221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Воспитание музыкального слуха

Воспитание музыкального слуха

В комплексном музыкально-исполнительском развитии ученика главное место принадлежит воспитанию слуховых способностей. Под музыкальным слухом понимают способ слухового запоминания и воспроизведения музыкальных мыслей, способность анализировать по высоте звуковые комплексы (мелодии и гармонии).

Умение слушать и слышать свое исполнение и своевременно корректировать художественно-звуковые и технические стороны игры развивается с первых шагов обучения.
Как же формируются слуховые восприятия и представления, какие трудности возникают у начинающих пианистов?

Различают следующие виды музыкального слуха:
а) звуковысотный;
б) мелодический;
в) полифонический;
г)гармонический;е) внутренний.

Музыкальный слух учащегося фортепианного класса развивается во многом «спонтанно, сам по себе» и совершенствуется при правильно подобранных методических приемов. Начальное формирование музыкального слуха и слуховых представлений осуществляется при восприятии и исполнении мелодий. На первых же уроках начинается общение с инструментом. Ребенка вводят в мир мелодических образов.
Исполнительная память базируется, конечно, не только на слухе. При запоминании музыкальных произведений играют роль: моторные, зрительные и интеллектуальные моменты. На каком же материале проводить развитие слуха и слуховой памяти на первом этапе обучения?

Опыт показывает, что воспитание слуха должно проводиться на музыкально-осмысленном материале; отдельные звуки и интервалы не вызывают интереса, не привлекают внимания и с трудом запоминаются ребенком.
Прекрасным материалом для первоначальной работы над слуховым развитием являются отрывки из народных детских песен, которые по своему мелодическому построению, ритмическому рисунку и тональной основе просты. Но вместе с тем они имеет музыкально-смысловое, элементарное содержание. Работа над развитием слуха и слуховой памяти должна вестись по двум параллельно идущим направлениям:
а) накопление ребенком мелодических слуховых впечатлений (запоминание, транспонирование, подбирание мелодий по слуху и т.д.);
б) умение проанализировать направление мелодии, нахождение тоники.

Преподаватель выразительно проигрывает небольшие мелодии, давая установку на быстрое и точное запоминание. Запомнив мелодию после ряда проигрываний, ребенок выстукивает ее ритмический рисунок. Если ребенок частично неверно запомнил мелодию, преподаватель не должен, методом попутных поправок, исправлять отдельные звуки. Целесообразно еще несколько раз проиграть всю мелодию, тем самым обратить внимание ребенка на неправильно воспринятый какой-нибудь мотив из песенки.
Ребенок должен запомнить мелодию настолько, чтобы он сумел на следующем уроке самостоятельно или после однократного проигрывания ее воспроизвести. Выученные мелодии поются в других тональностях.
Преподаватель дает другой «начальный» тон и предлагает спеть мелодию с этого звука. Транспонирование развивает относительный слух и помогает выявить характер его запоминания. Для способного ученика пропевание мелодии в другой тональности обычно не представляет трудностей.

Затем начинается другой этап работы. Усвоив понятие «выше», «ниже», ребенок жестом показывает звуковысотное направление мелодии, тем самым воспитывается в ученике ощущение тоники (основной устойчивости). Для закрепления ощущения тоники ребенку предлагается отыскать голосом основной тон в проигрываемых ему незаконченных ( знакомых и новых) мелодиях. С первых же уроков, после того как ребенок приобрел некоторый запас мелодий, научился распознавать направление мелодии, познакомился с расположением фортепианной клавиатурой, начинается подбирание по слуху той мелодии, которая хорошо запомнилась. При этом могут быть ошибки, цепляние соседних нот, но ученик сам должен определить свои ошибки, ибо только самостоятельность поможет развить связь между слуховым представлением и ориентировкой на клавиатуре. Для выучивания по слуху должны подбираться более легкие произведения.
Выдающийся психолог Б.М.Теплов в своей книге «Психология музыкальных способностей» писал, что «в арсенале преподавателя-пианиста насчитывается немало приемов и методов, способных дать эффективное улучшение звуковысотного слуха у учащихся различных возрастов. Не может быть музыкальности без слышания музыкальной высоты».
Для учащихся со слабо развитым слухом полезно подпевание исполнителя, которое должно быть незаметным для стороннего наблюдателя. Существуют еще несколько способов развития слуха:
а) чтение с листа в медленном темпе с одновременным определением на слух звукосочетаний (интервалов, аккордов);
б) в ходе разучивания фортепианного произведения чередование мелодических фраз, исполняемых вокально, с фразами, исполняемыми на инструменте. Метод, который рекомендовал в свое время Г.Г.Нейгауз – «два-три такта играйте, потом пойте, опять играйте и т.д.»;
в) пропевание целиком, от начала до конца, существенных тем сочинения.

Далее хотелось бы рассмотреть некоторые стороны развития мелодического слуха, который связан с чистотой интонирования, точностью восприятия и воспроизведения звуковысотных соотношений. К.Н.Игумнов говорил, что «основным при изучении музыкального произведения считаю интонацию», что от «умения передать интонационный смысл произведения во многом зависит содержательность исполнения». Мелодический слух организуется и совершенствуется в процессе работы над фортепианной кантиленой. С каждым учеником необходимо проходить музыку различных жанров и стилей. Для укрепления мелодического слуха необходимо:
а) проигрывать на инструменте мелодический рисунок пьесы отдельно от партии сопровождения;
б) воспроизведение мелодии на более простом гармоническом сопровождении;
в) исполнение отдельной партии аккомпанемента с одновременным пропеванием мелодии голосом вслух; то же, но с пропеванием мелодии «про себя»;
г) выпуклое, рельефное проигрывание мелодии с облегченным по динамике аккомпанементом;
д) детальная работа над фразировкой музыкального произведения.

Далее рассмотрим основные приемы развития гармонического слуха.
Гармоническим слухом называется комплекс звуков различной высоты в их одновременном сочетании. Какой же механизм формирования и развития гармонического слуха в процессе обучения фортепианной игре? Известный музыкант-теоретик Ю.Н.Тюлина в развитии гармонического восприятия выделяет два момента:
а) восприятие ладовой основы аккордов;
б) восприятие самого характера звучания вертикали.

Рассмотрим аккордовую вертикаль при работе над фортепианным репертуаром, с которым не только знакомятся, но и прочно осваивают, разучивая произведение многократно, в течение длительного времени повторяют. Из психолого-педагогических исследований известно, организованное повторение ведет к образованию представлений. В слуховом сознании учащегося происходит оседание и закрепление аккордовых формул. Так происходит формирование гармонических созвучий, в конечном счете, гармонического слуха. Поэтому опытный пианист знает на слух огромное количество аккордовых формул, мгновенно ориентируется в них. Так же обстоит дело и с другой стороной гармонического слуха- восприятием ладогармонических созвучий, и она интенсивно развивается в процессе фортепианного обучения. Главное для музыканта-исполнителя, пишет Л.Маккиннон, «понимать смысл» аккордов, «гармония дает так много для понимания музыкальных связей, что, не зная ее, исполнитель попадает в крайне затруднительное положение». Именно эта позиция и определяет направление работы преподавателей над улучшением художественной стороны в исполнительстве их учеников. «Чем глубже пианист проникает в гармонический смысл сочинения, — говорил Л.Н.Оборин, тем интереснее его исполнение». В ходе занятий может быть применен комплекс специальных приемов, умелое использование которых улучшит исполнение и параллельно активизирует гармоническое мышление играющего. Вот некоторые из этих приемов:

а) проигрывание музыкального произведения в замедленном темпе, интенсивно вслушиваясь во все гармонические модификации, чередования и смены звуковых сочетаний. По воспоминаниям Н.Д.Кашкина Н.Г.Рубинштейн требовал от учащихся понимания склада композиции, ее модуляционного плана, мелодического и гармонического содержания, выводя из такого анализа фразировку, динамические оттенки, педализацию и все то, что относится к исполнению;
б) арпеджированное исполнение на инструменте новых, либо относительно сложных для учащегося аккордовых образований. Методом дробления звуковых комплексов, упрощая и облегчая их усвоение.
К.Мартинсен советует: «…пусть ученик возьмет сперва аккорд, медленно арпеджируя его, но так, чтобы каждый звук в отдельности образовался звукотворческой волей; затем пусть постепенно ускоряет акты звуковой воли, пока, наконец, звуки не сольются;
в) варьирование, видоизменение фактуры в разучиваемом произведении при сохранении его гармонической основы.

Представление об этом методе работы дают следующие строки воспоминаний Л.А.Баренбойма о Ф.М.Блуменфельде: «Ученики обязаны были так запомнить слухом гармонизацию, чтобы суметь с достаточной легкостью сыграть без нот, опираясь лишь на слухвую память, отрывки из разучиваемой пьесы в другой гармонической фактуре; сомкнуть гармоническую фигурацию в аккорды, или ,наоборот, аккордовые последовательности сыграть в виде гармонической фигурации; изменить расположение аккордов на клавиатуре; перенести мелодию из правой руки в левую, а гармонизацию из левой в правую и т.д.»
г) подбор гармонического сопровождения к различным мелодиям.
Интересно заметить, что в некоторых авторитетных учебных заведениях, например в «Высшей музыкальной школе», пианист по завершению учебы обязан продемонстрировать умение сыграть с листа цифрованный бас, а также гармонизовать за фортепиано заданную мелодию.

Хотелось бы несколько подробнее остановиться на полифоническом слухе. Под полифоническим слухом понимают образование как минимум двух голосов по отношению к фактуре. К.Мартинсен писал: «Лишь тогда, когда каждый голос в своих повышениях и понижениях поет самостоятельно, самостоятельно дает свои акценты, самостоятельно декламирует, — лишь тогда начинает светиться душа рояля». Полифонический слух способен воспринимать несколько самостоятельно развивающихся звуковых линий. Играя на рояле, нужно стремиться к тому, чтобы ярче оттенить, высветить отдельные элементы звуковой конструкции. Нельзя допустить, чтобы ученик слышал лишь один верхний голос, а все остальные смешивались в бескрасочный звуковой комок. Надо добиваться от учеников вслушивания во все составные элементы музыкальной ткани. Существует несколько эффективных приемов для развития полифонического слуха:
а) проигрывание поочередно и в отдельности каждого из голосов полифонического произведения;
б) проигрывание отдельных пар голосов (сопрано-бас, сопрано-тенор, бас-тенор и т.д.);
в) совместное проигрывание на одном или двух инструментах полифонического произведения по голосам, по парам голосов;
г) пропевание вслух или про себя одного из голосов. При игре баховских фуг полезно поочередно пропускать то бас, то тенор, то альт и восполнять эти голоса их выразительным пропеванием;
д) проигрывание полифонического произведения с концентрацией внимания на каком-либо одном голосе, при этом намеренно приглушать остальные голоса.

Очень коротко хотелось бы остановиться на развитии внутреннего слуха.
Выдающийся психолог Б.М.Теплов писал: « Внутренний слух это не просто способность представлять себе звуки, а это способность оперировать музыкальными слуховыми представлениями». Вот несколько приемов для формирования-развития внутреннего слуха:

Читать еще:  Воспитание ребенка от 1 года до 2

а) подбор музыки по слуху. Этот вид очень полезен, так как требует ясных и четких слуховых представлений. К этому пункту применимо и транспонирование;
б) проигрывание пьес в замедленном темпе;
в) проигрывание музыкального произведения способом «пунктира»-
одну фразу «вслух», другую «про себя»;
г) беззвучная игра на инструменте;
д) исполнение музыкального произведения «про себя», по принципу
«вижу-слышу»;
е) выучивание произведения наизусть, или фрагмента, посредством
мысленного музицирования по нотам.

В.И.Сафронов даже при технической работе советовал изучать трудные места сначала глазом, и только тогда, когда пассаж совершенно ясно будет запечатлен в памяти, приступать к игре его на память на клавиатуре.
В заключении хотелось сказать, что для развития музыкального слуха идти нужно от слуха к движению, а не наоборот. Научить слышать, воспитать ухо, выработать у ученика интонационно и тембрально тонкий слух – вот первая задача педагога-музыканта.

Литература:

1. Б.М и л и ч — «Воспитание ученика-пианиста» 1977г.
2. Л.А.Б а р е н б о й м — «Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства» 1969г.
3. К.А.М а р т и н с е н — «Индивидуальная фортепианная техника 1966г.
4. Г.М.Ц ы п и н — «Обучение игре на фортепиано» 1984 г.
5. Г.Г.Н е й г а у з — «Об искусстве фортепианной игры» 1982 г.
6. Л.М а к к и н о н — «Игра наизусть» 1967 г.
7. Ю.Н. Т ю л и н — «Учение о фактуре и мелодической фигурации» 1980г.
8. А.А. Н и к о л а е в- «Очерки по методике обучения игре на фортепиано» 1950 г.

Открытый урок. Тема: «Музыкальный слух и его развитие в процессе обучения игре на фортепиано»

Разделы: Музыка

  1. Обучение учащихся навыкам, умениям играть разные музыкальные произведения (полифония, крупная форма, пьесы, этюды) музыкально, эмоционально, с тщательным слуховым контролем.
  2. Воспитание интереса к изучаемым музыкальным произведениям.
  3. Развитие слухового восприятие музыки, эмоциональное отношение к исполнению изучаемых музыкальных произведений.
  4. Показать практическое применение методов работы.
  5. Проследить этапы и виды музыкального слуха у учащихся.

Обучение игре на фортепиано, как и на любом инструменте, прежде всего является обучением музыке. Оно не соответствует этой цели, если педагог ограничивается тем, что учит читать ноты и развивает у ученика ловкость и быстроту движения рук. Обучение игре на фортепиано можно назвать обучением музыки лишь в том случае, если, развитие всех навыков идёт рука об руку с развитием слуха и музыкального понимания.

Воспитание слуховых качеств учащегося-пианиста является одной из главных задач в фортепианной педагогике.

Основной задачей музыканта-педагога является развитие музыкального слуха у учащегося на протяжении всех лет обучения.

Педагог должен развить у ребёнка:

  1. Звуковысотный слух
  2. Мелодический слух.
  3. Полифонический слух.
  4. Гармонический слух.
  5. Тембро-динамический слух.
  6. Внутренний слух.

Существует много методов развития музыкального слуха.

Многие пианисты сопровождают свою игру подпеванием – это означает, что фортепианное исполнительство как процесс создаёт благоприятные условия для музыкально-слухового воспитания и развития.

Пение – естественный путь формирования звуковысотного слуха – это общепризнанно.

В арсенале преподавателя-пианиста насчитывается немало приёмов и методов, способных дать эффективное улучшение звуковысотного слуха у учащихся различных возрастов.

Методы (основные из них, которые я использую в работе со своими учениками):

1. Воспризведение голосом в начальный период обучения отдельных звуков, сыгранных педагогом. Интонирование голосом небольших гаммаобразных последовательностей. Пропевание коротких мелодических отрывков (из репертуара у учащегося). Транспонирование их в пределах доступного учащемуся.
2. Произвольное дублирование голосом (пение вслух). Очень полезно, чтобы ребёнок сольфеджировал мелодию пьесы, во время игры. Петь тему, одновременно играя её, очень полезный метод развития слуха.
3. Пропевание одного из голосов 2-х, 3-х или 4-х голосной фактуры, с одновременным исполнением остальных, на фортепиано.
4. Чередование в ходе разучивания фортепианного произведения мелодических фраз, исполняемых вокально, с фразами, исполняемыми на инструменте. Метод, который рекомендовал в своё время Г.Г.Нейгауз «Два-три такта играйте, потом пойте, опять играйте, опять пойте».
5. Пропевание целиком от начала до конца основных тем, мотивов произведения.

Практический показ: Р.н.п. «Во поле берёза стояла» в исполнении ученицы 1 класса.

Мелодический слух у учащихся фортепианного класса заметно улучшается в ходе исполнения кантиленой музыки различных жанров и стилей. Чтобы гибко, напевно, эмоционально проинтонировать мелодию, музыканту надо обладать чутким отзывчивым слухом.

В распоряжении педагога-пианиста имеется ряд практических приёмов и методов, помогающих укрепить мелодический слух.

1. Проигрывание на инструменте мелодического рисунка пьесы отдельно от партии сопровождения. Это с одной стороны, эффективный метод пианистической работы, с другой – отличный метод развития мелодического слуха.
2. Воспроизведение мелодии на фоне аккомпанемента (более простого или чтобы играл педагог этот аккомпанемент, а ученик играл мелодию).
Ребёнок сразу представляет, как должна звучать мелодия.
3. Исполнение на фортепиано отдельной партии аккомпанемента (звукового фона) с одновременным пропеванием мелодии голосом вслух, затем то же, но с пропеванием мелодии «про себя» — активным внутреннеслуховым переживанием – осмыслением её.
4. Максимально детализированная работа над фразировкой музыкального произведения, тщательная звуковая «выделка» и «оттачивание» мелодической фразы. Это укрепляет (профессионализирует) мелодический слух, оказывает помощь в воспитании у учащегося.

Практический показ: В. Ребиков «Осенние листья» в исполнении ученицы 4 класса.

Под полифоническим слухом понимается музыкальный слух в его проявлении по отношению к фактуре, образованной как минимум 2-мя голосами. Воспитание полифонического слуха – один из важнейших и наиболее сложных разделов музыкального воспитания.

Фортепианная педагогика накопила значительное количество методических приёмов, способствующих развитию полифонического слуха.

Методы (наиболее эффективные):

1. Проигрывание поочерёдно и в отдельности каждого из голосов полифонического произведения. Осмысление их мелодической самостоятельности.
2. Проигрывание отдельных пар голосов (1 и 3, 2 и 3, 1 и 2 и т.д.). Требование при этом прежнее: выявление индивидуальной мелодико-тематической характерности каждого голоса.
3. Совместное проигрывание (учитель – ученик) полифонического произведения по голосам, по парам голосов.
4. Пропевание вслух или про себя одного из голосов полифонического произведения, одновременно игра остальных на фортепиано.
5. Исполнение вокальным ансамблем (педагога и учащегося) голосов полифонического произведения.
6. Проигрывание полифонического произведения с концентрацией внимания на каком-либо одном голосе при намеренном затушевании, приглушении остальных голосов (метод рекомендовавшийся А.Б. Гондельвейзером, Г.Г.Нейгаузом и рядом других известных пианистов).

Практический показ: И.С.Бах ХТК 2 том Прелюдия и фуга фа минор в исполнении ученика 7 класса.

Гармоническим слухом называют музыкальный слух в его проявлении по отношению к созвучиям комплексам звуков различной высоты в их одновременном сочетании.

Вот некоторые методы, развивающие слух гармонически:

1. Проигрывание музыкального произведения в замедленном темпе, сопровождающееся напряжённым, интенсивным вслушиванием во все гармонические модификации, чередования – смены звуковых структур.
2. Разбор тонального плана, его анализ. Прослушивание гармонической основы.
3. Проигрывание мелодии с гармоническим сопровождением.

Практический показ: С.Геллер Этюд Фа мажор в исполнении ученицы 4 класса.

Фортепиано – инструмент богатейшего тембро-динамического потенциала. Колоссальные возможности динамики, огромный диапазон, педали, позволяющие создавать разнообразные эффекты – всё это даёт основание говорить о тембро-динамической возможности игры на фортепиано (рояле).

А.Г.Рубинштейн говорил: «Вы думаете, что рояль – это один инструмент, а это сто инструментов».

Ф. Бузони подчёркивал, что рояль «великолепный актёр»: ему дано имитировать голос любого музыкального инструмента, подражать любой звучности.

Музыкальный слух в его проявлении по отношению к тембру и динамике называют тембро-динамическим.

Тембро-динамический слух учащегося, его слуховое воображение зависит во многом от преподавателя.

1. Определить, конкретизировать художественные требования к звуку.
2. Одним из наиболее эффективных методов является слово педагога. Звуки фортепиано могут быть тёплыми и холодными, мягкими или острыми, светлыми или тёплыми, яркими или матовыми. Всё это надо образно пояснить, дать почувствовать ученику, иначе игра рискует оказаться бедной, бескрасочной.
3. Детализированное, скрупулезное выявление тембро-динамических градаций в музыкальном произведении.
4. Работа с оттенками, погружаться в гармонию звуков, искать тончайшие нюансы в игре.
5. Учащемуся предлагается мысленно «оркестровать» фортепианную фактуру, представить себе специфическое звучание того или иного оркестрового инструмента. Таким путём достигается особая заострённость, конкретность тембро-динамических ощущений ученика.

Итак, тембро-динамический слух, получая импульсы со стороны живописно-образного воображения и фантазии ученика, кристаллизируется и совершенствуется через стремление к воплощению в жизнь определённых художественно-изобразительных замыслов и идей.

Практический показ: Л.Моцарт Фантазия ре минор в исполнении ученицы 5 класса.

Внутренний слух – понимание музыки как особой способности к представлению и переживанию её вне опоры на внешнее звучание, способности к мысленному представлению музыкальных тонов и их классическому определению Н.А.Римского-Корсакова.

Методы (основные из них):

1. Подбор музыки по слуху (практикуемый обычно в начальный период обучения). Подбор как особый вид пианистической деятельности исключительно полезен, поскольку со всей непреложностью требует от ученика ясных и чётких слуховых представлений – здесь всё от слуха.
2. Исполнение пьесы в замедленном темпе, с установкой на предслышание (разведку слухом) последующего развёртывания музыки.
3. Проигрывание музыкального произведения способом «пунктира» — одну фразу «вслух», другую «про себя», сохраняя в то же время ощущение непрерывности. Слитности движения звукового потока.
4. Беззвучная игра на клавиатуре инструмента это обостряет внутренний слух у учащегося.
5. Прослушивание в записи произведения при одновременном прочитывании нотного текста.
6. Мысленное проигрывание музыкального произведения (исполнение «про себя»). Учиться читать глазами нотный текст.

Воспитание и развитие музыкального слуха у учащегося, является основной задачей в фортепианной педагогике, идти от слуха к движению, а не наоборот.

«Научить слышать, воспитать ухо, выработать у ученика интонацию и тембрально тонкий слух».

Читать еще:  Голос и процесс его воспитания кратко

Музыкальный слух учащегося фортепианного класса естественным образом, развивается и совершенствуется в условиях соответствующего обучения. Преподаватель-пианист должен найти и применить эффективные методические приёмы и средства, с помощью, которых при необходимости он может энергично воздействовать на этот процесс, в сторону его интенсификации.

Р. Шуман писал: «Развитие слуха – это самое важное».

  1. Алексеев А.А. Методика обучения игре на фортепиано. М., — 1978г.
  2. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. К., 1982г.
  3. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М., — 1984г.
  4. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. К.,2001г.

Развитие музыкального слуха в дошкольном детстве

Лапчук Лариса Анатольевна
Развитие музыкального слуха в дошкольном детстве

Музыкальный слух – это способность воспринимать ладовые и звуковысотные

соотношения. Он формируется в процессе музыкальной деятельности ребёнка на

основе имеющихся у него задатков. И от того, насколько благоприятны условия

для их развития, зависит успешность формирования музыкального слуха.

По определению психолога Б. М. Теплова главными компонентами музыкального

слуха являются:

Звуковысотный слух

Важнейшее проявление музыкального слуха – восприятие высоты звука.

Формирование музыкального слуха – это процесс его первоначального становления.

Он отличается от процесса развития музыкального слуха, так как развивать

можно только то, что уже имеется. Развитие слуха зависит от многих

немузыкальных факторов. Например, от состояния умственных способностей,

наличие здорового или больного голосового аппарата, от состояния здоровья ребёнка.

Согласно исследованию педагога-музыканта И. П. Гейнрихса, в группах детского сада

всегда есть дети,которые:

Могут спеть чисто данный звук (в объёме их диапазона)

У этих детей слух сформировался очень рано, под влиянием условий жизни

или на основе очень хороших задатков;

Большинство звуков поют правильно, а отдельные звуки неверно

У этих детей формирование слуха близко к завершению;

Поют то интонационно точно, то фальшиво;

Все звуки поют неверно;

Верхние и нижние звуки поют фальшиво, а средние — интонационно точно

(дети со средним диапазоном голоса);

Поют в широком диапазоне, но вне всякой связи с заданными звуками.

В последних четырёх случаях имеет место несформированный музыкальный

слух.

Формирование слуха связано с восприятием музыкальных звуков. Учёные

доказали, что при восприятии музыки у детей и у взрослых наблюдается движение

голосовых связок. Они являются в некотором роде органам

восприятия. И на первом этапе формирования у детей музыкального слуха главным

условием восприятия звуков является воспроизведение их голосом.

Обучая пению, педагог направляет процесс воспроизведения детьми звука путём

подстраивания воспроизводимой высоты к заданной. Ребёнок при помощи педагога

находит нужную высоту. Затем ребёнок воспроизводит мелодию, но скорее всего

неосознанно. Для закрепления такого унисона, требуется неоднократное повторение

акта подстраивания певческого голоса ребёнка к данной высоте мелодии.

Для того, чтобы дети правильно воспроизводили звуки, необходимо сформировать и

закрепить в их памяти слуховое представление об унисоне, заниматься расширением

Помимо восприятия и пения, которые являются начальной ступенью, равное

значение для полноценного развития музыкального слуха имеют такие виды

музыкальной деятельности, как музыкально-ритмические движения и игра на

музыкальных инструментах.

Все эти виды музыкальной деятельности являются неотъемлемой частью

музыкального занятия в детском саду.

Но прежде, чем обозначить пути к развитию музыкального слуха, я хотела бы

напомнить, что первые задатки музыкальности формируются в окружающей среде

ребёнка. Это его семья и условия жизни, в которых он развивается.

Пути к развитию музыкального слуха:

Слушание классических произведений, обогащает мир ребёнка, развивает

его способность эмоционально реагировать на музыкальные образы. Слух

ребёнка воспринимает высокохудожественное музыкальное произведение, в

идеальном, качественном исполнении.

В процессе обучения пению, необходимо учить детей слушать себя,

подстраивать своё пение под звучание музыкального инструмента. Полезно

петь, исполняя мелодию на металлофоне, так как металлофон более

звонкий инструмент, а продолжительность звучания, позволяет ребёнку

более точно подстроиться.

Если ребёнок поёт в ансамбле или хоре, то важно научить его слушать во

время пения других детей, чтобы не превратить исполнение в соревнование

«кто громче?». Выбирать песни, нужно, удобные по диапазону; для

достижения высокого звучания — давать упражнения на небольшие

интервалы (секунда, терция, кварта).

Разучивая с ребёнком танцевальные композиции, нужно учить его

согласовывать движения с музыкой, вовремя начинать и заканчивать

движения, менять характер движений в зависимости от характера

музыки, передавать в движении музыкальные образы.

Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают

для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают

красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество

пения, музыкально-ритмических движений. Исполнение на детских

музыкальных инструментах небольших попевок, помогает развивать у

детей мелодический слух, чувство ритма, голос, способность сравнивать и

различать звуки по высоте и тембру (тембровый слух).

Развитие музыкального слуха у детей дошкольного возраста, невозможно без игры. В

игре, ребёнок незаметно для себя, постигает азы музыкальности.

Игры для развития музыкального слуха:

1. «Лесенка» — Различение высоты звуков и направления движения

мелодии вверх, вниз.

2. «Кто поёт?»Развивает у детей способности различать регистры.

3. «Музыкальный домик»Развивает у детей умение различать тембр

различных детских музыкальных инструментов.

4. «Весело-грустно»Развивает представление о характере музыки.

5. «Кого встретил колобок»Развивает представления о регистрах.

6. «Узнай и сложи попевку» — Учит узнавать по ритмическому

рисунку, ту или иную попевку.

7. «Весёлый поезд» — Умение различать изменения темпа музыки.

8. «Громкая и тихая музыка» — Умение различать динамические

оттенки музыки.

9. «Разноцветные кубики» — Умение различать в музыкальном

произведении части, вступление и заключение.

Подводя итоги,хотелось бы закончить свои рекомендации двумя фразами:

Музыкален каждый ребёнок от рождения!

Обучайте, играйте, терпите, ждите!

Развитие фонематического слуха у дошкольников «Развитие фонематического слуха у дошкольников» Родители часто полагают, что достаточно выучить с ребёнком буквы, и он станет грамотно читать.

Игра на развитие фонематического слуха и развитие звукобуквенного анализа слова «Урок Феи Музыки» Цель: Развивать фонетико-фонематическое восприятие Отрабатывать навыки звукового анализа слова Задачи: развитие устойчивости слухового.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве Методическая разработка по теме: «Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве» Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном.

Конспект занятия по музыкальной деятельности «Игры с пением для развития у детей музыкального слуха, голоса и чувства ритма» Конспект «Игры с пением для развития у детей музыкального слуха, голоса и чувства ритма» Цели и задачи: развивать у детей чувства ритма,.

Консультация «Развитие художественно-речевой деятельности в дошкольном детстве» РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО –РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ. Слайд 2. Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда, когда он живёт в мире.

Оформление музыкального зала на День матери в дошкольном учреждении Организация утренников в детском саду – дело ответственное. К нему заранее готовится весь педагогический состав образовательного учреждения.

Развитие речи детей с нарушением слуха Развитие речи детей с нарушением слуха. В специальных условиях коррекционного обучения детей с нарушением слуха предусматривается целенаправленное.

Развитие предпосылок трудовой деятельности в раннем детстве Трудовая деятельность является важным средством развития личности ребёнка, становление его самостоятельности, осознания ценности труда в.

Сюжетно-ролевая игра в дошкольном детстве. Роль воспитателя Сюжетно-ролевая игра в дошкольном детстве рассматривается как своего рода (моделирование социальных отношений». В играх проявляется непосредственный.

Развитие музыкального слуха у детей

Хотите развить музыкальные способности, в частности, слух у ребенка? Запросто! У меня как раз появилась возможность на собственном опыте проверить некоторые свои догадки и поделиться результатами.

Все мы знаем, что для того, чтобы ребенок быстрее научился говорить, нужно читать ему книжки и много разговаривать именно с ним (а не по телефону в его присутствии). Чтобы ребенок научился говорить «чисто», хорошо выговаривая буквы, нужно говорить с ним очень четко, не глотая окончания и не коверкая слова. А бабушкам запретить сюсюкать — очень они это дело любят. Впрочем, это тоже давно и хорошо известно.

Дети очень любят подражать. В принципе, все начальные умения берутся из подражания взрослым. И никогда ребенок не будет читать книги, если в его присутствии не читают и не обсуждают прочитанное родители. Точно так же дело обстоит и с развитием музыкального слуха у детей. Если родители не поют и не играют на музыкальных инструментах, детям не с кого брать пример. Поэтому определимся сразу: хотите развить слух у ребенка? Развивайте его сначала у себя (не забываем, что папы Баха и Моцарта тоже были музыкантами). Как правило, родители задумываются о развитии слуха, когда ребенку уже минимум 4 года. Они ведут его в музыкальную школу, и там пытаются научить его скрипеть, барабанить или дудеть на чем-нибудь. Но ведь это очень поздно, и совсем-совсем не эффективно!

Конечно, если ребенок — самородок, дорогу он все равно себе пробьет, не смотря ни на что. Но если ребенка отдают в школу только ради пользы и общего развития — как правило, это потраченные впустую время и деньги. И стойкая нелюбовь к музыке на всю жизнь.

Итак, определимся: чем раньше начать развитие слуха у ребенка, тем лучше. В идеале, надо заниматься этим еще до его рождения. Причем, если раннее чтение, плавание, и прочие развивающие занятия вызывают много споров, и полезны только условно, то правильно организованные занятия музыкой полезны безусловно. Ведь в принципе, это всего лишь игра, ни к чему не обязывающая, и очень веселая.

Читать еще:  Основные функции воспитания созидательно культурная

Закрепим. Хотите вырастить Моцарта?
1. Занимайтесь музыкой сами, в любой доступной форме.
2. Начните занятия музыкой еще до рождения ребенка.

Секрет заключается именно в правильности организации занятий. Беременным часто советуют слушать классическую музыку, и некоторые мамы доходят до того, что надевают наушники прямо на животик. На мой взгляд — совершенно неэффективный способ. Я уже писала, что если вы — не поклонник музыки, тем более, классической музыки, то и ваш ребенок слушать и любить ее не будет. Плюс, если немного освежить знания физиологии человека и физических законов природы, становится очевидно: ребенок в животе практически не слышит музыку извне.

Попробуйте сами погрузить голову под воду и попытаться услышать что-либо, кроме шума в ушах. А если еще вспомнить, что голова ребенка к концу беременности находится в районе таза. Как прикажете слушать музыку, находясь в. Ну, в общем, там?

Я не утверждаю, что слушать музыку вообще не надо. Надо! Причем, не только спокойную классическую. Танцевальная, легкий рок, эмоциональная классическая — все это годится к прослушиванию! Ведь ребенок очень хорошо ощущает эмоции, которые испытывает мама при прослушивании.

Если есть силы и желание, то живые концерты тоже то, что вам надо! Например, будучи на 7 месяце беременности мы с сыном ходили слушать «Травиатту». А до этого были и выступления на концертах, и эфиры на телевидении, и репетиции. И ребенок ясно давал понять, какая музыка ему нравится, а какая нет. Особенно сильно любил он звук арфы, которую я рекомендую всем будущим мамам, как источник невероятно приятных эмоций!

Но самое главное — пение самой мамы. Вибрации, которые рождаются в теле при пении, передаются через кость и жидкость организма, и ребенок имеет возможность слушать и слышать самый лучший в мире голос — голос мамы. Кстати, работа диафрагмы в процессе пения — вот первые уроки ритмики для малыша.

Правильное пение и связанное с ним правильно организованное дыхание полезны не только малышу, но и будущей маме. Дыхание помогает в родах, улучшает здоровье и душевное самочувствие. Это слышат почти все мамы на курсах для будущих родителей, и это — правда.

Итак, закрепим:
1. Слушайте музыку. Разную! Чем больше, тем лучше.
2. Пойте сами. Громко и тихо, весело и грустно, главное — с душой! Что останется бедному младенцу? Полюбить этот голос, раз не получается заткнуть уши! Пойте как умеете, главное, чтобы это нравилось вам и малышу.

Если вы делали все правильно, много пели и слушали разную музыку, то после рождения ребенка вы получите небольшой бонус. Детка будет узнавать и любить ваш голос. Приучите его сразу к нескольким колыбельным (запаситесь репертуаром заранее), и когда он будет капризничать, пение станет огромным подспорьем в деле усмирения младенца. Все это произойдет, конечно, не сразу, но при должной настойчивости непременно принесет свои плоды. Не стесняйтесь, ребенок больше всего на свете любит ваш собственный голос.

Так смешно смотреть, как месячный ребенок пытается открывать рот вместе с мамой и пропевать то же, что поет она. Дальше больше: любимые стихи Чуковского и Барто очень хорошо ложатся на музыку. Не на какую-то известную музыку, а просто на музыку. Выдумывайте подобие мелодии, развлечете не только ребенка, но и себя. Ведь очень трудно сто пятьдесят раз читать одинаковым голосом «Муху-цокотуху».

Так же очень хорошо обеспечить ребенка музыкальными инструментами (кастрюли — не в счет!). Пусть это будут какие-нибудь дудки, игрушечная гитара, синтезатор. Главное, чтоб инструмент давал возможность играть и самому ребенку, а не просто сам играл музыку. Крепитесь! Какофония — важный этап на пути становления любого музыканта!

Недавно мой двухлетний сын открыл для себя кластеры (кто не в теме: это нажатие клавиш разными частями тела). Ему подарили синтезатор: простенькие клавиши с небольшим набором демо, и разными звуками. Первое, что сделал ребенок — стал нажимать на клавиши локтями и даже ногами, и наслаждаться. Пришлось объяснять ему, что такое консонанс и диссонанс. В результате, игры ногами и локтями стало меньше, зато ребенок научился нажимать двумя пальцами разные клавиши, и спрашивать: «А это?». Тут и наступило время рассказывать про разные интервалы. Это все к тому, что ребенок должен быть обеспечен подручными материалами, а вы должны иметь минимальные познания в музыке, хотя бы на уровне «до-ре-ми».

Итак, договоримся:
1. Вы много и с удовольствием поете ребенку, воспринимая это не как нудное занятие, а как веселую игру.
2. Каждому музыканту по инструменту! Родителям желательно тоже обзавестись.

По прочтении статьи, наверняка многие скажут: и все равно, музыкальный слух — это дар, талант и особенность. И тут я сразу не соглашусь. Я много наблюдала за чужими детьми, теперь и за своим сыном, и вижу, насколько жадно все без исключения дети учатся говорить, издавать разные звуки, общаться. С каким рвением часами они произносят одно и тоже слово, набор звуков, все улучшая и улучшая свои речевые способности (вот бы и в школе все они учились так прилежно!).

Те, кто занимается изучением языков, знают, что для правильного произношения очень важен музыкальный слух. Да-да, именно музыкальный. Понимание того, где находится ударение, какой слог растянуть, какой сжать, как именно произносятся те или иные звуки чужой речи — это все задачи музыкального слуха.

Давайте послушаем, как дети учатся говорить. Многократно повторяя одни и те же слова, сначала неправильно, потом все правильнее, ребенок вырабатывает четкое произношение. И знаете что? Ведь никто из взрослых не говорит «вОда» вместо «водА» и «нОга» вместо «ногА». А это значит (та-ра-ра-рам!), что все люди изначально имеют музыкальный слух! Конечно, я имею в виду здоровых нормальных людей.

К сожалению, потом где-то в возрасте трех лет музыкальный слух начинает отмирать за ненадобностью. В свое время я очень удивлялась, слыша как хорошо трехлетки подбирают на слух простенькие мелодии, а потом, через несколько лет у этих же детей не находила даже зачатков слуха. Самое большое, что у них оставалось — это желание танцевать. Но не петь и не музицировать.

Поэтому оставим разговоры про Божью искру в стороне, и примем как данность: все желающие учиться музыке могут начать это делать беспрепятственно! Не все станут музыкантами, потому что кроме слуха музыканту необходим еще соответствующий темперамент и склад ума («склад ума» — хорошо написала!), но вырастить ребенка музыкального, и даже музыкально-танцевального под силу любому родителю.

А я продолжу свои практические рекомендации.

Как только ребенок начнет повторять за вами слова, хватайте быка за рога, и начинайте с ним занятия. вокалом. Не с быком, конечно, а с ребенком. Заметив, что ребенок спокоен и весел, предложите ему повторить за вами простенькие две-три ноты с любым слогом или гласной буквой. Например, слог «Ма-ма-ма», спетый по трезвучию. Уверяю, результат будет феерический, поэтому видеокамеру держите под рукой!
Еще у нас сыном хит сезона — «Кошачий концерт» Дж. Россини. Я пою основную партию, а сын вставляет тоненькие «Миу!».

Дальше — больше. Кроме простых повторов, периодически спрашивайте его «А как мама поет?», «А как дядя на дудочке играл?» (надеюсь, вы продолжаете давать ребенку слушать разную ХОРОШУЮ (а не «Владимирский централ») музыку?). Результатами восхищаться обязательно: ничто так не греет музыканту душу, как бурные аплодисменты.
Наверняка ваш ребенок от избытка эмоций любит поорать. Не поплакать и покапризничать, а именно поорать. Это когда он выбегает на улицу с криком «ААААААААААААА. «. Дайте ему возможность покричать, но иногда можно попросить его не кричать, а спеть. Энергия, направленная в нужное русло — вот то, что нам нужно.

Не шпыняйте его, когда он вопит в подъезде, наслаждаясь собственным голосом: ведь очень многие люди не поют именно потому, что их забили в детстве. Найдите в вашем районе арку в многоэтажном доме, и периодически ее посещайте, научив ребенка громко там кричать и слушать, что получится (устройте конкурс, кто кого перекричит, но в разумных пределах, конечно!). Возмущенным жильцам объясняйте, что растите Лучано Паваротти, и именно в этой арке потом будет висеть позолоченная табличка «Здесь учился и работал гений».

На любом музыкальном инструменте, имеющем ноты (это я к тому, что кастрюли не подойдут), покажите ребенку, где живет медведь, где волк, где лиса, а где птичка-синичка. Ясное дело, что медведь — самые низкие ноты, синичка — самые высокие. Пусть потом сам слушает и сочиняет сказки про зверей на музыкальном инструменте. Это научит ребенка различать низкие и высокие звуки.

И еще одно. Хорошей музыке — зеленый свет, но только не в фоне! Послушали и выключили. Ничто так не будит творческие музыкальные способности как тишина в доме. Если в доме постоянно работают радио, телевизор или магнитофон, можете попрощаться со слухом и голосом. И своим, и ребенка (а вы думаете, почему сейчас так мало хороших голосов?).

Итак, подведем итог:
Все мы знаем, как трудно занять двухлетку. А за счет музыкальных занятий жизнь можно конкретно разнообразить! Поделал то, позанимался этим, а тут уж время купаться и спать подошло! Ура.

О занятиях с более старшими детьми я, возможно, напишу позже. Устроив, так сказать, полевые испытания.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector