221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Цели и задачи семейного воспитания школьников

Программа семейного воспитания в школе

Как и все образовательные учреждения, школа призвана сеять “разумное, доброе, вечное”. По современным меркам наша школа небольшая – в ней обучается 314 человек, поэтому весь педагогический коллектив знает каждого ученика по имени и фамилии, его умственные, психологические, физические особенности, достоинства и недостатки, состав семьи, стиль взаимоотношений с родителями и одноклассниками, знает его увлечения. Однако никакой учитель, каким бы талантливым он ни был, не заменит отца и мать в воспитании. Прежде всего, они могут заложить в ребёнке фундамент добра, предостеречь от зла, научить его порядочности.

В условиях динамичного изменения нашего общества, когда утрачены многие традиции российского семейного воспитания, высок уровень распада семей, многие дети не ощущают ценности семейных отношений.

В настоящее время действуют социально-экономические факторы, которые, с одной стороны, привели к расширению экономической функции семьи, с другой – к ослаблению воспитательной, что негативно влияет и на семью, и на общество в целом. Сегодня многие родители, чтобы обеспечить семью, вынуждены работать на двух-трёх работах. Им физически не хватает времени на воспитание детей, а у родителей, которые имеют и время, и желание заниматься с детьми, часто отсутствуют элементарные знания.

Сегодня налицо психолого-педагогическая безграмотность многих наших родителей. Есть, к сожалению, такие папы и мамы, которые самоустраняются от воспитания собственных детей, бросают их на произвол судьбы. В результате в стране насчитывается 2,5 млн. безнадзорных и беспризорных детей. Это намного больше, чем в военные и послевоенные годы. Статистика неумолима: 425 тыс. детей состоит на учёте в подразделениях по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. Около 200 тысяч подростков ежегодно совершают преступления, иногда такие страшные, на которые, по мнению милиционеров и психологов, не решаются рецидивисты.

Несомненно, цифры и факты, приведённые в данной статье, вызывают горечь, тревогу и обиду на государство, неспособное создать приемлемые условия для жизни каждой семьи. Но они же помогают понять, что держава окрепнет лишь тогда, когда окрепнет каждая российская семья. Наша программа лишь небольшой шаг по пути укрепления семьи, по защите прав детей. Важно, что он сделан. Ведь известно, что дорогу осилит идущий.

Цель: Укрепление престижа и роли семьи в обществе.

Задачи:

  1. Оказание помощи семье в воспитании детей;
  2. Психолого-педагогическое просвещение семей;
  3. Коррекция семейного воспитания;
  4. Организация досуга семьи;
  5. Знакомство с нормативно-правовой документацией по защите прав ребёнка.

Основными направлениями в работе педагогического коллектива с семьями учащихся определяются следующие:

  • изучение семей и условий семейного воспитания;
  • пропаганда психолого-педагогических знаний;
  • активизация и коррекция семейного воспитания через работу с родительским активом, дифференцированная и индивидуальная помощь родителям;
  • обобщение и распространение опыта успешного семейного воспитания;
  • знакомство с правами и обязанностями родителей и детей.

В работе с семьёй педагоги руководствуются принципами:

  • объективный характер изучения семьи;
  • комплексный подход в изучении всех характеристик семьи;
  • выявление специфических особенностей семьи и использование их для усиления её воспитательного потенциала;
  • анализ реальной ситуации;
  • двусторонний характер изучения семьи (родители, дети);
  • осуществление изучения воспитательной деятельности семьи с одновременным изучением личности ребёнка, его воспитанности;
  • оптимистический подход к семье;
  • единство изучения с практической реализацией воспитательных возможностей семьи и общества;
  • установление неиспользованных резервов семейного воспитания.

Цель: выявление возможностей, факторов семейного воспитания, оказывающих наиболее положительное воздействие на ребёнка, и установление источников влияния на детей и возможных путей их преодоления.

Задачи:

  1. Изучение образа жизни семьи.
  2. Выявление особенностей ситуации семейного воспитания.
  3. Положение детей в системе семейных отношений.
  4. Характеристика нравственного микроклимата семьи, её традиций.
  5. Выявление взаимоотношений семьи и школы.
  6. Поиск путей оптимизации педагогического взаимодействия школы, семьи и общества.
  7. Установление неиспользованных резервов семейного воспитания.

Формы работы с семьёй

I. Диагностика семей. Составление социально-педагогического паспорта классных коллективов.

II. Организация содействия родителей школе.

III. Школа родителей будущих первоклассников.

IV. Оказание социально-педагогической помощи неблагополучным семьям.

I. Педагогический лекторий “О вас и для вас родители”:

Общешкольное родительское собрание: “Психолого-педагогические проблемы в детском возрасте”

I ступень обучения – “Наказание и поощрение в семье: за и против”;

II ступень обучения – “Семья — здоровый стиль жизни”;

III ступень обучения – “Влияние психологического климата в семье на здоровье ребёнка”.

I ступень обучения – “Здоровье нашего ребёнка: советы как его сохранить”;

II ступень обучения – “Воспитание трудолюбия и ответственности у ребёнка в семье”;

III ступень обучения – “Профессиональные намерения и профессиональные возможности старшеклассников. Мотивы выбора профессии”.

Общешкольное родительское собрание: “Роль семьи в организации учебного труда и досуга детей”

II. Родительская конференция “Роль мамы в жизни подростка” (1-11 классы);

III. Мероприятия, проводимые с учащимися

1. I ступени обучения:

— Беседы с учащимися на темы:

“Значение семьи в жизни человека”;

“Об уважении к матери и отцу, бабушкам и дедушкам, братьям и сёстрам”;

— Разучивание стихов и песен на эти темы;

— Изготовление своими руками подарков родителям к праздникам;

— Выходы в природу совместно с родителями.

2. II ступени обучения:

— Беседы с учащимися на темы:

“Твоя родная семья”

“Огонь родного очага”

— Посиделки, девичники, ситуативные классные часы “Твои обязанности в семье”, “Ты и твои родители”, творческие семейные выставки.

3. III ступень обучения:

-Тематические классные часы: “Перед матерью в долгу”, “Культура поведения в семье”;

— Вечера-дискуссии на темы “Личное ли это дело – личное счастье?”, “Как сохранить любовь?”

-Конкурс рефератов на темы “Все прекрасное на земле от любви!”, “Красивый человек – это значит…”, “Дочки-матери”.

IV. Активное участие в районных и областных мероприятиях по семейному воспитанию.

V. Знакомство с нормативно-правовой документацией:

— Семейный кодекс Российской Федерации;

— Конвенция о правах ребёнка;

— Положение о КДН.

Этапы реализации программы

Программа рассчитана на 3 года.

1-й этап – подготовительный (2005-2006 уч. год)

Определение стратегии и тактики деятельности.

2-й этап – практический (2006-2007 уч. год)

Апробация и использование в работе по данному направлению личностно-ориентированных технологий, форм, приёмов и методов работы, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребёнка.

3-й этап – обобщающий (2007-2008 уч. год)

Обработка и интерпретация данных за 3 года.

Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами.

Определение перспектив и путей дальнейшего развития работы школы по семейному воспитанию.

По итогам реализации программы ожидаем:

Укрепление связи с семьёй;

Повышение психолого-педагогического просвещения родителей;

Повышение ответственности родителей за воспитание и обучение детей.

Цели и задачи семейного воспитания

Народная педагогика как основа домашнего воспитания.

Народная педагогика, по мнению многих учёных, отражает определенный уровень педагогических знаний, конкретный исторический этап в духовном прогрессе человечества, обогащает науку о воспитании, служит ее опорой и основой. Современная педагогическая наука ставит и решает множество проблем, которые не могли быть рассмотрены в народной педагогике. В то же время в народной педагогике были такие идеи, находки, которые привлекают внимание и в настоящее время, получают свое развитие.

Педагоги-исследователи, сравнивая и сопоставляя проблемы педагогики семейного быта, традиции и обряды, материалы устного народного творчества, материнскую педагогику, выделяют наиболее рациональное, объективное и ценное для педагогической теории и практики, помогают возрождению и развитию в соответствии с задачами воспитания в новых социокультурных условиях. Изучение генезиса народной педагогики дает основание утверждать, что при разноплановости направлений воспитания приоритетное внимание уделялось трудовому и нравственному воспитанию детей. Основой народной педагогики всегда являлся труд. Вся календарно-обрядовая поэзия наших предков строилась на трудовой основе. Родители считали важнейшей своей обязанностью привить детям любовь к труду, научить учиться, получить образование. Не зря считалось, что знания — это дерево, плоды его — дела человека, а мудрость реализуется в выполнении нравственных норм и принципов.

Актуальной на сегодняшний день представляется проблема формирования нравственных качеств. В семье, школе, вузе необходимо организовывать деятельность таким образом, чтобы в её процессе естественным образом возникали отношения заботы, проверялись добрые чувства, совершались мужественные поступки. Невозможно воспитать нравственного человека без духовной практики самого ребенка, без его собственных учителей, воспитать с помощью принуждения или благородных примеров. Задача педагога состоит преимущественно в создании воспитывающих проблемных ситуаций, благоприятных условий для духовного роста каждого субъекта воспитания.

Читать еще:  Роль отца в семейном воспитании

Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. В семье могут формироваться все личностные качества.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания (место дома), отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

Задачи семьи состоят в том, чтобы:

– создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

– стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;

– передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

– научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

– воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я».

Семейное воспитание имеет и свои принципы. Наиболее общие из них:

– гуманность и милосердие к растущему человеку;

– вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

– открытость и доверительность отношений с детьми;

– оптимистичность взаимоотношений в семье;

– последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

– оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.

Кроме этих принципов, есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники, не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. Все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.

Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, изменяясь от возраста к возрасту. По мере сил родители и близкие в семье дают ребятам знания о природе, обществе, производстве, профессиях, технике; формируют опыт творческой деятельности; вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки; воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни.

Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание. И в первую очередь воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к людям, честность, открытость, трудолюбие. Иногда сюда относят послушание.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути.

Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, любовь, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т. д. Отбор идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуативных условий.

Дата добавления: 2015-03-29 ; Просмотров: 3966 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Содержание и цели семейного воспитания

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Содержание и цели семейного воспитания

Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья – это такое образование, которое “охватывает” человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

Задачи семьи состоят в том, чтобы:

создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;

передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного “я”.

Семейное воспитание имеет свои принципы . Наиболее общие из них: – гуманность и милосердие к растущему человеку;

вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

открытость и доверительность отношений с детьми;

оптимистичность взаимоотношений в семье;

последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.

Кроме этих принципов есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники; не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.

Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, любовь, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т.д. Отбор идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуационных условий.

Семейное воспитание — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка наиболее превышает другое воспитательное воздействие. Семья отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести зависимость: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей. Роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек.

Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве.

Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой , в остальных аспектах — социальной.

Влияние семьи:

семья осуществляет социализацию личности;

семья обеспечивает преемственность традиций;

важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества;

существенное влияние оказывает семья на выбор профессии.

Содержание семейного воспитания

Содержание воспитания в семье обусловливается генеральной целью демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность , готовую к предстоящей трудовой, общественной, семейной жизни.

Составные компоненты семейного воспитания:

физическое — основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т. д.;

нравственное — стержень отношения, формирующих личность. Воспитание непреходящих моральных ценностей — любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга;

Читать еще:  Как перевоспитать непослушного ребенка

интеллектуальное — предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребностей их приобретения и постоянного обновления;

эстетическое — призвано развить таланты и дарования детей или просто дать им представление о прекрасном, существующем в жизни;

трудовое — закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, един путь — поиск «легкой»» жизни.

Общие методы семейного воспитания

Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления личности, то, именно семье должны уделять первостепенное знание общество и государство в организации правильного воспитательного воздействия.

Методы воспитания детей в семье — это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей.

Методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей — столько разновидностей методов.

Основные методы семейного воспитания:

убеждение (объяснение, внушение, совет);

поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива);

наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания).

Факторы выбора методов семейного воспитания детей:

Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают и т. д.

Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказывается на выборе методов.

Если родители отдают предпочтение совместной деятельности , то обычно превалируют практические методы.

Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Замечено издавна, что в семьях педагогов, образованных людей дети всегда лучше воспитаны.

ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ. РОДИТЕЛЬСКИЙ АВТОРИТЕТ. СЕМЕЙНЫЕ ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ. ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут безболезненно адаптироваться к взрослой жизни, достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути.

Задачи семейного воспитания состоят в том, чтобы:

— создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

— передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

— научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

— воспитывать чувство собственного достоинства, ценности собственного Я.

Задачи семейного воспитания можно объединить в три группы:

1. Воспитательные задачи :

— формирование основ характера ребенка, его исходных нравственных установок и позиций;

— закладывание основ трудолюбия, стремления к общественно полезной деятельности, порядку и дисциплине, соблюдению норм жизни общества.

2. Образовательно-воспитательные задачи:

— осуществление нравственно-эстетической подготовки ребенка к формированию в будущем собственных семейных отношений;

— формирование чувства любви, доброжелательности, глубокого уважения к отцу и матери, сестрам и братьям;

— взращивание чистого чувства уважения и любви к представителям другого пола, мужского достоинства и девичьей чести;

— вооружение умениями и навыками организации быта, семейного досуга, ведения семейного хозяйства.

3. Личностно-развивающая задача — создание условий для физического, нравственного, умственного, трудового, эстетического и т.д. становления детей в процессе повседневной деятельности и общения.

Наиболее общими принципами семейного воспитания являются:

— гуманность и милосердие к растущему человеку;

— вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников;

— открытость и доверительность отношений в семье;

— оптимальность взаимоотношений в семье;

— оказание посильной помощи ребенку, готовность отвечать на вопросы.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Содержание воспитания в семье обусловливается генеральной целью демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной, семейной жизни.

Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, и оно видоизменяется от возраста к возрасту. Постепенно родители, бабушка и дедушка, родственники дают детям знания об окружающем мире, природе, обществе, производстве, профессиях, технике, формируют опыт творческой деятельности, вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки, наконец, воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни в целом.

Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание, в первую очередь воспитание таких качеств, как: доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к старшим и слабым, честность, открытость, трудолюбие.

Составные компоненты семейного воспитания:

физическое — основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т. д.;

нравственно е — стержень отношения, формирующих личность. Воспитание непреходящих моральных ценностей — любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга;

интеллектуальное — предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребностей их приобретения и постоянного обновления;

эстетическое — призвано развить таланты и дарования детей или просто дать им представление о прекрасном, существующем в жизни;

трудовое — закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, един путь — поиск «легкой»» жизни.

Авторитет (от лат. autoritas — власть) — влияние какого-либо лица, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, жизненном опыте. Иногда авторитет определяют как отношения, в которых одна личность доминирует над другой, нуждающейся в опоре.

Превосходство родителей, которые авторитетны для ребенка , определяется их зрелостью, а не насилием, не подавлением его личности. Быть авторитетным родителем — значит притягивать ребенка силой и обаянием своей личности, руководить и помогать там, где это необходимо. Принять такое доминирование родителей означает для ребенка не столько подчинение, сколько доверие, обретение защиты.

Ощущение жизненной уверенности — одна из потребностей психики ребенка, поэтому ему необходимо найти опору, поддержку в лице взрослого, прежде всего родителей.

К числу важных субъективных условий, оказывающих заметное влияние на особенности семейного воспитания, относят семейные традиции .

Слово « традиция » (от лат. tratitio — передача) означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

Если проанализировать разные сферы жизнедеятельности семьи, то очевиден вывод: они строятся в соответствии с различными типами образцов (традициями) , которые воспроизводятся каждым новым поколением семьи и регламентируют создание новой семьи, супружеские, родительские отношения, ведение домашнего хозяйства, проведение досуга и т.д.

Семейные традиции — один из основных способов воспитания, т.к. прежде, чем попасть в школу (ясли, другой коллектив), ребенок познает себя и идентифицирует в семье. Традиции нескольких поколений, позволяют ребенку осознать свою связь с бабушками, дедушками, общими предками, позволяют ребенку гордиться своей семьей.

К сожалению, в наше сложное время, когда были разрушены многие семьи, многие родственники утратили связь, почитать семейные традиции стало очень сложно. Тем сильнее потребность выработать традиции свои собственные , помогающие семье чаще собираться вместе с тем, чтобы люди, живущие под одной крышей чувствовали себя настоящей семьей. Здесь встает вопрос о том, какие традиции, которые вырабатываются в семье, наиболее значимы.

Неплохо, если в семье сложилась традиция проводить каждое лето в путешествии, это расширяет круг знакомств, помогает ребенку узнать и увидеть мир, учит его общению.

Традицией могут стать и необычные встречи нового года или дня рожденья, совместные поездки за город, даже субботние обеды, — когда дети знают, что в этот день и в это время их в семье очень ждут. Такие традиции способствуют сближению, идентификации себя, как члена семьи, способны поднять самооценку ребенка, когда он осознает, что дома его не только кормят, что это место, где можно поделиться своими переживаниями, новыми впечатлениями. Все это скажется на формировании личности ребенка, будет способствовать ее гармоничному развитию.

Во многих семьях сложились традиции посадки дерева в честь новорожденного малыша или новобрачных, празднования дня поступления ребенка в школу, передачи от отца к сыну первой самостоятельно прочитанной книги, ведение семейной фотолетописи (а сегодня — видеолетописи) и т.д.

Передаваясь из поколения в поколение, традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, не остаются застывшими, раз навсегда данными. Неизменным остается их назначени е в человеческом обществе: они призваны служить упрочению семейно-родственных связей и отношений , которые функционируют в качестве механизмов передачи таких личностно и социально ценных качеств человека, как любовь, доброта, сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь близкому человеку

Читать еще:  Воспитание ребенка в современных условиях

Цели и задачи воспитания в семье

В педагогике изучаются разные способы воспитания детей, разбираются влияющие на становление личности факторы. Одним из самых важных из них признана семья. Невозможно ничем заменить семейную атмосферу, а семейные отношения накладывают неизгладимый отпечаток на всю жизнь. Рассмотрим подробнее задачи семейного воспитания, чтобы воспитать из своего ребенка Человека с большой буквы.

Семейное воспитание – это очень сложная система. На эту систему влияет биологическое здоровье детей, наследственность, материальная обеспеченность родителей, проживание на отдельной жилплощади и т. д. Все это очень гармонично переплетается вместе, чтобы при каждом отдельном случае проявиться по-разному.

Задачи семейного воспитания

  • Создаются максимально приемлемые условия для развития малыша. От родителей требуется обеспечить не только благополучие в материальном плане, но и обратить внимание на микроклимат дома. Грош цена высокому достатку, если родители учат детей переступать через моральные ценности общества. Яркий пример – семьи некоторых «новых русских» в 90-х годах прошлого века. Их дети воспитаны в атмосфере вседозволенности и уверенности, что все можно купить за деньги.
  • Социальная и психологическая защита. Здесь работает принцип «один за всех и все за одного». Родители должны не столько вступаться за свое чадо при любом нужном и ненужном случае, сколько обеспечить уверенность, что такая защита обязательно будет при необходимости. Это окрыляет и придает особую уверенность, она чувствуется в каждом слове, шаге и действии.
  • Передача опыта создания и сохранения семьи. Родители огромное внимание уделяют образованию ребенка, учат его найти свое место в жизни и получить престижную работу с высоким окладом. Но в процессе такой погони за материальным благополучием нередко забывают о необходимости научить взаимоотношениям с противоположным полом. Дети часто не знают, как правильно построить семью, а ведь семья ставится наравне с работой, если даже не выше нее.
  • Обучение полезным навыкам, направленным на помощь близким и самообслуживание. Девочки учатся от мамы и бабушки вкусно готовить, мальчики постигают от отца умение работать с инструментом, выполнять мелкий ремонт по дому. Этому редко учат на школьных уроках, друзья и знакомые также практически бесполезны. Иногда детей обучают семейному ремеслу, чтобы обеспечить на всю жизнь стабильным заработком.
  • Воспитание чувства достоинства и собственного «Я». Чадо учат базовым моральным принципам, принятым в обществе. Малыш учится воспринимать общество и себя внутри этого общества. Малышу нужно с малых лет рассказывать, как вести себя с обидчиками, защищать свою честь и честь своей семьи.

Одной из главных задач семейного воспитания является формирование качеств личности, которые позволят с достоинством преодолевать встречающиеся на жизненном пути преграды. Именно родители являются первыми воспитателями, от них во многом зависит становление его как личности. Если вспомнить высказывание Жан-Жака Руссо , что каждый последующий преподаватель оказывает на малыша меньшее влияние, чем предыдущий, то родительское воспитание является основополагающим.

Принципы семейного воспитания

У семейного воспитания есть не только цели, но и принципы. Их важнейшей задачей является воспитание из школьников и дошкольников ответственных граждан своей страны, а также опоры для родителей в старости. Эти принципы проявляются не при громких речах и нравоучениях, а на уровне гуманности и милосердии к подрастающему человеку.

Также важны следующие принципы:

  • Участие детей в процессе жизнедеятельности семьи на равных. Ребенок должен с детства понимать, что надо что-то вкладывать в семейный уют и благополучие. Если труд чада приносит вклад в общее благосостояние семьи, то он чувствует себя значимым. В будущем такие дети будут стараться работать на благо своей семьи и фирмы.
  • Открытость и доверительность в отношениях между поколениями. Ребенок не должен таиться от семьи, для него его близкие просто обязаны стать тихой гаванью, в которой можно найти защиту от иногда несправедливого окружающего мира. Это лучше, чем замыкаться или искать совета у случайных людей.
  • Оптимистичность взаимоотношений в семье – для ребенка важно, что папа любит маму, никто никого не обижает, царит доверительная атмосфера любви.
  • Последовательность в требованиях – не нужно ставить завышенные планки к своим детям. Ошибка некоторых родителей – требовать практически невозможного в плане учебы, карьеры, личной жизни. Мальчику пророчат стать депутатом, девочке – выйти замуж за депутата, поступить нужно обязательно в престижное учебное заведение, а работать в успешной фирме с хорошим окладом. Все это очень хорошо, но только сложно реализуемо на практике. Поэтому появляются комплексы неполноценности. Нужно ставить перед детьми простую, но требующую больших усилий задачу – быть хорошим человеком.
  • Оказывать посильную помощь ребенку, общаться с ним и участвовать в его воспитании. Сначала это ремонт поломавшейся машинки, потом – запись в спортивную секцию, далее – помощь при выборе учебного заведения. Не нужно отлынивать от воспитания чада, оправдываясь тем, что ваши родители делали для вас мало. Будьте лучше своих родителей, показав это на примере.

Воспитание детей с ограниченными возможностями

Семьи, где есть дети-инвалиды, считаются особенными. Воспитание подрастающего поколения в них требует особого внимания, оно радикально отличается от подхода к воспитательному процессу, применимому к здоровым детям.

Современное общество совершенно не подготовлено к нормальному взаимодействию с детьми, у которых имеются проблемы в развитии. Таких детей считают неполноценными, их социальные проблемы не решаются. Их умышленно или косвенно изолируют от общества. Обособление становится причиной осознания своей неполноценности, это приводит к проблемам в психоэмоциональном состоянии.

Для воспитания детей с ограниченными возможностями потребуется следующее:

  1. Создать атмосферу спокойствия, взаимопомощи и взаимопонимания.
  2. Содействовать в развитии, а не ограничивать.
  3. Воспринимать ребенка таким, какой он есть, завышенные требования к нему предъявлять нельзя. Но родители должны проявлять настойчивость при воспитательном процессе, тщательно соблюдать регулярность занятий, обязательно привлекать специалистов к образовательному процессу.

Воспитание детей с речевыми нарушениями должно проходить при особом режиме, для которого характерно благоприятное отношение, нормальное окружение, психотерапию и логопедические занятия. Огромное значение имеет правильная речь людей, которые его окружают. Важно, чтобы тон был спокойным, не стоит торопить малыша с ответом. Очень сложно закрепить полученные результаты формирования навыков правильной речи, поэтому лучше обратиться за помощью к специалистам.

Воспитание детей с нарушениями слуха должно строиться на правильной методике обучения. Родителям, столкнувшимся с такой бедой, нужно для начала ответить на следующие вопросы:

  • Как общаться с ребенком?
  • Каким вы видите свое чадо в будущем?
  • В какой школе планируется обучение малыша?
  • Какую занятость вы видите для своего ребенка во взрослой жизни?
  • Каких друзей вы планируете видеть рядом со своим чадом?
  • Самый главный вопрос: сколько материальных, моральных, физических и душевных сил вы способны потратить на обучение своего ребенка с отклонениями в слухе?

Результат грамотного семейного воспитания

Если родители постараются и приложат максимум усилий для формирования эффективной системы воспитания, то они с высокой вероятностью получат отменный результат. Гарантий здесь нет, так как на воспитание личности кроме семьи еще влияет окружение, школа, друзья, социальные условия.

Если соблюдать указанные выше принципы, то родители имеют высокую вероятность воспитать здоровую личность, которая не обременена комплексами. Не нужно воспитывать ребенка в страхах, если их много, то есть высокая вероятность, что маленький человек вырастет замкнутым и социально неадаптированным. Такой человек становится безынициативным, ему сложно решить свои проблемы, построить отношения с противоположным полом, создать свою семью.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector