учащихся. При этом речь идет не об отказе от традиционных форм и методов воспитательной деятельности учителя, а о смещении приоритетов, о качестве функционирования и саморазвития педагогической системы.

Человекоцентрированный подход в воспитании, появившийся в начале XXI в., рассматривает человека главным действующим лицом: все о Человеке и все для Человека. Когда в эпицентре ценностей мы ставим Человека, то, естественно, следуем и российской традиции, которую наиболее емко и точно сформулировал Н.А. Бердяев: «Поистине, в центре мира стоит человек, и судьба человека определяет судьбу мира, через него и для него».

Концепция воспитания — это совокупность идей и принципов педагогической деятельности, определяющих цель, содержание, позиции и способы взаимодействия воспитателей и воспитуемых в воспитательном процессе (Е.В. Бондаревская). Обоснование цели воспитания невозможно без учета особенностей социально-педагогической ситуации, которая ее порождает. В современных условиях происходит не только демократизация и модернизация учебного процесса, но и диктуемая жизнью актуализация общечеловеческих нравственных ценностей: совести, добра, справедливости, милосердия, духовности, человеческого достоинства.

Процессы обновления в современной школе идут болезненно и сложно. С одной стороны, у учащихся появляются безразличие к учебе, анархические настроения, апатия, игнорирование коллективных форм деятельности. С другой — многие начинают понимать, что в условиях рыночной экономики могут расцвести вечные общечеловеческие ценности, в частности такие, как знания, предприимчивость, профессионализм, культура. Таким образом, современная социально-педагогическая ситуация в России формирует альтернативный по отношению к традиционным воспитательным нормам тип личности, выдвигает задачи воспитания человека в новых условиях.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Современные подходы к воспитанию

Воспитание – это целенаправленно организованный процесс по передаче накопленного жизненного опыта подрастающему поколению.

В настоящее время, в рамках нестабильных условий существования и развития общества, вопросы воспитания приобретают все большую актуальность. Те методы, которые были эффективны в советское время, в современных условиях требуют кардинального пересмотра и переработки.

В современной педагогике выделяют следующие основные подходы к воспитанию: личностно-ориентированный, деятельностный, культурологический, ценностный, гуманистический и человеко-центрированный.

Личностно-ориентированный и деятельностный подходы

Личностно-ориентированный подход к воспитанию ориентирован на принцип воспитания, конечной целью которого является формирование идеальной модели личности.

В рамках данного подхода основные компоненты воспитательной системы подбираются с учетом заданного ожидаемого результата. Личности воспитанника отводится приоритетная, системообразующая роль.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Личностно-ориентированный подход был заложен в систему воспитания таких школ как Вальдорфская школа, школа М. Монтессори, школа С. Френе и ряд иных школ, являющихся их последователями не только в России, но и во всем мире.

Деятельностный (или личностно-деятельностный) подход основан на том, что развитие личности осуществляется в рамках выполнения определенной деятельности.

Деятельность рассматривается через систему следующих компонентов: мотивы, потребности, условия, действия, операции и результаты.

В педагогической практике компоненты и аспекты деятельностного подхода к процессу воспитания, реализуются через мотивации и потребности личности, содержание сторон ее деятельности. Именно поэтому данный подход рассматривается как один из наиболее эффективных средств развития педагогической теории.

Ценностный и культурологический подход

Культурологический подход – подход, в основе которого заложена культура и национальные традиции.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Процесс воспитания полноценной и всесторонне развитой личности не возможен без учета ее этнического склада, психологических особенностей конкретной национальности, традиций, обычаев и т.д. Фундаментом, на который необходимо опираться педагогу при решении задач воспитания, являются духовно-нравственные ценности народа, его сознание, исторические ценности, религиозность и эмоционально-чувственное отношение к жизни.

Культурологический подход в настоящее время становится все более актуальным и востребованным. Именно этот подход является стержнем этнопедагогики как науки. Невозможно воспитать полноценного человека и гражданина без опоры на:

  • народную мудрость,
  • фольклор,
  • традиции и т.д.

Ценностный подход воспитания – это подход, основанный на ценностях, которые для современного поколения детей и подростков являются ведущими.

К таким ценностям относят: справедливость, честность, достоинство, здоровье, доброжелательность, гуманность, уважение к старшему поколению, готовность прийти на помощь к ближнему и т.д.

В настоящее время понимание и принятие подрастающим поколением общечеловеческих ценностей является актуальной проблемой воспитания. Это связано с тем, что в рамках существующих рыночных отношений, происходит их повсеместное обесценивание, вызванное:

  • гипертрофией представлений о роли денег и вещей в жизни человека, переориентация на материальное благополучие, а не на душевное;
  • пренебрежение национальными ценностями, историей и культурой родного края и народа;
  • бездумное преклонение и почитание всего зарубежного и иностранного, предпочтение его отечественному;
  • недооценка значения окружающей природы в жизни каждого человека, потребительское отношение к ней;
  • нетерпимость к инакомыслию, недооценка значимости совестливости, доброты, милосердия и т.д. в жизни человека.

Гуманистический и человекоцентрированный подходы

Современный процесс воспитания достаточно сложно представить без гуманистического подхода, который ориентирован на личность человека, уважение его достоинства, создание оптимальных условий для свободного развития.

Гуманистический подход к воспитанию рассматривался еще мыслителями Древней Греции, гуманистами эпохи Возрождения и рядом отечественных современных педагогов.

Гуманистический подход к воспитанию – это система взглядов на воспитание человека, в соответствии с которыми, воспитуемый представляет наивысшую ценность, имеющую конкретные права и свободы, которые необходимо уважать.

В основе гуманной педагогики лежат права и свободы каждого ребенка, его творческое и свободное развитие и саморазвитие. Взаимоотношения между воспитанником и педагогом осуществляются на основании взаимного уважения, любви и справедливости.

Таким образом, гуманистический подход к воспитанию опирается на гуманистические воззрения ученых-педагогов, и направлено на их формирование у каждого воспитанника.

Человекоцентрированный подход к воспитанию – это относительно современный подход, разработанный в начале XXI в., который рассматривает человека как основное действующее лицо в процессе воспитания

Человекоцентрированный подход в воспитании рассматривает Человека как индивидуальный мир, который необходимо развивать и воспитывать, с учетом его природных способностей и врожденных умений.

Данный подход, ставит в центр всего Человека, его интересы, потребности и возможности. Соответственно и развитие мира осуществляется через развитие Человека. В том случае, если воспитать действительно достойного Человека, то можно сказать, что создан один из множества полноценный и качественный элемент мира.

Таким образом, современная социально-педагогическая ситуация в России формирует альтернативный по отношению к традиционным воспитательным нормам тип личности, выдвигает задачи воспитания человека в новых условиях.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Современные подходы к воспитанию в условиях ФГОС

Рубрика: Общие вопросы народного образования и педагогики

Дата публикации: 14.01.2018

Статья просмотрена: 4309 раз

Библиографическое описание:

Орлова Т. В. Современные подходы к воспитанию в условиях ФГОС // Образование и воспитание. — 2018. — №1. — С. 1-3. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/81/3070/ (дата обращения: 23.03.2020).

На современном этапе развития системы образования происходит смещение направленности с образовательной на воспитательную деятельность, делается больший упор на раскрытие индивидуальности личности, развитие ее самостоятельной творческой деятельности. Сегодня специфической чертой современной российской действительности является изменение понятия роли личности в обществе. В парадигме «личность — общество» наблюдается повышенный интерес именно к личности, становящейся главным компонентом. Развитые в конце прошлого века коллективистские идеи сменяются мировоззрением, центрированным индивидуально.

Читать еще:  Принцип целенаправленности семейного воспитания

Именно поэтому перед современным учителем стоит вопрос не в том, как привить ребенку знания, умения и навыки, а в том, чтобы в первую очередь воспитать личность, способную существовать в современном обществе, социализированную, то есть приспособленную к продуктивному взаимодействию с другими личностями. Это невозможно организовать, если воспитательный процесс организуется в рамках традиционной методики. Невозможно научить ребенка организовывать собственную работу, общаться, жить в обществе, если не ставить его в активную позицию, не используя современные подходы к воспитанию. Процесс формирования индивидуальности у обучающихся возможен только в результате активной деятельности самого обучающегося в решения проблемной ситуации, когда учитель становится консультантом и умело направляет деятельность обучающегося. При воспитании ребенка в соответствии с новыми стандартами учитель становится проводником, консультантом, тьютором в воспитательной деятельности, который организует, сопровождает и направляет ученика, получающего, в свою очередь, опыт непосредственной деятельности, общения в коллективе, взаимодействия с другими людьми, решения коммуникативных и развивающих задач. Следовательно, в концепции ФГОС любое занятие, как учебное, так и воспитательное понимается, в первую очередь как развивающее, целью которого становится приобретение опыта коллективной или индивидуальной деятельности обучающихся.

Методологическая основа процесса современного воспитания в школе описана наиболее полно в принятой в 2009 году «Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России». В этом документе описаны воспитательные ориентиры, опирающиеся на базовые нравственные ценности (патриотизм, семья, труд и творчество, гражданственность, литература, искусство, человечность и др.) До недавнего времени в системе образования делался больший упор на развитие конкурентоспособной, мобильной личности, способной найти себя на рынке труда, но чаще всего следует учитывать, что такая личность не всегда обладает высоким духовно-нравственным развитием. Существующие в современном обществе проблемы низкого морального уровня развития населения обуславливают необходимость воспитания именно высоконравственной личности. Поэтому в школе в соответствии с новыми стандартами следует большее внимание уделять личностно-ориентированному обучению, как способу не столько обучить ребенка определенным навыкам, сколько воспитать его достойным гражданином России. Таким образом на первый план выходят личностные результаты, развитие Я-концепции, самоопределения, мотивации.

Первое, на что следует обратить внимание при обучении и воспитании в условиях школы, это личностно-ориентированный подход. Сегодня много говорится о том, что школа должна воспитать всесторонне развитую личность, а главным становится умение ребенка учиться, то есть каждый педагог должен в первую очередь быть воспитателем, развитым духовно, творчески и интеллектуально, только в этом случае он сможет передать весь свой опыт и все знания ребенку. Много говорят о творчестве, как одном из способов воспитания личности. Конечно, как и в любом деле, не стоит бросаться из крайности в крайность и все уроки посвящать лишь творчеству. Пение, танцы и рисование — это хорошо, но всегда есть риск потерять за этим главное — обучение. Тем не менее творческая обстановка на уроках позволяет полнее раскрыться ученику, показать свои способности в какой-либо области, а следовательно, проявить сильную сторону своей личности, попасть в ситуацию успеха и ощутить радость победы. Согласно теории А. Н. Алексеева, личностно-ориентированное обучение — это «такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения. ЛОО — это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно личностных функций».

Таким образом, личностно-ориентированное обучение ставит своей целью не формирование личности по установленному шаблону, напротив, создание таких условий, при которых каждый ребенок как личность получает возможность развития тех качеств, которые у него уже заложены природой. Для реализации такого подхода важно использовать следующие принципы: дифференцированный подход, разноуровневое, индивидуальное и субъектно-личностное, «воспитывающее» обучение. Это позволяет подойти максимально индивидуализировано к каждому ученику, увидеть и раскрыть в нем те способности, которыми он обладает, дать ему такое задание, которое он может выполнить и получить от этого удовольствие. Именно это и создает мотивацию: понимание ребенком того, что каким бы он ни был, в любом случае он может сделать шаг вперед, добиться своего личного успеха. Учитель же в этой ситуации становится тем, кого сегодня называют модным словом «тьютор», то есть куратор, опекун, воспитатель. Он не учит в привычном смысле этого слова, а помогает сформулировать проблему, решение которой ребенок должен найти сам, он лишь направляет, консультирует, подсказывает направление размышлений.

Важной в личностно-ориентированном обучении становится различная групповая и парная работа, когда ученики начинают осознавать, что от их мнения и их работоспособности зависит успех всей группы, понимают свою ответственность и, с другой стороны, учатся слушать других и высказывать свою точку зрения, доказывать ее, приводя убедительные аргументы.

Наконец, результатом личностно-ориентированного обучения становится не столько отметка в журнале, сколько саморефлексия в конце урока, когда есть возможность оглянуться на то, что было сделано и оценить для себя значимость полученных знаний, еще раз сформулировать основные тезисы урока, а значит, понять что изменилось в своей личности, какой маленький шажок сделан на этом уроке в сторону гармонического развития.

Одним из методов, имеющих большое значение для воспитания личности, на котором хотелось бы остановиться, — театрализованная деятельность (школьный театр). Возможности использования различных театрализованных постановок поистине безграничны: возможно присутствие на уроке какого-либо исторического персонажа в качестве помощника, эксперта, экскурсовода; театральная деятельность во внеурочное время — подготовка и проведение костюмированных вечеров, театральных постановок, спектаклей. При кажущейся несерьезности и простоте такого вида работы, она имеет большое значение для понимания того фактического материала, который изучается на уроках, социализации личности, развития интереса к изучению предмета. Во-первых, подготовка любой постановки связана с изучением первоисточников, что развивает интерес к изучению школьного предмета. Во-вторых, в процессе создания сценария и репетиций неизбежно происходит общение участников постановки, возникновение и разрешение конфликтных ситуаций, установление коммуникации, что ведет к развитию навыков жизни в обществе.

Театрализация не только развивает познавательные возможности ученика, но и его личность, как нельзя лучше сочетаясь с личностно-ориентированным обучением. Совокупность этих методов позволяет в итоге сформировать такого выпускника школы, портрет которого описан в ФГОС, а учителю помогает оставаться консультантом, воспитателем, тьютором, направляющим познавательную деятельность ученика в нужное русло.

Итак, современная система образования сменила ориентиры, нацелившись на стимулирование личностных достижений школьников, развитие их духовной культуры, нравственности. Важными здесь становятся умения человека жить в обществе, устанавливать коммуникацию с другими членами социума, нравственного поведения. Реализовать данный подход возможно при личностно-ориентированном обучении, ставящем целью не столько обучение ребенка, сколько его воспитание. А главным становится создание воспитательно-развивающей среды. Именно эти новые ориентиры помогут воспитать новое поколение, каждый субъект которого является истинным гражданином России.

  1. Алексеев Н. И. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики / Н. И. Алексеев. — Тюмень: Изд. ТюмГУ, 1997. — 95 с.
  2. Бондаревская Е. В. Воспитание как встреча с личностью (Избр.пед.труды): в 2 т. — Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2006.–т. 2.–504 с.
  3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина. М., 2009.
  4. Новиков А. Н. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы формирования. — М.: Эгвес, 2000. — 272 с
  5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Сост. е.С. Савинов. М., 2011
  6. Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования. — М., 2000.
Читать еще:  Сенсорное воспитание картинки

Современные подходы к воспитанию: стратегические ориентиры и перспективы их достижения

Воспитание понимается как целенаправленное управление процессом развития личности. Это часть процесса социализации; оно протекает под определенным социальным и педагогическим контролем. Приоритетными являются диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразная творческая деятельность.

Цель воспитания заключается в формировании гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей.

Основной задачей воспитания дошкольников сегодня становится сохранение (и/или возрождение) условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает свое воображение и творческие способности. Где он экспериментирует, фантазирует, обсуждает, учится выстраивать отношения с людьми, сопереживать и находить свое место в коллективе, чувствует заботу о себе и пытается заботиться о других.

Главным механизмом воспитательного процесса является функционирование воспитательной системы, которая представляет собой целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (целей, субъектов, их деятельности, общения, отношений, материальной базы). Эта система обладает такими характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат, особенности корпоративной культуры и т. п.

Критериями эффективности воспитательного процесса являются: во-первых, факты позволяющие судить о наличии воспитательной системы, во-вторых, критерии качества, помогающие сформировать представления на уровне развития воспитательной системы и ее эффективности.

Подход представляет собой ориентацию действий педагога на использование определенной совокупности понятий, идей и способов педагогической деятельности. Избирая ту или иную ориентацию, педагог убежден в том, что она способствует достижению успеха в его работе. Чаще всего воспитательная деятельность педагога строится на основе не одного, а нескольких подходов.

Если раньше в педагогической науке и практике велась речь фактически о трех подходах — половозрастном, индивидуальном и деятельностном, то в настоящее время их перечень существенно пополнился. В современной научно-методической литературе предлагается применять в своей деятельности системный, синергетический, личностно-ориентированный, средовой, вариативно-модельный, социокультурный, коммуникативный, ситуационный и ряд других подходов.

Как комплексное педагогическое средство любой подход включает в себя три основных компонента:

– основные понятия, используемые в процессе управления воспитательным процессом;

– принципы, основные правила осуществления воспитательной деятельности;

– приемы и методы построения процесса воспитания.

Среди современных подходов к воспитанию наиболее эффективными являются следующие:

1. Системный подход, при котором объект познания или преобразования рассматривается как система.

Его целесообразность вытекает из того, что:

▪ во-первых, личность воспитанника должна развиваться в целостном педагогическом процессе;

▪ во-вторых, происходит объединение усилий субъектов воспитания;

▪ в-третьих, традиционные воспитательные мероприятия позволяют экономить время и силы педагогического коллектива;

▪ в-четвертых, создаются возможности моделирования условий для самореализации и самовыражения личности воспитанника;

▪ в-пятых, оптимально используется кадровый, финансовый и материально-технический потенциал учреждения.

Воспитательное взаимодействие при этом ведется в трех плоскостях: воспитательная система всего учреждения, воспитательное пространство группы и индивидуальная траектория развития воспитанника.

2. Деятельностный подход – организация и управление целенаправленной разнообразной деятельностью обучаемого. Воспитание по сути представляет собой содеятельность обучаемых и педагогов по реализации совместно выработанных целей и задач. Специально создаются ситуации воспитывающей деятельности, в которых объект учебно-воспитательного процесса превращается в его субъект.

3. Личностно-ориентированный подход обеспечивает и поддерживает процессы самопознания, самореализации личности обучаемого, развитие его индивидуальности. Педагогическая деятельность при реализации личностно-ориентированного подхода осуществляется на основе принципов само актуализации, индивидуальности, субъектности, выбора, творчества и успеха, доверия и поддержки.

4. Философско-антропологический подход к воспитанию личности ориентирован на систематическую разработку педагогической антропологии как синтетического учения о человеке обучающемся и воспитывающемся.

5. Синергетический подход нацеливает субъектов создания воспитательной системы на обстоятельное изучение процессов саморегуляции деятельности, общения и отношений в образовательном учреждении, на выявление тенденций, внутренних механизмов и резервов развития создаваемой системы.

6. Стихийное воспитание.

Отсутствие цели воспитания, или цель размыта. Воспитательные меры ситуативные, определяются настроением, часто непоследовательны, иногда противоречивы. Такой подход обусловлен размытыми представлениями о смысле жизни, соответственно — размытыми представлениями о воспитании, либо вообще отсутствием каких- либо представлений об этом.

7. Воспитание как адаптация.

Цель воспитания определена приспособлением к требованиям общественного развития. Смысл жизни сводиться к материальному благополучию. Соответственно цели воспитания, даже если они и не осознаются, сводятся к воспитанию социально адаптированного, успешного в плане социального благополучия человека. Это включает развитие физических и интеллектуальных возможностей, инициативы, предприимчивости. В этой модели нет места личности, она нивелируется, так как общество имеет свои потребности и интересы. Поскольку дело воспитания свободно в постановке своих задач, поскольку оно не стеснено тем, что навязывается обществом или государством, оно всецело обращено к личности ребёнка. Кроме того, стремление к пользе имеет эгоистический характер и ведёт к отчуждённости людей друг от друга.

Опираясь на такие представления человек, уходит в сферу эгоцентризма.

8. Воспитание как развитие. Гуманистический подход.

В центре внимания — уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (само актуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Главной целью воспитания в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционной педагогике.

От воспитателя гуманистическая педагогика требует принимать ребенка таким, каков он есть, стараться поставить себя на его место, проникнуться его ощущениями и переживаниями, проявлять искренность и открытость.

9. Воспитание как преображение.

Смысл воспитания как личностного преображения, сущность которого состоит в формировании стремления к добру, к предпочтению добра, что и является условием спасения. Такой взгляд на воспитание направлен на решение основной задачи личности. Сущность этого подхода к воспитанию сводиться к созданию условий для преображения личности.

Создание условий, а не поиск причин преображения и составляет содержание педагогической деятельности. И чем раньше они создадутся, тем успешнее будет воспитание.

В воспитании следует опираться на самосознание индивида, исходить из проблем и внутренних потребностей отдельного человека. В воспитании необходим системный подход.

Деятельность педагога, должна быть направлена на создание условий формирования потребностей человека в творческой деятельности, здоровом образе жизни, защищенности, безопасности, признании, необходимого социального статуса, смысла жизни, самореализации, удовольствия наслаждения. Для того чтобы ребенок вырос полноценной и разносторонне развитой личностью, родителям и воспитателям в процессе его воспитания придется приложить немало усилий. Главное — помнить: принцип золотой середины будет наилучшим выбором при воспитании ребенка.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector