221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Технологии в воспитании детей

Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.

Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.

Инновационные технологии — это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.

На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

Можно выделить следующие причины появления инноваций в дошкольном образовании: научные исследования; социокультурная среда-
потребность дошкольных образовательных учреждений в новых педагогических системах; творческая вариативность педагогов; заинтересованность родителей в достижение положительной динамики в развитии детей.

В понятие педагогической технологии входят:

содержательная часть обучения (цели обучения и содержание учебного материала);

технологическая часть (организация учебного процесса; методы и формы учебной деятельности; методы и формы работы педагога; диагностика).

можно выделить следующие технологии, применяемые в системе дошкольного образования: технологии развивающего обучения, технологии проблемного обучения, игровые технологии, компьютерные технологии, альтернативные технологии.

Понятие « игровые педагогические технологии » включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличии от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее средства;

в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагог функций и классификации педагогических игр

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы

обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

познавательные, воспитательные, развивающие;

репродуктивные, продуктивные, творческие;

коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-печатные; комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.

Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает выполнение правилам общественного поведения и отношения между людьми.

Целью игровых технологий является решение ряда задач:

дидактических ( расширение кругозора, познавательная деятельность;формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);

развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);

воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);

социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).

Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра является ведущей деятельностью в этот период. Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них.

У ребенка формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.

В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья.

Технология проблемного обучения основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Д.Дьюи. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Целью проблемной технологии выступает : п риобретение ЗУН; усвоение способов самостоятельной деятельности; развитие познавательных и творческих способностей.

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации — проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

Проблемные ситуации могут быть различными по содержанию неизвестного, по уровню проблемности, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям.

Читать еще:  Как воспитывать первоклассника мальчика

Проблемные методы это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.

В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов педагога, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемной ситуации для детей. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

В основе технологий развивающего обучения лежит теория, которая берет свое начало в работах И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинского и др. Научное обоснование теории она получила в трудах Л.С. Выготского, который выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка как на основную цель. Согласно его гипотезе, знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средой развития учащихся.

Под развивающим обучением понимается новый, активно — деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу) (В.В.Давыдов). В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.

Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка. Л.С.Выготский писал: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития». Он выделял два уровня в развитии ребенка: 1) сферу (уровень) актуального развития — уже сформировавшиеся качества и то, что ребенок может делать самостоятельно; 2) зону ближайшего развития — те виды деятельности, которые ребенок пока еще не в состоянии самостоятельно выполнить, но с которыми может справиться с помощью взрослых.

Зона ближайшего развития — большая или меньшая возможность перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может, умеет делать в сотрудничестве.

Существенным признаком развивающего обучения является то, что оно создает зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований.

Информационными технологиями в педагогике обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, видео). Компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин –« компьютерная технология обучения ». Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты вязанные с уникальными возможностями современных компьютеров и коммуникаций. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения- это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, посредством компьютера.

Целью компьютерных технологий является формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей; подготовка личности «информационного общества»; формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

В широком смысле под альтернативными технологиями принято рассматривать те, которые противостоят традиционной системе обучения какой-либо своей стороной, будь то цели, содержание, формы, методы, отношения, позиции участников педагогического процесса. С этой точки зрения всякая инновация может претендовать на статус альтернативной технологии.

Альтернативные технологии предполагают отказ как от традиционных концептуальных оснований педагогического процесса (социально-философских, психологических), общепринятых организационных, содержательных и методических принципов, и замены их другими, альтернативными.

Воспитание ребенка

  • Развитие ребенка
  • Статьи
  • Воспитание ребенка
  • Воспитание детей и современные технологии

Обзор проблем и задач, которые нужно решить родителям в связи с современными технологиями

Воспитание детей и современные технологии

Помните старые добрые времена, когда «смотреть телевизор» означало субботним утром включить мультфильмы, а смотреть что-то «с помощью компьютера» — было чем-то экстренным, что вы делали, посетив своего папу на работе? А теперь перенесемся на 20 лет вперед – и вот вы уже сами воспитываете детей в эпоху цифровых технологий. Благодаря техническим изобретениям, современное воспитание столкнулось с новой волной высокотехнологических проблем, а значит и поиском их решений, поэтому ваша семья (пусть и, возможно, немного старомодная, но исполненная благих намерений) просто не сможет отвергнуть некоторые советы.

Новые заботы. Вашей маме никогда не приходилось беспокоиться о том, что вы тратите слишком много времени за компьютером или о том, что «роман» с iPad может повредить вашей способности к обучению. Вы же, как цифровая мама, должны теперь непременно учитывать технологию как часть спектра ваших родительских забот, которые потенциально способны привести вас к бессонным ночам и серьезной неуверенности в себе. Светлая сторона в том, что вы не единственная, кто беспокоится о времени, проводимом ребенком за экраном компьютера, — с ростом новых технологий растет и урожай родителей нового века, которые тоже учатся, как и вы.

Общение между родителями и детьми. Когда-то давно, кричать во дворе считалось сложным типом коммуникации родителей и детей. Внедрение мобильных телефонов вызвало потребность в переосмыслении того, как вы и ваш малыш обмениваетесь информацией. Даже маленькие дети учатся тексту, следовательно, и мы также должны научиться интерпретировать тон письменный речи. С одной стороны, текстовое общение может приносить радость, так как вы всегда можете войти в контакт с вашим ребенком и быть с ним на связи. С другой стороны, иногда оно может оказаться проблематичным, когда используется как замена вербальной коммуникации.

Новое обучение. У детей весь мир на кончиках пальцев — буквально! Включив компьютер, они получают доступ к урокам истории, обучающим средствам и помощи по математике. Однако доступность информации может оказаться еще и вредной, поскольку интернет предлагает массу отвлекающих факторов. В статье 2012 года, опубликованной в «Psychology Today», психолог Джим Тейлор предостерегает: «Суть в том, что экранного времени слишком много, при этом существенно не хватает других видов деятельности, таких как чтение, настольные игры и старые добрые бессистемные дворовые игры, в результате чего ваши дети могут стать менее, а не более готовы к развитию в этом сумасшедший мире новых технологий». Вместо поиска вашим маленьким учеником быстрых и готовых ответов в компьютере, предложите ему лучше поехать в библиотеку. Там вы и ваш ребенок всегда сможете вернуться к компьютеру, как к последней инстанции, но зато ребенок узнает, что для решения проблем можно использовать и оффлайновые ресурсы.

Лучшей стала поддержка. Давайте смотреть правде в глаза: воспитание может довольно-таки сильно изолировать. В то время как вы машете на площадке «привет» другой маме, или уделяете несколько минут времени, чтобы непринужденно пообщаться с ней во время увлеченной игры вашего ребенка, вы, скорее, не получите углубленной беседы на тему воспитания. Технологии и способность вступать в контакт с людьми по всему миру изменили лицо родительской поддержки. Онлайн-форумы, чаты, блоги и группы предполагают, что у вас всегда будет кто-то, кто выскажет вам свое мнение о хороших, неудачных или даже калечащих аспектах воспитания.

Безопасность детей. Онлайн-безопасность детей является огромной проблемой, особенно, когда ваш малыш впервые приобщается к использованию интернета. Благодаря анонимности во всемирной паутине вчерашний хулиган выглядит просто малышом, по сравнению с хулиганом сегодняшним. Как родителю, вам нужно изучить лицо интернет-хулиганов и научить своего ребенка безопасному использованию интернета. Полезно обновить в памяти современные правила безопасности – изучите, действительно ли ваш личный пароль не так уж легко взломать.

Дисциплина. Если вы отправите малыша в свою комнату подумать о своем плохом поведении, возможно, это уже не возымеет должного эффекта, раз она оснащена телевизором, видеоиграми, компьютером и другими техническими вещами, делающими его счастливым. Как родителю, вам теперь предстоит еще больше думать о дисциплине по причине доступности технологий. Если вы просто отберете игрушку, это может оказаться не столь эффективным, как если вы ограничите видеоигры. Если ваш ребенок является зависимым от техники, то, чтобы добиться от него желаемого поведения, вам придется дополнительно изучить, как использовать дисциплинарную тактику, базирующуюся на технологиях.

Время отдыха. Вы любите после долгого дня удобно расположиться за просмотром любимого сериала? Значит, вас не должно удивлять, что ваш ребенок любит отдохнуть с какой-либо технологией. И хоть просмотр телевизора или несколько минут увлекательной компьютерной игры не повредят, но если ребенок станет полностью зависимым от технологий и будет пропускать другие виды досуга, такие как чтение или игры LEGO – это может навредить ему в долгосрочной перспективе.

Технологии — это все вокруг нас, они предоставляют большие возможности для обучения детей, когда используются правильно и в умеренных количествах. Отложите на время использование технологий, будь то какое-нибудь тихое время после ужина или, возможно, длительная поездка в автомобиле. Не используйте технологии, как костыль или няню для вашего ребенка – это может в конечном итоге привести к неприятным последствиям в будущем.

Подумайте, технологии не являются злом по сути своей, они просто требуют ограничения времени и здравого личного выбора. В самом деле, иногда, прочитать блоги или позволить вашему ребенку провести время с iPad, — вполне нормально в рамках здравого смысла. Просто знайте, что наличие технологий в воспитании подразумевает использование их только в качестве умного инструмента, а не тотального спасения.

Три уровня воспитательных технологий

Основные идеи

В основу современных технологий воспитания положены некоторые ведущие идеи, характеризующие их:

  • переход в современных условиях преобразований, происходящих в обществе и в образовании, от парадигмы воспитания как формирования личности в командно-административной системе отношений к парадигме воспитания как создания условий для самоактуализации личности;
  • гуманизация и демократизация учебно-воспитательного процесса в управлении школой, в отношениях администрации и педагогов, педагога и учащихся, в отношениях учащихся между собой;
  • возможность ситуации выбора концептуальных идей, педагогических позиций, воспитательных технологий, вариативных педагогических приемов, средств и организационных форм воспитания, технологических решений воспитательных проблем и т.д.;
  • возможность экспериментальной и опытно-педагогической деятельности педагогов и школ, создания авторских концепций и школ обучения и воспитания;
  • коллективный характер педагогических инноваций, богатые возможности для творческой деятельности коллектива педагогов-единомышленников.

Примеры современных воспитательных технологий

Назовем в качестве примеров некоторые современные воспитательные технологии, которые получили достаточно широкое распространение в массовой практике школ (СНОСКА: Краткие характеристики воспитательных технологий даны по кн.: Селевко Г.К. Современные технологии. М., 1998)

I – общепедагогические технологии воспитательного процесса (педагогические системы).

  • Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвшш имеет особые целевые ориентации: способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств (души и сердца, познавательных сил…). Идеал воспитания – самовоспитание.
  • Система воспитания в Павлышской школе В.А. Сухомлинского.
  • Модель трудового воспитания А.А. Католикова по системе коммуны А.С. Макаренко: дети приучаются к созидательному труду, проходят производственную практику по программам агрошколы. Некоторые концептуальные идеи: труд – основа формирования личности; интерес и внимание к каждому ребенку; у ребенка должен быть личный интерес, поиск, «аппетит к жизни», соединение обучения с производительным трудом в форме школы-хозяйства; школьный макаренковский коллектив, педагогика параллельного действия; детское самоуправление и самоконтроль и др.
  • Школа как воспитательная система В.А. Караковсого.
  • Авторская модель «Русская школа» (И.Ф. Гончаров, Л.Н. Погодина) имеет целевые ориентации: формирование нового русского человека – высоконравственного, Образованного, духовно богатого, трудолюбивого, физически развитого, способного к самообразованию и творчеству, любящего свое Отечество; возрождение традиционной русской культуры воспитания, включение учащихся в этнокультурную традицию; освоение богатейшего культурного наследия России; пробуждение русского национального самосознания, русского национального характера…
  • Воспитательная система Международного детского центра «Артек».

II – частнометодические воспитательные технологии.

  • О Выявление и развитие творческих способностей детей в разнообразной внеурочной деятельности детей в «творческой комнате» (И.П. Волкова).
  • О Технология воспитания общественного творчества в условиях коллективной творческой деятельности И.П. Иванова.
  • Технология личностно-ориентированной коллективной творческой деятельности С.Д. Полякова. О Технология педагогической поддержки О.С. Газмана.
  • Система нравственного воспитания через курс «Этическая грамматика» А.И. Шемшуриной (1-9-й классы).
  • Авторский курс самопознания и самовоспитания для старшеклассников «Человековедение» (СНОСКА: См. Маленкова Л.И. Человековедение. Книга для школьного педагога. М., 2000; Я – человек. Старшеклассникам о самопознании и самовоспитании. М., 1996)
  • Авторский курс «Самоусовершенствование личности» в технологии саморазвивающегося обучения (Г.К. Селевко). (СНОСКА: Сеяевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. М., 1999)
  • Технология теоретико-практической педагогики и психологии для родителей в специальном журнале «Домашнее воспитание».

III – локальные (модульные) воспитательные технологии (СНОСКА: Эти технологии наиболее подробно разработаны группой педагогов Н.Е. Щурковой, В.Ю. Питюковым, Д.Д. Рогозиной, А.П. Савченко и др. См.: Краткий справочник по педагогической технологии. М.,1997; Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. М., 1997).

В технологии педагогического общения могут быть специальные технологии: педагогического требования, информационного воздействия, создания воспитывающей среды, организации групповой деятельности (здесь модульные технологии целеполагания, анализа ситуации, вооружения учащихся способами деятельности, создания и разрушения конфликта, создание ситуаций успеха и преодоление неуспеха, педагогической реакции на поступок), технология индивидуального и дифференцированного подхода, технология педагогической оценки, технология этической защиты и другие.

Разрабатываются даже специальные технологии освоения и внедрения в практику педагогических технологий.

Современные технологии воспитания

В современном мире технологии в самых различных сферах нашей жизни меняются с невероятной скоростью. Мы уже давно привыкли к тому, что та или иная новомодная электроника через полгода станет не актуальной, а на смену вновь купленному автомобилю в скором времени придет еще более усовершенствованный «сосед по гаражу».

Роль новых подходов к воспитанию в современном обществе

Как здорово жить в мире высоких скоростей и сверх возможностей! Однако мы не замечаем, как сами начинаем отставать от постоянно меняющейся реальности, и особенно это касается наших с вами детей. Для того чтобы идти в ногу со временем, и дать своему ребенку только самые актуальные знания и навыки, необходимо обратиться к современным технологиям воспитания и обучения детей.

В настоящее время система школьного и дошкольного образования, существующая в СНГ, очень инертна. Она не успевает за последними тенденциями современного мира, не учитывает психологические и личностные особенности ребенка. Именно поэтому многие родители обращаются к тренинговым центрам и школам развития, применяющие инновационные технологии воспитания и обучения детей. Многие родители предпочитают самостоятельно обучать ребенка, но не редко возвращаются к той системе, по которой обучали их.

Новые технологии в педагогике

Предлагаем вам разобраться, что же представляют собой новые технологии воспитания.

  1. Комплексный подход в работе с ребенком. Нельзя вырастить вундеркинда за пару месяцев пусть даже интенсивных занятий. Ребенок должен пройти несколько ступеней развития, несколько взаимосвязанных программ, что дает возможность внимательно проанализировать собственные поступки и принятые решения в прошлом. Для примера, связка обучающих тем может выглядеть следующим образом: «Эффективное общение» — «Контроль своих эмоций» — «Действия в конфликтных ситуациях» — «Умение анализировать свои действия».
  2. Работа с окружением. Современные технологии воспитания должны учитывать влияние и, по возможности, включать окружение ребенка в процесс воспитания или обучения. Именно поэтому сейчас столь популярны семейные консультации, на которых можно затронуть такие проблемы, о которых не всегда зайдет разговор дома. Работа даже самых дорогих учителей, воспитателей и тренеров окажется бессмысленной, если не учитывать друзей, сверстников, одноклассников – всех, с кем контактирует ваш ребенок. Именно поэтому одним из эффективных инструментов современной технологии воспитания школьников является знакомство с личным примером из жизни сверстников.
  3. Изменение мышления ребенка с позиции «что я должен» на «что я могу». Новые технологии обучения зачастую стремятся научить ребенка принимать самостоятельные решения, исходя из своих возможностей, накопленного опыта и имеющихся ресурсов. Важно, чтобы при столкновении со сложной ситуацией ребенок первым делом не смотрел в сторону родителей с вопросом «что я должен делать?», а обратился к самому себе с вопросом «что я могу сделать?».
  4. Практическое применение полученных навыков. Данный пункт – один из важнейших в инновационном воспитании и обучении ребенка. Если мы не видим, как можем на практике применить то или иное знание – мотивация к обучению мгновенно пропадает. Поэтому сейчас многие педагоги стали проводить мастер-классы с участием профессионалов, организовывать выезды детей на производственные участки, стали доступны стажировки в российских и зарубежных компаниях.

«В современном мире успешным становится лишь тот, кто всегда находится на острие прогресса» — говорил основатель корпорации «Apple» Стив Джобс. Действительно, совершенствуя машины и создавая роботов, мы не должны упускать из виду то, что больше всего модернизация требуется системе воспитания и образования наших детей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×