221madou.ru

Мама и Я
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Цель воспитания в современной школе

Цель воспитания в современной школе

Среди непреходящих целей воспитания есть одна, выражаю­щая его наивысшее предназначение — обеспечить каждому чело­веку, появившемуся на свет, всестороннее и гармоническое развитие. Ее отчетливая формулировка встречается уже у фило­софов и педагогов-гуманистов эпохи Возрождения, но корнями своими эта цель уходит в античные философские учения.

В разное время в понятие всестороннего гармонического раз­вития вкладывается различный смысл. Педагоги-гуманисты эпохи Возрождения Ф. Рабле, М. Монтень в содержание всесто­роннего развития включали культ телесной красоты, наслажде­ние искусством, музыкой, литературой. Такое воспитание мыслилось уже не для избранных, а для более широкого круга людей. У социалистов-утопистов Т. Мора, Т. Кампанеллы, Р. Оуэна, А. Сен-Симона, Ш. Фурье идея всестороннего гармо­нического развития приобрела иную направленность. Они выдви­нули идеал формирования личности в условиях освобождения от частной собственности на средства производства, впервые потре­бовали включения труда в процесс всестороннего гармоническо­го развития, соединения воспитания с трудом. Французские просветители XVIII в. К. Гельвеций, Д. Дидро, развивая эту идею, включили в понимание всестороннего развития умствен­ное и нравственное совершенство. Русские революционеры-демо­краты А. И. Герцен, В. Г. Белинский и Н. Г. Чернышевский считали, что проблема всестороннего воспитания народа может быть полностью решена только революцией, после уничтожения экономического и политического гнета.

Нынешняя школа вынуждена идти на некоторое сужение целей. Но от главной цели воспитания — формирования всесто­ронне и гармонически развитой личности — отказываться бы не хотелось. Разумной альтернативы всестороннему и гармоничес­кому воспитанию нет. Оно по-прежнему остается идеалом, к достижению которого, с учетом допущенных ошибок, будет стре­миться новая отечественная школа. При разумной организации и поддержке всего общества эта цель вполне достижима.

В нашей стране в качестве главной цели учебно-воспитатель­ного процесса традиционно выдвигалась подготовка высоко­квалифицированного специалиста, способного с наибольшей эф­фективностью работать на производстве на благо государства. Гуманистический подход требует, чтобы в качестве цели рас­сматривалось создание предпосылок для самореализации личности. Для этого должна быть изменена система ценностных ориентаций и акценты смещены на удовлетворение потребностей личности, создание предпосылок для реализации ее потенциала.

Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отно­шения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета инди­видуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей. Установка на развитие личности растущего человека придает «человеческое измерение» таким целям школы, как выработка у молодых людей осознанной гражданской позиции, готовности к жизни, труду и социальному творчеству, участию в демокра­тическом самоуправлении и ответственности за судьбу страны и человеческой цивилизации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9908 — | 7690 — или читать все.

Цели воспитания в современной школе

Среди непреходящих целей воспитания есть одна, похожая на мечту, выражающая наивысшее предназначение воспита­ния, — обеспечить каждому человеку, появившемуся на свет, всестороннее и гармоническое развитие. Ее отчетливую форму­лировку встречаем уже у философов и педагогов-гуманистов эпохи Возрождения, но корнями своими эта цель уходит в ан­тичные философские учения. В разное время в понятие всесто­роннего гармонического развития вкладывается различный смысл.

Педагоги-гуманисты эпохи Возрождения Ф. Рабле, М. Мон-тень в содержание всестороннего развития включали культ те­лесной красоты, наслаждение искусством, музыкой, литерату­рой. Такое воспитание мыслилось уже не для избранных, а для более широкого круга людей. У социалистов-утопистов Т. Мо­ра, Т. Компанеллы, Р. Оуэна, Сен-Симона, Ш. Фурье идея все­стороннего гармонического развития приобретает иную на­правленность. Они выдвинули идеал формирования личности в условиях освобождения от частной собственности на средства производства, впервые потребовали включения в процесс все-

стороннего гармонического развития труда, соединения воспи­тания с трудом. Французские просветители XVIII в. К. Гельве­ции, Д. Дидро, развивая эту идею, включили в понимание всестороннего развития умственное и нравственное совершен­ство. Русские революционеры-демократы А.И. Герцен, В.Г. Бе­линский и Н.Г. Чернышевский считали, что проблема всесто­роннего воспитания народа может быть полностью решена только революцией, после уничтожения экономического и по­литического гнета.

Более 70 лет наша отечественная школа развивалась под влиянием идей видных философов-экономистов К. Маркса и Ф. Энгельса; этот период из ее истории вычеркнуть нельзя. Цель воспитания в будущем коммунистическом обществе К. Маркс и Ф. Энгельс выводили из экономических законов и типа общественных отношений. Они считали, что при комму­низме, когда будут уничтожены классовые различия, а во всех областях техники, общественного производства человечество достигнет высокого уровня развития, когда не будет существен­ных различий между умственным и физическим трудом, можно ставить цель всестороннего и гармонического развития людей.

К. Маркс и Ф. Энгельс исходили из предпосылки, что буду­щее человечества во многом зависит от того, как направлено воспитание подрастающих поколений, ставили перед револю­ционным пролетариатом важнейшую задачу — бороться за но­вые требования в области воспитания и образования, за новую систему народного образования. «Коммунисты не выдумывают влияния общества на воспитание; они лишь изменяют характер воспитания, вырывают его из-под влияния господствующего класса», — писал К-Маркс 1 .

Читать еще:  Как воспитывать ребенка в пять лет

Трудности и ошибки в реализации цели воспитания — формировании всесторонне и гармонически развитой лично­сти — потребовали частичного сужения цели, пересмотра и конкретизации задач общеобразовательной школы, но отнюдь не привели к отмене самой цели. Разумной альтернативы все­стороннему и гармоническому воспитанию нет. Оно по-преж­нему остается идеалом, к достижению которого с учетом допу­щенных ошибок будет стремиться новая отечественная школа. Это не отдаленный идеал, а вполне достижимая при разумной организации и поддержке всего общества цель.

1 Демков М.И. Курс педагогики. — М., 1916. — Ч. П. — С. 6.

2 Начальный курс педагогики. — М., 1913. — С. 4.

1 Маркс К. Коммунистический манифест // Поли. собр. соч. — Т. 4. — С. 443.

Сегодня главная цель средней общеобразовательной шко­лы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональ­ному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отно­шения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индиви­дуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей. Уста­новка на развитие личности растущего человека придает «чело­веческое измерение» таким целям школы, как выработка у мо­лодых людей осознанной гражданской позиции, готовности к жизни, труду и социальному творчеству, участию в демократи­ческом самоуправлении и ответственности за судьбу страны и человеческой цивилизации.

При разумном подходе должна сохраняться преемственность целей. Россия имеет свою, исторически сложившуюся, нацио­нальную систему воспитания. Менять ее на какую-то другую бессмысленно. Сделать правильный вывод можно, только раз­вив систему в соответствии с теми новыми целями и ценностя­ми, которые стоят перед личностью и обществом.

Совершенный человек — наивысшая цель воспитания, идеал, к которому должно стремиться воспитание. Рождена эта цель верой в могущество воспитания и признанием не­совершенства человеческой природы. Цель общества со­стоит в том, чтобы обеспечить всестороннее развитие всех людей. Это соответствует природе человека как обществен­ного существа, стремящегося к самоутверждению, проявле­нию всех своих природных задатков и способностей, ибо призвание, назначение всякого человека, пришедшего в этот мир, — всесторонне развивать все свои способности.

Есть ли разумная альтернатива этой цели? Что можно противопоставить этому идеалу? При каких условиях может быть поставлена и достигнута эта цель?

Законы воспитания, убеждаемся еще раз, действуют не­умолимо. Там, где цели опережают уровень общественного развития, где для их осуществления еще не созданы усло­вия, неизбежны ошибки, приводящие к отступлению или даже полному отказу от намеченных задач.

III. Какую цель воспитания ставит современная общеоб­разовательная школа? Определите неправильный ответ.

1. Способствовать умственному, нравственному, эмоцио­нальному и физическому развитию личности.

2. Раскрывать творческие возможности человека.

3. Формировать основанное на общечеловеческих ценно­
стях коммунистическое мировоззрение.

4. Развивать гуманистические отношения.

5. Обеспечивать разнообразные условия для расцвета
личности ребенка с учетом его возрастных особенностей.

Дата добавления: 2014-10-31 ; Просмотров: 682 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Задачи воспитания в современной школе

Понятие воспитания в современных условиях

Современные условия организации образовательно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах диктуют необходимость соблюдения ФГОС ООО; в данном документе отражена важность организации воспитательного процесса, являющегося структурным компонентом целостного педагогического процесса.

Под процессом воспитания понимается сознательная организуемая деятельность педагога, направленная на организацию и активизацию деятельности воспитанников по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями.

Результатом процесса воспитания является достижение личностью или коллективом высокого уровня воспитанности.

В современных условиях главное внимание педагогов уделяется организации умственного, нравственного, физического, трудового, эстетического воспитания, всемерному раскрытию творческих возможностей школьников.

Умственное воспитание

Данное направление воспитания школьников заключается в обеспечении сознательного усвоения комплекса знаний, развитии психических процессов и свойств личности (мышление, память, внимание, воображение , умственные способности, склонности и дарования). В связи с этим, в задачи умственного воспитания школьников входит:

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • формирование системы научных знаний и научного мировоззрения;
  • развитие мыслительной деятельности;
  • развитие общих и специальных способностей;
  • развитие познавательного интереса и познавательной активности;
  • развитие потребности в постоянном пополнении своих знаний, повышении уровня подготовки.

Физическое воспитание

Это направление отражено практически во всех воспитательных системах, заключается в развитии важных личностных качеств, которые необходимы для осуществления умственной и трудовой деятельности.

Актуальными задачами физического воспитания являются:

  • обеспечение укрепления здоровья, правильного физического развития;
  • содействие в повышении работоспособности школьника;
  • оказание помощи в развитии и совершенствовании природных и двигательных качеств, а также основных двигательных качеств (сила, ловкость, гибкость, выносливость и т.д.);
  • поддержка в воспитании нравственных качеств (смелость, настойчивость, решительность, дисциплинированность, ответственность, коллективизм);
  • воспитание потребности в систематических занятиях физкультурой и спортом;
  • формирование основ здорового образа жизни.
Читать еще:  Классификация современных подходов к обучению и воспитанию

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Трудовое воспитание

Трудовое воспитание направлено на:

  • формирование трудовых действий;
  • изучение орудий труда и способов их использования;
  • ознакомление с профессиями (профессиональная ориентация), подготовка к осознанному выбору профессии.

Нравственное воспитание

В задачи нравственного воспитания входит:

  • формирование нравственных понятий, суждений, чувств, убеждений, навыков и привычек поведения;
  • ознакомление с общечеловеческими ценностями, моральными нормами, принципами , принятыми в современном обществе.

Эстетическое воспитание

В задачи эстетического воспитания школьников входит: формирование теоретических знаний, практических умений. Более детально задачи данного направления воспитания школьников можно представить следующим образом:

  • освоение эстетических ценностей, знаний, формирование эстетической культуры, эстетического отношения к действительности;
  • включение в разнообразную деятельность, направленную на приобщение к прекрасному в жизни, природе, труде.

Кроме перечисленных выше задач воспитания, в современной школе решаются задачи политехнического, правового, экономического, гендерного воспитания.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

1. Дайте понятие о цели воспитания. Раскройте цели воспитания в современной общеобразовательной школе.

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Дайте понятие о цели воспитания. Раскройте цели воспитания в современной общеобразовательной школе.

Профессиональная деятельность педагога , как любая человеческая деятельность , предваряется осознанием цели . Отсутствие цели не позволяет классифицировать работу педагога с детьми как деятельность профессионала , эта работа может быть классифицирована лишь как некоторая активность , как совокупность действий , но ни в коем случае как воспитательный процесс .

Осознанная цель задает импульс деятельности .

Цель воспитания — ключевая категория педагогической науки . Ее выявление , формулировка , разработка — центральный момент создания педагогической концепции .

На поверхностный взгляд кажется нереальным положение , когда педагог организует работу с детьми без четко сформулированной и осмысленной цели , тем самым возбуждает какую — то активность , сам находясь в состоянии хаотической активности .

Педагоги , декларирующие одну и ту же цель , подразумевают разные варианты этой цели , так как их индивидуальное сознание индивидуализировало их представление о результате профессиональной деятельности .

Поэтому проблема целеполагания требует не только серьезного внимания , но и времени , и профессиональных усилий по выявлению возможного общего варианта цели столь широкого , чтобы он включил в себя многочисленные индивидуализированные вариации идеального образа воспитанного человека .

Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых , направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния , преобразованию свойств и качеств воспитуемых . Иными словами , педагогический процесс – это процесс , в котором социальный опыт трансформируется в качества формируемого человека ( личности ). Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов воспитания , обучения и развития , а новое качественное образование .

Что же следует понимать под целостностью ? В педагогической науке , пока нет однозначной трактовки этого понятия . Целостность – это объективное , но не постоянное их свойство . Целостность может возникнуть на одном этапе педагогического процесса и исчезнуть на другом . Это свойственно как для педагогической науки , так и практики . Целостность педагогических объектов , из которых наиболее значимым и комплексным является учебный процесс , строится целенаправленно . Принцип целостности – основа педагогического процесса Итак , целостность является закономерным свойством учебного процесса . Она объективно существует , поскольку существует в обществе школа , процесс обучения . Например , для процесса обучения , взятого в абстрактном понимании , такими характеристиками целостности являются единство преподавания и учения . А для реальной педагогической практики – единство образовательной , развивающей и воспитательной функций . Педагогический процесс считают системой наук и выделяют следующие основные части : — общие основы ; — теория воспитания ; — дидактика – теория обучения ; — школоведение .

Современное рассмотрение школы как социальной организации предполагает применение к ней общих для социально — педагогических систем принципов управления .

Школа , как и любое другое образовательное учреждение , — это целостная , открытая , взаимодействующая с внешней средой система .

Каждая школа ( образовательное учреждение ) испытывает на себе влияние общего социального климата , политических , правовых , экономических , культурных , экологических и других воздействий .

Вместе с тем школа как система имеет свою внутреннюю среду . Это системы взаимодействия , например : учащиеся — учащиеся , учителя — учащиеся , учителя — родители и т . д . Кроме того , это система взаимодействия , определяющегося направленностью целей и задач обучения , воспитания , развития , с одной стороны , и , с другой — адекватным содержанием образования , формами , методами и средствами .

Становлению личности способствует четкая организация занятий с учащимися . Она приучает ученика к рациональному использованию своего рабочего времени , своевременной подготовке к работе , установлению оптимального алгоритма собственной деятельности , разумному сочетанию работы и отдыха , экономии собственной энергии . Ученик как бы впитывает в себя хорошую организацию ( равно как и плохую ) и старается так же организовать свою работу не только в школе , но и дома . особенно важно заложить правильное отношение к хорошей организации труда в начальной школе .

Читать еще:  Воспитание мальчика 9 лет

Среди непреходящих целей воспитания есть одна , похожая на мечту , выражающая наивысшее предназначение воспита ния , — обеспечить каждому человеку , появившемуся на свет , всестороннее и гармоническое развитие . Ее отчетливую форму лировку встречаем уже у философов и педагогов — гуманистов эпохи Возрождения , но корнями своими эта цель уходит в ан тичные философские учения . В разное время в понятие всесто роннего гармонического развития вкладывается различный смысл .

Педагоги — гуманисты эпохи Возрождения Ф . Рабле , М . Мон — тень в содержание всестороннего развития включали культ те лесной красоты , наслаждение искусством , музыкой , литерату рой . Такое воспитание мыслилось уже не для избранных , а для более широкого круга людей . У социалистов — утопистов Т . Мо ра , Т . Компанеллы , Р . Оуэна , Сен — Симона , Ш . Фурье идея все стороннего гармонического развития приобретает иную на правленность . Они выдвинули идеал формирования личности в условиях освобождения от частной собственности на средства производства , впервые потребовали включения в процесс всестороннего гармонического развития труда , соединения воспи тания с трудом . Французские просветители . К . Гельве ции , Д . Дидро , развивая эту идею , включили в понимание всестороннего развития умственное и нравственное совершен ство . Русские революционеры — демократы А . И . Герцен , В . Г . Бе линский и Н . Г . Чернышевский считали , что проблема всесто роннего воспитания народа может быть полностью решена только революцией , после уничтожения экономического и по литического гнета .

Более 70 лет наша отечественная школа развивалась под влиянием идей видных философов — экономистов К . Маркса и Ф . Энгельса ; этот период из ее истории вычеркнуть нельзя . Цель воспитания в будущем коммунистическом обществе К . Маркс и Ф . Энгельс выводили из экономических законов и типа общественных отношений . Они считали , что при комму низме , когда будут уничтожены классовые различия , а во всех областях техники , общественного производства человечество достигнет высокого уровня развития , когда не будет существен ных различий между умственным и физическим трудом , можно ставить цель всестороннего и гармонического развития людей .

К . Маркс и Ф . Энгельс исходили из предпосылки , что буду щее человечества во многом зависит от того , как направлено воспитание подрастающих поколений , ставили перед револю ционным пролетариатом важнейшую задачу — бороться за но вые требования в области воспитания и образования , за новую систему народного образования . « Коммунисты не выдумывают влияния общества на воспитание ; они лишь изменяют характер воспитания , вырывают его из — под влияния господствующего класса », — писал К . Маркс 1 .

Трудности и ошибки в реализации цели воспитания — формировании всесторонне и гармонически развитой лично сти — потребовали частичного сужения цели , пересмотра и конкретизации задач общеобразовательной школы , но отнюдь не привели к отмене самой цели . Разумной альтернативы все стороннему и гармоническому воспитанию нет . Оно по — преж нему остается идеалом , к достижению которого с учетом допу щенных ошибок будет стремиться новая отечественная школа . Это не отдаленный идеал , а вполне достижимая при разумной организации и поддержке всего общества цель .

Сегодня главная цель средней общеобразовательной шко лы — способствовать умственному , нравственному , эмоциональ ному и физическому развитию личности , всемерно раскрывать ее творческие возможности , формировать гуманистические отно шения , обеспечивать разнообразные условия для расцвета индиви дуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей . Уста новка на развитие личности растущего человека придает « чело веческое измерение » таким целям школы , как выработка у мо лодых людей осознанной гражданской позиции , готовности к жизни , труду и социальному творчеству , участию в демократи ческом самоуправлении и ответственности за судьбу страны и человеческой цивилизации .

При разумном подходе должна сохраняться преемственность целей . Россия имеет свою , исторически сложившуюся , нацио нальную систему воспитания . Менять ее на какую — то другую бессмысленно . Сдел ать правильный вывод можно , только раз вив систему в соответствии с теми новыми целями и ценностя ми , которые стоят перед личностью и обществом .

Совершенный человек — наивысшая цель воспитания , идеал , к которому должно стремиться воспитание . Рождена эта цель верой в могущество воспитания и признанием не совершенства человеческой природы . Цель общества со стоит в том , чтобы обеспечить всестороннее развитие всех людей . Это соответствует природе человека как обществен ного существа , стремящегося к самоутверждению , проявле нию всех своих природных задатков и способностей , ибо призвание , назначение всякого человека , пришедшего в этот мир , — всесторонне развивать все свои способности .

Есть ли разумная альтернатива этой цели ? Что можно противопоставить этому идеалу ? При каких условиях может быть поставлена и достигнута эта цель ?

Законы воспитания , убеждаемся еще раз , действуют не умолимо . Там , где цели опережают уровень общественного развития , где для их осуществления еще не созданы усло вия , неизбежны ошибки , приводящие к отступлению или даже полному отказу от намеченных задач .

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector