221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Цели воспитания в семье

Педагогические основы воспитания детей в семье. Цели и задачи, методика Воспитательного процесса

Своеобразным коллективом в воспит личности явлся семья. Семья играет в воспитании основную долговременную роль. И качества как страх и доверие, уверенность и робость, сердечность и теплота в общении. Они проявляются и закрепляются у ребенка задолго до поступления в школу и оказывают влияние на его развитие. Самые лучшие отношения в семье – доверительные. Причинами аномалий явл-ся нарушения супругами этики, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, псих поддержки и защиты. Др причиной явл-ся неоднозначность понимания семейных ролей, завышенные требования друг к другу. Самыми же существенными факторами являются несовместимость нравст позиций супругов, рассогласование их точек зрений. Основным способом практич устранения отрицат влияния перечисленных фактором явл-ся достижение взаимопонимания и гармонизация отношений супругов. Для достижения воспит целей родители обращаются к различным средствам воздействия (наказывают, поощряют). Более действенна похвала от родителей, с которыми ребёнок находиться в дружеских отношениях. Установлено, что ребенок, на которого кричат, отчуждается от традиции, при этом проявляет повышенную агрессивность. Специфич условия для воспитания складываются в неполной семье. Мальчики в таких семьях бывают более задиристыми и беспокойными. При изучении таких особенностей родительского стиля поведения как положит эмоции, сотрудничество, было обнаружено, что они оказывают существенное влияние на развитие ребёнка. Стиль поведения родителей связан с личностным развитием детей.

Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья – это такое образование, которое “охватывает” человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества.
Семейное воспитание – процесс педагогического взаимодействия родителей и других членов семьи с детьми, с целью создания необходимых соц.и педагогич.усл-й для гармоничного развития личности ребенка, формирования у него жизненно-важных кач-в и св-в личности.

С.в. – это более или менее осознанные усилия взрослых по взращиванию ребенка, кот.направлены на то, чтобы младшин соответствовали имеющимся у старших представлениям.

Оно осуществляется в неразрывной связи с др.видами соц.воспитания (школа иобщ-ное воспитание). Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Семья для ребенка явл.и средой обитания, и воспитательной средой. Соц.педагоги считают, что семья и ребенок – зеркальное отражение друг друга. В семье формируются те качества, кот.больше нигде сформированы быть не могут. Какова типичная семья – таково и общ-во.

Направления семейного восп.:
— морально-нравственное (формирование ценностей: любовь, уважение, доброта)
— интеллектуальное
— эстетическое (представление о прекрасном)
— физическое
— трудовое

Всякое серьезное отклонение от нормы означает ущербность, а зачастую и кризис семьи, утерю ее воспитательных возможностей.

Задачи семьи состоят в том, чтобы:

— создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

— стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;

— передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

— научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

— воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного “я”.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.

Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, любовь, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т.д.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9908 — | 7690 — или читать все.

Воспитание детей в семье: основные направления

Каждый родитель хочет гордиться своим ребенком, стремится к тому, чтобы тот достиг всего, что не получилось у него, вкладывает в воспитание все силы. Безусловно, хоть ребенок и проводит большую часть дня вне дома, личность его все-таки закладывается родителями. Именно воспитание в семье формирует взгляды ребенка на отношения, семейный быт, труд. Поэтому так важно уделять внимание всем аспектам воспитания.

Цели и задачи воспитания детей в семье

Как и любой другой процесс, воспитание детей в семье имеет ряд определенных задач и целей. Основной целью воспитания является становление ребенка как личности. Причем личность эта должна быть всесторонне развита, как в интеллектуальном, так и в физическом плане. А для достижения этой цели ставится ряд задач. То есть, основными задачами воспитания детей в семье являются трудовое, эстетическое, нравственное и физическое воспитание.

Нравственное воспитание детей в семье

Семья – это первый коллектив, с которым сталкивается в своей жизни маленький ребенок. Причем этот коллектив, как и любой другой, живет, подчиняясь своим законам и правилам. Следует отметить, что все нравственные ценности ребенок черпает из семьи, а точнее, из поведения членов семьи. Поэтому если вы хотите привить нравственные ценности, подавайте ему пример. Ну а воспитанию таких качеств как гуманизм и доброта способствуют добросердечные и доверительные отношения в семье.

Запомните, ребенок будет формировать отношения к той или иной ситуации в жизни, неосознанно повторяя ваши действия. Поэтому никогда не следует ругать малыша, если вы понимаете, что, скорее всего, он не виноват (например, вам сказали, что ребенок беспричинно подрался в школе). И, конечно, следует воздержаться от критики его поведения в присутствии других взрослых или детей. Позже он уже не доверится вам, вы перестанете быть для него мерилом справедливости.

Эстетическое воспитание детей в семье

В эстетическом воспитании ребенка родители также играют весомую роль. Еще с самого раннего детства, малыши по-разному реагируют на различные звуки и цвета. Некоторые их привлекают, а другие, наоборот, отталкивают. У двухлетних деток уже появляются любимые сочетания цветов и мелодии, а к трем годам ребенок уже проявляет эстетический вкус в расположении предметов (конечно, не мебели, а, например, игрушек). Ну, а в 4 года малыш уже пробует создавать произведения искусства, рисуя карандашами и красками, занимаясь лепкой из пластилина.

Читать еще:  Воспитание сына в 2 года

Как видите, чувство прекрасного у малышей появляется довольно рано. Поэтому так важно петь детям колыбельные, окружать их предметами разных цветов и оттенков (разноцветные игрушки, одежда, книжки с яркими картинками). Однако все это только помогает ребенку концентрировать внимание на этих предметах. А родители должны стимулировать желание что-либо делать – разучивать стихи и песенки, рисовать, заниматься лепкой. Для формирования навыка четкого восприятия цветов и форм можно просить ребенка описывать различные предметы, постепенно переходя от простых к сложным, необходимо развивать мелкую моторику ребенка (лепка, собирание паззлов и конструкторов).

Безусловно, на эстетический вкус ребенка огромное влияние оказывает и среда, в которой он растет. Помимо отношения к искусству родителей, важную роль играет и непосредственно обстановка дома. Способствует эстетическому развитию красиво обставленный дом, сад.

Трудовое воспитание детей в семье

Труд занимает очень важное место в жизни ребенка. Он не только дисциплинирует, но и учит общаться в коллективе. Безусловно, трудолюбие – качество приобретенное. Поэтому заниматься его развитием необходимо с раннего детства.

Ребенок привыкает к труду, наблюдая за родителями. Ведь они выполняют дома довольно большой объем работы – стирают одежду, моют посуду, убирают квартиру и так далее. Ребенку интересно наблюдать за этими процессами. И вы можете усилить этот интерес, если будете рассказывать ребенку, в чем смысл каждой обязанности, какую большую пользу приносит ее выполнение. Скорее всего, довольно быстро ребенок выразит желание поучаствовать. Ребенку нужно давать несложные поручения, излагать их в игровой форме, и, что важно, хвалить малыша вне зависимости от результата. Если постоянно говорить, что у него плохо получается справляться с обязанностями, он просто перестанет их выполнять. Выполняя домашние обязанности вместе с членами семьи, ребенок не только становится более ответственным, дисциплинированным, самостоятельным, но и сближается с близкими.

Воспитание детей в семье – процесс очень сложный. Редко удается воспитать ребенка, не допустив ошибок, конфликтов. Поэтому главное – чтобы в вашем доме царила обстановка любви, доброты и доверия. Тогда и малыши вырастут воспитанными, вежливыми и всесторонне развитыми.

Автор статьи: Даланова Екатерина Сергеевна

Цели и задачи семейного воспитания

Народная педагогика как основа домашнего воспитания.

Народная педагогика, по мнению многих учёных, отражает определенный уровень педагогических знаний, конкретный исторический этап в духовном прогрессе человечества, обогащает науку о воспитании, служит ее опорой и основой. Современная педагогическая наука ставит и решает множество проблем, которые не могли быть рассмотрены в народной педагогике. В то же время в народной педагогике были такие идеи, находки, которые привлекают внимание и в настоящее время, получают свое развитие.

Педагоги-исследователи, сравнивая и сопоставляя проблемы педагогики семейного быта, традиции и обряды, материалы устного народного творчества, материнскую педагогику, выделяют наиболее рациональное, объективное и ценное для педагогической теории и практики, помогают возрождению и развитию в соответствии с задачами воспитания в новых социокультурных условиях. Изучение генезиса народной педагогики дает основание утверждать, что при разноплановости направлений воспитания приоритетное внимание уделялось трудовому и нравственному воспитанию детей. Основой народной педагогики всегда являлся труд. Вся календарно-обрядовая поэзия наших предков строилась на трудовой основе. Родители считали важнейшей своей обязанностью привить детям любовь к труду, научить учиться, получить образование. Не зря считалось, что знания — это дерево, плоды его — дела человека, а мудрость реализуется в выполнении нравственных норм и принципов.

Актуальной на сегодняшний день представляется проблема формирования нравственных качеств. В семье, школе, вузе необходимо организовывать деятельность таким образом, чтобы в её процессе естественным образом возникали отношения заботы, проверялись добрые чувства, совершались мужественные поступки. Невозможно воспитать нравственного человека без духовной практики самого ребенка, без его собственных учителей, воспитать с помощью принуждения или благородных примеров. Задача педагога состоит преимущественно в создании воспитывающих проблемных ситуаций, благоприятных условий для духовного роста каждого субъекта воспитания.

Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. В семье могут формироваться все личностные качества.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания (место дома), отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

Задачи семьи состоят в том, чтобы:

– создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

– стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;

– передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

– научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

– воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я».

Семейное воспитание имеет и свои принципы. Наиболее общие из них:

– гуманность и милосердие к растущему человеку;

– вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

– открытость и доверительность отношений с детьми;

– оптимистичность взаимоотношений в семье;

– последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

– оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.

Кроме этих принципов, есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники, не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. Все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.

Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, изменяясь от возраста к возрасту. По мере сил родители и близкие в семье дают ребятам знания о природе, обществе, производстве, профессиях, технике; формируют опыт творческой деятельности; вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки; воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни.

Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание. И в первую очередь воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к людям, честность, открытость, трудолюбие. Иногда сюда относят послушание.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути.

Читать еще:  Воспитание супер детей

Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, любовь, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т. д. Отбор идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуативных условий.

Дата добавления: 2015-03-29 ; Просмотров: 3962 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Содержание и цели семейного воспитания

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Содержание и цели семейного воспитания

Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья – это такое образование, которое “охватывает” человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

Задачи семьи состоят в том, чтобы:

создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;

передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного “я”.

Семейное воспитание имеет свои принципы . Наиболее общие из них: – гуманность и милосердие к растущему человеку;

вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

открытость и доверительность отношений с детьми;

оптимистичность взаимоотношений в семье;

последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.

Кроме этих принципов есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники; не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.

Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, любовь, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т.д. Отбор идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуационных условий.

Семейное воспитание — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка наиболее превышает другое воспитательное воздействие. Семья отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести зависимость: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей. Роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек.

Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве.

Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой , в остальных аспектах — социальной.

Влияние семьи:

семья осуществляет социализацию личности;

семья обеспечивает преемственность традиций;

важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества;

существенное влияние оказывает семья на выбор профессии.

Содержание семейного воспитания

Содержание воспитания в семье обусловливается генеральной целью демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность , готовую к предстоящей трудовой, общественной, семейной жизни.

Составные компоненты семейного воспитания:

физическое — основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т. д.;

нравственное — стержень отношения, формирующих личность. Воспитание непреходящих моральных ценностей — любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга;

интеллектуальное — предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребностей их приобретения и постоянного обновления;

эстетическое — призвано развить таланты и дарования детей или просто дать им представление о прекрасном, существующем в жизни;

трудовое — закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, един путь — поиск «легкой»» жизни.

Общие методы семейного воспитания

Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления личности, то, именно семье должны уделять первостепенное знание общество и государство в организации правильного воспитательного воздействия.

Методы воспитания детей в семье — это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей.

Методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей — столько разновидностей методов.

Основные методы семейного воспитания:

убеждение (объяснение, внушение, совет);

поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива);

наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания).

Факторы выбора методов семейного воспитания детей:

Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают и т. д.

Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказывается на выборе методов.

Если родители отдают предпочтение совместной деятельности , то обычно превалируют практические методы.

Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Замечено издавна, что в семьях педагогов, образованных людей дети всегда лучше воспитаны.

ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ. РОДИТЕЛЬСКИЙ АВТОРИТЕТ. СЕМЕЙНЫЕ ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ. ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ.

Читать еще:  Как воспитывать 8 летнего мальчика

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут безболезненно адаптироваться к взрослой жизни, достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути.

Задачи семейного воспитания состоят в том, чтобы:

— создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

— передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

— научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

— воспитывать чувство собственного достоинства, ценности собственного Я.

Задачи семейного воспитания можно объединить в три группы:

1. Воспитательные задачи :

— формирование основ характера ребенка, его исходных нравственных установок и позиций;

— закладывание основ трудолюбия, стремления к общественно полезной деятельности, порядку и дисциплине, соблюдению норм жизни общества.

2. Образовательно-воспитательные задачи:

— осуществление нравственно-эстетической подготовки ребенка к формированию в будущем собственных семейных отношений;

— формирование чувства любви, доброжелательности, глубокого уважения к отцу и матери, сестрам и братьям;

— взращивание чистого чувства уважения и любви к представителям другого пола, мужского достоинства и девичьей чести;

— вооружение умениями и навыками организации быта, семейного досуга, ведения семейного хозяйства.

3. Личностно-развивающая задача — создание условий для физического, нравственного, умственного, трудового, эстетического и т.д. становления детей в процессе повседневной деятельности и общения.

Наиболее общими принципами семейного воспитания являются:

— гуманность и милосердие к растущему человеку;

— вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников;

— открытость и доверительность отношений в семье;

— оптимальность взаимоотношений в семье;

— оказание посильной помощи ребенку, готовность отвечать на вопросы.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Содержание воспитания в семье обусловливается генеральной целью демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной, семейной жизни.

Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, и оно видоизменяется от возраста к возрасту. Постепенно родители, бабушка и дедушка, родственники дают детям знания об окружающем мире, природе, обществе, производстве, профессиях, технике, формируют опыт творческой деятельности, вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки, наконец, воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни в целом.

Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание, в первую очередь воспитание таких качеств, как: доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к старшим и слабым, честность, открытость, трудолюбие.

Составные компоненты семейного воспитания:

физическое — основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т. д.;

нравственно е — стержень отношения, формирующих личность. Воспитание непреходящих моральных ценностей — любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга;

интеллектуальное — предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребностей их приобретения и постоянного обновления;

эстетическое — призвано развить таланты и дарования детей или просто дать им представление о прекрасном, существующем в жизни;

трудовое — закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, един путь — поиск «легкой»» жизни.

Авторитет (от лат. autoritas — власть) — влияние какого-либо лица, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, жизненном опыте. Иногда авторитет определяют как отношения, в которых одна личность доминирует над другой, нуждающейся в опоре.

Превосходство родителей, которые авторитетны для ребенка , определяется их зрелостью, а не насилием, не подавлением его личности. Быть авторитетным родителем — значит притягивать ребенка силой и обаянием своей личности, руководить и помогать там, где это необходимо. Принять такое доминирование родителей означает для ребенка не столько подчинение, сколько доверие, обретение защиты.

Ощущение жизненной уверенности — одна из потребностей психики ребенка, поэтому ему необходимо найти опору, поддержку в лице взрослого, прежде всего родителей.

К числу важных субъективных условий, оказывающих заметное влияние на особенности семейного воспитания, относят семейные традиции .

Слово « традиция » (от лат. tratitio — передача) означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

Если проанализировать разные сферы жизнедеятельности семьи, то очевиден вывод: они строятся в соответствии с различными типами образцов (традициями) , которые воспроизводятся каждым новым поколением семьи и регламентируют создание новой семьи, супружеские, родительские отношения, ведение домашнего хозяйства, проведение досуга и т.д.

Семейные традиции — один из основных способов воспитания, т.к. прежде, чем попасть в школу (ясли, другой коллектив), ребенок познает себя и идентифицирует в семье. Традиции нескольких поколений, позволяют ребенку осознать свою связь с бабушками, дедушками, общими предками, позволяют ребенку гордиться своей семьей.

К сожалению, в наше сложное время, когда были разрушены многие семьи, многие родственники утратили связь, почитать семейные традиции стало очень сложно. Тем сильнее потребность выработать традиции свои собственные , помогающие семье чаще собираться вместе с тем, чтобы люди, живущие под одной крышей чувствовали себя настоящей семьей. Здесь встает вопрос о том, какие традиции, которые вырабатываются в семье, наиболее значимы.

Неплохо, если в семье сложилась традиция проводить каждое лето в путешествии, это расширяет круг знакомств, помогает ребенку узнать и увидеть мир, учит его общению.

Традицией могут стать и необычные встречи нового года или дня рожденья, совместные поездки за город, даже субботние обеды, — когда дети знают, что в этот день и в это время их в семье очень ждут. Такие традиции способствуют сближению, идентификации себя, как члена семьи, способны поднять самооценку ребенка, когда он осознает, что дома его не только кормят, что это место, где можно поделиться своими переживаниями, новыми впечатлениями. Все это скажется на формировании личности ребенка, будет способствовать ее гармоничному развитию.

Во многих семьях сложились традиции посадки дерева в честь новорожденного малыша или новобрачных, празднования дня поступления ребенка в школу, передачи от отца к сыну первой самостоятельно прочитанной книги, ведение семейной фотолетописи (а сегодня — видеолетописи) и т.д.

Передаваясь из поколения в поколение, традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, не остаются застывшими, раз навсегда данными. Неизменным остается их назначени е в человеческом обществе: они призваны служить упрочению семейно-родственных связей и отношений , которые функционируют в качестве механизмов передачи таких личностно и социально ценных качеств человека, как любовь, доброта, сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь близкому человеку

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector