221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Умственное воспитание это развитие

Умственное воспитание (стр. 1 из 3)

Понятие об умственном развитии и умственном воспитании

Задачи умственного воспитания

Развитие мыслительной деятельности

Воспитание любознательности и познавательных интересов

Формирование системы знаний об окружающем мире

Средства умственного воспитания

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна. По прогнозам ученых, 3-е тысячелетие на пороге, которого стоит человечеств, будет ознаменовано информационной революцией, когда знающие образованные люди станут ценить как истинное национальное богатство. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний предъявляет иные, чем были 30-40 лет назад, требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. На первые план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.

Между тем во многих странах мира, во всех звеньях системы просвещения – от дошкольного учреждения до университетов – отмечаются, с одной стороны, рост информированности, с другой стороны – снижение в целом качества знаний, умственного развития обучающихся.

В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определятся как период, оптимальный для умственного развития и воспитания. Так считали педагоги, создавшие первые системы дошкольного воспитания, — A. Фребель, М. Монтессори. но в исследованиях А.П. Усовой, А.В.Запорожца, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова выявлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее. Ребенок может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, как это предусмотрено в системах A. Фребеля, М.Монтессори, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явления природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач.

Понятие об умственном развитии и умственном воспитании

Умственное развитие – это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мысленных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка. На умственном развитии ребенка сказываются и биологические факторы: строение мозга, состояние анализаторов, изменения нервной деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков.

По данным ученых (генетиков, психологов), предпосылки умственных способностей заложены в природе ребенка на 50-60 % (в зарубежной научной литературе указывается более высокий уровень — до 80%). Причем подчеркивается, что умственные способности ребенка от рождения носят преимущественно творческий характер, но не у всех получается должное развить. Оказывается, что от воспитания зависит, будут ли вообще развиваться умственные способности малыша, а тем более, – какое направление они получат. Представьте, что ребенку посчастливилось, и природа наградила его задатками различения цветов. На основе этих задатков может развиться способность к живописи, к художественному труду: он будет сам создавать произведения (рисунки, композиции из разных материалов), проявляя острую наблюдательность, собственное видение мира, анализировать, оценивать произведения искусства, наслаждаться творчеством и т.д. условия жизни, воспитания, отношение родителей, педагогов к самому ребенку и к его деятельности – вот факторы, от которых зависит, насколько реализуются задатки, которыми его отметила природа.

Об умственном развитии ребенка судят по объему и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание), по способности к самостоятельному творческому познанию. С раннего возраста у ребенка начинает формироваться совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний, совершенствованию мыслительных операций, другими словами развивается его ум. В дошкольном возрасте в большей или меньшей степени проявляются такие свойства ума, как быстрота, широта, критичность, гибкость мыслительных процессов, глубина, креативность, самостоятельность.

Таким образом, умственное развитие детей дошкольного возраста зависит от комплекса социальных и биологических факторов, среди которых направляющую, обогащающую, систематизирующую роль выполняет умственное воспитание и обучение.

Умственное воспитание – планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умение применять усвоение знания в деятельности.

Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие, способствует ему. Однако это происходит лишь в том случае, если учитываются закономерности и возможности умственного развития детей первых лет жизни.

В дошкольные годы наблюдаются более высокие темпы умственного развития, чем в последующие возрастные периоды. Особо следует обратить внимание на умственное развитие детей раннего возраста. Современные исследования установили, что обычно до 2 лет дети живут столь насыщенно, что наблюдается очень большой объем познавательной деятельности. Мозг ребенка развивается удивительно быстро: к 3 годам он уже достигает 80 % веса мозга взрослого человека. Как свидетельствуют данные физиологии, большинство современных детей раннего возраста страдает не от избытка информации, а от ее недостатка.

Не следует допускать и другой крайности, когда путем усиленного воспитания и обучения малыша перегружают чрезмерными по содержания и объему знаниями, пытаясь развить у него какие-либо высокие способности. При интенсивной тренировке ребенок может усвоить знания, достигнуть результатов, но это будет стоить физических и нервно-психических затрат. Отсюда вытекает правило, следовать которому обязательно: не перегружать, не переутомлять мозг ребенка!

Дефекты, допущенные в умственном развитии ребенка на протяжении дошкольного детства, трудно устранить в более старшем возрасте. Они оказывают отрицательное влияние на все последующее развитие. Например, в семье, в дошкольном учреждении не уделяют внимания играм ребенка со строительным материалом, с конструкторами. Из-за этого у него не развивается пространственное воображение, что может создать трудности при изучении геометрии, овладении черчением в школе.

Основная особенность умственного развития ребенка дошкольного возраста – преобладание образных форм познания: восприятия, образного мышления, воображения. Для их возникновения и формирования дошкольный возраст обладает особыми возможностями.

Для развития нравственного облика ребенка важны представления о моральных нормах, правилах поведения, о конкретных проявлениях нравственных качеств. Например, дети 3-4 лет говорят о любом ребенке, с которым играли, не ссорились: «Это мой друг». Кто такой друг? Что значит значить дружить? Представления о дружбе, друге, которые ребенок усваивает, направляют его поведение, наполняя его новым содержанием, служат для оценки поступков друга и самооценки.

С раннего возрастом ребенок приобретает знания об уходе за своим телом, которые становятся основой охраны здоровья, формирования культурно-гигиенических привычек, усвоения правильных движений.

Умственное воспитание, имея своей целью воздействие на ум ребенка, благотворно сказывается на становлении его нравственного облика, эстетическом развитии, приобретение привычки к здоровому образу жизни.

Задачи умственного воспитания

Основной функция умственного воспитания детей первых лет жизни – формирование познавательной деятельности, т.е. такой деятельности, в ходе которой ребенок учится познавать окружающий мир.

Читать еще:  Как воспитывать ребенка 7 лет

Познавательная деятельность осуществляется в формах восприятия и мышления. При помощи восприятия ребенок познает внешние свойства предметов в их совокупности. Благодаря мышлению ребенок постигает внутренние, скрытые свойства, между предметами и явлениями. Между восприятием и мышлением существует тесная связь. Восприятие формируется в первые месяцы жизни ребенка, а начало развития мышления относится к возрасту около 2 лет.

Для полноценного умственного развития ребенка первых лет жизни необходимо заботиться о развитии его восприятия и мышления. В связи с этим важнейшими задачами умственного воспитания детей дошкольного возраста являются:

— развитие мыслительной деятельности

Сенсорное воспитание – целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.

Для развития восприятия ребенок должен овладеть общественным сенсорным опытом, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов, сенсорные эталоны.

Сенсорные эталоны – это обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития.

В первые годы жизни у детей формируются предпосылки сенсорных эталонов. Со второй половины первого года до начала третьего года формируются так называемые сенсомоторные предэталоны. В дошкольном возрасте ребенок пользуется так называемыми предметными эталонами. Между тем исследования показали, что в старшем дошкольном возрасте дети могут соотносить качества предметов с освоенными общепринятыми эталонами: солнце как шар.

Умственное воспитание

Умственное воспитание: сущность и основные задачи

Умственное воспитание – это процесс целенаправленного организованного педагогического воздействия на интеллектуальное развитие детей для передачи им знаний и навыков, требующихся для их разностороннего развития, приобщения к социальной жизнедеятельности.

В процессе умственного воспитания происходит становление и развитие познавательных способностей воспитанников, совершенствование их познавательного функционала и развитие навыков усвоения и применения, переданных знаний в практической жизнедеятельности.

Умственное воспитание неразрывно связано и не может существовать в отрыве от умственного развития. Оно представляет собой комплекс качественных и количественных преобразований, осуществляемых в мыслительной деятельности при возрастных изменениях и под воздействием окружающей природной и социальной среды. Умственное развитие индивида, в отличие от умственного воспитания, обусловлено не только социальными факторами и педагогическим воздействием. Оно зависит от физиологии человека: строения коры головного мозга, функционирования его рецепторов, способностей ЦНС к восприятию и передаче импульсов, психологического развития, генетических факторов.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Умственное воспитание нацелено на интеллектуальное развитие личности ребенка. Оно помогает совершенствовать существующие физиологические процессы, ориентированные на усвоение знаний и навыков, тем самым, расширяя познавательные способности и, формируя интеллектуальные навыки. При этом, эффективность воспитательного воздействия зависит от учета закономерностей интеллектуального развития каждого ребенка с раннего возраста.

Воспитание не должно быть построено на основе перегрузки ребенка непосильной и непонятной для него информацией. С одной стороны, такое воспитание нацелено на развитие высоких интеллектуальных навыков и способностей, а с другой стороны оно требует огромных нервных и психических затрат организма, что вызывает нарушение функционирования познавательных процессов и не может принести должного воспитательного эффекта.

Рисунок 1. Умственное воспитание. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Умственное воспитание, при учете его оптимальной организации, способствует развитию не только интеллектуальной сферы личности, но и благотворно сказывается на формировании нравственных качеств, моральных принципов, формировании эстетических черт. Такое воспитание помогает развить привычку здорового образа жизни, поддержания физической формы.

Поскольку, интеллектуальное воспитание направлено на формирование познавательной деятельности посредством которой ребенок исследует окружающий мир, знакомится с законами его функционирования, то в этом процессе принимают участие его мышление и способность к восприятию.

Основными задачами умственного воспитания являются следующие:

  1. Сенсорное воспитание – педагогическое воздействие, носящее целенаправленный характер и ориентированное на развитие чувственных процессов – ощущений и восприятий.
  2. Развитие мыслительной деятельности – становление, совершенствование и развитие мыслительных операций, помогающих развивать познание и мыслительные навыки, а также применять их в различных сферах жизнедеятельности. Требуется развивать память и воображение ребенка с ранних лет.
  3. Формирование речевых навыков – развитие способностей выражать свои мысли, посредством словесных форм. Речь сопряжена с мышлением. Учась говорить, называя предметы и явления, ребенок одновременно и получает определенные знания и учится мыслить.
  4. Развитие любознательности и познавательной заинтересованности – эти процессы необходимы для гармоничного и продуктивного познания. Познавательная заинтересованность необходима для формирования стремления самопознания, саморазвития, исследования процессов и явлений окружающего мира.
  5. Развитие системы знаний об окружающем мире – знакомство с окружающим миром, его процессами и явлениями, объектами и субъектами. Оно составляет фундамент процесса познания. Без знаний и представлений о мироустройстве тяжело воспринимать и усваивать иную познавательную информацию.

Средства, применяемые в умственном воспитании

Педагогика как наука подразделяет все средства, применяемые в воспитании на две большие группы:

  1. Деятельность ребенка.
  2. Продукты духовной и материальной культуры.

К первой группе относится, прежде всего, бытовая деятельность. Она сопровождает ребенка с раннего возраста и заключается в соблюдении режима дня, следования правилам гигиены. Все это положительно сказывается на формировании пространственной ориентации. Дети получают первые представления о времени суток, изучают названия предметов, процессов, осваивают правила поведения в быту.

Для детского возраста лучшим воспитательным средством является игровая деятельность. В ее ходе дети получают разнообразные знания, касающиеся различных сфер и направлений жизнедеятельности. Игровая деятельность дает положительный результат, поскольку она интересна ребенку, увлекает его и развивает стремление к новому познанию.

Немаловажное значение отводится продуктивным разновидностям деятельности:

  1. Трудовая деятельность – ориентирована на развитие сенсорных процессов, опыта ребенка в различных трудовых действиях. Воспитанники знакомятся с материалами, их параметрами, свойствами, вариантами изменений под влиянием внешних факторов, способами применения различных орудий труда и их социальной значимостью;
  2. Конструктивная деятельность – имеет связь с трудовой деятельностью. Ребенок учится составлять конструкции, начиная с элементарных, что развивает его мышление и активизирует познавательные процессы;
  3. Изобразительная деятельность – творческое познание не менее важная составная часть умственного воспитания. Ребенок знакомится с различными направлениями искусства, усваивает культурные ценности, учится смотреть на мир, как на нечто прекрасное и уникальное. Это способствует не только формированию интеллектуальных навыков, но и формирует любовь к прекрасному.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

19.Умственное воспитание

Умственное воспитание – это планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни и умение применять усвоенные знания в деятельности.

Задачи умственного воспитания включают в себя:

1. Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности, развитие познавательных интересов, потребности в самообразовании, чувство долга и ответственности

Читать еще:  Философия воспитания детей

2. Формирование опыта познавательной деятельности, способность к творчеству, к принятию нестандартных решений и развитие мышления

3. Развитие эрудиции, помощь в овладении системой научных знаний, формирование мировоззрения и в освоении способов деятельности

4. Формирование эмоционального отношения к окружающему миру, знаниям, познавательной деятельности и к самому себе

Умственное воспитание имеет следующее значение:

1. Содействие эстетическому воспитанию

2. Развитие ума ребенка и его психических процессов

3. Формирование системы знаний, развивается речь

4. Содействует трудовому воспитанию, т.к. умственное воспитание – это трудовой процесс и прежде чем что – то сделать необходимо поставить определенную цель и спланировать дальнейшую деятельность.

5. Содействует нравственному воспитанию (любовь к животным, бережное отношение к окружающим, взаимопомощь)

6. Содействие физическому воспитанию, т.к. если ребенок физически нездоров, то плохо усваивает знания, поэтому чтобы физически развиваться надо быть интеллектуально развитым.

Первой ступенью умственного воспитания традиционно считается развитие любознательности и сенсорное воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Па второй ступени происходит освоение основных форм мышления. А. А. Люблинская выделяет 4 основные фазы решения ребенком познавательной задачи в наглядно-действенном плане:

– первая фаза характеризуется тем, что ребенок осмысливает лишь конечную цель, которую требуется достигнуть;

– вторая фаза соответствует выявлению реальных условий познавательной задачи с помощью поисковых и пробующих действий;

– третья фаза дает возможность соотнести условия задачи с основной целью;

– четвертая фаза характеризуется тем, что выстраивается вся цепь условий, выполнение которых ведет к решению задачи.

Существуют специфические средства умственного воспитания, связанные с освоением детьми средств мышления:

К первой группе относятся преобразующе-воспроизводящие средства, с помощью которых обнаруживаются и прослеживаются различные скрытые свойства и связи предметов и явлений. В результате происходит отражение и воспроизведение данных свойств в форме представлений или в словесной форме, в виде схем преобразований.

Ко второй группе относятся средства, с помощью которых осуществляется распознавание выделенных свойств предметов и их связей с точки зрения имеющихся у человека знаний и используется для сериации и классификации предметов и явлений.

Сериация – упорядочивание объектов но выделенному основанию. Она включает умения выделять признак (один или несколько) при его изменении в ряду предметов, фигур; выстраивать ряд объектов по изменяющемуся признаку (в том числе числа); строить фигуры в соответствии с выделенным принципом изменения фигур в рядах.

Классификация– мыслительная операция, заключающаяся в распределении каких-либо предметов, явлений, понятий но классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков в соответствии с установленными критериями. Ведущую роль при этом играют так называемые «узловые знания» о тех или иных областях действительности.

Цель, содержание, организационные формы и методы умственного воспитания

Ум — функция мозга в отражении закономерностей явлений окружающей жизни, совокупность познавательных процессов. Умственные способности у человека характеризуются такими качествами ума: сообразительность (скорость умственной реакции), критичность (способность объективно оценивать факты и явления), пытливость (способность к настойчивому поиску решения умственной задачи), вдумчивость, глубина ума и т. д.

Умственное воспитание — процесс овладения общественно-историческим опытом, накопленным человечеством. Это специально организуемый педагогический процесс, направленный на формирование у детей системы знаний, умений, навыков, способов умственной деятельности, развитие способностей.

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей, интереса к познанию себя и окружающего мира. В раннем детстве умственное воспитание тесно связано с физическим. У детей память, внимание, воображение носят непроизвольный характер и как бы вплетены в их деятельность. Наиболее правильный путь интеллектуального развития ребенка – общение с взрослыми и детьми старшего возраста, в результате которого расширяется кругозор, и пополняется словарный запас ребенка. Для умственного развития дошкольника чрезвычайно важным являются игры-занятия. Полезны игры, в которых используются одинаковые по форме, но различные по величине и цвету, предметы, а также ролевые игры, в которых ребенок подражает действиям взрослых в быту. Таким образом, умственное воспитание основывается на:

– развитии воли, памяти, сообразительности как основ познавательного, воспитательного и образовательного процессов;

– формирование культуры учебного и трудового процессов;

– развитие личностных качеств – расширение кругозора и словарного запаса, воображения, самостоятельности и способности к творчеству;

– стимулирование интереса к работе с книгой.

Умственное воспитание – планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умение применять усвоение знания в деятельности.

В дошкольные годы наблюдаются более высокие темпы умственного развития, чем в последующие возрастные периоды. Особо следует обратить внимание на умственное развитие детей раннего возраста. Современные исследования установили, что обычно до 2 лет дети живут столь насыщенно, что наблюдается очень большой объем познавательной деятельности. Мозг ребенка развивается удивительно быстро: к 3 годам он уже достигает 80 % веса мозга взрослого человека. Как свидетельствуют данные физиологии, большинство современных детей раннего возраста страдает не от избытка информации, а от ее недостатка.

Основной функция умственного воспитания детей первых лет жизни – формирование познавательной деятельности, т.е. такой деятельности, в ходе которой ребенок учится познавать окружающий мир.

Цель умственного воспитания заключается в формировании осознанного мышления, познания и развитого интеллекта личности. Реализация этой цели приводит к развитию следующих качеств:

Воспитание в данном направлении происходит на основе знаний наук, а они содействуют формированию творчески мыслящей личности, которая испытывает потребность в постоянном пополнении своих знаний и желании совершенствовать их уровень.

Данный процесс непрерывен, проходит в процессе обучения, трудовой и игровой деятельности. Знания черпаются из книг, интернет — ресурсов, средств массовой информации.

Методы умственного воспитания детей

Ведущие педагоги сегодня пришли к мнению, что умственное воспитание детей дошкольного возраста позволяет значительно облегчить обучение в школе. Этому способствует возможность использования совершенно иных методов по сравнению со школьным обучением, в которых немаловажное значение отводится наглядным методикам и игровым приемам. Для развития умственных способностей и усвоения нового материала воспитатель в детском саду или центре раннего развития должен предлагать выполнение различных заданий – рисования, лепки, конструирования.

Кроме того, методы умственного воспитания детей должны быть направлены на выполнение поставленных перед воспитателем целей, включающих:

Развитие мыслительной деятельности;

В зависимости от поставленной цели выбирается и соответствующая методика. Развитие и становление речи направлено на воспитание звуковой культуры речи, обогащение словаря и формирование грамматического строя. В зависимости от возраста для этого могут использоваться различные дидактические материалы, пальчиковые и подвижные игры. Формирование культуры речи необходимо для выработки навыков выражать свою мысль, умения выслушать собеседника и удерживать предмет разговора. Методы умственного воспитания детей для развития мыслительной деятельности также разнообразны и определяются как возрастом, так и психологическими особенностями ребенка. Для этого чаще всего используется игровая среда, в которой малыш наиболее легко может усвоить необходимые знания и получить навыки. В развивающем обучении синтезируются элементы игрового, познавательного, учебного и поискового взаимодействия. Также необходимо стимулировать разнообразную самостоятельную деятельность ребенка и поощрять его интерес к получению знаний об окружающем мире.
Методами называют способы достижения целей умственного воспитания. Их делят на игровые, наглядные и словесные. Формы — это инструменты методов.

Читать еще:  Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста

Наглядные методы соответствуют особенностям детского мышления. Девочки и мальчики всегда легче воспринимают информацию в форме картинки. То есть наглядность в умственном воспитании — это не обязательно раздаточный материал, кубики, пазлы.

Демонстративные приемы наглядных методов — это рассматривание картинок, предметов, орудий труда, иллюстраций, кинофильмов, видеоматериалов. Оно помогает детям изучить то, что в повседневной жизни они не видят.

Словесные методы всегда используются вместе с наглядными. Рассматривая того же слона, воспитатель или мама объясняют ребенку словами, для чего служит зверю хобот, информируют о месте его проживания, питания.

Практические методы используются для формирования умений ребенка, углубления его знаний. Они применяются педагогами в тесной связи со словесными и наглядными методами. Чаще используются в старшем дошкольном и школьном возрасте.

Задача детского дошкольного учреждения — подготовить ребенка к школе. Часть этой задачи состоит в вооружении малыша знаниями и умениями.

Изучением темы десятки лет занимался руководитель лаборатории умственного воспитания НИИ дошкольного воспитания Академии педагогических наук Николай Поддьяков. Суть работы заключалась в исследования внутреннего противоречия как рычага саморазвития ребенка.

Ученый сформулировал принцип оптимального соотношения умственного воспитания и саморазвития. Согласно исследованиям Николая Поддьякова, детское экспериментирование положительно влияет на развитие конструирования, игр, труда в природе, изобразительной деятельности. Оно способствует также и общему психическому развитию детей. Главные задачи умственного воспитания дошкольников — это:

1. Сенсорное развитие (органов чувств и восприятия) .

2. Мыслительная деятельность (овладение мыслительными операциями, развитие познавательных способностей) .

3. Становление речи.

4. Воспитание любознательности.

5. Формирование системы знаний об окружающей среде.

Все вышеуказанные задачи взаимосвязаны. Их специфика определяется возрастными возможностями детей, и в детском дошкольном учреждении четко сформулированы в Программе дошкольного воспитания, которой и руководствуются воспитатели.

Каждой возрастной группе соответствует определенный уровень умений, знаний, навыков, овладеть которыми ребенок должен к концу года. Задачи умственного воспитания достигаются в процессе ежедневных занятий. Это математика, рисование, физкультура, трудовая деятельность, лепка, конструирование.

Развитие игр, общения, формирование отношения детей к окружающему связано со знаниями о жизни общества и деятельности взрослых, о явлениях природы.

Содержание умственного воспитания в детском саду — это и усвоение правил и норм поведения, например, отношений детей и взрослых, использования вещей, правил поведения на дороге, в лесу, парке, общественных местах.

27. Система эстетического воспитания характеристика ее структурных компонентов.Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настроение их, слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании. Так каким же должно быть эстетическое воспитание, чтобы в полной мере повлиять на полноценное формирование личности, и от каких критериев оно зависит?

В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.

Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания:

эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;

художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов; эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности;

воспитание творческих потребностей и способностей. Среди последних особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов и др.

Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. С самого раннего возраста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Игра — первичный и весьма продуктивный способ пробуждения творческих потенций, развития у ребенка воображения и накопления первых эстетических впечатлений. Получаемый через общение и деятельность опыт формирует у детей дошкольного возраста элементарное эстетическое отношение к действительности и к искусству.

Ребенок рождается в семье. Круг первоначального общения его ограничен родителями и ближайшими родственниками, ответственность которых за формирование мира эстетических чувств и представлений ребенка чрезвычайно велика. Хорошо известна сила детских впечатлений, их долговечность. Первые «кирпичики» в фундамент эстетической культуры будущей личности закладываются именно в семье, в самые ранние этапы становления, когда умственное развитие ребенка идет особенно бурно. А потому так важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических запросов, культурный климат в семье.

Существенное значение в эстетическом воспитании ребенка играет организация детского быта — чистоты, порядка, удобства, красоты, где все соразмерно, согласовано по цвету, форме, величине и т.п. Уже с 2-3 – летнего возраста, детей следует приобщать к созданию мира красоты через наведения порядка в комнате, опрятность одежды, так самым утверждая их в понимании того, что красота – дела рук человеческих.

Эстетическое постижение предметов происходит через их форму, цвет, величину. Важно, чтобы игрушки отвечали требованию разнообразия и праздничности. Важно, чтобы игрушки отвечали требованию разнообразия и праздничности. Способность анализировать и схватывать форму развивается с помощью и посредством предметного моделирования, конструирование, по картинам.

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 1813 ;

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector