221madou.ru

Мама и Я
7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сравнительная таблица воспитания и обучения

Время лучших: 5 отечественных педагогов, изменивших мир

Константин Дмитриевич Ушинский

(2 марта 1824 – 22 декабря 1870)

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»

Константина Ушинского называют основоположником русской научной педагогики. И этот выдающийся ученый достоин такого определения, как никто иной.

Ушинский один из первых решил уделять первостепенное внимание именно задачам нравственного просвещения и воспитания обучающихся. Представление о нравственном обучении как о чем-то «естественно» и «само собой разумеющемся» было им решительно отвергнуто.

Еще одной идеей Ушинского, за которую стоит горячо поблагодарить педагога, является идея важности сохранения национальной культуры и самобытности. Для XIX века языком преподавания оставался французский, в семьях и в свете говорили на нем. Да что уж там, сама Татьяна Ларина очень плохо изъяснялась по-русски! Статья Константина Дмитриевича «О необходимости сделать русские школы русскими» до сих пор остается образцом педагогических воззваний.

Будучи преподавателем как для детей, так и для учителей, Ушинский остался в истории как педагог-публицист. Отличительная особенность его работа – это не только обращение к вопросам воспитания и образования, но и горячая любовь к детям и родному народу, которая в значительной степени способствовала возрождению или даже пробуждению интереса к педагогике в России.


Константин Ушинский

Лев Семенович Выготский

(17 ноября 1896 – 11 июня 1934)

«Необходимо именно выдвижение на первый план моментов психологического развития ребенка, признать ведущую роль в развитии ребенка за развитием его социального поведения, его личности. «.

Имя Льва Выготского знакомо всем педагогам, психологам, культурологам и лингвистам вне зависимости от уровня образования и места рождения. Этот известный русский психолог связал две отрасли науки – психологию и педагогику, на десятилетия опередив свое время.

В процессе исследований, которые привели к появлению двух новых направлений: педологии и коррекционной педагогики, ученый пришел к необходимости научного подхода к вопросам процессов развития ребенка и воспитания. По мнению ученого, педагог должен строить свою работу с опорой на научные достижения и обязательно – на психологическую науку.

Лев Семенович сам не является автором конкретных методик развития или воспитания, в его книгах по культурно-исторической теории, которая легла в основу большинства современных дошкольных практик, вы не найдете конкретных рекомендаций. Но его концепции организации обучения и акцент на самовоспитании и саморазвитии стали знаковыми. Ведь ученый пришел к выводу, что воспитание – это не приспособление ребенка к среде, а процесс формирования личности, смотрящей вперед – за границы этой среды. Ведь только личная деятельность ребенка может стать основой воспитания, но никак не навязанная извне.


Лев Выготский

Антон Семенович Макаренко

(1 марта 1888 – 1 апреля 1939)

«В общем, педагогика есть самая диалектическая, подвижная, самая сложная и разнообразная наука. Вот это утверждение является основным символом моей педагогической веры».

В чем было новаторство Макаренко? В яркой и четкой идее интегративности образования. Личность не является таковой от рождения, это качество – «опыт быть личностью», как утверждал Макаренко, надо воспитывать, и воспитывать в коллективе. Каждый человек – каждый элемент образовательной системы – должен иметь свои права и стоять на активной позиции. Ученика надо в первую очередь уважать как Человека. Существующие стереотипы, в которых утверждалось, что есть явления, которые маркируются как правильные, и есть те, что можно назвать неверными, были им отвергнуты. Педагогика – это не наука, где существуют догмы. По мнению многих исследователей, именно Антон Семенович стал самой яркой звездой педагогического небосклона прошлого века, предвосхитив основы современного гуманистического образования.

Василий Александрович Сухомлинский

(28 сентября 1918 – 2 сентября 1970)

«В каждом учителе должна сиять и никогда не угасать маленькая искорка ребенка».

Василий Сухомлинский запомнится педагогам и психологам как создатель оригинальной педагогической системы, где ребенок был, есть и остается высшей ценностью. И именно личность ребенка должна быть тем ориентиром, на который направлены все процессы образования и воспитания.

Сухомлинский описывал процесс обучения как «радостный труд», а потому делал акцент на слово учителя, художественный стиль изложения и акцент на формирование мировоззрения учащихся, предлагал сочинять сказки вместе с детьми.

В одном из писем Сухомлинский писал: «Я показываю, как воспитать Счастливого Человека, как достичь того, чтобы в нашем обществе не было ни одной человеческой личности с пустой душой. не может быть счастливым человек, если у него нет ничего святого за душой, если он ни во что не верит. Первая святыня, которую, по моему мнению, нужно утверждать в душе ребенка, – это вера в человека, можно сказать, благоговение, удивление перед человеком, перед его стойкостью, богатством. Отсюда – сердечная чуткость, деликатность, чуткость к человеку. Отсюда – уважение к самому себе».


Василий Сухомлинский

Симон Львович Соловейчик

(1 октября 1930 – 18 октября 1996)

«Воспитание детей – старейшее из человеческих дел, оно ни на один день не моложе человечества; оттого оно кажется несложной работой: все справляются, и мы справимся. В действительности взгляд этот обманчив. и это сложнейшее из дел».

«Педагогика для всех» – это не только название книги-бестселлера, автором которой является советский журналист, публицист и теоретик педагогики Симон Соловейчик, но и главная его идея. Педагогика – это не то, что происходит в школе и к чему причастны только учителя. Педагогика – это нечто большее, выходящее за пределы стен, семьи и класса.

Ведь вам знакома фраза «педагоги-новаторы»? Именно вокруг, или даже лучше сказать, вместе с ним, сформировалось сообщество педагогов нового времени, которые позже выпустят знаменитый Манифест новой демократической школы. Суть манифеста – в сотрудничестве ученика и учителя.

Педагогика в понимании Соловейчика означает науку об искусстве воспитания или просто воспитание. Автору принадлежит афоризм: «Детей не надо воспитывать – с детьми нужно дружить». Дело в том, что Симон Львович был убежден: воспитание и образование – это процесс двусторонний и дети могут очень многому нас научить.

Сравнительный анализ содержания образовательных программ дошкольного образования

Наталья Макух
Сравнительный анализ содержания образовательных программ дошкольного образования

Сравнительный анализ содержания программы «Воспитания и обучения в детском

саду» под редакцией М. А. Васильевой и комплексной программы, включающей в себя методики М. Монтессори

Выбор программ «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой и комплексной программы, включающей в себя методики М. Монтессори не случаен.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» — это классическая программа, по которой обучают детей практически во всех детских садах нашей страны. Программа, зарекомендовавшая себя результатами многолетней практики, с помощью которой воспитали и обучили несколько поколений детей.

Обучение по методам М. Монтессори – это одно из популярнейших направлений педагогического обучения в настоящее время. И, не смотря на то, что М. Монтессори создала свою методику в начале ХХ века, в нашей стране, широкое распространение методики произошло около двадцати лет назад.

Сравнивая программы нельзя обойти стороной историю их создания. Сначала рассмотрим программу под редакцией М. А. Васильевой.

Первое издание «Программы воспитания и обучения в детском саду» было опубликовано в 1985 году под редакцией М. А. Васильевой. При подготовке этой программы была использована «Типовая программа воспитания и обучения в детском саду, разработанная НИИ дошкольного воспитания АПН СССР.

Содержание программы «Воспитания и обучения в детском саду» формировалось в течение нескольких десятилетий. Оно всесторонне апробировалось воспитателями, методистами и учеными, что позволило достаточно четко и емко изложить передовые идеи дошкольного образования в государственном образовательном документе, сыгравшем важную роль в развитии прогрессивной системы дошкольного образования России. Однако с момента первой публикации программы прошли десятилетия. Время внесло значительные коррективы в развитие отечественного дошкольного образования. Новые социально-экономические условия функционирования дошкольных образовательных обусловили необходимость обеспечения современного качества дошкольного образования, внедрения более прогрессивных форм участия государства и семьи в воспитании детей.

В связи с изменением приоритетов современного дошкольного образования потребовалась существенная доработка содержания прежней «Программы воспитания и обучения в детском саду». Коллектив ученых под руководством доктора педагогических наук, профессора Т. С. Комаровой осуществил доработку программы, дополнив ее новым научно обоснованным и проверенным опытом содержанием.

В обновленной программе зафиксирован отказ от формирования политико – идеологических установок и соответствующих представлений, игнорирующих духовные и общечеловеческие ценности, упразднены жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

Наряду с этим, авторы — составители постарались бережно сохранить в новом издании лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, обогащение развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания ребенка.

Главный критерий отбора программного материала — его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической, как отечественной, так и зарубежной, возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.

Теперь рассмотрим комплексную программу с использованием методики М. Монтессори. В свою основу комплексная программа включает современный вариант «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, а так же «Авторскую программу воспитания и обучения в российском Монтессори-детском саду и начальной школе» Е. Хилтунен. Соответственно, данная программа сходна по предметному образовательному наполнению, целям, и базисным концепциям с «Программой воспитания и обучения в детском саду».

Рассмотрим историю создания методики М. Монтессори.

Основатель методики — выдающийся итальянский ученый, врач-антрополог, педагог и психолог Мария Монтессори (1870-1952). В 1896 году, работая детским врачом в клинике, М. Монтессори обратила внимание на умственно-отсталых детей, которые бесцельно бродили по коридорам заведения и ничто не могло их занять. Наблюдая за несчастными, Мария пришла к выводу, что эти дети в свое время не имели стимулов к развитию и что каждому ребенку в первую очередь нужна специальная развивающая среда, в которой каждый смог бы найти что-то интересное для себя. Монтессори взялась за изучение педагогики и психологии развития здорового ребенка и попробовала создать свои методы развития и воспитания детей.

В итоге была создана педагогическая система, которую Мария Монтессори впервые использовала в «Доме ребенка», открытом ею 6 января 1907 года в Риме. Наблюдая за работой детей, Мария методом проб и ошибок постепенно разработала сенсорные материалы, вызывающие и стимулирующие у детей интерес к познаниям.

С 1909 года методика Монтессори начала распространяться во многих странах мира и использовалась не только для детей с особенностями развития, но и для обычных детей. В 1913 г. она появилась и в России. А с 1914г. во многих русских городах были открыты детские сады Монтессори. Но спустя 10 лет в годы Советской власти стала неактуальной и большевики закрыли детские сады. Только в 1992 году система Монтессори вернулась в Россию.

Теперь рассмотрим сходства и различия программ по их внутреннему содержанию и методам воздействия на ребенка.

Как уже писалось выше, обе программы сходны по предметному образовательному наполнению, целям, и базисным концепциям, а именно:

-Программы поддерживают основные требования российского содержания образования детей дошкольного возраста.

-Так же, обе программы основываются на концепции развития ребенка в процессе активной деятельности и обучения. Основной дидактический принцип обеих программ – развивающее обучение и научное положение Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие.

-Ведущие цели программ — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Однако, программа, основанная на педагогической системе Марии Монтессори к вышеперечисленным целям добавляет еще одну, центровую цель: создание условий для становления человека свободного и самостоятельного.

«Программа воспитания и обучение в детском саду» (Под редакцией Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С., на первый план выдвигает развивающую функцию образования, обеспечивающую становление личности ребенка и раскрывающую его индивидуальные особенности.

Программа составлена по возрастным группам. Основной формой образовательной деятельности являются занятия, на которых широко используются разнообразные игры, упражнения и игровые ситуации.

Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (представление, знание, мораль, искусство, труд). Программа представляет все направления дошкольного воспитания: физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое; представляет широкие возможности для познавательного, социального и личностного развития ребенка.

Комплексная программа с использованием методики М. Монтессори основана на системе саморазвития ребенка в специально подготовленной культурной развивающей среде. Стремление видеть в каждом ребенке неповторимую индивидуальность с персональными формами и сроками освоения окружающего мира, является отличительной особенностью данной методики в сравнении с традиционными.

В основе программы лежит антропологический взгляд на развитие ребенка. Выделяются особые сензитивные периоды его жизни, которые не повторяются во взрослой жизни и ориентирую педагога на специальную работу с детьми в эти периоды. Основная форма образовательной деятельности – игровая.

Большое внимание уделяется сенсорной зоне. Сенсорный материал представляет собой систему предметов, организованных в соответствии с определенными свойствами физических тел, таких как форма, цвет, вес, температура. Сенсорное воспитание – это база для изучения математики и овладения письмом. Именно в работе с сенсорными материалами дети впервые знакомятся с классификацией геометрических фигур.

Работая с материалами, такими, как Цилиндры-вкладыши, Доски для ощупывания, Шершавые таблички, Геометрический и Биологический комод, дети тренируют три пишущих пальца. Большое значение в умственном развитии детей имеет работа с математическими материалами, которые развивают умение исследовать, анализировать, обосновывать, оценивать.

Монтессори-педагог, не является центром группы, в отличие от воспитателей в традиционном детском саду. Это значит, что во время работы, он не проводит занятия, а наблюдает за работой детей. При необходимости, оказывая нужную им помощь. Создав развивающую среду и перейдя в роль наблюдателя или, в крайнем случае, помощника, воспитатель как бы передает всю активность ребенку и окружающим явлениям. Это создает свободу для саморазвития ребенка. Чем свободнее ребенок, тем больше самостоятельности вырабатывается в нем, а самостоятельность – основа человеческого достоинства. Монтессори понимает свободу ребенка не как вседозволенность, отсутствие границ, а как свободу целенаправленной деятельности и познания. Основной принцип в работе с детьми: ребенок должен прийти к пониманию явления сам. «Помоги мне сделать это самому» — так звучит главный девиз метода М. Монтессори.

Главным различием программ, является содержание самого процесса обучения. В таблице представлены основные различия между методами обучения в программах.

Как видно из таблицы отличия программ состоит в способах взаимодействия воспитателя с детьми, в организации темпа и учебной нагрузки на ребенка во время занятий, в способах подачи материала, в выборе основных развивающих материалов, в дисциплинарных акцентах во время проведения занятий и т. д.

Исследования показали, что дети, обучающиеся по комплексной программе с использованием методик М. Монтессори более внимательны и сконцентрированы при выполнении заданий; имеют меньше сложностей в общении с окружающими людьми, более коммуникабельны, а так же более четко и аккуратно выполняют письменные упражнения и рисунки.

Анализ авторских комплексных и парциальных образовательных программ дошкольного образования Анализ авторских комплексных и парциальных образовательных программ дошкольного образования Название программы Программа 1 Программа «Радуга».

Анализ Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования АНАЛИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ I. Общее приложение 1.1. Настоящий федеральный.

Интеграция как ведущая идея в реализации содержания современного дошкольного образования Педагогическая система каждой исторической эпохи переживает существенные изменения. Однако на всех этапах развития общества следует уделять.

Деятельность педагога по реализации программ дошкольного образования В своей работе руководствуюсь основной образовательной программой ДОО, составленной на основе программы «Радуга», предназначенной для работы.

Обзор основных программ дошкольного образования Дети уникальны, потому что они так взволнованы этим миром. Они могут весело провести время или сделать игру из чего угодно. Они имеют естественную.

Музыкальное занятие в подготовительной группе (сравнительный анализ произведений) ЦЕЛЬ: развивать музыкальное восприятие, способность чувствовать настроения в музыке, их смену. ЗАДАЧИ: привлечь внимание детей к различным.

Обновление содержания физического воспитания дошкольников в контексте ФГОС дошкольного образования Инструктор по ФК М. В. Орел, МБДОУ «Детский сад №8» Задачи: 1. Изучение образовательного пространства ДОУ на основании стандарта 2. Ознакомление.

Презентация «Сравнительный анализ ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования» Слайд 1 Уважаемые коллеги, сегодня мы обсудим вопрос преемственности дошкольного и начального общего образования Слайд 2 Говоря о возрастной.

Сравнительный анализ ФГТ и ФГОС в системе дошкольного образования В соответствии с ФГТ к развитию детей меняется цель образовательной работы — вместо наборов ЗУНов (знаний, умений, навыков) предлагается.

Сравнительный анализ Концепции и ФГОС ДО Сравнительный анализ Концепции и ФГОС ДО В связи с преобразованиями в обществе в соответствии с ФГОС дошкольного, начального общего образования.

педагогика. Сравнительная таблица основных педагогических идей


Симон Соловейчик
НазваниеСравнительная таблица основных педагогических идей
Дата09.04.2018
Размер25.4 Kb.
Формат файла
Имя файлапедагогика.docx
ТипДокументы
#40700
Подборка по базе: Демографические показатели. Методикаоценки и анализа основных по, 2.2 Таблица по концепциям.docx, Сравнительная таблица видов гоминид.pdf, Отрасли права. Характеристика основных отраслей. Правовой инстит, 1 Работа с таблицами в текстовом процессоре Word.docx, История развития, содержание основных разделов анатомии как науч, Проанализировав значительное количество научных работ, И.С. Гусе, Примерный перечень основных вопросов для подготовки студентов к , АЕДОН. Таблица применяемых изделий.doc, Бух.учет и анализ амортизации основных средств.docx.

Сравнительная таблица основных педагогических идей

Ян Амос Коменский (1592-1670) — чешский педагог-гуманист, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы.

Краткая характеристика эпохи

XVII век – новое время, одна из самых бурных эпох европейской истории, эпоха освободительного движения в Чехии
30-летней войны, в ходе которой Чехия потеряла самостоятельность. Гонения протестантов, в т.ч. К., католиками. Английская буржуазная революция. Война между Польшей и Швецией, в ходе кот. г. Лешно(«приют» чешских протестантов), где жил Коменский был разрушен (погибли все его рукописи , его имуществ)
Развитие капиталистических отношений, науки.
Основа философских взглядов Коменского.:
«Естественная философия» Бекона;
воспитание в общине Чешских братьев: главное — уметь читать и писать на родном языке, плюс сельское образование;
демократическое движение и гуманная педагогика эпохи возрождения;
обучение в латинской школе (влияние на взгляд о форме обучения);
работа проповедником (религиозные нотки в обучении)

Факторы развития личности

Идея гуманизма.
Цели воспитания — подготовка человека к вечной жизни, становление человека в полном смысле слова с помощью воспитания на основе природных дарований: мировоззренческий аспект педагогики К. тесно связан с принципом природо-сообразности (природо-сообразность — универсальный закон мироздания), природная основа развития — сама способность к. Цели: умственное развитие, нравственное и религиозное.
В основе – пансофия.
Задачи воспитания.
1. знание человеком всех вещей и самого себя (полноценное образование)
2. человек должен быть образцом божьим (нравственное воспитание)
3. нужно видеть в божественном начале источник всего сущего (воспитании религиозности)

Цель и задачи воспитания

Идея гуманизма.
Цели воспитания — подготовка человека к вечной жизни, становление человека в полном смысле слова с помощью воспитания на основе природных дарований: мировоззренческий аспект педагогики К. тесно связан с принципом природо-сообразности (природо-сообразность — универсальный закон мироздания), природная основа развития — сама способность к. Цели: умственное развитие, нравственное и религиозное.
В основе – пансофия.
Задачи воспитания.
1. знание человеком всех вещей и самого себя (полноценное образование)
2. человек должен быть образцом божьим (нравственное воспитание)
3. нужно видеть в божественном начале источник всего сущего (воспитании религиозности)

Организация образовательного процесса

1.материнская школа (до 6 лет): в семье матерью, формируется начальные представления о мире,
2. школа родного языка (6 -12): обучение только на родном языке
3.латинская школа или гимназия (12-18): только для юношей, проявивших склонность к науке. 4. Академия —(18-24).
(В «Пампедии» — также «школы зрелого возраста и старости», в которых «преподаёт» сама жизнь).
Девиз К.: «Человек должен быть воспитан для человечности».
Всеобщее обучение на родном языке; единая школа; классно-урочная система; распределение содержания по годам, месяцам; школьный год с делением на четверти; целостная система дидактики
Принципы обучения:
1.природосообразности
2. наглядности
3. легкости
4. прочности знаний
5. сознательности и актуальности
6.систематичности и последовательности
7. всезнания, всемудрости

Материнская школа: развитие органов чувств и нравственное воспитание
Школа родного языка (4 года): религиозное воспитание, знания по арифметике, географии, истории, экономике
Латинская школа (6 лет): изучение «семи свободных искусств» плюс математика, физика, естествознание
Академия: изучение всех обобщенных наук

Идея пансофии — всеобщей мудрости, отражения в сознании человека всего сущего (универсальное образование)

Учитель и требования к нему

Учитель, по К., должен владеть педагогическим мастерством и любить свое дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе.Гуманизм в отношении к ученикам. Быть учителем – дар божий. Коменский сравнивает учителя с садовником, акушером, полководцем. Учитель должен уважать себя и свою профессию. Государство должно заботиться об учителях и о том, чтобы ими становились люди почтенные, мудрые, набожные, деятельные. Учитель – это пример для ученика, его наставник и друг, организатор учения. Родители должны бережно поддерживать авторитет учителя в глазах ученика.
Учение К. об У. основано на глубоком понимании и утверждении его соц. роли, особенностях его личности, значения его как носителя культуры, обеспечивающего гуманистическую направленность дела воспитания, образования, обучения.

Отношение к наказаниям

Среди наказаний Коменскии рекомендует в первую очередь умеренно повышенный тон и увещания, чтобы ребёнок не допускал проступков. А в качестве второй меры наказания Коменский допускает и розгу.

Джон Локк (1632–1704) — Английский философ, общественный и государственный деятель, представитель эмпиризма и либерализма.

Краткая характеристика эпохи

Родился в доврянской семье.
На смену барочному рационализму XVIII века приходит романтизм.
Период, предшествующий французской революции.
1642-1649 гг. Английская буржуазная революция + период реставрации.
В Англии — реалистическая гуманистическая педагогия (Т. Мор), эмпиризм Ф. Бэкона. XVII век — духовное обновление => коренная ломка отживших свой век социально-экономических и политических порядков и окостеневших духовных (научн., нравств., эстетич. философ.) традиций. Возглавляемое Локком в Англии начинается просветительное движение (главная характеристика — всепроникающий дух рассудительности, убежденность в силе и могуществе разума

Факторы развития личности

Воспитание:(решающее значение): «человек рождается с душой чистой как доска» (tabula rasa), от природы все люди равны
Среда: воспитывает
Наследственнось (отрицал ее роль): выступал против врожденных навыков, дающих человеку привилегированное положение

Цель и задачи воспитания

Цель: становление гражданина, воспитание джентльмена, формирование человека. Задачи: теоретическое обоснование возникновения знания. Подготовка к ведению практических дел и привитие гражданственности и ответственности.

Задачи:
1. дисциплинирование характера
2. развитие воли, благоразумия, храбрости, искренности
3. приобретение опыта
4. формирование привычки 5. воспитание мышления, воли

Организация образовательного процесса

Все, что сковывает ребенка (тем более школьная парта) должно быть отброшено. Против школьного обучения и книжных знаний (искл. «Приключения Робинзона Крузо»).
Метод естественных последствий. Условия: природа и свобода.
Для детей богатых и знатных семей воспитание и образование должны быть организованы в семье, никаких школ, не жалеть денег на воспитателя. Дети трудящихся должны учиться в школах (необходимость заставлять детей рабочих посещать эти школы!). Обучение только ремеслу и религии.
Делил на физическое, нравственное и умственное.
1. Физическое: здоровье = основа счастья
2. Нравственное: твердый характер, воля, нравственное дисциплинирование (основа – привычки, закрепляемые упражнениями)
3. Умственное: основа — любознательность, интерес ребенка; давать то, что пригодится в жизни
Метод: убеждение (ребенок — разумное существо), развивающее обучение, развитие мысли

Традиционные: танцы, фехтование, верховая езда, плавание, музыка,
Дисциплины Локка (практико-ориентированный характер): право, этикет, стенография, бухгалтерия, родной язык, география, арифметика, геометрия, астрономия, история и законоведение, ремесло: столярное, токарное, парфюмерное дело.
Нет: риторики, диалектики, лат.языка (борьба со словесными знаниями: важно не знать, а мыслить)
Главное: единство умственного и физического воспитания

Учитель и требования к нему

Учитель – подготовленный, солидный воспитатель (лучше гувернер из разорившейся дворянской семьи); авторитетен, родители его поддерживают.
На воспитателя не надо жалеть денег.
Воспитатель (учитель) должен владеть искусством «ничегонеделания», т.е. уметь управлять ребенком не на прямую, тем самым, развивая его и пробуждая его потребность в знаниях.
Учитель- философ

Основные категории педагогики — развитие, воспитание, обучение, образование

Дата публикации: 21.04.2015 2015-04-21

Статья просмотрена: 43034 раза

Библиографическое описание:

Исмаилова З. К., Байбаева М. Х., Сапаров А. Б. Основные категории педагогики — развитие, воспитание, обучение, образование // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 937-940. — URL https://moluch.ru/archive/88/17340/ (дата обращения: 23.03.2020).

Основными категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение.

Развитие человека — это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова — систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира.

Образование — процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают, в основном, в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет и самообразование, т. е. приобретение системы знаний самостоятельно.

Обучение — это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний. Деятельность преподавателя при этом называется преподаванием, а деятельность учащихся — учением. Поэтому обучение можно определить и так: обучение — это преподавание и учение, взятые в единстве. В свете вышеизложенного педагогика предстает как наука о воспитании (имеется в виду «воспитание» в широком смысле); это наука, изучающая закономерности воспитания, образования и обучения (здесь «воспитание» употребляется в узком смысле).Обучение — это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания.

Обучение как процесс характеризуется совместной деятельностью преподавателя и обучаемых, имеющей своей целью развитие последних, формирование у них знаний, умений, навыков, т. е. общую ориентировочную основу конкретной деятельности. Преподаватель осуществляет деятельность, обозначаемую термином «преподавание», обучаемый включен в деятельность учения, в которой удовлетворяются его познавательные потребности. Процесс учения в значительной мере порождается мотивацией.

Содержание образования — специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере. Содержание образования — тот конечный результат, к которому стремится учебное заведение, тот уровень и те достижения, которые выражаются в категориях знаний, умений, навыков, личностных качеств. Обучение можно охарактеризовать как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания и умения на основе его собственной активности. А педагог создает для активности обучаемого необходимые условия, направляет, т. е. контролирует, предоставляет для нее нужные средства и информацию. Функция обучения состоит в максимальном приспособлении знаковых и вещественных средств для формирования у людей способности к деятельности. Обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов.

Принципы — основные исходные положения какой-либо теории, науки в целом, это основные требования, предъявляемые к чему-либо. Педагогические принципы — это основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных педагогических целей.

Принципы обучения выступают как основной ориентир в преподавательской деятельности. Мостом, соединяющим теоретические представления с педагогической практикой, служат принципы обучения. Принципы обучения всегда отражают зависимость между объективными закономерностями учебного процесса и целями, которые ставятся в обучении. Иными словами, это методическое выражение познанных законов и закономерностей, знание о целях, сущности, содержании, структуре обучения, выраженное в форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм педагогической практики.

Рассмотрим педагогические принципы формирования воспитательных отношений.

Принцип природосообразности — один из старейших педагогических принципов.

Правила осуществления принципа природосообразности: педагогический процесс строить согласно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся; знать зоны ближайшего развития, определяющие возможности учащихся, опираться на них при организации воспитательных отношений; направлять педагогический процесс на развитие самовоспитания, самообразования, самообучения учащихся.

Принцип гуманизации может быть рассмотрен как принцип социальной защиты растущего человека, как принцип очеловечивания отношений учащихся между собой и с педагогами, когда педагогический процесс строится на полном признании гражданских прав воспитанника и уважении к нему.

Принцип целостности, упорядоченности означает достижение единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса. Принцип демократизации означает предоставление участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции и самоопределения, самообучения и самовоспитания. Принцип культуросообразности предполагает максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится конкретное учебное заведение (культуры нации, страны, региона). Принцип единства и непротиворечивости действий учебного заведения и образа жизни учащегося направлен на организацию комплексного педагогического процесса, установление связей между всеми сферами жизнедеятельности учащихся, обеспечение взаимной компенсации, взаимодополнение всех сфер жизнедеятельности. Принцип профессиональной целесообразности обеспечивает отбор содержания, методов, средств и форм подготовки специалистов с учетом особенностей выбранной специальности, с целью формирования профессионально важных качеств, знаний и умений. Принцип политехнизма направлен на подготовку специалистов и рабочих широкого профиля на основе выявления и изучения инвариантной научной основы, общей для различных наук, технических дисциплин, технологий производства, что позволит учащимся переносить знания и умения из одной области в другую.

Все группы принципов тесно связаны между собой, но в то же время каждый принцип имеет свою зону наиболее полного осуществления, например, для занятий по гуманитарным дисциплинам принцип профессиональной целесообразности неприменим.

В современной дидактике принципы обучения рассматриваются как рекомендации, направляющие педагогическую деятельность и учебный процесс в целом, как способы достижения педагогических целей с учетом закономерностей учебного процесса.

Можно сформулировать современные дидактические принципы средней школы следующим образом.

1. Развивающее и воспитывающее обучение.

2. Научность и доступность, посильная трудность.

3. Сознательность и творческая активность учащихся при руководящей роли преподавателя.

4. Наглядность и развитие теоретического мышления.

5. Системность и систематичность обучения.

6. Переход от обучения к самообразованию.

7. Связь обучения с жизнью и практикой профессиональной деятельности.

8. Прочность результатов обучения и развитие познавательных способностей учащихся.

9. Положительный эмоциональный фон обучения.

10. Коллективный характер обучения и учет индивидуальных способностей учащихся.

11. Гуманизация и гуманитаризация обучения.

12. Компьютеризация обучения.

13. Интегративность обучения, учет межпредметных связей.

14. Инновативность обучения.

Наиболее важными дидактическими принципами являются следующие:

— обучение должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность;

— обучение должно характеризоваться проблемностью;

— обучение должно быть наглядным;

— обучение должно быть активным и сознательным;

— обучение должно быть доступным;

— обучение должно быть систематическим и последовательным;

— в процессе обучения в органическом единстве необходимо осуществлять образование, развитие и воспитание учащихся.

Термин «метод» происходит от греческого слова methodos, что означает путь, способ продвижения к истине.

В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия «метод обучения». Так, Ю. К. Бабанский считает, что «методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования».

Т. А. Ильина понимает под методом обучения «способ организации познавательной деятельности учащихся».

В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения.

1. Объяснительно-иллюстративный метод. Учащиеся получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в «готовом» виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, студенты остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. В вузе данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации.

2. Репродуктивный метод. К нему относят применение изученного на основе образца или правила. Деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т. е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.

3. Метод проблемного изложения. Используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. И в прошлом, и в настоящем такой подход широко используется.

4. Частично-поисковый, или эвристический, метод. Заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями. Такой метод, одна из разновидностей которого — эвристическая беседа, — проверенный способ активизации мышления, возбуждения интереса к познанию на семинарах и коллоквиумах.

5. Исследовательский метод. После анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера.

Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.

Классификация методов по характеру деятельности обучаемых

Уровни умственной деятельности ученика

Читать еще:  Как воспитывать ребенка в 7 месяцев
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector