221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Воспитание гиперактивного ребенка

Гиперактивные дети: что делать с непоседливым ребенком, как воспитывать и нужно ли лечить – советы психолога родителям

Гиперактивный ребенок – это не болезнь. Все дети разные, они часто отличаются темпами физиологического развития, склонностями, характером и темпераментом. Некоторые малыши могут спокойно проводить время сами, со своими игрушками, книжками и раскрасками, другие же не могут оставаться без внимания и пять минут. Бывают дети, которым трудно сосредоточиться на чем-то, не под силу долго оставаться на одном месте – к примеру, сидеть в парикмахерском кресле, на занятиях в детском саду или в школе, за ними проблематично уследить на детской площадке.

Таким малышам непросто дается обучение – это и есть гиперактивность. Мозг гиперактивного ребенка с трудом концентрирует внимание и воспринимает информацию. Гиперактивные дети быстро меняют сферу деятельности, они импульсивные и неусидчивые, специфические в общении со взрослыми и сверстниками, в проявлении своих талантов. Попробуем подробно разобраться в сути проблемы и приведем пути ее решения.

Гиперактивные дети не могут сосредоточиться на одной задаче, их трудно заинтересовать спокойным делом и утихомирить

Причины гиперактивности

Гиперактивность у детей – прежде всего не физиологическое отклонение, а поведенческое расстройство развития. Медицинское название гиперактивности – СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Современная медицина придерживается мнения, что синдром возникает при неблагоприятном внутриутробном развитии детей и тяжелых родах. Так, если у будущей мамочки был выраженный и долгий токсикоз, а у плода диагностировали внутриутробную асфиксию, то риск рождения гиперактивного ребенка возрастает в три раза. Любое оперативное вмешательство во время родов, нахождение новорожденного в реанимации также вносят свою лепту в развитии синдрома ДВГ.

Симптомы гиперактивности

Каковы признаки гиперактивного ребенка? Как отличить, малыш активный и энергичный, как и полагается здоровому карапузу, или у него развивается синдром дефицита внимания и гиперактивности?

Как же проявляется гиперактивность у детей:

  • беспокойство и тревожные состояния даже тогда, когда серьезные причины этого отсутствуют;
  • эмоциональная лабильность, плаксивость, излишняя ранимость и впечатлительность;
  • бессонница, слишком чуткий сон, плач и разговор во сне;
  • проблемы с речью;
  • трудности в общении;
  • игнорирование запретов, норм поведения в обществе и правил – говоря попросту, малыш очень непослушный;
  • приступы агрессии;
  • редко, синдром Туретта – неконтролируемое выкрикивание неуместных и оскорбительных слов.

Все эти проявления и признаки у вашего чада должны стать поводом обращения к специалисту. Невропатолог и психолог выпишут рекомендации и дадут советы, как правильно воспитывать малыша, как его успокоить и снизить вероятность негативного восприятия обществом.

Несмотря на свою активность и болтливость, гиперактивный ребенок часто остается непонятым другими детьми и испытывает значительные трудности в общении

Лечение гиперактивного малыша – нужно ли?

Гиперактивный ребенок часто и сильно устает от неконтролируемых эмоций, меняет режим дня и планы из-за своего не всегда адекватного поведения, не дает родителям вести нормальный образ жизни. Взрослым людям терпеть это сложно, ведь не всегда есть время, физические и моральные силы бороться с истериками.

Следить за гиперактивным ребенком, чтобы он адекватно реагировал на внешний мир и умел вести себя с другими людьми, а не бездумно выплескивал энергию, без причины плакал и смеялся, могут только очень терпеливые и не очень занятые родители или няня. Нередко приходится прибегать к коррекции поведения ребенка – она может включать как медикаментозное лечение, так и посещение психолога, логопеда, успокаивающий массаж, занятие спортом и посещение различных творческих кружков. Медикаментозное лечение врач назначает после обследований и осмотра ребенка.

Некоторые современные врачи считают, что лечить до 4 лет от гиперактивности нельзя, потому что большая часть малышей в этом возрасте еще не умеют справляться с собственными ощущениями, они полны энергии и пытаются выплеснуть ее любыми путями.

Как вести себя с гиперактивным ребенком?

Как воспитывать гиперактивного ребенка? Многие родители становятся в тупик, особенно, когда малыш идет в сад, либо в школе сталкивается со множеством проблем, связанных с обучением и социумом. Гиперактивный ребенок всегда на особом счету у воспитателя, учителя и детского психолога. Прежде всего, помочь ему должны родители – воспитание таких детей требует терпения, мудрости, силы воли и духа. Не позволяйте себе срываться, повышать на ребенка голос или поднимать на него руку (рекомендуем прочитать: как не срываться на ребенка: советы психолога). Только в случае если он сделал что-то, навредившее другим людям, вы можете применить такие жесткие методы.

Как воспитывать “непоседу”?

  1. Запрещайте корректно. Формулируйте запреты так, чтобы в предложении отсутствовало слова «нет», «нельзя». Гораздо эффективнее сказать: «Выйди на дорожку», чем произнести: «Не бегай по мокрой траве». Всегда мотивируйте свои запреты, обосновывайте их. К примеру, если ребенок не хочет уходить с площадки вечером, скажите: «Я хотела почитать тебе перед сном интересную историю про любимого мультипликационного героя, а если ты будешь долго гулять, я не успею это сделать».
  2. Четко ставьте задачи. Такие детки плохо воспринимают информацию, которая передается при помощи длинных предложений. Говорите лаконично.
  3. Будьте последовательны в своих действиях и словах. Например, неразумно говорить: «Иди возьми у бабушки чашку, потом принеси мне журнал, вымой руки и садись ужинать». Соблюдайте очередность.
  4. Контролируйте время. Ребенок с СДВГ плохо контролирует временные рамки если он чем-то увлечен, может заниматься этим долго и забудет про остальные дела.
  5. Соблюдайте режим. Режим дня – очень важный аспект жизни гиперактивного малыша, он поможет успокоить малыша, приучить к порядку (рекомендуем прочитать: как можно приучить ребенка к порядку: советы психолога).
  6. Воспитывать малыша – значит вести себя лояльно и придерживаться позитивной нотки в общении с ним, настраивать себя, его и окружающих на позитив. Сглаживайте конфликтные ситуации, хвалите за победы, подчеркивайте, когда малыш повел себя особенно хорошо, послушав вас.
  7. Занимайте ваше чадо полезными делами. Дети обязательно должны иметь позитивное русло для выплескивания энергии – это может быть творческий или спортивный кружок, прогулки на велосипеде и самокате, лепка из полимерной глины или пластилина дома.
  8. Создайте дома комфортные условия. Малыш должен меньше не только сам смотреть телевизор и играть в компьютерные игры, но и видеть, как это делают другие. Рабочее место должно быть без лишних предметов, плакатов.
  9. При необходимости давайте гиперактивному ребенку гомеопатическое успокоительное, но не злоупотребляйте лекарствами.

Как помочь, если началась истерика?

Как успокоить гиперактивного ребенка? В момент, когда у детей истерика и они не слушаются, вы можете поступить, выбрав один из вариантов:

  1. Уйдите в другую комнату. Лишенный зрительского внимания, малыш может перестать плакать.
  2. Переключите внимание. Предложите конфету, покажите игрушку, включите мультфильм или игру на планшете или телефоне. Громко предложите ему не плакать, а заняться чем-нибудь интересным – к примеру, выйти во двор и там поиграть, побегать на улице.
  3. Дайте воды, сладкий чай или настой успокоительных трав.

В повседневной жизни детей поддерживайте их нервную систему. Успокаивающий травяной сбор хорошо помогает при добавлении в ванну, если ребенок маленький, и в чай, если речь идет о школьнике (рекомендуем прочитать: успокаивающие травы для купания ребенка). Читайте перед сном книжки, гуляйте на свежем воздухе. Старайтесь, чтобы ребенок видел меньше агрессии и негатива. Изучайте природу, больше смотрите на деревья, небо и цветы.

Как правильно воспитывать гиперактивного ребенка?

Здравствуйте, дорогие читатели блога! С вами — психолог Ирина Иванова. Сегодня мне хочется пообщаться с вами на очень непростую, но интересующую многих родителей тему – как воспитывать гиперактивного ребенка.

Те, кто работает с детьми, могут подтвердить мои слова о том, что в последнее время проблема детской гиперактивности стала «притчей во языцех» и в детском саду, и в начальной школе. Многие мои знакомые, имеющие таких детей, считают эти проявления недостатком воспитания, считая, что стоит только взять ребенка в «ежовые рукавицы», как его поведение наладится.

К сожалению, авторитарное воспитание лишь усугубит проблему, так как в ее основе лежит неврологическая патология. Чтобы избежать этой ошибки, нужно разобраться в причинах отклонения от нормы и понять, как эффективно взаимодействовать с такими детьми.

Природа появления гиперактивности

Причина появления беспокойного поведения, сочетающегося с дефицитом внимания, — это поражения мозга ребенка, возникшие в перинатальном период с 28 недели беременности, во время родов и первой недели после рождения малыша.

Эти разнообразные расстройства объединены термином ММД (минимальные мозговые дисфункции). ММД опасны тем, что они влияют на задержку психического развития, когда неправильно развиваются такие сложнейшие функции психики, как речь, память, внимание, мышление.

Ребенок и рад бы вести себя правильно, но не в состоянии это делать. Если его посадить на стул и попросить вести себя спокойно, то, он ничего не запомнит и не поймет из того, что вы будете ему читать или рассказывать. Все силы ребенка уйдут на то, чтобы удержать себя в состоянии видимого спокойствия.

Но вот парадокс! Когда он скачет «сломя голову», шалит и балуется, все самое важное запоминает, хотя и слушает «в пол-уха». Причем, такие дети чаще всего жизнерадостны и оптимистичны, обладают хорошим чувством юмора, хотя в детском коллективе зачастую бывают изгоями.

Можно ли обнаружить в дошкольном детстве отклонения от нормы?

На отклонения от нормы у детей с ММД указывают такие симптомы:

  • В год-полтора заметно нарушение координации движений, ритма крупной моторики;
  • В 2 года наблюдается задержка появления речи – хотя первые слова появились в срок, потом ребенок «замолчал», стал выражать свои желания жестами;
  • В 3 года начинается опосредованное восприятие мира, с этого возраста до 6 лет заметны нарушения связи зрения и движений руки, патологии развития речи;
  • С 6 лет и дальше отмечаются проблемы в поведении, учебе, общении с окружающими.

Как понять, что у ребенка гиперактивность

Многие дошкольники активны и невнимательны, проявляют импульсивность, имея при этом идеальное здоровье и состояние нервной системы безо всяких патологий. Отграничить проявления гиперактивности от особенностей детского темперамента родителям не так уж и просто.

Для постановки диагноза «гиперактивность», нужно чтобы симптомы проявлялись одновременно на протяжении достаточно долгого периода. Что собой представляет гиперактивный ребенок:

  • Он неусидчив и суетлив, очень невнимателен, из-за этого отстает в развитии от сверстников;
  • Ребенку трудно усидеть несколько минут, ничего не делая;
  • Движения неуклюжи и не скоординированы, имеются нарушения сна;
  • Дети импульсивны, а их поведение непредсказуемо (могут ударить, крикнуть, внезапно побежать, отобрать у сверстника понравившуюся им вещь);
  • Они не послушны и не дисциплинированы, равнодушны к похвале и к наказаниям;
  • Дети переходят от одного движения к другому, не могут закончить начатую работу, их легко отвлечь.

Коррекция гиперактивности

Большинство проявлений сходит «на нет» примерно к 12 годам, перед тем основательно потрепав нервы родителям и педагогам, однако, часть симптомов впоследствии перейдет и во взрослую жизнь. Что делать близким таких детей, как помочь им скорректировать свое поведение и состояние?

Прежде всего, обратитесь к детскому неврологу, он порекомендует медикаментозную терапию – ноотропы, витамины и фитопрепараты. Придерживайтесь определенной стратегии в отношениях со своим ребенком. Советы при затруднениях в воспитании гиперактивных детей:

  • избегайте завышенных требований;
  • старайтесь соблюдать режим дня;
  • чаще хвалите ребенка, говорите какой он замечательный;
  • создавайте для него ситуации успеха, в которых он сможет показать свои сильные стороны;
  • не старайтесь сломать ребенка, чаще старайтесь договориться;
  • игнорируйте негативные поступки, как бы ни кипело все у вас внутри, чтобы не образовалась связь: делаю плохо – получаю внимание;
  • обучайте малыша социальным нормам поведения, учите налаживать взаимоотношения со сверстниками.

Чтобы направить энергию гиперактивного ребенка в мирное русло, нужно использовать различные игры. Желательно, чтобы в них двигательная активность в соответствии с правилами переходила в более спокойный ритм поведения.

Хорошо помогают корректировать поведение занятия лепкой, плаванием, танцами, легкой атлетикой. Чтобы избежать социальной изоляции, ребенок должен быть успешным в какой-нибудь области, стать знатоком или виртуозно уметь выполнять то, что другие не смогут сделать так же хорошо.

Посмотрите видео доктора Комаровского по этой теме:

Вот вкратце основные положения того, что нужно знать родителям и педагогам гиперактивных детей. Если вам пригодилась эта информация, подписывайтесь на обновления моего блога, я найду еще много интересного, чтобы поделиться с вами. Прощаясь с вами, надеюсь, что вы порекомендуете прочитать эту статью своим друзьям из социальных сетей.

Как воспитывать гиперактивного ребенка

По тому, как часто мы слышим термин «гиперактивный ребенок», может сложиться впечатление, что таких малышей вокруг очень большое количество. Однако это, конечно же, заблуждение, потому что большинство детей, которых родители и педагоги называют гиперактивными, с медицинской точки зрения таковыми не являются. Это просто активные дети.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности- это серьезный клинический диагноз и его ставят врачи на основе различных лабораторных исследований ребенка и длительного наблюдения за ним. Проявлениями этого синдрома являются неврологические и поведенческие нарушения в развитии ребенка: высокая возбудимость и активность действий, отсутствие концентрации внимания на определенном предмете, импульсивность.

Но в первую очередь такие дети испытывают огромный дефицит внимания и всеми силами стараются привлечь его к себе, отсюда и повышенная травмированность таких детей.

Важно! Данный синдром отличают от других болезней с похожими проявлениями и лечат длительное время под постоянным наблюдением специалистов: невролога, психотерапевта, психолога, а при необходимости привлекая и других специалистов.

В этой статье мы поговорим о причинах и симптомах синдрома гиперактивности и дефицита внимания, а также каким должно быть воспитание гиперактивного ребенка и как помочь ему социализироваться.

Причины гиперактивности у детей

На формирование СДВГ и непосредственно гиперактивность малыша могут влиять очень большое количество факторов. Официальная медицина выделяет следующие причины возникновения СДВГ у детей:

  • Наследственные факторы;
  • Органические поражения ЦНС плода в период беременности;
  • Патологические состояния и вредные привычки матери при беременности;
  • Родовые травмы, перенесенные ребенком;
  • Ранние черепно-мозговые травмы у ребенка, полученные в первые месяцы жизни;
  • Инфекции;
  • Отравления;
  • Неблагоприятные экологические условия и плохое питание.

Изменения, происходящие в нервной системе детей при СДВГ, связаны с выработкой дофамина и истончением коры больших полушарий мозга. Они незначительны, но их последствия необратимы, ведь этот синдром не лечится никакими лекарственными средствами и остается с человеком на всю жизнь.

Симптомы гиперактивности у детей

Гиперактивность — это одно из проявлений СДВГ наряду и импульсивностью и сильным нарушением внимания. Наглядно выражается в неудержимой болтливости и суетливости, отсутствии усидчивости и концентрации на одном предмете или действии, высокой двигательной активности, повышенной эмоциональности поведения, громком и импульсивном выражении эмоций, которые быстро сменяют друг друга.

Воспитание такого малыша намного труднее, чем обычного ребенка. Такие дети спокойно и тихо не могут играть, очень много бегают и ерзают на месте, не соблюдают правил игры, мешают другим, перебивают, начинают отвечать на вопросы, не дослушав их до конца.

Нужно ли лечение гиперактивного малыша

Существует много мнений относительно лечения повышенной (гипер) активности у детей, в том числе и связанной с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Читать еще:  Воспитание ребенка с младенчества

Чаще всего родители предпочитают «не пичкать» свое чадо лекарственными средствами и надеются, что ребенок «перерастет» свою болезнь. Здесь надо заметить, что, как правило, это большое заблуждение и гиперактивные дети становятся гиперактивными взрослыми с еще большим набором социальных и психологических проблем в жизни.

Такие взрослые, бесспорно обладающие талантом, не могут реализовать себя в жизни из-за того, что любое новое дело, за которое они берутся, никогда не доводится до конца, быстро наскучивает.

Важно! Синдром дефицита внимания и гиперактивности нельзя полностью вылечить, но с ним можно научиться жить.

Лечение СДВГ проводится с целью облегчить симптомы течения болезни. При этом, в зависимости от выраженности заболевания у данного малыша, назначаются ноотропные и седативные препараты, витамины, гомеопатические средства, массажи и т.д.

Но самым важным в лечении гиперактивности является психологическая сторона, то есть установление контакта с таким ребенком, постоянное внимание к нему.

Как вести себя с гиперактивным ребенком

Если у родителей в семье действительно растет гиперактивный ребенок, то главная задача в данной семье сблизиться с ним, вызвать доверие. Обычно такие детки больше привязаны к матери, но они ищут одобрения и внимания и со стороны отца, старших братьев и сестер, бабушек и дедушек.

Как же следует вести себя родителям? Существует несколько рекомендаций для семей, в которых растут дети с повышенной активностью поведения:

  1. Хвалите свое чадо как можно чаще и по малейшему поводу.
  2. Соблюдайте строгий режим дня, он просто необходим для облегчения течения данного заболевания.
  3. Чтобы помочь малышу влиться в коллектив родители должны поощрять и развивать его таланты и увлечения.
  4. Не говорите длинными фразами. Малыш все равно их не запомнит. Старайтесь коротко и точно формулировать свои требования к ребенку.
  5. Как можно реже используйте в своей речи запреты с «не»: не болтай, не бегай. Для того, чтобы заперт был понятен, вместо этих глаголов используйте словосочетания: перестань разговаривать, перейди на шаг или остановись.
  6. Делайте задания вместе с ребенком, а не посылайте его в другую комнату с повелением: иди и делай уроки. Со временем, можно давать закончить задание самому, но обязательно проверять точность выполнения.
  7. Научитесь контролировать и регулировать поведение ребенка при помощи разных методик.

Гиперактивный школьник или как воспитывать непоседу

Именно в начальной школе чаще всего и обнаруживается проблема гиперактивности ребенка. До этого относительно спокойные дети становятся слишком импульсивными, болтливыми и непоседливыми, теряется концентрация, могут возникать проблемы со сном, речью, и даже судорожные подергивания отдельных частей тела, а также проблемы в общении с другими детьми.

Чем помочь маленькому школьнику, если сконцентрироваться на предмете изучения или просто усидеть на уроке для него уже большая проблема. Психологи рекомендуют родителям и педагогам таких учеников действовать поэтапно в соответствии с описанными ниже пунктами.

Шаг первый: понять особенности.

То есть родители и педагоги должны согласовывать свои действия с лечащим врачом психологом и неврологом. В

соответствии с медицинскими рекомендациями устанавливать нагрузку и психологический климат в коллективе для данного учащегося. Обязательно малыша заранее подготовить к школе психологически.

Шаг второй: установить правила

Как было уже сказано, необходим строгий распорядок и правила, в соответствии с которыми строится взаимодействие малыша в школьном коллективе.

Шаг третий: управлять сбросом энергии

Взрослые должны научиться управлять сбросом энергии у малышей с помощью различных методик, чтобы ее выход не стал неконтролируемой катастрофой. Планируйте детский досуг, занимайте чадо любимыми занятиями: танцами, рисованием, плаванием, прогулкой в парке или др.

Шаг четвертый: убрать раздражители

Больные СДВГ не могут надолго концентрировать свое внимание, поэтому очень важно, чтобы их не отвлекало ничего от предмета изучения.

Как помочь если началась истерика

Истерика у детей с СДВГ проходит очень тяжело, поэтому до нее лучше не допускать и переключить внимание ребенка на что-то другое. Если чувствуете, что ваше чадо вот-вот взорвется, то лучше уступите его желанию.

Супер-пупер. гипер! Как воспитывать гиперактивного ребенка?

Синдром дефицита внимания — как распознать и что делать.

«Ой, какая прелестная у вас двойня!» — «Ну что вы, у нас просто малыш гиперактивный. «. Шутки шутками, а доля правды в этом есть. Что такое «гиперактивность» и как с ней справиться?

Если в семье ребенок с диагнозом СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), создается впечатление, что его много. Секунду назад склонился над тетрадкой и вот уже слышен грохот с кухни — это он полез за самым красивым бокалом, чтобы сока себе налить, а еще через пару минут он уже будет гонять кота в детской.

Он активный, подвижный, любознательный, правда, непостоянный и заводной настолько, что порой кажется, земля вертится не только вокруг своей оси и солнца, но и вокруг него.

Во всяком случае, жизнь самых близких людей точно вертится вокруг такого ребенка. Это когда семья чуткая, любящая и заботливая. А если семья, мягко говоря, другая, то бесконечно слышны окрики: «Сядь!», «Не вертись!», «У меня уже от тебя голова кругом!», «Иди на улице носись!»

С гиперактивностью ситуация сложилась забавная. С одной стороны, она стала чем-то обыденным. «Ой, да он у меня гиперактивный!» — слетает с уст самых разных мам в адрес просто шумного малыша, любящего подвижные игры. Еще чаще это слово можно услышать от детсадовских воспитателей и учителей начальных классов. Не усидчив? Вертится? Ну, как же я его увлеку занятием, он же — гиперактивный!

Вроде как этот термин все оправдывает: и шероховатости домашнего воспитания, и нежелание педагога индивидуально поработать с ребенком.

А с другой стороны, СДВГ — медицинский диагноз и поставить его может только специалист. Не воспитатель. Не учитель. Не бабушка малыша. А только врач.

Словом, довольно часто гиперактивностью называют то, что на самом деле таковой не является.

Так что такое гиперактивность?

Как ее распознать? И что с ней делать? Попробуем ответить на эти вопросы. А самое главное, постараемся (с помощью специалистов) понять: как можно корректировать поведение гиперактивного ребенка внутри семьи. Проще говоря, как ему помочь стать спокойнее, усидчивее, успешнее. Опыт многих родителей до нас, а также комментарии медиков и педагогов свидетельствуют о том, что при правильной коррекции многие проявления синдрома «уходят».

В помощь мне, как автору материала, не только специальная литература и «живые» истории из жизни семей, но и интереснейшие дискуссии по этой теме, состоявшиеся в новосибирском центре психолого-педагогической помощи «Алиса» и в школе приемных родителей Центра «Солнечный круг». Кстати, разговор о детях с СДВГ не случайно стоит в программе многих школ приемных родителей.

Вряд ли можно говорить о том, что девчонки и мальчишки, которых мы берем из домов ребенка, больниц и детских домов, находятся в «группе риска» по гиперактивности, но. Детей, имеющих опыт проживания в асоциальной среде, а также ребятишек, не испытавших родительской ласки и заботы, среди тех, кому ставится диагноз СДВГ, очень много. И тому есть причины.

Мы уже упоминали о том, что термин «гиперактивность» не совсем верный. Дело в том, что сама гиперактивность или гипервозбудимость является лишь одним из проявлений синдрома ДВГ. Остальные его проявления — дефицит внимания и импульсивность. Как правило, одного не бывает без другого. Но начнем все-таки с более привычной нам гипердинамики.

Она заметна уже с пеленок. Только кроху запеленали — он уже ручки вытащил, ножками сучит. Другие спокойно в роддоме лежат, уже посапывать начинают, а ему словно бежать куда-то надо.

Такие дети очень рано начинают ползать, и делают это весьма шустро. Еще повзрослев, такой малыш начинает лезть везде. Причем, чем больше ему запрещают, тем больше он проявляет настойчивости в достижении цели. Обычный ребенок, если он пытался влезть на диван и упал — стукнулся, скорее всего, оставит это занятие. А наш обязательно полезет. И с еще большим упорством.

Читать еще:  Как правильно воспитывать мальчика 7 8

Говорят, у этих детей болевой порог несколько ниже нормы — они не так остро ощущают боль. И когда такой малыш дерется в ясельной группе или кусается, он делает это не для того, чтобы причинить боль. Он искренне убежден, что если ему не больно, то и другому тоже. Когда такие детки начинают бегать — понятно, все летит на пол. Они страшно болтливы.

Особенно на взгляд старшего поколения, мечтающего о тишине и покое в доме. Не тут-то было. Я знала одну бабушку, которая с юмором называла своего шестилетнего внучонка «мое радио». За то, что он все время о чем-то говорил.

Но при всем вышесказанном, такие детки часто бывают одаренными, очень яркими. Их интеллект сохранен, они очень умненькие, но. «Но» заключается в том, что природная импульсивность и неумение сосредоточиться на чем-то конкретном очень им мешают.

Очень важный момент: СДВГ непременно должен проявиться в период до восьми лет, и особенно важен год, когда ребенок отправляется в школу, то есть, возраст семи лет. Мамы, с чьими сынишками и воспитатели в детсаду едва справлялись, хватаются за голову: как он высидит урок?! И переживать есть о чем.

Движение — жизнь?

Ребенок садится за парту. Какие установки в школе? Не вертись. Не разговаривай. На перемене — не бегать, дружно играйте в ручеек. А что делать, если нашему ребенку все вышесказанное «категорически противопоказано»? Ему природой предначертано много и часто двигаться. Не просто потому что сидеть в одной позе скучно, а потому что движение ему просто необходимо, чтобы он мог сконцентрировать свое внимание и запомнить то, что говорит учитель. Как ни парадоксально это звучит.

Обычный ребенок и тот в первом классе быстро устает. Если он 15 минут слушал, затем минут пять ему надо отдохнуть, отвлечься. А нашему ребенку, который способен внимательно слушать учителя от силы 5 минут, не больше, надо минут семь на «переключение». У него нарушение вестибулярного аппарата: ему необходимо вертеться и крутиться.

Такие детки раскачиваются на стульях. Часто, царапая буквы в прописях, для удобства подкладывают ногу под попу, вертятся, получают замечания от учителя. И не каждый педагог понимает, что ребенок так ведет себя не от того, что хочет ему досадить или невоспитан, а потому что не может иначе. Когда он двигается, у него улучшается кровообращение, он начинает лучше понимать и усваивать материал урока.

Если вы ведете такого ребенка из школы домой, он не идет спокойно за ручку. Он пытается рассказать вам обо всем сразу, сам себя перебивая и бросая фразы недосказанными, или начинает активно двигаться, убегая вперед и возвращаясь к вам, и снова убегая. А по пути — он исследует встречные машины, лужи, лавочки.

Специалисты отмечают, что такая гипердинамика часто сохраняется и в подростковом возрасте. Как и импульсивность, которая главным образом выражается в том, что ребенок не умеет слушать, перебивает, торопится.

Итак, подчеркнем: вышеназванные симптомы должны проявиться неоднократно от рождения ребенка и до восьми лет. А если их не было и они появились только в подростковом возрасте, говорят, это — не СДВГ, а что-то другое, возможно, не имеющее отношения к нарушению ЦНС (центральной нервной системы). Не исключено, что причиной тому сложности в семье (развод родителей, завышенные требования к ребенку и т. д.) или школе, тщательно скрываемые подростком, или употребление каких-то токсичных средств.

Еще один важный момент, если мы говорим о дошколятах и младших школьниках: словесные запреты для таких ребятишек не значимы, не воспринимаются ими. Специалисты рекомендуют действовать «через тело». Можно говорить с ним спокойно, при этом поглаживая по руке или прикасаясь к плечу. Вы-то лучше других знаете, что любит и ценит ваш ребенок!

Как определить гиперактивность у ребенка?

На занятии клуба приемных родителей в центре «Алиса» нам предложили пройти несложный тест, посвященный диагностике синдрома дефицита внимания. Если вы положительно отвечаете на большинство из нижеприведенных вопросов, значит, повод для беспокойства у вас есть.

Скажу откровенно. Пройдя этот тест я на какую-то минуту почувствовала себя персонажем Джерома Джерома, который, пролистав медицинскую энциклопедию, обнаружил у себя признаки абсолютно всех болезней кроме. родильной горячки. Потому что он был мужчиной. Так вот, я обнаружила многие признаки и гиперактивности, и дефицита внимания, и импульсивности не только у своего ребенка, но и у себя. Глядя на растерянные лица других мам, поняла, что я не одинока в этом беспокойстве.

Не стоит паниковать: все мы мнительны и самовнушаемы. Возможно мы что-то переоценили, где-то сгустили краски. Потому, если нас всерьез беспокоит поведение малыша, лучше напрямую обращаться к специалистам. Они поставят точный диагноз и дадут рекомендации как действовать.

В чем причина?

Итак, уточним. Первые признаки СДВГ непременно проявляются до восьми лет. Первый кризис случается в Причем, признаки СДВГ наблюдаются длительный период (не менее 6 месяцев) и в двух сферах жизни ребенка (и в школе, и дома).

Второй всплеск происходит в подростковом возрасте — в

Специалисты полагают, что более чем в восьмидесяти процентах случаев причиной СДВГ является повреждение ЦНС (центральной нервной системы) в период беременности и родов.

Генетика также имеет значение, как и социальный фактор — внутрисемейные отношения. Последнее имеет огромную роль, прежде всего, для подростка. Как к нему относятся родители, как много себя ему «отдают» — столько они и получат в итоге в ответ.

Если в семье постоянно присутствуют негативные установки: ты плохой, не такой, как все, и генетика у тебя плохая — ребенок либо уйдет в негативную среду, где его примут, или «уйдет в болезнь», и «благодаря» этому получит то внимание, которого ему не достается. Когда у таких детей срыв, они могут что-то сломать, разбить. Даже могут себе что-то повредить. Безусловно, есть категория детей, которые развиваются и действуют вопреки. Они могут развиться и стать заводилами в классе. Это дети с характером. Они ищут и находят позитивную поддержку, но таких меньше.

Что делать?

Давайте поговорим о том, что нужно делать родителям таких ребятишек.

Во-первых, требуется четкое понимание проблемы. Бесконечные замечания в адрес ребенка ситуацию не улучшат, а только усугубят. Во-вторых, если речь идет, действительно, об СДВГ (то есть, о нарушении ЦНС), необходима медицинская поддержка.

Если ваш ребенок пошел в школу, то вам и ему просто необходимо хорошее взаимопонимание с учителем. А вот это, как говорится, бабушка надвое сказала.

Неправильное и, увы, обычное поведение учителя — отсадить этого ребенка подальше, чтобы не мешал заниматься другим. Да, тогда он меньше мешает классу, но. Ему там хорошо. Он ничего не слышит. Он занят своим делом. Учитель какое-то время от него пытается что-то требовать, а потом махнет рукой. Ребенок будет рисовать в учебнике, резать парту, залезет под нее. Заскучав, непременно станет донимать других учеников, сидящих перед ним. Где он должен находиться? За первой партой. Постоянно в поле зрения учителя, где есть возможность эмоционального и зрительного контакта с ним.

Иногда родители стесняются защищать интересы своего ребенка. Стесняются того, что он «не такой, как все». Они боятся задать педагогу прямой вопрос: «Вот вы жалуетесь на поведение моего сына, а что вы сделали, чтобы помочь ребенку? Давайте вместе попробуем ему помочь!» Надо переступить через внутреннюю робость.

И, конечно, ребенок должен постоянно получать поддержку от родителя. Он должен чувствовать: ты рядом со мной, я тебя понимаю, я тебя поддерживаю.

Все сложности пройдут. Мы с тобой справимся. Вот что самое главное!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector