221madou.ru

Мама и Я
349 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В чем состоят философские основы воспитания

Философские основы воспитания детей.

Философские основы воспитания детей обуславливают стратегию и тактику функционирования дошкольных образовательных учреждений. Существует большое количество понятий и их содержательных характеристик, составляющих фундамент философии воспитания. Это человек в аспекте воспитательной, самовоспитательной деятельности; социальная среда, обуславливающая развитие системы образования; педагог и его роль в обществе, образовательном учреждении и др. Можно выделить три основных направления философских знаний:

1) онтология – теория бытия, ее проблемы что первично. Идеалисты понимают духовную реальность как первичную, реалисты считают материальный порядок первичен и не зависит от сознания человека;

2) аксиология – теория ценностей. Выделяя этические, эстетические, познавательные и другие ценности философия дает материал для воспитания;

3) гносеология – теория познания. Изучает природу знаний, сущность истины.

Эти направления воплотились в признанные педагогические теории: идеализм (реальность духовного происхождения); реализм (реальность материальна); неотомизм (ценности определены Богом, они абсолютны и вечны, реальность дуалистична при доминировании духовной среды над материальной); прагматизм (ценности относительны, реальность это опыт индивида, его взаимодействие со средой); экзистенциализм (реальность субъективна, ценности выбираются произвольно); диалектический материализм (реальность объективна и материальна, духовные явления вторичны, ценности продукт конкретного общества).

Осмысление воспитания на философском уровне позволяет выйти на междисциплинарное представление о ценностных, сущностных, процессуальных и результативных аспектах воспитания.

Существует ряд концепций, раскроем некоторые из них:

1) концепция свободного воспитания (конец 19 – начало 20 в. в.). Основные идеи теории свободного воспитания представлены в работах К. Е. Вентцеля, П. Ф. Каптерева, П. Ф. Лесгафта, М. Х. Свентицкой и др. Это необходимость предоставления детям свободы выбора игры или занятия, учет особенностей возраста ребенка, отсутствие строгой регламентации режимных процессов, отсутствие планов и программ, выбор материалов диктуется «планом жизни детей» (К. Е. Вентцель), их интересами и необходимостью пробуждения в ребенке творческих сил. Данный подход реализовывался в детских садах России в начале 20 века.

Концепция дошкольного воспитания В. В. Давыдова и В. А. Петровского (1989 год) содержит некоторые положения теории свободного воспитания. Однако не в плане заимствования, а в аспекте нового этапа развития педагогики как науки, обоснования личностно-ориентированной модели образования.

2) концепция природосообразности (Я. А. Коменский, М. Монтессори, К. Д. Ушинский др.). Это воспитание сообразно природе человека с учётом заложенных самой природой жизненных сил и стремлений к познанию мира, деятельности. В этой концепции прослеживается тесная связь педагогики с психологией, зависимость воспитания от особенностей душевной жизни детей, функционирования психических процессов.

3) гуманизм воспитания (Ж. Ж. Руссо, Я. Корчак, С. Т. Шацкий, К. Д. Ушинский, др.). Гуманизм как принцип мировоззрения опирается на убежденность в безграничные возможности человека, идею о праве человека на счастье, свободу и защиту достоинства личности и др. В дошкольном воспитании гуманизм подходов прослеживается в изменении взгляда на ребенка (он не только объект воспитания, но и субъект собственного развития), переосмыслении сущности процесса воспитания, его назначения (обращение к внутреннему миру ребенка, его интересам, мотивам поведения; создание условий для развития, самореализации; использование гуманных средств, методов и приемов воспитания, т. д.), в изменении целей воспитания (выделять как цель воспитания то, что значимо для каждого человека, например, приобщать к общечеловеческим ценностям; относить к цели воспитания каждого конкретного ребенка, отсюда цель воспитания должна быть личностно ориентированной).

Таким образом этот подход возвеличивает индивидуальность, неповторимость ребенка, самоценность человеческой личности.

Основные понятия: направления философских знаний, концепции воспитания.

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

Философские основы воспитания детей.

Nbsp;

Ежкова Нина Cергеевна

Д О Ш К О Л Ь Н А Я П Е Д А Г О Г И К А

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ И ВУЗОВ

Рецензент: Кононова Ирина Михайловна, профессор кафедры дошкольной

Педагогики Московского педагогического государственногоуниверситета.

Ежкова Н. С. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических колледжей и вузов.

В пособии раскрываются теоретические основы дошкольной педагогики.

Учебный материал строитсяс учетом требований государственного образовательного стандарта, современных подходов к образованию дошкольников, организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении. Пособие включает четыре раздела:

1. Теоретические основы дошкольной педагогики;

2. Воспитание и развитие личности в дошкольном возрасте;

3. Педагогика игры дошкольников;

4. Проблема обучения дошкольников и подготовки их к учебной деятельности в школе.

Пояснительная записка.

Дошкольная педагогика один из основных учебных курсов в подготовке бакалавров и специалистов дошкольного профиля с высшим образованием.

Современные тенденции развития дошкольного образования, требования государственного образовательного стандарта вызвали необходимость перевести курс на новую методологию, в основе которой лежит системный, аксиологический (ценностный), этнокультурный, гуманный, личностно-ориентированный подходы. В связи с этим изложение учебного материала строится с ориентацией на ребёнка, ценности дошкольного детства, полифункциональность современного дошкольного образования.

Данное пособие направленно на повышение уровня профессиональной компетентности студентов, обогащение их личностной и педагогической культуры. В основу разработки содержания учебного материала были положены следующие идеи:

• Понимание детства как психолого-педагогической проблемы, которая решается на принципиально новых отношениях между миром взрослых и детей. Центром этих отношений является педагогика соучастия, сотворчества, сотрудничества;

• Соединение фундаментального и прикладного аспектов курса, что позволяет учитывать, как теоретические подходы к воспитанию, обучению дошкольников, так и практическую направленность тем;

• Интегративность – использование данных других наук (физиологии, психологии, социологии, др.), что даёт возможность показать дошкольную педагогику как науку развивающуюся, связанную с другими областями научных знаний о человеке;

• Позиционное самоопределение, что включает в себя освещение различных подходов и, соответственно, возможность обоснованного выражения своей педагогической позиции.

Изложение тем строится с учётом современных научных достижений в области педагогики детства, принципа преемственности в системе «колледж -вуз». Данное пособие рекомендуется использовать при подготовке к семинарским занятиям, курсовому и государственному экзаменам.

I. Теоретические основы дошкольной педагогики.

Дошкольная педагогика как наука.

Дошкольная педагогика является составной частью системы педагогических наук.

Объектом дошкольной педагогики как науки выступает педагогическая действительность, а именно различные педагогические явления: воспитание, обучение, педагогическое общение, педагогический процесс, т. д.

Предметом дошкольной педагогики как науки является процесс образования личности от рождения до 7 лет.

Образование – сложная категория. Философско-методологическое изучение этой категории показывает, что образование может рассматриваться как ценность (общественная, государственная, личностная), как процесс (движение от цели к результату), система (выстроенность образовательных учреждений для дошкольников, различающихся по типу, направлению образования и т. д.), какрезультат (уровень образованности).

Образование как предмет дошкольной педагогики включает в себя две взаимосвязанных стороны — обучение и воспитание. Ориентация на образованность и предполагает создание новых теоретико-методических подходов, раскрывающих возможности активной самореализации, духовного развития детей, приобщение их к миру культуры, постижения окружающей действительности с учётом индивидуальных ценностей личности, т. д. Эти и многие другие вопросы, связанные с образованием детей, входят в предмет дошкольной педагогики как науки.

Основные задачи дошкольной педагогики как науки:

1) раскрытие законов, закономерностей образования дошкольников с учетом ценностей дошкольного возраста, индивидуальных особенностей детей и т. д.;

2) разработка новых методов, форм, средств, систем образования детей, управления дошкольным образованием;

3) изучение и обобщение практики работы ДОУ, опыта педагогической деятельности;

4) внедрение результатов исследований в ДОУ;

5) создание новых, альтернативных программ образования для дошкольников в условиях ДОУ и семьи.

Функции дошкольной педагогики как науки:

1) описательная –раскрываются педагогические теории, методики обучения, воспитания дошкольников;

2) объяснительная – раскрывается суть педагогических понятий с учетом возрастной специфики дошкольников, закономерности воспитания, обучения детей. Посредством экспериментальной работы дается объяснение педагогическим фактам, явлениям;

3) проективно-конструктивная – создаются системы дошкольного образования, модели педагогической работы, намечаются корректирующие меры и т. д.

4) преобразовательная – направлена на формирование качеств личности, повышение уровня знаний, умений, способностей (интеллектуальнопознавательных, художественных), развитие системы отношений к миру;

5) исследовательская – поиск и постановка новых проблем, определение стратегии исследований и т. д.;

Читать еще:  Современная парадигма воспитания кратко

6) прогностическая – дошкольная педагогика должна «забегать» вперед практики, предвидеть результаты педагогических воздействий и т. д.;

7) диагностическая – разрабатываются диагностические методики, критерии, показатели образования выявляется наличный уровень образованности детей и т. п.;

8) рефлексивная – самопознание, изучение самой дошкольной педагогики как науки.

Дошкольная педагогика выступает с трех позиций:

эмоциональноценностной
деятельностнопрактической
рациональной
научные знания, Отношениеученых, принципы, законы, практиков к научным закономерности, знаниям, концепциям, концепции и т. д. их позиции и т. д. Источники дошкольной педагогики как науки:практическая деятельность педагогов ДОУ, гувернеров, воспитателей детских домов и т. д.

1) педагогические теории, идеи педагогов прошлого, настоящего;

2) экспериментальные исследования научно-исследовательских институтов, центров, кафедр дошкольной педагогики, т. д.;

3) данные практики работы ДОУ, педагогический опыт;

4) данные смежных наук (психологии, физиологии, философии и т. д.)

Дошкольная педагогика в России начала активно развиваться в ХХ веке, что связано с созданием общественной системы дошкольного воспитания. Приоритетным направлением исследований в начале века стало всестороннее, гармоничное развитие личности; 40-е – 60-е годы – основным направлением явилось изучение научных подходов к обучению дошкольников; 70-е – 90-е годы исследовались гуманистический, личностный, деятельностный, системный, этнокультурный, аксиологический подходы к дошкольному образованию.

Результатом развития дошкольной педагогики стало отделение самостоятельных педагогических дисциплин: педагогики раннего детства и методик дошкольного воспитания, обучения.

Дошкольная педагогика тесно связана с другими науками о человеке: психологией, философией, социологией, этикой, эстетикой, анатомией, гигиеной и др. Идеи данных других наук помогают глубже исследовать закономерности образования дошкольников, обеспечивают более широким арсеналом методов исследования.

Основные понятия: объект, предмет, задачи дошкольной педагогики, функции дошкольной педагогики, еѐ источники.

Литература:

Дошкольная педагогика /Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой,

М., 1988, — ч. I, гл. I.

Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика, М. : Академия, 2000. – 450 с. Основы дошкольной педагогики /Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой, М., 1980, — с. 5-40.

Поддъяков Н. Н., Казарян Л. М. Педагогика дошкольного детства // Дошкольное воспитание, 1987, № 11, — с. 50-56.

Философские основы воспитания детей.

Философские основы воспитания детей обуславливают стратегию и тактику функционирования дошкольных образовательных учреждений. Существует большое количество понятий и их содержательных характеристик, составляющих фундамент философии воспитания. Это человек в аспекте воспитательной, самовоспитательной деятельности; социальная среда, обуславливающая развитие системы образования; педагог и его роль в обществе, образовательном учреждении и др. Можно выделить три основных направления философских знаний:

1) онтология – теория бытия, ее проблемы что первично. Идеалисты понимают духовную реальность как первичную, реалисты считают материальный порядок первичен и не зависит от сознания человека;

2) аксиология – теория ценностей. Выделяя этические, эстетические, познавательные и другие ценности философия дает материал для воспитания;

3) гносеология – теория познания. Изучает природу знаний, сущность истины.

Эти направления воплотились в признанные педагогические теории: идеализм (реальность духовного происхождения); реализм (реальность материальна); неотомизм (ценности определены Богом, они абсолютны и вечны, реальность дуалистична при доминировании духовной среды над материальной); прагматизм (ценности относительны, реальность это опыт индивида, его взаимодействие со средой); экзистенциализм (реальность субъективна, ценности выбираются произвольно); диалектический материализм (реальность объективна и материальна, духовные явления вторичны, ценности продукт конкретного общества).

Осмысление воспитания на философском уровне позволяет выйти на междисциплинарное представление о ценностных, сущностных, процессуальных и результативных аспектах воспитания.

Существует ряд концепций, раскроем некоторые из них:

1) концепция свободного воспитания (конец 19 – начало 20 в. в.). Основные идеи теории свободного воспитания представлены в работах К. Е. Вентцеля, П. Ф. Каптерева, П. Ф. Лесгафта, М. Х. Свентицкой и др. Это необходимость предоставления детям свободы выбора игры или занятия, учет особенностей возраста ребенка, отсутствие строгой регламентации режимных процессов, отсутствие планов и программ, выбор материалов диктуется «планом жизни детей» (К. Е. Вентцель), их интересами и необходимостью пробуждения в ребенке творческих сил. Данный подход реализовывался в детских садах России в начале 20 века.

Концепция дошкольного воспитания В. В. Давыдова и В. А. Петровского (1989 год) содержит некоторые положения теории свободного воспитания. Однако не в плане заимствования, а в аспекте нового этапа развития педагогики как науки, обоснования личностно-ориентированной модели образования.

2) концепция природосообразности (Я. А. Коменский, М. Монтессори, К. Д. Ушинский др.). Это воспитание сообразно природе человека с учѐтом заложенных самой природой жизненных сил и стремлений к познанию мира, деятельности. В этой концепции прослеживается тесная связь педагогики с психологией, зависимость воспитания от особенностей душевной жизни детей, функционирования психических процессов.

3) гуманизм воспитания (Ж. Ж. Руссо, Я. Корчак, С. Т. Шацкий, К. Д. Ушинский, др.). Гуманизм как принцип мировоззрения опирается на убежденность в безграничные возможности человека, идею о праве человека на счастье, свободу и защиту достоинства личности и др. В дошкольном воспитании гуманизм подходов прослеживается в изменении взгляда на ребенка (он не только объект воспитания, но и субъект собственного развития), переосмыслениисущности процесса воспитания, его назначения (обращение к внутреннему миру ребенка, его интересам, мотивам поведения; создание условий для развития, самореализации; использование гуманных средств, методов и приемов воспитания, т. д.), в изменении целей воспитания (выделять как цель воспитания то, что значимо для каждого человека, например, приобщать к общечеловеческим ценностям; относить к цели воспитания каждого конкретного ребенка, отсюда цель воспитания должна быть личностно ориентированной).

Таким образом этот подход возвеличивает индивидуальность, неповторимость ребенка, самоценность человеческой личности.

Основные понятия: направления философских знаний, концепции воспитания.

Литература:

Гершунский Б. С. Философия образования: научный статус и задачи// Советская педагогика, 1991 № 4.

Ткачев С. Гуманизация педагогики// Дошкольное воспитание, 1996 № 3 Шварцман К. А. Философия воспитания. М., 1989 г.

Целенаправленность воспитания

Теоретические основы воспитания

Движущие силы и логика воспитательного процесса

Я осуждаю всякое насилие при воспитании. юной души, кото­рую растят в уважении к чести и свободе.

Вы ничему не можете научить человека.

Вы можете только по­мочь ему открыть это в себе.

Философские основы воспитания.

Любое знание, в то числе и по теории и методике воспитания, суще­ствует и развивается на трех уров­нях:

  • Методологическом(логика, философия науки, зани­мающаяся осмыслением методов исследования воспи­тания, толкованием предмета его и связей с другими явлениями окружающего мира),
  • Теоретическом(основное содержание добытого наукой знания по теории воспитания: например, теория вос­питывающего обучения И. Гербарта, общая теория раз­вития личности К.Д. Ушинского, теория воспитатель­ного коллектива А.С. Макаренко и др.),
  • Методическом(как прикладной уровень науки — орга­низация практической воспитательной деятельности, уровень технологий воспитательного процесса, педа­гогической техники и т.п.).

Движущие силы и логика воспитательного процесса, техника его выстраивания определяются его фундаментальными, основолагающими характеристиками. Основные из них: диалектичность, противоречивость, целенаправлен­ность, систематичность, вариативность, оптимистичность.

А.С. Макаренко считал педагогику самой диалектичес­кой наукой, в которой все законы диалектики выражены с большей силой. В чем же проявляется диалектичность воспитательного процесса?

1. В воспитательном процессе переплетены и взаимообус­ловлены связи и зависимости разного плана: соци­альные, психологические, педагогические. Например, изменения в политике и идеологии влекут за собой из­менения ценностных ориентаций и, следовательно, ставят новые цели и задачи воспитания; экономичес­кие преобразования в обществе — материальную базу образования и воспитания; открытие новых психоло­гических концепций — во всем характере и методике воспитания.

2. Диалектичность воспитания проявляется в непрерыв­ном развитии, динамичности, изменчивости всех ком­понентов и процесса в целом. Примеры: в класс при­шел новый классный руководитель. дети пришли пос­ле лета выросшие и окрепшие. в классе случилось ЧП, введен новый учебный предмет, произошли бурные события в обществе. и т.п. — все влияет на содержание и методику воспитательного процесса.

3. Диалектичность процесса воспитания проявляется в его противоречивости.

Противоречия воспитательного процесса.

Общефилософский закон единства и борьбы противоположностей оп­ределяет противоречия как источник и движущую силу развития человека — школьника, детского кол­лектива, содержания и методики воспитательного про­цесса.

Читать еще:  Воспитание ребенка в семье

В философии и педагогике принято различать внут­ренние и внешние, общие и индивидуальные противо­речия. (Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстра­циях. М.,1999.С.98)

Внутренние это противоречия, порожденные конф­ликтом противоположных сторон внутри самого челове­ка: между возрастающими требованиями к самому себе и потенциальными возможностями его. («Я летом собира­юсь поехать с альплагерь, но смогу ли?», «Я много раз давала себе слово не лгать маме, но никак не могу сдер­жать его», «Я никак не могу научиться стойко сказать «нет», если все говорят «да»: мне трудно противостоять общественному мнению»).

Внешние — противоречия, порожденные взаимодей­ствием человека с окружающим миром. Например, внеш­ними требованиями, изменением обстоятельств, проти­востоянием социального окружения и природной среды, извечного противоречия «отцов» и «детей». В подростко­вом возрасте человек начинает осознанно им противо­стоять.

Общие (универсальные) противоречия как источник развития каждого человека и всех людей. Например, про­тиворечия между материальными и духовными потреб­ностями, между сознанием и поведением (особенно в школьном возрасте), между потребностями и возможно­стями их удовлетворения. Блестяще описал противоречия отрочества В.А. Сухомлинский в книге «Рождение граж­данина»:

«. с одной стороны, непримиримость к злу, неправ­де, готовность вступить в борьбу с малейшим отклоне­нием от истины и, с другой стороны, неумение разоб­раться в сложных явлениях жизни;

..подросток хочет быть хорошим, стремится к идеалу и в то же время не любит, чтобы его воспитывали;

. желание самоутвердиться и неумение это сделать;

. противоречие между желанием, с одной стороны, и ограниченностью сил, опыта, возможностью для осуще­ствления их, с другой;

. показное отрицание авторите­тов, увлечение идеальным и самомнение о том, что иде­альное может быть в нашей будничной жизни;

. удивление перед неисчерпаемостью науки, желание много знать, переживание вдохновения, радости интел­лектуального труда и в то же время поверхностное, даже легкомысленное отношение к учебе, ,к своим повседнев­ным заданиям;

. романтическая восторженность и . грубые выходки, моральное невежество, восхищение красотой и . ирони­ческое отношение к красоте».

Индивидуальные — противоречия, обусловленные кон­кретной ситуацией развития каждого человека. На разре­шении этих противоречий построен практически весь про­цесс самовоспитания: не мог — теперь могу, не умел — теперь умею, не знал — знаю и т.д.

Другие философские законы

Всеобщий закон — закон пе­рехода количественных изменений в качественные —интерпретируется в теории воспитания так: отражая ло­гику и механизм развития воспитанника, количествен­ные изменения в физическом, психическом и социаль­ном становлении в ходе воспитания приводят к суще­ственным качественным изменениям отдельных свойств и личности в целом. Так, включенный в позитивную вос­питывающую деятельность трудный подросток начинает проявлять трудолюбие, чувство долга, товарищества, це­леустремленность. Опыт подростков в организации раз­личных дел по методике КТД (коллективной творческой деятельности) позволяет постепенно наращивать качества самоактуализирующего типа личности.

Закон отрицание отрицания характеризует направление процесса развития личности и коллектива, единство поступательности и преемственности, возник­новение нового и относительной повторяемости старого. Например, при использовании воспитателем логики превращения соуправления в детском коллективе в подлинное самоуправ­ление детского коллектива, новых форм воспитания и традиционных дел в классе, становление более «взрос­лых» и качественно более высоких норм отношений «пе­дагог о воспитанник» (от организации и контроля педа­гогом всех дел к самодеятельности детей).

Как и любой процесс, воспитание развивается от про­стых форм, методов и приемов, технологий и техник к более сложным, благодаря умелому использованию педа­гогом тактики разрешения всех групп противоречий, уче­та действия всех трех общефилософских законов разви­тия — воспитательного процесса в целом и каждого его элемента.

Целенаправленность воспитания

На протяжении всей истории чело­вечества существовали различные под­ходы к воспитанию. Существовало и существует много точек зрения и кон­цепций воспитания. Они разнообразны и разноплановы. Но все их можно объединить в две основные большие группы, два основных направления.

Первое — видит суть и назначение воспитания в формировании личности, уп­равлении ее развитием согласно потребностям общества.

Второе направление, — гума­нистическое, обращено к личности воспитанника, к со­зданию условий для развития его внутренних потенциаль­ных возможностей, и на этой основе — к социализации и самоактуализации.

Передовая педагогическая мысль и практика всегда де­лали выбор в пользу второго.

Наставление Дельфийского оракула отцу Сократа по поводу воспита­ния сына гласит: «Пусть мальчик поступает так, как хо­чет, не мешай ему и не удерживай его. Ни в каких забо­тах он не нуждается, ибо одарен с рождения внутренним голосом, предостерегающим от недобрых поступков. И это не заменит тысячу наставников».

«. Каждое тело, движимое извне, не одушевлено, а движимое изнутри, из самого себя, одушевлено, потому что такова природа души. То, что движет само себя, есть не что иное, как душа» (Платон).

. Воспитывать «извлекать наружу то, что личность содер­жит внутри себя самой»

(Л.А.Мачадо, профессор универси­тета в Каракасе, автор книги «Революция в мышлении»).

«Громадное большинство людей суть люди самообра­зовавшиеся, саморазвившиеся, а не образованные и раз­витые кем-либо другим» (П.Ф. Каптерев).

Любая воспитательная цель имеет как бы две стороны: цель воспитателя — подарить ребенку (подрост­ку) всю прелесть и глубину окружающего мира, ориенти­ровать его в системе ценностных отношений к нему; а цель воспитанника — продуктивное присвоение этих ценнос­тей, самореализация своих потенциальных возможностей.

Имея в виду основные ценности сегодняшнего дня, принято считать, что цель современного воспитательно­го процесса — «человек свободный», «человек культур­ный», «человек мыслящий».

Эту цель должны понять и принять как воспитатели, так и воспитанники. Но растущий человек обладает мень­шим запасом знаний и меньшим жизненным опытом. И поэтому его мировосприятие нуждается в корректиров­ке, в выращивании системы ценностей подлинных и в отказе (добровольном!) от ценностей мнимых.

Философские основы педагогики

Мы уже знаем, что методологической основой педагогики является философия. Сегодня одновременно сосуществуют различные философские направления, которые выступают в роли методологии педагогики: экзистенциализм, неотомизм, неопозитивизм, прагматизм, неопрагматизм, бихевиоризм, диалектический материализм и другие.

Философия — это наука об общих законах развития природы, общества и мышления, общая методология научного познания.

Экзистенциализм (от лат. Existencia — существование). Основное понятие экзистенциализма — существование — индивидуальное бытие человека, углубленной в свое «я». Внешний мир является таким, каким его воспринимает внутреннее «я» каждого. Объективные знания и объективные истины отсутствуют. Экзистенциализм признает личность высшей ценностью мира. Основные положения: каждая личность неповторима, уникальна, особенная. Каждый человек является носителем своей нравственности; общество пытается унифицировать личность и этим наносит огромный вред ее моральной самостоятельности. Теория воспитания не знает объективных закономерностей, их нет; у каждого человека свое субъективное видение мира, и она сама творит свой мир таким, каким хочет его видеть.

Центром воспитательного воздействия представители современной екзис-тенциалистичнои педагогики Дж.Кнеллер, Г.Гоулд, Е.Брейзах (США), У.Баррей (Великобритания), М.Марсель (Франция), А.Ф. Больнов (ФРГ), Т.Морита (Япония) и др. считают подсознание: настроения, чувства, импульсы, интуицию человека. Сознание, интеллект, логика, на их взгляд, имеют второстепенное значение. Нужно подводить личность к самовыражению, естественной индивидуальности, чувство свободы. Учитель должен предоставить право каждому Идти своим путем, меньше давать установок, больше проявлять дружеское участие и тому подобное.

Отрицая объективные знания, экзистенциалисты выступают против программ и учебников в школах. Поскольку смысл вещей и явлений определяет сам ученик, учитель должен предоставить ему полную свободу для их усвоения. При этом главную роль играет не разум, а чувства, мечта, вера. Экзистенциализм является философской основой индивидуализации обучения.

Неотомизм — религиозное философское учение, получившее свое название от имени католического богослова Фомы (Фомы) Аквинского (1225-1274). Достопримечательности представители современного неотомизма — Ж.Маритен (Франция), У.Каннингам, У.Макгакен (США), М.Казотти, М.Стефанини (Италия) и др.

Основные положения педагогики неотомизма определяются «двойной природой» человека; человек является единством материи и духа, поэтому она одновременно и индивид, и личность; как индивид, человек — материальная, телесное существо, которое подчиняется всем законам природы и общества; как личность, она обладает бессмертной душой, поднимается над всем земным и подчиняется только Богу; наука бессильна определить цели воспитания, это может сделать только религия, знает настоящую ответ о сущности человека, его жизни; главное — душа, поэтому воспитание должно строиться на приоритете духовного начала.

Читать еще:  Как воспитывать сына 7 лет

Неотомизм признает греховную слабость человека и выдвигает задачу помочь ей и стать морально лучше. Главным предметом внимания является развитие совести человека, предостерегает ее от зла, указывает на моральную сторону совершенного поступка, трактует последний как грех. Неотомисты выступают за воспитание общечеловеческих добродетелей: доброты, гуманизма, честности, любви к ближнему, способности к самопожертвованию и др., А также покорности, терпения, непротивления Богу, который испытывает всех по-разному: одних — богатством, другие — бедностью, и против этого невозможно бороться.

Неотомисты доказывают основная роль религии в воспитании молодежи. Они резко критикуют падение моральных устоев, указывают на рост преступности, жестокости, наркомании, приводящие к деструкции общества. Система обучения и воспитания, по их мнению, должна быть лишена излишней рациональности и направлена на развитие «сознательному» попытки приблизиться к Богу.

Неотомистского стратегия сегодня доминирует в воспитании в Австрии, Голландии, Бельгии, Швеции, Испании и других странах.

Нео — философско-педагогическое направление, который пытается осмыслить комплекс явлений, порожденных научно-технической революцией. Современный педагогический неопозитивизм называют «новым гуманизмом». Выдающимися его представителями являются П. Херс, Дж.Вильсон, PC Питер, Л.Кольберг и др.

Основные положения педагогики неопозитивизма: воспитание должно быть очищено от мировоззренческих идей, потому социальную жизнь в условиях научно-технического прогресса требует «рационального мышления», а не идеологии. Полная гуманизация системы воспитания, поскольку именно она является главным средством утверждения справедливости как высшего принципа отношений между людьми во всех сферах общественной жизни. Необходимо прекратить манипуляцию поведением личности, создавать условия для ее свободного самовыражения. Это поможет человеку осуществить осмысленный выбор в конкретной ситуации и тем самым предупредить опасность формирования унифицированных форм поведения. Основное внимание необходимо уделить развитию интеллекта, формированию человека, который мыслит рационально.

Влияние рациональности идей педагогики неопозитивизма ощутимо в перестройке воспитательных систем многих стран, в том числе и нашей.

Прагматизм (от гр. «Прагма» — дело, дело) — философское направление, возникшее на рубеже ХIХ-ХХ вв. Быстрые темпы развития науки, техники, промышленности подорвали основы абсолютного идеализма, который уже не мог противостоять материализма.

Основатели прагматической философии Ч. Пирс (1839-1914) и У.Джеме (1842-1910) заявили о создании новой философии, стоящей вне идеализмом и материализмом. Идеи ранних прагматистов развил американский философ и педагог Дж. Дьюи (1859-1952). Он свел их в систему, которую назвал инструментализмом. Основные положения этой системы: школа не должна быть оторванной от жизни, обучения — от воспитания; обучения и воспитания должны осуществляться не в теоретико-абстрактных формах, а путем выполнения конкретных практических дел; в учебно-воспитательном процессе необходимо опираться на активность учащихся, всесторонне ее развивать и стимулировать. В основе учебно-воспитательного процесса должны лежать интересы как мотивы учения ребенка и прочее.

Основные понятия в прагматизме «опыт», «дело». Познание действительности они отождествляют с индивидуальным опытом человека, игнорируют объективное научное знание. Каждое знания, утверждают они, является подлинным, если оно получено в процессе практической деятельности человека и является полезным для нее.

Опираясь на базовое понятие прагматизма «опыт», Дж. Дьюи объявил индивидуальный опыт ребенка основой учебного процесса.

В 60-е годы прикладная направленность учебно-воспитательного процесса в соответствии с идеями Дж. Дьюи привела к снижению качества обучения и воспитания. В условиях научно-технической революции возникла необходимость в людях с более твердыми и упорядоченными знаниями и принципами поведения. Это обусловило пересмотр и модернизацию классического прагматизма, который появился в 70-х годах под флагом неопрагматизму. Методологические установки Дж. Дьюи были дополнены новыми принципами, согласованные с новыми тенденциями понимания воспитания как процесса социализации личности.

Главная суть неопрагматичнои концепции воспитания — самоутверждение личности. ее сторонники (Маслоу, А.Комбс, Е.Келли, К. Роджерс и др.) усиливают личностную направленность воспитания. «Источники роста и гуманности личности, — пишет А. Маслоу, — находятся только в самой личности, они отнюдь не созданы обществом. Последнее может только помочь или помешать росту гуманности человека подобно тому как садовник может помочь или помешать росту куста роз, но он не может спрогнозировать, чтобы вместо куста роз вырос дуб «. Окружающие личность, с их мыслями, общественными нормами и принципами не могут быть засадовимы для выбора, потому что их функция заключается в контроле, критике поведения человека. Они могут только мешать ее самовыражению, роста. Образование, по их мнению, сводится к процессу «самовыражения» инстинктов и склонностей, заложенных в ребенке самой природой.

Несмотря на критику многих положений, неопрагматизм остается ведущим направлением американской педагогики и все больше распространяется в других странах Запада.

Бихевиоризм (от англ. Behavior — поведение) — психолого-педагогическая концепция технократического воспитания, которое базируется на новейших достижениях науки о человеке, использовании современных методов исследования его интересов, потребностей, способностей, детерминирующих поведение.

Бел источников классического бихевиоризма находился известный американский философ и психолог Дж.Уотсон. Он обогатил науку положением о зависимости поведения (реакции) от раздражителя (стимула), подал эту связь в виде формулы S → R. Необихевиористы Б.Ф. Скиннер, К.Халл, Э. Толмен, С. Пресс и др. дополнили это положение, в результате чего формула приобрела вид «стимул — реакция — подкрепление».

Главная идея необихевиоризма относительно воспитания заключается в том, что человеческое поведение является управляемым процессом. Она обусловлена применяемыми стимулами и требует положительного подкрепления. Для того, чтобы вызвать определенное поведение, нужно подобрать действенные стимулы и правильно их применить. При этом не имеют значения желания, мотивы, характер, способности человека; значение имеют только действия — ответные реакции на применены стимулы. Скорость достижения нужного поведения регулируется факторами положительного или отрицательного подкрепления, обеспечивается повторением действий.

Критерий нравственности связан с системой подкрепления, с одобрением или неодобрением поступков человека. Нравственные качества (храбрость или трусость, преступность или благотворительность) также полностью определяются обстоятельствами, стимулами подкрепления. Соответственно и нравственное совершенствование, по их мнению, заключается в умении наилучшим образом приспособиться к окружающей среде.

В современном обществе, считают сторонники необихе-виоризму, процесс воспитания должен направляться на то, чтобы в стенах учебных заведений создавалась атмосфера напряженной умственной деятельности, которая могла управляться с помощью рациональных алгоритмов с широким использованием электронно-вычислительной техники. Необходимо всячески стимулировать индивидуальную деятельность, соперничество в борьбе за высокие результаты, воспитывать качества «индустриальной» человека — деловитость, организованность, дисциплинированность, упорство.

Диалектический материализм — философское учения о самых-общие законы движения и развития природы, общества и мышления. Он зародился в 40-х годах XIX века, широкое распространение получил в XX веке, особенно в странах социализма. Самыми известными его представителями были К.Маркс и Ф.Енгельс, которые распространили материализм на понимание истории общества, обосновали роль общественной практики в познании, органично соединили материализм и диалектику.

Основные положения диалектического материализма: материя первична «а сознание вторично; сознание возникает в результате развития материи (мозга человека) и является его продуктом (принцип материалистического монизма (гр. Monos — один) явления объективного мира и сознания причинно обусловлены, поскольку взаимосвязаны» связанные и взаимозависимые (принцип детерминизма) все предметы и явления находятся в состоянии движения, развиваются и изменяются (принцип развития).

Важное место в философии диалектического материализма занимают законы диалектики: переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание возражений.

Диалектико-материалистическая педагогика исходит из того, что личность с объектом и субъектом общественных отношений. ее развитие детерминировано внешними обстоятельствами и природной организацией человека. Ведущую роль в развитии личности играет воспитание. Воспитание является сложным социальным процессом, имеет исторический и классовый характер. Личность и деятельность человека находятся в единстве: личность проявляется и формируется в деятельности.

Философский уровень методологии педагогики является сегодня одной из самых актуальных ее проблем.

Философия — это любовь к мудрости. Мудрость помогает найти путь к истине.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector