221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Цель и результат воспитания

Тема 4. Цели, содержание и результат воспитания

  1. Цели воспитания.
  2. Содержание и результат воспитания.

1. Амонашвили. Единство цели./В кн.: Личностно-гуманистическая основа педагогического процесса. – Минск, 1990. С. 305-339.

2. Лихачев Б.Т. Общие проблемы воспитания шк-ков. – М., 1979.

3. Макаренко А.С. Цель воспитания //Избр. Соч. в 2- т., т.1, с. 30-41. – М., 1977.

4. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина //Избр.соч. в 3-х т., т.1. – М., 1979.

5. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1990.

Ушинский писал: «Что сказали бы вы об архитекторе, который закладывая новое здание, не сумел бы ответить вам на вопрос, что он хочет строить – храм ли, просто ли дом, раззолоченную ли гостиницу для обирания нерасчетливых путешественников, кухню ли для переварки съестных припасов, музей ли для хранения редкостей, или, наконец, сарай для складки туда всякого, никому не нужного хлама?. То же самое вы должны сказать о воспитателе, который не сумеет ясно определить вам цели своей воспитательной деятельности».

Таким образом, цель – это то, к чему стремятся, что пытаются осуществить. По аналогии цель воспитания – это те результаты, к которым стремится педагог в процессе воспитательной работы.

Макаренко неоднократно подчеркивал, что цели воспитания не могут быть выведены ни из чего другого, как из общественных потребностей. Они (цели воспитания) представляют собой своего рода равнодействующую социально-политических и экономических отношений общества, присущего ему уровня развития науки, техники, культуры, национальных традиций и т.д.

В первобытнообщинном обществе цель воспитателя – дать общине хорошего работника, воина. В периоды рабовладельческого, феодального, капиталистического развития воспитание носило классовый характер, а следовательно, и предполагало разные цели: одни готовились к труду, получая минимум образования, а то и вовсе его не получая, другие – к умению пользоваться плодами чужого труда. Высокий уровень воспитания и образования, вплоть до времен Ломоносова (18 век), был доступен лишь для детей имущего класса, а на элементарном уровне, а то и вовсе ни на каком, для всех неимущих классов и групп населения. Таковы были структуры и потребности общества. В период революции нужен был борец за идеи социализма и коммунизма, причем слепо идущий туда, куда его ведут. В период строительства социализма – строитель, подчиняющий всего себя, всю свою жизнь созданию нового пролетарского дома. В период развитого социализма – гармонично развитая личность, определяемая кодексом строителя коммунизма. И только сейчас, в период всеобщего развала и реформ мы говорим о необходимости формирования самобытной, творческой личности, нравственно состоятельной, эстетически развитой, физически совершенной.

Однако рассматривать цели воспитания как пересказ политических установок нельзя, ибо решительно все в воспитании преломляется через экономические возможности сегодняшней школы, мастерство учителя, психологию ученика, позицию педагогической общественности, науки. Иначе говоря, основанием для выработки целей воспитания становится наряду с общественной необходимостью их практическая достижимость. Отсюда справедливо утверждение педагога-исследователя Кудринского в статье «О воспитании и образовании» Он пишет: «Цель воспитания имеет 2 стороны: реальную и идеальную. С реальной стороны воспитание должно вести к организации в каждом человеке таких средств и сил, которые дали бы возможность приспособиться к самой разнообразной окружающей социальной и физической среде. Уча дать дар в ребенке и приложить все средства к его развитию – величайшая задача педагога». Таким образом, умение отгадать индивидуальное призвание воспитанника и по возможности подготовить его к будущему делу – вот реальная цель воспитания.

Развить все стороны душевных и физических потребностей для того, чтобы дать человеку возможность всесторонне осуществить все назначения на земле, использовать наилучшим образом свои силы в определенном деле для блага людей – это идеальная цель воспитания. В этом смысле цель – формирование гармонической, всесторонне развитой личности должна рассматриваться в качестве идеальной цели, к которой стремится и общество, и школа. Но это идеальная цель. В настоящее время у общества нет таких возможностей, которые помогли бы в ее реализации. Реальная цель воспитания – дать каждому школьнику базовое образование, воспитание и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желании индивида) и объективные возможности семьи, школы, общества.

Таким образом, ближние (частные) цели воспитания:

1. наиболее полное интеллектуальное, нравственное, эстетическое, физическое развитие каждого ребенка;

2. ориентация и подготовка к профессиональной деятельности;

3. подготовка учащихся к участию в культурной жизни;

4. подготовка творческих, неравнодушных к окружающей жизни людей.

II. Данным целям (как дальней, так и ближним) подчинено содержание воспитания.

Что же составляет содержание воспитания?

Содержание воспитания

Умственное эстетическое нравственное правовое экономическое

Экологическое трудовое социальное семейное физическое

Умственное воспитание – важнейшее звено воспитания человека. Его суть заключается в развитии ума и познавательных способностей путем вызова интереса к интеллектуальной деятельности. В процессе умственного воспитания развиваются умственные силы человека, его мышление, совершенствуется культура труда.

Умственное воспитание приводит к качественным изменениям, которые поднимают выше познавательные интересы и способности человека.

Содержание умственного воспитания – это факты, понятия из всех областей науки. Повышение уровня умственной деятельности определяется владением умственными операциями (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, классификация и т.д.).

Нравственное воспитание. Проблема нравственного воспитания личности – одна из самых основных в обществе. Это не случайно, ибо любая общественно-экономическая формация опирается прежде всего на людей, не подверженных нравственным порокам.

Под нравственностью следует понимать систему норм, правил, требований к поведению личности в различных сферах жизни и деятельности. Это также совокупность навыков и привычек человека, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований.

Задача нравственного воспитания – сделать так, чтобы нормы, правила, требования общественной морали стали взглядами, убеждениями и формами поведения каждого человека.

Эстетическое воспитание есть не только постижение прекрасного в искусстве. Это прежде всего постижение прекрасного в самой жизни. Однако эстетическое воспитание не должно ограничиваться воспитанием способности воспринимать только прекрасное в жизни и искусстве. Оно должно состоять в воспитании разностороннего эстетического отношения к действительности.

К решению проблемы эстетического воспитания нужно подходить комплексно. Аспектами эстетического воспитания являются наука, труд, природа, искусство.

Экономическое воспитание предусматривает знание экономических закономерностей развития общества, творческий подход к развитию существующих экономических структур, желание участвовать в их совершенствовании.

Экологическое воспитание включает усвоение ведущих идей, основных научных понятий и фактов, на базе которых осуществляется оптимальное функционирование системы «человек-общество-биосфера», понимание многосторонней ценности природы, владение прикладными знаниями и практическими умениями рационального природопользования.

Правовое воспитание – это прежде всего воспитание правовой культуры, которая складывается из правосознания и соответствующего ему правомерного поведения. Что включает правовое воспитание.? Правовые ориентации, предполагающие готовность личности к сознательному соблюдению правовых норм, обязанностей, уважение к закону, готовность выполнять и защищать его.

Трудовое воспитание. Его основу составляют творческая ориентация на труд, уважительное отношение к людям любого труда, культура и дисциплина труда, развитие предприимчивости и деловитости.

Физическое воспитание предусматривает нормальное физическое развитие, укрепление здоровья.

Результат процесса воспитания – это реализация целей воспитания, прежде всего целей ближних, реальных и создание базы для реализации цели идеальной.

Читать еще:  Как воспитать усидчивость у ребенка

Результатом процесса воспитания является и уровень сформированности мировоззрения учащихся.

Мировоззрение – это более или менее сложная и систематизированная совокупность образов, представлений, понятий, через которую индивид осознает мир в его целостности и осознает свое положение в этом мире.

Мировоззрение – это определенная система ответов на вопросы о происхождении мира, источниках знания, характере общественного прогресса, а смысле жизни человека, природе человеческого счастья. Предметом осмысления человеком в мировоззрении является система: мир и человек, я и другие люди.

Мировоззрение имеет каждый человек. Однако уровень его – результат воспитания и образования.

Результат воспитания нельзя увидеть сразу. То, что вы пытались сформировать сегодня, может проявиться через несколько дней, месяцев, лет, а может их не проявиться вовсе. Результат может быть как положительным, при благоприятном воздействии, и отрицательным, при неблагоприятном влиянии учителя на своих воспитанников. Учитель должен помнить об этом, постоянно давать себе отчет в том, какая ответственность лежит на нем – в его руках самое дорогое на земле – человек и его жизнь.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8773 — | 7582 — или читать все.

Цели и результат воспитания. Критерии воспитанности

В широком педагогическом смысле воспитание — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Цели воспитания — это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий. Процесс формулировки таких целей, как правило, аккумулирует гуманистическое отношение воспитателя (группы или всего общества) к личности воспитуемого. В качестве критериев оценки воспитанности человека принимают:

• «добро» как поведение на благо другого человека (группы, коллектива, общества в целом);

• «истину» как руководство при оценке действий и поступков;

• «красоту» во всех формах ее проявления и созидания.

Мера воспитанности человека определяется следующими критериями: широтой и высотой восхождения человека к вышеозначенным ценностям; степенью ориентации в правилах, нормах, идеалах и ценностях общества и мерой руководства ими в поступках и действиях, а также уровнем приобретенных на их основе личностных качеств.

О воспитанности человека можно судить по многочисленным показателям: по облику, речи, манере поведения в целом и характерным отдельным поступкам, по ценностным ориентациям, по отношению к деятельности и стилю общения.

Вот что писал о воспитанных людях А. П. Чехов (Собр. соч. В 12-ти т. Т. 11. М., 1956. С. 83-84): «Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:

1. Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних.

2. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом.

3. Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

4. Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают. Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.

5. Они не уничтожают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие и помощь. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: меня не понимают.

6. Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями, восторг встречного в Salon’e, известность по портерным.

7. Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой.

8. Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу. »

Многие свойства человека, проявление которых нежелательно и недопустимо в общественной жизни, изживаются благодаря воспитанию. Это достигается или сознательным подавлением отрицательных свойств, или развитием необходимых положительных свойств, или же применением новых стимулов, вызывающих новые желания и потребности, новые привычки.

Дата добавления: 2015-03-31 ; Просмотров: 987 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Цели и задачи воспитания

Сущность воспитания

Воспитание – это целенаправленный процесс, организованный и реализуемый педагогом, сущность которого состоит в формировании и развитии личности ребенка, для его последующей социализации в обществе.

Процесс воспитания известен со времен Античности, именно в это время философы впервые задались мыслью, что подрастающее поколение необходимо целенаправленно воспитывать, то есть передавать им накопленный опыт и знания, прививать необходимые умения и навыки жизни в обществе.

Сущность процесса воспитания состоит в его двусторонности. Двусторонность подразумевает наличие минимум двух участников воспитательного процесса и их взаимодействие друг с другом. Сторонами воспитательного процесса выступают педагог (воспитатель) и воспитанники.

Объектом и одновременно субъектом воспитания выступает воспитанник. Это объясняется тем, что он сам совершает определенные действия, в результате которых происходит усвоение им норм поведения и постепенное формирование собственной линии поведения с окружающими.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Таким образом, воспитание – это целенаправленный процесс взаимодействия воспитателя (руководящей стороны) и воспитанников (воспринимающей стороны). Сущность процесса воспитания заключается в формировании у воспитанников устойчивых норм и правил поведения, принятых обществом.

Цели воспитания

Основной целью воспитания является формирование личности ребенка, обладающей необходимыми нормами и правилами поведения в обществе.

На сегодняшний день выделяют различные виды воспитания (трудовое, нравственное, эстетическое и т.д.), каждое из которых всегда целенаправленно.

Исходя из цели воспитания, педагогом при организации воспитательного процесса, подбираются соответствующие методы, средства и формы. Именно поэтому проблема целей воспитания является одной из наиболее актуальных в педагогике.

Выделяют следующие цели воспитания:

  1. Общие цели воспитания – заключается в формировании у детей тех качеств, которые присущи конкретному обществу, то есть, сформированы у всех его членов.
  2. Индивидуальная цель воспитания – предполагает индивидуальное воспитание отдельного ребенка, с учетом его особенностей.
  3. Перспективные цели воспитания – составляются на несколько лет. Направлены на воспитание у ребенка устойчивых качеств личности, необходимых для жизнедеятельности ребенка в рамках определенного коллектива.
  4. Среднесрочные цели воспитания – устанавливаются чаще всего на год. Связаны с решением задач, являющихся актуальными для определенного возраста. Формулируются согласно особенностям, потребностям и возможностям возраста детей.
  5. Текущие цели воспитания – установлены на короткий промежуток времени, от недели до месяца. Направлены воспитание детей, исходя из их уровня воспитанности, то есть корректируют и направляют среднесрочные и перспективные цели воспитания, путем подбора эффективных средств.
Читать еще:  Содержание воспитания в современной школе

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Современная прогрессивная педагогика выступает за комплексное единство применения данных целей воспитания.

Таким образом, цели воспитания выражают общую направленность воспитательного процесса, путем практического осуществления конкретных задач. Цели и задачи воспитания являются единым целым и находятся во взаимосвязи друг с другом. Исходя из этого цель воспитания – это система решаемых воспитанием задач.

Задачи воспитания

Задачи воспитания направлены на достижение целей. Выделяют общие и конкретные задачи воспитания, определяемые поставленной целью.

Общие задачи воспитания:

  • усвоение ребенком необходимого количества знаний, умений и навыков;
  • формирование у каждого ребенка научного мировоззрения и общей картины мира;
  • развитие способностей каждого ребенка, имеющихся у него от рождения и заложенных самой природой;
  • развитие познавательного интереса;
  • развитие потребности к постоянному самообразованию.

Конкретные задачи зависят от вида воспитания.

Физическое воспитание – целенаправленно организованный процесс по воспитанию физически развитой личности.

Задачи физического воспитания:

  • укрепление и сохранение физического здоровья;
  • правильное физическое развитие;
  • формирование привычки и стремлению к ежедневным занятиям физической культурой;
  • развитие основных двигательных качеств и их совершенствование (сила, ловкость, выносливость и т.д.);
  • формирование и развитие навыков гигиены; развитие стремления быть здоровым, соблюдать ЗОЖ и т.п.

Трудовое воспитание – процесс формирования трудовых знаний и умений, а также навыков по их применению в повседневной жизни.

Задачи трудового воспитания:

  • формирование трудовых навыков, умений и действий;
  • формирование уважительного отношения к собственному труду и труду других людей;
  • развитие технических способностей, экономического мышления, изобретательности и т.д.

Нравственное воспитание – целенаправленный и систематический процесс по формированию всесторонне развитой и нравственной личности.

Задачи нравственного воспитания:

  • формирование нравственных понятий, чувств, суждений, навыков и привычек;
  • формирование и развитие нравственных компетенций.

Эстетическое воспитание – это целенаправленное систематическое воздействие на личность не только с целью выработки у нее понимания прекрасного в искусстве, природе и межличностных отношениях, но и с целью ее развития, т.е. формирования эстетического восприятия, суждений,

Задачи эстетического (эмоционального) воспитания:

  • формирование эстетических знаний;
  • воспитание эстетической культуры;
  • овладение эстетическим и культурным наследием прошлого;
  • развитие эстетических чувств;
  • приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;
  • формирование эстетического идеала;
  • формирование стремления быть прекрасным во всем: мыслях, делах, поступках, внешнем виде.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Личностный рост воспитанников как цель и результат воспитательного процесса

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Личностный рост воспитанников как цель и результат воспитательного процесса

1. Личностный рос воспитанника, как цель и результат педагогического процесса.

2. Влияние учебной деятельности на развитие умственных способностей.

3. Инд ивидуальная работа с детьми и индивидуальный подход при организации учебного процесса.

4. Индивидуальная работа как одна из основных условий достижения личностного роста воспитанников.

5. Духовное начало как условие личностного роста.

Тема глобальна и многогранна, она вечна и всегда будем актуальна. Ее значимость для педагогов важна не только в теоретическом плане, но и практическом, прикладном. Я пыталась определиться с тем, что обозначать в качестве цели личностное развитие воспитанника и способы отслеживания результативности этом направлении.

Для этого мы должны определиться в подходе к пониманию личностного роста. Что за этим стоит? Очевидно, наш набор личностных качеств ребенка, которые, по А. В. Хуторскому, можно сгруппировать так:

креативные качества — обеспечивают условия создания учеником творческого продукта деятельности;

когнитивные качества — обеспечивают процесс познания учеником внешнего мира;

методологические (оргдеятелъностные) — обеспечивают организацию образовательной деятельности ребенка в познании и творении.

Каждой группе названных личностных качеств соответствуют определенные способности, с помощью которых происходит самореализация ученика.

Не забудем и о динамичности процесса. Личностный рост обнаруживается в деятельности ребенка и в изменении во времени его свойств и качеств, что и составляет его развитие, рост. Отметим, что не всякая деятельность служит формированию качеств человека, отвечающих нашим нормам нравственности.

Личность целостна. Поэтому и условия для ее развития должны быть направлены на развитие всех ее сторон. Достигается это путем включения ребенка в познавательную, нравственную, трудовую, коммуникативную, эстетическую и физическую деятельность.

Обратимся к качествам личности.

физиологические (умение видеть, слышать, осязать, обонять, чувствовать на вкус);

интеллектуальные (любознательность, эрудированность, сообразительность, логичность, обоснованность, аналитичность, синтетичность, увлеченность);

склонность к эксперименту, умение задавать вопросы, видеть противоречия, делать выводы и обобщения, нестандартность мышления;

умения понять и оценить иную точку зрения, вступить в содержательный диалог;

владение базовыми знаниями, умениями и навыками;

способность воплощения добываемых знаний в духовные, материальные и деятельностные формы.

эмоционально-образные качества: вдохновленность, одухотворенность, эмоциональный подъем в творческих ситуациях; воображение, фантазия, образность, способность к эмпатии;

инициативность, изобретательность, смекалка, неординарность, самобытность;

способность и генерация идей;

раскованность мыслей, чувств, движений в сочетании с умением выдерживать нормы поведения;

прогностичность, предсказательность, формирование гипотез, конструирование версий, интуиция, медитация;

глубина и независимость результатов образования;

реализация своих творческих способностей в форме выполнения и защиты творческих работ, участие в конкурсах, олимпиадах и т. д.

Оргдеятелыюстные (методологические) качества:

знание своих индивидуальных особенностей, черт характера; оптимальных темпов и форм занятий каждым из учебных предметов;

осознание и умение объяснить цели своих учебных занятий;

наличие новой достойной цели, программы ее достижения, упорство в доведении дела до конца, верность цели, умение ставить цели, целеустремленность;

умение выполнить намеченный план, осознать полученный результат, сравнить его с результатами одноклассников;

умения формулировать правила деятельности, спрогнозировать ее результаты;

навыки самоорганизации: планирование, коррекция этапов и способов деятельности, гибкость и вариативность действий, реализуемость планов;

-сравнение результатов с целями; самоанализ, самооценка;

способность взаимодействия с товарищами, взрослыми, умение отстаивать свои идеи, выносить непризнание окружающих, «держать удар», решительность, коммуникативность;

— способность организовать деятельность группы.

Совершенно особо следует остановиться на духовно- нравственном росте . Это душевная щедрость, отклик на нужды людей, дар чуткости, дар внимания, заботы о другом человеке. Эти качества вес мы хотели бы видеть в наших детях, но развивать их мало кому удается.

Нравственное становление ребенка происходит в д/доме, где педагоги ценят и особо хранят отношения доброты, прощения, терпения, смирения.

Теперь самое время задаться вопросом: а как, у нас обстоят дела с целью и результатом личностного роста воспитанника . При этом помним мнение Е. Д. Божевича, что «настойчивые попытки педагогической психологии и дидактики создать единую систему примеров развития детей в процессах обучения пока успехом не увенчались»

И нам, ко нечно, будет интересно знать, как и что у нас получается. Будем пытаться определить критерии развития личности с помощью всех доступных средств. В качестве таковых могут выступать не только психологические тесты и срезы, но и наши наблюдения за детьми в течение ряда лет, дневниковые записи и пометки. Каждый воспитатель просто обязан их вести. Тогда ничего не будет забыто или упущено. Тогда будет ясно виден путь, лестница, по которой движется каждый ребенок, и нам будет понятно, что с ним происходит

Наряду с названными в практику моей работы активнее должны войти и другие методики изучения- личностного роста учащихся. Это и опрос, и интервью, и анкетирование, и метод незаконченных предложений а также изучение работ школьников. Остановлюсь на двух последних.

Читать еще:  Воспитание детей 6 8 лет

Метод незаконченных предложений является разновидностью письменного опроса, когда опрашиваемые учащиеся дописывают сами незаконченные предложения. Например: «Больше всего я ценю в людях . » или «Наша школа — это . ». В таком задании вопрос исследователя дается в скрытой форме, а опрашиваемый ставится в позицию отвечающего самому себе, что заставляет интенсивнее думать, искать более полные и искренние ответы.

Очень много штрихов в «портрет» воспитанника можно внести

путем анализа различных поделок, рисунков, сочинении, творческих работ учащихся. По их качеству можно сделать заключение об аккуратности, ответственности, воображении ученика. Богатыми диагностическими возможностями обладает такой метод, как сочинение. С его помощью можно получить информацию об интересах учащихся, их ориентациях, отношении к школе, различным видам деятельности, учителям, товарищам, себе и одновременно включить их в процесс активного, творческого осмысления своей системы отношений!

Это достаточный срок для каких-либо заметных изменений в качествах личности ребенка, и чтобы собрать и обработать информацию. Лучше бы начинать в первом учебном полугодии, а в конце учебного года иметь результаты, которые бы отражались в индивидуальной карте развития воспитанника, так как во многом от его последовательности и настойчивости будет зависеть успех.

Таким образом, мы бы год за годом отслеживали личностный рост каждого учащегося и имели бы богатейший материал для работы с детьми, знали бы, что и как у нас получается или не получается, какие необходимы коррективы.

Такой мне видится наша работа по данной проблеме.

2. Личностный рост учащихся как цель и результат педагогического процесса.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности. Нет двух одинаковых людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей — личность человека неповторима в своей индивидуальности. Процесс развития каждого человека сугубо индивидуален.

Фундамент личности — личностный потенциал — это система наследственных, нереализованных стремлений, личностные задатки, содержащие в себе возможность к реализации. Которое реализуется с момента зачатия уже в утробе матери. Таким образом и становятся.

Человек с момента своего зарождения попадает в определенную жизненную среду и находится с ней в постоянном взаимодействии: он развивается, обучается, воспитывается, здесь формируется его неповторимый личностный склад, определяющий возможности уже самостоятельного вмешательства и преобразования этой среды личностью

Велика роль воспитателя в формировании индивидуально-психологических и личностных особенностей человека, которые могут способствовать, помогать, создавать условия для личностного роста, а также личностный рост стремлений:

1. Стремление к силе личности — высокой самооценке, уверенности в себе (к слабости — заниженной самооценке, неуверенности).

2. К свободе личности — самостоятельности, опоре на себя (к зависимости, опоре на других).

3. К самореализации, к развитию ценностей

В процессе жизнедеятельности может изменяться актуальность любых жизненных стремлений, поскольку «отрицательные» факторы личности также стремятся к своей реализации; и тогда положительный полюс может смениться на отрицательный (особенно в ситуациях хронической дезадаптации личности, систематическом ее неуспехе). В такой ситуации блокируется процесс самореализации, и говорить о личностном росте не приходится.

Личностный рост — результат особой работы, особой деятельности личности, которая разворачивается после того, как личность совершает под влиянием внешних и внутренних стимулов нечто, что переживается ею самой как своеобразный выход за ее пределы, за рамки уже достигнутого ею. И темп продвижения по различным направлениям личностного роста является сугубо индивидуальным в связи с тем, как личность преодолевает барьеры на пути своего роста.

Главная цель детского дома создать наиболее благоприятные условия для раскрытия и реализации того потенциала, который заложен в человеке.

Развитие человека как личности и объекта деятельности — это обязательно развитие:

устойчивости к стрессам;

уверенности в себе и самопринятия;

позитивного отношения к миру и принятия других;

мотивации, самоактуализации, самосовершенствования (в том числе и мотивации учения как важнейшего элемента мо-

В связи с этим воспитатель должен:

— создавать оптимальные условия для реализации каждым воспитанникам своих потенциальных возможностей;

стимулировать включение в поисковый процесс не только логических механизмов, но и интуиции, озарения, предвосхищения;

стимулировать потребность личности в творчестве;

изменять принципы организации усвоения предмета

формировать самостоятельность, как показателя личностного роста;

быть эмоционально гибким, так как учитель с высоким уровнем развития эмоциональной гибкости обогащает педагогическое взаимодействие, формирует у учащихся чувство психологической защищенности, обеспечивает достижение высокой продуктивности педагогической деятельности.

Совершенно очевидно, что развитие определенных личностных качеств (таких, как ответственность, автономность, личностный позитивизм) является значимой целью воспитания учащегося. С достижением этих целей воспитания и соответствующим личностным ростом связаны успешность социальной адаптации ребенка, его нервно-психическое самочувствие и психологическое здоровье. Психически здоровая личность способна к эффективному личностному росту.

Подчеркивая необходимость и ценность воспитательного процесса, следует сказать о том, что человек является не только объектом психолого-педагогических воздействий, объектом воспитания, но и обязательно — субъектом самовоспитания, активным субъектом саморазвития и самосовершенствования. Эти процессы неразрывны. Любой эффективный воспитательный момент всегда предполагает запуск процессов активного саморазвития и самокоррекции личности.

Таким образом, задачей во спитательного п роцесс а как раз и является запуск механизма субьектности воспитания, процесса самостроительства личности.

Адекватная и правильная самооценка побуждает ребенка к активности, направленной на формирование тех качеств, которые развиты недостаточно хорошо, а также к избавлению от недостатков.

Возрастное пространство — это прогресс субъекта — личностный рост самостоятельности и ответственности. Переход от одной возрастной ступени к другой (возрастной кризис) облегчается за счет форм деятельности, общих для разных возрастов и характерных для невозрастного пространства.

Диагностический компонент педагогической деятельности.

Познание воспитанника должно помогать созданию оптимальных условий для его обучения и воспитания, развития индивидуальности.

Классификации В. А. Крутецкого и Н. В. Кузьминой содержат различные параметры оценки педагогических способностей. Это способность передавать уСтщш&5;Гучебный материал, способность проникать во внутренний мир, способность ярко и четко выражать свои мысли и чувства, способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на ребенка, педагогическое воображение (имеется в виду предвидение последствий своих действий), способность к распределению внимания.

В последнее время особое внимание уделяется еще одной педагогической способности — владению диагностическим компонентом педагогической деятельности. Наличие данной способности способности позволяет говорить об воспитателе , как о «педагоге-диагносте».

Диагностический компонент воспитательной деятельности обеспечивает решение ряда педагогических задач, таких как:

прогнозирование и анализ результатов деятельности;

владение техникой наблюдений и тестирования;

изучение и учет учебных возможностей и психологических

изучение других компонентов среды воспитания;

выявление причин затруднений в учебе, пробелов в знаниях;

соотнесение своих знаний, умений и опыта с потребностями конкретных педагогических ситуаций;

наличие чувства эмпатии, проявляющегося в быстром, сравнительно легком и глубоком проникновении в индивидуальность каждого учащегося*

особая чувствительность к изменениям, происходящим в субъекте педагогической деятельности под влиянием различных воздействий, понимание причин, вызвавших эти изменения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector