221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Умственное воспитание детей дошкольного возраста

Умственное воспитание детей дошкольного возраста

Саад Александра
Умственное воспитание детей дошкольного возраста

Дети в дошкольном возрасте очень быстрыми темпами накапливают знания, навыки и опыт, формируют свою речь, овладевают способами умственной деятельности, совершенствуются во всех аспектах своего умственного развития. Иногда вопросы умственного воспитания детей сводятся к тому, чтобы предоставить ребенку дошкольного возраста максимально большое количество информации и знаний об окружающем его мире. Однако данный подход является достаточно упрощенным и, очевидно, неправильным. Ведь вложить в голову дошкольника большое количество знаний не достаточно для того, чтобы умственно развить ребенка.

Гораздо более важным моментом в процессе умственного воспитания является выработка общих способов познавательной деятельности (это умение сравнивать, оценивать, анализировать, обобщать, а также добиться того, чтобы ребенок сам стремился получать всё новые и новые знания. Наибольший эффект и наилучший результат получается в ситуации, когда умственное воспитание проходит под влиянием обучения и воспитания как такового.

Правильная организация умственного воспитания ребенка дошкольного возраста подразумевает изучение таких аспектов, как закономерности развития ощущений, восприятия, разработка новых методик умственного воспитания на основе опытов, позволяющих определить особенности способностей к познаванию у детей. Исследуются основы формирования разных типов мышления у детей, таких как наглядно-образного, понятийного, наглядно-действенного и логического.

В идеальном случае дошкольное умственное воспитание приводит к тому, что ребенок к концу дошкольного периода обладает достаточно большим багажом знаний об окружающем мире, а также умеет логически мыслить, делать выводы, выделять признаки предметов и явлений, что является фундаментом для последующей учебной деятельности.

Умственное воспитание — это организуемый педагогический процесс, который направлен на повышение общего уровня развития дошкольников. Умственное развитие происходит в повседневной жизни, в процессе общения с взрослыми и со сверстниками путем систематического обучения, игр и др.

Детский сад — самое первое и ответственное звено системы образования детей. Исследования показывают, что темпы развития детей дошкольного возраста намного выше по сравнению с более поздними возрастными периодами.

Обучение в детском саду — это целенаправленный, планомерный и систематический процесс развития ребенка дошкольного возраста. Тут дошкольники получают обучение, которое способствует развитию их любознательности, наблюдательности, пытливости, критичности и сообразительности. Кроме умственного воспитания, дошкольники в детских садах получают физическое, нравственное, трудовое, эстетическое и культурное воспитание, чем, безусловно, ни в коем случае нельзя пренебрегать при воспитании ребенка и формировании разносторонне развитой личности в нем. Дети обучаются культурно-гигиеническим навыкам, у них формируются первичные моральные качества, а также начинают развиваться индивидуальные умения и навыки.

С точки зрения учебной деятельности обучение в детском саду является важной предпосылкой для успешного дальнейшего обучения в школе. Весомое значение имеет использование совершенно иных методов по сравнению со школьным обучением. Здесь важное место занимают наглядные методы, игровые приемы. Усвоение нового материала происходит в основном в процессе активных действий, манипуляций во время игр, рисования, конструирования. Однако это не мешает носить обучению в детском саду программный и методический характер. Умственное воспитание дошкольника основывается на том, что он понимает задачу, поставленную перед ним, может выбрать путь, метод и средства ее решения, а также гарантировать самопроверку результата выполненной работы. Например, чтобы принять задачу, ребенок должен уметь слушать воспитателя, видеть то, что он показывает, а также следовать его указаниям. Чтобы выбрать путь, метод и средства для достижения цели, дошкольник должен уметь придумать план работы, действовать по нему, проявлять интерес, организованность, инициативу и самостоятельность.

Умственное воспитание формируется постепенно. Различают три уровня развития учебной деятельности (на основании исследования А. П. Усова).

Первый уровень, самый высокий, характеризуется тем, что дети слушают указания, используют их в работе, оценивают результат, спрашивают о непонятном и достигают определенного результата. На этом уровне дошкольники действуют осознанно. В таком случае можно сказать, что учебная деятельность сформирована.

Второй уровень развития более слабый. Учебная деятельность тут нестойка,но дети могут обучаться: слушают указания, придерживаются их, склонны подражать друг другу, сравнивают результат своей работы с результатами других.

Третий уровень — самый низкий. Характеризуется лишь дисциплинированностью на занятиях, однако обучаться дети еще не могут.

Выделяют такие основные принципы, согласно которым необходимо осуществлять умственное воспитание детей дошкольного возраста:

1. Принцип развивающего обучения.

2. Принцип воспитывающего обучения.

3. Принцип доступности обучения.

4. Принцип систематичности и последовательности.

5. Принцип сознательности и активности детей.

Очень важна роль умственного воспитания при подготовке к школе. Для успешного обучения ребенку необходимо освоить и развить самостоятельность, активность, приобрести навыки и умения.

Подводя итоги под всем вышесказанным, хочется подчеркнуть, что умственное воспитание детей дошкольного возраста является основополагающим звеном на этапе обучения ребенка, поэтому подход к этому развитию должен быть продуманным, систематизированным, контролируемым. Современная система образования позволяет это реализовать в детских дошкольных учреждениях.

Список использованных источников

1. Джуринский, А. Н. История педагогики. — М. : ВЛАДОС, — 2015. — 285 с.

2. Дошкольная педагогика /Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. — М. : Просвещение, — 2017. — 350 с.

3. Дошкольная педагогика/ Под ред. В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. — М. : Просвещение, — 2018. — 450 с.

4. Зайцева, Н. В. Умственное воспитание дошкольников// Выпуск 1.— Мозырь: Белый ветер, — 2014. — С 125 — 127.

5. История дошкольной педагогики/ Под ред. П. Н. Литвинова — М. : Просвещение, — 2017. — 189 с.

Читать еще:  Как воспитывать мальчика отцу

6. Козлова, С. А., Куликова, Т. А. Дошкольная педагогика. — М. : Академия, — 2019. — 432 с.

7. Константинов, Н. А. История педагогики. — М. : Просвещение, — 2013. — 150 с.

8. Основы дошкольной педагогики/ Под ред. Запорожца, А. В. — М. : ВЛАДОС, — 2015. — 480 с.

9. Педагогический словарь. В 2 т. Т. 1. — М. : Просвещение, — 2017. — 150 с.

10. Педагогический словарь. В 2 т. Т. 2. — М. : Просвещение, — 2017. — 135 с.

11. Усова, А. П. Обучение в детском саду. — М. : Просвещение, — 2018. — 228 с.

Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 пос. Николаевка» Опыт работы: «Физическое развитие и воспитание.

Фотоотчет «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста» «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»Воспитание должно развить в человеке уважение и любовь к труду; оно должно дать ему и.

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Художественно-эстетическое воспитание играет важную роль в формировании.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Умственное воспитание детей дошкольного возраста

Ребенок дошкольного возраста стремительно формирует свою речь, накапливает определенный опыт и получает необходимые знания. Все это целенаправленное воздействие взрослого человека на малыша с целью вооружения его знаниями для развития и полной социальной адаптации в обществе. Умственное воспитание начинается практически с самого рождения, к трем годам мозг ребенка это 80% веса взрослого мозга. Именно это говорит о том, что дошкольный возраст самое время для воспитания умственных способностей малыша.

Но, воспитание ума заключается не только в получение ребенком максимального количества нужной информации о мире. Не менее важно выработать познавательную деятельность, включающую в себя умение обобщать, анализировать, оценивать и сравнивать.

Особенности умственного воспитания детей

Прогрессивный педагог считает оптимальным периодом воспитания умственных способностей возраст от 1 года и до 5 лет. Это говорят и многочисленные исследования. Особенность этого возраста в том, что в это время сознание ребенка работает определяющим образом. Восприятие, воображение, образное мышление, любознательность, стремление к познанию выполняет функцию умственного воспитания.

Задачи умственного развития и воспитания

Основная задача умственного воспитания и общего развития, это создание условий перехода к абстрактно-логическим формам мышления малыша с наглядных. Самым действенным способом считается предметно-практическая деятельность. Эта форма умственного воспитания основывается на осознание каждого отдельного предмета как вида. Например, дуб это не просто дерево, дуб это все то, что изготавливается из него. Ребенок должен построить ту линию, на которой будет переселяться все то, что может быть применимо к дубу. Как понятно в этом играют не последнюю роль родители, ведь от объяснения взрослых зависит, сможет ли малыш построить логическую цепочку.

Методы и формы умственного воспитания дошкольников

Методами умственного развития и воспитания называют способы достижения поставленной цели. Существует три способа — метода игровая, словесная и наглядная.

Наглядный метод. Это форма воспитания с помощью различных картинок, предметов и всего того что видит ребенок. Не случайно некоторые игровые наборы в виде кубиков имеют на себе наглядную информацию иногда совсем не подходящую для развития ребенка по возрасту, например кубики с английскими буквами для детей от 2 лет. Но такие кубики составят хорошую службу в задачи умственного развития и воспитания.

Как правило, для такой формы рекомендуется использовать материалы, которые ребенку не знакомы, например картинки с бегемотом, малыш получит нужную информацию, и когда он увидит бегемота живым в зоопарке, его мозг сработает, восстанавливая уже известную информацию о животном.

Словесные методы. Эта форма развития умственных способностей ребенка всегда применяется только с наглядной формой. Задача родителей объяснять каждую картинку, каждый предмет ребенку, причем объяснение должно быть полным включающим в себя мелкие подробности. Например, показывая машинку на картинке, нужно объяснить из чего состоит автомобиль. Конечно, необходимости в сложных словах нет, но о том, что машина имеет двери, капот, двигатель рассказать стоит. Так малыш получает максимальную информацию, и уже потом безошибочно сможет сказать, что двигатель автомобиля находится под капотом и показать где именно.

Педагоги настаивают на том, что на данный момент это самый действенный способ умственного воспитания дошкольника. Как вариант во время использования данного метода можно использовать различные настольные игры, которые не только помогут развить умственные способности, но и научат ребенка думать, умственный труд относится к самой важной по своей сути форме развития ума.

Практический метод. Данная форма воспитания ума, это формирование его знаний. Обычно практический метод используется перед поступлением ребенка в школу либо на первом году обучения. Эта форма воспитания основывается на понятиях малышом основных моментов всего того что его окружает. Так, например растения, он должен узнать, что с ними происходит зимой, весной — летом и осенью. Все это объясняется словесно без наглядных пособий.

Умственное воспитание детей дошкольного возраста нельзя оценивать и рассматривать от психического развития малыша и его состояния в целом. От того, что интересно малышу, чем он увлечен от того что ребенку близко и следует отталкиваться подходя к этому вопросу. Цель воспитания и развития умственных способностей не только основы того что малыш видит, главное, чтобы ребенок научился анализировать свои действия, сравнивать необходимое, оценивать, обобщать.

Читать еще:  Влияние семейного воспитания на жизненный путь детей

Стоит также учитывать факт того, что упущенное время родителей в умственном развитие и воспитании может быть впоследствии невосполнимо. Знания, полученные ребенком в дошкольном возрасте, помогут ему впоследствии с легкостью проходить этапы обучения в школе.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1. Роль умственного воспитания в системе целостного развития дошкольников.

Умственное воспитание и развитие ребенка нельзя рассматривать в отрыве от его психического развития в целом, от богатства интересов ребенка, его чувств и всех других качеств и черт, которые создают его духовный облик.

Умственное развитие — это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в мыслительной деятельности ребенка в связи с возрастом, обогащением опыта, под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий. В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами интеллектуальной деятельности. Обеспечение умственного развития дошкольника имеет большое значение для всей его дальнейшей деятельности.

Умственное воспитание — это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Оно включает: сообщение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей.

2. Задачи умственного воспитания дошкольников.

1) Формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни.

2) Развитие познавательной деятельности.

3) Развитие любознательности, познавательных интересов и способностей детей.

4) Развитие интеллектуальных умений и навыков.

3. Содержание умственного воспитания детей дошкольного возраста.

Ребенок должен получить четкие представления об окружающих предметах, их назначении, некоторых качествах (цвет, величина, форма) и свойствах (бьется, ломается, рвется, льется и др.), о материалах, из которых они сделаны. Он приобретает также знания о некоторых природных явлениях, их взаимосвязях и закономерностях (характерных признаках времен года и взаимосвязи между этими признаками, типичных особенностях некоторых животных и связи их с образом жизни этих животных и т. п.). В процессе наблюдений за явлениями неживой природы, развитием растений, насекомых, животных воспитатель формирует у детей зачатки материалистических представлений о мире.

Дошкольников знакомят с доступными им общественными явлениями и событиями: трудом людей, с общенародными праздниками; со столицей страны, ее достопримечательностями, крупными городами Беларуси, государственной символикой.

4. Условия умственного развития детей.

Для решения вышеназванных задач необходимо создавать условия умственного развития детей, к которым можно отнести:

1) Насыщенность жизни детей разнообразными видами деятельности, их усовершенствование и развитие.

2) Организация развивающей предметной среды.

3) Использование развивающих технологий.

4) Диагностика и психокоррекция.

5. Основные виды деятельности детей как средства умственного воспитания и развития.

Деятельность детей дошкольного возраста отличается по видам и содержанию, а, следовательно, и по возможностям оказывать влияние на умственное развитие. В различных видах деятельности перед детьми возникают разные познавательные задачи. Чем разнообразнее деятельность ребенка, тем многостороннее для него пути познания окружающего и развития познавательных способностей. Во всех видах деятельности он общается с окружающими людьми, приобретает от них знания и умения, усваивает определенные отношения, овладевает речью.

5. Условия умственного развития детей.

Современные исследователи (Н.Н. Поддьяков, А.И. Савенков, Т.А. Куликова, Л.М. Маневцова и т.д.) в области умственного воспитания определили ряд условий для умственного развития дошкольников:

-создание обогащенной предметно-пространственной среды;

-формирование у ребенка мотивации достижения успеха, выражение веры в его силы и возможности;

-вовлечение детей в выполнение творческих заданий;

-интеграция разнообразных видов деятельности;

-создание проблемно-поисковых ситуаций;

-включение занимательности в содержание обучения;

-проявление положительного эмоционального отношения ребенка к явлениям, предметам и видам деятельности;

При этом основными педагогическими условиями умственного развития являются: постепенное усложнение знаний, активная позиция самого ребенка в их усвоении и овладение детьми элементарной познавательной деятельностью.

6. Характеристика методов умственного воспитания в учреждении дошкольного образования.

Для осуществления умственного воспитания необходимо использовать методы, учитывающие наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления дошкольников. Возрастным особенностям и возможностям дошкольников соответствует классификация, по которой методы подразделяются по источнику передачи и характеру восприятия информации на наглядные, практические, словесные, игровые методы. Однако все эти методы в реальном процессе обучения используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.

Интеллектуальное и умственное воспитание в развитии дошкольников

Умственные способности ребенка лежат в основе его полноценного всестороннего развития. Ведь в это понятие входят развитие психики, мышления, логики, внимания, памяти, восприятия, речи, творческих способностей. Важную роль в этом играет интеллектуальное воспитание в дошкольном учреждении и дома – систематическая целенаправленная работа по воздействию на маленького человека с целью развития этих важных сфер. Когда и как этим нужно заниматься?

Каждому возрасту – свое

Чтобы понять, с какого возраста заниматься этими сферами, нужно знать теоретические основы умственного воспитания. Прежде всего – возраст, в котором ребенок наиболее готов к развитию тех или иных способностей.

  • Основой полноценного развития всех интеллектуальных способностей ребенка можно считать эмоциональный этап, который длится от рождения до полуторагодовалого возраста. В этот период наиболее важна благоприятная эмоциональная атмосфера в семье. Кроме того, познавательные процессы имеют сенсорную специфику – малыш изучает окружающий мир через прикосновения. Поэтому тактильному развитию на данном этапе – зеленый свет. Пусть трогает предметы, различные по форме, размеру, из разных материалов, с разными свойствами.
  • Логический этап (от года до 5 лет) является благоприятным для закладки и дальнейшего развития логического мышления, а также музыкальных способностей. Конструкторы, логические задачки, развивающие игры, головоломки, музыкальные занятия помогут в интеллектуальном воспитании на этом этапе.
  • Речевой этап продолжается от рождения примерно до 10 лет. Это время для расширения кругозора, словарного запаса, тренировки слухового восприятия информации, развития памяти, чтения, активного общения.
Читать еще:  Как правильно воспитывать мальчика 7 8

Поэтому эффективное умственное воспитание должно строиться с учетом этих особенностей.

Занимайтесь развитием речи ребенка с первых же месяцев его жизни. Больше с ним говорите, даже если он пока еще не понимает смысла сказанного, затем побуждайте говорить самого, отвечать на вопросы, обсуждайте с ним все происходящее, читайте много книжек. Ведь речь – это важнейшее средство коммуникации, с помощью которого ребенок сможет последовательно, связно, полно излагать свои мысли, делать выводы, строить отношения со сверстниками, общаться с воспитателями в саду, принимать участие в обучающих и познавательных играх.

Как достичь цели?

Собственно, какие это цели? Какие задачи должны решаться в процессе воспитания интеллектуальных и умственных способностей малыша? Основные из них следующие:

  • формирование адекватных представлений о мире, законах природы и социума;
  • развитие психически обусловленных познавательных процессов (таких, как память, речь, восприятие, воображение, мышление);
  • развитие любознательности и воображения;
  • развитие простейших приемов умственной деятельности;
  • речевое развитие.

Как решают эти задачи в детском саду? Прежде всего, в самой понятной и приятной для дошкольников форме – игровой, что обусловлено психологией возраста, а также в процессе физического и трудового воспитания, любой продуктивной деятельности. В ходе таких игр и занятий, используя доступный и понятный детям материал, воспитатели учат малышей сравнивать, наблюдать, размышлять, делать первые выводы, устанавливать причинно-следственные связи, осваивать навыки коммуникации, ставить и достигать цели. В конечном счете все эти навыки помогают стимулировать дошкольника к активной познавательной деятельности.

Особую роль в этом важном процессе играет организация личного опыта малыша. Наблюдение, эксперименты, простейшие опыты над обыденными вещами (особенно – над природными явлениями) помогают детям дошкольного возраста накопить такой опыт.

Занимаемся дома

Основное условие для успешного умственного развития – любящая семья, в которой всегда поймут, помогут, поддержат, похвалят за успехи, посоветуют, придадут уверенности. В такой обстановке ребенок будет более продуктивно и гармонично развиваться.

Второе необходимое условие – воспитание в виде игры. Такая форма способствует:

  • повышению интереса к учебе;
  • творческой и познавательной деятельности;
  • развитию мышления, логики, памяти и других интеллектуальных процессов;
  • раскрытию склонностей и талантов ребенка;
  • повышению усидчивости, концентрации внимания;
  • нравственному, трудовому, физическому воспитанию;
  • развитию наблюдательности, воображения, чувства прекрасного.

При этом ребенок не отдает себе отчет в том, что он учится, познает. Это происходит незаметно для него.

Учите своего малыша играть в шашки, шахматы, разгадывать ребусы, кроссворды и головоломки, собирать конструкторы, пазлы. Эти занятия прекрасно способствуют интеллектуальному развитию.

Третье условие – учитываем склонность ребенка к развитию тех или иных способностей, соответственно возрасту.

Современные технологии все прочнее входят в нашу жизнь. Но помните, что увлечение ребенка компьютером или телефоном далеко не всегда полезно. Чаще всего это лишь дополнительная нагрузка на органы зрения и психику, поэтому ограничивайте время, которое малыш проводит, «общаясь» с современной техникой.

Как играть?

Важно подбирать игры на развитие разных способностей ребенка. Ниже приведены некоторые из них.

Для развития восприятия формы прекрасно подходит узнавание предметов, находящихся в мешке, на ощупь. Цветовое восприятие тренируют, например, подбирая пары к предметам заданного цвета. Для развития восприятия размеров можно просить малыша расставить несколько предметов по возрастанию или убыванию их величины. Восприятие времени тренируется при помощи наводящих вопросов: «Какое время года сейчас? Как ты это понял? Что быстрее растет, цветок или человек? Почему?».

Можно поиграть с ребенком в пуговицы. Для этого двум игрокам понадобятся расчерченные в клетку листы бумаги, а также одинаковые наборы различных пуговиц. Ведущий на своем поле выкладывает несколько пуговиц, а затем накрывает их бумагой. Ребенок должен повторить раскладку на своем поле.
Еще одна игра – «Найди изменение». Малышу показывают картинку, дают запомнить. Затем показывают похожее изображение, на котором что-то отсутствует или заменено. Ребенок должен вспомнить, что именно.

С ребенком договариваются, что он хлопнет, услышав правильно построенную фразу, топнет – услышав фразу с какой-то ошибкой (снег всегда идет летом).
Отслеживание начала и конца какой-то линии, переплетенной на рисунке с несколькими другими, – также прекрасная тренировка внимания.

Малышу предлагают представить себя потерянным шарфиком, маминой шубой, найденной перчаткой, смятой или аккуратно сложенной рубашкой и т. д.
Также полезно взрослому и дошкольнику нарисовать разные закорючки и обменяться рисунками. У кого получится дорисовать их до логических картинок – тот победил. Другой вариант – малышу предлагают незаконченное изображение и просят назвать, что изображено.

Здесь хороши игры по типу «съедобное-несъедобное» (например, «бывает – не бывает»). Полезно отгадывать предметы по их описанию, додумывать – «что будет, если…».

Умственные и интеллектуальные способности не прогрессируют сами собой. Для этого ребенку нужно получать соответствующий опыт, а затем использовать его. Давая ему этот опыт в игровой форме, важно помнить, что все дети отличаются скоростью мышления. Кто-то схватывает быстрее, кто-то медленнее. Нельзя ругать малыша за его «тугодумство». У него просто свой ритм. А вот похвала, поддержка помогут любому малышу развить интеллект, хорошо подготовиться к школе и дальнейшей социализации.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector