221madou.ru

Мама и Я
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Традиционный подход к воспитанию

Современные подходы к воспитанию
презентация к уроку на тему

Современные подходы к воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
sovremennye_podhody_k_vospitaniyu.pptx71.03 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Современные подходы к воспитанию

Современные подходы к воспитанию Традиционный Деятельностный Личностный Философско-антропологический Синергетический Системный

Проблемные вопросы Что объединяет все современные подходы к воспитанию? Какой из представленных подходов вы считаете наиболее актуальным? Сравните личностный и философско-антропологический подходы. Докажите актуальность деятельностного подхода.

Традиционный подход Основной принцип: ребёнок должен всегда слушаться старших. В каждом обществе складываются определённые традиции воспитания своих будущих членов. Эти традиции обязательно включают в себя приучение ребёнка действовать в соответствии с различными нормами, правилами и запретами . Нормы определяют, что должен делать ребёнок и чего он делать не должен.

Традиционный подход Второй обязательный момент традиционного воспитания — это тёплые эмоциональные отношения родителей с маленькими детьми. Третий принципиально важный момент традиционного воспитания состоит в приобщении ребёнка к тем ценностям, которые разделяют родители или воспитатели.

Противоречия традиционного подхода В результате традиционное воспитание оказывается дважды противоречивым: во-первых, необходимость строгого принуждения ребёнка вступает в конфликт с поддержанием тёплых эмоциональных отношений, во-вторых, чем старше — а значит, самостоятельнее и сильнее — становится ребёнок, тем труднее его принуждать и тем менее поддающимся воспитанию он становится.

Принципы: природосообразности культуросообразности коллективизма требований и контроля за поведением следования традициям.

Содержание воспитания включает: нравственное трудовое воспитание и профориентация патриотическое воспитание дисциплины и культуры поведения эстетическое физическое формирование научного мировоззрения.

Деятельностный подход к воспитанию Деятельностный подход предполагает направленность всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, ибо только через деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира.

Содержание воспитания – это виды воспитывающей деятельности: познавательная, ценностно-ориентационная, трудовая, общественная, художественная, спортивно-оздоровительная, свободное общение.

Принципы: субъектности воспитания, учета ведущих видов деятельности, учета сензитивных периодов развития, проектирования, конструирования воспитательной деятельности, амплификации (усиления) детского развития.

Личностный подход к воспитанию предполагает в качестве ведущего ориентира формирование личностных качеств: направленности, общественной активности, творческих способностей, черт характера; воспитание – это создание условий для развития личности; лежит в основе новых стандартов; основан на принципах субъектности , гуманизма, диалогизма , вариативности.

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ВОСПИТАНИЯ ( ЛИЧНОСТНОГО РОСТА ОБУЧАЕМЫХ) Новые стандарты общего образования указывают, что предметом итоговой оценки освоения школьниками основной образовательной программы не могут являться результаты их воспитания: ценностные ориентации, индивидуальные личностные характеристики и т.п. Их предлагается осуществлять в рамках других мониторинговых исследований, которые должны быть направлены, в первую очередь, на выявление проблем воспитанности, с которыми предстоит работать педагогам. То есть оценка качества воспитания – это внутренняя оценка, производимая самим педагогическим коллективом в своих профессиональных целях.

Философско-антропологический развивается в рамках педагогической антропологии и заявляет себя как направление современной педагогики, интегрирующее знание о ребенке как целостном существе, полноценном представителе вида Ноmo sapiens , полноправном участнике воспитательного процесса

Философско-антропологический Воспитание с позиции педагогической антропологии рассматривается как естественный процесс, отвечающий природе человека, как развитие индивидуальных способностей, задатки которых присущи ему от рождения. В основе этого развития лежит важнейшая духовная потребность человека − потребность в воспитании. Поэтому ребенок всегда сенситивен к воспитательному взаимодействию со взрослым, а достаточно воспитанный подросток уже способен испытывать потребность в саморазвитии, в самовоспитании.

Системный подход Системный подход позволяет разрабатывать стройную систему теории воспитания, охарактеризовать все его основные элементы ( цель, содержание, средства, методы). Он является методологической основой, ориентацией в деятельности, при которой объект познания рассматривается как система. Критерии воспитательных систем включают: критерии факта и критерии качества. Концепция воспитательной системы должна быть разработана с учетом особенностей микросоциума , контингента обучаемых, образовательного учреждения.

Синергетический подход Синегетика изучает процессы самоорганизации, саморазвития в природных и социальных условиях. Синергетический подход к воспитанию (В. А. Игнатова, С. В. Кульневич , Н. М. Таланчук , С. С. Шевелева) сложился на основе теории самоорганизации сложных систем. Принципы: самоорганизации, открытости, нелинейности, Неравновесности .

«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина» Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации — семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Концепция определяет: • характер современного национального воспитательного идеала; • цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи; • систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации; • основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Современный национальный воспитательный идеал Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Базовые национальные ценности • патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству; • социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство; • гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания; • семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; • труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание;

Базовые национальные ценности • наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; • традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; • искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; • природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание; • человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выбор профессии – ответственный момент в жизни каждого молодого человека, поскольку от правильности этого выбора зависит его будущее – как далёкое, так.

Вопрос воспитания остается актуальным на протяжении многих десятилетий. Целые поколения родителей, воспитателей и педагогов стараются подобрать идеальную модель для развития умений и навыков у детей. .

Краткое эссе по планированию воспитательной работы.

В данной статье рассказывается об основных нормативно — правовых документах Международного уровня при работе с детьми ОВЗ. Описаны специальные образовательные условия для детей данной категории. Метод.

Моё ЭССЕ «Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации».

доклад,презентация о проблемах воспитания в системе образования.

Доклад об актуальности и необходимости создания Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников&raquo.

Современные подходы к воспитанию

Нельзя иметь верного понятия о том, чего не испробовали.

В условиях углубления расслоения российского общества, социально-экономической нестабильности, активизации миграционных процессов вопросы воспитания становятся архиактуальными и архиважными. Традиционные принципы и методы воспитания, которые существовали в советской России, сегодня требуют не только пересмотра и корректировки, но и поиска новых путей их разработки и реализации в обновляющейся России.

С переходом страны к рыночной экономике практически не осталось ни одной сферы жизнедеятельности или производства, которую не надо было бы выводить из кризиса. Поэтому все большее внимание общества привлекает личность творческая, конкурентоспособная, мобильная, интеллигентная, способная к непрерывному творческому саморазвитию.

В современной педагогике выделяют следующие основные подходы к воспитанию:

Личностно ориентированный подход (Р. Штайнер, М. Монтессори, И.С. Якиманская). В условиях личностно ориентированного воспитания за общий принцип берется некоторая конечная цель — идеальная модель личности. Все остальные компоненты воспитательной системы, условия ее функционирования и саморазвития проектируются и реализуются с учетом заданного конечного результата. Это не значит, что в рамках других теорий и воспитательных систем личность, ее идеальная модель не учитываются: суть в том, что в условиях личностно ориентированного воспитания личности воспитанника отводится приоритетная, системообразующая роль.

Это не единственный критерий, позволяющий выделить личностно ориентированный подход в воспитании. Он характерен для таких прогрессивных воспитательных систем, как Вальдорфская школа, школа С. Френе, школа М. Монтессори и их многочисленных последователей, как в России, так и во всем мире.

Деятельноетный (личностно-деятельностный) подход (С.Я. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Н.К. Платонов, В.В. Давыдов). В этом подходе реализуется идея о том, что развитие личности осуществляется в деятельности. При этом деятельность рассматривается через систему компонентов: потребности, мотивы, действия, условия, операции, результаты.

Не ставя своей задачей раскрыть все компоненты и все аспекты деятельностного подхода в воспитании, подчеркнем, что в реальной педагогической практике целостно реализуются и мотивационно-потребностная, и процессуальная, и содержательная стороны деятельности с учетом конкретно взятой личности. Поэтому более эффективным и для развития педагогической теории, и для совершенствования педагогической практики является деятельностно-личностный, или личностно-деятельностный, подход как в воспитании, так и в обучении.

Культурологический подход (B.C. Библер, Е.В. Бондаревская, В.И. Андреев). Базовой основой воспитательного процесса при реализации данного подхода является обращение к российской культуре, национальным традициям. Воспитание культуры подрастающего поколения не мыслится без учета психологического склада каждого народа, его традиций, обычаев, обрядов и праздников. Решение задач воспитания школьников невозможно без опоры на духовно-нравственные ценности своего народа: коллективное сознание, бережное отношение к исторической памяти предшествующих поколений, душевную щедрость, религиозность, эмоционально-чувственное отношение к жизни.

Культурологический подход в воспитании ориентирует педагога на то, чтобы российская культура, национальные традиции, национальная педагогика стали базовой основой воспитательного процесса. Этот подход очень эффективен и по существу является центральной идеей в развитии этнопедагогики, которая в настоящее время так необходима применительно к воспитанию каждого народа, проживающего на территории России.

Этнопедагогика в последние годы стала предметом самых глубоких и тщательных исследований в работах Г.Н. Волкова, Б.Е. Осовского, К.Ш. Ахиярова и многих других ученых. Народная мудрость, традиции, фольклор, ритуалы, народные игры — все это очень эффективные средства для воспитания трудолюбия, гуманности, справедливости.

Современный педагог вряд ли выполнит свою задачу без опоры на народную педагогику, без воспитания у подрастающего поколения уважения к традициям, языку, культуре своего народа. Многовековой опыт народной педагогики показывает, что проблемы культуры межнационального общения, проблемы преемственности в цепи взаимосвязей прошлого и настоящего, уважительного и бережного отношения к народной мудрости уходят своими корнями в этнопедагогику.

Как уже отмечалось, воспитание культуры человека в современных условиях во всех ее аспектах и направлениях вряд ли возможно без учета психологического склада каждого народа.

Так, например, когда мы говорим о соборности, коллективизме, о развитии этих качеств у подрастающего поколения, то отталкиваемся от характерных особенностей русского народа, его неприятия человеческого эгоизма, индивидуализма, когда человек противопоставляет себя обществу, коллективу.

Ценностный подход в воспитании ориентирован на ценности, среди которых молодежь чаще всего называет стремление к истине, социальную справедливость, честность и достоинство, здоровье свое и окружающих, доброжелательность и гуманность, готовность прийти на помощь, уважение к таланту и инакомыслию и др.

Если наше воспитание будет нацелено на то, чтобы в эпицентре ценностных ориентации саморазвивающейся личности находились человек, труд, мир, свобода, совесть, справедливость, добро, истина и красота, т.е. чтобы наш воспитанник руководствовался в своих действиях и поступках общечеловеческими ценностями, мы введем подрастающее поколение в мир гуманной педагогики, а самого воспитанника приобщим к общечеловеческим идеалам и ценностям (В.И. Андреев, И.А. Зимняя, Н.Д. Никандров).

Но наряду с несомненным прогрессом в понимании общечеловеческих ценностей, которые сегодня особенно актуальны для воспитания учащейся молодежи, существуют также следующие барьеры в их формировании, которые особенно отчетливо стали проявляться в условиях рыночных отношений:

— гипертрофия в представлениях учащейся молодежи роли и значения денег, вещизм, ориентация на личное материальное благополучие любой ценой;

— недооценка, а порой и пренебрежительное отношение к национальным культурным ценностям; слепое, часто бездумное преклонение перед всем иностранным;

— недооценка роли и значения природы в жизнедеятельности человека; потребительское отношение к природе;

— нетерпимое отношение к инакомыслящим;

— недооценка доброты, совестливости, милосердия и др.

Современное воспитание, как и образование, трудно представить без гуманистического подхода, ориентации на самого человека, на уважение его человеческого достоинства, без создания необходимых условий для его свободного развития.

Гуманистический подход (мыслители Древней Греции, гуманисты эпохи Возрождения, Ш.А. Амонашвили) в воспитании отражает систему взглядов, согласно которым человек, воспитуемая личность представляет собой высшую ценность, имеющую право на существование, счастье, достойную Человека жизнь. Поэтому для гуманной педагогики права и свободы ребенка, его свободное и творческое развитие и саморазвитие являются приоритетными. Этот подход в воспитании ориентирован на то, чтобы система взаимоотношений на уровне «воспитатель —воспитанник» базировалась на взаимном уважении, справедливости и любви.

Гуманизм должен стать универсальной человеческой ценностью, без опоры на которую трудно представить воспитание человека справедливого, свободного, открытого внешнему миру.

Итак, гуманистический подход в воспитании, с одной стороны, опирается на гуманистическое мировоззрение, с другой — ориентирован на то, чтобы целенаправленно формировать у воспитанника гуманистическое мировоззрение. Данный подход вместе с тем ориентирует педагога-воспитателя на формирование гуманных взаимоотношений между воспитанниками, их уважительного, справедливого и честного отношения друг к другу.

Гуманизм предполагает и гуманное отношение к природе, которое наиболее продуктивно может реализоваться через экологическое образование и воспитание. Гуманистическая парадигма ценностных ориентации требует анализа и глубокого осмысления таких диаметрально противоположных понятий, как жизнь и смерть, честность и лживость, доброжелательность и агрессивность, любовь и ненависть и т.д.

В свете гуманистической парадигмы важно создать реальные педагогические условия образования и воспитания, чтобы маятник ценностей и ценностных ориентации учителя и учеников все более смещался в сторону истинно человеческих качеств, чтобы реальные педагогические ситуации создавали возможности их постижения, роста и саморазвития личности.

А это, в свою очередь, требует, чтобы педагогические ценности смещались в сторону культуры педагогического общения, диалога, творческого самовыражения и учителя, и учащихся. При этом речь идет не об отказе от традиционных форм и методов воспитательной деятельности учителя, а о смещении приоритетов, о качестве функционирования и саморазвития педагогической системы.

Человекоцентрированный подход в воспитании, появившийся в начале XXI в., рассматривает человека главным действующим лицом: все о Человеке и все для Человека. Когда в эпицентре ценностей мы ставим Человека, то, естественно, следуем и российской традиции, которую наиболее емко и точно сформулировал Н.А. Бердяев: «Поистине, в центре мира стоит человек, и судьба человека определяет судьбу мира, через него и для него».

Концепция воспитания — это совокупность идей и принципов педагогической деятельности, определяющих цель, содержание, позиции и способы взаимодействия воспитателей и воспитуемых в воспитательном процессе (Е.В. Бондаревская). Обоснование цели воспитания невозможно без учета особенностей социально-педагогической ситуации, которая ее порождает. В современных условиях происходит не только демократизация и модернизация учебного процесса, но и диктуемая жизнью актуализация общечеловеческих нравственных ценностей: совести, добра, справедливости, милосердия, духовности, человеческого достоинства.

Процессы обновления в современной школе идут болезненно и сложно. С одной стороны, у учащихся появляются безразличие к учебе, анархические настроения, апатия, игнорирование коллективных форм деятельности. С другой — многие начинают понимать, что в условиях рыночной экономики могут расцвести вечные общечеловеческие ценности, в частности такие, как знания, предприимчивость, профессионализм, культура. Таким образом, современная социально-педагогическая ситуация в России формирует альтернативный по отношению к традиционным воспитательным нормам тип личности, выдвигает задачи воспитания человека в новых условиях.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Традиционные и инновационные подходы к воспитанию

Традиционная система воспитания и ее применимость в современном мире

Традиционный подход к воспитанию – это организация учебно-воспитательной деятельности, базирующаяся на классно-урочной системе обучения с применением традиционных направлениях воспитательного воздействия, возникшей и совершенствовавшейся на протяжении длительного исторического периода развития общества.

Традиционное воспитание возникло практически одновременно с развитием общества и проявлялось в различных формах, в зависимости от культурного и исторического этапа социального развития.

К традиционным формам воспитания относится воспитание в родовой и соседской общине, воспитание в Древнем Риме, в крестьянских семьях, советское воспитание.

Ядро традиционной системы воспитания характеризовалось инвариантностью т.е. методика осуществления учебно-воспитательной работы оставалась постоянной на протяжении всех этапов общественного развития.

Основными параметрами традиционной системы воспитания являются:

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  1. Базирование на принципе субъект-объектных взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса. Учащийся в такой системе рассматривается в качестве объекта, на которого оказывается воспитательное воздействие педагога. Равноправие сторон в данном случае не предусмотрено. Статус учащегося находится на более низком уровне, тогда как, педагог обладает полным авторитетом. Традиционная система рассматривает педагога, в качестве единственного полноценного и полноправного субъекта образовательной системы, являющегося своеобразным творцом, деятельность которого ориентирована на воспитание и обучение будущего гражданина. Деятельность педагога нацелена на создание определенного конечного результата, без учета мнения, желания и потребности объекта воздействия. При этом задается нормативный тип поведения, который должен стать итогом его учебно-воспитательной работы.
  2. Традиционное воспитание основывается на трех составляющих: наказание, поощрение и верность избранному педагогом пути. Учебно-воспитательный процесс, по своей сути, является наставничеством педагога, его принуждением к принятию учащимися единственно верного, по его мнению, пути. Авторитет педагога непререкаем и не может подвергаться сомнению или критике. В процессе учебно-воспитательной работы, знания и навыки прививаются посредством методов и средств, избранных педагогом. В случае соблюдения всех правил и требований, успехов в различных направлениях деятельности, учащиеся поощряются, а при несоблюдении правил подвергаются наказанию. Воспитание проходит по, так называемому, «методу кнута и пряника».
  3. Традиционное воспитание реализуется на практике, посредством применения таких форм, как: нотации, поучения, принуждение, приведение жизненных примеров, привитие моральных норм. Не поощряется критическое мышление, выражение собственной точки зрения.
  4. Воспитание носит монологичный характер. Это объясняется тем, что право выбора, голоса, возможность суждения и оценивания принадлежит только педагогу. Ребенку приходится подчиняться системе и «делать так, как надо».
  5. Воспитание носит массовый, коллективный характер. Индивидуальный подход к личности каждого ребенка не предусмотрен.
  6. Приоритет авторитетности и жизненного опыта при возникновении проблемных ситуаций.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Традиционная система воспитания характерна для такого общества, которое характеризуется постоянством и однообразием. В нем идеи, взгляды, ценности не претерпевают изменений и не развиваются. Особенно актуальной традиционная система оказалась для эпохи социализма. Поскольку, именно в этом обществе существует равновесное состояние, устраняются и контролируются, возникающие противоречия, создаются условия гармонии взаимоотношений большинства его членов.

Однако, на современном этапе общественного развития, традиционное воспитание становится все менее актуальным и продуктивным. Ее применение приводит к серьезным проблемам в воспитательной сфере, развивает кризис воспитания. Жизненные ориентиры теряет большинство населения, расширяется пропасть между поколениями, отсутствует социальная ответственность и возникает мировоззренческий хаос.

Традиционное воспитание следует преобразовывать, развивать и модернизировать. Воспитанник должен превратиться из объекта воспитания в его полноправного субъекта, способного самостоятельно выбирать пути и направления развития, оценивать их значимость и эффективность.

Инновационные подходы к воспитанию и их гуманистическая направленность

Со второй половины 20-го столетия в педагогике стали формироваться идеи, вносящие новшества в воспитательную деятельность.

Внедрение инноваций в педагогическую систему связано с применением новых технологий, методов и средств воспитания, разработкой новой идеологии организации учебно-воспитательного процесса и оценкой итогов совершенствования педагогической системы.

Педагогический процесс в настоящее время пронизан гуманистическими идеями, связанными с ориентацией учебно-воспитательного процесса на развитие личности, ее основных качеств, применением индивидуального подхода к каждому воспитаннику, с учетом его персональных потребностей, стремлений, желаний, способностей.

Воспитание ориентируется на развитие духовно-нравственной стороны личности, формирование навыков самостоятельности, саморазвития, самосовершенствования.

Гуманистические пронизывают все инновационные подходы к воспитанию, предполагая их нацеленность на формирование таких качеств личности, как добродушие, милосердие, сострадание, терпение, трудолюбие, уважение к собственной личности, принятие ее значимости для общества, а также личности других людей.

К инновационным воспитательным подходам относятся следующие:

  1. Возрастной подход – основан на учете закономерностей возрастного развития отдельной личности, ее физиологических, психических, социальных, качеств. Данный подход строится на основе принципа природосообразности воспитания.
  2. Индивидуальный подход – основан на ориентации воспитательного воздействия на индивидуальные особенности личностного развития воспитанников.
  3. Личностно-направленный подход – основан на постановке личности воспитанника в основу педагогического процесса и принятии ее в качестве ведущей общественной ценности. Воспитание направлено на развитие основных нравственных качеств личности, не противореча ее потребностям и стремлениям.
  4. Деятельностный подход – основан на рассмотрении деятельности в качестве источника формирования субъектности воспитанника. Личность пребывает в единстве со своей деятельностью и ее направлениями.
  5. Герменевтический подход – основан на философской герменевтике т.е. рассмотрении и интерпретации гуманитарных ориентиров развития личности. Процесс воспитания направляется на психический опыт воспитанника, на его переживания. На переживаниях ребенка основывается его понимания чувств и желаний других людей. Именно воспитанию переживаний уделяется приоритетное внимание.
  6. Событийный подход – основан на рассмотрении воспитания в качестве диалектического процесса, объединяющего яркие, впечатляющие события с повседневными. Уделяется внимание формированию осознания важности повседневности, бытовых процессов и ценности праздничных мероприятий.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Педагогика. Ответы на государственный экзамен

Главная > Шпаргалка >Педагогика

№ 38 Проблема целей и содержания воспитания. Культурологический подход к воспитанию и обучению

Воспитание – социальный процесс; цели воспитания изменяются в связи с изменениями в обществе, с его требованиями. Сегодня цель – воспитание базовой культуры личности.

В зависимости от цели, существуют различные подходы к воспитанию:

гуманистический – признание человека как высшей ценности

Аксиологический – жизнедеятельность человека направлена на осмысление, признание, актуализацию, создание материальных и духовных ценностей.

деятельностный – во главе стоит деятельность. Деятельность значимая для Л способствует овладению общечеловеческой и проф. культурой.

Цель  мотивдействиярезультат  цель

личностно-ориентированный – к ученику относятся как к уникальному явлению

системный – рассмотрение всех пед.явлений как единого целого с учетом воздействий со стороны внутренних отношений и сопряженных систем

Культура Л – самый высокий уровень развития способностей и возможностей человека.

Критерий культурности – поведение человека, его деятельность.

Культурологический подход – развитие Л осуществляется в гармонии с общечеловеческой культурой, зависит от уровня освоения базовой культуры.

Культурологический подход подразумевает взаимодействие субъектов пед.процесса на уровне современных культурных достижений как диалог субкультур, диалог поколений.

Главные идеи культ-го подхода к образованию:

идея свободного выбора в современном творческом поиске

опора на диалог

идея трудной цели, преодоления

создание ситуаций успеха в КТД

самоопределение, самоанализ, самооценка

сотрудничество всех участников воспитательного процесса.

Есть совокупность ситуаций, переход от разрешения одной ситуации к другой, к следущей … Разрешение связано с поиском, выбором, диалогом поколений (диалог культур поколений) и субкультур (культура Л)

Традиционный подход к воспитанию :

Определение воспитательной цели(задачи) – авторитарно(ставит учитель)

нахождение и использование соответствующих задач, средств, методов, форм

Контроль и оценка выполняемой деят-ти с т.зр. задач

определение воспитат-ной ситуации вместе с детьми

постановка задачи и прогноз

совместный поиск способов действий, разрешения ситуаций.

самоорганизация и обеспечение оптимальных условий продуктивной совм. деятельности

анализ (коллективный) совм. деят-ти, результатов, и действий каждого в отдельности

Кроме общечеловеческой сущ-т базовая культура – это min оптимальное наличие свойств, качеств Л позволяющих индивиду развиваться в гармонии с культурой.

Содержание воспитания с позиции культурологического подхода:

Культура человека определяется тем, что Л знает, что она умеет, во что она верит, чего она хочет и что она делает.

Содержание определяется знаниями, умениями, убеждениями, интересами, потребностями, действиями.

Духовность — способность сохранять человека в человеке, внутреннее стремление к истине, правде, добру, красоте.

Нравственность – принятие Л норм общественной морали, регулирование ее поведения и отношения к миру и к себе в этом мире.

Духовно-нравственная культура – повышает уровень развития способностей принимать человеческое в человеке, знание норм морали, регулирование поведения Л, ее отношение к миру, себе, внутреннее стремление к истине, правде, добру, красоте, гармония сознания и поведения, умение делать нравственный выбор в нестандартных ситуациях общения, патриотизм(любовь к Родине, способность подчинять личн. интересы общим), интернационализм (чувство единства, дружбы, равенства и братства м/у народами России)

Политическая культура – повышение уровня развития возможностей и способностей Л; приобщение к политической деятельности через знание истории, понимание полит.задач общества и государства, интерес к общественно – политическим событиям, умение анализировать их, заниматься политическим самообразованием.

Формирование полит.грамотности, знание истории, политологии, политических течений, умение ориентироваться в системе полит.взглядов.

Стимулирование полит.действий учащихся в структуре ученического самоуправления детских организаций.

Создание условий для подготовки учащихся к политическим действиям.

Экологическая культура – повышение уровня развития экологической образованности и воспитанности, умение и навыки деятельности в природе, выявление нравственных, эстетических чувств и твердой воли в осуществлении природоохранной деятельности.

Задачи : сформировать экологическое мировоззрение, освоение экологической этики, формирование нравственного отношения к природе, восприятие среды обитания как важнейшей для жизнедеятельности Л

№ 39 Проблемное обучение. Использование методов проблемного обучения в преподавании информатики

Проблемное О – заключается в создании проблемных ситуаций, осознании и разрешении этих ситуаций в процессе совместной деятельности учителя и учащихся, включающее формирование проблем, выдвижение гипотез, проверку решений, систематизацию и закрепление приобретенных знаний.

Проблемная ситуация – ситуация познавательного затруднения, познавательной проблемы, вовлекающая учащихся в самостоятельное познание новых тем.

Проблема – познавательная задача, решение которой не м/б достигнуто с помощью имеющихся знаний и требует определенных действий по приобретению новых знаний.

Проблема –это логическая задача, которая м/б решена с помощью дальнейшего исследования. (не имеет стандартного решения)

Учебная проблема связана с познавательными потребностями, мотивами и означает переход от эмпирического уровня знаний(усвоения) к теоретическому. Любая проблема включает в себя противоречие, оно побуждает поиск решения.

Цель проблемного О – сформировать качества творческой Л:

умение видеть проблему

быстрота ориентировки в разл. условиях

способность к догадке

При традиционном О преподаватель излагает «готовые» знания, а при проблемном О учащиеся самостоятельно добывают и усваивают новые знания под руководством учителя. Испытывая затруднения в решении задачи школьники ощущают настоятельную необходимость в поиске и получении новых знаний.

Формы выражения проблемы :

проблемный вопрос (Почему?)

проблемное задание (Как?)

проблемная задача ( так и так, какая верная?)

Проблема должна быть трудной но посильной. Проблемное О – оптимальное сочетание репродуктивной и творческой деят-ти по передаче и усвоению системы научных понятий и приемов, способов логического мышления, это дидактический подход, учитывающий -е мыслительной деятельности субъекта.

Деятельность учителя при проблемном О включает:

нахождение проблемы и создание проблемной ситуации

знание или нахождение более эффективного способа ее решения

руководство этапом усмотрения. проблемы

уточнение формулировки проблемы

помощь в анализе условий, выборе плана решения, консультирование по ходу решения

помощь в нахождении способов самоконтроля

организация коллективного обсуждения проблемы

Методы проблемного О:

Проблемное изложение (монолог): учитель излагает решение проблемы, показывает как ее решать  творческое мышление

Частично-поисковый (диалог): учитель приобщает уч-ся к самостоятельному решению отдельных проблем, стимулирует выполнение отдельных шагов решения отд-х этапов исследования. Дети решают не всю а часть проблемы.

Исследовательский (проблемная ситуация существует объективно): ученики самостоятельно выдвигают проблему. Сложный метод! (когда есть какие то условия, окр.среда)

Проблемное О все больше становится традиционным. Организует активную самостоятельную деятельность учащихся, развивает мыслительные способности.

анализ своих знаний и информационный поиск

получение знаний различными способами

решение самой проблемы

проверка, обобщение, анализ, систематизация

В информатике: задачи играют важную роль! Обучение через ошибки – С.М Окулов (книжки)

«-» проблемного О: долгое по времени.

№ 40. Познавательный интерес. Его формирование и развитие. Активизация познавательного интереса при обучении информатике

Познавательный интерес – это не только мотив. Он может выступать и в других значениях, например, деятельность.

Познавательный интерес – это избирательное отношение к учению (деятельности, учебному предмету, человеку, который преподает этот предмет, к результатам деятельности и т.д.) в силу его жизненной значимости и эмоциональной привлекательности.

Познавательный интерес направлен на познание.

В интеллектуальной деятельности интерес проявляется как активный поиск, догадка, исследовательский подход, готовность к решению задачи.

В эмоциональном интересе: эмоции, удивление, чувство ожидания нового, чувство интеллектуальной радости, чувство успеха.

Познавательный интерес должен формироваться если будет создаваться ситуация успеха.

Этапы познавательного интереса:

любопытство (тяга к фактологии: как? что?);

любознательность (интерес к зависимостям: как? почему?);

сам познавательный интерес – это поиск причинно-следственных связей, закономерностей, причем этот поиск – самостоятельный;

творческий интерес (нахождение ответов, связей и причин, решение каких-то проблем);

Познавательный интерес формируется в учебной, внеучебной деятельности и внеклассной воспитательной работе: беседы, познавательные КТД, КВН, вечера, игры-путешествия, классные часы, связанные с информацией о новом явлении чего-либо, встречи, экскурсии, походы, конкурсы и соревнования.

На уроках и вне уроков используют создание игровых ситуаций: игры-упражнения (составить кроссворд), игры-загадки, соревнования и конкурсы, сюжетно-ролевые игры, путешествия.

Пути познавательного интереса :

новизна содержания материала;

обновление уже усвоенных знаний;

практическая необходимость в знаниях этого предмета;

занимательность (знания, эмоциональные переживания):

сопоставление научных и житейских толкований одного и того же процесса или явления;

В отечественной педагогике разработаны три основных вида стимуляции познавательного интереса учащихся: 1) содержание учебного материала (Новизна содержания; Обновление уже усвоенных знаний; Исторический аспект школьных знаний; Практическая необходимость в знаниях; Показ учащимся современных научных достижений); 2) организация учебной деятельности (Многообразие форм самостоятельной работы; Проблемность; Исследовательский подход; Творческая работа учащихся; Практическая работа); 3) общение в учебном процессе между учениками, между ними и учителем.

Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении.

Методы устного изложения знаний учителем и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках информатики.

К этим методам относятся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала. Первые четыре из этих методов называют также вербальными. Метод иллюстрации, рассказ, объяснение и метод демонстрации являются наиболее распространенными на уроках информатики. Остановимся на них поподробнее.

Рассказ и объяснение учителя . Это наиболее распространенные методы организации учебной работы. Рассказ — это метод повествовательно-сообщающего изложения изучаемого материала учителем, и активизации познавательной деятельности учащихся. Чаще всего он используется при изложении такого учебного материала, который носит описательный характер. В чистом виде рассказ применяется сравнительно редко. Чаще всего он включает в себя рассуждения учителя, анализ фактов, примеров, сопоставление различных явлений, т.е. сочетается с объяснением изучаемого материала. Нередко изложение новых знаний даже целиком основывается на объяснении учителя. Все это показывает, что если рассказ — это повествовательно-сообщающий, или повествовательно-информационный метод изложения знаний, то метод объяснения связан с пояснением, анализом, истолкованием и доказательством различных положений излагаемого материала.

Методы устного изложения нового материала учителем, как правило, сочетаются с применением средств наглядности. Вот почему в дидактике большую роль играет метод иллюстрации и демонстрации учебных пособий, который иногда называют иллюстративно-демонстрационным методом . Сущность этого метода состоит в том, что в процессе учебной работы учитель использует иллюстрации, т.е. наглядное пояснение, или же демонстрирует то или иное учебное пособие, которые могут, с одной стороны, облегчать восприятие и осмысление изучаемого материала, а с другой — выступать в качестве источника новых знаний.

Читать еще:  Цели в воспитании ребенка в семье
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector