221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сущность современного воспитания

Сущность воспитания и его особенности

Воспитание– одна из основных категорий педагогики.

Определение сути воспитания является одной из самых древних про­блем, которую общество трактовало, исходя из своих социальных устано­вок и актуальных задач.

Воспитание в педагогике можно рассматривать как:

общественное явление – передача накопленного опыта старших поколе­ний младшим: духовного наследия человечества, которое создано в про­цессе его исторического развития;

педагогическое явление – специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Воспитание обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений. Оно должно соответствовать требованиям общества.

Современное воспитание гуманистично, оно отражает социокультур­ное (выбор и осуществление образа жизни и поведения), индивидуальное (самостановление личности) и сопричастное (выбор ценностей) направле­ния в развитии личности. Такое воспитание отличается технологичностью (строится на закономерностях человеческого восприятия и психического развития), эмоциональностью (формирует эмоциональный опыт), диало­гичностью (создает собственный опыт, а не репродукцию), ситуативно­стью (основное средство – воспитывающая ситуация), перспективностью (направлено на развивающуюся личность).

Итак, воспитание – это творческий целенаправленный процесс взаи­модействия педагогов и воспитанников по созданию оптимальных усло­вий освоения социально-культурных ценностей общества и, как следст­вие, – развитие индивидуальности воспитанников, самоактуализация их личности.

Воспитание – процесс целенаправленный, а этоозначает, что процесс может быть только тогда назван воспитанием, когда имеет цель. Цель – это идеальное предвосхищение результата, на достижение которого на­правлена деятельность человека. Цель конкретизируется в задачах. При определении идеалов воспитания опираются на идеал человека, приспо­собленного к новым реалиям, новому обществу. Цель – воспитание все­сторонне гармонично развитой личности – закреплена в Законе «Об образовании», она:

— определяет содержание воспитательного процесса;

— обусловливает воспитательный результат;

— служит критерием деятельности педагога;

— полностью определяет систему воспитания.

Выделяют общие цели воспитания и индивидуальные (для отдельного человека). Цель воспитания всегда одна в пределах одной воспитательной системы, а задач, определенных целью, может быть много (общих и кон­кретных). Цели воспитания определяются потребностями развития обще­ства и зависят от темпов социального и технического прогресса, возможностей общества. Актуальные цели современного воспитания – развитие индивидуальности каждого человека и его социализация, опре­деляются задачами умственного, нравственного, эстетического, граждан­ского, трудового и физического воспитания. Решение воспитательных задач позволяет сформировать основы культуры личности.

Воспитание, в своей сущности, – это процесс взаимодействия педа­гога и воспитанника при активности обеих сторон. Причем по мере раз­вития воспитанника его позиция меняется с позиции объекта воздействия на позицию субъекта взаимодействия, превращая процесс воспитания в процесс самопознания и самовоспитания.

Важнейшей особенностью воспитательного процесса является опти­мальное определение на основании поставленной цели его содержания. Оно двуедино. Во-первых, это организация освоения воспитанниками социально-культурных ценностей общества, во-вторых – развитие их индивидуальности в процессе формирования отношений к окружающему миру и к самому себе.

Процесс воспитания отождествляется с воспитательным процессом. При взаимодействии воспитанник приобретает определенный опыт, пере­дачу которого необходимо организовать. Соответственно главная задача воспитателя – найти способ, чтобы включить воспитуемого в деятель­ность. Таким образом, воспитание – это процесс организации различных видов деятельности. Данный подход в теории воспитания называется личностно-деятельностным, а его основными содержательными компо­нентами являются: общение как основа многообразных межличностных отношений; руководство развитием личности в процессе деятельности; развитие и социализация личности. В гуманистической педагогике воспи­тание – процесс эффективного сотрудничества между воспитателями и воспитанниками, который должен привести к заданной цели.

Воспитательный процесс – специально организованная воспитатель­ная система, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов для достижения воспитательных целей и задач. Основные ком­понентыструктуры воспитательного процесса: целевой; содержательный; операционно-деятельностный; аналитико-результативный.

В состав динамической системы воспитательного процесса входят субъекты и объекты воспитания, разнообразные связи, проявляющиеся между ни-

ми, а также условия, в которых протекает процесс их взаимодействия.

В воспитательном процессе проявляется единство внешних воздейст­вий и влияние на объекты их внутреннего отражения, а также самостоя­тельное влияние объектов на себя, которое проявляется в самовоспитании, и уже в качестве субъекта процесса воспитания воспитанник предстаёт как развивающаяся индивидуальность.

Система компонентов воспитательного процесса самая динамичная (изменяющаяся, развивающаяся) структура, так как каждый компонент ее в наивысшей степени динамичен. При этом можно выделить два типа динамики, развития: спонтанный (стихийно происходящий под влиянием факторов среды и внутренних особенностей личности воспитанника) и педагогический, т. е. целенаправленный, осмысленный воспитателем и воспитанником.

Одним из основополагающих направлений педагога детского коллек­тива является создание оптимальных условий воспитания, или воспиты­вающей среды. С позиций идей гуманистической парадигмы воспитание есть не что иное, как создание условий для саморазвития личности, для самоактуализации воспитанника в условиях специально организованной коллективной творческой деятельности.

Воспитание – процесс творческий. Творческого подхода требует спе­цифика каждого педагогического явления: развитие индивидуальности воспитанников; сам процесс овладения культурой и деятельность педа­гога-воспитателя.

Таким образом, воспитательный процесс характеризуется: целена­правленностью; длительностью (по сути, он длится всю жизнь); много­факторностью (личность подвергается огромному количеству различных влияний); непрерывностью; подвижностью (воспитуемый подвергается целенаправленным и стихийным воздействиям); комплексностью (един­ство целей, задач, содержания, форм и методов воспитания); вариативно­стью (неоднозначностью) и неопределенностью результатов; двусто­ронностью (сотрудничеством воспитателей и воспитанников); противо­речивостью.

К числу основных противоречий воспитания относят противоречия между: новыми условиями общественной жизни и устаревшими формами и методами подготовки к ней; неограниченными возможностями развития человека и ограничивающими это развитие условиями социальной жизни; активной, деятельностной природой человека и недостатком опыта, зна­ний, умений для активного участия в жизненном процессе.

Самовоспитание – осознанная, целеустремленная деятельность чело­века, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствова­ние своей личности. Компонентами самовоспитания являются самопозна­ние, самоанализ, самооценка, самоотчет и самоконтроль.

Уровень самовоспитания характеризует уровень воспитанности лич­ности. Самовоспитание находится в неразрывной связи с воспитанием: подкрепляет и развивает процесс формирования личности.

Перевоспитание – вид воспитания, цель которого устранение отрица­тельных и развитие положительных качеств и свойств личности. Этот процесс длительный и нелегкий. Перевоспитывать гораздо сложнее, чем воспитывать, потому, что приходится ломать сложившиеся взгляды, при­вычки, черты характера и формировать новые, непривычные для воспи­туемых.

Дата добавления: 2015-03-31 ; Просмотров: 3241 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Сущность современного воспитания

Лекция 13. Теоретические основы воспитания

1. Сущность, цели, содержание, организация воспитания

Воспитание – одна из основных категорий в педагогике. Часть педагогики, изучающая воспитательный процесс, носит название теории воспитания. В научной литературе встречается различные подходы к толкованию этого понятия:

«Воспитание – это социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека».[48]

«В гуманистической педагогике … воспитание рассматривается как целенаправленный процесс культуроемкого развития человека, активно участвующего и осознанно осуществляющего саморазвитие…».[49]*

«Воспитание есть педагогическое управление процессом развития личности».[50]*

В педагогике понятие «воспитание» употребляют в широком и узком смыслах. В широком смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. В узком смысле – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Остановимся на следующем определении: воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности, специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, ориентированное на достижение цели воспитания.

Классификация видов воспитания осуществляется по различным основаниям (рис. 21).

Рис. 21. Классификация видов воспитания

Цель воспитания – определяющая характеристика воспитательного процесса, она выражает общую устремленность воспитания, это будущее, на достижение которого направлены главные усилия. «Цель воспитания не только в том, чтобы заставлять людей делать добрые дела, но и находить в них радость; не только быть чистыми, но и любить эту чистоту; не только быть справедливыми, но и алкать и жаждать справедливости» (Дж. Рескин).

Любое воспитание всегда целенаправленно. Цели воспитания всегда выражают историческую потребность общества в подготовке поколения, способного реализовывать определенные общественные функции и социальные роли. История педагогики показывает, что в разные исторические эпохи, в разных странах, у разных народов были свои цели воспитания. Они подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер. Я. А. Коменский считал, что воспитание должно быть направлено на достижение трех целей: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание), стремление к Богу (религиозное воспитание). Английский философ и педагог Дж. Локк утверждал, что главная цель воспитания – сформировать джентльмена, человека, «умеющего вести дела мудро и предусмотрительно». Немецкий педагог И. Гербарт целью воспитания считал всестороннее развитие интересов, направленное на гармоническое формирование человека. В современном мире существует многообразие целей воспитания, определяемых потребностями развития общества и зависящих от таких факторов, как темпы социального и научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества, учебных заведений, учителей и учеников. В российском современном образовании в качестве одной из приоритетных целей воспитания принято всестороннее гармоническое развитие личности.

Читать еще:  Воспитание детей от 1 года

Под содержанием воспитания понимают специально отобранную и признанную обществом систему элементов объективного социального опыта человечества (взглядов и убеждений, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения), которые надо усвоить и которые соответствуют поставленным целям и задачам.

Стратегия воспитания определяет общий замысел, перспективы и план достижения целей воспитания и базируется на общей концепции воспитательной работы. Воспитательный процесс в образовательном учреждении должен быть по своей сущности, содержанию и организации адекватным единой концепции воспитания, принятой в Российской Федерации.

Тактика воспитания в соответствии с его стратегией определяет систему организации воспитательной деятельности в подчиненных структурах и с каждым конкретным человеком. Она вырабатывается на правовой основе в соответствии с научными рекомендациями и с учетом реального уровня результатов воспитания.

2. Закономерности и принципы воспитания

Продуктивность воспитания во многом зависит от знания воспитателем его закономерностей и принципов.

Под закономерностями воспитания понимаются устойчивые, повторяющиеся и существенные связи воспитательного процесса, реализация которых позволяет добиваться требуемых результатов в развитии людей, трудовых коллективов и оказывать воспитывающее воздействие на весь уклад трудовой деятельности.

Знание закономерностей воспитательного процесса необходимо по целому ряду причин:

во-первых, человек подчинен системе естественных законов, которые действуют объективно в конкретных условиях. Благодаря знанию закономерностей воспитательного процесса можно создать условия, при которых воспитание будет протекать в соответствии с действием объективных законов (систем законов), а не вопреки им. И напротив, игнорирование законов неизбежно приводит к обострению противоречий, повторению ошибок и нелогичности в воспитании людей;

во-вторых, знание и учет закономерностей позволяет постигать суть движения от устаревших представлений к новым, освобождаться от стереотипов и утверждать продуктивную практику воспитательной работы. Эффективную модель воспитания можно создать и воспользоваться ею только на основе знания основных закономерностей, выделения социально значимых составляющих;

в-третьих, уяснение и учет закономерностей могут создать предпосылки для прогнозирования изменений в системе воспитательной работы, осуществление которых обеспечивает ее оптимизацию. Это также позволяет добиваться эффективного управления воспитанием со стороны руководителя.

В воспитательном процессе в числе других закономерностей можно выделить несколько основных закономерностей воспитания.

1. Обусловленность целей и задач воспитательной работы конституционными, мировоззренческими, нравственно-этическими ориентирами и позициями, правовыми рамками трудовой деятельности. В этой закономерности отражена социальная детерминированность воспитания, являющегося важнейшей функцией государства, которая реализуется в учреждении, на производстве. Ее требования исходят из сущности принадлежности работников к государственному институту, в рамках которого они занимаются социально значимым трудом. И все государственно-значимые ценности – это ценности работника, а государственные задачи – его задачи. В связи с этим основные руководящие линии воспитательной работы должны исходить от государственных структур.

2. Зависимость результатов воспитания не только от воспитательной деятельности, но и от реальных условий, характера взаимодействия с ними в конкретных процессах и ситуациях. В соответствии с данной закономерностью организатор воспитательного процесса должен обеспечивать нормальные условия жизни и деятельности человека. Это предполагает наилучшее удовлетворение всего комплекса потребностей, которое возможно в реальной ситуации. В этих целях требуются координация и взаимодействие воспитательных, организационных и обеспечивающих мер. Особое внимание важно уделять сочетанию воспитания и обучения.

3. Процесс развития личности приобретает оптимальный характер, если учащийся выступает субъектом обучения. Только в условиях полноправного учебного сотрудничества и взаимодействия возможно гармоничное развитие личности. Педагог не воспитывает, а актуализирует, стимулирует стремление учащегося к саморазвитию, создает условия для его личностного роста.

Учет закономерностей воспитательной работы осуществляется путем соблюдения ряда принципов. Важно обеспечить разумное сочетание традиционных принципов воспитания с новыми, которые выдвигаются в рамках новых выявленных закономерностей, проявляющихся в современной практике государственного строительства и жизнедеятельности конкретного коллектива.

Принципы воспитания – это исходные педагогические положения, служащие нормами для педагога как воспитателя. В своей совокупности они определяют направленность, содержание, организацию и методику воспитательного процесса в учреждении.

В принципах воспитания сконцентрированы и обобщены многолетний опыт воспитания людей и результаты научных исследований. Как и принципы обучения, принципы воспитания объективны по содержанию, но субъективны по форме своего существования, поэтому знание принципов воспитания, закономерностей воспитательного процесса, которые они отражают, позволяет педагогу сознательно и творчески решать задачи воспитания людей, систематизировать и упорядочивать свою деятельность, осуществлять ее педагогически обоснованно, с тем чтобы уверенно достичь поставленной цели воспитания.

Выбор педагогом принципов воспитания обусловлен его собственным мировоззрением, стилем общения, чертами характера, и от того, какими принципами он руководствуется, зависит эффективность его воспитательной работы с детьми. Следует учитывать, что соблюдение требований одних принципов и пренебрежение другими не способствует качественному решению педагогом воспитательных задач. Нельзя в воспитании людей поступать в одних случаях в соответствии с требованиями принципов, а в других – вопреки им; это снижает эффективность воспитательной работы, а нередко разрушает и весь процесс воспитания. Поэтому залогом успешности этого процесса является системный и комплексный подход к нему.

Основные принципы воспитания можно сгруппировать по различным основаниям:

содержание (например, гармоничное сочетание разных видов воспитания);

организационные принципы (например, воспитание в коллективе, преемственность воспитательных воздействий);

принципы руководства (например, стимулирование социальной активности, сочетание индивидуальных и групповых форм воспитательных воздействий).

Принципы воспитания тесно взаимосвязаны, их требования зачастую исходят одно из другого, обусловливая развивающий эффект воспитания. Совокупность требований принципов воспитания, реализованных в практической деятельности, обеспечивает системный подход руководителя образовательного учреждения к воспитательному процессу, комплексное воздействие на каждого человека и на коллектив в целом. Принципы воспитания обусловливают систему методов воспитания, реализуясь через их практическое применение. Они также тесно связаны и с принципами обучения, обеспечивая тем самым воспитывающий характер обучения и развивающую направленность воспитательного процесса.

3. Методы воспитания

Под методом воспитания понимается комплекс действий и приемов преподавателя и обучающегося, выполняя которые можно решить поставленную задачу, достигнув желаемого результата.

В современной педагогике одной из самых спорных проблем является классификация методов воспитания. В основе любой из таких классификаций лежит определенный критерий, признак, основание, по которому методы группируются. В 60-е гг. XX в. общепринятой была классификация, в соответствии с которой различали две группы методов: воздействия на сознание ребенка и воздействия на поведение ребенка. В 70-е гг. появилась классификация, содержащая три группы методов:

методы целенаправленного формирования качеств личности;

методы стимулирования естественного саморазвития личности;

методы коррекции развития личности.

В конце 70-х – начале 80-х гг. в педагогике получила распространение концепция деятельностного подхода к воспитанию. В этой связи ленинградскими педагогами Т. Е. Конниковой и Г. И. Щукиной была предложена новая классификация методов воспитания, разделяющая их на методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности, методы формирования общественного сознания и методы стимуляции деятельности.

Известный московский педагог, ученый В. А. Караковский предложил свою классификацию методов воспитания, получившую широкое распространение среди воспитателей-практиков. В соответствии с этой классификацией различают следующие виды воспитания:

В педагогической литературе встречается классификация, выделяющая следующие методы воспитания:

• воздействия и убеждения;

Если в качестве основания для классификации принять социальный опыт ребенка, то можно выделить следующие воспитательные методы:

• формирования социального опыта детей;

• самоопределения личности ребенка;

• мотивации деятельности и поведения;

• стимулирования и коррекции действий в воспитательном процессе.

Для каждого педагога выбор методов воспитания должен носить комплексный характер, изменяться под воздействием постоянно меняющихся конкретных ситуаций, а сочетание различных методов поможет быстрее достичь поставленной цели.

Воспитание: сущность, концепции и принципы

Дата публикации: 21.06.2019 2019-06-21

Статья просмотрена: 76 раз

Библиографическое описание:

Мурадян А. А. Воспитание: сущность, концепции и принципы // Молодой ученый. — 2019. — №25. — С. 425-427. — URL https://moluch.ru/archive/263/60942/ (дата обращения: 23.03.2020).

В статье рассматривается один из самых актуальных вопросов на сегодняшний день — вопрос воспитания молодого поколения. Рассматриваются теории, методы, принципы и задачи воспитания.

The article discusses one of the most pressing issues today — the issue of educating the younger generation. Theories, methods, principles and objectives of education are considered.

Воспитание — это процесс формирования личности, объединяющий в себе обучение и воспитание как в образовательном учреждении, так и в семье.

Вот уже на протяжении многих десятилетий, многих поколений тема воспитания остается одной из самых актуальных.

Сколько поколений родителей, воспитателей и педагогов пытаются выбрать ту саму, идеальную модель для развития личности. Однако, как мы все знаем, сколько людей, столько и мнений.

Читать еще:  Как воспитывать ребенка в 7 месяцев

В поисках лучшей модели воспитания появились сразу несколько направлений в области педагогики, образовался специальный раздел — «Теория воспитания», в область изучения которого попали все классические и современные принципы, в которых воспитание рассматривается с различных позиций.

Воспитание ощущает на себе влияние среды и социального окружения подростка. Психологическая суть воспитательского процесса представляет из себя перевод ребенка из одного состояния в другое. Итогом воспитания является перевод внешнего опыта, знаний, общепризнанных правил и законов в индивидуальные убеждения, взгляды и поведение. Воспитание формирует в том числе эмоциональную структуру личности.

Понятие образования — это система взглядов отдельного учителя или группы учителей на образовательный процесс — его сущность, цель, принципы, содержание и методы организации, критерии и показатели его эффективности.

Современная теория предполагает, что образование — это не прямое влияние, а скорее социальное взаимодействие между учителем и учеником. Результат работы учителя выражается в качественных изменениях сознания и поведения ребенка.

Основные категории, характеризующие российскую концепцию образования: взаимодействие, образовательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития.

В прогрессивной педагогике образование содержит большое количество задач: составление целостной и со всех сторон развитой личности; привитие социально-приспособленных, культурных, общественно-адекватных общепризнанных норм поведения и жизнедеятельности; привитие моральных и эстетических свойств человеку; становление воли, целеустремленности и психологической стойкости личности; присоединение к научным, историческим, культурным ценностям и достижениям общества; образование патриотической личности в согласовании с необходимостями государства; эволюция собственных возможностей, предрасположенностей и необходимостей человека в всевозможных областях; создание вероятностей для реализации различных обликов познавательной работы для расширения миропонимания, подъема значения образованности и культурного опыта; становление возможности приспосабливаться к переменам в общественной, политической и культурной жизни общества.

Одной из важнейших задач воспитания является выявление склонностей и дарований, становление в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.

Воспитание — это, помимо того, что долговременный, но еще и непрерывный, постоянный процесс, проходящий на протяжении всей жизни человека, который на более поздних этапах уже должен перейти в стадию самовоспитания. Особенность воспитания состоит в том, что результата может не быть видно сразу, надо внимательно оценивать разницу между тем, каким человек был, и каким он становится. Многое зависит от факторов, влияющих на личность образования и его внутренние ресурсы. Задачи, стоящие перед образованием, могут быть эффективно решены только при понимании и решении основных вопросов образования. Содержание образования формируется из системы знаний и умений, убеждений и личностных качеств, поведенческого компонента, идеологических взглядов человека. Они являются целью образовательного процесса. Образовательный процесс является многогранным и многоуровневым, он охватывает различные аспекты жизни и, в зависимости от направленности, имеет свое специфическое содержание и особенности.

Виды иклассификация воспитания, цели воспитания

Задачи умственного воспитания:

− Овладение определенным объемом научных знаний

− формирование научного мировоззрения;

− Развитие умственных сил, способностей и талантов;

− развитие познавательных интересов и формирование познавательной деятельности;

− развитие необходимости каждый день пополнять собственные познания, увеличивать степень подготовки.

Физическое воспитание

Физическое воспитание является неотъемлемой частью практически всех образовательных систем. Физическое воспитание способствует развитию у молодежи качеств, необходимых для успешной интеллектуальной и трудовой деятельности.

Задачи физического воспитания:

− Укрепление здоровья, правильное физическое развитие;

− Повышение умственных и физических способностей;

− воспитание нравственных качеств (смелость, настойчивость, самоотдача, дисциплина, ответственность,

− Формирование потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом;

− Развитие стремления быть здоровым, энергичным, приносить радость себе и находящимся рядом.

Трудовое воспитание

Трудовое воспитание охватывает те аспекты образовательного процесса, где формируются трудовые действия, формируются производственные отношения, изучаются инструменты и методы их использования. Труд в процессе воспитания выступает как ведущий фактор развития личности

Ποлитехническое воспитание

Ποлитехническое образование нацелено на ознакомление с основными принципами всех отраслей, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях. Основными задачами политехнического образования являются формирование интереса к производственной деятельности, развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности и зарождения предпринимательства. Правильно поставленное политехническое образование развивает трудолюбие, дисциплину, ответственность, готовит к осознанному выбору профессии.

Нравственное воспитание

Нравственное воспитание — формирует моральные ценности, суждения, чувства и убеждения, навыки и поведенческие привычки, соответствующие нормам общества. Моральное воспитание молодого поколения основано как на общечеловеческих ценностях, нетленных моральных нормах, выработанных людьми в процессе исторического развития общества, так и на новых принципах и нормах, появившихся на современном этапе развития. общества.

Эстетическое воспитание

Эстетическое (эмоциональное) восстание является основной составляющей цели образования и образовательной системы, которая обобщает развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов учащихся. Задачи эстетического воспитания можно разделить на две группы: приобретение теоретических знаний и формирование практических навыков. Первая группа задач решает вопросы ознакомления с эстетическими ценностями, а вторая — активное включение в эстетическую деятельность.

Задачи эстетического воспитания;

− формирование эстетического знания и идеала

− развитие эстетической культуры;

− Формирование эстетического отношения к реальности;

− Знакомство человека с красотой в жизни, на природе, в работе;

− формирование желания быть прекрасным во всем: в мыслях делах, внешности.

Итак, воспитание — сложный, многофакторный процесс. Описывая это, А. С. Макаренко писал: «Воспитание — это общественный процесс в широком смысле. Он воспитывает все: людей, вещи, явления, но прежде всего и больше всего — людей. Из них на первом месте учителя».

  1. Анин, Б. Родители за круглым столом / Б. Анин. — М.: Советская Россия, 2013. — 142 c.
  2. Бабина, Г. В. Слоговая структура слова. Обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Логопедические технологии / Г. В. Бабина, Н. Ю. Шарипова. — М.: Парадигма, 2014. — 668 c.
  3. Башкирова, Г. Б. Время выбора / Г. Б. Башкирова. — М.: Знание, 2014. — 853 c.
  4. Богданова, О. Ю. Теория и методика обучения литературе / О. Ю. Богданова, С. А. Леонов, В. Ф. Чертов. — М.: Академия, 2014. — 400 c.
  5. Валерий, Волынкин Педагогика в тестах / Волынкин Валерий. — М.: Феникс, 2013. — 369 c.
  6. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика / Г. А. Волкова. — М.: Детство-Пресс, 2014. — 882 c.
  7. Далингер, В. А. Методика обучения началам математического анализа. Учебник и практикум для академического бакалавриата / В. А. Далингер. — М.: Юрайт, 2016. — 162 c.
  8. Ермолин, Анатолий Воспитание свободной личности в тоталитарную эпоху. Педагогика нового времени / Анатолий Ермолин. — М.: Альпина Паблишер, 2014. — 262 c.
  9. Ильин, Г. Л. Инновации в образовании. Учебное пособие / Г. Л. Ильин. — М.: Прометей, 2015. — c.
  10. Исаева, И. Ю. Формирование готовности студентов педагогического вуза к управлению досуговой деятельностью подростков / И. Ю. Исаева. — М.: Флинта, 2016. — 160 c.
  11. 11.Азаров Ю. П. Искусство воспитывать: Книга для учителя. — 2 — е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1985. — 448 с.
  12. Азаров Ю. П. О мастерстве воспитателя. — М.: Знание, 1974. — 64 с.

Анализ современных концепций воспитания детей, преимущества и недостатки популярных методов

Каждое поколение на этапе своего развития рассматривает современные концепции воспитания и выбирает объективный подход. Методы и приемы постоянно совершенствуются, ведь люди стремятся к тому, чтобы избежать проблем в воспитании и развитии собственных детей.

Что такое концепция воспитания?

Концепция — это конкретный метод восприятия, система взглядов на действие или предмет. Это понятие можно спутать с планом, но план – это совокупность конкретных, продуманных до мелочей шагов, которые приведут к определенному результату. Концепция же – это система принципов, которые должны ложиться в основу для осуществления конечного замысла.

Воспитание – результат действий, направленных на прививание индивиду школой, семьей, окружающей средой желаемых черт, свойств и навыков поведения, которые он будет проявлять в дальнейшей жизни.

Воспитательный процесс – это организованное профессионалами взаимодействие между субъектами, которое характеризуется совместной деятельностью, взаимоуважением и имеет целью перенос чужих для воспитанника ценностей, норм и опыта во внутренний план его личности.

Концепция воспитания – это неделимое восприятие главных компонентов воспитания: целей, задач, содержания, форм, методов и предполагаемого результата.

Концепции прошлого столетия

Десятилетиями педагоги и родители разных поколений экспериментируют с подбором способа воспитания детей. Они стараются использовать самый объективный подход, чтобы воспитать личность ребенка и привить ему необходимые умения и нормы.

Так, в XX столетии зародилось несколько концепций воспитания. Самые известные педагоги ушедшего века – К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, Б. П. Никитин и Л. А. Никитина, С. Л. Соловейчик, Я. Корчак.

К. Д. Ушинского можно отнести к педагогам XIX века, однако его главный труд «Педагогическая антропология» в нескольких томах переиздавался в начале двадцатого века, тогда и получил широкую огласку. Известны также его учебные книги «Родное слово» и «Детский мир».

Читать еще:  Как правильно воспитывать гиперактивного ребенка

Основа подхода Ушинского – философский взгляд на воспитание. Автор считал, что если такие науки, как психология и физиология, раскрывают организм воспитанника (ребенка), то философия определяет идею и суть воспитания. Ушинский видел создание новой педагогики в противовес консервативной, которая базировалась лишь на нормах поведения учащихся. К. Д. Ушинского волновал внутренний мир ребенка, и он первым заговорил о том, что нет единой системы воспитания для всех народов, у каждого народа свои особенности.

А. С. Макаренко создал колонии для несовершеннолетних нарушителей и беспризорников. К Макаренко попадали самые проблемные дети, чьи родители опускали руки. Метод Макаренко работал безотказно. Изначально система создавалась для перевоспитания, а потом стала применяться для воспитания. С точки зрения А.С. Макаренко, основные 3 компонента взаимодействия – общество, коллектив, личность.

Коллектив в понимании Макаренко имел такие признаки:

  • общность цели;
  • общность деятельности;
  • поддержание тесной связи с обществом;
  • соблюдение строгой дисциплины.

Макаренко не был ярым гуманистом, иногда воспитывал жестко, «по-мужски», но его система все же сочетала гуманистические принципы с идеей полноценной трудовой деятельности. Особая роль в его методике отведена дисциплине, которую он считал не методом воспитания, а его результатом. По мнению педагога, у правильно воспитанного человека дисциплина – это отдельная нравственная категория.

В 1988 году ЮНЕСКО признала А. С. Макаренко одним из выдающихся педагогов мира. Он написал «Книгу для родителей», в которой обозначил немаловажную роль семьи в воспитании. Этот педагог достиг таких успехов, что мог сказать: «Воспитание – легкое дело».

Б. П. Никитин и Л. А. Никитина – основоположники современного раннего развития. Концепция этой семейной пары базируется на личном опыте взращивания семерых детей. Никитины всему учились сами, но тогда обществу казалось диким многое из того, что сейчас присутствует в нашей жизни как само собой разумеющееся. Именно Никитины применили такие приемы, как:

  • прикладывание к груди сразу после появления на свет;
  • кормление новорожденного по требованию, особенно в ночные часы;
  • совместный сон матери и ребенка;
  • кормление грудью без введения докорма и допаивания водой как минимум до прорезывания первого зуба;
  • избегание искусственной стерильности дома;
  • присутствие снарядов для спорта в жизни ребенка;
  • свобода в стремлении малыша познавать мир вокруг.

По мнению Никитиных, необходимо развивать творческие способности ребенка. Если малыш имеет врожденные данные, то развитие талантов в раннем возрасте поможет ему реализовать себя в будущем, а игнорирование стремлений может на корню загубить талант. Родитель, по мнению Никитиных, должен создать благоприятную среду для развития ребенка во всех направлениях.

Однако крайности недопустимы: заорганизованность (загрузка ребенка занятиями без свободного времени для творчества и познания мира), равно как и заброшенность (удовлетворение только основных потребностей), оказывает негативное влияние на становление личности.

С. Л. Соловейчик – автор подхода для воспитания свободного и нравственного человека. Самая известная книга – «Педагогика для всех», ставшая сенсацией своего времени. Соловейчик отметил, что воспитание ребенка – это самое древнее из всех человеческих дел, и что не только взрослые воспитывают детей, но и дети воспитывают взрослых.

С. Л. Соловейчика выделил несколько принципов, соблюдая которые, не придется ничего менять в ребенке.

  1. Внутренняя свобода личности – основа развития. Свобода не врожденное состояние, ее можно только воспитать.
  2. Взаимоотношения детей и родителей – доверие между ними формирует уверенность в мире и помогает переживать разочарования.
  3. Цель и задача родителей – воспитать самостоятельного ребенка, который без труда сможет отделиться от них и уверенно уйти во взрослую жизнь.
  4. Возможность развиваться психически и физически — главная ценность воспитания. Родители должны этому способствовать.

Я. Корчак – польский учитель и автор книги «Как любить ребенка».

Советы по взращиванию счастливого ребенка от Януша Корчака:

  1. Любить таким, какой он есть, не пытаться его переделать.
  2. Любить свое чадо безвозмездно и делать для него все, что в силах родителей.
  3. Не обижать, не унижать своего отпрыска и не смотреть на проблемы малыша предвзято или свысока.
  4. Не относиться к ребенку как к собственности или как к вещи, сделанной своими руками. Он – самостоятельная личность и никому не принадлежит.
  5. Любить не только своих, но и чужих детей.

Современный подход к воспитанию детей

В ушедшем веке педагоги ориентировались на упомянутые выше концепции, однако в России господствовала концепция коммунистического воспитания молодежи. Сейчас еще можно услышать про учителей «старой закалки», но современное воспитание старается уходить от советской педагогики. Однако в нынешних условиях возникает проблема столкновения и противоречия между быстрым темпом приращения большого объема знаний и физической и психологической неготовностью этот объем усваивать. Это обстоятельство заставляет образовательную систему отказаться от стремления только лишь всесторонне развивать личность в плане образования. Выходом становится упор на максимальное развитие способностей через самовосприятие личности.

Сейчас не выделяются концепции, стоящие особняком или имеющие радикальные отличия. В XXI веке в основу формирования воспитательных подходов ложится гуманистическое воспитание. Этот подход ориентирован на взаимодействие педагога с личностью ребенка как целостным началом, которое заключает в себе наиболее важные проявления духовности.

Цель концепции гуманистического воспитания – всестороннее и гармоничное развитие личности.

Основная мысль, на которой базируется гуманистический подход: личность – высшая социальная ценность.

В основу концепции положены такие идеи:

  1. природосообразность (упор на половые, возрастные особенности конкретного ребенка и уровень его развития);
  2. культуросообразность (особенности той культурной среды, в которой происходит воспитательный процесс);
  3. гуманизация отношений (человеческие отношения между педагогом и воспитанником);
  4. упор на чувства ребенка (слышать и слушать, что чувствует ребенок, взаимодействовать с ним в разных ситуациях).

Идея самореализации и гармоничных взаимоотношений личности и общества лежит в основе современных подходов к воспитанию. Ученые исследуют процесс формирования личности, взаимодействие между педагогом и ребенком, роль учителя в воспитании и развитии воспитанника. Подходы базируются на теориях воспитания, разработанных выдающимися психологами и философами XX века.

Теория воспитания

Теория воспитания – это система приемов, которая объясняет формирование и изменение личности под влиянием воспитания, обосновывает содержание и раскрывает сущность воспитания.

Концепции воспитания XXI века базируются на нескольких известных теориях:

  1. гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу);
  2. поведенческая теория (Д. Уотсон, Д. Локк, Б. Скиннер);
  3. когнитивная теория (Д. Дьюи, Ж. Пиаже);
  4. биологическая теория (К. Лоренц, Д. Кеннел);
  5. психоаналитическая теория (З. Фрейд, Э. Эриксон).

Технологический подход к воспитанию

Во второй половине XX века появился технологический подход к обучению и воспитанию. Это систематизированная совокупность различных приемов и процедур, разработанных научными деятелями и отобранных из практического применения, призванная привести воспитательный процесс к ожидаемому результату. Суть подхода в том, что учебно-воспитательный процесс детально планируется и продумывается заранее.

Современные технологии воспитания делятся на три типа:

  1. повседневные – поясняют повседневное поведение педагога во взаимодействии с воспитанником;
  2. ситуативные – разрабатываются для конкретной ситуации (например, в случае конфликта между одноклассниками);
  3. перспективные – представляют собой долгосрочные модели воспитательного процесса, разработанные для конкретного педагога с использованием наиболее действенных приемов и методов

Технологический подход позволяет осваивать новые области образовательной деятельности, а также наглядно анализировать и корректировать уже используемые в практике модели.

Проблемы современного воспитания

Проблемы в воспитании возникают во все времена и при любых принятых концепциях. Изменение социально-экономических и политических условий в стране усугубляет ситуацию. Ребенок с рождения воспитывается в неоднородной среде, начиная с семьи, не говоря уже о школе и тем более – об улице.

Социальные проблемы, безработица, снижение качества жизни, доступность телевидения и интернета, пропаганда аморального образа жизни и алкоголя – все это приводит к тому, что многие дети становятся «сиротами при живых родителях». Одних детей матери оставляют в роддоме, другие дети растут педагогически запущенными в полных семьях, а третьи при финансовом благополучии страдают от неблагополучия морального. Такая ненормальная среда не может не наложить отпечаток на внутреннее «Я» ребенка. Если им не занимаются внутри семьи, ответственность за воспитание приходится брать образовательному учреждению, в которое он попадает.

Концепции воспитания направлены на формирование в ребенке разносторонней личности и решение проблем воспитания. Новый подход набирает силу и совершенствуется, несмотря на то, что устаревшие модели все еще применяются на практике. Развитие технологического подхода, создание условий для личностного роста, организация благоприятного процесса взаимодействия педагога и ребенка направлены на достижение ожидаемого результата.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector