221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ценность воспитания для человека

Ценности воспитания

Воспитательный процесс в значительной степени носит целенаправленный характер. Он предполагает определенное направление воспитательных усилий, осознание их конечных целей, а также включает в себя содержательную сторону и средства достижения этих целей.

В определении цели воспитания главенствующую роль приобретает выбор системы ценностей. Различают ценности: трансцендентные (абсолютные — в рамках религий); социоцентрические (общечеловеческие; групповые — расовые, национальные, профессиональные); антропоцентрические (индивидуальные).

В воспитании, основанном на трансцендентных ценностях, ориентация идёт на высшее божественное существо. В воспитании, основанном на социоцентрических ценностях, осуществляется ориентация на социальные потребности. В воспитании, основанном на антропоцентрических ценностях, происходит возвышение индивидуальности в структуре человеческих ценностей. Базовыми ценностями являются самореализация, автономность, удовольствие, польза, искренность, индивидуальность.

Современные социокультурные изменения открывают возможность осознания обществом целей и задач развития, определения системы ценностей, влияющих на все стороны жизни общества. Духовные ценности, в сущности, определяют направленность усилий и содержание жизнедеятельности людей. Духовность влияет на состояние нравственного здоровья человека и социума. Успешное решение задачи развития творческой, самостоятельной, социально активной личности зависит от определения духовных ценностей, на которых будет идти воспитание молодежи, школьников в учебно-воспитательном процессе современной школы.

Несмотря на то, что в настоящее время понятие духовности несколько размыто, в философских, а также религиозных системах оно сохраняет свою суть: это свойство души, когда нравственные и интеллектуальные интересы преобладают над материальными, бытовыми; свойство, проявляющееся в стремлении человека сеять «разумное, доброе, вечное». Уже с древнейших времен люди пытались найти наиболее общие нравственные основания для поведения, привести их в систему писанных моральных норм. С тех давних времен почти все мыслители, не только педагоги, обращались к проблеме воспитания фундаментальных добродетелей. Многое об этом сказано в религиозных книгах: в Библии, в Коране и др.

Люди выработали общечеловеческие ценности: гуманизм, правда, добро, истина. Но каждый народ имеет и свои традиционные ценности, свою иерархию духовных ценностей. Абсолютно одинаковой системы ценностей у разных народов быть не может в силу особенности их географического положения, экономического и исторического развития.

Российскими ценностями всегда были патриотизм, коллективизм, соборность, широта души, взаимопомощь. Воспитание духовности традиционно занимало ключевое место в педагогике во все времена. Вопрос о сочетании общечеловеческих ценностей и национальных волновал философов, историков, педагогов XIX в. Аксаков К.С. писал: «Общечеловеческое само по себе не существует, оно существует в личном разумении каждого человека, имеет право быть самим собою и иметь свою деятельность. Отнимать у русского народа право иметь свое русское воззрение — значит лишать его участия в общем деле человечества». Эту точку зрения продолжает Н. А. Бердяев: «Человек входит в человечество через национальную индивидуальность, как национальный человек, а не отвлеченный человек», «И мы должны творить конкретную жизнь, ни на что не похожую, а не отвлеченные социальные и моральные категории. Вся жизнь наша должна быть ориентирована на конкретных идеях нации и личности, а не на абстрактных идеях класса и человечества».

Понимание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей своей культуры, любовь к Родине — все это начинается с ближайшего окружения, и лишь затем расширяется до общечеловеческого. В соответствии с этими рассуждениями И.А. Ильин писал о том, что каждый народ по-своему вступает в брак, рождается, болеет и умирает, по-своему строит дома и храмы: по-своему молится и геройствует. Чувство любви к Родине уходит корнями в глубину человеческой бессознательности, в жилище инстинкта и страстей. В настоящее время вопрос о воспитании подрастающего поколения ученые — педагоги, психологи, социологи связывают с созданием системы ценностей в обществе.

Ценность порождается не человеком, а обществом. Общество задает критерии выбора, внедряет единую систему ценностей. Личность же четко должна усвоить, что есть самое ценное в жизни, к чему надо стремиться в конечном счете (терминальные ценности) и каким способом этого достичь (инструментальные ценности). Ценности не выдумываются людьми и не являются каким-то предначертанием. Они целиком и полностью зависят от обстоятельств и объективных условий. Эффективными они становятся только тогда, когда полностью осмысливаются и сознательно используются людьми.

Ценности — это стержень культуры общества, объединяющее звено всех отраслей духовного производства, всех форм общественного сознания. Ценность — это особо значимые для человека качества, соответствующие триаде общечеловеческих — Добро, Истина, Красота. Личность, обладающая духовными ценностями, расположена к любви, милосердию, заботе об окружающих. Ценность — это то, что необходимо человеку, определяет его жизненный путь.

С каких ценностей начинать воспитание: российских или общечеловеческих? Никандров Н.Д. считает, что важной задачей современного образования является воспитание молодежи в духе российских традиций и ценностей. По мнению многих современных ученых, жизнь, Родина для ребенка начинаются всегда с ближайшего окружения. Лишь потом идет постепенное расширение его горизонта. Ценности фиксируют то, что сложилось в жизни, в менталитете народа и провозглашено как норма. Меняются ценности — меняются нормы — меняются цели воспитания. За последний десяток лет мы в очередной раз грешно меняем — во многом уже сменили — всю систему ценностей нашего общества. Ценности часто не меняются, так как не создаются по заказу, они вызревают столетиями и тысячелетиями. То, что мы сейчас называем российским менталитетом, развивалось с момента принятия христианства на Руси в Х веке.

Белозерцев Е.П. выстраивает в три своеобразных ряда ценностные ориентиры, или идеалы, человека. В первый входят идеалы, связанные с личной жизнью: семья, дом, счастье, благополучие, карьера. Второй составляют идеалы общественные: нация, государство, определенный социальный строй. В третий входят идеалы, которые принято называть высшими. Они символизируют духовное совершенство каждого индивида, народа, человеческого общества в целом. Образно эти понятия можно назвать Добро, Красота, Любовь, установка на которые пронизывает собой всю многовековую историю отечественного любомудрия. В этом выражалось русское понимание цели существования Человека на Земле.

Обобщая все сказанное, можно отметить, что проблема духовного воспитания, воспитания духовных ценностей представляет собой один из вечных вопросов, постоянно требующих поиска и обновления. Духовность личности — одна из основных проблем гуманитарного знания, а воспитание человеческих качеств на основе богатой русской духовной традиции — одна из приоритетных задач современной педагогической науки.

В.С. Соловьеву принадлежит ценностно-иерархическая шкала трех основных областей человеческой жизнедеятельности: духовное, интеллектуальное, социальное. Несомненно, что эти области человеческого существования одновременно являются и его главными ценностями, в том числе и индивидуальными. Несомненно также, что в поиск их конкретных форм и взаимосвязей, в поиск путей их достижения должна вносить существенный вклад система воспитания.

Фундаментальные ценности имеют разные источники. Демократическое государство не может претендовать на определение духовных и интеллектуальных ценностей. Максимум на социальные, да и то не на их определение, а на обеспечение условий их достижения. Сказанное не означает, что государство должно быть отлучено от определения, если не ценностей, то требований к системе воспитания. (Интернет журнал «Эйдос»).

Путь в будущее сегодня лежит через нравственно-духовное воспитание личности. Как справедливо отмечают ведущие ученые-педагогики, школа сегодня нуждается не столько в реформах образования, сколько в постоянном духовном труде педагогов, ибо это не только место получения знаний, но и центр детского общежития, где впервые узнаются и усваиваются человеческие ценности.

Заключение

Ведущей целью воспитания остается идеал личности, способной принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой, близкими людьми, своей страной и человечеством. Главное в воспитании — создание условий для саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.

Школа должна воспитывать национальное достоинство русского человека у ныне утратившего его подрастающего поколения. И только школа в состоянии формировать в душах молодого поколения те качества, которые во все прежние времена отличали русский характер: доброту, открытость, достоинство, трудолюбие, патриотизм, сострадание, благородство, благочестие и многое другое.

Если принять воспитание как целенаправленную организацию процесса вхождения ребенка в современное общество с учетом знаний русской культуры, развитие его способности жить в нем достойно, формирование системы ценностных отношений ребенка к окружающему миру во всех его проявлениях, становится ясно, что главным результатом воспитания будет личность, способная строить жизнь, достойную человека, имеющего свои корни.

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.

Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.

Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития. Целевая установка воспитательного процесса состоит в том, чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность, что требует не только умственного развития детей, не только развития их творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развития образа мышления, развития отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностно-общественного становления, развития многообразных способностей, центральное место в которых занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой деятельности.

Читать еще:  Физ воспитание детей дошкольного возраста

Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.

Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества, но постепенно средства и способы организации становятся непродуктивными.

И если данному обществу требуется формирование у детей нового круга способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование системы воспитания, способной организовывать эффективное функционирование новых форм воспроизводящей деятельности. Развивающая роль системы воспитания при этом выступает открыто , делаясь объектом специального обсуждения, анализа и целенаправленной организации.

Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.

Список литературы

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. — СПб, 2001. — 304 с.

2. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Курс лекций / В.Г. Крысько. — М, 2004. — 336 с.

3. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания / О.В. Лишин. — М, 2003. — 332 с.

4. Психология и педагогика / под ред. А.А. Бодалева, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. — М, 2002. — 585 с.

5. Снопова Т.К. К вопросу о приоритете духовных ценностей в современном воспитании школьников / Т.К. Снопова // Сибирский учитель. — 2006. -№ 2. — С. 28-29

6. Харламов И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. — 7-изд. — Минск, 2002. — 560 с.

Дата добавления: 2017-01-14 ; Просмотров: 3108 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Основные ценности в воспитании детей.
консультация по теме

Основные ценности в воспитании детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
osnovnye_tsennosti_sovremennogo_vospitaniya_no1.docx23.22 КБ

Предварительный просмотр:

Основные ценности современного воспитания

Представления о ценности образования базовых ценностях общества

В зависимости от ответа, который дается человеком или — более широко — обществом о смысле человеческого существования, формируется и представление о ценности образования как одного из действенных способов передать будущим поколениям свое понимание смысла человеческой жизни.

Говоря о ценностях образования, необходимо учитывать три «слоя» ценностей:

это ценности образования как ценности государственной;

как ценности общественной;

как ценности личностной.

Первые две ценности образования отражают коллективную, групповую значимость этого культурного феномена, и в советский период отечественного образования именно они выступали во многих педагогических концепциях на первый план. В последнее время приоритет отдается личностной ценности образования, индивидуально мотивированного, пристрастного отношения человека к уровню и качеству своего образования. По-видимому, существует тесная связь между признанием личностноориентированной ценности образования и тенденцией к пониманию образования как непрерывного процесса, протекающего в течение всей жизни человека. Образование способно не только поддерживать на должном уровне ценности общества, ценности социума, но и обогащать, развивать их.

Увидеть тесную связь образования и приоритетных ценностей общества можно на примере «культуры полезности» и «культуры достоинства», понятий, введенных известным психологом А.Г.Асмоловым. Культура полезности, или культура, ориентированная на полезность как базовую ценность общества, имеет «единственную цель. — воспроизводство самой себя без каких-либо изменений… образованию отводится роль социального сироты, которого терпят постольку, поскольку приходится тратить время на дрессуру, подготовку человека к исполнению полезных служебных функций».

По его мнению, оппозицией такой культуре, такому устройству общества представляет новый тип культуры, ориентированной на достоинство. «В такой культуре ведущей ценностью является ценность личности человека, независимо от того, можно ли что-либо получить от этой личности для выполнения того или иного дела или нет».

Очевидно, что культура достоинства требует новой парадигмы образования — образования, ориентированного на воспитание чувства собственного достоинства человека, чувства свободы, профессиональной и общеобразовательной (общекультурной) компетентности. Это требует коренного изменения содержания и организационных форм всей образовательной системы, изменения ценностей образования как социального и культурного явления.

Ценности образования в российской педагогической школе

Все выдающиеся педагогические школы и направления прошлого включали в себя размышления о ценности образования человека. И российская педагогическая школа тому не исключение. Для дореволюционного времени характерно формирование христианских духовных ценностей (религия, Бог, Вера, Совесть, Любовь), а также ценностей общецивилизационного характера (наука, знание, просвещение, культурное наследие). (См. дополнительный иллюстративный материал.) Так, Лев Николаевич Толстой в Яснополянской школе вводил уроки морали. Для него личностным образцом — педагогическим идеалом — был человек, умеющий трудиться и создавать духовные и материальные ценности. В педагогических размышлениях философов дореволюционного периода ценность личности превалировала над ценностью общества, нации, государства (Н. Бердяев, С. Булгаков, Н.Лосский). Можно сказать, что основной ценностью образования в этот период признавались именно личностно-ориентированные ценности.

Одной из педагогических систем, ориентированных на государственно-общественные ценности, является система А.С. Макаренко. Его подход был ориентирован на такую организацию образовательного процесса, в которой трудовое воспитание занимало ведущее место, как ценности, созидаемой человеком.

В настоящее время идею ценностного подхода связывают с гуманистической парадигмой образования, для которой характерны следующие принципы: Равенства, Диалогизма, Сосуществования, Свободы, Соразвития, Единства, Принятия. Реализация гуманитарной парадигмы в образовании предполагает обращение к культурным, общецивилизационным ценностям, ценностям трансцендентного характера и воспроизводство их в новых поколениях. Понятие гуманизм (от лат. Humanus — человеческий, человечный) означает человечность человека, любовь к людям, коммуникативность социума, уважение к личности. Таким образом, главной ценностью образования в рамках гуманистической парадигмы является человек, личность. Отсюда, образовательный процесс будет пониматься как создание условий для саморазвития, самодвижения конкретной личности.

Вышеуказанное не означает, что для образования снимается задача обучения как усвоения суммы знаний и умений. Происходит смещение, перестановка акцентов. Если прежде тип ценностных ориентаций можно было охарактеризовать как технократический, ориентированный на экономическую эффективность и максимальное использование обучающегося в интересах государства (как отражение базовой ценности культуры полезности) то гуманистический тип ценностных ориентаций ориентирован на интересы каждого обучающегося как отдельной личности, его самодвижение и саморазвитие, ориентирован на создание условий для реализации им своего потенциала (как отражение зарождающейся культуры достоинства).

Таким образом, образование тесно связано с особенностями человеческого существования и имеет несколько разных аксиологических (ценностных) измерений, которые меняются в ходе исторического развития человеческого общества.

Проблема ценностей привлекает все большее внимание педагогов. Подходов к ее решению много. Свои мнения высказывали ведущие российские ученые Б. С. Гершунский, Н.Д. Никандров, М. В. Богуславский, И. Н. Сиземская, Л. И. Новикова и др. Предельно обобщенно рассматривает вопрос В. А. КараковскиЙ. Его набор ценностей — человек («абсолютная ценность»), семья, труд, знания, культура, отечество, земля, мир.

Иной набор ценностей у авторов «Прогностической концепции целей и содержания образования»: стремление к истине, социальное благополучие общества, социальная справедливость, нравственные гуманистические нормы, приобретение знаний, уважение к умельцам и талантам, порядочность в крупном и в мелочах, собственное достоинство, ценность личности, здоровье свое и окружающих, сохранность природы и возможность ею наслаждаться, социальная активность, нравственное здоровье коллектива и общества, ценность других народов, их специфики и культуры, доброжелательность в отношениях и взаимопомощь, гуманистическая направленность научно-технического прогресса.

Процесс развития (расширения) сознания человека и соответствующего изменения его ценностных ориентации проходит следующие стадии:

5-й уровень — универсальные ценности (душа, бессмертие, вера, любовь, надежда, покаяние и т. п.);

4-й уровень — общечеловеческие ценности (свобода, равенство, братство, труд, мир, творчество, гуманизм, согласие и др.);

3-й уровень-общественные, гражданские, национальные ценности;

2-й уровень — семейные (родственные) ценности;

1-й уровень — эгоцентрические ценности, самоутверждение.

Под ценностными ориентациями понимаются важнейшие элементы внутренней структуры личности, подкрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отделяющие важное, существенное для человека от несущественного.

Базовые ценности воспитания — самореализация, автономность, удовлетворение, польза, откровенность, индивидуальность.

Образование имеет целью становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом и государством, уважающей права и свободы других граждан, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными, социальными группами.

Конкретизация целей обучения (образования) предусматривает три уровня: политический, на котором цели понимаются как общественная цель, государственная политика а области образования: административный — цели понимаются как стратегия решения значительных образовательных задач (на уровне региона, учебного заведения): оперативный, на котором цели формулируются хак оперативные задачи реализации учебного процесса в определенной группе, с имеющимся составом обучаемых.

Цели образования определяются с различной степенью обобщения и детализации. Если на политическом и административном уровнях обходятся лишь общей констатацией сформулированных намерений, и этого достаточно, го на оперативном (преподавательском) уровне цели задаются конкретно. При этом необходимо, чтобы они были реальными, четко определенными и дифференцированными настолько, чтобы без лишних пояснений было понятно, что предусматривает определенная цепь. Такое задание конкретных цепей называется диагностическим. Оно открывает дорогу для определения и измерения достигнутых результатов.

Цели образования распределяются на ряд задач:

— удовлетворение национально-культурных потребностей населения, воспитание физически и морально здорового поколения;

— обеспечение усвоения учащимися системы знаний, определяемой общественными и производственными потребностями:

— формирование научного миропонимания, политической, экологической, экономической, правовой культуры, гуманистических ценностей и идеалов, творческого мышления, самостоятельности в пополнении знаний;

— выработка у молодежи патриотизма, осознанной гражданской позиции, человеческого достоинства, участия в демократическом самоуправлении, ответственности за свои поступки.

Функции национальных ценностей Их также необходимо отметить вниманием. Как уже было сказано ранее, функций у ценностей множество. Но если говорить об образовательной сфере, то выделяется лишь несколько наиболее важных. Базовые национальные ценности в творчестве являются тем, что на высоких моральных основах объединяют все этносы, проживающие на территории РФ. Они объединяют в себе всё минувшее, настоящее и будущее нашего народа, а также ориентируют учащихся на профессиональное самоопределение. Воспитание детей с учётом национальных ценностей подразумевают специально организованный процесс становления гражданина Российской Федерации. Который помогает учащимся сформировать свою личность самостоятельно. В свою очередь педагог, занимающийся национальным воспитанием детей, должен опираться на свой передовой опыт, конструированный на основе научных и эмпирических знаний. О патриотизме В процессе формирования национальных ценностей каждому ученику необходимо помочь осознать то, что он является частицей своего народа и нации. При чём тут патриотизм? При том, что он является огромной духовной силой, способной укрепить энергию каждого индивида и объединить его с устремлением всего государства и народа. Но патриотизм не должен быть слепым. Это также важно донести до учащихся. Люди не рождаются патриотами, но они могут им стать. После того как они открою для себя правду о своём народе, убедятся в неисчерпаемых возможностях нации, изучат историю и героическое прошлое. Всё перечисленное помогает понять, что кроется в таком понятии, как нация. А это в первую очередь дух. И понимание своего собственного назначения и роли в истории. Именно на основе национальных традициях развивается духовность. Именно поэтому патриотичное воспитание личности крайне важно. И имеется в виду не только привитие любви к Отечеству. Огромное значение имеет уважение к своему региону, городу, языку. Мало того, любовь и почитание своей малой Родины более ценно и возвышенно, чем то же самое, касающееся всего Отечества в целом. Вопрос индивидуальности Воспитание с учётом национальных ценностей важно, но многообразие способов восприятия и интересов приводит к большому разбросу оценок. То, что для одного члена общества является чем-то весомым, для другого может не иметь и вовсе никакого значения. Об этом необходимо помнить. И с учётом этой особенности в обществе формируется такая система ценностей, которая может называться компромиссной. Ярким примером может считаться предмет религиоведение в школах разноконфессиональных регионов. В рамках которого изучается не только христианство, но ещё ислам и другие вероисповедания. В данном случае принимаются во внимание интересы православных учеников и мусульман. Это отличный пример совокупности определенных моральных норм. Которая способствует формированию внутреннего стержня культуры общества. Нравственность Что ж, как можно было понять, национальные ценности очень многообразны. И в связи с этим нельзя не упомянуть тему, касающуюся толерантности. Учитывая многообразность межкультурного взаимодействия очень важно привить каждому подрастающему члену обществу терпимость к иным ценностям, образу жизни, традициям и поведению. Ученики на базе своих «родных» ценностей должны овладеть основами этнокультуры в комплексе её разновидностей. И не может не радовать то, что сегодня, за счёт практико-ориентированного учебно-воспитательного процесса, это удаётся. Уровень этнокультурных знаний современных учеников и студентов значительно увеличивается. В этом позволяет убедиться наша действительность. И, кстати, к данной теме проявляет интерес немалое количество детей, подростков и юношей. Есть ежегодный Всероссийский конкурс «Базовые национальные ценности в творчестве», в котором с удовольствием принимают участие представители подрастающего поколения со всех регионов нашей страны. И это даёт надежду на то, что со временем образованных и глубоко нравственных людей в обществе станет больше.

Нравственные ценности современного воспитания (из опыты работы)

Надежда Геннадьевна Тишкина
Нравственные ценности современного воспитания (из опыты работы)

1 слайд. «Нравственные ценности современного воспитания (из опыты работы)»

2 слайд. «Наши дети- это наша старость, плохое воспитание- это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед страной»

3слайд. Этическое воспитание – целенаправленный, содержательный и методически обеспеченный процесс нравственного становления личности. Об этом рано или поздно задумывается каждый человек. Воспитание несет в себе целый мир мыслей, поступков, эмоций помогающих нашим детям понять себя и других, а главное – постичь ценности и смыслы пребывания на земле. Все это проходит в процессе диалога. Голос родителя, воспитателя очень важен для ребенка.

Нравственные ценности сопровождают нас всю жизнь,они неразрывно связаны с человеком ежедневно: общение друг с другом, сверстниками, взрослыми, окружающим миром. Изучение нравственных ценностей и смысла человеческой жизни занимается наука – аксиология. Процесс осуществления образовательной деятельности требует от нас субъективного подхода к детям, умение грамотно выстраивать диалог, который позволяет каждому обозначить и обосновать свою позицию, позицию других и выразить свою точку зрения. Диалог — основной метод познания. Мы все живем в современном мире, но порой забываем о том, что для человека не столь важна его внешность, а важен внутренний мир. Планшеты, компьютерные игры, просмотры фильмов с кровью и болью преобладают на разумом ребенка, порой искажая его внутреннее состояние души. Сверх культурный человек не всегда всеми понимаемый, в наше время от теряется в современном мире. Нельзя забывать о том, что совершенство человека – это состояние его души.

4 слайд.Вот она модель этических основ: ЖИЗНЬ-ЖИЗНЬ И ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК, ЖИЗНЬ, ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.

Жизнь – поле выбора ценности, нравственных отношений.

Жизнь и человек – определение ведущей ценности, процесс развития человека от обстановки в современной жизни.

Жизнь, человек, окружающий мир – мощный корень растущего и развивающегося человека, его отношение к взаимной зависимости.

Все вместе это образует педагогическую систему ценностей современного воспитания. Чтобы эта логически выстроенная модель была воплощена в воспитательном контексте, важно знать ее содержание и пути эффектного педагогического действия для каждой возрастной группы.

5слайд. Легче всего этические правила формируются в дошкольном возрасте. Чем раньше дети с ними познакомятся, тем естественнее и непосредственнее они их будут выполнять. Однако освоение и усвоение качественным будет только при постоянном внимании взрослых. Дети – наше будущее. От того, как мы, взрослые, их воспитаем, зависит наша счастливая старость. Что мы сеем, то мы и пожинаем. Чтобы решить этот важный вопрос, нужно использовать свой педагогический опыт, талант и быть самому человеком с щедрой и богатой душой, либо дети чувствительны ко лжи и непониманию. Какие формы работы, методы, приемы выбрать в изучении важного жизненного вопроса, чтобы современный ребенок имел щедрую душу, стал всесторонне развитым? Как сделать родителей союзниками общего дела? Успешный союз – это взаимодействие «Воспитатель-Ребенок-Родитель».

6 слайд. Я хочу поделиться опытом работы по реализации программы А. И. Шемшуриной «Этическая грамматика».

Структура программы –4 раздела:

«Этика общения с окружающим миром»

«Этика отношений в коллективе»

Каждый раздел имеет свою цель.

7,8 слайд. 1. «ЭТИКА ОБЩЕНИЯ»

*ЦЕЛЬ – не нарушать гармонию психического развития детей. Учить общаться на равных, свободно.

9,10 слайд. 2. «ПРАВИЛА ЭТИКЕТА»

*ЦЕЛЬ – продолжать формировать у детей понимание необходимости выполнения правил и норм этического поведения. Упражнять в выполнении простейших норм и правил этикета.

11,12 слайд. 3. «ЭТИКА ОБЩЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ»

*ЦЕЛЬ – воспитывать уважение, доброжелательное отношение к окружающим, уважать свой труд и труд чужой, быть готовыми оказать посильную помощь тем, кто в ней нуждается.

13,14 слайд. 4. «ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ»

*ЦЕЛЬ – расширять представления детей о взаимоотношениях людей в коллективе, побуждать к активному проявлению эмоциональной отзывчивости к друзьям.

В группе разработаны конспекты НОД, подобран иллюстративный материал по темам, книги художественной литературы, загадки, потешки, пословицы, мини стихотворения, изготовлены ряд дидактических, словесных игр, музыкальные диски, видео диски. По составленному перспективному планированию проводились игры – развлечения, экскурсии, наблюдения и т. д… Большая совместная работа проводится с родителями (творческие работы, совместные мероприятия, мастер-классы). При этом учтена потребность детей в наглядности, яркости, красочности, современности. Вся деятельность с детьми строится в игровой форме 1 раз в неделю 25-30 мин. Дети активизируют свои чувства, отношение друг к другу, взаимо помогают и сопереживают. Через игры – драматизации, посиделки и совмесные праздники с родителями, сценки позволяют развивать речь в диалоге. Наша задача – эмоцианально воздействовать на детей, вызвать переживание и понимание того, что рядом живые люди, которые всегда требуют к себе внимания. Я стараюсь сделать все это через слово, которое исходит из глубины моей души.Для себя я выбрала определенные нормы этической культуры: быть доброй и нужной, уметь управлять собой, любить свое дело, делать так, как бы я это сделала для себя. Понимать душу каждого ребенка,уметь оъяснить понятие : родители это святое, жить, работать, творить на благо подрастающего поколения. Опыт работы показывает, что соблюдение норм этики способствует установлению психологической совместимости, приобщает детей к нравственному поведению. У нас в группе нет драк, если ссора, то дети тут же находят выход из любой ситуации. Атмосфера в группе всегра спокойная и доброжелательная. Родители очень активны, хорошие помощники в организации оснащения предметно-развивающей среды. Много проведено совмесных мероприятий цель которых – культура общения и взаимодейчтвия с родителями, как социальными партнерами. Мероприятия с родителями и детьми интересны и познавательны. Родители повысили свое интеллектуальное развитие.

Если в группе складывается какая – либо не совсекм приятная педагогическая ситуация, поступок или действие, выносим на решение проблемы всей группы, используя иллюстративный материал по теме «Хорошо-плохо».

15 слайд. Очень жаль, но хочется отметить, что в современных условиях идет снижение моральных и духовных качеств человека. Большое внимание мы уделяем воспитанию нравственных основ подрастающего поколения через уважение к людям старшего возраста. В этом помогает нам, созданный в группе проект «Моя семья». Люди из семьи имеют большой жизненный опыт, но некоторые из них уже потеряли интересс жить, потому что нет внимания и уважения.

В проекте много разделов : генеалогическое древо, герб семьи, мини — альбомы с фотографиями,портреты членов семьи.

16 слайд. В беседах с детьми акцентируем внимание на ту тему, которая изучается, действуя принципу «Забота о старшем поколении – это наш долг. Только личный пример покажет детям, как нужно относится ко взрослым людям.

17 слайд. Подводя итог работы над программой, хочется отметить, педагогу нужно обладать большим профессиональным мастерством, чтобы привить своим воспитанникам потребность быть отзывчивым и коммуникабельным, стремление не на словах, а на деле сочувствовать другим, поддерживать в трудную минуту не только людей, но и зверей, птиц, все удивительное и прекрасное, что их окружает. Практика показала, дети стали свободно общаться между собой, взрослыми, эмоционально раскрепощены, внимательны, предупредительны, добры, вежливы, самостоятельно вступают в диалог, опрятны (самостоятельно замечают неполадки в одежде, соблюдают культуру поведения в общественных местах, за столом, на улице, проявляют чувство заботы, сопереживание к братьям меньшим (птицам, животным).

В любой ситуации чувствуют себя более уверенными, уважительно

относятся ко взрослым, родственникам. Любят трудиться, помогают друг

другу по мере необходимости. Работа ведется с раннего возраста через все

виды деятельности, без назидательности в общении с детьми. Что бы

добиться эффекта в усвоении детьми этических норм, постоянно

контролируем поведение в группе.Приобретены книги : «Веселый этикет»,

«Юный рыцарь», «Энциклопедия хороших правил и норм поведения».

Установлены единые правила и тесный контакт воспитателей и родителей.

В. А.Сухомлинский в свое время писал так : «Годы детства – это прежде

всего, воспитание сердца и души. Воспитание – не сумма мероприятий и

приемов, а мудрое общение взрослого с душой ребенка.»

1. «Общечеловеческие ценности в контексте современного воспитания». Сост. :Шемшурин А. А. ,-М. :ФГБИУ «ИИДСВ РАО», 2017г.

2. «Очень важный разговор» Сост. Н. В. Дурова,-М. : МОЗАИКА -СИНТЕЗ, 2014.

3. «Правила этикета – дошкольникам и младшим школьникам». Сост. И. А. Агапова, М. А. Довыдова М. :АРКТИ, 2012г.

Опыт работы «Формирование у дошкольников ценности здорового образа жизни» Цель: Привлечение внимания к проблеме формирования привычки здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Задачи: •Развивать двигательную.

Духовно — нравственные и социокультурные ценности в системе работы ДОУ в соответствии ФГОС Обзор методической литературы по духовно-нравственному воспитанию в системе работы детского сада. Материал систематизирован и помещен в.

Использование приемов образовательной кинезиологии как современного метода коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР Кинезиология, как здоровьесберегающая технология в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР. В настоящее время происходит становление.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Конспект занятия в подготовительной группе «Добрым быть совсем не просто. Нравственные ценности и будущее человечества» Конспект образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Нравственные ценности и будущее человечества:.

Консультация «Традиционная русская народная культура как средство современного духовно-нравственного воспитания» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Традиционная русская народная культура как средство современного духовно-нравственного воспитания детей «Тот,.

ЦЕННОСТИ И ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ

Сейчас в мире популярна идея поликультурности, сохранения многообразия культур при принятии большинством людей некоторых общих базовых ценностей. Это может быть, например, «мозаика» ценностей, хотя базовый набор такой «мозаики» по-прежнему спорен (Гершунский Б. С. Менталитет и образование. — М., 1996. — С. 32).

Отдельно следует сказать о национальных ценностях. Существуют ли чисто национальные ценности, на которые следует ориентировать воспитание? Выводы, к которым склоняется мировая педагогика, отрицательные. Общечеловеческие ценности ставятся выше национальных, поскольку они признаются подавляющим большинством людей во всех странах мира.

Этот вывод нельзя смешивать с требованием придавать воспитанию национальный характер. Оно было всегда актуальным для российской школы, важность его не снижается и в условиях рыночных преобразований. Выводы многих исследований показывают, что в условиях интенсивного обмена между странами усиливаются космополитические тенденции, способствующие снижению национальных чувств, стиранию национальных особенностей.

Уже К. Д. Ушинский выдвигал требование усилить внимание ко «всему русскому» в программах и учебных пособиях. Его идеи поддерживали и развивали П. Ф. Каптерев, М. М. Рубинштейн, С. И. Гессен, другие видные педагоги. Подчеркивая своевременность поставленных К. Д. Ушинским вопросов, они особо

Раздел 1. Общие основы педагогики

отмечали правомерность выдвижения родного им языка в качестве стержня национального воспитания. Оно должно быть национальным. (Каптерев П. Ф. Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели. — Пб., 1914. — С. 145).

В современных условиях национальное воспитание прежде всего связано с возрождением патриотизма, как неоднократно подчеркивает в своих выступлениях Президент РФ В. В. Путин.

Возрождать воспитание нужно с национальных ценностей. Акад. Н. Д. Никандров по этому поводу пишет: «Здесь сразу же возникает проблема соотношения наших, российских, ценностей и ценностей общечеловеческих. Разумеется, можно философствовать и теоретизировать в любом направлении. Но если взять реальную жизнь, я с трудом представляю себе, чтобы воспитание сразу же опиралось на общечеловеческие ценности. Жизнь, родина, добро для ребенка начинаются всегда с его ближайшего окружения. Лишь потом начинается постепенное расширение его горизонта.

ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Проектируя воспитательный идеал, нельзя не обращать внимания на ценности, которые принимает нынешняя молодежь, идеалы, которые она считает значимыми для своего дальнейшего развития. Исследования выявляют довольно пеструю картину, и она правильно отражает истинное состояние: молодежь далеко не однородна и разброс ценностей находится во всем возможном спектре — от примитивных до возвышенных.

Для понимания механизма образования идеалов и возникновения ценностей у подрастающего человека рассмотрим диалектику их замещения с возрастом.

Ценности современной молодежи

Процесс развития (расширения) сознания человека и соответствующего изменения его ценностных ориентации проходит следующие стадии:

5-й уровень — универсальные ценности (духовное, расширенное сознание);

4-й уровень — общечеловеческие ценности;

3-й уровень — общественные, гражданские, национальные ценности;

2-й уровень — семейные (родственные) ценности;

1-й уровень — эгоцентрические ценности, самоутверждение.

Каковы же ценностные ориентации современной молодежи? Под ценностными ориентациями понимаются важнейшие элементы внутренней структуры личности, подкрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отделяющие важное, существенное для человека от несущественного. В этой связи литовский проф. Б. Битинас выделяет три системы — ценности трансцендентные, социоцентрические, антропоцентрические.

К ценностям 5-го уровня относятся: душа, бессмертие, вера, любовь, надежда, покаяние и т. п.; 4-го уровня — свобода, равенство, братство, труд, мир, творчество, гуманизм, согласие и др. Базовые ценности воспитания — самореализация, автономность, удовлетворение, польза, откровенность, индивидуальность.

Конкретизируя духовные ценности, С. Гроф включает в их состав этические, эстетические, героические, гуманистические и альтруистические.

При создании психодиагностических методик определения ценностных ориентации личности типичным является подход, когда школьникам предлагается перечень понятий, из которых необходимо выбрать приоритетные. Например, американская школьная служба «Гайденс» предлагает подросткам следующий перечень: внешность, честность, успех, образование, семейная ответственность, престиж, свобода, соблюдение закона, собственность, власть, здоровье, равенство, деньги, творчество, любовь.

В одном из исследований (Е. А. Помыткин, 1999) старшеклассникам предлагалось выбрать главные ценности из такого списка: разнообразные удовольствия, семейное благополучие, социальная справедливость, верность, признание и популярность, выгодный брак, порядок в стране, доброжелательность, власть и влиятельность, послушные дети в семье, взаимопонимание

Раздел >. Общие основы педагогики

между гражданами, помощь тем, кому она необходима, личная безопасность, спокойная старость, благополучие страны, гармония с природой. Как и следовало ожидать, разброс выборов школьников оказался большим. Фактически присутствовал весь спектр мнений. Это означает, что воспитание пока не оказывает значительного воздействия на формирование личности школьников.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector