221madou.ru

Мама и Я
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В чем смысл воспитания ребенка вне семьи

Воспитание вне семьи: особенности младших школьников

В Доме Детства г. Оренбурга с младшими школьниками в 2003-2004 году проводилось психолого-педагогическое исследование. Такое же диагностическое исследование проводилось с учащимися средней школы № 25 г. Оренбурга. Можно отметить, что специфика контактов в условиях закрытого детского учреждения не способствует развитию навыков общения, умения налаживать отношения с другими людьми, адекватно оценивать себя и другого человека.

Для всех младших школьников, воспитывающихся в интернате, характерны искажения в общении с взрослыми. С одной стороны, у них обострена потребность во внимании и доброжелательности взрослого, в человеческом тепле, ласке и положительных эмоциональных контактах. Ведь на одного взрослого в интернате приходится несколько детей. А с другой — неудовлетворенность этой потребности: малое количество обращений взрослых, сниженность личностных обращений, их эмоциональная бедность и однообразие содержания. Можно отметить частую сменяемость взрослых, взаимодействующих с детьми, перевод воспитанников из одной группы в другую, из одного учреждения в другое.

В результате проведения методики «Тест руки» Э.Вагнера выяснилось, что у воспитанников интерната чаще, чем у учащихся обычной школы, встречаются агрессивные тенденции. Преобладает защитный характер поведения. Их реакции содержат враждебность, угрозы по отношению к окружающим — по типу самозащитных. Например, они объясняют, что изображенная на рисунке рука «бьет», «выбивает стекла», «держит кулак» и т.д. Ученики обычной школы объясняют, что рука «здоровается», «показывает дорогу», «пишет». Таким образом, у детей из массовой школы чаще встречаются конструктивные тенденции.

В результатах рисуночных тестов: «Добро-Зло-Я», «Моя семья», «Дом-дерево-человек» обращает на себя внимание схематичность рисунков воспитанников интерната, отсутствие деталей. А ведь во многих психологических исследованиях показано, что рисунок человеческой фигуры является своеобразным отражением общего уровня психического развития. Воспитанники рисуют лишь часть фигуры — голову. Это говорит о том, что их представления о себе не сформированы, неполные, есть чувство неуверенности. Скудность и ограниченность опыта проявляется в примитивности рисунков.

У воспитанников интерната проявилась в большей степени, чем у учащихся школы, привязанность к животным. Это видно в результате проведения методик: «Три самых заветных желания» (хочу котенка, собаку, разговаривать с животными, понимать рыб, хочу книгу о моей кошке) и «Самое плохое и самое хорошее в моей жизни» (хорошее — подарили кошку, собаку, плохое — кошку увезли, собаку сбила машина). Возможность поговорить, пожаловаться, поласкаться с животными необходима детям, особенно когда им не хватает внимания взрослых. Некоторым детям животное заменяет друга: ему доверяют тайны, печали и радости. Своим существованием животное сглаживает одиночество.

Наши исследования подтвердили, что воспитанники детского дома менее успешны в решении конфликтов со взрослыми и со сверстниками. Бросается в глаза агрессивность, стремление обвинить окружающих, неумение и нежелание признать свою вину и неспособность продуктивного решения конфликта. Поэтому необходимо учить детей бесконфликтному поведению через умение вести переговоры и договариваться как друг с другом, так и с взрослыми.

Таким образом, перечисленные особенности обнаруживают различия в условиях жизни и воспитании детей в семье и вне семьи. А ведь именно условия жизни, методы воспитания, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живет ребенок. Все это воспроизводится в соответствующем поведении. Развитие ребенка осуществляется при наличии эмоционального контакта со взрослыми и определяется той ситуацией, которую создает окружение.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ ВНЕ СЕМЬИ

Проблемы в развитии личности детей, лишенных родительского попечительства

Такие проблемы имеются на каждом возрастном этапе.

Дошкольники — это часто дети, которые попадают в детские дома из специальных учреждений медицинского типа. В таких учреждениях дети воспитываются до трех, иногда до четырех лет. Эти дети часто отстают в речевом развитии, не умеют играть, не умеют общаться. В свои первые годы жизни они отличаются не свойственной детству пассивностью. Они не только не включаются в общение со взрослыми, но часто поразительным образом проявляют себя в отличие от детей, нормально развивающихся. По естеству онтогенетического развития все дети — и у животных, и у человека — обычно чрезвычайно подвижны; эта потребность в физической активности заложена как бы внутри, и она побуждает к интенсивному движению. Исследователи наблюдали многих детей младенческого возраста. Маленький ребенок первые месяцы жизни развивается как бы за счет своей внутренней энергетики, за счет потенциала к развитию. Ребенок, воспитывающийся вне семьи, ведет себя иначе. Так как сотрудники закрытых учреждений не имеют возможности достаточно общаться с детьми, то этот врожденный потенциал к развитию в возрасте 6 — 8 месяцев как бы исчезает, обрывается; ребенок становится пассивным. Кроме того, возникает огромное количество так называемых тупиковых движений: ребенок раскачивается, сосет пальцы, губу, воспроизводит одно и то же действие без видимого смысла. У него появляется огромное количество бесполезных для развития двигательных форм, которые не являются продуктивными. И когда этих детей кладут на пеленальные столы (их кладут и в возрасте полутора и двух лет), они лежат как ватные куклы. Условия воспитания в закрытых учреждениях задают ребенку пассивную тенденцию в поведении. Это уже совершенно другой ребенок в отличие от ребенка, который воспитывается в семье [5, с. 56-57].

На следующем этапе своего возраста дети из медицинских учреждений переходят в дошкольные детские дома, затем — в школьные детские дома или интернаты. Дети с первых лет уже несут в себе патологию, которую определили условия развития. То, что было заложено в первые годы детства, остается в структуре личности. И это неизменно проявляется в ней не только в детстве, но и в последующие годы.

Ребенок, растущий в условиях учреждений интернатного типа, как правило, не осваивает навыки продуктивного общения. Его контакты поверхностны, нервозны и поспешны — он одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью.

Отчужденность, эмоциональная холодность, неумение эмоционально общаться, отсутствие навыков общения — вот далеко не полный перечень отклонений в развитии. Особенного внимания требует обсуждение так называемого эмоционального голода. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию [8, с.33].

В детстве дети часто порываются к взрослым. Известно, как они готовы прижаться, повиснуть на любом человеке, который только пришел в учреждение. Однако у них нет опыта общения — они не могут развивать свои отношения. Порыв к общению обрывается, ребенок не имеет навыков общения: обратившись, прижавшись, ребенок убегает прочь по своей инициативе. На этом все может закончиться. Ребенок не умеет себя проявить. Его никто не развивал в плане эмоциональной культуры и культуры общения [15, с. 41].

Особая проблема — феномен «мы» в условиях детского дома. Здесь у людей возникает своеобразная идентификация друг с другом. В нормальной семье всегда есть фамильное «мы» — чувства, отражающее причастность именно к своей семье. Это очень важная, организующая эмоционально и нравственно сила, которая создает условие защищенности ребенка. В условиях жизни без родительского попечительства у детей стихийно складывается детдомовское (интернатское) «мы». Внутри своей группы дети, живущие в интернате, могут жестоко обращаться со своим сверстником или ребенком младшего возраста. Эта позиция формируется по многим причинам, но, прежде всего из-за нереализованной потребности в любви и признании, из-за эмоционально нестабильного положения ребенка, лишенного родительского попечительства. У этих детей масса проблем, которые неведомы ребенку в нормальной семье. Они психологически отчуждены от людей, и это открывает им «право» к правонарушению. В школе, куда дети из детского дома ходят учиться, одноклассники из семей выступают в их сознании как «они», что развивает сложные конкурентные, негативные отношения детдомовских и домашних детей [21, с. 89].

Читать еще:  Роль семьи в воспитании

Формальное дисциплинирование детей-сирот и детей, лишенных родительского попечительства, таит в себе опасность еще одной волны отчуждения во взаимоотношениях со взрослыми. Эти дети нуждаются в особом гуманистическом отношении и профессиональном сопровождении. Ребенку нужен друг, способный к пониманию, — тот человек, который поможет правильно ориентироваться в жизни. Попечительская, психологически обоснованная помощь, сопровождение должны состоять и в умении создать у этих детей правильную позицию по отношению к людям, в умении снять позицию потребительства, негативизма, отчуждения не только к известным взрослым и детям, но и к людям вообще [24, с. 134-135].

У детей из детских домов слабо формируется картина мира и не складывается система взглядов, соответствующая высокому уровню развития личности. Для ребенка из детского дома это слишком абстрактно. Он ориентируется на признание в своей среде чаще всего через свою физическую силу, через свою продуктивную для него агрессию, через порой асоциальные формы поведения (ложь, кражи, насилие).

Еще одно звено самосознания — звено психологического времени личности. Психологическое время личности — способность к соотнесению себя настоящего с собой в прошлом и будущем — важнейшее позитивное образование развивающейся личности, обеспечивающее ее полноценное существование. Человек не может нормально существовать, развиваться, если у него нет личного прошлого, настоящего и будущего. Высокоразвитая личность в свое личное прошлое, настоящее и будущее включает и историческое прошлое своего народа, и будущее своего отечества. Человек как бы вбирает это в себя помимо своей индивидуальной судьбы и индивидуальной жизни.

Дети детских домов развиваются в этом отношении крайне убого. Индивидуального прошлого они очень часто не имеют, потому что прошлое обычно дает ребенку семья. Ему говорят: «Когда ты был маленьким, то ты делал то-то и то-то», «Ты был смелым, ты был сообразительным». И он как бы включает в свою индивидуальную память истории, которые ему предоставили любящие его люди. Позже, запоминая события собственной жизни, он как бы сам формирует свое прошлое [17, с. 178-179].

Последнее звено самосознания — социальное пространство личности. Это права и обязанности, то, что нас ориентирует в жизни. Бытие в социальном пространстве обеспечивается нравственным чувством, которое резюмируется в житейских отношениях между людьми в слове «должен». Права и обязанности — нераздельны. Они связаны друг с другом. Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав. Дети и в семьях, и в учреждениях интернатного типа часто понятия не имеют об этой связи прав и обязанностей. Права и обязанности в обществе соотносятся с законом. Однако каждое общество, каждая культура по-своему соотносит мораль прав и обязанностей.

Дети в детских домах и интернатах, как особая общность, живут по групповому нравственному нормативу, минуя законы, ориентируясь на групповую совесть, поруку и пр. Здесь таятся очень глубокие проблемы для психологов и педагогов [17, с.180].

Стоит также рассмотреть вопрос о любви ребёнка к себе. Многочисленные психологические исследования свидетельствуют, что любовь к себе — одна из важнейших, базовых потребностей человека. Правда, на психологическом языке вместо «любви к себе» чаще используются другие слова: принятие себя, высокая степень самоуважения, позитивная «Я-концепция», высокая самооценка и т. д. Представители разных научных школ предпочитают разные термины, они проводят разные эксперименты, но смысл получаемых выводов один и тот же: люди с высокой самооценкой, с высоким уровнем самоуважения характеризуются более высокими достижениями во всех видах деятельности (включая творческую), хорошей обучаемостью и даже, по мнению врачей — психосоматиков, меньше болеют.

Обращаясь к исследованиям из области детской психологии, мы находим многочисленные данные о том, что дети с позитивной самооценкой лучше успевают в школе и, более того, по самооценке ребенка в дошкольном детстве можно с высокой долей вероятности предсказать его успеваемость в начальной школе. Из психотерапевтической практики известно, что при работе с неуспевающими детьми недостаточно только ликвидировать пробелы в знаниях. Для достижения хороших результатов совершенно необходимо проводить специальные занятия по повышению уровня самоуважения, самооценки ребенка. Негативная самооценка — плоха без всяких оговорок. Психологи нередко отмечали, что воспитанники детских учреждений в большинстве своем имеют негативную «Я-концепцию», не уверены в себе. В полученных нами самоописаниях подростков обнаружилось следующее. Если учащиеся массовой школы, говоря о своих учебных достижениях, чаще всего отмечают, что они учатся ниже своих способностей, то у воспитанников интерната подобных высказываний совершенно не встречается. Они, как правило, пишут, что не могут выучить математику, не могут понять физику, ленивы или нестарательны.

Можно подумать, что негативная «Я-концепция», отрицательный «образ Я», низкий уровень самоуважения возникает у воспитанников детского дома в результате усвоения ими многочисленных отрицательных оценок окружающих взрослых — всякий воспитанник, действительно, слышит их предостаточно. Но если бы это действительно было так, то можно было бы сравнительно легко изменить ситуацию, перейдя на похвалу, поддержку, акцентирование успеха. Однако всё не так просто. Как показывают данные специальных исследований и психолого-педагогический опыт, при наличии устойчивой негативной «Я-концепции» у человека часто возникает так называемый «дискомфорт успеха, когда ему бывает неуютно и даже неприятно, что его хвалят [18, с. 196-198].

Психическое развитие детей, воспитывающихся вне семьи

Введение

Настоящая книга посвящена очень острой, актуальной и все еще мало разработанной проблеме — особенностям психического разви­тия детей, воспитывающихся вне семьи, без попечения родителей — в домах ребенка, детских домах и интернатах.

Ребенок, который растет и воспитывается не в своей семье,— всег­да нежелательное и, скажем прямо, противоестественное явление. Конечно, бывает много различных трагических обстоятельств (война, стихийное бедствие, болезни и т. п.), в результате которых ребенок может оказаться без самых близких и необходимых ему людей — матери и отца, и тогда родственники или государство берут на себя заботу о нем.

Однако безотрадным социальным фактом явлется то, что в усло­виях мирного времени, при достаточном в целом уровне материаль­ной обеспеченности всех слоев нашего общества в дома ребенка, детс­кие дома и интернаты постоянно поступают дети, переходящие на попечение государства по воле их родителей. Анализ состава« детского контингента позволил выявить, что среди воспитанников интернатов преобладают дети из семей, где родители лишены роди­тельских прав (68%), где одинокие родители не воспитывают своих детей (8%) или отказались от родительских прав при рождении ре­бенка (7%); дети родителей, не дееспособных по болезни, и родите­лей, находящихся в заключении, составляют соответственно 7 и 4%, сироты и подкидыши—5 и 1%. .^

Эти данные свидетельствуют о низком нравственном уровне мно­гих тысяч матерей и отцов, фактически отказывающих своим детям в заботе и тепле, об их безответственном отношении к беззащитному маленькому человеческому существу. Но сами дети ни в чем не виноваты, и общество должно обеспечить каждому из них благо­приятные условия для всестороннего и полноценного развития.

Читать еще:  Развитие и воспитание внимания у детей

Именно поэтому последние 10—15 лет психологи всех стран оза­бочены проблемой усовершенствования воспитания детей в учрежде­ниях интернатного типа. Особенно интенсивно эта работа ведется в социалистических странах (Р. В. Тонкова-Ямпольская, Л. Атанасова-Вулкова, Е. Шмидт-Кольмер). В Польше и Чехословакии пробуют создавать детские учреждения нового типа («семейные» детские дома с объединением в одной группе детей разного возраста); в Венгрии совершенствуют систему воспитания в доме ребенка на улице Лоци в г. Будапеште и др. В нашей стране также усилилось внимание к вос­питанию детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей. Боль-

шую роль в этом сыграла активная деятельность сравнительно не­давно созданного Советского детского фонда им. В. И. Ленина. Что­бы это внимание стало эффективным, необходимо обеспечить педагогические коллективы детских воспитательных учреждений научно обоснованными психологическими рекомендациями по созда­нию условий, способствующих психическому развитию и формирова­нию личности детей. А для этого должны быть изучены психологи­ческие особенности развития детей, оставшихся без попечения роди­телей.

Материалы, вошедшие в книгу, получены сотрудниками Ин­ститута общей и педагогической психологии АПН СССР в ходе много­летних наблюдений за жизнью детей, растущих без родителей. Изучение проводилось путем сравнительного анализа психического развития детей, воспитывающихся в семье и вне семьи.

Данные, которые мы приводим, должны быть учтены при реали­зации мер, направленных на улучшение воспитания детей, лишен­ных попечения родителей, предусмотренных постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 25 января 1985 г. (№ 85), а так-же при распределении отпускаемых для этих целей средств.

У В настоящее время приходится с сожалением констатировать, что I? по своему психическому развитию дети, воспитывающиеся без 1′ попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. ) Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеют ряд ; качественных негативных особенностей, которые отмечаются на всех I ступенях детства — от младенчества до подросткового возраста и дальше. Особенности по-разному и в неодинаковой степени обнару­живают себя на каждом возрастном этапе. Но все они чреваты серь­езными последствиями для формирования личности подрастающе­го человека.

Так, уже дети первого года жизни, воспитывающиеся в доме ре­бенка, отличаются от ровесников, растущих в семьях: они вялы, апа­тичны, лишены жизнерадостности (!), у них снижена познавательная активность, уплощены эмоциональные проявления и т. п. Те пред-личностные образования или внутренние структуры, которые возни­кают у детей на первом году жизни и ложатся в основу формирова­ния личности ребенка, у воспитанников дома ребенка дефор­мированы. У них не возникает привязанности к взрослому, они недоверчивы, замкнуты, печальны и пассивны.

У малышей второго и третьего года жизни, воспитывающихся в домах ребенка, к перечисленным выше особенностям добавляются новые: пониженная любознательность, отставание в развитии речи, задержки в овладении предметными действиями, отсутствие самостоятельности и т. п.

У многих дошкольников 3—7 лет из детских домов отмечаются пассивность во всех видах деятельности (особенно в игре), обеднен­ная речь, слабое внимание, конфликты во взаимоотношениях со сверстниками.

В результате психологических исследований младших школьни-^^,-воспитывающихся в детских учреждениях интернатного типа, об­наружены специфические отклонения в развитии интеллектуаль­ной и мотивационно-потребностной сфер их психики. Они выражают­ся в задержке (или отсутствии) развития у детей образного мышле­ния, требующего внутреннего плана действия, что приводит к после- , довательному нарастанию трудностей в усвоении учебного материа­ла, предполагающего год от года повышение требований к умению действовать во внутреннем плане (в уме). В течение первых трех лет обучения значительная часть воспитанников (до 50%) выво­дится в специализированные учреждения. Дети характеризуются неразвитостью произвольности в поведении, саморегуляции, планиро­вании действий. Следует отметить бедность речи воспитанников интернатов, отставание в овладении навыками письма, чтения, счета, пространственными представлениями и т. п.

В подростковом возрасте особенности психического развития вос­питанников детских домов и интернатов проявляются в первую оче­редь в системе их взаимоотношений с окружающими людьми. Они (отношения) связаны с устойчивыми и определенными свой­ствами личности этих детей. Так, к 10—11 годам у подростков устанавливается отношение к взрослым и сверстникам, основан­ное на их практической полезности для ребенка, формируются «спо­собность не углубляться в привязанности», поверхностность чувств, моральное иждивенчество (привычка жить по указке), осложнения в становлении самосознания (переживание своей ущербности) и многое другое. Значительно возрастают трудности овладения учебным материалом, что осложняется грубыми нару­шениями дисциплины. Последние выражаются в уходах (побегах) детей, бродяжничестве, воровстве (до 30% подростков) и других формах делинквентного поведения.

Для всех детей, воспитывающихся в домах ребенка, детских до­мах и интернатах, характерны искажения в общении со взрослыми., С одной стороны, у детей обострена потребность во внимании и доброжелательности взрослого, в человеческом тепле, ласке и положительных эмоциональных контактах. А с другой— полная не­удовлетворенность этой потребности: малое количество обра­щений взрослых к детям (в 4—10 раз реже, чем к их сверстникам, растущим в семье), сниженность в этих контактах лич­ностных, интимных обращений, их эмоциональная бедность и однооб­разие содержания, в основном направленное на регламентацию поведения, частая сменяемость взрослых, взаимодействующих с детьми, перевод воспитанников из одной группы в другую, из одного детского учреждения в другое и т. д.

Перечисленные особенности общения со взрослыми лишают детей, во-первых, важного для их психологического благополучия пережи­вания своей нужности и ценности для других, спокойной уверенности в себе, лежащих в основе формирования полноценной личности; а

во-вторых, переживания ценности другого человека, глубокой при­вязанности ^»людям.»‘»»» «»»-

Авторы книги стремились не только констатировать особеннос­ти (к сожалению, как правило, задержки) психического развития воспитанников закрытых детских учреждений, но и раскрыть их природу, а также определить на этом основании главные направления коррекции. Каждая глава книги завершается реко­мендациями психолога, адресованными воспитателям домов ребен­ка, детских домов и интернатов и направленными на преодоление

тех или иных недостатков или отклонений в психике детей, лишен­ных попечения родителей.

Авторы видят основные причины, определяющие неблагополучие

в психическом развитии детей, воспитывающихся в закрытых дет­ских учреждениях, в следующем:

1) в неправильной организации общения взрослых с детьми, не-, состоятельности тех его форм, которые в настоящее время доминиру-

; ют в детских учреждениях, особенно в домах ребенка и дошкольных ‘ детских домах;

2) в непостоянстве Хча^стри^сменяемрсти) взрослых, воспитыва­ющих детей;

3) в недостаточной работе по формированию игры, особенно в дошкольных детских домах;

4) в бедности конкретно-чувственного опыта детей, проистекаю­щей из чрезвычайной суженности окружающей их среды: малого числа и однообразия объектов, с которыми они действуют, начи­ная с бытовых предметов и кончая специальными игрушками;

5) в недостаточной пси^олого_педагогической подготовленнос­ти воспитателей детских домов, домов ребенка и интернатов, их безучастном и равнодушном отношении к детям;

6) в недостатках программ воспитания и обучения, не компен­сирующих дефектов развития, вызванных отсутствием семьи;

7) в недифференцированном подходе к детям в процессе их воспитания и обучения в домах ребенка, детских домах и интернатах:

помещение детей с разной степенью задержек в психическом разви­тии в одну группу, детей с разной готовностью к обучению — в один класс и т. д. и т. п.

Читать еще:  Воспитание детей творчеством

Таким образом, в условиях воспитания детей в домах ребенка и в детских домах и в наше время все еще сохраняются основания для сглаженных, мягких форм госпитализма.

Результаты сравнительных исследований психического развития детей, воспитывающихся в семье и вне семьи, позволяют достаточно разносторонне представить, как собственно возрастную динамику формирования личности ребенка, так и специфику психического

развития детей на разных этапах онтогенеза в зависимости от усло­вий их воспитания и обучения.

Г Среди различных типов детских учреждений мы выбрали наиболее , | контрастирующие: закрытые детские учреждения и группы дневного

Воспитание ребенка вне семьи

. Все большему числу отцов приходится смиряться с тем, что после развода или расставания они вынуждены жить отдельно от своих детей. Хотя жить отдельно от семьи гораздо сложнее, чем вместе с ней (из-за прав отца на ребенка и так далее), все же вполне возможно стать хорошим папой, если правильно подойти к делу. Есть ряд основных принципов, которые, как нам кажется, помогут вам в этом.

Восемь основных принципов

Принцип 1: свыкнитесь с эмоциональными последствиями расставания или развода

Расставаться или разводиться всегда нелегко и больно для всех, кто с этим связан. Для отцов больно переживать «тоску» после того, как больше нельзя ежедневно общаться с детьми, и такие отцы испытывают тот же диапазон чувств, что и люди, которые понесли серьезную утрату.

Понимание этого поможет вам увидеть свет в конце туннеля. Во-первых, вам будет тяжело из-за отсутствия детей. Вам захочется плакать, кричать, выть или бросаться на всех окружающих. Самый лучший способ помочь себе в этой ситуации — это действительно поплакать или уехать на пустынный пляж и там прокричаться. Если вам хочется наброситься на кого-нибудь, пойдите в спортивный зал и побоксируйте или выместите свою злость на тренажере. Вам станет гораздо легче, если вы позволите своим эмоциям выйти наружу, чем если бы вы их сдерживали.

После первого наплыва эмоций большинство отцов начинают чувствовать злость и возмущение на «виноватого» — обычно это бывшая партнерша или законодательная система, которая установила правила опеки и прав отца на ребенка. Эта злоба вполне объяснима, но вы должны помнить, что протест против системы или нарушение правил только усугубят и без того плохое положение дел. Самый лучший способ справиться с этой эмоциональной фазой — принять решение стать таким хорошим отцом, каким позволяет быть законодательная система, и доказать, что вы сильнее обстоятельств, которые против вас.

Последней стадией, как правило, является принятие ситуации. То есть вы наконец смиряетесь с новой ситуацией и поэтому готовы к тому чтобы начать новую жизнь. Вместо того чтобы вспоминать свою прежнюю жизнь, нужно сосредоточиться на данном моменте и постараться извлечь из ситуации как можно больше пользы.

Принцип 2: принимайте максимум участия в воспитании ребенка

Хотя вы ограничены во времени общения с ребенком, вы должны принимать как можно больше участия в его жизни. Болейте за ребенка на школьных спортивных состязаниях, ходите на рождественские концерты, на футбольные или нетбольные матчи. Если есть возможность, ходите на родительские собрания. Пользуйтесь любой возможностью повидать ребенка, и тогда вы с чистой совестью сможете сказать, что сделали все, что в ваших силах, чтобы уделить ребенку должное время и внимание.

Принцип 3: не рассчитывайте на поддержку вашей бывшей партнерши

Даже если решение расстаться было обоюдным, вы не должны рассчитывать на то, что партнерша будет продолжать вас поддерживать и теперь. Это не значит, что вас обязательно лишат поддержки, но не стоит рассчитывать на нее. Чем скорее вы начнете жить независимо, тем лучше будет для вас и для ваших детей.

Принцип 4: создайте альтернативную систему поддержки

Не думайте, что вам совсем не понадобится поддержка. Понадобится. Всегда хорошо создать альтернативную систему поддержки, укрепив старые дружеские связи. Они помогут вам радоваться тем сторонам жизни, которые не связаны с детьми.

Принцип 5: заботьтесь о ребенке в его интересах

Типичной ошибкой разведенных родителей является то, что они соревнуются друг с другом в том, кто больше наберет баллов по «воспитанию» ребенка. Например, мама может запрещать питание фастфуд, а папа идет в местную пиццерию и покупает там все, что захочется ребенку. Такой поступок, может быть, повысит популярность отца в глазах ребенка, но это только временная популярность, и в дальнейшем она не принесет никому пользы.

Роль хорошего папы должна оставаться неизменной, даже если вы начали жить отдельно от ребенка. Ваша задача все так же заключается в том, чтобы быть самым лучшим папой, даже если это грозит потерей значимости в глазах ребенка. Когда вы находитесь с ребенком, стремитесь к тому же высокому уровню родительского мастерства, как если бы вы жили вместе с семьей.

Принцип 6: воспитывайте уважительное отношение ребенка к обоим родителям

Хотя вы больше не живете с бывшей партнершей, ваш ребенок все равно должен воспитываться в любви и уважении к вам обоим. Следует быть осторожным в выражениях при разговоре о матери ребенка в его присутствии и учить уважать обоих родителей. Проблема использования детей в качестве «буфера» страшна тем, что страдают дети, причем никому от этого не становится лучше. Сознательно поддерживая доброжелательные отношения, вы имеете намного больше шансов сохранить открытые каналы общения с вашей бывшей партнершей, что, естественно, приведет к большей стабильности в отношениях.

Принцип 7: не цепляйтесь к мелочам

Когда вы жили вместе с супругой, у вас было право принимать участие во всех аспектах жизни вашего ребенка, начиная с того, что он ест на завтрак, вплоть до того, во сколько он должен ложиться спать. Все становится совершенно другим, когда вы начинаете жить раздельно, и вам, может быть, придется перестать обращать внимание на моменты, с которыми вы не согласны. Самый простой способ это сделать — воспользоваться девизом американского автора Ричарда Карлсона: «Не цепляться к мелочам». Другими словами, старайтесь игнорировать те обыденные вещи, с которыми вы могли бы не согласиться раньше, и отстаивайте у бывшей партнерши свою позицию по пово?ду принципиальных моментов, таких, например, как выбор школы или рамки допустимого поведения. Такая позиция сделает вашу жизнь намного менее напряженной, чем если бы вы придирались ко всяким мелочам.

Принцип 8: регулярно общайтесь с вашей бывшей партнершей

Если бывшая партнерша не против, неплохо взять за правило регулярно общаться друг с другом (например, один раз в две недели или один раз в месяц), чтобы можно было обсудить жизнь и развитие ребенка и принять какие-то важные решения вместе. Такая перспектива, возможно, не очень вас обрадует, особенно если вы плохо расстались. Но если вы готовы забыть о личных обидах ради благополучия ребенка, ваша жизнь папы, не живущего с семьей, станет намного легче.

Хотя весь список правил воспитания детей после развода не может быть полностью перечислен в этой книге, эти восемь главных принципов могут пригодиться вам.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector