221madou.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Традиционное воспитание педагогика

Традиционная педагогическая технология

Термин «традиционное обучение» подразумевает прежде всего классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я. А. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.

Отличительными признаками традиционной классно-урочной технологии являются следующие:

  • учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;
  • класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;
  • основной единицей занятий — урок;
  • урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают пал одним и тем же материалом;
  • работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;
  • учебные книги (учебники) применяются в основном для домашней работы.

Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, или, точнее, перерывы между уроками — атрибуты классно-урочной системы.

Цели обучения — подвижная категория, включающая в зависимости от ряда условий те или иные составляющие.

В советской педагогике цели обучения формулировались так:

  • формирование системы знаний, овладение основами наук;
  • формирование основ научного мировоззрения;
  • всестороннее и гармоничное развитие каждого ученика;
  • воспитание идейно убежденных борцов за коммунизм, за светлое будущее всего человечества;
  • воспитание сознательных и высокообразованных людей, способных как к физическому, так и к умственному труду.

Таким образом, по своему характеру цель технологий обучения (ТО) — это воспитание личности с заданными свойствами.

По содержанию цели ТО ориентированы преимущественно на усвоение знаний, умений, навыков (ЗУН), а не на развитие личности (всестороннее развитие было декларацией).

В современной массовой российской школе цели несколько видоизменились — исключена идеологизация, снят лозунг всестороннего гармонического развития, произошли изменения в характере нравственного воспитания, но парадигма представления цели в виде набора запланированных качеств (стандартов обучения) осталась прежней.

Массовая школа с традиционной технологией по-прежнему является «школой знаний», сохраняет примат информированности личности над ее культурой, преобладание рационально-логической стороны познания над чувственно-эмоциональной.

Концептуальные положения.Концептуальную основу ТО составляют принципы педагогики, сформулированные еще Я. А. Коменским:

  • научность (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные);
  • природосообразность (обучение определяется развитием, не форсируется);
  • последовательность и систематичность (последовательная линейная логика процесса, от частного к общему);
  • доступность (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых ЗУН);
  • прочность (повторение — мать учения);
  • сознательность и активность (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд);
  • наглядность (привлечение различных органов чувств к восприятию);
  • связь теории с практикой (определенная часть учебного процесса отводится на применение знаний);
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Обучение- это процесс передачи знаний, умений и навыков, социального опыта от старших поколений — подрастающему. В состав этого целостного процесса включаются цели, содержание, методы и средства.

Особенности содержания.Содержание образования в традиционной массовой школе сложилось еще в годы советской власти (оно определялось задачами индустриализации страны, погоней за уровнем образования технически развитых капиталистических стран, общей ролью научно-технического прогресса) и по сей день является технократическим. Знания адресуются в основном к рассудочному началу личности, а не к ее духовности, нравственности.-75 % учебных предметов школы направлено на развитие левого полушария, на эстетические предметы отводится лишь 3 %, а духовному воспитанию в советской школе уделялось очень мало внимания.

Традиционная система остается единообразной, невариативной, несмотря на декларацию о свободе выбора и вариативности. Планирование содержания обучения — централизовано. Базисные учебные планы основываются на единых для страны стандартах. Учебные дисциплины (основы наук) определяют «коридоры», внутри которых (и только внутри) предоставлено право двигаться ребенку.

Обучение обладает подавляющим приоритетом перед воспитанием. Учебные и воспитательные предметы не взаимосвязаны. Клубные формы работы занимают в объеме финансирования 3 % от академических. В воспитательной работе процветают педагогика мероприятий и негативизм воспитательных воздействий.

Особенности методики.Традиционная технология представляет собой прежде всего авторитарную педагогику требований, учение весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, с его многообразными запросами и потребностями, отсутствуют условия для раскрытия индивидуальных способностей, творческих проявлений личности.

Авторитаризм процесса обучения проявляется в:

  • регламентации деятельности, принудительности обучающих процедур («школа насилует личность»);
  • централизации контроля;
  • ориентации на среднего ученика («школа убивает таланты»).

Позиция ученика: ученик- подчиненный объект обучающих воздействий, ученик «должен», ученик — еще не полноценная личность, бездуховный «винтик».

Позиция учителя: учитель — командир, единственное инициативное лицо, судья («всегда прав»); старший (родитель) учит; «с предметом к детям», стиль «разящие стрелы».

Методы усвоения знаний основываются на:

  • сообщении готовых знаний;
  • обучении по образцу;
  • индуктивной логике от частного к общему;
  • механической памяти;
  • вербальном изложении;
  • репродуктивном воспроизведении.

Процесс обучения как деятельность в ТО характеризуется отсутствием самостоятельности, слабой мотивацией учебного труда школьника.

В составе учебной деятельности ребенка:

  • самостоятельное целеполагание отсутствует, цели обучения ставит учитель;
  • планирование деятельности ведется извне, навязывается ученику вопреки его желанию;
  • итоговый анализ и оценивание деятельности ребенка производятся не им, а учителем, другим взрослым.

В этих условиях этап реализации учебных целей превращается в труд «из-под палки» со всеми его негативными последствиями (отчуждение ребенка от учебы, воспитание лени, лживости, конформизма — «школа уродует личность»).

Оценивание деятельности учащихся. Традиционной педагогикой разработаны критерии количественной пятибалльной оценки знаний, умений и навыков учащихся по учебным предметам; требования к оценке: индивидуальный характер, дифференцированный подход, систематичность контроля и оценивания, всесторонность, разнообразие форм, единство требований, объективность, мотивированность, гласность.

Однако в школьной практике ТО обнаруживаются отрицательные стороны традиционной системы оценок.

Количественная оценка — отметка — часто становится средством принуждения, орудием власти учителя над учеником, психологического и социального давления на ученика.

Отметка как результат познавательной деятельности часто отождествляется с личностью в целом, сортирует учащихся на «хороших» и «плохих».

Названия «троечник», «двоечник» вызывают чувство ущербности, унижения, либо приводят к индифферентности, равнодушию к учебе. Ученик по своим посредственным или удовлетворительным оценкам сначала делает заключение о неполноценности своих знаний, способностей, а затем и своей личности (Я-концепция).

Особо существует проблема двойки. Она является непереводной оценкой, основанием второгодичества и отсева, т. е. решает во многом судьбу личности, и в целом представляет большую социальную проблему Текущая двойка вызывает отрицательные эмоции, рождает психологический конфликт ученика с самим собой, с учителем, предметом, школой, с семьей.

Традиционная форма обучения — классно-урочная. Ее отличают:

Положительные стороныОтрицательные стороны
Систематический характер обученияШаблонное построение, однообразие
Упорядоченная, логически правильная подача учебного материалаo Нерациональное распределение времени урока.o На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней усвоения перекладывается на домашние задания
Организационная четкостьo Учащиеся изолируются от общения друг с другом.o Отсутствие самостоятельности
Постоянное эмоциональное воздействие личности учителяo Пассивность или видимость активности учащихся.o Слабая речевая деятельность (среднее время говорения ученика 2 минуты в день).o Слабая обратная связь. Усредненный подход
Оптимальные затраты ресурсов при массовом обученииОтсутствие индивидуального обучения

К традиционным технологиям относят и лекционно-семинарско-зачетную систему (форму) обучения: сначала учебный материал преподносится классу лекционным методом, а затем прорабатывается (усваивается, применяется) на семинарских, практических и лабораторных занятиях, и результаты усвоения проверяются в форме зачетов.

Представленные ниже сценарии уроков по различным дисциплинам дают учителю представление о практическом решении дидактических задач.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Традиционные и инновационные подходы к воспитанию

Традиционная система воспитания и ее применимость в современном мире

Традиционный подход к воспитанию – это организация учебно-воспитательной деятельности, базирующаяся на классно-урочной системе обучения с применением традиционных направлениях воспитательного воздействия, возникшей и совершенствовавшейся на протяжении длительного исторического периода развития общества.

Читать еще:  Какой воспитанный мальчик

Традиционное воспитание возникло практически одновременно с развитием общества и проявлялось в различных формах, в зависимости от культурного и исторического этапа социального развития.

К традиционным формам воспитания относится воспитание в родовой и соседской общине, воспитание в Древнем Риме, в крестьянских семьях, советское воспитание.

Ядро традиционной системы воспитания характеризовалось инвариантностью т.е. методика осуществления учебно-воспитательной работы оставалась постоянной на протяжении всех этапов общественного развития.

Основными параметрами традиционной системы воспитания являются:

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  1. Базирование на принципе субъект-объектных взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса. Учащийся в такой системе рассматривается в качестве объекта, на которого оказывается воспитательное воздействие педагога. Равноправие сторон в данном случае не предусмотрено. Статус учащегося находится на более низком уровне, тогда как, педагог обладает полным авторитетом. Традиционная система рассматривает педагога, в качестве единственного полноценного и полноправного субъекта образовательной системы, являющегося своеобразным творцом, деятельность которого ориентирована на воспитание и обучение будущего гражданина. Деятельность педагога нацелена на создание определенного конечного результата, без учета мнения, желания и потребности объекта воздействия. При этом задается нормативный тип поведения, который должен стать итогом его учебно-воспитательной работы.
  2. Традиционное воспитание основывается на трех составляющих: наказание, поощрение и верность избранному педагогом пути. Учебно-воспитательный процесс, по своей сути, является наставничеством педагога, его принуждением к принятию учащимися единственно верного, по его мнению, пути. Авторитет педагога непререкаем и не может подвергаться сомнению или критике. В процессе учебно-воспитательной работы, знания и навыки прививаются посредством методов и средств, избранных педагогом. В случае соблюдения всех правил и требований, успехов в различных направлениях деятельности, учащиеся поощряются, а при несоблюдении правил подвергаются наказанию. Воспитание проходит по, так называемому, «методу кнута и пряника».
  3. Традиционное воспитание реализуется на практике, посредством применения таких форм, как: нотации, поучения, принуждение, приведение жизненных примеров, привитие моральных норм. Не поощряется критическое мышление, выражение собственной точки зрения.
  4. Воспитание носит монологичный характер. Это объясняется тем, что право выбора, голоса, возможность суждения и оценивания принадлежит только педагогу. Ребенку приходится подчиняться системе и «делать так, как надо».
  5. Воспитание носит массовый, коллективный характер. Индивидуальный подход к личности каждого ребенка не предусмотрен.
  6. Приоритет авторитетности и жизненного опыта при возникновении проблемных ситуаций.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Традиционная система воспитания характерна для такого общества, которое характеризуется постоянством и однообразием. В нем идеи, взгляды, ценности не претерпевают изменений и не развиваются. Особенно актуальной традиционная система оказалась для эпохи социализма. Поскольку, именно в этом обществе существует равновесное состояние, устраняются и контролируются, возникающие противоречия, создаются условия гармонии взаимоотношений большинства его членов.

Однако, на современном этапе общественного развития, традиционное воспитание становится все менее актуальным и продуктивным. Ее применение приводит к серьезным проблемам в воспитательной сфере, развивает кризис воспитания. Жизненные ориентиры теряет большинство населения, расширяется пропасть между поколениями, отсутствует социальная ответственность и возникает мировоззренческий хаос.

Традиционное воспитание следует преобразовывать, развивать и модернизировать. Воспитанник должен превратиться из объекта воспитания в его полноправного субъекта, способного самостоятельно выбирать пути и направления развития, оценивать их значимость и эффективность.

Инновационные подходы к воспитанию и их гуманистическая направленность

Со второй половины 20-го столетия в педагогике стали формироваться идеи, вносящие новшества в воспитательную деятельность.

Внедрение инноваций в педагогическую систему связано с применением новых технологий, методов и средств воспитания, разработкой новой идеологии организации учебно-воспитательного процесса и оценкой итогов совершенствования педагогической системы.

Педагогический процесс в настоящее время пронизан гуманистическими идеями, связанными с ориентацией учебно-воспитательного процесса на развитие личности, ее основных качеств, применением индивидуального подхода к каждому воспитаннику, с учетом его персональных потребностей, стремлений, желаний, способностей.

Воспитание ориентируется на развитие духовно-нравственной стороны личности, формирование навыков самостоятельности, саморазвития, самосовершенствования.

Гуманистические пронизывают все инновационные подходы к воспитанию, предполагая их нацеленность на формирование таких качеств личности, как добродушие, милосердие, сострадание, терпение, трудолюбие, уважение к собственной личности, принятие ее значимости для общества, а также личности других людей.

К инновационным воспитательным подходам относятся следующие:

  1. Возрастной подход – основан на учете закономерностей возрастного развития отдельной личности, ее физиологических, психических, социальных, качеств. Данный подход строится на основе принципа природосообразности воспитания.
  2. Индивидуальный подход – основан на ориентации воспитательного воздействия на индивидуальные особенности личностного развития воспитанников.
  3. Личностно-направленный подход – основан на постановке личности воспитанника в основу педагогического процесса и принятии ее в качестве ведущей общественной ценности. Воспитание направлено на развитие основных нравственных качеств личности, не противореча ее потребностям и стремлениям.
  4. Деятельностный подход – основан на рассмотрении деятельности в качестве источника формирования субъектности воспитанника. Личность пребывает в единстве со своей деятельностью и ее направлениями.
  5. Герменевтический подход – основан на философской герменевтике т.е. рассмотрении и интерпретации гуманитарных ориентиров развития личности. Процесс воспитания направляется на психический опыт воспитанника, на его переживания. На переживаниях ребенка основывается его понимания чувств и желаний других людей. Именно воспитанию переживаний уделяется приоритетное внимание.
  6. Событийный подход – основан на рассмотрении воспитания в качестве диалектического процесса, объединяющего яркие, впечатляющие события с повседневными. Уделяется внимание формированию осознания важности повседневности, бытовых процессов и ценности праздничных мероприятий.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Популярные системы воспитания детей

Воспитание детей – это целенаправленная деятельность, с помощью которой у них вырабатывается система личностных качеств, убеждений и взглядов. В мире существует множество систем воспитания детей и подростков, написано тысячи научных трудов по педагогике. Все они имеют свои преимущества и недостатки. Конечно, большинство родителей воспитывают детей, не придерживаясь каких-либо особых систем. Однако все большую популярность набирают современные системы воспитания детей, которые имеют свои принципы и методы. Рассмотрим, какие существуют на сегодняшний день педагогические системы воспитания детей и подростков.

Традиционная система воспитания детей

На традиционной системе воспитания вырастали наши родители, дедушки и бабушки. Педагогика того времени основывалась на трудах А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и других известных педагогов.

Согласно мнению А.С. Макаренко, воспитание ребенка – процесс коллективный. Один человек или даже семья не способны воспитать полноценную личность. Главное место в этом процессе должен занимать социум, коллектив. Большая роль в такой системе воспитания отводилась труду.

В. А. Сухомлинский считал, что ребенка необходимо воспитывать в первую очередь на чувстве справедливости, правдивости и доброты. Он считал очень важными элементами воспитания книги и музыку.

Большое значение в педагогической системе воспитания детей того времени отводилось идеологическому образованию, развитию патриотизма.

Современные системы воспитания детей в разных странах

В разных странах с годами выработались свои системы воспитания. Из каждой из них можно почерпнуть что-то полезное, применив его для своего малыша. Ознакомимся с наиболее популярными из них.

Очень интересная система воспитания детей в Японии. В воспитании малышей до 5 лет существует полная вседозволенность, затем в возрасте 5-15 лет наступает период ограничений и строгости. А вот уже после 15-летнего возраста с ребенком обращаются как с равным.

Во Франции к детям относятся чрезвычайно лояльно, большое значение в жизни имеет семья, общие ценности и традиции. Хотя в этой стране на первом месте в большинстве семей стоит профессиональная карьера. Этим и объясняется то, что в детские садики здесь принимают с 6-месячного возраста.

Система воспитания детей в Германии предполагает организованность и четкость во всех сферах жизни. Ребенок должен придерживаться правильного режима дня, рационального питания, основных правил общения со сверстниками и взрослыми. В то же время у каждого малыша есть свое личное пространство, например, детская, где он может делать то, что ему хочется. Немецкие образовательные учреждения для детей придерживаются принципов традиционности, но в то же время, абсолютно исключают подавление личности и авторитаризм.

Читать еще:  Отец и сын воспитание

Авторские системы воспитания

Современные системы воспитания детей довольно разнообразны. Однако существуют некоторые из них, которые приобрели особую популярность, поэтому представляют большой интерес для родителей.

Одной из таких методик является система Марии Монтессори. Это первая женщина-врач в Италии, педагог, ученый и психолог, которая разработала свою методику, как альтернативу традиционной педагогике. Первоначально данная система предназначалась для деток старше 3 лет, хотя в наше время используется, начиная от 8-месячного возраста.

Основные принципы системы воспитания по Монтессори:

  • Малыш сам себе учитель, поэтому имеет свободу выбора решений и действий.
  • Старшие дети обучают меньших детей. Это предусматривает обучение в группах малышей разного возраста.
  • Взрослый должен определить, что ребенка интересует в данный момент. При этом нужно создать для него необходимые условия и показать, что можно в них делать.
  • Занятия по данной методике проходят в специально подготовленном помещении. Как правило, это комната, которая разделена на 5-6 зон со специальными пособиями и материалами.

К недостаткам данной системы специалисты относят отсутствие подвижных и ролевых игр, с помощью которых малыш познает окружающий мир. Также, эта методика концентрируется лишь на развитии практических навыков и интеллекта, игнорируя эстетическое и спортивное развитие ребенка.

Популярной педагогической системой воспитания детей называют вальфдорскую педагогику. Первоначально она была разработана Р. Штайнером для школы для детей рабочих табачной фабрики Вальдорф Астория. Данная система воспитания ставит целью развить способности каждого ребенка и уверенность в своих силах.

Общие принципы вальфдорской педагогики можно охарактеризовать следующим образом:

  • Воспитание через пример и подражание.
  • Многообразие видов и форм игровой деятельности.
  • Чередование самостоятельной детской активности и занятий с воспитателем.
  • Освоение разных видов художественной деятельности и народной культуры.

В вальдорфских школах существуют своеобразные запреты, в том числе, на раннее развитие интеллекта и обучение, кино, телевидение и радио, оценивание ребенка.

Ни одна система воспитания детей не имеет столько приверженцев и противников, как вальфдорская. Некоторые специалисты сравнивают ее с сектой, живущей по своим правилам и традициям.

Стоит упомянуть и о такой современной системе воспитания детей, как селф-мейд. Главное качество, которое согласно этой методике нужно воспитать у ребенка, – ответственность. Селф-мейд основывается на таких главных принципах воспитания детей:

  • Учиться достигать результатов с помощью собственных сил.
  • Осознавать последствия, наступающие по причине собственных действий.
  • Уметь ставить перед собой цели.
  • Научиться правильно подбирать мотивацию для действий.
  • Уметь решать конфликты.

По методике селф-мейд на Западе воспитывались многие известные люди, в частности, Мадонна, Билл Гейтс, Стив Джобс.

Конечно, трудно выбрать одну систему воспитания детей из большого их разнообразия. Но, как утверждают специалисты, это и не обязательно нужно. Лучше подобрать наиболее понравившиеся принципы и методы из нескольких таких систем и применить их к воспитанию своего малыша.

Особенности методов, средств и форм воспитания традиционной педагогики

Православная педагогика на протяжении длительной истории своего существования разработала разнообразные методы, часть из которых используется современной системой образования. Обобщая эти методы, святитель Филарет Московский сказал кратко:

«Наставляй добродушно, обличай кротко и мирно, наказывай умеренно и с сожалением» [6].

· Метод наставления(научения). Этот метод состоит в том, что

дети слышат от своих воспитателей определенные правила деятельности.

В первых христианских и дореволюционных русских школах детей наставляли, опираясь на Священное Писание, творения святых отцов и наставления подвижников благочестия. Для научения грамоте педагогами использовалось Священное Писание, на уроках обучения письму детям давали прописи, состоящие из библейских изречений. Душа ребенка постепенно привыкала к этому полезному для души чтению, находя в нем опору для себя на всю последующую жизнь.

· Метод предостережения. Предостережение — это наставление, обращающее внимание детей на недостоинство и вредные последствия некоторых действий. Этот метод основан на учете возрастных особенностей детей и исходит из того, что дети неопытны, опрометчивы и любопытны, к тому же нежны и слабы. То, что не наносит ущерба взрослому, может быть весьма вредным и опасным для ребенка. Удалить от детей все вредоносное невозможно. Поэтому необходимо, чтобы дети постепенно сами привыкли различать вредное и опасное от хорошего и доброго. Для этого пользуются предостережением.

Требования к методу предостережения:

1. Предостережение должно быть умеренным. Им нужно пользоваться только там, где оно оказывается необходимым. Частые предостережения остаются бесполезными.

2. Необходимо избегать всякого преувеличения. Если дети рано или поздно распознают обман, они перестанут верить наставникам и родителям.

3. Предостерегая, надо «применяться» к внутренней расположенности детей, к тому, что не все (предостережения) на разных детей производит одинаковое впечатление. Лучше объяснять с помощью примеров. Особенно предостережение действует на воспитанника, если ему указывают на его собственный опыт.

4. Предостережения всегда должны быть ласковыми, с благоразумным применением к обстоятельствам. Такие предостережения дети принимают охотно.

5. Предостережения не должны выходить за рамки опыта детей. Если что-то вредно для них, но детям незнакомо, необходимо предостерегать их от этой опасности только в общих выражениях.

Метод ограждения от соблазнов. Соблазны препятствуют духовному совершенствованию человека. «Соблазн бывает или учением, или жизнью», то есть соблазн проявляется двояко: как ложное еретическое учение, суеверие или как безнравственное действие, развращенная жизнь. Соблазн возбуждается через зрение и слух. Дурной пример родителей, педагогов, взрослых является причиной бедственного состояния детей. Главное средство к избежанию соблазнов — ограждение от них детей.

Необходимо предохранять детей от сближения с предметами и обстоятельствами, которые могут произвести на их сердце вредное впечатление. Детей удаляют от всего того, что может возбудить в них недобрые, злые мысли, чувства и действия (шумные общественные зрелища, игры, соблазнительные художественные сочинения и пр.). Их ограждают также от общения с людьми антиобщественного поведения, в случае необходимости – даже от общения с лицами другого возраста и пола с тем, чтобы те своим поведением, нравами, даже своим внешним обликом не могли возмутить тихое и чистое детское сердце.

· Метод примера. Ограждая детское сердце от соблазнов, родители

и воспитатели используют особые средства для насаждения и укоренения в нем добродетелей. Первым из них после устного и письменного наставления является пример благочестия, который показывают в своей жизни воспитатели.

«Лучше можно научить дитя примером, нежели словами», — пишет блаженный Иероним. При этом нужно помнить, что дурные примеры производят на ребенка более сильное воздействие, чем примеры добрые.

Большое внимание уделяет доброму поведению наставника преподобный Исидор Пелусиот. Он пишет, что наставнику «надлежит быть скромным в наружности», тщательно следить за своим поведением.

Святитель Григорий Богослов предостерегает от дурного примера, который гораздо сильнее, чем добрый, оказывает влияние на окружающих и без всяких трудов усвояется ими.

Уча детей своим примером, воспитатели должны заботиться о том, чтобы знакомить своих воспитанников только с такими людьми, которые своим примером не разрушали, но утверждали в юной душе положительные начала.

Православная педагогика говорит о необходимости обращения к примерам жизни великих людей, прежде всего, святых. В книгах и примерах религиозно-нравственного содержания ребенок найдет удовлетворение всем высшим потребностям своего духа, здесь он встретит указание на то, как надо жить и к чему стремиться. По мнению С.А. Рачинского, жития святых — это «живое училище благочестия», крепкой веры, неумирающей надежды и любви, готовой на все страдания. Это — практическая школа христианского подвига и самоотвержения.

· Метод приспособления (к личным особенностям, времени, возрасту, степени развития ребенка). Метод приспособления (сообразности) хорошо известен современным педагогам.

Читать еще:  Как правильно воспитывать мальчика 10 лет

Как он использовался в традиционной русской школе можно проследить на примере знакомства детей со Священным Писанием и святоотеческим наследием.

Сначала детям преподавали Священное Писание устно, а только затем позволяли читать. Но знакомили их не со всеми текстами, а лишь с теми, которые приближены к пониманию детей. Это способствовало наполнению детского сердца высокими чувствами.

По замечанию святителя Иоанна Златоуста, само наставление для «первого возраста» должно быть кратким, ибо «нежные умы» не могут усвоить пространного учения. В дальнейшем, по мере взросления ребенка, также необходимо сообразовываться с его возрастными и личными особенностями, приспосабливать педагогические воздействия к времени, месту, обстоятельствам воспитания.

· Метод воздержания (ограничения). Этот метод вытекает из необходимости уметь подчинить низшее — высшему, тело — духу.

Для достижения этого детей приучают к скромности в одежде, к умеренности, воздержанию и простоте в пище и питье. По мнению святых отцов, невоздержанность является причиной не только физических расстройств и болезней, но и душевных болезней.

Для детского возраста необходимы «особые распоряжения» относительно не только количества и качества пищи, но и времени сна и бодрствования.

Чтобы помочь детям упорядочить беспорядочные движения сердца и воображения, их с малых лет приучают к трудолюбию.

· Метод награды. Для того чтобы детей не только удерживать от плохих поступков, но и побуждать их к точному исполнению своих обязанностей, употребляются награды. За всякий труд педагог должен уметь поблагодарить ученика, утешить и ободрить его выражением своей признательности.

Вместе с тем, поощряя детей, следует остерегаться приучить их все делать ради награды. Чрезмерные похвалы и награды могут причинить вред ученику, привести к развитию гордости. Кроме того, педагогу следует опасаться, чтобы награды не получили значение цели, руководящей поступками ученика. Добро будет цениться настолько, насколько оно сопровождается наградой. Педагог должен говорить детям, чтобы они вели себя хорошо из чувства долга, а на получаемые награды смотрели как на знак благоволения.

Одобрение – высокая награда, доверие родителей и воспитателей — высочайшая.

· Метод наказания. Святые отцы говорят, что воспитывать должна одна любовь, а любовь требует не только ласковости, но и строгости. Той и другой необходимо удерживать человека на прямом пути.

Святитель Киприан Карфагенский отмечает, что любовь в воспитании должна быть разумной, она должна не покрывать пороки учеников, но искоренять их.

Традиционная педагогика предъявляет ряд требований к применению наказания:

1. Наказание не должно быть опрометчивым. Кто наказывает часто и без

2. крайней нужды, тот делает наказания недейственными. Наказания необходимы тогда, когда воспитанник нарушает нравственные нормы, когда словесным вразумлением нельзя призвать воспитанника к порядку.

3. В наказании необходима мера благоразумной строгости.

4. Наказание не должно вредить здоровью, подавлять в воспитаннике чувство стыда и чести, возбуждать какое-либо вредное чувство (например, презрение, жестокосердие и др.).

5. Наказание должно быть сообразно с намерением и свойствами провинившегося.

6. Степень наказания необходимо определять по тому, каким оно должно быть, чтобы произвести желаемое действие. Поэтому маловажные, но обратившиеся в привычку проступки иногда требуют более сильного наказания, чем проступок, который воспитанник совершил нечаянно — был вовлечен в него обстоятельствами вопреки своему расположению.

7. При выборе наказания нужно учитывать личные качества провинившегося, его физическое состояние, темперамент, возраст, пол, звание, чувствительность и прежнее с ним обращение.

8. Необходимо предусматривать, какое впечатление произведет наказание также и на товарищей наказываемого. Оно должно послужить для них спасительным предостережением. Следует отметить, что проступок, оставленный без наказания, бывает причиной другого проступка. Угроза наказания удерживает человека. Наказание — это предостережение для него.

· Словесные методы воздействия. В традиционной педагогике им уделяется особое место. «Слова есть видимое обнаружение ума». Педагог должен говорить благоразумно и обдумывать каждое свое слово. В беседах нельзя допускать оскорбительных и соблазнительных слов, злоречия, осуждения, непристойных шуток. Речь педагога должна быть краткой, ясной, одушевленной, благовременной. Она должна покорять истиной. Словесные методы являются особым средством нравственного воздействия на учеников.

Средства воспитания

Средства воспитания – с одной стороны, — это различные виды деятельности (игровая, трудовая, познавательная, общение), а с другой – совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, при помощи которых реализуются методы и приемы воспитания.

В светской педагогике к объектам материальной и духовной культуры относятся знаковые символы (речь, книги, живопись), материальные средства (игрушки, одежда, посуда), способы коммуникации (речь, письменность, средства связи), коллектив или социальная группа как организующие условия воспитания, технические средства, культурные ценности (произведения искусства) и мир жизнедеятельности ребенка.

При использовании воспитательных средств необходимо соблюдение следующих условий:

1) с данным объектом должна быть связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности воспитанника;

2) информация об объекте должна быть выделена как предмет освоения в образной, наглядно-действенной или знаково-символьной (устной или письменной) форме;

3) объект вместе со своей информацией должен быть включен в общение и совместную деятельность воспитателя и воспитанников.

В православной педагогике особенно подчеркивается назначение средств воспитания: «… средства воспитания должны противодействовать растлению человеческой природы, искоренять недостатки, облагораживать нравы и чувства, пробуждать силы духа настолько, насколько это требуется служения государству и обществу» — Глинский иеромонах Порфирий (Левашов).

К традиционным средствам духовно-нравственного воспитания относятся средства приобретения добродетелей и искоренения грехов и пороков:

1) покаяние (очищение совести);

2) воздержание (пост);

3) духовное чтение;

4) рассуждение и др.

Дисциплина. Для воспитания добрых навыков особое значение имеет порядок в жизни общества и каждого отдельного человека. Истинный смысл дисциплины заключается в сознательном установлении такого порядка, который создает наилучшие условия для воспитания добродетелей и искоренения пороков. Главное значение дисциплины состоит в таком развитии воли ученика, чтобы он сам стремился к нравственному совершенствованию.

Цель этих упражнений — урегулировать волю человека, приучить человека к самообладанию и сделать способным к нравственному подвигу и подчинению своего самолюбия нравственному долгу и воле Божией.

Привыкая под руководством родителей и близких обуздывать самого себя, подчинять свои низшие потребности высшим, отсекать самоволие, ребенок тем самым постепенно приобретает христианское настроение и твердость в подвигах добродетели. На этом фундаменте впоследствии человек будет всю жизнь свободно и непринужденно совершенствоваться.

Формы обучения относительно духовно-нравственного воспитания. В православной педагогике существуют следующие формы обучения истинам веры и другим наукам, способствующие усилению воспитательной направленности процесса обучения: акроаматическая (повествовательная), эротематическая (вопросно-ответная), катехизическая, эвристическая, диалогическая.

Задачи духовно-нравственного воспитания могут решаться через следующие направления воспитательной работы:

• приобщение детей к традиционным для России духовно-нравственным ценностям;

• раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных качеств;

• формирование гражданского самосознания, любви к Родине и своему народу;

• знакомство с русской православной культурой;

• создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка.

Духовно-нравственное воспитание осуществляется особыми методами и средствами. Их существенная черта — одновременное вовлечение в воспитательный процесс всех способностей души (ума, воли, чувств). Духовно- нравственное воспитание должно быть не просто содействием усвоению некоторых сведений нравственного характера и упражнениями в нравственном поведении. Оно должно закладывать основу развития личности, создавать живое духовно-культурное пространство, в которое органично включается душа ребенка. Характер духовно-нравственного воспитания должен быть таким, чтобы знания и навыки поведения, прививаемые детям, не внешне, не механически закреплялись в личности, а связывались с ее внутренним содержанием, с ее внутренней жизнью. Извне навязанное должно через воспитание стать свободно принятым и внутренне необходимым.

Поэтому основным средством духовно-нравственного воспитания является создание особой среды, которая бы, духовно обновляла и формировала личность.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector