221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Умственное воспитание учащихся

ТЕМА: «Умственное воспитание учащихся»

I. Задачи и основные пути умственного воспитания.

II. Развитие интеллектуальных умений школьников.

Задачи умственного воспитания.

Задача умственного воспитания в школе — формирование творче­ски мыслящей личности, развитие интеллектуальных способностей каж­дого человека.

Умственное воспитание направлено на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, навыков мыслительной деятельности.

Основные пути умственного воспитания — систематическое обу­чение учащихся, построенное на основе принципов развивающего обу­чения, и внеклассная работа по развитию их умственной культуры.

Умственное развитие учащихся происходит также под влиянием окружающей среды, средств массовой информации.

Решающее значение в умственном воспитании имеет целенаправ­ленное обучение учащихся, в процессе которого они овладевают знания­ми, умениями, навыками.

Проблеме умственного развития детей всегда уделялось особое внимание в педагогике.

Учебные программы определяют задачи воспитания мышления, умственных сил и способностей учащихся на принципах «развивающего обучения», которое ориентирует учителя на формирование специальных интеллектуальных умений и навыков учащихся.

*элементарное интеллектуальное образование

Цель: правильное и всестороннее развитие умственных задатков человека, которое обеспечит интеллектуальную самостоятельность, а также привитие определенных развитых интеллектуальных навыков.

* умственное развитие = накопление знаний + овладение умствен­ными приемами и операциями;

* чем отличается общее развитие от умственного?

Общее развитие включает в себя волю, познавательные процессы и чувства.

Центральный вопрос умственного развития — это формирование осознанности и произвольности.

В обучении должны применяться проблемные беседы, дискуссии, отрабатываться различные приемы учебной работы: сравнение, класси­фикация, систематизация, обобщение, выделение главного и другие мыслительные операции.

Умственное воспитание осуществляется также и во внеклассной работе. 4 лекции научно — популярного характера;

· оформление тематических выставок книг;

· познавательные игры, конкурсы;

· творческие задания, доклады; дни Математики и др.

* комната для творческих дел детей (здесь находятся инструменты для самостоятельных работ по рисованию, выпиливанию, выжиганию).

Учителя ведут «Творческие книжки» каждого учащегося, в кото­рых отмечаются виды деятельности ученика, достигнутые им результаты и успехи. Отсюда возможно выявление склонностей, способностей и их развитие в дальнейшей работе как учебной, так и внеучебной.

У детей необходимо формировать навыки и умения научной орга­низации учебного труда, навыки самоорганизации, саморегулирования и самоконтроля (владение различными способами: выполнение обратных действий, сопоставление с ответом и анализ). Также обращать внимание на умение ребенка планировать свой ответ и проводить самоанализ вы­полненной работы.

Работа с учебной книгой

· рациональное использование оглавления;

· выделение существенного в тексте;

· определение главной мысли;

· постановка вопросов к тексту;

· выделение непонятных мест в тексте.

Основным источником стимулирования познавательного интереса можно считать:

· содержание учебного материала, которое должно вызывать чувство удивления,

· воспитание самостоятельности в учении;

· формирование познавательной активности;

· создание положительной эмоциональной атмосферы обучения.

Развитие интеллектуальных умений

Чтобы развить внимание учащихся, учителя четко ставят перед учащимися задачи предстоящей работы, поддерживают интерес к теме яркими примерами, используют наглядные пособия, записи на доске, за­нимательные игры.

Одновременно с развитием внимания формируется память (сло­весная, зрительная, образная, двигательная).

*Установка на запоминание материала.

Умственное воспитание непосредственно связано с формировани­ем у учащихся научного мировоззрения, так как характер и стиль мыш­ления зависят от мировоззренческих позиций личности (оценка явления, обоснование своей точки зрения; поиск оригинального решения в жиз­ни).

*В.Ф. Шаталов (опорные сигналы)

*С.Н. Лысенкова (опорные схемы)

ТЕМА: «Эстетическое воспитание учащихся»

I. Проблема эстетического воспитания, ее актуальность.

II. Вопросы эстетического воспитания школьников в истории педаго­гики: Новиков Н.И. (1744-18Т8), Шацкий С.Т. (1878-1934), Сухомлинский В.А. (1918-1970).

Основные идеи, принципы, средства, содержание эстетического воспитания.

Эстетические чувства людей играют огромную роль в их жизни. Умение видеть, понимать и создавать прекрасное делает духовную жизнь человека богаче, интереснее, дает ему возможность испытывать самое высокое духовное наслаждение. От того, как человек понимает, чувствует, переживает прекрасное и отвратительное, возвышенное и низкое, комическое и трагическое, во многом зависит его поведение в обществе.

С раннего детства ребенку свойственно стремление к красоте.

¨ Как постепенно научить детей видеть, чувствовать и делать прекрас­ное (в учебе, труде, повседневной жизни)?

Проблема эстетического воспитания актуальна особенно в наши дни, когда самостоятельно дети и без интереса и желания читают книги, стихи; когда учителя сталкиваются с пассивностью в слушании музыки, изучении произведений искусства, с неумением детей слушать и слы­шать звуки природы.

! Понятие красоты, эстетики — отвлеченное, абстрактное понятие, индивидуальное для каждого.

Новиков Н.И. об эстетическом воспитании.

В содержании эстетического воспитания включается изучение красноречия, поэзии и элементарных основ эстетики.

Необходимо учитывать природные задатки и степень одаренности ребенка. «Элементарные основания» изящных наук должны быть известны каждому обучающемуся, а более углубленное их изучение следует проводить в зависимости от задатков, склонностей ребенка к тому или иному виду искусства.

В процессе обучения надо не только приобщать детей к искусству, к прекрасному и красивому, не только прививать им художественный вкус, но и развивать в них творческие начала, при этом огромное значе­ние имеют примеры — упражнения — правила — образцы.

Шацкий С.Т. об эстетическом воспитании.

Считает, что эстетическое воспитание не должно сводиться только к сообщению знаний и развитию умений в различных областях искусства; должно включаться в трудовую, умственную, художественную, игровую жизнь детей (развитие творческих способностей и всестороннее развитие детей).

Вся повседневная жизнь детей должна быть наполнена эстетическими впечатлениями воздействие эмоциональной жизни на воображение, чувства, мысли, интересы ребенка.

Впечатления выражают дети в рисунке, лепке, танце, движении, игре, песне, слове, труде. Ребенок в рисунок вкладывает больше содер­жания, чем нарисовано.

Начатки творческой силы существуют почти у всех, надо только создать подходящие условия для их проявления, развития и углубления.

Слушание музыки, рассказы о великих музыкантах, о музыке, о художниках, их произведениях, посещение театров, экскурсии в картинные галереи, музеи, архитектурное искусство.

Искусство должно стать потребностью всех детей (обогащение чувств и познания).

Чтение сказок, обстановка, настроение, эстетика труда, участие в кружках, выпуск журналов: стихи, заметки, шаржи.

В эстетическом воспитании детей Шацкий С.Т. отводил особую роль природе. Прогулки, экскурсии, длительные путешествия. Особо важны детские наблюдения над явлениями природы, записи, сочинения, умение образно и поэтически выражать свои мысли, впечатления.

Читать еще:  Цели и задачи семейного воспитания школьников

Умственное воспитание учащихся. Цель, сущность, педагогические условия и средства его осуществления

Главная > Доклад >Педагогика

Умственное воспитание учащихся. Цель, сущность, педагогические условия и средства его осуществления

Умственное воспитание (УВ) — педагогическая деятельность, направленная на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, умственных сил, мышления. Оно осуществляется в тесном единстве с формированием мировоззрения.

Интеллектуальная культура включает в себя комплекс знаний и умений в области умственного труда: умение определять цели познавательной деятельности, планировать ее, выполнять познавательные операции различными способами, работать с источниками. Формирование умственной культуры является частью задач по умственному развитию детей, которое понимается как процесс созревания и изменения умственных сил под воздействием биологических и социальных факторов. Умственные силы (ум) — совокупность индивидуальных способностей к накоплению знанию, совершению мыслительных операций. Свойства ума — быстрота, ясность, критичность, глубина, гибкость, широта, креативность.

В природе ума и его развитии много сложного и неясного. Педагогу надо знать, что имеются две точки зрения на природу умственного развития. Согласно одной, интеллект, умственные способности даны от рождения в особых психологических структурах, обеспечивающих восприятие и переработку информации. С ростом человека способности генетически вступают в силу, проявляются (гештальтпсихология, генетическая психология Ж.Пиаже).

Согласно другой, умственные силы на генетической основе развиваются прижизненно под влиянием внешней среды. Для их развития требуется специальная деятельность — обучение (Л.С.Выготский). В соответствии с этим в отечественной педагогике разрабатывалась система умственного воспитания, задачи которой: формирование знаний как условия умственного роста, овладение мыслительными операциями, интеллектуальными умениями, формирование научного мировоззрения. Основные мыслительные операции — это анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение. К интеллектуальным умениям относят общие учебные умения — читать, писать, считать, излагать свои мысли — и специальные умения: читать карты, чертежи и т.п. К общим интеллектуальным умениям относят также навыки самостоятельной работы, культуру умственного труда.

Пути решения задач УВ — это обучение и внеклассная работа с учащимися. Проблему умственного развития в процессе обучения разрабатывали Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Н.А.Менчинская, П.Я.Гальперин и др. Опорой служили выводы Л.Выготского о том, что обучение должно ориентироваться не на достигнутый уровень развития, а на «зону ближайшего развития»: предъявлять ученикам задания, которые они могут выполнить при обучающей помощи взрослых. Согласно этому подходу, умственное развитие обеспечивается, кроме содержания обучения и воспитания, подбором заданий исследовательского характера, на установление причинно-следственных связей, на сравнение и др. В 60-е годы прошедшего века Л.В.Занков с сотрудниками обосновал развивающую дидактику для начальной школы. В настоящее время довольно широкое распространение получила концепция и методика развивающего обучения В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина

Во внеклассной работе имеются такие формы умственного воспитания: научно-популярные лекции, семинары, конференции учащихся, встречи со специалистами, выставки, организация предметных недель, игры, конкурсы, олимпиады. Учитель и исследователь И.П.Волков для развития ума и других способностей создал комнату творчества учащихся, где они могут пробовать себя в разных занятиях.

Развитие интеллекта взаимосвязано с мотивационной сферой личности: потребностями, мотивами, интересами. Средства их формирования таковы: содержание учебного и внеурочного материала, методы его подачи и организации мыслительной деятельности, создание положительных эмоций в деятельности детей.

В тесной связи с интеллектуальным развитием протекает процесс формирования мировоззрения ученика — системы философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений, которые отражают в его сознании общую картину мира и определяют направленность его деятельности . Взгляды и убеждения — это принятые человеком представления о мире, как достоверные и эмоционально переживаемые . Основой для формирования убеждений являются научные знания, общественный и личный жизненный опыт.

Средствами формирования мировоззрения являются процесс обучения, внеурочная деятельность, самостоятельная работа учеников. Усвоение мировоззренческих аспектов знания обеспечивается отбором содержания, методами преподавания, выделением фундаментальных идей в каждой области знания и деятельности, межпредметными связями, созданием интегрированных курсов. Взгляды и убеждения формируются в общении и в собственной практической деятельности учеников: трудовой, общественной, художественной, технической и пр.

Для выработки учениками взглядов очень важна позиция педагога. Он должен сам иметь убеждения, жить в соответствии с ними, уметь говорить о них с учащимися, не навязывая их и одновременно не отказываясь от них из конъюнктурных соображений. Можно считать, что в отечественной школе учитель традиционно выступает как носитель определенных норм и мировоззренческих позиций.

Показателями умственной воспитанности являются наличие знаний по основам наук, владение умственными операциями, интеллектуальными умениями, наличие системы взглядов на мир, носящих мировоззренческий характер, на основе которых ученик оценивает себя и мир и строит свою жизнь и деятельность.

Умственное воспитание

Умственное воспитание: сущность и основные задачи

Умственное воспитание – это процесс целенаправленного организованного педагогического воздействия на интеллектуальное развитие детей для передачи им знаний и навыков, требующихся для их разностороннего развития, приобщения к социальной жизнедеятельности.

В процессе умственного воспитания происходит становление и развитие познавательных способностей воспитанников, совершенствование их познавательного функционала и развитие навыков усвоения и применения, переданных знаний в практической жизнедеятельности.

Умственное воспитание неразрывно связано и не может существовать в отрыве от умственного развития. Оно представляет собой комплекс качественных и количественных преобразований, осуществляемых в мыслительной деятельности при возрастных изменениях и под воздействием окружающей природной и социальной среды. Умственное развитие индивида, в отличие от умственного воспитания, обусловлено не только социальными факторами и педагогическим воздействием. Оно зависит от физиологии человека: строения коры головного мозга, функционирования его рецепторов, способностей ЦНС к восприятию и передаче импульсов, психологического развития, генетических факторов.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Умственное воспитание нацелено на интеллектуальное развитие личности ребенка. Оно помогает совершенствовать существующие физиологические процессы, ориентированные на усвоение знаний и навыков, тем самым, расширяя познавательные способности и, формируя интеллектуальные навыки. При этом, эффективность воспитательного воздействия зависит от учета закономерностей интеллектуального развития каждого ребенка с раннего возраста.

Воспитание не должно быть построено на основе перегрузки ребенка непосильной и непонятной для него информацией. С одной стороны, такое воспитание нацелено на развитие высоких интеллектуальных навыков и способностей, а с другой стороны оно требует огромных нервных и психических затрат организма, что вызывает нарушение функционирования познавательных процессов и не может принести должного воспитательного эффекта.

Читать еще:  Как правильно воспитывать мальчика

Рисунок 1. Умственное воспитание. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Умственное воспитание, при учете его оптимальной организации, способствует развитию не только интеллектуальной сферы личности, но и благотворно сказывается на формировании нравственных качеств, моральных принципов, формировании эстетических черт. Такое воспитание помогает развить привычку здорового образа жизни, поддержания физической формы.

Поскольку, интеллектуальное воспитание направлено на формирование познавательной деятельности посредством которой ребенок исследует окружающий мир, знакомится с законами его функционирования, то в этом процессе принимают участие его мышление и способность к восприятию.

Основными задачами умственного воспитания являются следующие:

  1. Сенсорное воспитание – педагогическое воздействие, носящее целенаправленный характер и ориентированное на развитие чувственных процессов – ощущений и восприятий.
  2. Развитие мыслительной деятельности – становление, совершенствование и развитие мыслительных операций, помогающих развивать познание и мыслительные навыки, а также применять их в различных сферах жизнедеятельности. Требуется развивать память и воображение ребенка с ранних лет.
  3. Формирование речевых навыков – развитие способностей выражать свои мысли, посредством словесных форм. Речь сопряжена с мышлением. Учась говорить, называя предметы и явления, ребенок одновременно и получает определенные знания и учится мыслить.
  4. Развитие любознательности и познавательной заинтересованности – эти процессы необходимы для гармоничного и продуктивного познания. Познавательная заинтересованность необходима для формирования стремления самопознания, саморазвития, исследования процессов и явлений окружающего мира.
  5. Развитие системы знаний об окружающем мире – знакомство с окружающим миром, его процессами и явлениями, объектами и субъектами. Оно составляет фундамент процесса познания. Без знаний и представлений о мироустройстве тяжело воспринимать и усваивать иную познавательную информацию.

Средства, применяемые в умственном воспитании

Педагогика как наука подразделяет все средства, применяемые в воспитании на две большие группы:

  1. Деятельность ребенка.
  2. Продукты духовной и материальной культуры.

К первой группе относится, прежде всего, бытовая деятельность. Она сопровождает ребенка с раннего возраста и заключается в соблюдении режима дня, следования правилам гигиены. Все это положительно сказывается на формировании пространственной ориентации. Дети получают первые представления о времени суток, изучают названия предметов, процессов, осваивают правила поведения в быту.

Для детского возраста лучшим воспитательным средством является игровая деятельность. В ее ходе дети получают разнообразные знания, касающиеся различных сфер и направлений жизнедеятельности. Игровая деятельность дает положительный результат, поскольку она интересна ребенку, увлекает его и развивает стремление к новому познанию.

Немаловажное значение отводится продуктивным разновидностям деятельности:

  1. Трудовая деятельность – ориентирована на развитие сенсорных процессов, опыта ребенка в различных трудовых действиях. Воспитанники знакомятся с материалами, их параметрами, свойствами, вариантами изменений под влиянием внешних факторов, способами применения различных орудий труда и их социальной значимостью;
  2. Конструктивная деятельность – имеет связь с трудовой деятельностью. Ребенок учится составлять конструкции, начиная с элементарных, что развивает его мышление и активизирует познавательные процессы;
  3. Изобразительная деятельность – творческое познание не менее важная составная часть умственного воспитания. Ребенок знакомится с различными направлениями искусства, усваивает культурные ценности, учится смотреть на мир, как на нечто прекрасное и уникальное. Это способствует не только формированию интеллектуальных навыков, но и формирует любовь к прекрасному.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

ЛЕКЦИЯ НА ТЕМУ: » СОДЕРЖАНИЕ УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

ЛЕКЦИЯ 3. СОДЕРЖАНИЕ УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.Цели и задачи умственного воспитания младших школьников.

2. Психологические основы умственной деятельности.

Воспитательная деятельность педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ.ред. В.А.Сластенина и И.А.Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2005.

Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Ростов н /Дону, 2004. – 352 с.

Подласый И. П. Педагогика начальной школы: учебник / И.П.Подласый. – М.: Владос, 2008. – 464 с.

1.Цели и задачи умственного воспитания младших школьников

Среди задач воспитания, стоящих перед современной школой важная роль принадлежит умственному воспитанию учащихся. Обучение является важнейшим средством умственного воспитания. Успешность умственного воспитания в процессе обучения зависит от множества факторов: содержания учебного материала, организации интеллектуального труда, отношения между всеми компонентами учебной деятельности.

Под умственным воспитанием подразумевается целенаправленный организованный процесс развития умственных сил и мышления учащихся, формирование культуры умственного труда, вооружение их знаниями основ наук, а также формирование научного мировоззрения и национального самосознания, развитие умственных сил и способностей, овладение мыслительными операциями.

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей, интереса к познанию себя и окружающего мира. В раннем детстве умственное воспитание тесно связано с физическим. У детей память, внимание, воображение носят непроизвольный характер и как бы вплетены в их деятельность. Наиболее правильный путь интеллектуального развития ребенка – общение с взрослыми и детьми старшего возраста, в результате которого расширяется кругозор, и пополняется словарный запас ребенка. Для умственного развития дошкольника чрезвычайно важным являются игры-занятия. Полезны игры, в которых используются одинаковые по форме, но различные по величине и цвету, предметы, а также ролевые игры, в которых ребенок подражает действиям взрослых в быту. Таким образом, умственное воспитание основывается на:

– развитии воли, памяти, сообразительности как основ познавательного, воспитательного и образовательного процессов;

– формирование культуры учебного и трудового процессов;

– развитие личностных качеств – расширение кругозора и словарного запаса, воображения, самостоятельности и способности к творчеству;

– стимулирование интереса к работе с книгой.

Ум — функция мозга в отражении закономерностей явлений окружающей жизни, совокупность познавательных процессов. Умственные способности у человека характеризуются такими качествами ума: сообразительность (скорость умственной реакции), критичность (способность объективно оценивать факты и явления), пытливость (способность к настойчивому поиску решения умственной задачи), вдумчивость, глубина ума и т. д.

Читать еще:  Как правильно воспитать детей без отца

Культура умственного труда представляет собой умение принять или поставить задачу, выбрать способ решения, осуществить план действий, оценить результаты.

Умственная работоспособность достигается в результате длительной и организованной умственной деятельности.

Умственное развитие — совокупность психических изменений, происходящих в мыслительной деятельности ребенка, в связи с возрастом, обогащением опыта социальной среды.

Умственное воспитание — процесс овладения общественно-историческим опытом, накопленным человечеством. Это специально организуемый педагогический процесс, направленный на формирование у детей системы знаний, умений, навыков, способов умственной деятельности, развитие способностей.

Основная цель умственного воспитания — развитие общего уровня ребенка.

Мышление — наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Основные мыслительные операции:

а) анализ — мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики;

б) сравнение — основано на установлении сходства и различия между объектами;

в) синтез — мыслительная операция, позволяющая в едином процессе переходить от частей к целому;

г) обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам;

д) абстрагирование — отвлечение, которое основано на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечение от других, не существенных.

Основными формами логического мышления являются: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие отражает существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженных словом или группой слов. Понятия могут быть общими, единичными, конкретными и абстрактными.

Суждение — это форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями в виде утверждения или отрицания. Суждения могут быть истинными или ложными.

Умозаключение — на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Умозаключения бывают: индуктивные, дедуктивные, по аналогии (индукция — это логический вывод от частного к общему; дедукция — от общего к частному; аналогия — от частного к частному на основе некоторых элементов сходства).

Средствами умственного воспитания являются все виды деятельности — игровая, спортивная, продуктивная, умственная, трудовая и т.д.

Задачами умственного воспитания является:

1. Формирование системы научных знаний о природе, обществе, мышлении, формирование мировоззрения.

2. Развитие умственной деятельности, мыслительных процессов и операций, познавательной активности и самостоятельности, культуры умственного труда.

3. Воспитание познавательных потребностей и интересов.

4. Формирование речи.

5. Сенсорное развитие.

6. Формирование учебной деятельности.

7. Формирование основных психических процессов (памяти, внимания, воображения и т.д.).

2. Психологические основы умственной деятельности

Познавательная деятельность протекает в двух видах: восприятие (сенсорная и практическая форма) и мышление. Они представляют собой разные стороны познания, которые различаются объектами (что познается) и средствами, внутренними механизмами (как осуществляется познание). Поэтому познавательные способности делятся:

а) сенсорные способности — это восприятие предметов и их внешних свойств, что больше способствует формированию эмпирического мышления;

б) интеллектуальные способности — выявление скрытых свойств предметов, их связей и отношений, что влияет на формирование теоретического мышления.

При чувственном восприятии, в основном, познаются внешние свойства предметов (величина, цвет, форма, положение в пространстве). Они отражаются в сознании в виде представлений и образов. Наивысшей формой отражения является теоретическое мышление, которое является средством познания внутренних свойств предметов и связей между ними: количественных, временных, причинно-следственных, пространственных. Результаты мышления влияют на развитие психических процессов: каково мышление у ребенка — такова его психика.

Восприятие и мышление тесно связаны между собой. Восприятие — это основа для развития мышления. В свою очередь, мышление совершенствует и кристаллизует восприятие. Поэтому для обеспечения полноценного умственного развития ребенка необходимо одинаково заботиться как о развитии восприятия, так и мышления.

В учебной деятельности происходит не только научение, но и воспитание. В самом учении человеком приобретаются не только знания, умения и навыки, но формируются, закрепляются определенные качества личности, склонности, способности, интересы, потребности, черты характера и т.д.

Основное содержание воспитательной работы в начальных классах связано с формированием у ребенка потребности в знаниях, познавательных интересах, любви к истине, потребности в непрерывном самообразовании и саморазвитии. Все это закладывается уже с дошкольного возраста и зависит от окружающей среды и активности самого ребенка.

В конце младшего школьного возраста закрепляется потребность в достижении успехов и потребность избегания неудач. Дети начинают различать способности и прилагаемые усилия и понимают, что их успехи зависят от старания. Большое влияние на осознание личностных и внеличностных факторов, от которых зависит успех, оказывают оценки, даваемые им взрослыми.

Основные виды мышления

К индивидуальным особенностям мышления относится предпочтительность в использовании человеком наглядно-действенного, наглядно-образного и абстрактного (логического) мышления.

1. Наглядно-действенное мышление формируется с самого рождения ребенка до четырех лет. Связано с реальными преобразованиями объектов в процессе его практических действий. Мышление отражает развитие ручных умений ребенка по исследованию познаваемого объекта (ломает игрушку, изучает ее устройство). Такая практическая деятельность приводит к анализу результатов и получению новой информации о познаваемом объекте. Основная функция наглядно-действенного мышления заключается в получении сведений о скрытых свойствах объекта, которые выявляются в ходе практических преобразований. Основным способом осуществления наглядно-действенного мышления является способ, который обозначается, как путь «проб и ошибок».

2. Наглядно-образное мышление характеризуется опорой на образы и представления. Практические преобразования исследуемого объекта заменяются воображаемыми (представляемыми) преобразованиями, т.е. без практического действия ребенок оперирует конкретными образами предметов. В этих образах сочетаются обобщенные представления о скрытых свойствах объектов. Наглядно-образное мышление связано с представлением ситуаций и изменениями в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности. Особенность этого мышления заключена в установлении непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств, а ситуация преобразуется только в образном плане. Это мышление возникает в возрасте 4-5 лет и развивается в процессе взаимодействия предметных действий, речи, подражания, игровой и продуктивной деятельности.

3. Словесно-логическое (абстрактное) мышление осуществляется при помощи логических операций с обобщенными понятиями. Это мышление является результатом развития ранних видов мышления. Ребенок учится оперировать конкретными образами предметов, которые постепенно преобразовываются в обобщенные образы предметов. При этом происходит сравнение, сопоставление образов, в результате чего детьми выделяются существенные признаки определенного класса объектов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector