221madou.ru

Мама и Я
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Условия правильного воспитания в семье

Условия правильного воспитания детей в семье

Важ­нейшая роль принадлежит авторитету и личному примеру ро­дителей, их педагогическому такту, культуре быта в семье, зна­нию возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Под авторитетом следует понимать глубокое уважение детьми родителей, добро­вольное и сознательное выполнение их требований, стремление подражать им во всем и прислушиваться к их советам.

А. С. Макаренко вскрыл сущность истинного и виды ложного авторитета. Истинный гражданский авторитет определяется об­щественным лицом родителей, их отношением к труду и общест­венной собственности, их поведением в семье и отношением к семейным обязанностям, к ребенку, к его воспитанию. Авторитет родителей завоевывается и в общественно-бытовых делах: участие в благоустройстве двора, оказание помощи детскому саду, школе.

Воспитательная сила личного примера родителей обусловле­на психологическими особенностями детей дошкольного возраста: подражательностью и конкретностью мышления. Дети безотчетно склонны подражать и хорошему, и плохому, больше следовать примерам, чем нравоучениям. Поэтому так важен требователь­ный контроль родителей за своим поведением, которое должно служить детям образцом для подражания. «Ваше собственное по­ведение — самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспиты­ваете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».

Положительное влияние примера и авторитета родителей усиливается, если нет расхождений в словах и поступках роди­телей, если требования, предъявляемые к детям, едины, постоян­ны и последовательны. Только дружные и согласованные действия дают необходимый педагогический эффект. Важным в создании авторитета является также уважительное отношение родителей к окружающим людям, проявление к ним внимания, потребность оказывать помощь. Особое значение имеет отношение родителей к воспитателям детского сада и учителям школы. Родителям необходимо поддерживать авторитет педагогов, чутко прислуши­ваться к их требованиям.

Авторитет родителей во многом зависит и от отношения к детям, от интереса к их жизни, к их маленьким делам, радостям и печалям. Дети уважают тех родителей, которые всегда готовы их выслушать и понять, прийти на помощь, которые разумно сочетают требовательность с поощрением, справедливо оценивают их поступки, умеют своевременно учесть желания и интересы, наладить общение, способствовать укреплению дружеских отноше­ний. Детям нужна разумная и требовательная родительская лю­бовь, которая приучала бы их к выполнению различных обязан­ностей по отношению к товарищам, к окружающим взрослым, к своим родным и помогала бы выработать положительные чер­ты характера и навыки поведения.

Педагогический родителей такт — это хорошо развитое чувство меры в обращении с детьми. выражается в умении найти наиболее близкий путь к чувствам и сознанию детей, выбрать эффектив­ные воспитательные меры воздействия на их личность , учитывая возрастные и индивидуальные особенности, конкретные условия и обстоятельства.

Педагогический такт— это своего рода мастерство, кото­рому нужно учить родителей так же, как и воспитателей. А. С. Ма­каренко включал в него организацию характера, поведения, спе­циальные знания и навыки (постановка голоса, владение ми­микой, умение читать на лице ребенка признаки душевных дви­жений, играть, подобно артисту, шутить, быть веселым и серди­тым и т. д.). При этом он придавал большое значение инди­видуальному подходу к каждой отдельной личности, анализу и учету конкретных случаев, утверждая, что в воспитании не может быть шаблона и рецептуры, требовал использования раз­личных приемов. Педагогический такт проявляется и при оценке поступков детей. Такт роди­телей тесно связан с тактом детей — с ответным чувством меры в поведении, основанном на чутком и внимательном от­ношении к людям.

В понятие культурного быта включаются правильные взаимоотношения между чле­нами семьи, уважение друг друга, а также разумная органи­зация всей жизни семьи: домашней обстановки, общих дел, досуга. Беседы с ребенком в свободной и сердечной атмосфере создают близость между родителями и детьми и становятся одним из средств родительского влияния. Неполадки в воспитании часто возникают там, где общая жизнь семьи недостаточно организована: нарушается режим, отсутствует четкое распределение обязанностей между взрослы­ми, незанятые дети предоставлены самим себе и т. д. Отри­цательно сказываются на характере и нравственных качествах детей и пережитки старого быта, сохранившиеся в некоторых семьях: неправильное отношение к женщине, алкоголизм, предрас­судки и суеверия.

На воспитание детей в семье влияют и внешние условия: культура домашней обстановки, соблюдение гигиенических, общекультурных и эстетических требований. В каждой семье необходимо создать ребенку условия для правильного развития: выделить уголок для игр и занятий, индивидуальную кровать, полотенце, посуду, место для хранения одежды и обуви. Дети должны соблюдать чистоту и порядок в домашней обстановке, бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Именно в семье закладываются основы коммунистического отношения к общественной собственности, к народному добру.

Правильное распределение денежных средств в семье, ра­зумное планирование расходов с учетом нужд каждого члена семьи и общих потребностей ведут к организованности и поряд­ку, повышают культуру быта. Детей необходимо вовлекать в решение практических дел, давать эпизодические и постоянные поручения купить что-либо для семьи, тактично проверяя стоимость покупки и сдачу, кон­тролировать расходы «карманных денег», чтобы предупредить развитие дурных привычек (накопление, мотовство, хищение).

Осведомленность родителей о физиологических и психоло­гических особенностях детей раннего возраста помогает им не только заботиться об охране здоровья ребенка, но и целенаправ­ленно развивать движения, культурно-гигиенические навыки, речь, деятельность общения. Специальные педагогические зна­ния помогают развивать детскую пытливость, наблюдательность, простейшие формы логического мышления, руководить игрой и трудом, разбираться в причинах детских поступков. Особенно важно способствовать развитию самостоятельности ребенка, упражнять его в преодолении трудностей, укреплять его волю. Излишняя опека со стороны родителей сдерживает активность, вызывает конфликты, мешает освоиться с положением в среде сверстников

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Условие правильного воспитания в семье
статья

Правильное воспитание — наша счастливая старость, плохое воспитание — наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной

Скачать:

ВложениеРазмер
usloviya_pravilnogo_vospitaniya_v_seme.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

Условия правильного воспитания в семье.

Макаренко А.С. Об условиях семейного воспитания:

Осознание родителями ответственности за воспитание детей перед обществом: родители должны понять мысль А.С. Макаренко о том, что «воспитание детей — самая важная область нашей жизни. Правильное воспитание — наша счастливая старость, плохое воспитание — наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». Воспитание своего ребенка следует рассматривать не как личное дело, а как исполнение гражданского долга перед обществом. Воспитывая детей, родители формируют личность граждан, будущих отцов и матерей, в успехе заинтересованы не только они сами, но и общество в целом. педагогические знания: успешным воспитанием в семье может быть лишь тогда, когда родители ясно понимают его цель и задачи, пути и средства их осуществления. Это необходимо для установления единства воспитательных воздействий в семье и детском саду. Чтобы правильно воспитывать ребенка, над хорошо знать и понимать его, а для этого необходимы педагогические знания. Они помогут родителям в правильном анализе поведения ребенка, выборе верных путей для его воспитания. П равильная организация семейной жизни: важную роль в воспитании детей играет общий уклад жизни семьи: равенство супругов, правильные взаимоотношения между членами семьи, общий тон доброжелательности, взаимного уважения и заботы, атмосферы патриотизма, трудолюбия, общий порядок и семейные традиции, единство требований взрослых к ребенку. Жизнь семьи должна быть организована таким образом, чтобы полнее удовлетворялись и развивались не только материальные нужды (в еде, одежде, тепле и т.п.), но и духовные потребности.

авторитет: родители должны иметь авторитет в глазах ребенка, без этого воспитание невозможно. Наиболее авторитетны те родители, которые успешно сочетают трудовую и общественную деятельность с семейными обязанностями, проявляют интерес и внимание к жизни своих детей, умело и тактично руководят их жизнью и развитием — все это относится в равной мере и к матери и к отцу.

— правильное отношение родителей к ребенку: в основе отношения родителей к ребенку лежит естественное и прекрасное чувство любви к нему. Все дело в чувстве меры проявления родительской любви, в сочетании ее с требовательностью и уважением к личности ребенка. Безмерная любовь к ребенку, проявляющаяся в безоговорочном удовлетворении всех его желаний и требований «Хочу», «Дай», «Купи», открытое любование им, демонстрация его едва намечающихся способностей — все это приносит вред малышу, делает его капризным, эгоистичным, ослабляет волю. Такая любовь к ребенку называется слепой. Правильное отношение родителей к детям заключается в умении сочетать ласку, мягкость и нежность со строгой последовательной требовательностью, учитывающей возможности ребенка, особенности возраста. Правильно относиться к ребенку — это значит уважать в нем человека, пусть еще маленького, с малым жизненным опытом и знаниями, уважать его права на внимание к нему взрослых, на общение с ними, на условиях разнообразной деятельности.

Выдающийся советский педагог А.С. Макаренко считал, что воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитывать. Правильное воспитание с самого раннего детства — это вовсе не такое трудное дело, как многим кажется. По своей трудности это дело по силам каждому отцу и каждой матери. Совсем другое -перевоспитание. Если ваш ребенок воспитывался неправильно, если вы что-то прозевали, мало о нем думали, а то, бывает, и поленились, запустили ребенка, тогда уже нужно многое переделывать, поправлять. И вот эта работа поправки, работа перевоспитания -уже не такое легкое дело. Перевоспитание требует и больше сил, и больше знаний, больше терпения, а не у каждого родителя все это найдется.

Можно решительно утверждать, что воспитание единственного сына или единственной дочери гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Очень часто единственный ребенок привыкает к своему исключительному положению и становится настоящим деспотом в семье. Только в семье, где есть несколько детей, родительская забота может иметь нормальный характер. Она равномерно распределяется между всеми. В большой семье ребенок привыкает с самых малых лет к коллективу, приобретает опыт взаимной связи.

Очень болезненно отражается на воспитании ребенка, если родители не живут вместе, если они разошлись. Часто дети становятся предметом распри между родителями, которые открыто друг друга ненавидят и не скрывают этого от детей.

Необходимо рекомендовать тем родителям, которые почему-либо оставляют один другого, чтобы в своей ссоре, в совсем расхождении они больше думали о детях.

Вопрос о структуре семьи — вопрос очень важный, и к нему нужно относиться вполне сознательно.

Ваше собственное поведение — самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету — все это имеет для ребенка большое значение.

Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом — вот первый и самый главный метод воспитания!

Истинная сущность воспитательной работы заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и организации жизни ребенка. В воспитательной работе нет пустяков. Какой-нибудь бант, который вы завязываете в волосах девочки, та или иная шапочка, какая-нибудь игрушка — все это такие вещи, которые помогут иметь в жизни ребенка самое большое значение. Хорошая организация в том и заключается, что она не выпускает из виду мельчайших подробностей и случаев. Мелочи действуют регулярно, ежедневно, ежечасно, из них и складывается жизнь. Руководить этой жизнью, организовать ее и будет самой ответственной вашей задачей.

Нельзя отделить семейные дела от дел общественных. Ваша активность в обществе или на работе должна иметь отражение и в семье, семья ваша должна видеть ваше политическое и гражданское лицо и не отделять его от лица родителя. Все, что совершается в стане, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям.

На чем основан авторитет родителей? В понимании этой проблемы
встречаются заблуждения среди родителей. ,

Есть немного сортов ложного авторитета:

— авторитет подавления (следствие — подавленность и жесткость детей);

— авторитет расстояния (следствие — отдаленность детей);

— авторитет чванства (следствие — чванятся и дети);

— авторитет педантизма (человек всегда и во всем прав);

— авторитет резонерства (родители говорят красивые слова, но это только слова);

— авторитет любви (родители говорят нежные слова, много ласки);

— авторитет доброты (следствие — дети становятся капризными и
требовательными);

— авторитет дружбы (дети могут начать воспитывать родителей);

— авторитет подкупа (принцип: «Будешь слушаться — куплю. »).

Главным же основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение. Семья есть большое и ответственное дело, родители руководят этим делом и отвечают за него перед обществом, перед своим счастьем и перед жизнью детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей.

Критерии готовности к школьному обучению, формы и методы для развития правильной речи.

Семья- это возникающая на основе брачного союза начальная организация членов общества, связанных между собой родственными и экономическими отношениями, совместно живущих и несущих друг за друга мораль.

Условия правильного воспитания детей в семье.

Описаны виды ложного авторитета и настоящий родительский авторитет.

Условия воспитания детей в семье

Вещунова Елена
Условия воспитания детей в семье

Каждый человек имеет право на семью – ту заветную пристань, где он мог бы найти сочувствие, взаимопонимание, заботу. Его первыми и главными учителями и воспитателями на протяжении всей жизни являются родители.

Воспитательное значение семьи не возможно переоценить. Именно поэтому свой разговор об азбучных истинах педагогики семейного воспитания начнем с вопроса об условиях воспитания детей в семье.

Сегодня мы поговорим о режиме.

Правильный режим обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, кроме того создает благоприятные условия для физического и психологического развития ребенка.

При назначении режима учитываются возрастные особенности, а так же и индивидуальные особенности малыша, особое его состояние, т. е. периоды болезни, выздоровления, условия жизни дома, время года.

С самого раннего возраста ребенка следует приучать к четкому выполнению правил жизни семьи. Это прежде всего режим. Режим содействует порядку в доме, организует детское поведение.

Своеволие ребенку легче проявлять там, где он может рассчитывать на «случай», оправдывающий его непослушание. Макаренко придавал исключительное значение режиму, как дисциплинирующему фактору и поведения детей. Он указывал, что в каждой семье должен существовать такой порядок, что бы малейшее нарушение режима было обязательно отмечено. Это нужно делать с самого малого возраста ребенка, и чем родители строже будут следить за выполнением режима, тем все меньше будет нарушений и тем реже впоследствии придется прибегать к наказаниям.

Режим дня предусматривает создание оптимальных гигиенических условий жизни детей: содержать помещение в чистоте, поддерживать правильный температурный и воздушный режим, достаточную освещенность помещений. Одежда должна соответствовать возрасту, сезону.

Очень важно совпадение домашнего режима с режимом детского сада, сон ребенка должен быть глубоким и достаточным, для этого необходимо соблюдение точного времени укладывания малыша. Кормить ребенка нужно всегда во время, не забывая о том, что одинаково вредно, как недостаточное, так и избыточное питание. Пища должна быть умеренной по объему, полноценной по химическому составу и калорийности, а так же разнообразной по набору блюд.

Большое значение в режиме дня для детей дошкольного возраста придается трудовому воспитанию.

Виды детского труда разнообразны. Трудовое воспитание детей выражается в формировании навыков самообслуживания, элементарной помощи взрослым.

Дети 4-5 лет накрывают на стол, вытирают пыль с растений, работают в огороде, ягодниках, сеют семена, сажают цветы, поливают их. Детей 6-7 лет можно привлекать к уборке своей кровати, чистке обуви, приготовлении несложных блюд (бутербродов, уборке помещений и т. д.

Еще хочется обратить внимание, что режим должен быть целесообразен. Любое правило жизни должно быть введено в семью не потому, что кто-то его завел, а потому, что оно необходимо. Если вы требуете, чтобы дети в определенный час сходились к обеду и садились за стол вместе с другими, то дети должны понимать, что такой порядок необходим для того, чтобы облегчить работу матери, а так же для того, чтобы несколько раз в день собраться всей семьей, побыть вместе, поделиться своими мыслями или чувствами. Если вы требуете, чтобы дети не оставляли недоеденных кусков, то дети должны понимать, что это необходимо из уважения к труду людей производящих пищевые продукты и из уважения к труду родителей, и из соображений семейной экономии.

Мы знаем и такой случай, когда родители требовали, что бы дети за столом молчали. Дети, конечно, подчинились этому требованию, но ни они, ни родители не знали для чего вредно такое правили. Когда родителей спросили об этом, они объяснили, что если за обедом разговаривать, то можно из-за этого подавиться.

Такое правило, конечно, бессмысленно. У всех людей принято за столом беседовать и от этого никаких несчастных случаев не происходит.

Вторым важным свойством каждого режима является его определенность. Если сегодня нужно чистить зубы, то нужно чистить их и завтра, если сегодня нужно убрать после себя постель, то нужно сделать это и завтра. Недолжно быть так, что сегодня мать потребовала уборки постели, а завтра сама убрала. Такая неопределенность мешает режиму всякого значения и обращает его в набор случайных, но не связанных между собой распоряжений.

Режим в семьеобязательно должен касаться следующих частностей: точно должно быть установлено время сна, время игры, как в рабочие дни, так и в выходные, правила аккуратности и соблюдения чистоты, сроки и правила смены белья, правила их носки, чистки, дети должны приучаться к тому, что все вещи имеют свое место, должны после работы или игры оставлять все в порядке.

Таким образом, родителям нужно обеспечить возможно более благоприятные социально-бытовые условия для дальнейшего развития ребенка. В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

Родительский дом… Уважаемые коллеги! Есть на этой земле необычное место — Там так много тепла, веет запахом детства. Там — любовь и забота, радушие, ласка,.

Презентация «Права ребенка» Газета презентация «Мы имеем право на всем белом свете. МЫ имеем право! мы дети!» цель: Познакомить в доступной форме детей и родителей.

Условия успешного воспитания детей в семье

Условия воспитания в семье, при которых каждый ребенок может стать нормальной личностью можно сформулировать следующим образом:

  • атмосфера любви и взаимоуважения;
  • высоконравственность родителей и членов семьи;
  • трудовая деятельность в семье;
  • отсутствие избыточных благ в жизни ребенка;
  • отсутствие негативных примеров в семье;
  • гармоничное развитие способностей ребенка;
  • последовательность и постепенность в семейном воспитании;
  • взаимоотношения между родителями, построенные на любви и взаимоуважении;
  • физический контакт между родителями и ребенком;
  • внимание и забота со стороны родителей по отношению к ребенку;
  • дисциплина внутри семьи.

Рассмотрим все эти условия подробнее.

Атмосфера любви и взаимного уважения в семье формирует личность способную уважать своих близких и других окружающих людей, несущую добро людям. Здесь следует избегать крайностей – слепой и неразумной любви. Такая любовь делает человека безнравственным потребителем и честолюбивым человеком. Созданию положительной атмосферы в семье способствуют семейные традиции, крепкие устои и принципы. Проведение общественных и семейных праздников, подготовка детьми и взрослыми подарков, вручение их при особом эмоциональном подъеме создают атмосферу торжественности, радости и счастья, которая в свою очередь формирует духовную культуру, делает семью коллективом.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Родители должны быть высоконравственными воспитателями. Только в такой роли они смогут научить ребенка быть правдивым, держать свое слово, реализовывать сказанное. Только выполняя сами морально-нравственные нормы, родители смогут научить этому ребенка.

Родительский пример и авторитет – идеальная форма передачи социального, нравственного опыта. Это важный механизм социального наследования.

Родители в глазах ребенка должны обладать этим авторитетом.

Труд в семье должен быть почетным. Наблюдая за работой взрослых, ребенок начинает сам имитировать ее сначала в игре, затем включается в трудовой процесс как помощник и в итоге становится самостоятельным исполнителем. Физический труд помогает бороться с утомлением, особенно если ребенок много занимается умственным трудом. Баланс между умственным и физическим трудом обеспечивает успешное обучение и сохраняет работоспособность. От того, как будет организовано трудовое воспитание дошкольников, зависит их успех в учении, а также в общем трудовом воспитании. Наличие у детей такого качества, как трудолюбие, является хорошим показателем их нравственного воспитания.

Для успешного воспитания ребенка в семье следует исключить из его жизни так называемые прибавочные раздражители. К таким раздражителям относятся: роскошь, нищета, чрезмерные подарки, беспорядочная и избыточная еда и другие. Ребенок, привыкший испытывать такие раздражители, не способен к целеустремленной деятельности.

Развитие способностей ребенка в семье

В семье все способности ребенка должны развиваться гармонично. Чтение литературы, прослушивание музыки должно сменяться занятиями спортом, активным отдыхом, полезной трудовой деятельностью. Такой подход помогает определить область деятельности, в которой у ребенка может проявиться особый талант. В семье как правило существуют благоприятные условия для эстетического воспитания детей. Чувство прекрасного зарождается у ребенка со знакомства с первыми красивыми игрушками, с красочно оформленной книгой, с проживания в уютной квартире. Взрослея, ребенок обогащается эстетикой при посещении театров и музеев. Прекрасным средством эстетического воспитания является природа. Очень полезны совместные семейные прогулки, поездки на природу. Чувство прекрасного, интерес к красоте помогают воспитанию потребности беречь прекрасное и создавать его. Большую воспитательную роль играет эстетика быта. Дети не просто пользуются домашним уютом, они вместе с родителями учатся его создавать.

Соблюдение принципа постепенности и последовательности позволяет сделать процесс семейного воспитания наиболее эффективным. По мере взросления и развития ребенка задания должны усложняться. Но они должны быть адекватными и посильными. Давая ребенку задания, не соответствующие этапу развития, существует риск, что ребенок потеряет к ним интерес, появиться такое качество, как лень.

Взрослые, любящие ребенка и желающие ему добра, должны контролировать свое поведение, чтобы не создавать пример безнравственного поведения. Следует исключить из круга общения людей не соответствующих морально-нравственным принципам семьи.

Взаимоотношения между супругами также являются фактором, влияющим на успешное воспитание ребенка. Культура общения родителей определяет общий психологический климат семьи. Взаимодействие родителей становится моделью поведения детей, которая сознательно или бессознательно перенимается ими.

Требования, которые родители предъявляют к ребенку, методы воспитания должны быть едины внутри семьи, и не расходиться с требованиями, предъявляемыми в образовательных учреждениях (Рис.1). Только в единстве требований, подходов и методов воспитания можно получить гармонично развитую личность.

Физический контакт между родителями и детьми, выраженный в поцелуях, объятиях, прикосновениях, помогает укрепить психологическое и физическое здоровье детей. Это действенный способ для передачи ребенку родительской любви и установления добрых взаимоотношений.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Особенности воспитания детей 2 3 лет
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector