221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Участие родителей в воспитании ребенка

Участие и роль родителей в воспитании ребенка

Роль родителей в воспитании ребенка решающая. Первые дни, недели и месяцы после рождения родители – это весь его мир. Пример мамы и папы определяет поведение малыша в первые и все последующие годы жизни. Родители ответственны за формирование характера ребенка, его жизненных установок. При этом они могут выступить как положительным, так и отрицательным фактором воспитания, если этот процесс будет пущен на самотек.

В первую очередь в семье, а не в детском саду или школе, ребенок учится вести себя в разных ситуациях, получает представление о способах разрешения конфликта, поэтому важно, чтобы родители уделяли внимание не только физическому, но и духовно-нравственному развитию ребенка, становлению его как личности.

Хорошие родители – хорошие дети

Родители – это первая общественная среда ребенка. Любовь каждого малыша к маме и папе беспредельна, безусловна и безгранична. С другой стороны, родительская любовь для малыша – источник и гарантия его благополучия, поддержания телесного и душевного здоровья. Поэтому главной задачей родителей является создание у малыша уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. У ребенка, никогда и ни при каких условиях не должно возникать сомнений в родительской любви.

Роль родителей в воспитании ребенка заключается в глубоком постоянном психологическом контакте с ним. Это необходимо для детей любого возраста. Ощущение и переживание контакта с родителями дают им возможность почувствовать и осознать направленную на них любовь, привязанность и заботу. Для этого маме и папе нужно проявлять искреннюю заинтересованность во всем, что происходит в жизни малыша, пусть это будут самые пустяковые и наивные проблемы. У родителей должно быть желание понимать и наблюдать за всеми изменениями, которых происходят в душе и сознании растущего человека. А начинать выстраивать такие взаимоотношения нужно с самого раннего возраста.

Важно стараться установить равенство позиций ребенка и взрослого. Это значит, что родители должны признать активную роль малыша в процессе его воспитания. Равенство позиций состоит в необходимости постоянных попыток видеть мир в самых разных его формах глазами своих детей. Достичь взаимопонимания можно только проявляя постоянное, неустанное желание познавать своеобразие индивидуальности малыша и признавать его права на непохожесть на других, в том числе на родителей.

Роль родителей в воспитании ребенка заключается в утверждении неповторимого существования именно этого человека со всеми свойственными ему качествами. Следует отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств в своих высказываниях при общении с ним. Родители должны научиться не оценивать негативно самого ребенка, а подвергать критике его неверные действия или ошибочные поступки. Только в этом случае малыш будет понимать, что его любят таким, какой он есть, а не только когда он хороший и поступает правильно.

Воспитание ребенка папой

Ребенку в семье необходимо как женское, так и мужское внимание. Функциональные обязанности отца в семье включают ее материальное обеспечение, ответственность, верность и надежность. Мужчина должен многое уметь технически, понимать жену и ребенка, быть способным предотвращать конфликтные ситуации, представлять, как подготовить малыша к будущей жизни, незаметно направляя его по жизненному пути.

Участие в воспитании ребенка отца имеет важнейшее значение для его развития с самого момента появления на свет. Папа, как и мама, становится источником эмоциональной уверенности для малыша. Воспитание ребенка папой направлено на формирование смелости, целеустремленности, чести и достоинства. Для малыша папа – не просто родной человек, он – образец мужчины, символ мужественности и мужского начала.

Папино участие в воспитании ребенка помогает сформировать мужское отношение к миру через личный пример и поступки, что особенно важно для мальчиков. Сын нуждается в обществе отца, его поддержке и любви. Так мальчик начинает чувствовать и вести себя как мужчина. Поэтому сыну с отцом полезно оставаться одним дома, без покровительства и вмешательства мамы, вместе ходить на прогулки и иметь свои общие секреты.

Воспитание ребенка папой важно и для девочки, так как его одобрение придает ей уверенность в себе. Отец становится примером родительского поведения детей в будущем, его любовь обеспечивает формирование жизненной позиции и положение человека в социуме.

Воспитание ребенка мамой

Мама – первый и самый главный человек в жизни малыша.Участие в воспитании ребенка матери огромно, ведь с момента зачатия и многие месяцы после рождения они являются одним целым. Мама – это весь мир ребенка, ведь именно она обеспечивает комфортные для его роста и развития условия, кормит его и ухаживает за ним. Но она должна не только хвалить, учить и любить. Воспитание ребенка мамой также предполагает и умение наказывать, объясняя, что хорошо, а что плохо.

Наказание за непослушание или проступки – такая же часть воспитания, как и поощрение. Только смешанный подход к воспитанию, умение правильно совместить доброту, любовь и строгость может быть успешным. Уже с раннего возраста малыш должен понимать, какая большая роль отведена маме в его жизни, поэтому необходимо заложить в его сознание ряд ценностей, среди которых и уважение к ней. При этом с возрастом важность воспитания ребенка мамой не уменьшается. Никто, кроме любящей матери не подскажет, правильно или неправильно поступает маленький человек. Она лучше, чем кто бы то ни было понимает, чувствует и видит, что нужно ее ребенку, направляя его на правильный жизненный путь и помогая сделать верный выбор.

Роль родителей в образовательном процессе.
статья на тему

Выступление «Роль родителей в образовательном процессе» (текст+презентация) Ссылка на презентацию https://yadi.sk/i/yKfE7EA3sLRMW

Скачать:

ВложениеРазмер
semya_0.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие семьи и школы

Есть вечные темы нетеряющие своей актуальности, не только в педагогике, но и в обществе в целом.

Одна из таких тем «Взаимодействие семьи и школы».

Права и обязанности родителей определены:

– в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации;

– главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации;

–в Законе Российской Федерации «Об образовании».

В законе Российской Федерации «Об образовании» говорится:

«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте».

Понятие «воспитание» сегодня рассматривается с разных позиций, даются разнообразные определения воспитательной концепции, у каждого автора есть своё видение. Тем не менее, в Российской культуре и педагогике смысл воспитания всегда был связан с духовным ростом и становлением человека, нравственным формированием и развитием личности.

Для ребёнка духовным центром, нравственным основанием является семья, её ценности, устои, отношения — семейный уклад. Поэтому не случайно в последние годы особую важность и значимость приобретает работа образовательного учреждения с семьёй.

Педагогический союз учителя и родителей – могучая воспитательная сила. «Без семьи мы – я имею в виду школу – были бы бессильны»

Сотрудничество педагога с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка.

Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы. А задача учителя, классного руководителя – помочь родителям осознать свою родительско-воспитательную миссию, как величайшую ответственность за будущее ребёнка. Важно и то, что воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс.

Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни школы важно не потому, что так хочет учитель, а потому, что это важно для развития их ребёнка. Эффективное воспитание возможно только тогда, когда происходит доверительное, личностное, деловое общение и взаимодействие взрослых и детей.

Большинство родителей желают добра и удачи своим детям, но часто не знают, как это сделать. Ничего страшного и обидного для учителя в этом нет. Семью нужно принимать такой, какая она есть. И думать, много думать, как и чем помочь родителям, как укрепить связь с семьёй в проблемах воспитания.

Современные семьи развиваются в условиях сложной экономической и социальной обстановки в стране. Обостряются семейные проблемы. Это приводит к конфликтам внутри семей и часто к распаду семьи. Сегодняшняя семья в корне изменилась. Родители предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребенок . Все труднее педагогу находить общий язык с родителями учащихся. Работа школы с родителями и родительской общественностью в настоящее время актуальна тем, что школа может оказать реальную помощь родителям в воспитании ребенка.
Работа с родителями в воспитании детей будет успешной и поможет совершенствованию личностных качеств школьника, если за основу взять наказ педагога В.А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, — и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, дневнике, — все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения? – это уродливое воспитание».
Условием правильного воспитания, счастливого детства, источником благополучия ребенка в семье является любовь к нему родителей. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Живя в семье, по словам В.А.Сухомлинского, ребенок должен быть, уверен, что его, кто-то очень, очень любит, и он тоже кого-то любит безгранично. Такая любовь создает чувство душевного комфорта, защищенности. При этом ребенок легко овладевает знаниями, активнее постигает мир. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Истинная родительская любовь формирует чувство долга, отзывчивости, учит человека культуре чувств, пониманию добра, помогает понять главный моральный принцип: человек человеку друг и брат.
Однако родительская любовь может быть разной: любовь, связанная с чувством родительского долга, ответственностью за формирование детской личности, амбициозной и даже неразумной .

Амбициозные родители — не самые плохие родители, ведь они, как правило, совершенно искренне хотят сделать все от них зависящее не столько для себя, сколько именно для блага своего ребенка. Однако при этом они, к сожалению, слишком сильно перегибают палку.

У родительской амбициозности есть несколько причин. Выделим две из них.

  • Первая причина – стремление к статусу

Родители изо всех сил стараются сделать все для счастья своего ребенка. Хотят, чтобы он занял высокое положение, был богат, знаменит и т.д., считая все это гарантией его будущего счастья. Достижения ребенка тешат их больное честолюбие. Для таких родителей ребенок — это собственность, им можно без конца хвастаться как друзьям, так и врагам: он прекрасно играет на скрипке, учится в английской спецшколе, ездит на каникулы во Францию, занимается в элитарном спортклубе и так далее и тому подобное. Но при этом, как ни странно, сам ребенок, его чувства, наклонности и желания родителей интересуют меньше всего.

  • Вторая причина – нереализованные мечты

Мамы и папы считают, что ребенок должен вырвать у жизни все то, что в свое время не удалось им. Родителей захлестывает спортивный азарт: ребенок должен лучше всех учиться, кататься на коньках лучше ребенка соседа, рисовать не хуже Даши, играть на пианино лучше Миши, прославиться, неважно в чем — в спорте ли, науке или музыке. Их ребенок должен быть лучше всех! Родители ориентируют ребёнка на бой с жизнью, причём по всем линиям без исключения! Свои нереализованные в детстве мечты родители, став взрослыми, стремятся воплотить в жизнь за счёт своих же детей.

Такие родители выливают на чадо океан своей любви, в котором он рискует захлебнуться.

Нездоровые амбиции родителей могут подтолкнуть ребёнка к лжи и изворотливости.
Часто родители идеализируют ребёнка, безосновательно приписывая ему несуществующие совершенства, не хотят видеть и скрывают его недостатки.

Ребёнок следует их примеру, его самооценка становится завышенной. И однажды это может привести к плачевному результату: обязательно найдётся тот, кто укажет на недостатки и спустит с небес на землю. Причём сделает это в грубой форме. Результатом могут стать психические расстройства.

Задача школы, научить родителей, видеть в ребёнке личность. Показать, что

родительская любовь должна выражаться в любви к личности ребёнка, уважении к его жизненному выбору, даже если он совершенно не совпадает с выбором родителей.

Философ XIX века Дмитрий Писарев заметил: «Человек, действительно уважающий человеческую личность, должен уважать её в своём ребёнке начиная с той самой минуты, когда ребёнок почувствовал своё «Я» и отделил себя от окружающего мира».

Вот в чем суть: любовь к ребенку подразумевает еще и уважение!

Сегодня семья и дети нуждаются в защите и заботе. Педагоги призваны не судить семью, а всеми возможными путями помогать, беречь гуманизм отношений, учиться вместе, жить и воспитывать, поддерживать друг друга, оставаться людьми в любой ситуации. Строить взаимодействие с родителями на основе таких идей-принципов, как:

— обращение к чувству родительской любви;

— умение разглядеть в каждом ученике положительные черты;

— уважение личности отца и матери, их родительских забот, трудовой и общественной деятельности.

Школа может дать многое для духовного роста родителей. Прежде всего, помочь родителям убедиться в достоинствах их ребёнка, признаться самим себе в том, чем богат их ребёнок, в чём их родительская заслуга, чем в ребёнке они сильны, что надо беречь и укреплять.

Чтобы организовать плодотворное сотрудничество с родителями педагоги должны следовать трём основным направлениям:

— психолого-педагогическое и здоровьесберегающее просвещение родителей;

— вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

— участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом.

Психолого-педагогическое и здоровьесберегающее просвещение родителей предполагает организацию следующих форм работы с семьёй:

— индивидуальные или тематические консультации;

Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:

— дни творчества детей и их родителей;

— открытые уроки и внеклассные мероприятия;

— помощь в организации и проведении внеклассных дел, в укреплении материально-технической базы школы и класса.

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:

— участие родителей класса в работе Совета школы; Управляющего совета;

— участие родителей в работе общешкольного и классного родительского комитета.

Только вместе с родителями можно результативно разрешать такие проблемы, как мотивация учения и выявление причин отставания, предупреждение асоциального поведения детей, формирование у них ценностного отношения к здоровью.

Результативность данной работы проявляется в различных аспектах:

— в улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании;

— в том, какое место занимает ребенок в жизни родителей, чувствует ли он себя в ней защищенным и находится ли в безопасности;

— в осознании родителем значимости своей роли мамы или папы, а затем своей деятельности, родительской ответственности, распространяющейся не только на своего ребенка, но и на других детей;

— в оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем и формировании педагогической рефлексии родителей;

— в проявлении родительской солидарности, сплоченности, активности в учебно-воспитательном процессе.

Взаимодействие школы и семьи, должно способствовать развитию современной школы, с одной стороны, а с другой – означать поворот общества к нуждам семьи.

Мы, педагоги, прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое дорогое сокровище – своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему мы и должны стремиться.

Только равноправное творческое взаимодействие образовательного учреждения с семьями обучающихся является залогом полноценного развития ребенка.

Важность участия обоих родителей в воспитании ребенка

Важность участия обоих родителей в воспитании ребенка

Воспитание ребенка является не просто обязанностью родителей и педагогов, но и чрезвычайно трудной работой, которая требует самоотверженности, терпения, любви, заботы и определенных знаний. Многие родители, воспитывая ребенка, совершенно не задумываются о том, какие ценности ему прививают, какое мировоззрение создают. Ведь воспитание заключается не только в том, чтобы ребенок был одет, накормлен и досмотрен – с детьми нужно много и подолгу разговаривать, отвечать на все их вопросы об окружающем мире, стараться давать пищу для самостоятельных размышлений, наталкивая на определенные выводы.

Родители играют в воспитании ребенка самую важную роль, так как они влияют на него не только словами и во время обучения (как педагоги), но и собственным примером. Именно об этом родители довольно часто забывают. Ведь даже если ребенка учат не врать и всегда быть честным с окружающими, он не воспримет эти поучения в случае, если будет видеть, как папа врет маме или наоборот. Дети подсознательно воспринимают модель поведения родителей как единственно правильную, поэтому при воспитании ребенка необходимо быть для него наилучшим примером, достойным для подражания.

Очень большое значение имеет участие в воспитании ребенка всей семьи – в первую очередь обоих родителей. Даже если один из родителей очень много работает и уверен, что с малышом все в порядке, недопустимо, чтобы ребенок общался с папой, к примеру, один раз в месяц, когда у того выдается свободный день.

Несмотря на пол ребенка, он очень остро нуждается в общении с обоими родителями, так как каждый из них может дать ему что-то свое. Мама – научить готовить и выполнять различные обязанности по дому, заниматься обучением. Папы чаще всего приобщают ребенка к спорту. Очень многое определяет и то, какие черты характеры воспитывают родители в ребенке – как бы не хотелось, мама никогда не сможет проявить должной выдержки и строгости в воспитании, в то время как отцу вряд ли под силу будет пожалеть ребенка, воспитать в нем чувство любви, заботы о ближнем.

То же самое касается и участия в воспитании ребенка других членов семьи – какими бы ни были отношения между родственниками, не стоит отнимать у ребенка возможности пообщаться с бабушками, дедушками, послушать их рассказы о своей жизни, русские народные сказки. Особенно важно то, что именно пожилые родственники часто являются источником знаний обо всем роде, которые являются очень важными для любого члена семьи, так как каждый человек должен знать, откуда он, как звали и чем занимались его предки, к какому роду он принадлежал и т.д. А для детей все это представляет огромный интерес, заставляя с малых лет чтить память и помнить о тех, кого уже нет.

Воспитывая ребенка, необходимо очень тщательно следить за речью, поведением – дети очень быстро впитывают все, что им говорят. И если мама в пылу злости сказала что-то, что противоречит стилю воспитания и ее мыслям вообще, ребенок может это запомнит и в будущем учитывать (о том, что его не любят, что он никому не нужен и т.д.). Поэтому не стоит на детях вымещать негативные эмоции.

Комментарии:

Обратите внимание: комментарии оставленные посетителем не зарегистрированным на сайте будут размещены после проверки модератором. Комментарии зарегистрированных посетителей размещаются на сайте сразу.

Споры об участии родителей в воспитании ребёнка

Каждый родитель имеет право на общение со своим ребенком, участие в его жизни, образовании и воспитании. Это право закреплено ст. 66 Семейного кодекса РФ. При этом родитель, с которым проживает ребенок, не имеет права препятствовать такому общению и участию. Наиболее разумный и цивилизованный способ определения порядка участия в воспитании ребенка после развода – составление Соглашения. Это документ, в котором родители самостоятельно определяют, с кем из них будет проживать ребенок и как будет происходить участие в его жизни второго родителя.

Соглашение об участии родителей в воспитании ребенка составляется исходя из интересов ребенка, с учетом:

  • его привязанности к родителю и другим близким родственникам (сестрам, братьям, бабушкам, дедушкам);
  • материального положения родителя;
  • возможности родителя дать ребенку полноценный уход, заботу и воспитание;
  • наличия жилплощади у родителя и других причин.

Если же такое Соглашение противоречит интересам ребенка, либо у родителей не получается договориться, решение вопроса переносится в суд.

Понятие «Воспитание ребенка» с юридической точки зрения

В понятие «воспитание» каждый человек вкладывает свой смысл. Но в целом задача воспитания – комплекс мер, направленных на формирование личности ребенка. Воспитание тесно связано с понятием социализации ребенка в обществе, прививания определенных правил поведения, уважения к ценностям. Первоначальным фундаментом для закладки таких важных жизненных процессов является семья. Именно в семье ребенок получает первое представление о добре и зле, общении между людьми. Зачатки характера и жизненных принципов также формируются на базе семьи. Поэтому в законодательстве РФ родители имеют равные права по отношению к ребенку, ведь любой из них может повлиять на ребенка положительно и привить те самые первоначальные навыки. В юриспруденции понятия «воспитание» и «содержание» детей четко разграничены. Родитель может исправно выплачивать алименты на детей, но при этом абсолютно не интересоваться жизнью ребенка и не заниматься его воспитанием.

Особенности судебных споров об определении порядка участия в воспитании ребенка

Заявить такой иск в суд могут следующие лица:

  1. Один из родителей;
  2. Орган опеки и попечительства;
  3. Близкий родственник (дедушка, бабушка, брат, сестра), которому по каким-либо причинам запрещают принимать участие в воспитании ребенка.

В процессе об определении порядка участия в воспитании ребенка обязательно участвует представитель органов опеки и попечительства. В процессе суд принимает решение с учетом интересов ребенка и исследует такие обстоятельства как:

  • Наличие/отсутствие материальных условий для гармоничного развития и воспитания ребенка (наличие собственной комнаты, кроватки, письменного стола и пр.);
  • Удаленность места проживания ребенка от места проживания родителя;
  • Сколько времени ребенок уже не общался с родителем;
  • Режим дня ребенка до 3х лет;
  • Влияние родителя на ребенка в процессе общения (в морально-психологическом плане).

В случае, если суд пришел к выводу, что общение ребенка с родителем наносит вред нравственному, психическому здоровью и развитию ребенка, решение будет не в пользу такого родителя (п. 1 ст. 65 Семейного кодекса). Если ребенку уже исполнилось 10 лет, суд обязан учесть его мнение при вынесении решения.

Определяя порядок участия в воспитании ребенка необходимо учитывать, что этот порядок не должен нарушать привычное расписание ребенка, менять условия его жизни. Он должен быть комфортен как для ребенка, так и для обоих родителей. В решении суда должно быть четко определено в каком месте будет происходить общение, какое количество времени, в присутствии родителя или нет.

После принятия решения по делу, суд уведомляет другого родителя об ответственности за причинение препятствий в законном общении ребенка с родителем. В случае злостного уклонения от исполнения решения суда, родителя ожидают санкции, предусмотренные законом, вплоть до того, что ребенок может быть передан на воспитание другому родителю.

Споры об определении порядка участия в воспитании ребенка очень сложны и требуют грамотного подхода и четкой, юридически достоверной аргументации. Для того, чтобы решение суда было в Вашу пользу, необходимо воспользоваться помощью квалифицированного специалиста – опытного адвоката по гражданским и семейным делам. Он поможет Вам выстроить позицию для суда, собрать необходимые доказательства, а также сможет представлять Ваши интересы в процессе.

Документы, необходимые для подачи в суд иска

об определении порядка участия родителей в воспитании ребенка:

  1. Нотариально заверенная копия свидетельства о рождении;
  2. Доверенность на адвоката на представление интересов в суде;
  3. Копия свидетельства о расторжении брака;
  4. Копия искового заявления;
  5. Доказательства по иску (справки, акты, выписки и пр.);
  6. Квитанция об оплате госпошлины.

Вот лишь некоторые примеры, чего удавалось добиться в судах

по спорам об определении порядка участия родителей в воспитании детей:

  • Решение суда об определении порядка участия в воспитании детей с учетом мнения ребенка, который хотел общаться с отцом как можно больше;
  • Решение суда об определении порядка участия в воспитании детей близкого родственника (бабушке), которой не давали общаться с внучкой;
  • Решение суда об определении порядка участия в воспитании детей с указанием времени и места общения с ребенком;
  • Решение суда об определении порядка участия в воспитании детей с указанием обязательного присутствия матери при общении ребенка с отцом;
  • Решение суда об определении порядка участия в воспитании детей отца, освободившегося из мест лишения свободы;
  • Решение суда о несоответствии Соглашения об определении порядка участия в воспитании детей интересам ребенка и установление другого порядка участия в воспитании детей;
  • Решение суда об определении порядка участия в воспитании детей после восстановления отца в родительских правах;
  • Решение суда о запрете участия родителя в воспитании ребенка в связи с негативным влиянием на поведение и взгляды ребенка;
  • Решение суда о запрете участия родителя в воспитании ребенка в связи с алкоголизмом и аморальным поведением отца;

В работу адвоката по делам об определении порядка участия родителей в воспитании детей входит:

  • консультации по вопросам, связанным с определением места жительства и порядком воспитания детей, а также другими вопросами;
  • составление и подача искового заявления;
  • участие в ходе досудебной подготовки дела;
  • оказание помощи в сборе необходимых документов, доказательств;
  • участие в судебных заседаниях;
  • обжалование решения суда (при необходимости).
Читать еще:  Как правильно воспитать мальчика без отца
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector