221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Цель семейного воспитания

Цели и задачи семейного воспитания

Народная педагогика как основа домашнего воспитания.

Народная педагогика, по мнению многих учёных, отражает определенный уровень педагогических знаний, конкретный исторический этап в духовном прогрессе человечества, обогащает науку о воспитании, служит ее опорой и основой. Современная педагогическая наука ставит и решает множество проблем, которые не могли быть рассмотрены в народной педагогике. В то же время в народной педагогике были такие идеи, находки, которые привлекают внимание и в настоящее время, получают свое развитие.

Педагоги-исследователи, сравнивая и сопоставляя проблемы педагогики семейного быта, традиции и обряды, материалы устного народного творчества, материнскую педагогику, выделяют наиболее рациональное, объективное и ценное для педагогической теории и практики, помогают возрождению и развитию в соответствии с задачами воспитания в новых социокультурных условиях. Изучение генезиса народной педагогики дает основание утверждать, что при разноплановости направлений воспитания приоритетное внимание уделялось трудовому и нравственному воспитанию детей. Основой народной педагогики всегда являлся труд. Вся календарно-обрядовая поэзия наших предков строилась на трудовой основе. Родители считали важнейшей своей обязанностью привить детям любовь к труду, научить учиться, получить образование. Не зря считалось, что знания — это дерево, плоды его — дела человека, а мудрость реализуется в выполнении нравственных норм и принципов.

Актуальной на сегодняшний день представляется проблема формирования нравственных качеств. В семье, школе, вузе необходимо организовывать деятельность таким образом, чтобы в её процессе естественным образом возникали отношения заботы, проверялись добрые чувства, совершались мужественные поступки. Невозможно воспитать нравственного человека без духовной практики самого ребенка, без его собственных учителей, воспитать с помощью принуждения или благородных примеров. Задача педагога состоит преимущественно в создании воспитывающих проблемных ситуаций, благоприятных условий для духовного роста каждого субъекта воспитания.

Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. В семье могут формироваться все личностные качества.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания (место дома), отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

Задачи семьи состоят в том, чтобы:

– создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

– стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;

– передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

– научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

– воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я».

Семейное воспитание имеет и свои принципы. Наиболее общие из них:

– гуманность и милосердие к растущему человеку;

– вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

– открытость и доверительность отношений с детьми;

– оптимистичность взаимоотношений в семье;

– последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

– оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.

Кроме этих принципов, есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники, не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. Все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.

Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, изменяясь от возраста к возрасту. По мере сил родители и близкие в семье дают ребятам знания о природе, обществе, производстве, профессиях, технике; формируют опыт творческой деятельности; вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки; воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни.

Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание. И в первую очередь воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к людям, честность, открытость, трудолюбие. Иногда сюда относят послушание.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути.

Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, любовь, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т. д. Отбор идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуативных условий.

Дата добавления: 2015-03-29 ; Просмотров: 3969 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Содержание и цели семейного воспитания

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Содержание и цели семейного воспитания

Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья – это такое образование, которое “охватывает” человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

Задачи семьи состоят в том, чтобы:

создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;

передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного “я”.

Семейное воспитание имеет свои принципы . Наиболее общие из них: – гуманность и милосердие к растущему человеку;

вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

открытость и доверительность отношений с детьми;

оптимистичность взаимоотношений в семье;

последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.

Кроме этих принципов есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники; не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.

Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, любовь, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т.д. Отбор идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуационных условий.

Читать еще:  Главная роль в воспитании детей принадлежит

Семейное воспитание — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка наиболее превышает другое воспитательное воздействие. Семья отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести зависимость: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей. Роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек.

Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве.

Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой , в остальных аспектах — социальной.

Влияние семьи:

семья осуществляет социализацию личности;

семья обеспечивает преемственность традиций;

важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества;

существенное влияние оказывает семья на выбор профессии.

Содержание семейного воспитания

Содержание воспитания в семье обусловливается генеральной целью демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность , готовую к предстоящей трудовой, общественной, семейной жизни.

Составные компоненты семейного воспитания:

физическое — основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т. д.;

нравственное — стержень отношения, формирующих личность. Воспитание непреходящих моральных ценностей — любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга;

интеллектуальное — предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребностей их приобретения и постоянного обновления;

эстетическое — призвано развить таланты и дарования детей или просто дать им представление о прекрасном, существующем в жизни;

трудовое — закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, един путь — поиск «легкой»» жизни.

Общие методы семейного воспитания

Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления личности, то, именно семье должны уделять первостепенное знание общество и государство в организации правильного воспитательного воздействия.

Методы воспитания детей в семье — это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей.

Методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей — столько разновидностей методов.

Основные методы семейного воспитания:

убеждение (объяснение, внушение, совет);

поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива);

наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания).

Факторы выбора методов семейного воспитания детей:

Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают и т. д.

Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказывается на выборе методов.

Если родители отдают предпочтение совместной деятельности , то обычно превалируют практические методы.

Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Замечено издавна, что в семьях педагогов, образованных людей дети всегда лучше воспитаны.

ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ. РОДИТЕЛЬСКИЙ АВТОРИТЕТ. СЕМЕЙНЫЕ ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ. ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут безболезненно адаптироваться к взрослой жизни, достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути.

Задачи семейного воспитания состоят в том, чтобы:

— создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

— передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

— научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

— воспитывать чувство собственного достоинства, ценности собственного Я.

Задачи семейного воспитания можно объединить в три группы:

1. Воспитательные задачи :

— формирование основ характера ребенка, его исходных нравственных установок и позиций;

— закладывание основ трудолюбия, стремления к общественно полезной деятельности, порядку и дисциплине, соблюдению норм жизни общества.

2. Образовательно-воспитательные задачи:

— осуществление нравственно-эстетической подготовки ребенка к формированию в будущем собственных семейных отношений;

— формирование чувства любви, доброжелательности, глубокого уважения к отцу и матери, сестрам и братьям;

— взращивание чистого чувства уважения и любви к представителям другого пола, мужского достоинства и девичьей чести;

— вооружение умениями и навыками организации быта, семейного досуга, ведения семейного хозяйства.

3. Личностно-развивающая задача — создание условий для физического, нравственного, умственного, трудового, эстетического и т.д. становления детей в процессе повседневной деятельности и общения.

Наиболее общими принципами семейного воспитания являются:

— гуманность и милосердие к растущему человеку;

— вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников;

— открытость и доверительность отношений в семье;

— оптимальность взаимоотношений в семье;

— оказание посильной помощи ребенку, готовность отвечать на вопросы.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Содержание воспитания в семье обусловливается генеральной целью демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной, семейной жизни.

Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, и оно видоизменяется от возраста к возрасту. Постепенно родители, бабушка и дедушка, родственники дают детям знания об окружающем мире, природе, обществе, производстве, профессиях, технике, формируют опыт творческой деятельности, вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки, наконец, воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни в целом.

Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание, в первую очередь воспитание таких качеств, как: доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к старшим и слабым, честность, открытость, трудолюбие.

Составные компоненты семейного воспитания:

физическое — основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т. д.;

нравственно е — стержень отношения, формирующих личность. Воспитание непреходящих моральных ценностей — любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга;

интеллектуальное — предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребностей их приобретения и постоянного обновления;

эстетическое — призвано развить таланты и дарования детей или просто дать им представление о прекрасном, существующем в жизни;

трудовое — закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, един путь — поиск «легкой»» жизни.

Авторитет (от лат. autoritas — власть) — влияние какого-либо лица, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, жизненном опыте. Иногда авторитет определяют как отношения, в которых одна личность доминирует над другой, нуждающейся в опоре.

Превосходство родителей, которые авторитетны для ребенка , определяется их зрелостью, а не насилием, не подавлением его личности. Быть авторитетным родителем — значит притягивать ребенка силой и обаянием своей личности, руководить и помогать там, где это необходимо. Принять такое доминирование родителей означает для ребенка не столько подчинение, сколько доверие, обретение защиты.

Ощущение жизненной уверенности — одна из потребностей психики ребенка, поэтому ему необходимо найти опору, поддержку в лице взрослого, прежде всего родителей.

К числу важных субъективных условий, оказывающих заметное влияние на особенности семейного воспитания, относят семейные традиции .

Слово « традиция » (от лат. tratitio — передача) означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

Если проанализировать разные сферы жизнедеятельности семьи, то очевиден вывод: они строятся в соответствии с различными типами образцов (традициями) , которые воспроизводятся каждым новым поколением семьи и регламентируют создание новой семьи, супружеские, родительские отношения, ведение домашнего хозяйства, проведение досуга и т.д.

Читать еще:  Особенности воспитания детей 5 6 лет

Семейные традиции — один из основных способов воспитания, т.к. прежде, чем попасть в школу (ясли, другой коллектив), ребенок познает себя и идентифицирует в семье. Традиции нескольких поколений, позволяют ребенку осознать свою связь с бабушками, дедушками, общими предками, позволяют ребенку гордиться своей семьей.

К сожалению, в наше сложное время, когда были разрушены многие семьи, многие родственники утратили связь, почитать семейные традиции стало очень сложно. Тем сильнее потребность выработать традиции свои собственные , помогающие семье чаще собираться вместе с тем, чтобы люди, живущие под одной крышей чувствовали себя настоящей семьей. Здесь встает вопрос о том, какие традиции, которые вырабатываются в семье, наиболее значимы.

Неплохо, если в семье сложилась традиция проводить каждое лето в путешествии, это расширяет круг знакомств, помогает ребенку узнать и увидеть мир, учит его общению.

Традицией могут стать и необычные встречи нового года или дня рожденья, совместные поездки за город, даже субботние обеды, — когда дети знают, что в этот день и в это время их в семье очень ждут. Такие традиции способствуют сближению, идентификации себя, как члена семьи, способны поднять самооценку ребенка, когда он осознает, что дома его не только кормят, что это место, где можно поделиться своими переживаниями, новыми впечатлениями. Все это скажется на формировании личности ребенка, будет способствовать ее гармоничному развитию.

Во многих семьях сложились традиции посадки дерева в честь новорожденного малыша или новобрачных, празднования дня поступления ребенка в школу, передачи от отца к сыну первой самостоятельно прочитанной книги, ведение семейной фотолетописи (а сегодня — видеолетописи) и т.д.

Передаваясь из поколения в поколение, традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, не остаются застывшими, раз навсегда данными. Неизменным остается их назначени е в человеческом обществе: они призваны служить упрочению семейно-родственных связей и отношений , которые функционируют в качестве механизмов передачи таких личностно и социально ценных качеств человека, как любовь, доброта, сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь близкому человеку

Влияние семейного воспитания на развитие детей

Основу современного воспитания малыша составляют два важных фактора. Это окружающий его мир предметов, а также мир взаимоотношений взрослых : их поведение, отношение к ребенку и друг к другу. Наблюдая за старшими и ориентируясь на них, ребенок узнает, что является хорошим, а что плохим, как нужно вести себя в определенной ситуации, какова должна быть реакция на события. Семейное воспитание заключается в обучении ребенка всему этому, а также развитию его воли, чтобы он смог сделать верный выбор, каким бы трудным он ни являлся.

Принципы, задачи семейного воспитания

Воспитание в семье является сложной системой принципов и методик. Здесь проявляется влияние наследственности, природного здоровья ребенка и родителей, материального положения, жизненного уклада, количества детей, места жительства, отношения к малышу. Все эти факторы, переплетаясь, создают уникальную для конкретной семьи атмосферу, климат общения.

Основными функциями семьи являются:

  • создание оптимальных или лучших условий для развития малыша;
  • предоставление ему социально-экономической, психологической защиты;
  • передача опыта, как создать, сохранить семью, как воспитывать детей и относиться к старшим, сверстникам, младшим;
  • обучение детей полезным прикладным навыкам, умению обслужить себя, помочь близким людям;
  • воспитание чувства достоинства.

Что относится к важнейшим принципам семейного воспитания? Перечислим основные:

  • принцип открытости и доверия детям;
  • вовлечения их в жизнедеятельность семьи;
  • гуманности, милосердия;
  • последовательности требований к детям (не требовать невозможного или противоположного);
  • оптимизма в семейных отношениях;
  • взаимопомощи, заботы;
  • готовности отвечать на его вопросы.

Помимо общих принципов существуют и частные, на которых основывается развитие в семье. Это может быть запрет физического наказания, запрет на чтение чужих писем, дневников, отказ от потакания или, напротив, требования мгновенно повиноваться и многое другое.

Вся семейная философия должна сводиться к одной идее: не «малышу в семье рады потому, что он послушный и не доставляет проблем», а «малыш хороший и с ним легко, поскольку ему рады».

Цель семейного воспитания — сформировать у детей качества, которые далее будут помогать им достойно преодолевать трудности. Формирование нравственности, интеллекта, эмоционального уровня, творческих способностей, первичный опыт труда, физическое здоровье малыша, его благополучие — на все это влияет семья, и все это относится к функциям семейного воспитания. Первейшими воспитателями малыша, имеющими на него самое сильное действие, выступают его родители. Еще французским философом Жан-Жаком Руссо был сделан вывод, что влияние каждого последующего воспитателя меньше влияния предшествующего.

Стили семейных отношений

Приоритетные методы семейного воспитания — личный пример, обсуждение, сопереживание, контроль, поручение, доверие, любовь, традиции, обычаи, похвала и т.д. В разных ситуациях используются индивидуальные модели.

Главный метод влияния родителей на детей — это собственный пример. Маленькими детьми родители всегда воспринимаются как эталон, они подражают их действиям, соглашаются с их мнением, безоговорочно доверяя им. В современных условиях огромное значение в становлении личности малыша выполняет отношение к нему родителей.

Современные педагоги, проводя исследования об особенностях семейных отношений, разработали два типа классификаций. Первая из них — по дистанционному признаку.

Оптимальная дистанция

Этот стиль общения основывается на уважении родителями детей. Как результат, ребенок также уважительно относится к взрослым. Малыш принимается родителями как личность, взрослые считаются с его точкой зрения, стремятся выработать у него собственное мнение. Когда речь заходит о выборе видов деятельности дошкольником, основными считают его интересы.

Свои просьбы взрослые выражают не в грубой приказной форме, а исходя из понимания детьми нужности их выполнения. Главными в отношениях являются сотрудничество и взаимопонимание. Взрослые заинтересованы, активно участвуют во всех сферах жизни малыша. При этом они не навязывают ему свое мнение, а предлагают помощь.

Минимальная дистанция

Такой тип общения характеризуют чрезмерная опека, абсолютный контроль, ограничение свободы малыша. Родители принимают все решения за ребенка, считая, что он слишком маленький, глупый неопытный и т. д. Несмотря на возраст малыша, они навязывают ему свою точку зрения, делают за него выбор круга его общения, направления занятий. В такой семье вырастет инфантильный, безынициативный, бесхарактерный ребенок, неспособный действовать самостоятельно. Становясь взрослыми, они желают видеть в супруге подобие своих родителей, способного окружить его заботой и опекой.

Увеличенная дистанция

Эта разновидность общения выражается отчуждением взрослых от детей, намеренным или вынужденным. Родители немного времени отводят взаимодействию с ребенком. Минимум общения вызывает у малыша потерю жизненного интереса, к его мнению не прислушиваются, его желания, склонности не принимают во внимание. Таким образом, вырабатывается черствость, грубость, равнодушие.

Другая типология определяет характер взаимодействия родителей и детей.

Авторитарный

Такой стиль общения основывается на абсолютном подчинении ребенка родителям. Его характеристика включает обращение к малышу в приказном тоне, непринятие его интересов и индивидуальных особенностей, подавление инициативы. Взрослые не объясняют свои требования, а малыш зачастую не осознает цели своих действий, но вынужден повиноваться. Ребятишки становятся замкнутыми, утрачивают жизненный интерес, не имеют способности к размышлениям и творчеству, решению проблем в современном обществе.

Демократический

Эта форма общения признается самой оптимальной. Ее отличает стремление к взаимной любви, уважению, душевному комфорту для любого члена семьи. Родители общаются с ребенком, как с ровней, принимают его за полноправного члена семьи, обращаются к нему за советами. Ребенок охотно проявляет инициативу, излагает свое суждение, считает родителей лучшими друзьями, пользующимися доверием и уважением.

Читать еще:  Воспитание ребенка в 3 месяца

При демократическом образе общения происходит всестороннее развитие, поддерживаются наклонности, интересы малыша. Таким детишкам свойственна общительность, способность легче найти свое место в мире. За наказание в такой семье принимается огорчение взрослых, осуждение поступка. У детей адекватная реакция на мнение взрослых об их поведении и понимание оценки своего поступка. Это способствует появлению внутреннего стимула к дисциплине.

Совет
Демократичность и отношение «на равных» не подразумевает отношение к ребенку как ко взрослому, полностью сознательному, или капризное, инфантильное поведение родителей, их уподобление детям. Не менее, чем в понимании, дети нуждаются в защите, упорядоченности и постоянстве — поэтому взрослые должны быть «большими», а дети «маленькими» при сохранении любви и дружбы в семейных отношениях.

Либеральный

Здесь речь идет о вседозволенности, всепрощении. Взрослые опасаются не угодить малышу, удовлетворяют все его желания, стараясь тем самым завоевать его любовь. Избыток родительской любви непременно приведет к распущенности и эгоизму. Из таких детей вырастают лицемерные, расчетливые люди, неспособные к самодисциплине, самовоспитанию.

Как отношения между родителями сказываются на воспитании детей

Огромная роль в развитии малыша отводится и отношениям родителей друг к другу. В наблюдении за взрослыми у ребенка неосознанно формируется программа собственных будущих семейных отношений. То, как общаются мать и отец, как они относятся друг к другу, как отстаивают свои права, мнения, каковы самые важные свойства характера, с точки зрения матери и отца, — все это становится нормой для малыша. Такие установки формируются с рождения в течение нескольких лет, прочно закрепляются в сознании ребенка и влияют на его дальнейшую жизнь. Выработать в человеке другое понимание семейных взаимоотношений практически невозможно.

В семье со стабильными отношениями, атмосферой доброжелательности и понимания естественным образом формируется правильное мировоззрение детей, положительные личные качества, способности к самореализации.

Ребенок и семья являются зеркальным отражением друг друга. Родители — это первая общественная среда малыша. Их личностям отводится существенная роль в жизни любого человека. Закономерно, что именно к родителям, а особенно к маме, мы обращаемся в тяжелые моменты нашей жизни. Кроме того, чувства, которые испытывают родители и ребенок друг к другу, особенные, отличающиеся от других.

Современная педагогика утверждает, что универсальным требованием к воспитанию малыша в семье, которое рекомендовано всем родителям — это полный непрерывный психологический контакт с ним. Ребенок, ощущающий, переживающий контакт с родителями, чувствует и осознает родительскую заботу, привязанность, любовь. Чтобы обеспечить контакт, нужно быть искренне заинтересованными во всем, что окружает малыша, вникать в его детские проблемы, стремиться понять, наблюдать за изменениями, происходящими в его характере и чувствах. Активной заботой и чувством безопасности взрослые способны развить у ребенка доверие к миру и активность в его освоении.

Консультация для родителей «Принципы и Задачи семейного воспитания»

Елена Маклакова
Консультация для родителей «Принципы и Задачи семейного воспитания»

Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья – это такое образование, которое “охватывает” человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж. -Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.

Задачи семьи состоят в том,чтобы:

создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;

передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного “я”.

Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

Семейное воспитание имеет свои принципы:

гуманность и милосердие к растущему человеку;

вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

открытость и доверительность отношений с детьми;

оптимистичность взаимоотношений в семье;

последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.

Кроме этих принципов есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники; не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. все принципы, однако,сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.

Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, любовь, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т. д. Отбор идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуационных условий.

Консультация для педагогов «Методы изучения семьи и опыта семейного воспитания» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 45 Г. ЧЕЛЯБИНСКА» 454030, Челябинская область, г. Челябинск,.

Консультация для родителей «Стимулирование творческой деятельности в системе семейного воспитания» Консультация для родителей «Стимулирование творческой деятельности в системе семейного воспитания» Творчество – это деятельность, порождающая.

Консультация для родителей «Принципы воспитания по дидактическим играм» Цель: оказать помощь родителям в воспитании детей через дидактические игры. «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный.

Консультация для родителей «Особенности семейного воспитания незрячих и слабовидящих детей» «Особенности семейного воспитания незрячих и слабовидящих детей» Появление в семье ребенка с нарушением зрения создает особый психологический.

Консультация для родителей «Задачи экологического воспитания ребёнка в семье» Консультация для родителей «Задачи экологического воспитания ребёнка в семье» Президент Путин Владимир Владимирович назвал этот год-годом.

Консультация для родителей «Принципы современного семейного воспитания» Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении.

Консультация для родителей «Задачи экологического воспитания ребёнка в семье» Консультация для родителей «Задачи экологического воспитания ребёнка в семье» Президент Путин Владимир Владимирович назвал этот год-годом.

Консультация «Задачи музыкального воспитания детей в семье» В детском саду осуществляется работа по музыкальному воспитанию дошкольников. Чтобы установить взаимосвязь детского сада и семьи, проводится.

Памятка для родителей «Правила семейного воспитания» Памятка для родителей «Правила семейного воспитания» Уважаемые родители (мамы и папы! 1. Помните, что ваша семья и ваш ребенок — это самая.

Задачи и принципы патриотического воспитания дошкольников Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector