221madou.ru

Мама и Я
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Воспитание чувств у детей дошкольного возраста

Воспитание чувств ребенка. Развитие эмоциональной сферы у детей

Развитие эмоциональной сферы у дошкольников и младших школьников.

Во многом успешность социальной адаптации ребенка зависит от того, как он умеет владеть своими чувствами. Это умение во многом определяет его место в кругу сверстников. Да и со взрослыми гораздо легче общаться, если чувства будут подвластны разуму. Владея чувствами, индивид учится управлять своим поведением, что, естественно, примиряет его с обществом.

Ребенок зачастую стесняется проявлять свои чувства. Почему это происходит? Отчасти потому, что взрослые его стыдят за их проявление. «Как тебе не стыдно плакать, ты же мальчик», — говорит отец, думая, что именно этим он вырас­тит из сына мужчину. Или: «Что ты так восторгаешься, надо быть сдержаннее». И ребенок, соотнося замечания близких с насмешками сверстников, вырастает в уверенности, что чувства проявлять плохо. Нет более печального зрелища, чем 6-7-летние мудрые старички. Но, с другой стороны, проявляя чувства, нужно научиться управлять ими.

У дошкольников и младших школьников чрезвычайно развита эмоциональная сфера. Эмоциональное благополучие складывается из отношения к нему взрослых людей, и прежде всего его родителей и близких родственников. Семья должна постоянно демонстрировать ребенку свою любовь, поддерживая в нем уверенность в его нужности и ценности.

➠ Потребность в любви — самая сильная потребность ребенка в этом возрасте. Именно она определяет «букет» чувств ребенка. И среди самых сильных, конечно, чувство любви. Ребенок учится любви, если в доме, где он растет, доминиру­ет это чувство. Для родителей очень важно научить ребенка выражению своих чувств. Если члены семьи относятся друг к другу с нежностью, то ребенок впитывает такое поведение и смотрит на мир доброжелательно.

Эмоциональное насыщение жизни ребенка может доводить его до истощения. Ведь весь день насыщен эмоциями, чувства переполняют ребенка. По каждому, может быть, на взгляд взрослого, пустяковому случаю ребенок «фонтанирует» сложной гаммой чувств. Когда ребенок эмоционально устает, он перестает адекватно воспринимать окружающий его мир. Здесь родители могут заметить отказ ребенка от выполнения элементарных правил, сопротивление указаниям родителей. Это сигнал к перемене ситуации, в которой находится ребенок. Необходимо дать ему эмоционально отдохнуть.

➠ Вторым после любви у ребенка востребовано чувство справедливости. Он трепетно относится к словам и действиям взрослых людей, направленных на оценку его поступков. Взрослые часто бывают несправедливы по отношению к ре­бенку, не задумываясь о том, что такое отношение его больно ранит. К примеру, мама не разобравшись, выговаривает сыну за поступок, который он не совершил. Ребенок плачет, доказывает, что это сделал не он. Но маме некогда разбираться, она куда-то торопится по своим делам и прекращает выяснение обстоятельств. Ребенок обижен, ему больно, он не понимает, почему мама так себя ведет. Его эмоции пуль­сируют, несправедливость разъедает душу ребенка, учит его так же несправедливо поступать и со сверстниками.

Другой пример не менее показателен. Мама с ребенком повстречала свою подругу и пересказывает ей какой-то случай, происшедший с ней. Но ребенок строго следит за правильностью пересказа. А мама то ли по забывчивости, то ли из желания приукрасить меру своего участия в описываемой коллизии сказала то, чего не было. И тут ребенок во всеуслышание поправляет ее. Часто в таких случаях мамы одергивают ребенка, а то и наказывают, поскольку им кажется, что ребенок ставит их в неловкое положение. Но это не так. У ребенка нет желания унизить или уличить взрослого, неточно выражающегося. У него очень развито чувство «правды», и он добивается точности в пересказе истории, в которой он участвовал или которую слышал от взрослых.

В эмоциональной обойме у ребенка еще много чувств. Это и ревность, и сочувствие, и злость, и зависть, и радость и. Можно еще много перечислять. Все эмоции, которые испытывает взрослый человек, испытывает и ребенок. Только в отличие от взрослого он еще не научился ими управлять. В этом ему необходимо помогать.

Воспитание чувств может идти разными путями. Нужно помнить одно, что последовательные и разумные действия родителей могут принести ощутимые плоды. Ребенок подражает всем действиям родителей. А значит, он им подражает и в проявлении чувств. Если родители сочувствуют окружающим людям, то сочувствие сформируется и у ребенка. Но ему надо помочь в этом. К примеру, если у мамы болит голова, а ребенок бегает, шалит, необходимо обратить его внимание на то, что остальные домочадцы ходят тихо и разговаривают негромко. Полезно переносить ситуацию на ребенка. Можно сказать ему приблизительно так: «Помнишь, как у тебя болел зуб? Мы все старались тебе помочь, не кричали и не топали ногами. Вот сейчас у мамы болит голова так же, как у тебя болел зуб, поэтому все стараются ей помочь».

Все проявления чувств необходимо обсуждать. Вот сосед пожалел котенка и взял его домой. Обязательно с ребенком обсудить этот поступок, объясняя при этом, почему семья не смогла поступить так же. Если у ребенка заболел его друг, желательно подсказать ему, что друга необходимо навестить.

➠ И уж, конечно, ни в коем случае нельзя стыдить ребенка за проявление чувств. Наоборот, лучше вместе с ним восхититься радугой и синим небом или каплями росы на цветке, которые утром увидел ребенок. Это полезно и для девочек, и для мальчиков.

Полезно также в семье нежно здороваться, с помощью поцелуя благодарить за еду, помощь в чем-либо. Ребенок с большим удовольствием проявляет свои чувства, если родители и родственники поддерживают подобные проявления.

На развитии чувств сказывается и чтение книг, где герои проявляют разные чувства или совершают поступки, которые могут вызывать проявления чувств со стороны окружающих. Полезно после прочтения обсудить с ребенком прочитанное и обязательно с помощью вопросов выяснить, понял ли он текст. Вопросы могут быть разные. Главное, чтобы они были направлены на обсуждение чувств. Примерный перечень вопросов может выглядеть следующим образом:

Читать еще:  Задачи сенсорного воспитания детей раннего возраста

* Какие чувства испытывал герой, совершая поступок?

* Почему ты так думаешь?

* Какие действия героя вызывают у тебя чувство одобре­ния, а какие порицания?

* Почему именно эти чувства?

* Как бы ты себя повел на месте героя книги?

* Какие чувства ты бы испытывал, когда совершал бы такие же поступки? И пр.

Безусловно, это примерный перечень вопросов. Он вполне может быть расширен и дополнен в зависимости от темы беседы. Полезно родителям составить цикл бесед по воспитанию чувств. Можно взять несколько чувств, которые на взгляд родителей слабо развиты у ребенка, и заниматься их развитием. К примеру, можно взять такие чувства, как ревность, злость, несдержанность, гордость, зависть. Подобрать рассказы или сказки, где эти чувства проиллюстрированы. Прочитать вместе с ребенком, обсудить коллизии, попро­сить его нарисовать запоминающиеся моменты или героев, которые ему понравились.

Ребенок не должен догадываться, что идет процесс воспитания. Не надо ему объявлять, что сейчас будут формировать у него чувства. Деликатно, ненавязчиво, прибегая к игре, организовывать так деятельность ребенка, чтобы проявление его чувств было логичным для всей системы семейного воспитания.

Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста

Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста

Макушева Н.В., воспитатель МБДОУ ДС №12 «Ёлочка» г.Старый Оскол.

Патриотическое чувство, чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к самым близким людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, брату, сестре и т.д. Ребёнок впервые открывает Родину в семье. И это, прежде всего его ближайшее окружение, где он познаёт такие понятия, как «труд», «долг», «честь», «Родина». Развитие любви и привязанности к родному дому – первая ступень гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста -одна из важных задач нравственного воспитания, включающая в себе воспитание любви к близким людям к детскому саду, к родному городу и родной стране.

Что же следует иметь в виду, воспитывая у ребёнка первые чувства гражданственности? Как раскрыть перед ним содержание такого сложного и многогранного понятия, как «родной дом»? Оно включает в себя: отношение к себе как к личности, семью, где ребёнок родился и вырос, атмосферу домашнего очага, которая во многом определяется семейными традициями, родной культурой, дом в котором он живёт, родную улицу.

Постепенно понятие «родной дом» расширяется. Это уже и родной город, родной край. Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребёнка.

Позже не только малая (родной край), но и большая, многонациональная Родина-Россия, гражданином которой ребёнок является. И, наконец, планета Земля – наш общий родной дом. Всем нам хочется заглянуть в будущее наших детей, чтобы хоть одним глазком увидеть их счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребёнка с гордостью сказанные слова: «Я- россиянин! Я горжусь своей страной!» Вдумайтесь, часто ли мы слышим эти фразы? Почему существуют пробелы в нравственном воспитании подрастающего поколения.

Формирование человека как члена гражданского общества, создающего личную ответственность за страну, формирование нравственно – патриотических понятий у детей дошкольного возраста, воспитание творческой развитой личности – главная цель нашей работы.

Задачи нравственно-патриотического воспитания:

  • – сформировать у детей понятие о своём «Я», о том, что каждый человек уникальная личность со своими отличительными чертами характера;
  • – дать представление о сообществах: семья, родственники, друзья, соседи, знакомые;
  • – обогатить знания детей о родном крае (малой Родине), Родине- стране, дать знания о символике (флаг, герб, гимн) нашего государства;
  • – познакомить дошкольников с русским народным бытом, традициями, фольклором, народным календарём, русскими народными играми.

Формы работы: целевая прогулка, ООД, беседы, дидактические игры, восприятие художественной литературы, тематические праздники и т.д.

Знания, полученные на ООД, закрепляются в различных формах работы, в самостоятельной деятельности детей, совместно с родителями и воспитателями.

В развивающей среде групп детского сада должны быть исторические и географические предметы, символика государства, народные календари, уголки героев Великой Отечественной войны своего города.

Для формирования представлений о семье, родственных отношениях, о родословной оформляются уголки «Моя семья», начиная с ясельной группы, дети приносят книги- альбомы о себе, о своей семье, делятся с воспитателем о своих сокровенных тайнах. Это помогает воспитателю определить душевное состояние ребёнка, познать его внутренний мир. Воспитатели проводят с детьми беседы об истории города, о главных достопримечательностях его. Дети в виртуальных экскурсиях знакомятся с улицами города, узнают, почему они так называются.

В течении всего года воспитатель несколько раз возвращается к тому, что дети узнали ранее.

Основными темами занятий и бесед в старшей и подготовительных группах могут быть:

-«Моя семья», «Мой детский сад», «Мой город», «Природа», «Достопримечательности города», «Хлеб–богатство России», «Улицы нашего города», «Памятники родного города», «Москва – столица России», «Герб Москвы» и т. д.

Формируя у детей первые представления об устройстве нашего государства, большое значение воспитатель придает изучению символики нашей страны. Ни для кого не секрет, что значительная часть населения нашей страны не знает слов торжественной песни-гимна России, не знают значения цветов флага нашей Родины, значения герба нашего государства. Поэтому считаю, что работу над этой проблемой, надо начинать с дошкольного возраста.

Читать еще:  Модель процесса воспитания

В детском саду детей знакомят с значением цветов флага (белый, синий, красный). Знания о значении герба России, в котором отображена история нашего государства, воспитатель может дать детям в сказочной форме. Всадник, изображённый на гербе, Святой Георгий- прототип сказочного героя. Делая выводы и анализируя содержание сказки, дети запоминают, что герб символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом. Использование таких приёмов развивает у детей любознательность, интерес к истории России, к жизни человека в прошлом.

Работа с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию даёт положительный результат. Дети знают в какой стране мы живём, умеют показывать страну на глобусе, границу государства на карте, ориентировочное место жительство на карте, знают, как называется наша малая Родина, свой домашний адрес, улицы родного города, в чью честь они названы, героев прославивших родной город, главные объекты и достопримечательности родного города, расширяется кругозор об окружающем их мире о профессиях, у детей возникает желание получить профессию, они умеют обосновывать свой выбор. Дети получают новые знания, расширяется их кругозор, увеличивается и пополняется словарный запас. Работа по нравственно-патриотическому воспитанию вызывает в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. После ООД и бесед у детей возникает желание нарисовать то, о чём он только что услышал, или после прочтения художественных произведений дети организуют игру, в которой «участвуют» герои или персонажи данного произведения. Например: «Я буду добрым волшебником…», «Мы будем смелыми спасателями и спасём людей из горящего дома» и т. д. Рассказы и беседы развивают фантазию и творчество детей, учат создавать что-то своё, похожее на то, что они только, что узнали. Например, после знакомства с картой России, дети могут нарисовать карту своего дома, группы, детского сада и т. д.

Свою работу воспитатель строит в тесном содружестве с семьёй. Родители должны активно участвовать во всех мероприятиях: народных праздниках, экскурсиях, выставках, конкурсах. Совместная деятельность должна быть основой в формировании гражданина. Успех в формировании нравственно-патриотического воспитания достигается только в том случае, если сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего города. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то что может вызвать у детей чувство восторга и гордости.

Но никакие знания не дадут положительного результата, если воспитатель сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. Воспитывая подрастающее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель создатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи нравственно-патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны.

Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста.
консультация по теме

Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
nravstvennoe_vospitanie.docx13.56 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста.

Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции — сложный педагогический процесс. В основе его лежит правильное, гармоничное развитие чувств.

Воспитание чувств тесно связано с развитием у детей дошкольного возраста эмоционального отношения к окружающему. Развитие эмоциональной сферы ребенка и воспитание на этой основе его чувств является первостепенной задачей.

Н р авственные ч у вства формируются у детей в процессе взаимоотношений их со взрос л ыми и свер с тниками . Причем сначала возникает соп е реживание радости , а затем уже сопереживание горя.

В дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений . У малыш е й у же третьего года жизни могут проявляться такие свойства личности , как общительность или застенчивость , самостоятельность или неуверенность в себе, эгоизм или доброжелательность, внимательное отношение к товарищам». Развитие чувств у ребенка во многом зависит от средств и методов воспитания, от условий , в которых он живет. Условия эти положение его в семье и в детском саду , кр у г его интересов и дел, в которых он участвует .
При целенаправленном воспитании, чувства ребенка гораздо богаче , разнообразнее и проявляются раньше , чем у детей, не получивших правильного воспитан и я .

Добрые, ласковые интонации в речи взрослых, обращенной к малышу, вызывают у него спокойное, уравновешенное настроение; сердитый голос, нахмуренное лицо настораживают, вызывают беспокойство . Важно, чтобы в дошкольном детстве ребенок испытывал максимум положительных эмоций.

Задача воспитания у детей нравственных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, ч ем добрее и справедливее они относятся к детям. Взрослые завоевывают любовь детей и своим отношением к труду. Их поведение служит для ребят наглядным примером . Они начинают подражать старшим, у них возникает желание быть похожими на того, кто затронул их чувства, вызвал симпатию . Желание быть похожим на педагога, маму, папу, своего товарища особенно сильно в дошкольном возрасте.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целе.

Игра для дошкольника – ведущий вид деятельности, вызывающий в его психике качественные изменения. Игра важна и для приобретения ребенком социальных навыков общения, взаимодействия со сверстникам.

Патриотизм – это любовь к Родине. Так в самом простом виде можно охарактеризовать это непростое, многогранное понятие. Почему же патриотизм – это чувство, которое должно быть нужно не только руководит.

Проблема развития нравственных чувств у дошкольников является чрезвычайно актуальной. Многочисленные педагогические и психологические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии.

В основе понятия нравственного воспитания лежат термины мораль и нравственность.

Цель круглого стола: Цель круглого стола: создание дискуссии по актуальным проблемам духовно-нравственного воспитания детей и совместной деятельности образовательного учреж.

«Воспитание добрых чувств у дошкольников». Консультация

Олеся Володченкова
«Воспитание добрых чувств у дошкольников». Консультация

Консультация

«Воспитание добрых чувств у дошкольников»

воспитатель: Володченкова О. Ю.

Доброта- это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе — от солнца, а все лучшее в жизни — от человека». М. Пришвин.

Актуальность темы не вызывает сомнения, так как формирование этого исключительно важного качества (доброты) лежит в основе нравственного воспитания дошкольника. Основой нравственности человека являются те качества, которые определяют его моральный облик, делают внутренне свободным и социально ценным во всех сферах общественной и личной жизни. Фундамент этого процесса должен быть заложен в детстве, в дошкольном возрасте. Широко известно меткое высказывание Л. Н.Толстого: «От пятилетнего ребёнка до меня один шаг. От новорождённого до меня страшное расстояние».

В. А. Сухомлинский говорил, что «добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин… В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств».

Воспитание доброты — одна из существенных сторон воспитания ребенка. Это связано с пробуждением в ребёнке сострадания, сопереживания в горе, беде и умение радоваться и сопереживать успеху другого как своему собственному. Ребёнок должен приходить к этому не через порицание или боязнь наказания, а через укрепление по мере его взросления чувства собственного достоинства.

Основными условиями воспитания доброжелательных отношений у дошкольников являются:

— создание эмоционально-положительного климата в группе;

— моделирование педагогических ситуаций, которые позволяют детям

проявлять добрые чувства к окружающим.

Для формирования у воспитанников доброжелательных отношений,педагоги используют все доступные формы и методы работы:

•дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, проблемные и народные игры;

• непосредственно образовательная деятельность;

• моделирование и анализ заданных ситуаций;

• сочинение историй, сказок, заучивание стихов, потешек, прибауток;

• беседы, чтение художественной литературы, загадывание загадок;

• рассматривание картин и иллюстраций;

• развлечения, просмотр видеофильмов;

• организация выставок детского творчества;

• метод проектов и др.

Ежедневно ребенок должен видеть и постигать азбуку нравственности в ближайшем окружении, в том числе в детском саду. Для этого создаю проблемные ситуации и упражнения добрых поступков, практические тренинги.Вот примеры некоторых из них:

1. У тебя хорошее настроение. Почему? (- мама улыбается; — солнце светит;.);

2. Нужно ли дружить? (- с неряхой; — с ребенком, который рвет книги;.);

3. Игра «Хорошо-плохо»- разделить хорошие и плохие поступки и явления, т. е. сделать шаг в формировании доброты на уровне представлений. Рассмотреть картинки с изображением положительных и негативных ситуаций;

4. «Письмо заболевшему другу» (рисунок);

5. Игра «Подарки друг другу» — формировать социальную ориентировку на других людей;

6. Разучивание и применение на практике поэтической игры «Словарь вежливых слов» (растает даже ледяная глыба от слова теплого «Спасибо»; зазеленеет старый пень, когда услышит «Добрый день«);

7. Акция к дню пожилого человека «Подари добро».

Игра является наилучшим средством воспитания детей, т. к. именно в игре у детей лучше всего проявляются и закрепляются добрые чувства. Основное содержание игры малышей заключается в выполнении определенных действий с игрушками, воспроизведении действий людей; детей среднего возраста – в воспроизведении отношений между взрослыми; у старших дошкольников содержанием становятся правила общественного поведения и общественные отношения между людьми. Когда дети играют, ситуации проявления доброты, внимания организовать еще легче, чем просто в обычной жизни. Через определенный сюжет, содержание и роль в ходе игры можно формировать моральные и социальные чувства дошкольников. Необходимое условие этого – моделирование взаимоотношений, в которых проявляются гуманные чувства.

Хорошие результаты в работе по воспитанию доброты дает использование художественной литературы, особенно сказок. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. При этом важно тактично направить мысли и чувства малышей в нужное русло. Следует обратить внимание малыша на значимые в нравственном плане моменты.Для этого необходимо: учить детей сравнивать и сопоставлять; формировать привычку доказывать, что это так, а не иначе; ставить ребенка на место героя, тем самым давая возможность выбора собственной позиции; упражнять детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев.

Эффективным методом формирования доброжелательности является беседа, в ходе которой педагог имеет возможность привлечь внимание ребенка к страданиям другого человека. Беседа в повседневной жизни, перед игрой, вовремя ее и после нее способствует появлению отклика — сострадания, побуждает ребенка находить правильные способы проявления сочувствия, оказания помощи. Общаясь с ребенком, не забывайте подавать ему примеры доброты. Воспитание ребенка не должно пониматься как регламентирование его поведения и чтение ему нравственных проповедей. Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше почувствовал реальность чужого страдания и сопереживал ему, чтобы умел любить, жалеть, прощать, помогать.

Формирование чувства доброты у дошкольников происходит постепенно. Маленькие дети стремятся к добрым поступкам сначала ради похвалы, одобрения взрослых. Постепенно привычка поступать хорошо, делать добро перерастает у них в чувство заботы о другом человеке, становится их естественной потребностью. А сочувствие, выражающееся в активной, бескорыстной помощи другому человеку, в заботе о нем, отказе от своего личного в пользу другого человека, является одним из первых, пробуждающихся у дошкольников гуманных чувств. К этому стремимся мы все с вами в воспитании дошкольников.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector