221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Теоретические основы умственного воспитания детей дошкольного возраста

Теоретические основы умственного воспитания детей дошкольного возраста.

УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ — целенаправленная деятельность воспитателей по развитию умственных сил и мышления ребенка, по формированию у него системы умственных действий и познавательных способностей.

Умственное воспитание и развитие ребенка нельзя рассматривать в отрыве от его психического развития в целом, от богатств интересов ребенка, его чувств и всех других черт, которые создают его духовный облик. Цель умственного воспитания дошкольников нельзя понимать упрощенно — как то, чтобы дать детям как можно больше знаний об окружающем, значительно более важно выработать у них общие способы познавательной деятельности (умение анализировать, сравнивать, обобщать), развивать речь, формировать потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить. Темп умственного развития дошкольников очень высокий в сравнении с более поздними возрастными периодами. Какие-либо дефекты умственного воспитания дошкольников трудно восполнимы в более старшем возрасте и оказывают отрицательное влияние на все дальнейшее развитие ребенка. Особенно большая роль умственного воспитания в подготовке детей к школе. Овладение запасом знаний, развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков — это важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к будущей трудовой деятельности.

Методологической основой умственного воспитания является философская теория познания, которая гласит, что путь познания реального мира осуществляется таким образом: «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания объективной реальности».

Первая ступень познания — живое созерцание, в процессе которого осуществляется непосредственное чувственное восприятие предметов и явлений при помощи ощущений и восприятий. В дошкольном возрасте чувственное восприятие является основным источником знаний детей об окружающем, первой ступенью познания ими реального мира.

Таким образом, умственное развитие ребенка начинается с непосредственного чувственного восприятия окружающего (педагогическое требование наглядности обучения)

вторая и высшая ступень познания- абстрактное мышление. Чувственное восприятие постоянно обогащает мышление конкретными, реальными, «живыми» образами, фактами, а абстрактное мышление на основе этих фактов дает возможность проникнуть в такие свойства и отношения вещей, которые недоступны живому созерцанию. Сущность предметов, явлений, их взаимосвязи раскрываются ребенку благодаря мышлению. Абстрактное мышление позволяет экономно расходовать умственные силы ребенка, создавать я его памяти целые совокупности представлений, которыми ребеиок пользуется по аналогии, изучая новые предметы, явления. Мыслительные операции, которыми постепенно овладевает ребенок: анализ, обобщение, классификация, «решение — являются примером экономной работы человеческого мозга.

Решающую роль впознании объективной реальности открывает практика. Она доказывает силу, мощь, истинность человеческого познания. В игровой, трудовой, учебной деятельности детей проверяется истинность полученных знаний. Практика — не только критерий истины, но иисточник познания. Через игру, труд дети легко и незаметно осваивают большое количество знаний, умений и навыков. Процесс познания имеет деятельностно-активный характер. Активность заложена в самой человеческой чувствительности. Органы чувств функционирует благодаря реализации в них способности отражать. Ребенок рождается на свет с безусловными рефлексами. На их основе формируются многочисленные условнее рефлексы. Образование условных рефлексов есть установление нервной временной связи в коре головного мозга человека. Эти временные связи является материальное основой всех приобретенных человеком знаний, навыков, привычек, Внешним раздражителем для маленького ребенка являются непосредственные воздействия предметов и явлений окружающего мира. Эти раздражителе воспринимаются органами чувств (анализаторами). Я.П.Павлов назвал их сигналами I сигнальной системы. Функционирование органов чувств тесно связано с потребностями маленького ребенка. Сначала это органические потребности,- удовлетворение которых необходимо для сохранения жизни. Позже появляются и др.потребности: потребность в общении со взрослым, потребность в активных движениях, о активных действиях с предметами. В деятельности с предметами ребенок познает свойства предметов, качества, связи между ними. Активность ребенка имеет ориентировочно-исслеовательский характер.

В процессе действий с предметами у ребенка возникает наглядно-действенное мышление. Это самая элементарная форма мышления, возникающая в раннем детстве. В процессе действий с предметами ребенок запоминает образы предметов. Восприятие их обычно сопровождается соответствующей словами взрослых. Происходит взаимодействие между чувственным восприятием и словом, т.е. между I и П сигнальными системами. Неоднократное совпадение слова и действия, слова и качества предмета приводит к тому, что потом только по произнесенному слову взрослого возникает зрительный образ названного предмета. Так получает развитие новая более сложная форма мышления — нагляднообразная. С ее помощью решение ряда задач осуществляется ребенком в уме, без участия практических действий — он оперирует только образами. Дошкольника интересует не только новый предмет сам по себе. Он хочет узнать о его назначении, строении, способе использования. Мотивом действия с предметами является познавательный интерес.

Развитие познавательных интересов у дошкольников проявляется и том, что растет желание заниматься умственной деятельностью. Ребенок задает взрослым много вопросов, любит сравнивать пещи и явления, спорить. Взрослые должны поддерживать любознательность, поощрять ребенка к поиску решения умственной задачи. Возникаем новый тип активности — умственная активность. Ребенок осмысливает действие, ставит цель, планирует, отбирает способы се достижения. Ребенок переходит уже на новую ступень умственного развития.

Детей нужно приучать к осмысленному восприятию слова, учить понимать его предметное содержание, какое действие или качество оно обозначает. Слово формируется как обобщенное понятие, отрезается, от своего первоначального конкретного образного содержания. Возникает понятийная или словесно-логическая форма мышления Часто взрослые стремятся быстрей развивать понятийную форму мышления у дошкольников, недостаточно уделяют внимания развитию первых двух форм мышления. Это отрицательно сказывается на умственном и общем психическом развитии детей. Понятийная форма мышления только тогда успешно развивается, когда хорошо развиты наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления. Они являются фундаментом, на котором строится понятийное мышление.

В дошкольном возрасте используются разные средства умственного воспитания: игра, труд, конструктивная и изобразительная деятельность, обучение.

Игра — практика детской жизни, поэтому в ней прежде всего отражается то, что уже было воспринято ребенком раньше. Но в процессе игры эти знания преобразуются» совершенствуются. Благодаря речи, знания, сформированные на уровне наглядно-образных представлений, переводятся в речевой план а, значит, обобщаются. Осуществляется переход знаний на новый уровень — словесно-логический.

В игре идет и пополнение знаний благодаря действиям е предметами, обмену мыслями игращих, советам и объяснениям взрослого.

В игре формируются и познавательные интересы детей. Интерес к содержанию игры переносится на сами явления я события.

В процессе конструирования к умственной деятельности ребенка предъявляются специфические требования: целенаправленно воспринимать предмет, видеть его частями, их соотношения, умение зрительно расчленять предмет на отдельные элемента и соотносить их с имеющимися деталями, планировать деятельность и т.д. Конструирование способствует формированию более точных, конкретных представлений о предмете, развивает умение видеть общее и своеобразное в целой группе предметов.

В процессе изобразительной деятельности происходит интенсивное формирование сенсорных способностей и умственных действий (деление целого на части, положение предмета в пространстве, восприятие цвета и т.д.).

Трудовая деятельность содержит огромные возможности для умственного воспитания детей. Каждое трудовое задание для дошкольника представляет умственную задачу. Он должен понять, что нужно сделать, зачем, как это следует сделать, проанализировать условия выполнения задания, внимательно рассмотреть материал, орудия труда, оценить их свойства, соответствие задач. Требуется наличие у ребенка определенных знаний, умений и навыков. Труд оказывает влияние на развитие познавательных интересов детей. Наиболее значительным средством умственного воспитания является обучение. В процессе обучения у детей развивается мышление и речь, формируются познавательные интересы. Дети овладевают самой учебной деятельностью.

Читать еще:  Как воспитывать ребенка без отца

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

11. Теоретические основы умственного воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Умственное развитие — это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в мыслительной деятельности ребенка в связи с возрастом, обогащением опыта и под влиянием воспитательных воздействий. Умственное развитие дошкольника происходит в процессе деятельности: вначале в общении, предметной деятельности, игре, а затем и в учебной, трудовой, продуктивной (рисование, лепка, аппликация, конструирование). Наиболее эффективно умственное развитие происходит под влиянием обучения и воспитания. Современная педагогическая наука считает, что основными показателями умственного развития являются усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний. Чтобы правильно организовать умственное воспитание дошкольников, надо знать закономерности и возможности их умственного развития. С их учетом определяются задачи, содержание, организация и методы умственного воспитания. Полноценное умственное развитие происходит только в процессе организованной деятельности, поэтому задача педагогов заключается как в создании соответствующих условий для этого, так и в осуществлении целенаправленных воспитательных воздействий на ребенка. Умственное воспитание — это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Оно включает: сообщение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей. Особенно велика роль умственного воспитания в подготовке детей к школе. Овладение запасом знаний, развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков — это важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к предстоящей трудовой деятельности. В «Программе воспитания в детском саду» определены следующие задачи умственного воспитания детей дошкольного возраста: формирование правильных представлений о простейших влияниях окружающей жизни; развитие познавательных психических процессов: ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, речи; развитие любознательности и умственных способностей; развитие интеллектуальных умений и навыков, формирование простейших способов умственной деятельности. Важной задачей умственного воспитания является развитие познавательных психических процессов — ощущений, восприятия, памяти, воображения, мышления, а также развитие речи. В дошкольном возрасте у детей формируется способность сознательного запоминания, увеличивается объем памяти; задача состоит в том, чтобы упражнять произвольную память, обогащать ее полезными знаниями. Большое внимание уделяется развитию воображения; оно необходимо для всякой творческой деятельности. Задача умственного воспитания — развивать детскую любознательность, пытливость ума и формировать на их основе устойчивые познавательные интересы. Для развития сообразительности проводят игры, где надо быстро дать ответ («Назови следующее число», «Скажи наоборот», «Летает — не летает» и др.), в быстром темпе решать несложные задачи; для развития критичности ума привлекает детей к анализу детских работ, ответов; для развития пытливости организует элементарную исследовательскую деятельность, предлагает задачи-головоломки. Одной из задач умственного воспитания дошкольников является развитие интеллектуальных умений и навыков, т. е. формирование простейших способов умственной деятельности: обследование предметов, выделение в них существенных и несущественных признаков, сравнение с другими предметами и т. д. Эти умения и навыки являются составными элементами познавательной деятельности, они помогают ребенку успешно овладевать знаниями.

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Содержание умственного воспитания детей

Теоретические основы умственного воспитания дошкольников

1.1. Понятие «умственное воспитание»

и его основные составляющие.

В момент рождения человек представляет собой биологическое существо. Стать субъектом, личностью, индивидуальностью ему предстоит в процессе онтогенеза, то есть через путь возрастных и индивидуальных изменений. В целостной личности находит своё сочетание природное и социальное начало. Развитие биологических задатков и свойств обеспечивает процесс функционального созревания человека, его анатомо-физиологических структур.

Наряду с наследственностью и средой, важнейшим фактором в развитии личности выступает воспитание. Оно обеспечивает социализацию личности, программирует параметры её развития с учётом многогранности воздействия различных факторов. Воспитание – это спланированный, долгосрочный процесс специально организованной жизни детей в условиях обучения и воспитания. На сегодняшний день целью воспитания является формирование личности, которая высоко ставит идеалы свободы, демократии, гуманизма и имеет научные взгляды на окружающий мир. В современной школе основным содержанием обучения является овладение научными знаниями о развитии природы и общества.

Формирование всесторонней и гармонично развитой личности не только выступает как объективная потребность, но и становиться основной целью (идеалом) современного воспитания.

Ключевой проблемой всестороннего и гармонического развития личности является умственное воспитание.Только благодаря интеллектуальной деятельности человек создал все богатства материальной и духовной культуры и обеспечивает непрерывный прогресс в области науки, техники и социально-экономических отношений. Обычно умственное воспитание связывают с овладением научными знаниями, с развитием творческих способностей и задатков. Не менее важное значение в этом отношении имеет развитие мышления личности, сообразительности, памяти, умения самостоятельно добывать и пополнять свои знания. Расширение интеллектуального кругозора, овладение новейшими достижениями науки и техники и другими общечеловеческими.

Главными качествами ума являются сообразительность (умение создавать информацию и оперировать ею), любознательность (пытливость в учении), объективность (стремление к прочности и точности знаний), эрудированность (широта взглядов, научная информированность) и действенность мышления (умение видеть главное и применять теорию на практике). Совершенствование ума предполагает активное развитие мышления, памяти, речи и способности к творчеству.

Содержание умственного воспитания детей

старшего дошкольного возраста

В содержание воспитательного процесса детей дошколь­ного возраста входит умственное воспитание. Чтобы пра­вильно подойти к реализации задач умственного воспитания, необходимо глубоко знать закономерности умственного раз­вития ребенка. Именно в этом направлении работают ученые психологи и педагоги. Изучение возрастных возможностей умственного развития детей направлено на выяснение зако­номерностей и особенностей развития способностей детей, познавательных интересов, формирования наглядно-образного мышления детей, предпосылок логического мышления. На основе всех выявленных закономерностей умственного раз­вития детей дошкольного возраста определяется содержание и методы умственного воспитания на разных этапах возраст­ного становления ребенка.

Умственное воспитание — это прежде всего развитие ак­тивной мыслительной деятельности дошкольников. Полноцен­ное умственное воспитание происходит только в педагогически правильной организованной деятельности.

В содержание умственного воспитания входит: развитие интеллектуальных умений и навыков, воображения, восприятия, памяти, мышления, любознательности и умственных спо­собностей. Умственное воспитание детей старшего дошкольного возраста осуществляется на занятиях, в игре, продуктивной деятельности. В процессе разнообразных видов деятельности дети приобретают навыки ориентировки в окружающем, различные знания. На разных этапах детства знания — это первичное знакомство с окружающим, приобретение опыта общения с вещами, общения со взрослыми и сверстниками. Здесь главное — развить у ребёнка подражание, наблюдение, элементарную способность к обобщению. В старшем дошкольном возрасте эти качества обеспечивают восприятие знаний в определённой системе.

У детей старшего дошкольного возраста развиваются способности к аналитико-синтетической деятельности. Дети не ограничиваются узнаванием конкретных фактов, внешних свойств предметов и явлений, а стремятся проникнуть в суть, понять причины явлений. С учётом этих факторов в старшей группе усложняются задачи и программы их обучения, в том числе и по ознакомлению с природой.

У детей этого возраста формируется система представлений и простейших понятий о предметах и явлениях неживой природы: они узнают причину продолжительности дня и ночи, особенности осадков, погоды в разные сезоны; учатся различать и правильно называть растения, усваивают правила ухода за ними; учатся различать своеобразие внешнего строения и повадки животных и пр. В старшей группе необходимо формировать умения обобщать и классифицировать объекты природы по ярким и существенным признакам и связям.

Читать еще:  Статья роль семьи в воспитании ребенка

С возрастом содержание знаний усложняется и удельный вес их в структуре умственного воспитания увеличивается. Однако ведущей задачей на протяжении всего периода детства остаётся развитие психических функций и способностей, формирование различных способов деятельности.

Основой умственного развития и воспитания ребенка яв­ляется сенсорное воспитание, которое направлено прежде всего на развитие ощущений и восприятий. Ребенок познает окру­жающий мир через ощущения и восприятие. Уровень разви­тия ощущений и восприятия определяет и успешность по­знавательной деятельности ребенка.

В содержание сенсорного воспитания входит развитие зрительных ощущений: детей учат различать и называть цве­та, формируют у них представление об оттенках, развивают способность при рассмотрении картины видеть, как с помо­щью цвета достигается художественная выразительность изо­бражения. Умение различать длительность и силу звуков, цвета, оттенки, формы дает возможность лучше понимать му­зыкальные произведения, живопись, получать эстетическое удовольствие от слушания музыки, рассматривания произве­дений искусства. Сенсорное воспитание предполагает разви­тие слуховой чувствительной, умения вслушиваться и разли­чать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слу­ха. Особенно важно развивать у детей звуковую культуру речи, учить дошкольников анализировать звуковую структуру сло­ва, отражать в речи свои ощущения, понимание эмоциональ­ной ситуации при изложении и пересказе событий из жизни и жизни литературных героев, особенно сказочных.

В дошкольном возрасте усваиваются пространственные и временные представления, которыми дети руководствуются в общении со взрослыми и сверстниками, особенно в разго­ворной речи.

Сенсорное воспитание направлено и на развитие тактиль­ной чувствительности — умения различать на ощупь качества предметов и правильно их называть. При этом дети опериру­ют такими понятиями, как «гладкий», «мягкий», «пушистый», «твердый», «холодный», «теплый». Одна из сторон сенсорно­го воспитания — развитие обонятельных и вкусовых ощу­щений.

Для определении свойств и качеств предмета детей учат обследовать его. Особенно это характерно для работы с млад­шими дошкольниками. Обследование — это специально организованное восприятие, направленное на определение деть­ми формы, величины предмета, его свойств. Например, па занятиях по музыке или в игровой деятельности воспитанни­кам предлагается внимательно рассмотреть предметы, с ко­торыми они будут работать, — строительный материал, шарики, мягкие игрушки, флажки и т. п. Все это дает возмож­ность различать предметы по форме, цвету, качествам. Дети узнают при знакомстве с предметами и их словесное обозна­чение — шар, куб, пирамида, круг, квадрат. Словесное усвоение обозначения или названия предмета в дальнейшем помогает ребенку свободно ориентироваться в мире предме­тов и к окружающей действительности в целом.

Обучение обследованию предметов проводится с учетом возрастных возможностей детей. Здесь воспитатель продви­гается с детьми от простого к сложному. В старшем дошколь­ном возрасте дети уже анализируют предметы и по форме, и по цвету, и по весу, и по его фактуре, что, естественно, еще не доступно детям младшей возрастной группы.

Обследование предметов, их свойств и качеств связано и с развитием зрительных ощущений. Зрительные ощущения особенно эффективно развиваются при наблюдении за явле­ниями природы, за жизнью животных. Воспитанникам во время сезонных прогулок задают вопросы: «Какого цвета небо весной?», «Какого цвета небо осенью?», «Какого цвета лис­тья на березе весной?», «Какого цвета листья клена, березы осенью?» Приобретай опыт зрительных ощущений, дети легко переносят его в повседневную жизнь и свободно оперируют полученными знаниями в других жизненных ситуациях.

Сенсорное воспитание как составная часть умственного развития детей невозможно осуществлять эффективно, если не вести работу по развитию речи дошкольников. В детском дошкольном учреждении решаются такие задачи речевого развития детей, как обогащение словаря ребенка, формиро­вание грамматического строя речи, развития связной моно­логической и диалогической речи.

Речь является важнейшей формой общения детей со взрос­лыми и сверстниками. Формирование речи начинается с об­щения со взрослыми, понимания их речи. Взрослый показы­вает предметы, называет их одним словом, задает вопросы, высказывает определенные просьбы, дает указания и т. д. На этом этапе ребенок реагирует на речь взрослого на уровне эмо­ционального восприятия. Постепенно начинает формироваться диалогическая речь, т. е. ребенок уже сам ставит вопросы, высказывает свои мысли, суждения. Наиболее сложным видом речевой деятельности является монологическая речь, когда ребенок передает в своем рассказе определенное связное со­держание.

В последние годы в дошкольных учреждениях особое внимание уделяется развитию звуковой культуры речи. Развитие звуковой культуры речи оказывает впоследствии поло­жительное влияние на грамотность ребенка, его умение регу­лировать темп и громкость речи, ее выразительность.

Успехи в звуковой культуре речи возможны при успеш­ном развитии слухового внимания, фонематического и рече­вого слуха. Для успешного решения этих задач воспитатель развивает речедвигательный аппарат и речевой слух.

Для формирования у дошкольников правильного звукопроизношения воспитатели используют различные игры, как на специальных занятиях, так и в свободной игровой дея­тельности. Это прежде всего звукоподражание животным, потешки, чистоговорки.

В процессе работы по речевому развитию детей обогаща­ется словарь детей, идет его закрепление, уточнение, систе­матизация. Для этого используются описания погоды, пере­сказ сказок, рассказывание о проведении воскресного дня, упражнения по продолжению сказки, придумыванию ее окон­чания.

Работа по обогащению словаря связана с формировани­ем грамматического строя речи. Дети учатся правильно из­менять слова по падежам, четко произносить окончания слов, пользоваться всеми частями речи. Лучше всего это осущест­вляется на занятиях и в игре. Именно здесь воспитанники учатся использовать различные грамматические формы.

Работа по обогащению словаря дошкольника и форми­рованию грамматического строя речи подготавливает детей к связной речи. Речь ребенка должна быть последовательной, логичной и грамматически правильной. Учитывая особенности и сложности русского языка, воспитатели систематически и целенаправленно работают над речью детей, подбирают спе­циальные упражнения, включают в занятия с детьми дидак­тические игры, учат творческому пересказу сказки, рассказа. При этом обращают внимание на красоту языка, учат детей подбирать слова, чтобы пересказ был красивым и правиль­ным.

Особого внимания заслуживает работа в старшей группе детского сада, где ребята учатся членить предло­жения на слова, слова на слоги, слоги на звуки, обучаются слоговому чтению слов, составляют слова и предложении из разрезной азбуки.

В связи с неравномерностью развития речи у каждого ребенка работа воспитателя должна быть индивидуально ори­ентированной. Работая в группе с малым количеством де­тей, воспитатель учитывает индивидуальные особенности ребенка — темп его речи, грамматический строй, умение опи­сывать в рассказе окружающий мир. В связи со всем этим и проводится индивидуальная работа с детьми в процессе об­щей деятельности.

В содержание умственного воспитания входит и развитие элементарных математических представлений и конструиро­вание. Математическая подготовка детей дошкольного возраста включает обучение счету, развитие количественных представ­лений, обучение решению и составлению простых арифме­тических задач.

Уже в младшем возрасте в семье, а затем в дошкольном учреждении дети усваивают и закрепляют такие понятия, как «больше», «меньше», «поровну», «большой», «маленький», «длиннее», «короче», «выше», «ниже», «шире», «уже», «тол­ще». Все эти понятия не просто способствуют развитию ма­тематического мышления, но и формируют элементы логи­ческого мышления, что очень важно для умственного разви­тия и воспитания дошкольников.

В процессе игры, на занятиях и в режимные моменты работы группы ребята учатся определять расположение пред­метов, направление, длину.

Таким образом, в целом можно определить, что для умственного воспи­тания используются самые разнообразные средства, которые помогают интеллектуальному развитию ребенка и его инди­видуальной интеллектуальной деятельности.

Читать еще:  Воспитание детей от 1 года

Основное направление подготовки ребёнка к школе состоит в том, чтобы воспитать у него готовность к любому виду труда, в частности умственному, сформировать потребность в получении знаний, подготовить к дальнейшей самостоятельной работе.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10280 — | 7951 — или читать все.

Теоретические основы умственного воспитания детей дошкольного возраста

Умственное воспитание — часть общей системы воспитания личности, что накладывает отпечаток ее на цели и задачи, а также формы педагогической работы с детьми. Основу умственного развития составляет сенсорное воспитание. Сенсорное воспитание — это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. В основе умственного воспитания лежит овладение знаниями. Окружающая жизнь — основной их источник для детей дошкольного возраста. Ребёнок приобретает знания самостоятельно и под руководством взрослых, в повседневной жизни и на занятиях. В дошкольном возрасте увеличивается число видов деятельности, которыми овладевает ребёнок, усложняется содержание общения ребёнка с окружающими его людьми и расширяется круг этого общения.

Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т.п.). Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остаётся поверхностным, отрывочным и не создаёт необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности, полноценного усвоения знаний и навыков в начальных классах школы.

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой определены следующие задачи умственного воспитания детей дошкольного возраста:

1. Формирование правильных представлений о простейших явлениях окружающей жизни.

Наблюдая окружающую жизнь, ребёнок самостоятельно пытается делать выводы. Он также приобретает знания о некоторых природных явлениях, их взаимодействиях и закономерностях (характерных признаках времён года и взаимосвязи между этими признаками, типичных особенностях некоторых животных и связи их с образом жизни этих животных и т.д.).

2. Развитие познавательных психических процессов: ощущений, внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения.

Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающей действительности. В дошкольном возрасте у детей формируется способность сознательного запоминания, увеличивается объём памяти; задача состоит в том, чтобы упражнять произвольную память, обогащать её полезными знаниями. Большое внимание уделяется развитию воображения; оно необходимо для всякой творческой деятельности. В первые дошкольные годы это воссоздающее воображение, на основе которого с накоплением жизненного опыта и развития мышления формируется творческое воображение. Для младшего дошкольника характерно наглядно-действенное, для старшего — наглядно-образное мышление. На этой основе развивается словесно — логическое, понятийное мышление.

3. Развитие речи детей.

Особая роль в дошкольном возрасте принадлежит развитию речи. Человек пользуется родным языком для выражения своих мыслей и понимания высказанного другими. Овладение речью дает ребенку возможность получать знания о действительности опосредованно (через рассказ, художественное произведение, объяснение воспитателя и т. п.), а не только путем непосредственного восприятия предметов или явлений. В детском саду решаются такие задачи речевого развития, как обогащение словаря, формирование грамматического строя, развитие связной речи.

4. Развитие любознательности и умственных способностей.

Любознательность — качество присущее ребёнку. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении всё рассмотреть, потрогать, привести в действие. О наличии любознательности свидетельствуют и многочисленные детские вопросы. Результаты исследований показали, что основой развития умственных способностей является овладение ребёнком действиями замещения и наглядного моделирования. Психологами доказана необходимость прямого управления развитием способностей ребёнка. Так С.Ю. Фурсова отмечает: «Ребёнка надо не только обучать всему необходимому, но и создавать благоприятную атмосферу для раскрытия его собственных талантов и способностей».

5. Развитие интеллектуальных умений и навыков, формирование простейших способов умственной деятельности.

А) Обследование предметов

Б) Выделение в них существенных и несущественных признаков

В) Сравнение с другими предметами и т.д.

Эти умения и навыки являются составными элементами познавательной деятельности, они помогают ребёнку успешно овладевать знаниями.

В дошкольной педагогике для умственного развития детей используются различные средства умственного воспитания:

1) Ознакомление с окружающим.

Важным средством умственного воспитания является окружающая

действительность: люди, предметы, природа, общественные явления. Благодаря взаимодействию с окружающим миром расширяется кругозор ребёнка, развиваются его познавательные процессы. Общение с взрослыми, радио- и телевизионные передачи увеличивают объём информации, которую получает ребёнок из окружающей жизни.

Пользуясь различными предметами, дети узнают их название, свойства и качества: краски, кисточка, бумага нужны для рисования; все вещи сделаны из различных материалов, обладающих определённым свойствами (чашка фарфоровая, она бьётся, ложка и вилка металлическая). Много новых знаний ребёнок получает в процессе наблюдений в природе. Наблюдения за растениями, насекомыми, птицами приносят детям немало открытий: «цветок распустился», «появились листочки» и т. д. Знания в процессе наблюдений уточняются. В процессе систематических наблюдений у детей развивается важное свойство личности — наблюдательность, т.е. способность быстро и легко замечать изменения, происходящие в окружающем. Развитие наблюдательности способствует формированию у детей устойчивых познавательных интересов. Уже в дошкольном возрасте у отдельных детей отмечается устойчивый интерес к природе, к технике, и т.п.

Одним из средств умственного воспитания является игра — специфическая детская деятельность, в которой ребёнок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами. Отдельные виды игр по-разному воздействуют на умственное развитие детей: сюжетно-ролевые расширяют представления об окружающем и способствуют развитию речевого общения; игры — драматизации помогают более глубокому пониманию произведений художественной литературы и активизируют речь; строитель — конструктивные, развивают конструктивные способности и расширяют знания о геометрических фигурах и пространственных отношениях.

Особо важное место в умственном воспитании занимают дидактические игры, обязательными элементами которых являются познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно усваивает знания, которыми он оперирует (например, названия внешний вид растений, предметов, необходимых для труда и т. п.). Решая умственную задачу в игре, малыш упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении их по отдельным признакам. Таким образом, дидактические игры не только способствуют закреплению уточнению знаний, но и активизируют мыслительную деятельность детей. Игра как свойственная ребёнку деятельность позволяет ему упражняться в решении умственных задач без особого напряжения.

В процессе труда происходит практическое обследование предметов: ребёнок знакомится не только с их внешними свойствами и качествами, но и теми изменениями, которые они претерпевают в процессе деятельности: мыло пенится; перекопанная земля становится рыхлой, мягкой; из увлажнённого песка хорошо строить и т.п. Труд в природе даёт ребёнку устанавливать причинно-следственные связи, помогает понять взаимосвязи и взаимозависимости явлений. На основе собственных наблюдений он делает умозаключения, выводы: на грядке которая хорошо освещена солнцем, растения развиваются быстрее, в тени — медленнее.

Хотя труд, игра и бытовая деятельность оказывают большое влияние на умственное развитие детей, ведущая роль в умственном воспитании принадлежит обучению. Преимущество обучения заключается в том, что оно целенаправленно. Обучение осуществляется систематически, планомерно, этим обеспечивается определённая последовательность в накоплении знаний и умений, а также их прочность.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector