221madou.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Технологический подход в воспитании

Технологический подход в процессе воспитания

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

МЕТОДИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ/

ПОД РЕД. В. А. СЛАСТЕНИНА

Использование технологического подхода

В воспитательном процессе

В педагогической теории и практике мы обнаруживаем следующее явление, характеризующее естественное и объективное движение к технологизации в воспитательном процессе. Речь идет о проявлении все более детального и системного подхода в решении конкретных воспитательных задач. Примером тому может служить разработка технологий анализа педагогических ситуаций, игровой деятельности, разрешения конфликта, общения, требования и др., которые возникли не на пустом месте, а путем систематизации уже известных идей. Так, технология требования, созданная Н. Е. Щурковой, фактически является переводом на технологический уровень уже созданной методики предъявления педагогического требования В. М. Коротова. Эта критикуемая ранее методика при переводе на новый технологический уровень стала отвечать требованиям гуманизации процесса воспитания.

Воспитательные технологии можно определить как продуманную во всех деталях модель совместной деятельности, содержащую систему научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между воспитателем и воспитанниками, при которых оптимально достигаются конкретные воспитательные цели.

Эффективность воспитательных технологий в значительной степени зависит от педагогических условий, в которых они осуществляются. По мнению Н. Е. Щурковой, эти условия определяют успешность воспитательной технологии в такой же степени, в какой и созданная педагогическая технология. К педагогическим условиям, определяющим успешность воспитательных технологий, прежде всего можно отнести индивидуальные особенности педагога: эрудицию, неординарность личности педагога, его культуру, интересы и увлечения, и т. п. Большое значение имеет отношение к воспитанникам, выражающееся в педагогическом такте и оптимизме, в мажорном тоне. Не менее значим профессионализм педагога, проявляющийся в глубоких знаниях закономерностей воспитательного процесса и детской психологии, владении методами диагностики и т. д.

Материальные условия, включающие обстановку в классе, наличие современного оборудования, вряд ли можно отнести к определяющим, но в успешности воспитательной технологии и они играют не последнюю роль.

Попытаемся раскрыть сущность и особенности создания и осуществления воспитательных технологий через призму существенных признаков педагогических технологий.

1. Характер воспитательной технологии зависит от отношения к ребенку. Им определяется тип технологии: сотрудничества, свободного воспитания, авторитарная или личностно-ориен-тированная (Г. К. Селевко).

2. Как уже известно, постановка диагностируемой целиявляется одной из важнейших составляющих создания педагогической технологии. При создании воспитательных технологий ставится цель, в которой четко формулируются ожидаемые конкретные конечные результаты.

Постановка цели воспитания всегда была одной из самых спорных и сложных проблем в педагогике. Как справедливо заметил А. С. Макаренко, педагогика, в особенности теория воспитания, есть, прежде всего, наука целесообразная. К сожалению, отечественная педагогика до настоящего времени не выработала таких целей воспитания, пути достижения которых и полученные результаты могли бы быть однозначно и объективно диагностируемы. Чем шире и значимее цели воспитания (всестороннее и гармоничное развитие), тем более расплывчатыми они становятся и на практике не реализуются.

Целевые установки при создании воспитательных технологий будут иметь форму ожидаемого результата только тогда, когда они конкретны, личностно-ориентированы и максимально отражают закономерности воспитательного процесса. Так, при создании воспитательных технологий для старшеклассников цели воспитания будут выражать ожидаемый результат, если в них будут учтены психологические особенности этого возраста. В старшем школьном возрасте учащиеся выбирают будущую профессиональную деятельность, в связи с этим стиль их жизни, чтение, досуг и развитие отдельных личностных свойств и качеств подчинены подготовке к будущей профессии.

При постановке диагностируемых целей в процессе создания технологий воспитания педагог должен ответить на ряд важных вопросов:

Какие ценности, личностные смыслы необходимо передать ученику?

Какие конкретные умения, навыки или личностные качества будут формироваться в процессе осуществления данной технологии?

Каким образом можно изучить, насколько сформировано конкретное качество?

В каких поступках, действиях и отношениях (к себе и людям, к труду и природе) воспитанника будут проявляться формируемые качества личности?

Правильно осуществить этот важный шаг педагогу поможет знание теории педагогики, методики воспитательного процесса, психологии. Особое значение для педагога-технолога имеют знания и умения в области психологической диагностики, т.е. его диагностическая культура.

3. Когда цель определена и сформулирована, проводится предварительная оценка уровня соответствующего качества личности (например, дисциплинированности, аккуратности) или целого комплекса качеств и умений (например, умения устанавливать отношения с людьми, способность к самовоспитанию, саморазвитию).

4.На основе данных диагностики производится отбор содержания, форм, методов и приемов воспитания и создается собственно технологическая цепочка. В этом сложнейшем процессе реализуются опыт и профессионализм преподавателя, его педагогическая интуиция и знание психологии детей.

Содержательный компонент воспитательной технологии так же значим для ее успешности, как и диагностируемая цель, и от него зависит, будет ли технология информационной или развивающей, традиционной или личностно-ориентированной, продуктивной или малоэффективной. В основном эффективность технологии воспитания зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой цели и содержание деятельности.

Характерной особенностью педагогических технологий являются возможности воспроизведения технологической цепочки и необходимой коррекции на любом этапе осуществления технологии. Для воспитательной технологии этот процесс более приемлем в несколько ином виде. Пошаговое воспроизведение составляющих воспитательной технологии рациональнее проводить либо в процессе обсуждения осуществленной воспитательной технологии, либо в процессе самоанализа и рефлексии педагога.

Проиллюстрируем такую возможность на примере одной воспитательной технологии, созданной Н. Е. Щурковой. По мнению создателя, технология требования обеспечивает вовлечение воспитанника в необходимую для него развивающую деятельность, формирует отношения между воспитателем и детьми на уровне взаимного уважения, сознательной дисциплины. Выполнение требований педагога происходит естественно и легко, как само собой разумеющееся; этому способствует и то, что требования предъявляются педагогом не лично от себя, а в качестве общечеловеческих либо общественных норм, выработанных культурой.

Правила, из которых состоит технология, являются средством реализации уважения к воспитаннику, но при этом уважение реализуется и в специальных формах, которые и определяют условия, обеспечивающие эффективность технологии требования. Эта позиция согласуется с позицией А. С. Макаренко: чем выше требовательность к человеку, тем больше уважения к нему. Рассмотрим краткое описание технологии, приведенной в таблице«Условия осуществления педагогической технологии».

Следует отметить, что технологическая цепочка здесь не осуществляется последовательно, – вероятно, это особенность большинства воспитательных технологий. Только первое правило соответствует этому представлению. Педагог стремится довести до логического завершения любое требование, и оно должно быть разумно, конкретно и естественно вытекать из логики учебного процесса. Все остальные правила реализуются одновременно и постоянно.

Воспроизведение и коррекция воспитательной технологии заключается в анализе действий и качеств личности. В процессе подробного анализа выясняется, присутствовали ли в педагогической деятельности все составляющие нижеприведенной таблицы. Если технология не работает или малоэффективна, то анализ покажет, какой компонент не задействован или недостаточно реализован.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ КАДЕТ

В статье обоснована необходимость технологического подхода в воспитании кадет; рассматривается спектр необходимых компетенций педагога, работающего в кадетских классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
tehnologicheskiy_podhod_v_vospitanii_kadet.docx29.34 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ КАДЕТ

Романова Галина Александровна,

Аннотация. В статье обоснована необходимость технологического подхода в воспитании кадет; рассматривается спектр необходимых компетенций педагога, работающего в кадетских классах.

Abstract. The article substantiates the need for a technological approach in the education of cadets; the range of necessary competencies of the teacher working in cadet classes.

Ключевые слова: кадеты; кадетские классы; кадетское воспитание; кадры для работы с кадетами; педагогическая технология; технологический подход.

Keywords: cadet; cadet classes; cadet training; staff to work with the cadets; teaching technology; technological approach.

Почему так важно сделать акцент на технологическом подходе к воспитанию кадет? Приоритет того или иного методологического подхода обусловлен ведущей образовательной парадигмой, определяющей целевые ориентиры образования как на уровне государственном, так и на уровне определенной ступени образования, на уровне конкретной образовательной системы. Образование сегодня носит полипарадигмальный характер. Образовательные парадигмы как различные концептуальные модели существуют и сосуществуют одномоментно, а также сменяют друг друга в соответствии с общими и особенными тенденциями развития общества, его целей и ценностных ориентаций. Они отличаются подходами к определению главной цели образования и способам достижения этой цели; подходами к отбору содержания образования и технологиями реализации этого содержания; подходами к пониманию сущности и роли образования в системе общественных институтов, и, в то же время, к определению роли самих социальных институтов в достижении образовательных целей; отличаются подходами к определению особенностей взаимодействия субъектов образования и т.д.

Иерархия методологических подходов в связи с этим может быть выстроена так, что будут выделяться подходы разных уровней, в том числе некоторые из них будут играть роль системообразующих принципов. Методологический подход как философская категория имеет различную трактовку, что свидетельствует о многоаспектности и полифункциональности данного феномена. Как система принципов, определяющих общую цель и стратегию соответствующей деятельности, методологический подход рассматривается в работах Н.Стефанова [7] ; как набор приемов и процедур, являющихся как формой, так и условием воплощения соответствующих принципов в публикациях А.Петрова [5]. Методологический подход обосновывается и как принципиальная методологическая ориентация исследования, как точка зрения рассмотрения объекта изучения, мировоззренческая позиция [1].

В структуре методологического знания Э.Г.Юдиным выделяются четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический [8]. Экстраполяция данной иерархии уровней методологического знания позволяет нам говорить о возможности рассмотрения следующих уровней в трактовке понятия методологического подхода: концептуальный, дескриптивный и процессуальный.

Итак, методологический подход может быть рассмотрен и как система принципов, и как система взглядов, и как совокупность процедур и приемов изучения и анализа научного феномена, явления, процесса.

Надо признать, что выбор образовательной парадигмы определяется выбором базовых ценностей. В соответствии с основными направлениями развития отечественного образования и ведущими мировыми образовательными тенденциями приоритетную роль будет иметь феноменологическая парадигма, основой которой является идея признания человека как высшей ценности, реализация требований полного удовлетворения его потребностей и интересов в личностной, социальной и профессиональной сферах, приоритет общечеловеческих ценностей в определении стратегии развития общества и государства.

Феноменологическая парадигма в образовании выражается в том, что она учитывает глубокие связи человека со всем живым. Таким образом она обеспечивает преодоление ситуации отчуждения человека от мира и поддерживает тонкий баланс между рефлексией и пониманием смысла в повседневной жизни. Феноменологическая парадигма позволяет человеку инициировать весь аппарат мышления, чувственности, нравственности и воли, методологически ориентируя современное образование на формирование и развитие личности в пространстве разнообразия культур; идея диалога в обучении становится ведущей. Отметим, что в рамках задач кадетского воспитания важным будет основной критерий феноменологической педагогики — воспитание личности как субъекта поступка, как творца собственной жизни [3].

В современном российском обществе, как и в мировом сообществе в целом, происходят изменения, серьезно влияющие на социальную активность людей, возрастают требования к созданию условий реализации личностного потенциала, определения жизненных позиций и планов. Система образования должна быстро реагировать на задачи, поставленные новым этапом исторического развития страны. Диверсификация образования, вариативность учебных планов и программ, внедрение новых методик образования и воспитания, в основе которых лежит приоритет развития личности, учет познавательных интересов и способностей растущей личности – все это направлено на формирование компетенций обучающихся, востребованных сегодня. У обучающихся появилось право выбора образовательных учреждений. Но в погоне за новыми технологиями и новыми компетенциями нельзя забывать, что основу личности, ее ядро составляют общечеловеческие ценности, духовно-нравственная позиция.

В системе российского образования заметным явлением стал новый вид образовательных учреждений — кадетские школы, а также кадетские классы на базе общеобразовательных школ. Кадетское воспитание и образование направлено на формирование высоконравственной, интеллектуально и эстетически развитой личности. Такое воспитание не только спасает от влияния улицы, обеспечивая занятость молодежи. Оно обеспечивает образование по новейшим технологиям и образовательным программам, ведущую роль в которых играет научно-обоснованное физическое и нравственное развитие.

Открытие кадетского класса способствует интеллектуальному, нравственному, физическому воспитанию старшеклассников, формированию стремления к достойному служению Отечеству на гражданском военном поприще. В кадетском классе воспитательная система предстает как комплекс мер, в основу построения которых положен принцип реализации базовых потребностей личности: здоровье, безопасность, полноценное общение, уважение и признание, самоактуализация и самореализация, удовлетворение потребности в поиске смысла, в творчестве, духовности. И, тем не менее, эти задачи должны быть реализованы при построении любой воспитательной системы. В чем же разница, если мы говорим о воспитании кадет? В чем его особенность?

Говоря о создании кадетских классов на базе общеобразовательной школы, нельзя не признать проблему подготовки кадров для работы с кадетами. Ведь если это происходит в условиях общеобразовательной школы, то работать с кадетами будут учителя, параллельно работающие в классах обычных. Работа в кадетских классах требует от педагога овладения определенной системой знаний и умений, позволяющих ему быть успешным в связи со спецификой деятельности. Педагог должен знать сущностные характеристики инновационной воспитательной деятельности и специфику ее осуществления с учетом возрастных, психофизических, социальных и индивидуальных особенностей, в том числе и особых образовательных потребностей кадет; целевое назначение и особенности различных инновационных, в том числе интерактивных, педагогических технологий, специфику их использования в работе с кадетами; методы эффективного педагогического взаимодействия, позволяющие организовывать различные виды совместной деятельности всех субъектов образовательных отношений в условиях специфики кадетского образования.

Когнитивный компонент профессиональной культуры педагога, работающего с кадетами, реализуется в том, что он умеет анализировать и отбирать в соответствии с конкретными задачами различные инновационные технологии воспитательной деятельности кадет; вступать в педагогическое взаимодействие с обучающимися, родителями воспитанников-кадет, другими педагогами, работающими в кадетских классах. Практико-действенный компонент компетентности педагога в данном контексте будет выражаться во владении инновационными технологиями воспитательной деятельности с учетом особых образовательных потребностей обучающихся-кадет и особыми задачами, определяемыми основной образовательной программой данного контингента обучающихся.

В настоящее время внимание ученых привлекает изучение педагогического потенциала образовательной среды и возможностей его использования в процессе становления личности [4; 6]. Отметим, что особые задачи, поставленные перед системой кадетского воспитания, требуют иных технологий в организации воспитательного процесса. Сегодня многие руководители образовательных организаций находятся в поиске нестандартных подходов к организации работы в воспитании кадет, оптимальных форм и наиболее эффективных моделей и технологий работы.

Педагогическая технология выступает, таким образом, и как наука, исследующая и проектирующая наиболее рациональный путь образования, и как система алгоритмов, способов и результатов деятельности, как реального процесса воспитания.

Таким образом, педагогическая технология предстает как целостный научно обоснованный проект конкретной, реальной педагогической (в данном контексте – воспитательной) системы от ее теоретического замысла до реализации в образовательной практике, отражающей процессуальную сторону обучения и воспитания и охватывающей их цели, содержание, формы, методы, средства, результаты и условия организации педагогического процесса в кадетских классах.

Ядром любой технологии является четко заданная конечная цель, построенная на диагностической основе. Грамотное, ясное определение конечной и промежуточных целей и задач позволяет разработать оптимальный алгоритм их реализации, а также подобрать инструментарий для отслеживания уровня достижения планируемых результатов и, при необходимости, внести пошаговые коррективы.

Педагогическая технология имеет выраженную этапность (пошаговость): первичная диагностика; отбор содержания, форм, способов и приемов его реализации; использование совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальная оценка. Включая в себя комплекс конкретных профессиональных действий на каждом этапе, технология позволяет педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности [2].

Таким образом, технологический подход к реализации целей и задач воспитательной деятельности кадет в соответствии со спецификой их основной образовательной программы позволит с большей определенностью проектировать деятельность, прогнозировать результаты и управлять воспитательным процессом как системой; выявлять, анализировать и систематизировать на научной основе практический опыт коллег в воспитании кадет и возможности его использования в конкретной школе и в конкретном кадетском классе; комплексно решать социальные задачи; создавать благоприятные условия для духовно-нравственного развития личности; прогнозировать возникновение проблем и рисков в воспитательной деятельности кадет и уменьшать эффект влияния неблагоприятных обстоятельств на личность обучающегося; выявлять и оптимально использовать собственные внутренние и внешние ресурсы; выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии воспитания кадет.

Список использованных источников

  1. Блауберг, И.В. Становление и сущность системного подхода/ И.В.Блауберг, Э.Г.Юдин. М.: Наука, 1973.
  2. Игровые технологии как форма активной коррекции межличностных отношений: методическое пособие / авт.-сост. М.П.Нечаев, Л.Н. Антонова, Г.А.Романова. М.: АСОУ: ООО «Тинго», 2018.
  3. Куренкова, Р.А. Феноменология образования: вопросы теории и практики (опыт сотрудничества) / Р.А. Куренкова. Владимир: ВГПУ, 1999.
  4. Нечаев, М.П., Фролова, С.Л., Куницына, С.М. Проблема развития воспитывающего потенциала образовательной среды школы: от истории к современности : монография / М.П. Нечаев, С.Л. Фролова, С.М. Куницына. М.: АСОУ, 2017.
  5. Петров, А. Основные концепты компетентностного подхода как методологической категории / А.Петров // Alma mater. 2005. № 2. С. 54– 58.
  6. Романова, Г.А. Развитие социокультурной компетентности личности в условиях образовательной инклюзии//Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции /гл. ред. С.В.Алехина. М.: МГППУ, 2017. С. 41 – 44.
  7. Стефанов, Н. Мультипликационный подход и эффективность /Н.Стефанов. М.: Прогресс, 1976.
  8. Юдин, Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность / Э.Г.Юдин. М.: Эдиториал УРСС, 1997.

§ 2. Технологический подход в процессе воспитания

МЕТОДИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ/

ПОД РЕД. В. А. СЛАСТЕНИНА

Использование технологического подхода в воспитательном процессе

В педагогической теории и практике мы обнаруживаем следующее явление, характеризующее естественное и объективное движение к технологизации в воспитательном процессе. Речь идет о проявлении все более детального и системного подхода в решении конкретных воспитательных задач. Примером тому может служить разработка технологий анализа педагогических ситуаций, игровой деятельности, разрешения конфликта, общения, требования и др., которые возникли не на пустом месте, а путем систематизации уже известных идей. Так, технология требования, созданная Н. Е. Щурковой, фактически является переводом на технологический уровень уже созданной методики предъявления педагогического требования В. М. Коротова. Эта критикуемая ранее методика при переводе на новый технологический уровень стала отвечать требованиям гуманизации процесса воспитания.

Воспитательные технологии можно определить как продуманную во всех деталях модель совместной деятельности, содержащую систему научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между воспитателем и воспитанниками, при которых оптимально достигаются конкретные воспитательные цели.

Эффективность воспитательных технологий в значительной степени зависит от педагогических условий, в которых они осуществляются. По мнению Н. Е. Щурковой, эти условия определяют успешность воспитательной технологии в такой же степени, в какой и созданная педагогическая технология. К педагогическим условиям, определяющим успешность воспитательных технологий, прежде всего можно отнести индивидуальные особенности педагога: эрудицию, неординарность личности педагога, его культуру, интересы и увлечения, и т. п. Большое значение имеет отношение к воспитанникам, выражающееся в педагогическом такте и оптимизме, в мажорном тоне. Не менее значим профессионализм педагога, проявляющийся в глубоких знаниях закономерностей воспитательного процесса и детской психологии, владении методами диагностики и т. д.

Материальные условия, включающие обстановку в классе, наличие современного оборудования, вряд ли можно отнести к определяющим, но в успешности воспитательной технологии и они играют не последнюю роль.

Попытаемся раскрыть сущность и особенности создания и осуществления воспитательных технологий через призму существенных признаков педагогических технологий.

1. Характер воспитательной технологии зависит от отношения к ребенку. Им определяется тип технологии: сотрудничества, свободного воспитания, авторитарная или личностно-ориен-тированная (Г. К. Селевко).

2. Как уже известно, постановка диагностируемой цели является одной из важнейших составляющих создания педагогической технологии. При создании воспитательных технологий ставится цель, в которой четко формулируются ожидаемые конкретные конечные результаты.

Постановка цели воспитания всегда была одной из самых спорных и сложных проблем в педагогике. Как справедливо заметил А. С. Макаренко, педагогика, в особенности теория воспитания, есть, прежде всего, наука целесообразная. К сожалению, отечественная педагогика до настоящего времени не выработала таких целей воспитания, пути достижения которых и полученные результаты могли бы быть однозначно и объективно диагностируемы. Чем шире и значимее цели воспитания (всестороннее и гармоничное развитие), тем более расплывчатыми они становятся и на практике не реализуются.

Целевые установки при создании воспитательных технологий будут иметь форму ожидаемого результата только тогда, когда они конкретны, личностно-ориентированы и максимально отражают закономерности воспитательного процесса. Так, при создании воспитательных технологий для старшеклассников цели воспитания будут выражать ожидаемый результат, если в них будут учтены психологические особенности этого возраста. В старшем школьном возрасте учащиеся выбирают будущую профессиональную деятельность, в связи с этим стиль их жизни, чтение, досуг и развитие отдельных личностных свойств и качеств подчинены подготовке к будущей профессии.

При постановке диагностируемых целей в процессе создания технологий воспитания педагог должен ответить на ряд важных вопросов:

Какие ценности, личностные смыслы необходимо передать ученику?

Какие конкретные умения, навыки или личностные качества будут формироваться в процессе осуществления данной технологии?

Каким образом можно изучить, насколько сформировано конкретное качество?

В каких поступках, действиях и отношениях (к себе и людям, к труду и природе) воспитанника будут проявляться формируемые качества личности?

Правильно осуществить этот важный шаг педагогу поможет знание теории педагогики, методики воспитательного процесса, психологии. Особое значение для педагога-технолога имеют знания и умения в области психологической диагностики, т.е. его диагностическая культура.

3. Когда цель определена и сформулирована, проводится предварительная оценка уровня соответствующего качества личности (например, дисциплинированности, аккуратности) или целого комплекса качеств и умений (например, умения устанавливать отношения с людьми, способность к самовоспитанию, саморазвитию).

4. На основе данных диагностики производится отбор содержания, форм, методов и приемов воспитания и создается собственно технологическая цепочка. В этом сложнейшем процессе реализуются опыт и профессионализм преподавателя, его педагогическая интуиция и знание психологии детей.

Содержательный компонент воспитательной технологии так же значим для ее успешности, как и диагностируемая цель, и от него зависит, будет ли технология информационной или развивающей, традиционной или личностно-ориентированной, продуктивной или малоэффективной. В основном эффективность технологии воспитания зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой цели и содержание деятельности.

Характерной особенностью педагогических технологий являются возможности воспроизведения технологической цепочки и необходимой коррекции на любом этапе осуществления технологии. Для воспитательной технологии этот процесс более приемлем в несколько ином виде. Пошаговое воспроизведение составляющих воспитательной технологии рациональнее проводить либо в процессе обсуждения осуществленной воспитательной технологии, либо в процессе самоанализа и рефлексии педагога.

Проиллюстрируем такую возможность на примере одной воспитательной технологии, созданной Н. Е. Щурковой. По мнению создателя, технология требования обеспечивает вовлечение воспитанника в необходимую для него развивающую деятельность, формирует отношения между воспитателем и детьми на уровне взаимного уважения, сознательной дисциплины. Выполнение требований педагога происходит естественно и легко, как само собой разумеющееся; этому способствует и то, что требования предъявляются педагогом не лично от себя, а в качестве общечеловеческих либо общественных норм, выработанных культурой.

Правила, из которых состоит технология, являются средством реализации уважения к воспитаннику, но при этом уважение реализуется и в специальных формах, которые и определяют условия, обеспечивающие эффективность технологии требования. Эта позиция согласуется с позицией А. С. Макаренко: чем выше требовательность к человеку, тем больше уважения к нему. Рассмотрим краткое описание технологии, приведенной в таблице «Условия осуществления педагогической технологии».

Следует отметить, что технологическая цепочка здесь не осуществляется последовательно, – вероятно, это особенность большинства воспитательных технологий. Только первое правило соответствует этому представлению. Педагог стремится довести до логического завершения любое требование, и оно должно быть разумно, конкретно и естественно вытекать из логики учебного процесса. Все остальные правила реализуются одновременно и постоянно.

Воспроизведение и коррекция воспитательной технологии заключается в анализе действий и качеств личности. В процессе подробного анализа выясняется, присутствовали ли в педагогической деятельности все составляющие нижеприведенной таблицы. Если технология не работает или малоэффективна, то анализ покажет, какой компонент не задействован или недостаточно реализован.

Сущность технологического подхода к обучению

Основные вопросы

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ И ТЕХНОЛОГИЙ

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

ТЕМА 2

Глоссарий

Педагогическая система — множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям образования и выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление.

Педагогическая система учреждения образования — целенаправленная, самоорганизующаяся система, подсистемами которой являются практико-образовательная (дидактическая и воспитательная), научно-педагогическая (исследовательская), управленческая системы.

Авторская педагогическая система (авторская школа) — педагогическая система (школа), в основе которой лежат нетрадиционные подходы, идеи, принципы, концепции, технологии, проектируемые автором (ученым, директором школы, педагогическим коллективом и другими).

Технологический подход к обучению и воспитанию — конструирование в самом общем виде процессов обучения и воспитания, представление их в форме алгоритмов, без учета специфики отдельных шагов.

Технологический подход к обучению — точное инструментальное управление учебным процессом и достаточно гарантированное достижение поставленных учебных целей.

Педагогическая технология — научное проектирование и точное воспроизведение определенной последовательности способов педагогического взаимодействия, гарантирующей достижение запланированного результата.

Методики обучения и воспитания — совокупность содержания, методов, форм и средств осуществления педагогической деятельности в процессе обучения и воспитания.

1. Сущность технологического подхода к обучению. Классификация педагогических технологий.

2. Критерии технологичности педагогического процесса и эффективности педагогических технологий.

3. Принципы отбора педагогических технологий. Понятие о моделировании системы педагогических технологий.

Классификация педагогических технологий

Так же как технологический подход в производственной сфере (представление производственных процессов как технологий) стал неотъемлемой частью современного материального производства и показателем внедрения научно-технических достижений в практику, так и технологический подход к обучению является важнейшим конкретно-научным методологическим подходом в современной педагогической науке и практике. Он выступает концентрированным выражением достигнутого уровня развития образовательных процессов в современном обществе, внедрения достижений педагогической науки в практику, обобщения и систематизации большого опыта педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов, результатов психолого-педагогических исследований, важнейшим показателем высокого профессионализма в педагогической деятельности.

Технологический подход открывает новые возможности для концептуального и проектировочного освоения различных областей и аспектов педагогической, образовательной, социальной действительности (рис. 9).

Отечественные ученые-педагоги (А. И. Жук, Н. И. Запрудский и другие) осуществили сравнительный анализ традиционного и технологического подходов к процессу обучения (табл. 3).

Существуют разные основания для классификации педагогических технологий:

 по уровню применения, по философской основе, по ведущему фактору психического развития, по концепции усвоения, по организационным формам, по подходу к ребенку, по преобладающему методу, по категории обучающихся, по характеру содержания и структуры, по направлению модернизации существующей традиционной системы (Г. К. Селевко, Г. Д. Левитес и другие);

 по степени обобщенности; по степени проявления учащимися субъектности, активности, самостоятельности в деятельности, в создании условий для своего развития (С. С. Кашлев);

 по типу организации и управления познавательной деятельностью (В. П. Беспалько).

Приведем примеры наиболее значимых для педагога-практика классификаций. По уровню применения выделяют общепедагогические, частнометодические и локальные технологии (рис. 10).

По степени обобщенности выделяют макротехнологии и микротехнологии (рис. 11).

По характеру содержания и структуры технологии бывают: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально ориентированные, гуманитарные и технократические, а также монотехнологии, политехнологии (комплексные) и проникающие технологии (рис. 12).

По степени проявления учащимися субъектности, активности, самостоятельности в деятельности, в создании условий для своего развития педагогические технологии можно классифицировать на репродуктивные (личностно отчужденные, предметно-ориентированные) и продуктивные (личностно ориентированные) (рис. 13).

В целом, спектр задач, которые решаются с позиции технологического подхода, вариативен: это задачи, связанные не только с формированием знаний, опыта, компетентности, но и с проектированием и организацией педагогического взаимодействия, управлением качеством педагогического процесса [9].

При всем многообразии педагогических технологий в каждой из них можно выделить определенные классификационные характеристики (по Г. К. Селевко) (рис. 15).

Анализируя педагогическую технологию, следует также обратить внимание на ее программно-методическое обеспечение: учебные планы и программы, учебно-методические пособия, дидактические материалы, наглядные пособия и технические средства обучения; диагностический инструментарий.

Дата добавления: 2015-04-24 ; Просмотров: 10476 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читать еще:  Современные подходы к воспитанию
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector