221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Умственное направление воспитания

Умственное воспитание(цели,задачи)

Содержание

1. Умственное воспитание(цели,задачи)

2. Теоретические основы умственного воспитания дошкольников

3.Глебова М.В.Методологические подходы к исследованию состояния умственного воспитания старшеклассников в современной школе

Умственное воспитание(цели,задачи)

Умственное воспитание — целенаправленное формирование умственных качеств воспитанников (мышления, речи, воображения, памяти, познавательных, творческих способностей, умений самообразования и др.).

Содержание умственного воспитания включает развитие умственных сил учащихся. Это степень развитости ума, способность человека накапливать знания, овладевать основными мыслительными операциями, развивать интеллектуальные умения, которые характеризуют умственную деятельность учащихся.

Цели умственного воспитания: формирование интеллектуальной культуры, развитие интеллектуального потенциала человека, формирование научного мировоззрения.

Интеллектуальная культура (культура мышления) — совокупность формально-логических, языковых, содержательно-методологических и этических знаний, умений и навыков, проявляющихся в интеллектуальной деятельности человека. От этой культуры зависят процессы социализации личности, ее творческие и профессиональные достижения. Интеллектуальная культура включает комплекс знаний и умений в области культуры умственного труда: умение определять цели познавательной деятельности, планировать её, выполнять познавательные операции, работать с источниками информации, оргтехникой, заниматься самообразованием и т.п. В структуру этого компонента базовой культуры личности входят общие и специальные учебные умения, а также такие интеллектуальные качества, как быстрота, гибкость, глубина, широта, логичность, ясность, активность, самостоятельность ума.

Задачи умственного воспитания:

§ развитие всех видов мышления (теоретического, практического, социального, творческого и др.), познавательных интересов, потребности и умений самообразования, умственных, творческих способностей;

§ формирование системы знаний о природе, человеке, обществе, мышлении, т.е. знаний мировоззренческого характера;

§ формирование мотивации учебно-познавательной деятельности, интеллектуальных, учебных умений и навыков;

§ расширение опыта познавательной деятельности, развитие эрудиции и кругозора.

Умственное воспитание осуществляется в процессе предметного обучения, во внеурочной деятельности и общении учащихся, в процессе самообразования и самовоспитания, в результате влияния СМИ. При этом наиболее значимыми видами деятельности являются: учебно-познавательная, исследовательская, творческая деятельность в разных сферах (человекознание, естествознание, техника, искусство и т.п.); организаторская деятельность (например, участие в ученическом самоуправлении); аналитическая, оценочная деятельность (например, участие в анализе групповых дел, конфликтных ситуаций и т.п.); рефлексия своей деятельности.

Умственное воспитание включает воспитание информационной культуры учащихся как совокупности знаний, умений и навыков в области информационных технологий и способов овладения ими. Информационная культура позволяет эффективно использовать информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций в личностном и профессиональном становлении. Для воспитания информационной культуры в учебно-воспитательном процессе используются средства массовой информации, в том числе Интернет, информационные и компьютерные технологии; проводятся информационные часы, организуется работа информационно-пропагандистских групп.

Важнейшим показателем воспитанности интеллектуальной культуры личности является сформированность мировоззрения.

Под мировоззрением понимают специфическую форму сознания человека, включающую обобщенную систему знаний, взглядов, убеждений и идеалов, в которых проявляется его отношение к развитию природы и общества и которые определяют его общественно-политическую и нравственно-эстетическую позицию и поведение в разных сферах жизни (по И.Ф. Харламову). Мировоззрение есть высшее интегративное отношение личности к себе и окружающему миру. Оно выступает внутренним фактором формирования личности. Поэтому формирование мировоззрения учащихся — важная педагогическая задача. В структуре мировоззрения выделяют объективные (вся совокупность знаний человека) и субъективные (взгляды, убеждения, идеалы) компоненты (см. таблицу 13).

Читайте также:

  1. Вопрос: Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Обучение как средство умственного воспитания
  2. Документ 9.3. Следует ли отказаться от тестов на умственное развитие?
  3. Сенсорное и умственное
  4. Умственное воспитание детей дошкольного возраста с нарушениям слуха.
Структура мировоззрения личности
Объективные компонентыСубъективные компоненты
Знание (как принадлежность индивида) — образы вещей, свойств, процессов, отношений действительности, сохраняющиеся в памяти индивида в форме представлений, понятий, чувств, отношений и т.п. Это по сути описательно-констатирующие суждения личности, связанные с осмыслением и пониманием объективных природных и общественных явлений. Основу мировоззрения составляют знания о природе, обществе, человеке (о самом себе), мышлении и др. Для того чтобы знания стали взглядами и убеждениями, вошли в общую систему ценностных ориентаций, они должны проникнуть в сферу чувств и воли личности, приобрести для нее субъективный смысл1. Взгляды человека — принятые человеком в качестве достоверных идеи, концепции, выводы, оценки и т.п. Это мнения, субъективные выводы, появляющиеся в ходе объяснения природных или общественных явлений и определения своего отношения к ним. 2. Убеждения человека — знания (идеи, концепции, теории и т.п.), в которые человек верит, как в истину, отстаивает их, стремится увлечь ими других людей. Это идеи, относящиеся к разным сферам жизни человека и общества, которые индивид глубоко осознал и эмоционально пережил. 3. Идеалы — осознанные и эмоционально окрашенные представления о самом совершенном образце чего-либо. Идеалом может выступать высшая цель, к которой стремятся люди и которая руководит их деятельностью. Нравственные идеалы — представления о нравственно совершенной личности, о лучших ее качествах, которые стали стимулом и регулятором развития индивида. В этом смысле идеал человека — мысленно-эмоциональное предвосхищение того, каким индивид хочет и стремится стать

В педагогике выделены следующие функции мировоззрения (по И.Ф. Харламову).

§ Информационно-отражательная функция заключаются в том, что все события и явления окружающего мира человек воспринимает и отражает в сознании через призму уже имеющихся у него взглядов и убеждений.

§ Ориентационно-регулятивная функция состоит в том, что мировоззрение оказывает определяющее влияние на действия и поступки человека. Изменение мировоззрения влечет изменение и его поведения.

§ Оценочная функция связана с тем, что факты, явления окружающего мира оцениваются человеком на основе своих взглядов и убеждений.

§ В зависимости от содержания мировоззрения и его связей с научными знаниями, верой и жизненным опытом человека выделяют три вида мировоззрения: научное, религиозное и обыденное, или житейское (см. схему 19).

Можно говорить также о мифологическом мировоззрении (опирается на фантастическое представление о мире), о мировоззрении различных прослоек общества, а также представителей различных политических течений и партий. Важно, чтобы основу любого вида мировоззрения составляли идеи нравственности, добра, справедливости, совести и чести.

Научное мировоззрение формируется у учащихся в результате последовательного овладения научными, в частности, философс­кими знаниями, современными научными достижениями, а также си­стемой общих методов познания действительности. Это достаточно длительный, постепенный, противоречивый процесс.

Возрастные возможности формирования мировоззрения школьников учитываются при проектировании содержания образования (см. таблицу 14).

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Младший школьный возрастПодростковый возрастЮношеский возраст
Пониманию учащихся доступны некоторые существенные зависимости, связи между явлениями природы и общества, которые носят мировоззренческий характер (представления о сезонных изменениях в жизни природы, о постоянном развитии мира и другие)Создаются благоприятные условия для овладения учащимися диалектико-материали-стической картиной мира в процессе изучения систематических курсов основ наук. У подростков невелик жизненный опыт, их взгляды не всегда отличаются стройностью, полнотой и устойчивостью. Для них обычно характерна неадекватная самооценка, склонность к подражанию. Поэтому важно побуждать подростков к самостоятельной и обоснованной оценке предметов и явленийВажнейшее новообразование — самосознание личности — определяет готовность старшеклассников к усвоению научного мировоззрения во всем его объеме и полноте. Для них характерны философская направленность мышления, потребность проникнуть в суть вещей и явлений окружающего мира. Это создает основу для формирования фундаментальных методологических идей, прочных взглядов и убеждений учащихся, обеспечивающих принципы их поведения и деятельности. Складывающиеся мировоззренческие позиции способствуют также профессиональному самоопределению старшеклассников

Помимо учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся педагогическими условиями формирования научного мировоззрения школьников являются: обеспечение научной доказательности, логической убедительности и непротиворечивости всех усваиваемых выводов мировоззренческого характера; придание общественной направленности обучению; соблюдение принципа историзма в изучении содержания учебных предметов; развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся в педагогическом процессе; стимулирование эмоционального отношения учащихся к изучаемому материалу; связь обучения с жизнью, включение учащихся в разнообразную практическую деятельность; взгляды и убеждения самих педагогов, их личностные и профессиональные качества.

Критериями сформированности мировоззрения личности являются:

§ знание важнейших понятий, законов, теоретических обобщений, имеющих определяющее значение для понимания законов развития природы и общества и выработки мировоззрения;

§ устойчивость взглядов и убеждений, проявляющаяся при оценке явлений и событий окружающей жизни;

§ развитие способности диалектического осмысления действительности, обнаруживающейся в умелом анализе человеком новых для него знаний, явлений, событий;

§ проявление своей мировоззренческой позиции в конкретных общественных делах, в деятельности и поведении.[1]

Дата добавления: 2015-08-05 ; просмотров: 304 ; Нарушение авторских прав

Статья на тему «Основные направления воспитания личности младшего школьника. Как они реализуются на практике»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Общая характеристика основных направлений содержания воспитания

Под содержанием воспитания понимается система знаний, убеждений, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.

Традиционно в содержании воспитания выделяются следующие направления : формирование мировоззрения, умственное, нравственное, эстетическое, физическое, трудовое воспитание и профориентационная работа со школьниками.

Мировоззрение – это система философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений человека, которые отражают в его сознании общую картину мира и определяют направленность его деятельности. Современная российская школа ориентирована на формирование научно-материалистических взглядов школьников.

Средствами формирования мировоззрения являются процесс обучения, внеурочная деятельность, самостоятельная работа учеников. Показателями сформированности мировоззрения являются наличие системы научных знаний, взглядов и убеждений, которые проявляются в разных видах деятельности, способность совершенствовать свои знания и деятельность.

Умственное воспитание – это педагогическая деятельность, направленная на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, умственных сил, мышления. Система умственного воспитания включает формирование знаний, овладение мыслительными операциями, интеллектуальными умениями. Основные пути реализации данной системы – обучение и внеклассная работа.

Показатели умственной воспитанности: наличие знаний по основам наук, владение умственными операциями и интеллектуальными умениями, наличие научного мировоззрения.

Нравственное воспитание понимается как педагогическая деятельность по формированию у воспитанников системы нравственных знаний, чувств и оценок, общественно одобряемого поведения. Структуру нравственности личности составляют знания, чувства и отношения, поведение. Система нравственного воспитания включает нравственное просвещение, вовлечение воспитанников в деятельность, требующую проявления нравственных качеств. Показателями нравственной воспитанности являются: знание нравственных норм, потребность и умение выполнять нравственные правила, способность переживать нравственные чувства.

Эстетическое воспитание – это процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства. Цель эстетического воспитания – это формирование эстетической культуры школьника, которая включает эстетическое восприятие, чувства, потребности, вкусы и идеалы.

Эстетическое воспитание реализуется на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства и др. Во внеурочное время оно проводится в работе кружков, студий, театрах, специальных воспитательных мероприятиях в системе работы классного руководителя. Показателями эстетической воспитанности являются: наличие эстетических потребностей, знаний, чувств, вкусов, эстетических умений, способностей, занятия искусством.

Трудовое воспитание – это процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств. Основными видами труда являются учебный труд, труд по самообслуживанию, уроки ручного труда и в учебных мастерских, общественно полезный труд, производительный труд. Показателями трудовой воспитанности являются потребность школьника в труде, интерес к труду, трудовая активность, наличие знаний о производстве.

Профессиональная ориентация (составная часть трудового воспитания) – процесс оказания помощи учащимся в выборе профессии в соответствии со способностями, склонностями и рынком труда. Система профессиональной ориентации включает следующие компоненты: профессиональное просвещение, профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация. Итогом профессиональной ориентации является профессиональное самоопределение как состояние готовности выпускника к выбору профессии.

Физическое воспитание – это процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни.

Систему физического воспитания составляют физические упражнения и формирование знаний в учебном процессе, система внеурочной и внеклассной воспитательной работы, система работы учреждений дополнительного образования. К показателям физической воспитанности относят развитые двигательные умения и физическое развитие в целом, соответствующее возрасту, систематические занятия физическими упражнениями, играми, спортом, соблюдение норм личной гигиены, следование требованиям здорового образа жизни.

В настоящее время в содержание воспитание включено такое направление, как формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений .

Культура межнациональных отношений – это качество и определенная степень этих отношений, проявляющаяся в экономических и духовных связях разных народов, в соблюдении такта и взаимной уважительности людей разных национальностей, в их общении; недопустимости пренебрежения к языку, национальным обычаям и традициям других народов, толерантность и веротерпимость.

Содержание патриотического воспитания включает формирование чувства привязанности к родным местам, уважительное отношение к родному языку, заботу об интересах Родины, отстаивание свободы и независимости Родины, уважительное отношение к прошлому и традициям, государственным символам, готовность практическими делами укреплять ее могущество.

Понятие патриотизма неразрывно связано с интернационализмом , которое означает качество личности, выражающееся в осознании равенства и солидарности всех народов независимо от национальной принадлежности.

Воспитательная система моего класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Использование в совместной работе с учащимися и родителями форм, приемов и методов моделирования воспитательной системы класса позволило сформировать желаемый образ выпускника начальной школы.

Цель воспитательной системы – формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности каждого ребенка.

Чтобы реализовать данную цель, необходимо решить следующие задачи:

изучить потребности, интересы, склонности, личностные характеристики учащихся;

воспитывать в детях уважение к себе и другим (взаимоотношения, взаимопомощь, доброе отношение друг к другу);

в оспитывать ребенка как члена общества, умение жить в коллективе, считаться с мнением коллектива;

воспитывать бережное отношение к природе;

создать условия для интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности школьника;

развивать творческую деятельность через КТД

Приоритетным видом деятельности в воспитательной системе является коллективная творческая деятельность. Основу этой деятельности составляет коллективное творческое дело. Одним из наиболее ярких проявлений системы является самоуправление.

Младшие школьники очень любят выполнять в классе различные поручения. В начале учебного года проводятся классные собрания, которые посвящены: выбору актива класса, созданию законов класса, распределению поручений.

Выбор направлений воспитательной работы в классе осуществляется на основе и в соответствии с результатами диагностики, определения уровня развития и интересов учащихся, выявления проблем в личном развитии и межличностных отношениях.

Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни.

Формы реализации: тематические недели, экскурсии познавательного характера

Работа по составлению и представлению презентаций для уроков, внеклассных мероприятий.

Проект «Моя малая Родина»

Проект нацелен на решение ряда педагогических задач: развивать эмоционально-чувственную сферу личности как одного из компонентов экологической культуры, формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающим миром, умений и навыков практической экологически ориентированной деятельности, формировать активную нравственно-экологическую позицию личности по отношению к окружающему.

2. Направление общение

Цель: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей.

Формы реализации: изучение способности к общению каждого ученика в детском коллективе, диагностика

Тестирование учащихся по теме: «Какой я человек?», «Мои интересы», «Чем мне нравится заниматься?». По результатам проведенных диагностик, организовать коррекционную работу: уровень сформированности качеств личности.
3. Направление «Здоровье»

Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека; воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.

Формы реализации: 1. Классные часы на тему: «Правильное питание», «Лет до ста расти нам без старости», «Наши зубы» 2. Спортивные праздники и соревнования. 3. Дни здоровья. 4.Родительские собрания: «Азбука безопасности»; «Трудовая деятельность».

4. Направление «Нравственность»

Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.

Формы реализации: 1.Конкурс рисунков, газет, плакатов 2.Выпуск газеты

Беседы: «Школа вежливости», «О доброте и отзывчивости», «Ты не один на свете»

Эти занятия представляют собой соединение нравственной беседы с играми. Разнообразные подвижные игры, психологические игры и упражнения, музыкальные произведения помогают детям почувствовать и научиться понимать эмоции, выражать их мимикой, пантомимикой, интонацией. Исполняя роли, дети передают настроение героев, отражают их поступки, анализируют ошибки, предлагают позитивные модели поведения.

5.Направление «Дорога и ты»

Цель: обучение правилам безопасного поведения учащихся на улице и дорогах.

Формы реализации: 1. Цикл бесед по ППД. 2. Просмотр и анализ цикла мультфильмов «Смешарики. О безопасности». 3. Просмотр презентаций с викторинами по правилам ППД. Важное место при изучении правил занимают презентации. Их ценность заключается в том, что в них наглядно раскрываются причины несчастных случаев. Учащиеся, просматривая их, убеждаются в необходимости правильного поведения на улице.

Цель: создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.

Формы реализации: Посещение кружков, секций, распределение поручений, участие в делах школы.

Мероприятия: «Спешите делать добро», «День матери», «Праздник Осени», «Новогодний праздник»

Привлечение родителей в учебный и воспитательный процесс. Ребята с родителями устраивают традиционные праздники с выездом на природу, где в неформальной обстановке раскрываются проблемы, возникающие во взаимоотношении родителей с детьми, рассматриваются вопросы: как избежать конфликтных ситуаций, как научиться видеть и уважать в ребенке личность, защита от стрессовых ситуаций. Посещение учеников на дому. Работать в тесном сотрудничестве с родителями.

Успех воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от глубокого проникновения его во внутренний мир детей, от понимания их переживаний и мотивов поведения. Зная особенности учащихся, их интересы и склонности, уровень их воспитанности, легче составить целеустремленный и действенный план воспитательной работы. Иногда классные руководители ошибочно полагают, что индивидуальный подход требуется по отношению к трудным школьникам, к нарушителям правил поведения. Бесспорно, они нуждаются в особом внимании. Но не следует забывать и остальных. За внешним благополучием иногда скрываются отрицательные черты. Надо способствовать полноценному развитию положительных качеств у всех учеников.

. Изучить, чем живет школьник, каковы его интересы и склонности, особенно воля и черты характера, — это, значит, найти верный путь к его сердцу.

Н. К. Крупская в статье «О воспитательной работе» писала о том, что педагоги часто забывают основные положения педагогики: чтобы воспитывать ребенка, надо очень хорошо знать ребят вообще и тех ребят, которых воспитываешь в частности. Без такого знания ребят нельзя по-настоящему организовать не только воспитательной, но и учебной работы, без знания ребят легко скатиться на путь шаблона, уравниловки в подходе к детям.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
статья

Основные направления воспитания в целях гармоничного и всестороннего развития личности

Скачать:

ВложениеРазмер
osnovnye_napravleniya_i_metody_vospitatelnoy_raboty_.docx59.61 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Основные направления воспитания

В целях гармоничного и всестороннего развития личности сформировались следующие направления воспитательной работы :

1. умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и самого себя.

2. теоретическую основу нравственного воспитания составляет этика, применяя следующие методы:

— убеждение и личный пример;

— совет, пожелание и одобрительный отзыв;

— положительная оценка действий и поступков;

— общественное признание достижений и достоинств человека.

3. трудовое воспитание с целью развития добросовестного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности.

4. эстетическое воспитание , которое предполагает способность к эмоциональному восприятию прекрасного, что обязывает человека привносить эстетическое в личную жизнь и жизнь окружающих, в быт, профессиональную деятельность, в социальный ландшафт.

5. физическое воспитание для повышения работоспособности человека (правильное физическое развитие, тренировку двигательных навыков и вестибулярного аппарата, закаливание организма, воспитание силы воли и характера)

6. гражданское воспитание с целью формирования у человека ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу и Отечеству.

7. экономическое воспитание, развивающее мышление современного человека в масштабах своей семьи, производства, страны.

8. правовое воспитание предполагающее изучение своих прав и обязанностей, видов ответственности за их несоблюдение, также воспитание уважительного отношения к законам и Конституции.

9. интернациональное воспитание (привитие человеку культуры межнационального общения, выработку гуманных, высоконравственных, справедливых отношений между людьми)

В современных условиях особое значение приобретает формирование в молодежной среде толерантности и воспитание молодежи в духе интернационализма.

— Толерантность – это терпимость в отношении других людей, отсутствие в отношении них агрессивных намерений, способность терпеть их рядом с собой, не обращая внимание на различия цвета кожи, языка, обычаев и места проживания.

— Интернационализм — это уважение культуры и истории других народов, понимание их проблем и стремление помочь этим народам в решении имеющихся проблем, а также способность использовать их уникальный опыт в интересах собственного народа.

Одни и те же воспитательные задачи могут быть решены разными способами, эффективность решения зависит от множества факторов, основными из которых являются:

— логика совокупного применения методов, приемов и воспитательных средств;

— индивидуально-личностные особенности воспитанника и воспитателя;

— условия и обстоятельства, в которых осуществляется воспитательный акт.

Методы воспитания — это конкретные пути влияния на сознание, чувства и поведение учащихся для решения педагогических задач в их совместной деятельности (общении) с преподавателем.

Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны.

Средства воспитания – это предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач.

Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, а средство воспитания (книга, кинофильм и пр.) и может влиять и без участия педагога.

Классификация методов воспитания:

1. Методы формирования сознания (предназначены для того, чтобы передавать информацию от преподавателя к учащемуся и обратно.)

2. Методы организации деятельности и формирования поведения (практические методы, исходящие из того, что человек является субъектом любой деятельности, в том числе и познавательной.)

3. Методы формирования чувств и отношений ( используются в единстве с методами формирования сознания и деятельности и призваны стимулировать познание и деятельность воспитуемых.)

Разнообразные приемы педагогического влияния могут быть сведены к двум основным методам — требованию и оценке.

Педагогические требования разделяются на:

— побуждающие к действию (в зависимости от степени категоричности это может быть: просьба, задание, приказ)

— запрещающие действовать (указание, соответствующий приказ, наказание)

Оценки делятся на позитивные (поощрение) и негативные (порицание).

При этом необходимо помнить, что негативные оценки подавляют личность, особенно если они относятся не к отдельным поступкам, а к личности в целом. Положительная оценка эффективнее стимулирует личность. Требования и оценки могут быть коллективными и индивидуальными.

Методы и виды влияния

Влияние в воспитании – это деятельность педагога в процессе взаимодействия с учащимся, приводящая к изменению каких-либо аспектов индивидуальности воспитуемого, его поведения и сознания.

Традиционно выделяются четыре основных способа влияния:

— убеждение — включает в себя систему доводов, которые обосновывают выдвигаемые пожелания и предложения

— внушение (суггестия) — направлено на снятие своеобразных «барьеров», препятствующий человеку воспринимать новую информацию и оберегающих его от заблуждений и ошибок.

— феномен заражения чаще всего возникает в группе людей, которые

руководствуются в своем поведении общим эмоциональным состоянием, действуют на основе сведений, принятых без должного анализа, повторяют действия других людей.

— п одражание — это следование примеру или образцу, которое проявляется в повторении одним человеком каких-либо поступков, жестов, интонаций, черт характера другого человека ( может быть произвольным и непроизвольным )

Формы воспитания, самовоспитания, самообразования

Формы воспитания — это способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся посредством воспитательных мероприятий.

Мероприятие – это организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо воспитательных целей.

Наиболее распространенной является классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся (массовые формы, кружковая форма, индивидуальная форма.)

При определении форм воспитательной работы, связанных с различными направлениями воспитательной деятельности, принято выделять:

при организации познавательно-развивающей деятельности учащихся более подходят такие формы, как:

— конкурс знатоков «Что? Где? Когда?»;

— конкурс «Умники и умницы»;

— научные конференции учащихся;

— конкурс изобретателей и т.п.;

при осуществлении задач нравственного воспитания — могут применяться такие формы, как:

— беседа на этические темы;

— литературно-музыкальные композиции и т.п.

Воспитание определяется как специально организованное педагогическое воздействие на развивающуюся личность с целью формирования у нее определяемых обществом социальных свойств и качеств .

Основными психическими факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, и, как следствие, самосовершенствование.

— Самовоспитание — это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.

— Самообразование — это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.

— Самообучение — это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.

Принято выделять высокий и низкий уровни самовоспитуемости, саморазвиваемости и самообучаемости.

Самовоспитание предполагает использование следующих приемов :

— самообязательство — как добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества;

— самоотчет – как ретроспективный взгляд на путь, пройденный за определенное время;

— осмысление собственной деятельности и поведения – предполагает выявление причин успехов и неудач;

— самоконтроль – как систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий.

К основным методам самовоспитания относятся:

— Самопознание — которое включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение.

— Самообладание — которое опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.

— Самостимулирование — которое предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Направления и формы воспитательной работы.

Психолого — педагогическое сопровождение учащихся «Шербакульской школы-интернат» направлено на формирование адаптированной личности ребенка, способной к управлению психологическим и физиологичес.

ПЛАНрайонного семинара-практикума педагогов-психологов и социальных педагоговна базе УВК «школа-лицей»№2 п.Советский30.10.2014г. Тема семинара: «Основные направления и рекомендации коррекционной .

Воспитание в системе специального образования имеет свои особенности, т.к. неразделимо связано со специальным обучением, коррекционной работой, включается во все элементы жизнедеятельности ребёнка на .

Цель воспитательной работы с подростками – создание условий для всестороннего развития личности каждого ребенка и оказание помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и .

Приоритетный национальный проект «Образование» предполагает поддержку инициативной, талантливой молодежи. Выявление одаренных детей является важным направлением образовательной политики наше.

Основные направления и содержание воспитательной деятельности в рамках программы «Открытые двери» на 2017-2018 уч.год.

Умственное воспитание

Умственное воспитание: сущность и основные задачи

Умственное воспитание – это процесс целенаправленного организованного педагогического воздействия на интеллектуальное развитие детей для передачи им знаний и навыков, требующихся для их разностороннего развития, приобщения к социальной жизнедеятельности.

В процессе умственного воспитания происходит становление и развитие познавательных способностей воспитанников, совершенствование их познавательного функционала и развитие навыков усвоения и применения, переданных знаний в практической жизнедеятельности.

Умственное воспитание неразрывно связано и не может существовать в отрыве от умственного развития. Оно представляет собой комплекс качественных и количественных преобразований, осуществляемых в мыслительной деятельности при возрастных изменениях и под воздействием окружающей природной и социальной среды. Умственное развитие индивида, в отличие от умственного воспитания, обусловлено не только социальными факторами и педагогическим воздействием. Оно зависит от физиологии человека: строения коры головного мозга, функционирования его рецепторов, способностей ЦНС к восприятию и передаче импульсов, психологического развития, генетических факторов.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Умственное воспитание нацелено на интеллектуальное развитие личности ребенка. Оно помогает совершенствовать существующие физиологические процессы, ориентированные на усвоение знаний и навыков, тем самым, расширяя познавательные способности и, формируя интеллектуальные навыки. При этом, эффективность воспитательного воздействия зависит от учета закономерностей интеллектуального развития каждого ребенка с раннего возраста.

Воспитание не должно быть построено на основе перегрузки ребенка непосильной и непонятной для него информацией. С одной стороны, такое воспитание нацелено на развитие высоких интеллектуальных навыков и способностей, а с другой стороны оно требует огромных нервных и психических затрат организма, что вызывает нарушение функционирования познавательных процессов и не может принести должного воспитательного эффекта.

Рисунок 1. Умственное воспитание. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Умственное воспитание, при учете его оптимальной организации, способствует развитию не только интеллектуальной сферы личности, но и благотворно сказывается на формировании нравственных качеств, моральных принципов, формировании эстетических черт. Такое воспитание помогает развить привычку здорового образа жизни, поддержания физической формы.

Поскольку, интеллектуальное воспитание направлено на формирование познавательной деятельности посредством которой ребенок исследует окружающий мир, знакомится с законами его функционирования, то в этом процессе принимают участие его мышление и способность к восприятию.

Основными задачами умственного воспитания являются следующие:

  1. Сенсорное воспитание – педагогическое воздействие, носящее целенаправленный характер и ориентированное на развитие чувственных процессов – ощущений и восприятий.
  2. Развитие мыслительной деятельности – становление, совершенствование и развитие мыслительных операций, помогающих развивать познание и мыслительные навыки, а также применять их в различных сферах жизнедеятельности. Требуется развивать память и воображение ребенка с ранних лет.
  3. Формирование речевых навыков – развитие способностей выражать свои мысли, посредством словесных форм. Речь сопряжена с мышлением. Учась говорить, называя предметы и явления, ребенок одновременно и получает определенные знания и учится мыслить.
  4. Развитие любознательности и познавательной заинтересованности – эти процессы необходимы для гармоничного и продуктивного познания. Познавательная заинтересованность необходима для формирования стремления самопознания, саморазвития, исследования процессов и явлений окружающего мира.
  5. Развитие системы знаний об окружающем мире – знакомство с окружающим миром, его процессами и явлениями, объектами и субъектами. Оно составляет фундамент процесса познания. Без знаний и представлений о мироустройстве тяжело воспринимать и усваивать иную познавательную информацию.

Средства, применяемые в умственном воспитании

Педагогика как наука подразделяет все средства, применяемые в воспитании на две большие группы:

  1. Деятельность ребенка.
  2. Продукты духовной и материальной культуры.

К первой группе относится, прежде всего, бытовая деятельность. Она сопровождает ребенка с раннего возраста и заключается в соблюдении режима дня, следования правилам гигиены. Все это положительно сказывается на формировании пространственной ориентации. Дети получают первые представления о времени суток, изучают названия предметов, процессов, осваивают правила поведения в быту.

Для детского возраста лучшим воспитательным средством является игровая деятельность. В ее ходе дети получают разнообразные знания, касающиеся различных сфер и направлений жизнедеятельности. Игровая деятельность дает положительный результат, поскольку она интересна ребенку, увлекает его и развивает стремление к новому познанию.

Немаловажное значение отводится продуктивным разновидностям деятельности:

  1. Трудовая деятельность – ориентирована на развитие сенсорных процессов, опыта ребенка в различных трудовых действиях. Воспитанники знакомятся с материалами, их параметрами, свойствами, вариантами изменений под влиянием внешних факторов, способами применения различных орудий труда и их социальной значимостью;
  2. Конструктивная деятельность – имеет связь с трудовой деятельностью. Ребенок учится составлять конструкции, начиная с элементарных, что развивает его мышление и активизирует познавательные процессы;
  3. Изобразительная деятельность – творческое познание не менее важная составная часть умственного воспитания. Ребенок знакомится с различными направлениями искусства, усваивает культурные ценности, учится смотреть на мир, как на нечто прекрасное и уникальное. Это способствует не только формированию интеллектуальных навыков, но и формирует любовь к прекрасному.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Читать еще:  Дети 1 2 воспитание
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector