221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Воспитание и развитие дошкольников

Тема: РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дошкольный возраст делится на несколько, более мелких этапов: младший, средний, старший дошкольный возраст. В дошкольных учреждениях согласно этой периодизации образованы возрастные группы: первая и вторая младшие, средняя, старшая, подготовительная к школе.

Начало дошкольного возраста принято соотносить с кризисом 3 лет.

В дошкольном возрасте меняется характер и объем усвоения нравственных норм и правил поведения. Если ребенок раннего возраста может усвоить лишь элементарные нормы, регулирующие поведение, то к шестилетнему возрасту их содержание значительно усложняется и становится многообразнее. На этом этапе ребенок начинает руководствоваться определенными нравственными нормами, на основе которых формируются довольно устойчивая способность к нравственной саморегуляции.

Постепенно нравственные нормы поведения, теряя ситуативный характер, становятся привычными для ребенка. Теперь регулируя свое поведение с их помощью, ребенок также следит за тем, как выполняют эти нормы его сверстники.

В связи с расширением социального опыта ребенка, с увеличением круга его общения, а также с изменениями его развития в целом, у ребенка формируется активное отношение к событиям жизни, к собственному образу жизни. Все это также способствует появлению у ребенка различного рода суждений, относительно того, что хорошо и что плохо. Наряду с этим активнее формируются моральные представления и оценки, как своего поведения, так и поступков окружающих. Происходит овладение более сложными правилами, регулирующими не отдельные действия, а все поведение в целом, при выполнении которых требуются более сложные и длительные по времени усилия. Это вызвано, по нашему мнению, способностью дошкольника осознанно воспринимать данные нормы и правила, понимая при этом их действительную значимость и необходимость.

Освоение социальных ценностей, норм и правил поведения, регулирующих взаимоотношения между людьми, усложнение их содержания и сферы влияния, способствует зарождению у ребенка социально направленных мотивов деятельности и поведения.

В дошкольном возрасте начинает формироваться характер ребенка, закладываются его основные черты, которые впоследствии оказывают влияние на особенности его взаимоотношений с людьми.

Наравне с чертами характера, которые появляются в предметной деятельности – целеустремленность, ответственность, настойчивость и др., появляются качества, характерные для сферы общения – доброта, отзывчивость, преданность, исполнительность, терпимость, эмпатия и др.

Другим важнейшим приобретением дошкольного возраста является: совершенствование мотивационно – потребностной сферы ребенка, ее перестройка, так как именно «мотивационно — потребностную сферу можно считать центром, вокруг которого структурируются остальные свойства личности» (А. В. Петровский).

К моменту старшего дошкольного возраста, ребенок, овладевает в достаточной мере доступными ему видами деятельности, несущими в себе соответствующие формы общения, посредством которых ребенок постепенно усваивает новые нормы и правила поведения. На этой основе у него вырабатываются новые потребности, интересы и формируются соответствующие мотивы, которые в свою очередь начинают новый этап в становлении личности ребенка, обеспечивая новый, более высокий уровень развития его личности.

По мнению ряда ученых (В. С. Мухиной, Д. И. Фельдштейна, А. Н. Леонтьева и др.) важным этапом в развитии личности дошкольника является изменение в иерархии мотивов его деятельности. Прежние мотивы теряют для ребенка свою силу, вместо них или на их основе появляются новые, заставляющие ребенка пересмотреть не только свои отношения с окружающими его людьми, но и собственные мысли и поступки. Возникшая иерархия в системе мотивов придает поведению ребенка своеобразную направленность и цельность, так как ребенок перестает действовать в зависимости от ситуативных желаний, пытается сдерживать свои эмоции.

Между разными видами мотивов складываются соподчинение: одни мотивы начинают играть более важную роль для ребенка, чем другие.

Соподчинение мотивов является важным новообразованием в становлении личности дошкольника.

Также в старшем дошкольном возрасте происходит насыщение мотивов поведения и деятельности ребенка новым социальным содержанием. Так наряду с ранее существовавшими мотивами, связанными со стремлением ребенка походить на взрослых, с интересом к их миру, игровыми мотивами, связанными с интересом к самой игре, появляются просоциальные мотивы, ориентирующие ребенка на личность сверстника, содержащие в своей основе чувства сопереживания, сочувствия, стремление помочь и т.д.

Изменения в развитии мотивов общения также осуществляется за счет перехода мотива общения из средства в цель. Примерно до 5 лет сверстник интересует ребенка с точки зрения его способности удовлетворять его потребности, т. е. выступает в роли средства в процессе игровой деятельности, в процессе самопознания и т. п. В старшем дошкольном возрасте сверстник становится интересен ребенку с точки зрения носителя индивидуальных свойств и качеств личности, совершающего определенные поступки на основе своих интересов и предпочтений.

На основе этого образ сверстника для ребенка становится намного определеннее и осознаннее, что дает ему возможность успешнее строить свое взаимодействие с ним.

На основе устойчивых, доминирующих в иерархии мотивационной сферы мотивов, постепенно происходит становление предпосылок, выступающих основой для появления направленности личности ребенка.

Значимым компонентом социального и личностного сознания, доступным ребенку дошкольного возраста, также является его способность понимать и учитывать чужую точку зрения. Такую способность называют способностью к децентрации, противоположную проявлениям эгоцентризма, характерным для человека не готового понимать других людей, смотреть на вещи их глазами, увлеченного только собственными интересами. Именно преодоление такой убежденности, в непогрешимости своей точки зрения, представляющейся человеку единственно верной, называют децентрацией. Д. И. Фельдштейн, считает показательным, что у ребенка шестилетнего возраста «…отчетливо проявляется способность ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиции, учитывая не только свою, но и чужую точку зрения».

Развитие и совершенствование эмоциональной сферы ребенка в дошкольном возрасте отличается появлением возможности соотнесения своих эмоций с предметом переживаний, интеграцией различных эмоциональных проявлений и соотнесение их с формами выражения. К концу дошкольного возраста, по мнению Л. С. Выготского, процесс обобщения ребенком своих переживаний выходит на высокий уровень, что способствует становлению их регулятивной функции, как в отношении собственного поведения, так и в отношении взаимодействия с окружающими людьми.

В этот период наблюдается также изменение содержания эмоций. Вместе с переживанием удовлетворения или неудовлетворения собственных желаний, ребенок начинает испытывать более сложные эмоции по поводу качества, выполняемых им обязанностей, их значения для окружающих, соответствия своего поведения и поведения других нормам и правилам поведения и т.д. Эмоциональные реакции старшего дошкольника становятся более устойчивыми и контролируемыми.

В ходе исследований были получены данные о возникновении, в период дошкольного детства, тесной взаимосвязи между эмоциональными проявлениями у ребенка и познавательными процессами.

К старшему дошкольному возрасту, усвоив доступный объем знаний о нравственном поведении, превратив многие его аспекты в собственные ценностные ориентиры, ребенок способен испытывать особый класс чувств – «моральные чувства». Такие чувства основываются не только на сформировавшихся представлениях о нормах поведения, но и на устойчивой потребности ребенка соответствовать этим образцам.

Одним из главных направлений развития чувств в старшем дошкольном возрасте также можно назвать — увеличение их «разумности», связанное, с анализом ребенком последствий своих поступков для окружающих. Данный процесс теперь охватывает не только чувства, относящиеся к людям, предметам, событиям, но и чувства, связанные с собственным поведением ребенка. Это выражается в том, что само выполнение или невыполнение норм начинает переживаться ребенком, вызывает у него соответствующие чувства, такие как, радость, гордость или, наоборот, огорчение, стыд, независимо от наличия или отсутствия внешнего контроля.

В период дошкольного детства ребенок постепенно начинает руководствоваться в своем поведении, в оценках себя и других людей, нравственными нормами, что является началом в формировании у него способности к нравственной саморегуляции. Наступает момент, когда дети тратят максимум усилий на управление своими социальными действиями и поступками, теперь наряду с интеллектуальной, возникает нравственная саморегуляция.

Моральная саморегуляция предполагает наличие у старшего дошкольника: умения адекватно оценивать противоположные интересы с точки зрения их соответствия системе ценностей, существующей в обществе; понимание моральной значимости этих альтернатив; рассмотрение себя как объекта, к которому «предъявляются нормативные требования, дается оценка их соблюдения, а при несоответствии поведения требованиям налагаются определенные санкции».

Читать еще:  Направления семейного воспитания

Развитие произвольности и волевой саморегуляции в дошкольном возрасте характеризуется следующими признаками: постановкой все более отдаленных целей; увеличением времени, потраченного ребенком на выполнение действия, даже если оно личностно непривлекательно; результативность в достижении поставленных целей и задач; соподчинение целей, заключающееся в установлении связей между ними, подчинение одного действия другому.

Наряду с этими достижениями дошкольника, мы можем говорить только о развитии предпосылок произвольного поведения, так как ребенок этого возраста не вполне может управлять своими действиями, выполнять непривлекательные задания, если их цель отдалена от ребенка или недостаточна им осознанна; отсутствие стойкой целенаправленности действий, подчинение их правилам; также проявление этих качеств все еще носит ситуативный характер.

Развитие самосознания ребенка составляет одно из основных новообразований дошкольного возраста. Самосознание ребенка определяет понимание им своего места в сфере общественных взаимоотношений, оценку своих мыслей, действий и поступков. Самосознание является необходимым этапом в становлении целостной личности ребенка, результатом которого выступает пробуждение у ребенка интереса к собственной личности, к отношению со стороны окружающих. Наиболее ярко самосознание проявляется в процессе самопознания и самооценке ребенком своей личности.

Итогом становления процесса самосознания ребенка 5-7 лет, является формирование у него образа Я.

Своеобразными признаками образа Я ребенка старшего дошкольного возраста являются: гибкость, чувствительность, тенденция к постоянному изменению, благодаря обогащению социального опыта ребенка, расширению сферы его познания мира, а также положительному самоотношению и адекватной самооценке.

Сформированность образа Я, к концу старшего дошкольного возраста, является первым и необходимым этапом в появлении предпосылок рефлексивного сознания.

Так как в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, именно она способствует развитию предпосылок рефлексии у ребенка старшего дошкольного возраста. Отношения, которые складываются между детьми, как в самой игре, так и по ее поводу, ложатся в основу «особого свойства мышления», помогающего ребенку не только анализировать свои мысли и действия, но и предугадать действия партнеров, попытаться поныть их точку зрения, и на этой основе строить свое поведение. С помощью двойной позиции, в которой выступает ребенок в процессе игры – исполнителя роли и контролера, ему удается соотносить свои действия с идеальным образцом.

Игра дает ребенку реальную возможность контролировать свое поведение, входящее в процесс общения с другими.

На рубеже дошкольного и младшего школьного возраста появление нового, более совершенного уровня самосознания и волевой саморегуляции, способствует оформлению «внутренний позиции» ребенка.

«Внутреннюю позицию», составляет весьма устойчивая система самоотношения ребенка, отношения к людям и к миру в целом.

Существенной особенностью дошкольного возраста А. В. Петровский считает возникновение «детского сообщества», характеризующееся определенным уровнем взаимоотношений ребенка со сверстниками.

Благодаря зарождению «детского сообщества», самостоятельного и независимого от «класса взрослых», функционирующего по своим особым правилам и традициям, дети оказываются перед необходимостью овладения ненасильственными способами взаимодействия со сверстниками, обеспечивающими мир и согласие в мире детства.

Вопросы для обсуждения:

1. Характеристика возрастных анатомо-физиологических особенностей детей дошкольного возраста.

2. Особенности развития детей в дошкольном возрасте . Педагогические условия воспитания детей дошкольного возраста.

3. Развитие и воспитание дошкольников в процессе обучения. Требования к проведению занятий с детьми дошкольного возраста.

Задание для самостоятельной работы:

Проанализировать программы воспитания и обучения (раздел «Режим дня») с целью определения специфики организации режима дня для детей дошкольного возраста.

Литература:

  1. Болотина Л. Р., Комарова Т. С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие, — М., 1997.
  2. Дошкольное образование в России. – Сборник норм. – прав. док. – М., 1996.
  3. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М., 1998.
  4. Программа «Детство»/ Под ред. В. И. Логиновой. – СПб., 1995.
  5. Программа «Развитие». Основные положения/ Науч. рук-ль Л. А. Венгер. — М., 1994.
  6. Радуга. Программа воспитания и обучения детей от 3 до 6 лет в детском саду. – М., 1991.
  7. Типовая программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М. В. Васильевой. – М., 1995.

Задания для самоконтроля

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8772 — | 7581 — или читать все.

Особенности воспитания и вопросы образования детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это пора, когда у детей закладываются основные умения, знания, навыки и формируются основы социального поведения. Именно в дошкольный период начинается становление личности ребенка. Этот период очень важен, поскольку является фундаментом для построения будущего вашего малыша.

Какой период жизни детей относится к дошкольному детству, и чем он важен

Период, который в обществе называют дошкольное детство, начинается примерно в два-три года. Именно в это время происходит осознание себя частью социума. Продолжается этот период до шести-семи лет – возраст, когда можно начинать систематическое обучение.

До 5 лет дети считаются младшими дошкольниками, от 5 до 7 лет старший дошкольный возраст.

Как видим, возрастные границы размыты, поскольку значение имеет не календарная дата, а социальные факторы и особенности ребенка.

В возрасте от 2 до 7 лет (указываем максимальные возрастные границы этого периода) закладываются:

  • основы индивидуальных психологических особенностей ребенка;
  • формируется фундамент социально-нравственного развития личности.

Основные периоды дошкольного возраста

Для дошкольного возраста характерными чертами является следующее:

  • главные жизненные потребности и нужды дети могут удовлетворить только при помощи взрослых;
  • значение и роль семьи очень высоки, поскольку материальное благополучие ребенка, его духовность и познавательные интересы в первую очередь формирует семья;
  • дети не могут защитить себя сами от агрессивного воздействия внешних неблагоприятных факторов.

Педагоги, работающие с детишками дошкольного возраста, должны учитывать особенности их психики и физиологии, для того, чтобы процесс обучения и воспитания был максимально эффективным. Их задача помочь ребенку стать участником социального процесса, сформировать такие общечеловеческие качества, которые сделают его достойным гражданином.

К дошкольникам нужен особый педагогический подход

Важная роль в воспитании и обучении малыша отводится его родителям, поскольку семья – это тот фундамент, на котором идет построение личности ребенка.

Основные направления дошкольного воспитания

Процесс воспитания детей-дошкольников условно делится на две части:

  • первая – это процесс подготовки к школе,
  • вторая представляет процесс, развивающий определенные личностные качества детей.

С уверенностью можно констатировать, что те детки, которые посещают детские дошкольные учреждения и осваивают образовательные программы, получают более полное образование на этом этапе обучения.

Особенности воспитания дошкольника в семье

В процессе воспитания детей дошкольного возраста, родителям следует ознакомиться с простыми правилами и действовать в соответствии с ними.

Воспитание своих детей основывается на личном примере – об этом ни в коем случае нельзя забывать. Ссоры в семье, грубость, невнимание близких людей друг к другу, неопрятность, дурные привычки, – ребенок впитает в себя весь этот негатив и отобразит, как в зеркале.

Старайтесь чаще обнимать своего любимого ребенка. В ваших объятиях он чувствует любовь и защиту. Детям такого возраста нужны тактильные контакты. Исследования детских психологов показывают, что востребованность в объятиях у малышей в день – не менее восьми.

Ребенка нужно хвалить. Чем чаще, тем лучше. Лесть и фанатизм в этом деле будут лишними – ребенок сразу почувствует фальшивые нотки. В теории воспитания и обучения детей данной возрастной категории считается, что похвала повышает самооценку, а также мотивирует детей на добрые дела и самосовершенствование.

Малыши-дошкольники должны расти оптимистами. Детей нужно научить воспринимать окружающий мир позитивно, поскольку мир к позитивным людям относится благосклонно. Любая, даже неприятная ситуация, должна становиться уроком, давать жизненный опыт.

Позитивное настроение – важное условие гармоничного развития

С детьми нужно много говорить. Любое образование начинается со слов. Он должен научиться слышать вас, уметь высказать свои проблемы.

Взрослым нужно обязательно интересоваться жизнью ребенка, расспрашивать его о жизни вне дома, о взаимоотношениях со сверстниками. Ваш карапуз с самого раннего возраста должен научиться Вам доверять. Положительным моментом такого общения является обучение ребенка разговорной речи и умению вести диалог.

Детям следует прививать чувство ответственности. В силу своего возраста он не всегда понимает, что значит отвечать за свои поступки, за порученное дело. Научите его этому в семье.

Как учить? Только своим собственным примером. Папа помогает маме накрывать на стол, а потом моет посуду. Пусть сынишка вместе с папой приберет на кухне, а маму мужчины отправят отдохнуть, поблагодарив за ужин. Банальный пример, но мальчуган будет знать, что мужчина отвечает за женщин, что он сильнее. Пусть малыш отвечает за уборку своих вещей, пусть учится ухаживать за домашними питомцами. Подрастая, он будет знать, что в жизни любому человеку приходится за что-либо нести ответственность за других людей, за свои дела и поступки.

Читать еще:  Умственное воспитание личности

Надо воспитывать ответственность у детей

Необходимо развивать у ребенка стремление к изучению нового, удовлетворять и поощрять его стремление к знаниям. Пусть ребенок играет в разные полезные игры развивающего характера, смотрит энциклопедии, читайте ему интересные книги, стимулируйте тягу к познанию нового.

Самое главное – надо любить своего ребенка, каким бы он не был. Любите его капризного и хандрящего. Не провоцируйте и не шантажируйте малыша любовью. От этого у детей начинают развиваться комплексы и возникает страх лишиться маминой любви. В конечном итоге эксперименты могут детскую расстроить психику.

Чем должны руководствоваться родители в воспитании и образовании будущего школьника

Что нужно принять к сведению родителям, чтобы воспитание было разумным? Существуют разные программы помощи родителям в воспитании детей дошкольного возраста. Родителям будет совершенно не лишним почитать специальную литературу.

Какие качества следует воспитывать в ребенке?

  • дети должны вырабатывать усидчивость – это важно для дальнейшего обучения в школе;
  • у детей нужно стимулировать процесс познания, поощрять его любопытство и помогать в решении разных заданий. Школьные программы довольно серьезны, не имею интереса к познанию, учиться ребенку будет трудно;
  • логическое мышление, умение делать заключения и выводы – эти качества так же очень важны, старайтесь приучить ребенка не только логически мыслить, но и уметь делать выводы.

Логическое мышление формируется с помощью развивающих игр

Есть замечательное высказывание: чем будешь удобрять, то и прорастет. Возможно, оно несколько грубовато, но суть его верна в корне. В ребенка надо вкладывать любовь, заботу и внимание, тогда в ответ родители получат то же самое.

Образование и воспитание детей в детских учреждениях

Программы дошкольного образование предполагают, что процесс обучения осуществляется в форме занятий. Во время занятий педагоги-воспитатели взаимодействуют с малышами. У детишек формируются трудовые и спортивные навыки, ведется их умственное и эстетическое развитие.

Занятия в детских учреждениях проводятся согласно методических планов

Каждым педагогом в процессе занятий используются определенные методы обучения. Дошкольное образование классифицирует такие методы следующим образом:

  • Словесные предполагают применение словесных объяснений, ведение диалогов с детьми, ответы на вопросы. Деткам дошкольного возраста свойственно быстро впитывать себя новое, развиваться, поэтому процесс обучения постепенно усложняется.
  • Наглядные предполагают, что на занятиях используются предметы и картинки, иллюстрации и дидактические наглядные материалы.
  • Практические – это возможность использовать полученные навыки в реальной жизни, в общении с другими детьми и взрослыми. Для совершенствования практических навыков, учебные программы рекомендуют специальные упражнения.
  • Игровые – имитация и проигрывание жизненных ситуаций через игры.

Роль игры в развитие различных качеств

Для дошкольников свойственно играть. Через игры детки познают реальный мир. Программы обучения включают в себя много игровых элементов. Воспитание детей, включающее игровые элементы, самое эффективное. Дошкольное образование, чаще всего, использует обучающие игры, которые очень важны во всем обучающем процессе. Часто занятия проводят в виде игр дидактического типа. Особенностью таких обучающих занятий являются разные варианты, предлагаемые для принятия решений. Наличие нескольких вариантов дает возможность детям развивать логику, просчитывать последствия того или иного выбора.

Наиболее популярные программы и методики развития детей дошкольного возраста

Имеется много различных методик развития и воспитания детей дошкольного возраста. Популярны такие программы, как, «Детство», «Радуга». Каждое детское дошкольное образовательное учреждение вправе выбирать программы, которые будут основными. Все эти программы соответствую государственным стандартам дошкольного обучения. Обычно, детские сады выбранные программы используют пять лет. Это период, когда малыши поступают в детсад и до выпуска. Администрация и педагоги работают в тесном сотрудничестве с родителями. Они рассказывают папам и мамам, что это за программы, какой результат поучают и насколько они эффективны.

Патриотическое воспитание с младшего возраста – важный этап

Итак, в плане формирования умений и навыков, воспитания и обучения малышей-дошкольников, большая роль отводится детским садам и школам или группам раннего развития.

Существуют специальные методики, программы, которые способствуют тому, что у детей развивается логика, стимулируется тяга к познанию мира, мышление, прививается любовь к знаниям.

Конечно, программы имеют плюсы и минусы, поскольку направлены на речевое развитие, либо на математическое обучение. Есть эстетические направления и художественные. Но самым главным является то, что все программы предполагают не только общее групповое обучение, но и индивидуальный подход.

Занятия с психологом в детском саду

Родители должны изучать литературу, материалы по программам дошкольного обучения и воспитания. Детские психологи есть практически в любом детском саду. Родителям не надо стесняться подходить и обсуждать свои проблемы и просто беседовать по вопросам эффективного воспитания детей.

Важно знать, что никакие программы не заменят живое общение. Родители должны уделять своим малышам как можно больше внимания, играть с ними, гулять, беседовать, больше проводить времени на отдыхе.

Только при поддержке и участии в воспитании в дошкольном возрасте со стороны взрослых, ребенок может получить достойное образование в будущем.

Развитие и воспитание детей дошкольного возраста
статья (младшая группа) на тему

Развитие и воспитание детей дошкольного возраста

«Каждый дошкольник – маленький исследователь, который с радостью открывает для себя окружающий мир». Именно в дошкольном возрасте закладывается база для последующего полноценного развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
razvitie-03-04-2016.docx16.07 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие и воспитание детей дошкольного возраста

«Каждый дошкольник – маленький исследователь, который с радостью открывает для себя окружающий мир». Именно в дошкольном возрасте закладывается база для последующего полноценного развития ребенка. Это то время, когда усиленное развитие головного мозга и основных функций организма. На этом этапе по ходу развития и воспитания детей закладываются ключевые особенности характера и определяется темперамент ребенка. Всего их четыре: холерический, меланхолический, сангвинический и флегматический. Развитие ребенка во многом зависит от его темперамента.

Младший возраст является первой ступенью яркого проявления темперамента. Взрослым необходимо обязательно учитывать тип нервной системы в процессе воспитания детей. Более того, когда ребенок еще мал, вы созданием определенных условий жизни и целенаправленным воспитанием способны воздействовать на проявления выраженных особенностей темперамента и направить эмоциональное развитие ребенка в наиболее благоприятное русло.

Развитие и воспитание детей дошкольного возраста в первую очередь определяется их умственными и физическими возможностями и свойственным их возрасту типом мышления. На данном этапе развития мышление ребенка сильно переплетается с его практической деятельностью и основано на наглядных примерах. Соответственно, и методы воспитания должны опираться на исследовании предметов, их свойств. Главный инструмент развития и воспитания детей в этом возрасте — игра. Именно во время игры происходит развитие ребенка естественным образом, без принуждения. Он постепенно узнает об окружающих его явлениях и предметах новое, учится общаться с другими детьми.

Главной движущей силой развития ребенка младшего возраста является познавательный интерес. Основная задача воспитания детей этого возраста заключается в активном развитии любознательности и помощи в своевременном расширении кругозора ребенка.

Очень важно в процессе воспитания привить ребенку понимание того, как можно действовать и общаться с другими людьми, а как нельзя. Этому отлично способствует воспитание детей в коллективе, неважно, занятия в развивающем центре это или группа детского сада. Выраженная особенность развития детей в этом возрасте в том, что на данном этапе формируются интересы, склонность к конкретным видам деятельности. Целью воспитания на данном периоде развития будет являться прививание ребенку начальных представлений о различных направлениях деятельности. Качественное дошкольное воспитание сыграет решающую роль в его последующей жизни, его интеллектуальном, физическом и духовном развитии

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родителей.

В методической разработке представлен вариант планирования образовательного процесса во 2 младшей группе, построенного на комплексно-тематическом принципе и принципе интеграции образовательных областе.

Театр – один из самых доступных видов искусства для детей, и с его помощью можно решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии. Театрализация педагогического процесса привлекательна т.

Все мы родом из детства, все мы в детстве играли в различные игры. Порой до глубокой старости люди помнят, во что играли и с кем играли. Случайно ли это? Какова же роль игры в жизни человека.

Презентация для педагогов.

Проект направлен на повышение профессионального мастерства педагогов в детском саду ,разрешение задач образовательной области » Социально-коммуникативное развитие».Совершенствование знаний педагогов о.

Эстетическое развитие – процесс и результат развития способностей видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. М. Н. Зубарева выделяет следующие уровни эстетического развития дошкольника.

Как воспитать малыша-дошкольника.

Воспитание детей дошкольного возраста это вопрос, который касается каждого родителя. Сам процесс очень сложный и трудоемкий для всех членов семьи. С самого рождения до первого класса малыши переживают важнейший период своей жизни.

Воспитание детей дошкольного возраста влияет на дальнейшую жизнь человека. Какие же методы и средства выбрать для правильного развития личности? На что нужно родителям обратить внимание для подготовки малыша к школе?

Особенности воспитания детей дошкольного возраста

На этапе развития в возрасте до 7 лет у ребенка складывается характер, привычки, особенности, способности. В самом начале малыш изучает предметы на цвет, фактуру, даже на вкус, учится ходить и говорить, выполняет простые движения руками.

Затем, начиная с 3-х лет, наступает младший период дошкольного возраста. В этот момент у крохи формируется свое мнение, отношение окружающих к нему, оттачивается мелкая моторика.

От 4 до 5 лет (средний период) закладывается характер малыша, формируется понимание своей личности, отмечается фаза мыслительной активности.

В возрасте от 5 до 7 (старший период) дети способны понимать и управлять эмоциями, выполнять свои обязанности, готовы к обучению.

Особенности воспитания детей дошкольного возраста выражаются в индивидуальном подходе на каждом этапе взросления конкретному ребенку.

Дошкольный возраст отличается тем, что обучение проходит в форме игры. Дети не воспринимают навязчивый, приказной тон, только через игру можно добиться положительных результатов.

Родители часто задают себе вопросы: Быть строгим или мягким? Оказывать давление или стать другом? Какие чувства развить: доброту или холодную расчетливость?

Все эти вопросы очень важны и конкретный ответ на них нигде не найти. Воспитывая крохи, мы (мамы и папы) оказываем влияние на формирование личности путем своего поведения, сказанных фраз, выполненных (или нет) обещаний, необдуманных поступков и прочее. Родитель является главным примером для подражания и эталоном правильного поведения.

Поэтому необходимо следить за словами и действиями, а иногда и пересмотреть. Мамам и папам необходимо понимать, что воспитание дошкольников должно быть направлено на становление полноценной личности. Существуют два принципа воспитания детей дошкольного возраста: тоталитарный и гуманистический.

Под тоталитарным принципом воспитания подразумевают подготовку человека социально ориентированного, причем мнение коллектива играет главную роль.
На смену тоталитарному режиму воспитания пришел гуманистический. По такому принципу происходит воспитание человека как личность, независимо от внешних факторов.

Подросшему малышу, выросшему по такому принципу, проще войти в общество и оставаться индивидуальностью.
Главными целями развития детей дошкольного возраста являются:

  • рост физических способностей малыша, приучение к здоровому образу жизни;
  • становление духовно развитых, нравственных личностей;
  • интеллектуальное и познавательное формирование малыша.

Цель должна быть визуализирована , конечный результат должен соответствовать требованиям личности в обществе.
Чтобы достигнуть цели, необходимо выполнять ряд задач.

Например для физического роста родителям нужно создать условия для занятия физическими упражнениями, с малого возраста приучать малыша к закаливанию и правильному питанию. Конечно же, индивидуальных подход по физическим и психическим показателям, а также личный пример родителей сыграет не маловажную роль.

Для достижения положительных результатов в духовном развитии, родителям следует показывать и объяснять малышу о нравственных нормах поведения в обществе, собственной значимости, уважении к окружающим и тому подобное. Задачами для интеллектуально — познавательного развития можно выделить следующие: развитие мелкой и крупной моторики, расширение кругозора, развитие “ врожденных” талантов, подготовка в школе.

Можно понять, что цели и задачи воспитания детей дошкольного возраста тесно связаны друг с другом. Родителям необходимо выбрать правильную цель и двигаться к ней выполняя задачи, опираясь на индивидуальные особенности и ощущения крохи.

Какую методику выбрать?

В дошкольном воспитательном процессе существуют четыре основных группы:

  • формирование личности чаще требует искренних бесед, разговоров, личный пример родителей остается первостепенным;
  • получение опыта, совместная деятельность, контакт со сверстниками;
  • побуждение к действию путем поощрений и наказаний, а также соревнования;
  • умение контролировать свои действия и себя самого.

Мы рассмотрели основные методы воспитания дошкольников, однако методы воспитания младших школьников незначительно отличаются от них. Если родители позаботились о правильном развитии малыша перед поступлением в первый класс, то проблем при дальнейшем воспитании должно быть значительно меньше. В младших классах детям прививают любовь к труду, развивают силу воли, упорство, выносливость.

Воспитание детей раннего возраста находится под влиянием поведения и речи взрослых. Юные подражатели берут пример поведения с самых близких: мам, папа, бабушек, дедушек.

Рассмотрим известные направления развития дошкольников:

Метод воспитания детей дошкольного возраста по Вальдорфской системе

Своеобразие данной методики, является воспитание детей дошкольного возраста в творческом направлении. Автор этой системы рекомендует больше лепить из разного материала, вырезать, делать аппликации, рисовать, вышивать и прочее. Также делается уклон на физическую активность.

Метод воспитания детей по Глену Доману

Методика воспитания детей дошкольного возраста по такой методике направлена на равномерно распределенную интеллектуальную и физическую нагрузку малыша. Основой системы являются “ карточки Домана ” с крупно написанными словами, а не буквами.
Методика воспитания детей дошкольников по системе Никитиных
Здесь методы воспитания детей дошкольного возраста основываются на естественности, труде, творчестве и любви к природе. Весь процесс обучения проходит в спортивной обстановке, дошкольник занимается когда захочет сам.

Методика Николая Зайцева

Автор создания данной системы считает, что малышу проще научиться читать с помощью заучиванию слогов, а не слов отдельно. Воспитание и развитие детей дошкольного возраста должно проходить в игре.

Методика Марии Монтессори

Наверное, самая распространенная система у современных родителей. Воспитание детей дошкольного возраста по сей методике происходит путем насыщения в окружении малыша полезными предметами. Развитие мелкой моторики, конструирование, нетрадиционные методы рисования, лепки — все это является основой системы.

Выбирая методику развития малыша опирайтесь на активность, усидчивость, характер Вашего чада. Также следует выделить неприемлемые действия родителей:

  • не стоит навязывать крохе упражнение;
  • прохождение обучения на спокойной эмоциональной волне;
    при выполнении физических упражнений лучше удерживать ребенка за предплечье, ни в коем случае за кисти рук (из-за неокрепших костей и мышц кистей);
  • лазание малыша должно не превышать роста родителя, чтобы Вы легко могли его поймать при падении;
  • старайтесь включать в работу все мышцы крохи.

Воспитывая сына или дочь уделяйте по — максимуму внимания, времени. Любой метод и средство развития должны подкрепляться любовью и заботой. Искренние чувства помогут воспитать всесторонне развитую личность.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector