221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Воспитание детей в семье

Семейное воспитание детей

Семья – главный институт воспитания человека. Семейное воспитание детей – это система воспитательных и образовательных процессов, регулирующаяся определенными традициями и нормами, принятыми в условиях отдельно взятой семьи, и реализуемая силами всех членов семьи. Главной целью семейного воспитания является формирование нравственной, интеллектуально развитой личности, подготовленной к жизни в современном обществе. Семья является для ребенка естественной средой существования, отличающейся от прочих коллективов, с которыми ему предстоит взаимодействовать в дальнейшей жизни. Какова роль семьи и семейных традиций в воспитании детей? Чем отличается семейное воспитание от воспитательных процессов, реализуемых прочими образовательными и воспитательными институтами?

Семейное воспитание детей: общие принципы и положения

Семейное воспитание детей – это совокупность методов и мер, предпринимаемых членами семьи последовательно и регулярно с целью формирования у ребенка социальных и личностных норм поведения, моральных и нравственных ценностей и устоев, общегражданских и общечеловеческих идеалов.

Семейное воспитание детей – один из основных механизмов, обеспечивающих подготовку личности к интеграции в современное общество. Именно в семейной среде ребенок получает первые представления о взаимодействии личности и общества, об интересах и приоритетах, о выгодах обеих сторон.

Характер семейного воспитания обусловлен следующими факторами:

  • Физическое и психическое здоровье членов семьи;
  • Наследственность;
  • Материально-экономический статус семьи;
  • Социальный статус семьи;
  • Уклад жизни;
  • Количество членов семьи;
  • Условия проживания;
  • Отношения между членами семьи;
  • Культурный, моральный, нравственный потенциал семьи.

Основными задачами семейного воспитания детей являются:

  • Создание максимально благоприятных условий для умственного, физического и психического развития ребенка;
  • Передача жизненного опыта и знаний, систем ценностей;
  • Обучение детей базовым навыкам и умениям, привитие интереса к знаниям и познанию;
  • Воспитание чувства собственного достоинства, ценности собственного «я».

Основными методами реализации семейного воспитания детей являются:

  • Убеждение (беседы, советы, внушение);
  • Личный пример;
  • Поощрение и развитие в ребенке чувства удовлетворенности своими успехами;
  • Наказание (ограничение удовольствий ребенка, однако без применения физических мер).

Основные принципы семейного воспитания детей сводятся к следующим положениям:

  • Признание ребенка равноправным членом семьи, уважительное отношение к его личности, интересам, потребностям;
  • Восприятие своего ребенка таким, каким он есть, не предъявляя завышенных требований к его деятельности и достижениям;
  • Создание благоприятной, эмоционально-комфортной, доверительной атмосферы для установления контакта с ребенком;
  • Оказание необходимой помощи ребенку, избегая при этом гиперопеки;
  • Последовательность в своих действиях и требованиях, как в воспитательном процессе, так и в повседневной жизни;
  • Построение воспитательных стратегий с учетом возрастных, гендерных и личностных особенностей ребенка.

Ребенок воспринимает семью, ее традиции и принятые в семейном кругу нормы, как должное. Семья для малыша является первым воспитательным институтом, являющимся наиболее авторитетным в отличие от каждого последующего. А также тем естественным фильтром, который имеет непосредственное воздействие на формирование личности. Так, родители в первые годы жизни ребенка определяют основной круг его интересов, круг его общения, места его пребывания и точки соприкосновения с социумом. Именно в атмосфере семьи ребенок познает первый опыт межгендерных отношений (матери и отца), опыт отношений поколений (отцы и дети). Дети подсознательно копируют поведение взрослых, принимая их модели поведения как истинные и единственно правильные. В дальнейшей жизни ребенку будет крайне сложно понять, почему у него не складываются отношения в коллективе, с друзьями, личные отношения с противоположным полом.

Семейное воспитание детей дошкольного возраста

Дети дошкольного возраста являются наиболее восприимчивыми к ситуациям, событиям, происходящим в кругу их семьи. Это объясняется основной особенностью семейного воспитания детей, которое выстраивается на чувствах и эмоциях, а не на постижении нового опыта, получении новых знаний (что реализуется в детских садах, школах, прочих образовательных учреждениях). Основа успешного семейного воспитания детей дошкольного возраста – любовь родителей к ребенку, которая должна проявляться в словах, отношении, поступках, ощущениях ребенка, семейной атмосфере. Ребенок, недополучающий родительского внимания и любви, всеми силами пытается привлечь недостающее внимание различными поступками, непослушанием, капризами, замкнутостью. Основной ошибкой родителей в данном случае является наказание ребенка без выявления сущности проблемы такого поведения. Многие родители предпочитают решать проблемы с детьми с привлечением педагогов и психологов, хотя ребенку в этот момент просто необходима родительская ласка и поддержка. К основным ошибкам семейного воспитания детей дошкольного возраста относятся:

  • Признание материальных благ приоритетными над духовными и моральными ценностями;
  • Низкий культурный, нравственный и духовный потенциал родителей, их аморальное, безнравственное поведение;
  • Авторитаризм и безнаказанность, а также чрезмерное физическое наказание детей;
  • Тяжелая психологическая атмосфера в семье.

Роль семейных традиций в воспитании детей

Семейные традиции – это совокупность принятых и соблюдаемых норм, правил, обычаев и взглядов, определяющих поведение каждого члена семьи в отдельности, а также семьи в общем, передаваемые из поколения в поколение. Семейные традиции в воспитании детей играют первостепенную роль. Это именно тот фактор, который отличает семью от других коллективов, с которыми ребенку предстоит взаимодействовать. Семейные традиции укрепляют родственные связи, развивают чувства долга и ответственности, гордости за семью и переживания за ее целостность и единство. С падением ценности института семьи в современном обществе семейные традиции являются инструментом укрепления семьи.

Соблюдение семейных традиций упорядочивает жизнь человека. Традиции объединяют поколения, позволяя детям в процессе воспитания лучше усваивать механизмы взаимоотношений поколений. Соблюдение традиций прививает ребенку чувства любви, привязанности, уважения. Совместный досуг на выходных, совместные воскресные обеды, празднование важных событий способствуют не только укреплению семейных связей и ценностей, но и формируют положительную атмосферу семьи.

Воспитание в семье

Семейное воспитание (то же самое воспитание детей в семье) — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Социальное, семейное и школьное виды воспитания осуществляются в неразрывном единстве. Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей, а в остальных аспектах — социальной педагогикой.

Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка, намного превышает другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья здесь отражает и школу, и средства массовой информации, и общественные организации, и трудовые коллективы, и друзей, и влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести довольно определенную зависимость: успешность формирования личности обусловливается прежде всего семьей. Чем лучше семья, и чем лучше она влияет на воспитание, тем выше результаты духовного, физического, нравственного, трудового воспитания личности. За редким исключением, роль семьи в формировании личности определяется следующей зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек. Эта зависимость давно используется на практике. Опытному педагогу достаточно посмотреть на ребенка и пообщаться с ним, чтобы понять, в какой семье он воспитывается. Точно так же не составляет труда, пообщавшись с родителями, установить, какие в их семье вырастают дети. Семья и ребенок — зеркальное отражение друг друга.

Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления личности, то естественно, что именно семье должно уделять первостепенное значение общество и государство в организации правильного воспитательного воздействия. Крепкие здоровые, духовные семьи — мощное государство. Это аксиома, от которой ни на йоту не отступают в цивилизованных странах.

История напоминает: все государства имели в разное время свои трудности — революции, войны, экономический и культурный спад. Выстояли же и стали могущественными только те, где не была разрушена основная ячейка общества — семья.

В нашем современном обществе все заметнее становится кризис семьи, пути выхода из которого пока не ясны. Кризис выражается в том, что семья все хуже реализует свою главную функцию — воспитание детей. Причины такого кризиса лишь отчасти связаны с ухудшением экономической ситуации в стране, имеют более общий характер. Большинство специалистов приходит к весьма пессимистичному выводу: мы начинаем расплачиваться за индустриальную цивилизацию, неизбежно ведущую к разрушению устоев, ухудшению нравов и человеческих отношений и в конечном итоге к гибели общества. Если это действительно так, то у нас призрачные шансы на лучшее будущее. Будем надеяться, что человеческая мудрость все же найдет выход, и ситуация в семейном воспитании изменится к лучшему.

Не будем приводить ужасающие сравнения, характеризующие ухудшение семейного воспитания по сравнению с недавним прошлым. Отметим лишь, что легкомысленное отношение к браку и семье, забвение традиций, нравственных принципов, цинизм и пьянство, отсутствие самодисциплины и половая распущенность, высокий процент разводов самым пагубным образом отражаются на воспитании детей.

Что может взять ребенок в полуразрушенной семье? Хорошо известно, что именно в семье и через семью формируются его первичные представления, ценностные ориентации и социальные установки. На страницах этой книги уже приводились сравнительные оценки семейного влияния на воспитание и развитие личности. Семья стоит у колыбели формирования личности в самом прямом смысле, закладывает основы отношений между людьми, формирует ориентации на всю оставшуюся трудовую и социальную жизнь человека. В зрелом возрасте многие проблемы, которые естественно и просто разрешаются в семье, становятся непреодолимыми.

Читать еще:  Мультики правила поведения для воспитанных детей

Подытоживая эти, в общем хорошо известные воспитательные функции семьи, приходим к следующим выводам:

? влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий; с возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью;

в семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут;

  • — семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию; из семьи выходят члены общества: какая семья — такое общество;
  • — семья обеспечивает преемственность традиций;

важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества;

существенное влияние оказывает семья на выбор профессии.

То, что дети являются зеркальным отражением своих родителей, подтверждается постоянно. Профессор Г. II. Волков для изучения этой зависимости организовал весьма показательный эксперимент. Группу семи- и восьмилетних дошкольников вместе с их мамами пригласили на собеседование. На полчаса их оставили в экспериментальной комнате, где они должны были дождаться приема у психолога. В комнате находилось много очень интересных для детей вещей — картинок, книг, игрушек. Экспериментатор скрыто наблюдал, как будут вести себя мамы и дети.

Они держались по-разному. Одни начинали вместе рассматривать книжки, обсуждать их, рисовали или играли, т.е. активно взаимодействовали с этими предметами. Другие только наблюдали, ничего не трогая. Третьи — полчаса сидели и ждали, не проявляя никакого интереса к предметам.

Последующая проверка подтвердила, что познавательная активность детей полностью отражала поведение их родителей. Убеждаемся еще раз: педагогические закономерности действуют неотвратимо.

Проблемы современной семьи Проблемы в семье порождают проблемы в воспитании. Если семья так сильно влияет на растущего в ней человека, то можно смело утверждать, что состояние семьи определяет лицо современного общества и существующего в нем воспитания.

Современные семьи переживают не лучшие времена. В большинстве нынешних семей основные силы и время родителей расходуются на материальное обеспечение, но не па духовное формирование и развитие детей. По данным социологических исследований, работающая женщина в сутки уделяет воспитанию детей 16 минут, в выходные дни — 30 минут. Духовное общение родителей с детьми, их совместные занятия, к сожалению, для большинства семей остаются непозволитсльной роскошью и сводится в основном к контролю над учебой ребенка в школе, а сам контроль к выяснению того, какие оценки получены.

Среди наиболее веских причин неудовлетворительного воспитания детей в семье отметим следующие.

  • 1. 11евысокий экономический уровень большинства трудовых семей, когда основное время родителей тратится на добывание средств к существованию (зарплата, продукты питания, товары и т.д.).
  • 2. Низкая культура общественной жизни, двойная мораль, лицемерие властей, социальная напряженность, неуверенность в завтрашнем дне, угроза потери работы, боязнь заболеть и другие причины, приводящие людей в состояние повышенного нервного напряжения и стресса.
  • 3. Двойная нагрузка на женщину в семье — и на работу, и на семью. Обследование показало, что трудовая нагрузка горожанки в простых семьях с детьми составляет 77 часов в неделю, в том числе дома — 36 часов. Средний рабочий день женщины-матери, включая воскресенье, составляет 11 часов.
  • 4. Высокий процент разводов, являющихся следствием многих социально-бытовых и моральных причин. Развод — это всегда проблема воспитания детей.
  • 5. Бытующее общественное мнение, что муж лишь помогает жене в воспитании детей. Льготы по уходу за детьми имеет не семья, а женщина. Пока же законодательство закрепляет положение, при котором воспитание детей остается святой обязанностью женщины-матери. Объявленное законом равное право отца и матери в воспитании детей на практике нарушается.
  • 6. Обострение конфликтов между поколениями, которые день ото дня становятся напряженнее. Информация о семейных убийствах не исчезает со страниц прессы.
  • 7. Увеличение разрыва между семьей и школой. Обычная общеобразовательная школа, вследствие многих причин ставшая непрестижной и малопривлекательной, почти устранилась от выполнения роли помощника семьи, а новые общественные институты хотя и появились, но еще не окрепли и не в состоянии оказать действенную помощь семье.

Впервые за последние десятилетия наше общество столкнулось с проблемой детской беспризорности. Некоторая часть детей (около 5—6%) вообще лишена семейного уюта. Заботу о них вынуждено брать на себя государство, создавая сеть общественных учебно-воспитательных учреждений, количество которых в стране постоянно увеличивается. Детские приюты, дома ребенка, школы-интернаты, спецгруппы и спецучреждения заменяют тысячам детей родительский кров.

Что же может предложить педагогика для преодоления кризиса семьи и повышения ее воспитательного воздействия?

Педагогическая теория ничего нового в этом плане открыть не может: общие закономерности зависимости воспитания от уровня развития общественных, экономических отношений (см. часть 1) действуют неотвратимо. Вся надежда на учителя, его подвижническую деятельность. Избавившись от иллюзий, педагоги перестраивают свою деятельность в следующих направлениях.

  • 1. Гуманизация отношений в семье. Авторитарные влияния, ответственность перед законом, требования, запугивания уже исчерпали себя: когда людям нечего терять, эти меры не срабатывают. Только доброта, милосердие, конкретная помощь, заинтересованность учителя открывают сердца растерявшихся родителей и не позволяют им опускать руки в борьбе за лучшее будущее своих детей.
  • 2. Объединение усилий школы и церкви в духовном спасении людей, направление этих усилий не на деятельность вообще, а на разрешение конкретных проблем в конкретных семьях.
  • 3. Координации педагогических усилий с гуманитарными фондами, обществами, в частности с организациями Красного Креста, разработка совместных благотворительно-воспитательных программ.

Главное не терять веру в людей, всепобеждающую силу добра. Общество и раньше переживало трудные времена, но всегда под руководством своих учителей обретало лучшую судьбу. Приходится лишь сожалеть, что «педагогика зоны», «педагогика колонии» А. С. Макаренко, которую поспешили раскритиковать приверженцы демократических преобразований, похоже, скоро вернется в новые зоны и колонии, если не будут приняты радикальные меры по предотвращению кризиса семьи.

Консультация для родителей «Воспитание ребенка в семье»

Мария Сизова
Консультация для родителей «Воспитание ребенка в семье»

Пример родителей – это наглядный образец для детей. Хорошие качества, которые воспитываются у детей, будут наиболее прочными, если дети видят их у родителей. Ребенокв дошкольном возрасте всегда стремится подражать окружающим: родителям, старшим братьям и сестрам, товарищам. Подражательность является психологической особенностью дошкольников. Дети склонны подражать как хорошим, так и плохим поступкам. Поэтому своим поведением родители должны показывать детям положительные примеры для подражания. Почему так важен личный пример в воспитании желательных нам черт личности? Психологи говорят, что всякое научение должно сопровождаться «положительным эмоциональным сдвигом» — только тогда оно ляжет в характер прочно. Т. е. малыш легко усваивает хорошее, если при этом испытывает радость.

Вам хочется, чтобы ребенок постепенно привыкал к выполнению простых трудовых обязанностей. Но вы замечаете, что он, например, не любит убирать за собой игрушки. Конечно, вы можете просто заставить его сделать это, как и многое другое,доступное в том или ином возрасте: вытирать пыль, поливать цветы и др. Заставить-то вы его заставите, и он будет делать-это. Но не трудолюбие вы в нем вырастите. В лучшем случае — привычку делать то, что требуют. В худшем — отвращение к труду.

Как же создать «положительный эмоциональный сдвиг»? Конечно, важную роль может сыграть любовь и внимание взрослых, одобрение ими поведения малыша. Но огромное значение будет иметь, когда ребенок будет учиться трудиться у вас, подражая вам, оттого, что рядом с вами, вместе с вами.

Общение со взрослыми —мощный источник радостных переживаний для малыша. Вот почему живой пример, который вы являете ему своим трудолюбием — или доброжелательностью, или вежливостью, или обязательностью, — не может не запасть ему в душу.

Сила воздействия личного примера родителей зависит и от их авторитета. Авторитет родителей заключается в их умении растить и воспитывать детей, не принижая их человеческого достоинства и не превознося его. В семье воспитывают чувства любви, сопереживания, радости, поэтому семью и называют школой воспитания чувств. Добрые чувства побуждают к действию, развивают в нем активность, отзывчивость, жизнерадостность. Положительные эмоции -это большая нравственная сила. Постоянное эмоциональное общение между членами семьи являются одним из важных условий семейного воспитания. Если отношения между родителями не сложились, в семье возникают ссоры, взаимные упреки на глазах детей, то авторитета родителей в такой семье не бывает. Чтобы образовался дружный семейный коллектив, многое зависит от личных качеств отца и матери. Отношение их друг к другу, к работе, общественная активность-все это не проходит незамеченным для ребенка. Если у отца или у матери нет авторитета, то такой сильный воспитательный эффект, как любовь к детям, теряет силу. Непризнание влияния родителей выражается обычно в невыполнении ребенком требований взрослых, в непослушании. Начинается открытая или скрытая борьба с ребенком, в которой родители, как правило, сдают позиции. Такую ситуацию можно назвать «ребенок сел на голову».

Читать еще:  Основные направления умственного воспитания

В других семьях складывается противоположный стиль воспитания, когда родители начинают применять физическую силу. Отрицательная сила такого приема общеизвестна. Как быть? Заслужить авторитет у детей очень трудно. Искусственность поведения отца или матери ребенок тонко чувствует. Невозможно пробудить у ребенка уважение к себе,навязывая ему свои позиции: «я- мать», «я- отец». Такие призывы не получают отклика в душе ребенка. Но положительные результаты приносит только авторитет, основанный на уважении. Он складывается из мелочей. Сегодня пообещал-забыл, завтра — было не досуг, послезавтра — оказалось срочное дело. Пока представления ребенка ограничены, постепенно в его сознание будут входить такие понятия, как верность долгу, слову, ответственности за близких и т. д. А пока мерило всех ценностей слова и поведение отца и матери. Поэтому так важно взрослым предъявлять к себе высокую требовательность! С обещаниями надо быть особенно острожными. Невыполнения даже единожды обещанного надо суметь объяснить. Положительно влияет на авторитет старших членов семьи, их совместный с ребенком труд по обслуживанию и организации семейного быта. Умение с пользой для всей семьи проводить свободное время — большое искусство. В дошкольном возрасте ребенок мыслит образами, звуками, чувствами. Основной формой деятельности для него является игра, а основным средством воспитания в игре — слово взрослого. Нередко встречаются родители, которые любят назидание, утомительные беседы. Это приводит к тому, что слово, как средство воспитания теряет свою силу. Вредны в воспитании, как подчеркнутая холодность в отношениях с ребенком, так и чрезмерные излияния любви. В первом случае ребенок чувствует свою неполноценность, во втором — чувствует себя кумиром, которому все поклоняются. Необходимо любить ребенка сердцем, стремиться искать «золотую середину» в подходе к нему. Важно в таких условиях, чтобы все старшие были единодушны в своих требованиях. Если папа сказал, то мама должна поддержать, а бабушка напомнить.

Совершают ошибку и те родители, которые воспитывают по принципу «будешь слушаться — куплю». В таких семьяхидет купля-продажа отношений: «Ты мне, я — тебе». Успех такого воспитания сомнителен.Пример: Беря сына из детского садика, родителипостоянно спрашивают его:-«Кого ты больше любишь — меня или папу?», —«Тебя больше!»-отвечает сын. Признание делается второпях,с одинаковой мягкостью папе и маме: мальчик стремится к маминой сумке или папиному карману, где был сувенир или фрукты, конфеты. Обе стороны испытывают удовольствие от того что ребенок в настроении и доволен очередным сувениром. Вскоре ребенокначинает спрашивать сразу: «А что мне принесли?». Если сюрприз не устраивает его, то отношения между взрослыми и ребенкомпортятся и начинается: «Не хочу одеваться!», «Не пойду домой!», «Почему пришла ты, а не папа!» и т. д. Пройдет время, и родители поймут, что совершили ошибку. Но сделать ее легче, чем исправить. Следите за тем, что вы говорите и каким тоном. Ребенок перенимает поведение, манеру говорить, жесты в готовом виде. Он подражает и хорошему, и плохому. Иногда можно слышать от родителей, что сейчас такая жизнь, когда не следует учить ребенка добру, иначе ему будет трудно в жизни. Зло, как правило, не рождает добро. Оно порождает зло. Следовательно, исходная точка добра и заключена в нас самих, во взрослых членах семьи. От ребенка необходимо требовать внимания и заботы к каждому взрослому, создавая для этого условия. Например, ребенка угостили. Он спешить разделить конфету с мамой, с папой. Те отказываются под разными предлогами, чтобы ребенку больше досталось: «Не хочу, зубы болят», «Не люблю». Или другая ситуация. Воспитатель предлагает новогодний подарок отнести и угостить всех,некоторые дети отвечают: «Моя мама не хочет». Так у ребенка вырабатывается позиция, «Взрослым оставлять не обязательно, а я вот особый». «Особым» он продолжает оставаться и в автобусе, когда спешит сесть первым, и дома, когда собираются гости и т. д. Авторитет взрослых зависти от нас самих. Он заключается в содержании нашей жизни, в нашем поведении, отношении к окружающим. Ответственные родители думают о своем авторитете, стараются его поддерживать, укреплять, во всяком случае, не разрушать недостойным поведением, понимают, что завоевать его трудно, а безвозвратно потерять легко, особенно в мелких повседневных стычках, перебранках, ссорах. Часто супруги, не задумываясь о последствиях, по поводу и без повода в присутствии детей высмеивают, оскорбляют и унижают достоинство друг друга. Особенно плохо, когда это делается по отношению к отцу.Схема такова: отец, от большой занятости или, может, просто от нежелания, не участвует или почти не участвует в воспитании и развитии ребенка с самого рождения. И тут-то важна роль женщины. Если, она сразу «взвалит» весь груз забот о малыше на себя, будет генератором, и исполнителем идей, не допуская папу, и не стараясь его в это втянуть. Да еще и унижая руганью его перед малышом, каждый раз напоминая всем вокруг, какой же папа плохой, не заботливый, безответственный, и, вообще, … То это, в конце концов, принесет свои плоды, и ребенок вскоре начнет говорить то же самое и, соответственно, так же думать. Это подорвет еще не сформировавшийся «в глазах» ребенка авторитет папы, который восстановить будет очень сложно, а порой и невозможно. И вот тогда в семье появляются понятия «жесткой» мамы и слабого папы. Ребенок это быстро понимает и начинает манипулировать родителями. Ведь мама хоть и строгая, но она же мама и все равно, в итоге, пожалеет. А папа – не указ, потому что он плохой (так ведь мама постоянно говорит и значит, так оно и есть).

Исследования показывают, что мальчики особенно чувствительны к падению престижа отца в семье; в условиях «матриархата» они усваивают образ мужчины как «лишнего существа» и переносят этот образ на самих себя. Как правило, мальчик испытывает к «второстепенному отцу» чувство любви и жалости, а унижение отца воспринимает как свое собственное. Но бывают случаи, когда, отвергнув образ отца, ребенок будет искать другие мужские идеалы, и неизвестно, куда заведут его эти поиски. Девочки несколько меньше ранимы в этом отношении. Они способны ориентироваться даже на такого отца, который утратил положение главы семьи, если он ласков и добр с ними.

Как вернуть потерянный авторитет?

1. Начните больше проводить время с ребенком, занимайтесь, играйте, гуляйте, читайте с ним. 2. Если малыш начинает истерить, требуя что-то получить, попытайтесь поговорить с ним. Разговаривайте с ребенком на доступном ему языке, почему вы не можете это ему дать сейчас. 3. Постарайтесь не обращать внимания на плохое поведение ребенка, когда он хочет этим чего-то от вас добиться. 4. Покажите ребенку, как вы расстроены, выразите словами свое отношение к его плохому поведению. Если вам удастся подобрать правильные слова, то ребенок обязательно поймет, что огорчил вас, и постарается вести себя хорошо. 5. Если ребенок игнорирует вас, займите его внимание, заинтересуйте тем, что его привлекает. 6. Будьте рядом, уделите время, когда ему нужна в чем-то ваша помощь или руководство.

Завоевание авторитета у своего ребенка – довольно кропотливая и каждодневная работа. Зато, если вам удастся найти общий язык со своим чадом – ваша семья будет очень счастлива.

Гендерное воспитание ребенка в семье Почему среди мальчишек так много «трудных»? Почему с девочками обычно проще и удобнее? Эти вопросы затрагивают каждых родителей в наше тяжелое.

Комплексное занятие «Право ребенка жить в семье» Комплексное занятие «Право ребенка жить в семье» Подготовили и провели: Учитель-логопед Серкова М. А. Муз. руководитель Лебедкина И. А. Ст. воспитатель.

Консультация «Художественное воспитание в семье» Занятия по изобразительной деятельности, которые регулярно проводятся в детском саду, являются основой для приобретения ребёнком художественного.

Музыкальное воспитание в семье МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ. Каждого из родителей волнует, имеет ли его ребенок способности к той или иной области знаний, в том числе.

Нравственное воспитание детей в семье Нравственное воспитание детей в семье. История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребёнка уходит своими корнями в глубокую древность.

Особенности отношения ребенка 3-го года жизни к семье Как отмечает И. С. Кон, при всех кросс-культурных различиях, первичный уход за маленькими детьми, особенно младенцами, всюду осуществляет.

Психологическое здоровье ребенка в семье Психологическое здоровье ребенка в семье Речь пойдет о важности сохранения, укрепления психологического здоровья ребенка в семье. Уделим.

Читать еще:  Как воспитать в ребенке смелость

Рекомендации для родителей по трудовому воспитанию ребенка в семье Трудовое воспитание ребенка в семье рекомендации для родителей Разработала: Ерофеева Ольга Сергеевна, воспитатель МДОУ «ЦРР – д/с №134.

Рекомендации для родителей «Воспитание ребенка в семье без стрессов» Воспитание ребенка в семье без стрессов 1. Принимайте ребенка таким, такой он есть, что при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности.

Сценарий родительского собрания «Воспитание ребенка в семье» «От того, как прошло детство,кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей.

Воспитание ребёнка в семье

Молодые родители сначала думают только о том, чтобы новорожденного накормить, помыть и спать уложить. Да самим бы поспать. Воспитание ребёнка в семье практически не обсуждается.

Оглавление

Человечек подрастает

Приходит момент, когда становится ясно, что из махонького комочка начинает подрастать человечек. С осмысленным взглядом, со своим характером.

И родителям приходит время решить задачу: как же его так воспитать, чтоб потом проблем не было?

Некоторые считают, что имя ребёнка влияет на его характер, но это вопрос спорный.

А вот то, что на характер влияет окружение, воспитание — это бесспорный факт.

Изучение этого вопроса можно начать вот с чего: посмотреть на ситуацию с другого конца.

Оглянуться и внимательно изучить своих родных, друзей, соседей, товарищей, сослуживцев. Оказывается, всех их можно классифицировать.

Классификация окружающих личностей

1. Недовольный жизнью и вечно ноющий субъект. К тому же он ленив и эгоистичен.

2. Исполнительный, хороший подчинённый. Спокойно и без раздумий выполняет указания начальства, супруга и даже детей.

3. Бунтовщик. Он против всех и вся. Он должен быть совершенно свободным, не зависеть ни от кого.

4. Обиженный жизнью. Не может решить самостоятельно ничего. Всё должно быть преподнесено на тарелочке с голубой каёмочкой.

5. Самостоятельный и добродушный человек.

6. Уверенный в себе, способный принимать решения. Легко приспосабливается к любому сообществу.

Так вот, все эти характеры – результат влияния семьи.

Есть, конечно, отклонения, есть отличия. Два бунтовщика, например, будут отличаться друг от друга, но, тем не менее, они оба — бунтовщики.

  • Помимо этого, безусловно, есть генетика, есть коллективы и компании, какие-то события, которые накладывают отпечаток на человека. Порой — очень сильный отпечаток.

В перечисленных факторах в большей степени родители не властны. Но в остальном – всё от них зависит. И даже то, как будет ребёнок воспринимать влияние со стороны.

Итак, выпустить в мир один из шести типов – запросто! Кто вам нужен? Выбирайте рецепт, и вперёд!

1. Недовольный и вечно ноющий

Сделали такого человека родители, относящиеся к своей роли фанатично.

Это их миссия — вырастить из ребёнка супер-существо. Он должен уметь всё и лучше всех.

и модель на подиум,

и языки, как без них!

И начинать надо прямо с горшка.

Поначалу всё идёт нормально, ребёнок другой жизни-то и не знает.

Подъём в шесть утра, и погнали: в один кружок, в другой, в третий, занятия с репетитором, гаммы и так далее…

Но вот однажды он понимает, что во дворе пацаны в футбол играют, что девочки пошли в кино. А у него на это просто нет времени. В прямом смысле — нет ни одной свободной минуты.

И ребёнок делает вывод, что родители лишили его детства.

Вот тут и начинаются протесты в виде сбеганий с занятий или отказ от них вообще.

В результате к концу школы – это обычный середнячок.

  • Родители в самом начале всё-всё решили за него, распланировав все его успехи (именно успехи и победы, без поражений и промахов), даже не подумав, что он может мыслить иначе.

Результат – в заголовке.

2. Исполнитель
3. Бунтовщик

Именно так. Воспитание ребёнка в семье одно, только люди, в силу генетики и чего-то там ещё становятся либо теми, либо другими.

Причина – родители жуть какие строгие. Поддерживают железную дисциплину и жёсткий режим дня. Типа: в 6 подъём, зарядка; в 6-25 завтрак, в 6-40 уроки и так далее.

Шаг влево, шаг вправо …

И всё, что не вписывается в правила данных родителей. под запретом.

  • Нельзя громко разговаривать,
  • нельзя есть без ножа,
  • нельзя включать телевизор без особого разрешения,
  • нельзя иметь своё мнение и перечить.

Вот и получается в результате – либо бездумный исполнитель, либо протестующий бунтарь.

4. Обиженный жизнью

Обычно это единственное чадо и чаще – позднее и долгожданное.

Его балуют изо всех сил, он – пуп Земли и центр Вселенной. У него есть абсолютно всё. Игрушек и одёжек – горы, зачастую не соответствующих бюджету семьи.

Родители не могут на своё дитятко надышаться. Предвосхищают все его желания.

И в процессе взросления дитятко считает, что это норма, что все ему должны всё дать, что бы ему ни понадобилось. Для него ведь это его обычные будни.

  • Он понятия не имеет, как там у других жизни складываются, да это и не важно.
  • Он не знает, что такое – замечание или критика в его адрес.
  • Плохо умеет налаживать отношения с другими людьми.
  • Если вдруг какая-то неудача, всё, этот человек сломлен.

Теперь понятно, почему он обижен жизнью? Он же думал, что он Пуп и Центр, а вышло – вон оно как.

5. Добродушный и самостоятельный

Родители одновременно друзья. Есть минусы в такой модели, но плюсов всё же больше.

Папа и мама не хотят стареть и, оставаясь друзьями своему ребёнку, чувствуют себя молодыми. Чаще всего они интересуются теми же фильмами-книгами-музыкой. Одеваются не слишком по-взрослому. Даже сленг у них соответствующий.

Зато воспитательный процесс основан на уважении. Все прислушиваются к пожеланиям друг друга. Ребёнок знает, с кем посоветоваться и кому излить душу.

  • В результате – никакого давления, всё решается дружно, учитываются интересы всех, как в кругу равных. Собственно это и есть союз равных.

Вырастает спокойный, уравновешенный человек. К тому же он с детства умеет быть другом. Это ценный кадр, и очень редкий.

6. Уверенный и способный решать

Родители, кем бы они ни работали по жизни – одарённые педагоги. Они обладают самым крутым родительским даром.

Отношения базируются на уважении и доверии.

  • У папы и мамы – непререкаемый авторитет.
  • Но и у ребёнка есть и личное пространство, и своё мнение.

Он знает, что родители его всегда поддержат, помогут, выслушают. При этом — никакого панибратства.

Детские вопросы решаются вместе, учитываются пожелания всех членов семьи.

Вся жизнь отпрыска под наблюдением, ничто не пускается на самотёк, но и жёсткого контроля нет.

  • Если эта модель выстраивается с самого раннего детства, то ребёнок со временем вырастает в уважающего своих «предков» человека. С правильными понятиями об окружающем мире.

И чаще всего, именно из людей, воспитанных подобным способом, получаются лидеры.

Во всяком случае, такой человек знает, чего он хочет, умеет ставить цели и добиваться их.

Получится ли?

Здесь представлены рецепты выпекания того или иного человечка.

И, конечно же, видя, чем всё может закончиться, адекватные родители захотят выбрать два последних варианта.

Если это не настоящая внутренняя суть воспитателя, будет очень сложно придерживаться желанного рецепта.

Ибо, если претит быть друзьями или педагогами, постоянные перепрыгивания в первые три рецепта (туда, где приказы и наказания) будут регулярными.

Не надо паниковать

Необходимо найти силы и остановиться, когда:

  • Придёт осознаете, что командирские нотки преобладают над остальными.
  • Почувствуется аромат соревновательного фанатизма – добиться всего и быть впереди всех.

Достаточно просто сесть за стол, налить чаю, посмотреть друг на друга и поговорить. Освежить в голове все рецепты и главное — готовые продукты.

Если родитель один, ему нужно поговорить с собой сидя перед зеркалом.

Нужно определиться: что важнее?

  • то, что сейчас делается,
  • или то, что будет с этим детёнышем через несколько лет?

Это важно — взять и расставить все точки над ё: разобраться в приоритетах.

Индивидуальный рецепт

Немножко смешивать рецепты даже приветствуется, если выбираться будут хорошие ингредиенты. Воспитание ребёнка в семье по новому рецепту это прекрасно.

Можно и побаловать, и строгости напустить, и в чём-то яростно настроиться на победу. Что в этом плохого? Да наоборот, человечек получится самым лучшим.

Просто никогда не надо забывать об основном рецептурном составе и о мере. Мера должна быть во всём.

Ну а если не поверилось всему, что здесь понаписано, что ж, результат будет заметен уже к 10-15 годам. А ещё более ярко проявится, когда отпрыск пойдёт в самостоятельное путешествие по жизни.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector