221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Цель и задачи семейного воспитания детей

ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ. РОДИТЕЛЬСКИЙ АВТОРИТЕТ.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут безболезненно адаптироваться к взрослой жизни, достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути.

Задачи семейного воспитания состоят в том, чтобы:

— создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

    Аудирование Грамматика Речь Письмо

— передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

— научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

— воспитывать чувство собственного достоинства, ценности собственного Я.

Задачи семейного воспитания можно объединить в три группы:

1. Воспитательные задачи:

— формирование основ характера ребенка, его исходных нравственных установок и позиций;

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут . Скидка на первый заказ 100 рублей!

— закладывание основ трудолюбия, стремления к общественно полезной деятельности, порядку и дисциплине, соблюдению норм жизни общества.

2. Образовательно-воспитательные задачи:

— осуществление нравственно-эстетической подготовки ребенка к формированию в будущем собственных семейных отношений;

— формирование чувства любви, доброжелательности, глубокого уважения к отцу и матери, сестрам и братьям;

— взращивание чистого чувства уважения и любви к представителям другого пола, мужского достоинства и девичьей чести;

— вооружение умениями и навыками организации быта, семейного досуга, ведения семейного хозяйства.

3. Личностно-развивающая задача — создание условий для физического, нравственного, умственного, трудового, эстетического и т.д. становления детей в процессе повседневной деятельности и общения.

Наиболее общими принципами семейного воспитания являются:

— гуманность и милосердие к растущему человеку;

— вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников;

— открытость и доверительность отношений в семье;

— оптимальность взаимоотношений в семье;

— оказание посильной помощи ребенку, готовность отвечать на вопросы.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Содержание воспитания в семье обусловливается генеральной целью демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной, семейной жизни.

Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, и оно видоизменяется от возраста к возрасту. Постепенно родители, бабушка и дедушка, родственники дают детям знания об окружающем мире, природе, обществе, производстве, профессиях, технике, формируют опыт творческой деятельности, вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки, наконец, воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни в целом.

Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание, в первую очередь воспитание таких качеств, как: доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к старшим и слабым, честность, открытость, трудолюбие.

Составные компоненты семейного воспитания:

физическое — основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т. д.;

нравственное — стержень отношения, формирующих личность. Воспитание непреходящих моральных ценностей — любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга;

интеллектуальное — предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребностей их приобретения и постоянного обновления;

эстетическое — призвано развить таланты и дарования детей или просто дать им представление о прекрасном, существующем в жизни;

трудовое — закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, един путь — поиск «легкой»» жизни.

Авторитет (от лат. autoritas — власть) — влияние какого-либо лица, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, жизненном опыте. Иногда авторитет определяют как отношения, в которых одна личность доминирует над другой, нуждающейся в опоре.

Превосходство родителей, которые авторитетны для ребенка, определяется их зрелостью, а не насилием, не подавлением его личности. Быть авторитетным родителем — значит притягивать ребенка силой и обаянием своей личности, руководить и помогать там, где это необходимо. Принять такое доминирование родителей означает для ребенка не столько подчинение, сколько доверие, обретение защиты.

Ощущение жизненной уверенности — одна из потребностей психики ребенка, поэтому ему необходимо найти опору, поддержку в лице взрослого, прежде всего родителей.

К числу важных субъективных условий, оказывающих заметное влияние на особенности семейного воспитания, относят семейные традиции.

Слово «традиция» (от лат. tratitio — передача) означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

Если проанализировать разные сферы жизнедеятельности семьи, то очевиден вывод: они строятся в соответствии с различными типами образцов (традициями), которые воспроизводятся каждым новым поколением семьи и регламентируют создание новой семьи, супружеские, родительские отношения, ведение домашнего хозяйства, проведение досуга и т.д.

Семейные традиции — один из основных способов воспитания, т.к. прежде, чем попасть в школу (ясли, другой коллектив), ребенок познает себя и идентифицирует в семье. Традиции нескольких поколений, позволяют ребенку осознать свою связь с бабушками, дедушками, общими предками, позволяют ребенку гордиться своей семьей.

К сожалению, в наше сложное время, когда были разрушены многие семьи, многие родственники утратили связь, почитать семейные традиции стало очень сложно. Тем сильнее потребность выработать традиции свои собственные, помогающие семье чаще собираться вместе с тем, чтобы люди, живущие под одной крышей чувствовали себя настоящей семьей. Здесь встает вопрос о том, какие традиции, которые вырабатываются в семье, наиболее значимы.

Неплохо, если в семье сложилась традиция проводить каждое лето в путешествии, это расширяет круг знакомств, помогает ребенку узнать и увидеть мир, учит его общению.

Традицией могут стать и необычные встречи нового года или дня рожденья, совместные поездки за город, даже субботние обеды, — когда дети знают, что в этот день и в это время их в семье очень ждут. Такие традиции способствуют сближению, идентификации себя, как члена семьи, способны поднять самооценку ребенка, когда он осознает, что дома его не только кормят, что это место, где можно поделиться своими переживаниями, новыми впечатлениями. Все это скажется на формировании личности ребенка, будет способствовать ее гармоничному развитию.

Читать еще:  Как воспитывать сына 9 лет

Во многих семьях сложились традиции посадки дерева в честь новорожденного малыша или новобрачных, празднования дня поступления ребенка в школу, передачи от отца к сыну первой самостоятельно прочитанной книги, ведение семейной фотолетописи (а сегодня — видеолетописи) и т.д.

Передаваясь из поколения в поколение, традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, не остаются застывшими, раз навсегда данными. Неизменным остается их назначение в человеческом обществе: они призваны служить упрочению семейно-родственных связей и отношений, которые функционируют в качестве механизмов передачи таких личностно и социально ценных качеств человека, как любовь, доброта, сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь близкому человеку

Цели и задачи семейного воспитания

Народная педагогика как основа домашнего воспитания.

Народная педагогика, по мнению многих учёных, отражает определенный уровень педагогических знаний, конкретный исторический этап в духовном прогрессе человечества, обогащает науку о воспитании, служит ее опорой и основой. Современная педагогическая наука ставит и решает множество проблем, которые не могли быть рассмотрены в народной педагогике. В то же время в народной педагогике были такие идеи, находки, которые привлекают внимание и в настоящее время, получают свое развитие.

Педагоги-исследователи, сравнивая и сопоставляя проблемы педагогики семейного быта, традиции и обряды, материалы устного народного творчества, материнскую педагогику, выделяют наиболее рациональное, объективное и ценное для педагогической теории и практики, помогают возрождению и развитию в соответствии с задачами воспитания в новых социокультурных условиях. Изучение генезиса народной педагогики дает основание утверждать, что при разноплановости направлений воспитания приоритетное внимание уделялось трудовому и нравственному воспитанию детей. Основой народной педагогики всегда являлся труд. Вся календарно-обрядовая поэзия наших предков строилась на трудовой основе. Родители считали важнейшей своей обязанностью привить детям любовь к труду, научить учиться, получить образование. Не зря считалось, что знания — это дерево, плоды его — дела человека, а мудрость реализуется в выполнении нравственных норм и принципов.

Актуальной на сегодняшний день представляется проблема формирования нравственных качеств. В семье, школе, вузе необходимо организовывать деятельность таким образом, чтобы в её процессе естественным образом возникали отношения заботы, проверялись добрые чувства, совершались мужественные поступки. Невозможно воспитать нравственного человека без духовной практики самого ребенка, без его собственных учителей, воспитать с помощью принуждения или благородных примеров. Задача педагога состоит преимущественно в создании воспитывающих проблемных ситуаций, благоприятных условий для духовного роста каждого субъекта воспитания.

Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. В семье могут формироваться все личностные качества.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания (место дома), отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

Задачи семьи состоят в том, чтобы:

– создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

– стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;

– передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

– научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

– воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я».

Семейное воспитание имеет и свои принципы. Наиболее общие из них:

– гуманность и милосердие к растущему человеку;

– вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

– открытость и доверительность отношений с детьми;

– оптимистичность взаимоотношений в семье;

– последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

– оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.

Кроме этих принципов, есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники, не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. Все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.

Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, изменяясь от возраста к возрасту. По мере сил родители и близкие в семье дают ребятам знания о природе, обществе, производстве, профессиях, технике; формируют опыт творческой деятельности; вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки; воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни.

Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание. И в первую очередь воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к людям, честность, открытость, трудолюбие. Иногда сюда относят послушание.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути.

Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, любовь, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т. д. Отбор идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуативных условий.

Читать еще:  Ценностный подход в воспитании

Дата добавления: 2015-03-29 ; Просмотров: 3968 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Цели и задачи воспитания в семье

В педагогике изучаются разные способы воспитания детей, разбираются влияющие на становление личности факторы. Одним из самых важных из них признана семья. Невозможно ничем заменить семейную атмосферу, а семейные отношения накладывают неизгладимый отпечаток на всю жизнь. Рассмотрим подробнее задачи семейного воспитания, чтобы воспитать из своего ребенка Человека с большой буквы.

Семейное воспитание – это очень сложная система. На эту систему влияет биологическое здоровье детей, наследственность, материальная обеспеченность родителей, проживание на отдельной жилплощади и т. д. Все это очень гармонично переплетается вместе, чтобы при каждом отдельном случае проявиться по-разному.

Задачи семейного воспитания

  • Создаются максимально приемлемые условия для развития малыша. От родителей требуется обеспечить не только благополучие в материальном плане, но и обратить внимание на микроклимат дома. Грош цена высокому достатку, если родители учат детей переступать через моральные ценности общества. Яркий пример – семьи некоторых «новых русских» в 90-х годах прошлого века. Их дети воспитаны в атмосфере вседозволенности и уверенности, что все можно купить за деньги.
  • Социальная и психологическая защита. Здесь работает принцип «один за всех и все за одного». Родители должны не столько вступаться за свое чадо при любом нужном и ненужном случае, сколько обеспечить уверенность, что такая защита обязательно будет при необходимости. Это окрыляет и придает особую уверенность, она чувствуется в каждом слове, шаге и действии.
  • Передача опыта создания и сохранения семьи. Родители огромное внимание уделяют образованию ребенка, учат его найти свое место в жизни и получить престижную работу с высоким окладом. Но в процессе такой погони за материальным благополучием нередко забывают о необходимости научить взаимоотношениям с противоположным полом. Дети часто не знают, как правильно построить семью, а ведь семья ставится наравне с работой, если даже не выше нее.
  • Обучение полезным навыкам, направленным на помощь близким и самообслуживание. Девочки учатся от мамы и бабушки вкусно готовить, мальчики постигают от отца умение работать с инструментом, выполнять мелкий ремонт по дому. Этому редко учат на школьных уроках, друзья и знакомые также практически бесполезны. Иногда детей обучают семейному ремеслу, чтобы обеспечить на всю жизнь стабильным заработком.
  • Воспитание чувства достоинства и собственного «Я». Чадо учат базовым моральным принципам, принятым в обществе. Малыш учится воспринимать общество и себя внутри этого общества. Малышу нужно с малых лет рассказывать, как вести себя с обидчиками, защищать свою честь и честь своей семьи.

Одной из главных задач семейного воспитания является формирование качеств личности, которые позволят с достоинством преодолевать встречающиеся на жизненном пути преграды. Именно родители являются первыми воспитателями, от них во многом зависит становление его как личности. Если вспомнить высказывание Жан-Жака Руссо , что каждый последующий преподаватель оказывает на малыша меньшее влияние, чем предыдущий, то родительское воспитание является основополагающим.

Принципы семейного воспитания

У семейного воспитания есть не только цели, но и принципы. Их важнейшей задачей является воспитание из школьников и дошкольников ответственных граждан своей страны, а также опоры для родителей в старости. Эти принципы проявляются не при громких речах и нравоучениях, а на уровне гуманности и милосердии к подрастающему человеку.

Также важны следующие принципы:

  • Участие детей в процессе жизнедеятельности семьи на равных. Ребенок должен с детства понимать, что надо что-то вкладывать в семейный уют и благополучие. Если труд чада приносит вклад в общее благосостояние семьи, то он чувствует себя значимым. В будущем такие дети будут стараться работать на благо своей семьи и фирмы.
  • Открытость и доверительность в отношениях между поколениями. Ребенок не должен таиться от семьи, для него его близкие просто обязаны стать тихой гаванью, в которой можно найти защиту от иногда несправедливого окружающего мира. Это лучше, чем замыкаться или искать совета у случайных людей.
  • Оптимистичность взаимоотношений в семье – для ребенка важно, что папа любит маму, никто никого не обижает, царит доверительная атмосфера любви.
  • Последовательность в требованиях – не нужно ставить завышенные планки к своим детям. Ошибка некоторых родителей – требовать практически невозможного в плане учебы, карьеры, личной жизни. Мальчику пророчат стать депутатом, девочке – выйти замуж за депутата, поступить нужно обязательно в престижное учебное заведение, а работать в успешной фирме с хорошим окладом. Все это очень хорошо, но только сложно реализуемо на практике. Поэтому появляются комплексы неполноценности. Нужно ставить перед детьми простую, но требующую больших усилий задачу – быть хорошим человеком.
  • Оказывать посильную помощь ребенку, общаться с ним и участвовать в его воспитании. Сначала это ремонт поломавшейся машинки, потом – запись в спортивную секцию, далее – помощь при выборе учебного заведения. Не нужно отлынивать от воспитания чада, оправдываясь тем, что ваши родители делали для вас мало. Будьте лучше своих родителей, показав это на примере.

Воспитание детей с ограниченными возможностями

Семьи, где есть дети-инвалиды, считаются особенными. Воспитание подрастающего поколения в них требует особого внимания, оно радикально отличается от подхода к воспитательному процессу, применимому к здоровым детям.

Современное общество совершенно не подготовлено к нормальному взаимодействию с детьми, у которых имеются проблемы в развитии. Таких детей считают неполноценными, их социальные проблемы не решаются. Их умышленно или косвенно изолируют от общества. Обособление становится причиной осознания своей неполноценности, это приводит к проблемам в психоэмоциональном состоянии.

Читать еще:  Консультация роль отца в воспитании ребенка

Для воспитания детей с ограниченными возможностями потребуется следующее:

  1. Создать атмосферу спокойствия, взаимопомощи и взаимопонимания.
  2. Содействовать в развитии, а не ограничивать.
  3. Воспринимать ребенка таким, какой он есть, завышенные требования к нему предъявлять нельзя. Но родители должны проявлять настойчивость при воспитательном процессе, тщательно соблюдать регулярность занятий, обязательно привлекать специалистов к образовательному процессу.

Воспитание детей с речевыми нарушениями должно проходить при особом режиме, для которого характерно благоприятное отношение, нормальное окружение, психотерапию и логопедические занятия. Огромное значение имеет правильная речь людей, которые его окружают. Важно, чтобы тон был спокойным, не стоит торопить малыша с ответом. Очень сложно закрепить полученные результаты формирования навыков правильной речи, поэтому лучше обратиться за помощью к специалистам.

Воспитание детей с нарушениями слуха должно строиться на правильной методике обучения. Родителям, столкнувшимся с такой бедой, нужно для начала ответить на следующие вопросы:

  • Как общаться с ребенком?
  • Каким вы видите свое чадо в будущем?
  • В какой школе планируется обучение малыша?
  • Какую занятость вы видите для своего ребенка во взрослой жизни?
  • Каких друзей вы планируете видеть рядом со своим чадом?
  • Самый главный вопрос: сколько материальных, моральных, физических и душевных сил вы способны потратить на обучение своего ребенка с отклонениями в слухе?

Результат грамотного семейного воспитания

Если родители постараются и приложат максимум усилий для формирования эффективной системы воспитания, то они с высокой вероятностью получат отменный результат. Гарантий здесь нет, так как на воспитание личности кроме семьи еще влияет окружение, школа, друзья, социальные условия.

Если соблюдать указанные выше принципы, то родители имеют высокую вероятность воспитать здоровую личность, которая не обременена комплексами. Не нужно воспитывать ребенка в страхах, если их много, то есть высокая вероятность, что маленький человек вырастет замкнутым и социально неадаптированным. Такой человек становится безынициативным, ему сложно решить свои проблемы, построить отношения с противоположным полом, создать свою семью.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Цель и задача воспитания детей в семье

Здравствуйте, дорогие посетители нашего блога! Тема нашей очередной статьи: «Цель и задача воспитания детей в семье». Для чего нужно заниматься воспитанием детей. Лучшие методы воспитания. Чего нельзя допускать в отношении ребенка. Обо всем этом узнаете прочитав статью полностью!

Цель и задача воспитания детей в семье

Воспитание ребёнка довольно сложный и интересный момент в жизни. Каждый человек рождается со своими индивидуальными качествами и наклонностями. Основной фундамент воспитания идет из семьи, а потом уже — школа, университет и окружающее общество. Отсюда следует, как мы воспитаем наших детей, такая нас ожидает дальнейшая жизнь, когда они повзрослеют.

Уровень развития ребенка зависит конечно от того в какой стране родился, в каком социальном обществе развивался. Но есть определенные качества человека, которые одинаковые во всех странах, и во всех обществах – это честность, уважение, доброта, сочувствие.

С самого младенческого возраста, уже идет обучение жизни. Первые умения владеть ложкой, первые шаги, все это начало познания главных моментов. Приучаем к обязательным ежедневным процедурам: умывание, уход за зубами. Все это становится неотъемлемой постоянной процедурой, которая остаётся до последних дней жизни.

Родители — пример для подражания

Родители служат примером для своих детей, которые впитывают всё, как губка, до разных мелочей. Дети – хорошее отражение, нас самих. Уважая окружающих, своих родителей, подаём пример своему ребёнку. А, также должны относиться с пониманием и уважением к нему. Прислушиваться к его просьбам, к мнению, при необходимости аккуратно корректировать его действия и мысли. Ни в коем случае, не повышать голос и применять силу. Так как можем понизить самооценку личности, уверенность в себе, отсутствие собственного мнения.

Мы должны развивать в человеке личность, а не подавлять её. Не зря говорят, что плохих детей не бывает, бывают плохие родители. В старшем возрасте ребенок с таким же пониманием, и терпением будет относиться к нам. Отношение с любовью, заботой, терпением, оказывает большое значение в его развитии. Не нужно забывать, что воспитание и образование — разные вещи.

Цель домашнего воспитания ребенка

Среди нашего общества, немало образованных людей с отсутствием воспитания, у которых, потом складываются напряженные отношения в коллективе и в семье. На собственном примере надо показывать, как можно без обидной критики, объяснять человеку, в чем он не прав. Таким образом, можно избежать конфликтных ситуаций.

Воспитание, учение для ребенка может показаться скучным, поэтому нужно заниматься ни навязчиво, ни принудительно. Можно придумывать различные походы со сверстниками, познавательные игры, что, послужит развитию коммуникабельности и расширит кругозор ребёнка.

Конечно, в наше время дети большую часть времени проводят в компьютере, но из этого можно тоже извлечь пользу. Помочь найти игры, которые развивают память, обучают различным навыкам. Этим показываете ребёнку свою солидарность с ним, и подталкиваете к самостоятельному изучению каких-либо наук. Нужно помнить, что дети отражают нас. В них мы видим себя и наши ошибки, которые сказываются на нашей жизни, жизни наших близких.

Только любовь, забота и доброта, делают всех нас счастливыми и нужными в этом мире. Что посеешь, то и пожнёшь.

Мы рассказали про цель и задачу воспитания детей в семье. Рекомендуем обязательно прочитать статью «Какие фразы нельзя говорить ребенку». Вы узнаете насколько это серьезно, как простыми и, казалось бы, безобидными фразами можно подорвать у ребенка веру в свои силы. Посеять у малыша зерно недоверия к собственным родителям. Читайте подробности в статье.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector